Глава 1. Исторические аспекты торговли людьми.
1.1. Зарубежный опыт уголовной ответственности за торговлю людьми.
Проблема торговли людьми не признает государственных границ, не делает разницы между развитыми странами и развивающимися. Она прекрасно адаптирована как к бедности, так и к роскоши. Эта проблема одинаково существует как перед народами, которые втянуты в военные конфликты, так и перед теми, которые живут мирно. Будучи связана с сексом и огромными суммами денег, проблема касается наиболее интимных сторон жизни человека, одновременно влияет на развитие всего общества, превращая женщину в рабыню, сводя ее существование до уровня животного в нижайшем его проявлении.
Формулирование такой проблемы как «белое рабство» началось в первой половине ХХ века, когда большинство стран тогдашней Европы подписало в 1904 году в Париже Международный Договор, направленный на борьбу с этим явлением. В октябре 1999 года МВД Великобритании провело последний из восьми семинаров и конференций, посвященных данной проблеме. Темами семинара стали незаконная торговля людьми и сексуальная эксплуатация. Так впервые появился термин «белое рабство», означающий торговлю людьми на современном историческом этапе развития. В то время особенное внимание уделялось женщинам Великобритании, которых принуждали к проституции в странах континентальной Европы. Позже понятие «белого рабства» распространялось на общее понятие торговли живым товаром.
Набирается достаточно солидный перечень исторических справок о видении проблемы и принятых в Великобритании законах, организации различных национальных ассоциаций по борьбе с торговлей людьми в период 1880 – 1899 годов, а также о международных конференциях и соглашениях в период до второй мировой войны.
Так, Международная конференция от 1910 г. предусматривала наказание для тех, кто для удовлетворения половой страсти другого лица подкупает, обольщает или увлекает женщину или несовершеннолетнюю девушку для аморальных целей, а также женщин старше 20 лет путем принуждения или мошенничества. Конвенция предусматривала наблюдение за портами и железнодорожными станциями для выявления людей, которые занимаются поисками женщин и девушек с целью вовлечения их в аморальную жизнь, а также экстрадицию правонарушителей.
Достаточно интересный вариант уменьшения спроса (вообще на оказание подобного рода услуг) нашли Шведы. В этой стране был принят Закон о насилии над женщинами, в котором проституция введена в ранг насилия против женщин, а «покупка сексуальных услуг» запрещена, наказуема штрафами и/или тюремным заключением до 6 месяцев1. Таким образом, женщина в Швеции наделяется широким спектром прав, имея возможность отстаивать свои интересы в суде, тем самым не просто защищая себя, но и выявляя лиц, занимающихся деятельностью по принуждению к оказанию сексуальных услуг. В итоге данная деятельность перестает быть скрытой (латентной), и ей становится вполне возможно противостоять.
На уровне отдельных государств (в основном это страны бывшего Советского Союза) в уголовное законодательство внесены надлежащие статьи, предусматривающие уголовную ответственность за торговлю людьми (подобные изменения в уголовном законодательстве произведены в Литве, Латвии, Белоруссии, Грузии, Таджикистане, Казахстане и на Украине, и в некоторых других странах), что наиболее ярко подчеркивает сходство их правовой системы с Российской в области уголовного права.
Огромный вклад в деятельность по предотвращению такого явления, как торговля людьми, вносят международные негосударственные организации, правительства многих государств мира.