Глава 1. Теоретические аспекты развития коммуникативных качеств детей дошкольного возраста
1.1 Особенности развития коммуникативных качеств детей старшего дошкольника
Одним из основных достижений ребенка старшего дошкольного возраста принято считать умение правильно вступить беседу без ссор, лаконично и доступно сформулировать и объяснить свои мысли для собеседника.
Смирнова Е.О. дает следующие пояснение понятию общение.
«...Общение — это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире. Общение всегда направлено на другого человека. Этот другой человек выступает не как физическое тело или организм, а как субъект, как личность, которая наделена своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения. Отсюда следует, что общение — это всегда взаимная, обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров....» [31, с 5].
А. А. Леонтьев считает, что одним из наиболее социально обусловленных видов способностей – является способность к общению. «Способность к общению предполагает умение строить свое поведение согласно социальным нормам, т.е. требованиям, предписаниям и ожиданиям соответствующего поведения, при котором сам человек может быть принят и понят другими» [20, с. 34].
М. И. Лисина в своих работах говорит, что способность к общению зависит от склада характера, типологических свойств личности. Важнейшими из них являются коммуникативные способности. Развитые коммуникативные способности позволяют грамотно строить межличностные отношения с людьми, эффективно взаимодействовать с ними в совместной деятельности [22, с. 34].
В старшем дошкольном возрасте полным ходом идет развитие познавательной деятельности. Поэтому неумение общаться и поддерживать доброжелательные отношения могу привести ребенка к ограничению контактов, развитию неуверенности в себе. Если у старшего дошкольника отсутствует общение, то происходит торможение развития всех сторон ребенка.
Между понятиями «общение» «коммуникация» проходит тесная связь. В новейшем философском словаре термин «коммуникация» определяется как «смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия».
Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе в его коммуникативном развитии. За период дошкольного детства ребенок проходит ряд этапов социализации: возникновение потребности ребенка в общении со сверстниками, адаптация к дошкольному учреждению, умение подчинять свое поведение законам детских групп на основе усвоенных правил и норм поведения. Таким образом, если на каждом из этих этапов создан благоприятный социум, вовремя формируются необходимые коммуникативные навыки, соответствующие данному возрасту, то уже 5-6 летний ребенок свободно общается с окружающими, соблюдая нормы и правила, принятые в данном обществе.
Сегодня за работу по формированию коммуникативных умений и навыков отвечает основной нормативный документ, в котором четко прописаны способы их развития. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования дает следующие целевые ориентиры по социально – коммуникативному развитию:
- ребенок инициативен, критичен, имеет адекватную самооценку и чувство личной ответственности за свое поведение и деятельность;
- просвещен в вопросах культурного общения; активно взаимодействует с взрослыми и сверстниками;
- принимает участие в совместных играх;
- находит компромиссы;
- умеет радоваться успехам и сочувствовать неудачам других;
- учитывать интересы и чувства других;
- социально приемлемо выражает эмоции;
- умеет находить решение в трудных конфликтных ситуациях;
- может провести различия между настоящей и игровой ситуацией; учитывает в своей деятельности принятые правила и нормы;
- хорошо владеет речевыми средствами;
- умеет выразить идеи и потребности как вербально, так и не вербально;
- проявляет познавательную активность;
- задает много вопросов и пробует придумывать объяснения всему многообразию явлений природы и человеческим поступкам;
- обладает начальными знаниями и представлениями о себе, о природе, о том мире, в котором живет [1, с. 26].
Включение в любую деятельность, в том числе и коммуникативную, требует от ребят конкретных умений. Умение – есть способность выполнять, различные действия, соблюдая принятые правила, пока действие еще не автоматизировано [31, с. 15].
М. И. Лисина обозначила речевые средства в области отношений ребенка и взрослого: выразительность мимики отражающей внутреннее состояние (экспрессивно-мимические), движения и позы возникающие в совместной деятельности, как выражение готовности к общению (предметно-действенные), речь (речевые средства, появляющиеся последовательно, с большими интервалами [24, с. 12]. Она же в развитии общения «ребенок-взрослый» выделила этапы: потребности, мотивы и средства общения. В дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения «ребенок- взрослый»: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное [49, с.13].
Согласно концепции М. И. Лисиной, к семи годам у ребенка формируется внеситуативно-личностная форма общения с взрослым, характеризующаяся тем, что общение разворачивается на фоне теоретического и практического познания ребенком социального мира [23]. При такой форме общения ведущими становятся личностные мотивы. Внеситуативно-личностное общение не является стороной какой-либо деятельности, а представляет собой самостоятельную ценность.
Ребенок акцентирует больше заинтересованности в характерных чертах межличностных контактов, в семейных отношениях, отношениях на работе у родителей, общение в кругу друзей и товарищей. Необходимо выделить, что сущность этой формы общения теперь не ограничивается наглядной обстановкой, а выходит из-за её границы. Темой общения детей со старшими становятся различные действия и явления, какие невозможно видеть в данной ситуации взаимодействия [33, с.160].
Взрослый и его отношение, взгляды, позиция имеют так же важную роль в развитии общения у детей. Он источник новых познаний, и дошкольник все еще нуждается в уважении и признании. Детям важно видеть, что их мнение, оценка, взгляд на различные ситуации, совпадают с мнением взрослого, и поддерживаются им.
В старшем дошкольном возрасте совершается одна из основных перемен в коммуникативном формировании детей – расширяется сфера его общения. В случае если сначала дошкольник контактирует только лишь с взрослыми, то сейчас он начинает строить общение со своими ровесниками.
В сфере общения «ребенок-ребенок», дети применяют те же приемы общения, что и в сфере «ребенок-взрослый», и к началу развития коммуникативной деятельности дети уже фактически владеют ими. Мы считаем, что в личном взаимодействии и общении старшие дошкольники нацелены на ровесников: большую часть свободного времени они проводят в общих разговорах и играх. В этом возрасте большое значение придается позиции и оценке друзей, все больше дети требуют соблюдение принятых правил друг от друга и сами стараются соответствовать им в своем поведении. Ребята становятся более избирательными в контактах, в то же время отношения становятся более глубокими, устойчивыми и осмысленными.
Л. H. Галигузова и Е. О. Смирнова выделяют некоторые особенности взаимодействия детей со сверстниками [10, с. 96]: яркая эмоциональная насыщенность. В разговорах со взрослыми дети не такие эмоциональные, тогда как общение со сверстниками происходит с резкими интонациями; необычными высказываниями, во время разговора друг с другом, дети используют непредсказуемые слова, сочетания звуков и слов, фразы, проявляя, тем самым, свою индивидуальность; чаще кто-то говорит не давая собеседнику ответить, как правило, беседы не получается, каждый говорит о своем, не слушает партнера, перебивают друг друга. Со взрослыми ребенок поддерживает инициативу, направленную на него же, больше слушает, чем говорит, старается отвечать на вопросы, и продолжать начатый разговор. Общение со сверстниками проходит под управлением и контролем действий партнера, навязыванием того, что ребенок считает правильным и сравнением с собой. Общение со сверстниками и взрослыми сильно отличается.
Обобщая результаты наблюдения за старшими дошкольниками, важно отметить, что некоторые дети, испытывают определённые трудности в налаживании межличностных отношений со сверстниками, у детей отсутствуют корпоративные умения в процессе совместной деятельности. Они перебивают друг друга, не слушая партнёра, поэтому беседы не получается. Бывают конфликтные ситуации, разрешить которые помогает взрослый.
Делая вывод из сказанного выше, можно утверждать, что при взрослении у детей меняется коммуникативная деятельность. Они активные носители и субъекты коммуникативной деятельности. Возникающая произвольность управления поведением в общении способствует формированию коммуникативных умений и навыков.
1.2 Проблемы развития коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Для детей дошкольного возраста общение включает знание того, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимание того, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.
С ранних лет детям следует объяснить важность заботливого и сочувственного отношения к другим. Нужно научить их входить в положение собеседника или партнера по совместной деятельности, думать о том влиянии, какое их поведение, словесные высказывания могут оказать на других. Лучшее понимание состояния других людей, способствует возникновению чувства симпатии между участниками общения. А, как известно, неосторожно сказанное слово ранит не менее больно, чем действие. Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.
Cтарший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребенка в школу, что несет в себе новые требования к умениям и навыкам общения. Если у ребенка сформирована не только мотивационно-потребностная сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения. Поэтому уже в дошкольные годы желательно развивать у воспитанника коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми.
Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности детей: игровой, трудовой, познавательной, художественной, музыкальной и т. д.
Старший дошкольный возраст характеризуется развитием социальных навыков, становлением адекватной самооценки. Способность к общению состоит из:
- желания вступить в контакт с окружающими («Я хочу!»);
- умения организовать общение («Я умею!»);
- знания норм и правил поведения («Я знаю!»).
Большое влияние на становление коммуникативной сферы оказывает развитие эмоционального мира дошкольников. Разные авторы, которые занимались проблемами развития коммуникативных умений, выделяли разные критерии, включающиеся в них. Различные взгляды на содержание коммуникативных умений представлены в таблице 1.
По теории А.А Максимовой, коммуникативные качества, представляют собой осмысленные коммуникативные поступки субъектов, умение верно выстраивать собственное поведение и руководить своими действиями в согласии с задачами общения [28 с. 11-14].
Таблица 1
Различные взгляды авторов на содержание коммуникативных умений
Авторы Критерии коммуникативных умений
Л. Р. Мунирова - это сложные и обдуманные коммуникативные взаимодействия детей;
- их умение верно корректировать свое поведение, направлять его в соответствии с решаемыми задачами общения [29].
В.А. Тищенко - это умение грамотно, правильно, доступно высказать, пояснить собственную идею;
- адекватно воспринимать информацию от партнеров в области общения [29].
В.А. Кан-Калик и Г.М. Андреева - комплекс понимаемых коммуникативных действий, в основе которых есть теоретическая и практическая готовность личности, что дает возможность по-новому применять знания и опыт для изменения действительности [41].
О.Н. Сомкова - обладание эффективными способами, методами и средствами взаимодействия с находящимися вокруг людьми;
- способность контактировать;
- с помощью общения с успехом регулировать появляющиеся игровые, познавательные, бытовые и творческие проблемы и задачи [43].
Коммуникативные умения, полагает А.А. Максимова - это навыки высокого уровня. Согласно своему содержанию коммуникативные умения включают в себя информационно-коммуникативные, регуляционно¬-коммуникативные и аффективно-коммуникативные категории умений [28].
А. А. Когут [16 с. 161– 164], выделяет две группы умений в рамках коммуникативной деятельности, которые представлены в таблице 2.
Таблица 2
Коммуникативные категории умений
Коммуникативные умения – навыки высокого уровня, включающие в себя:
Информационно-коммуникативные Способность участвовать в общении, сравнивать вербальные и невербальные средства общения, разбираться в различных ситуациях и партнерах по общению.
Регуляционно-коммуникативные Способность согласовать свои мнения, действия, установки с потребностями участников общения; способность поддержать их, довериться, помочь, использовать свой личный опыт в решении совместных задач, а так же оценить и анализировать результаты общения
Аффективно- коммуникационные Способность выражать партнеру по общению свои эмоции и чувства, настроение, интересы; проявлять сопереживание, заботу, чуткость, отзывчивость; принимать и оценивать эмоциональное поведение свое и партнера.
По теории А. А. Когут, формирование и развитие коммуникативных умений ведет к изменениям внутри группы: отношение со стороны окружающих детей (ребенка принимают в коллективе), отношение ребенка к окружающим (причисляет себя к коллективу). Собственная коммуникация ребенка формируется благодаря развитию информационно-коммуникативной категории умений.
По определению ученого Б. Н. Головина, «коммуникативные качества речи — это реальные свойства ее содержательной или формальной стороны. Именно система этих свойств определяет степень коммуникативного совершенства речи»
Главными коммуникативными качествами речи принято считать: правильность, чистоту, точность, логичность, выразительность и уместность.
Правильность речи – это ее соответствие нормам современного литературного языка.
Точность речи – это, прежде всего строгое соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности.
Логичность речи - отражение структуры логичной мысли и логичного ее развития в речи.
Чистотой можно назвать «такую речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов (прежде всего слов и словосочетаний) и нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности…
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.
Уместность речи (стилевая, контекстная, ситуативная, личностно-психологическая) – «такой подбор, такая организация средств языка, которые делают речь, отвечающей целям и условиям общения».
Из этого следует вывод. В процессе общения мы, безусловно, хотим, чтобы наша речь была понятна собеседнику, а информация, которую мы ему сообщаем, была воспринята именно так, как этого хотим мы, а не каким-либо иным образом.
Принимая во внимание особенности сформированности коммуникативных умений старших дошкольников, мы считаем, что наиболее успешным видом деятельности, направленным на формирование коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста, является игра, которая является ведущим видом деятельности дошкольника.
Глава 2. Исследования развития коммуникативных качеств детей дошкольного возраста
2.1 Уровень развития коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 2 Радуга». В эксперименте приняли участие 21 ребенок подготовительной группы «Кроха».
Были поставлены следующие задачи экспериментального исследования:
- Дать уровневую характеристику развития коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста, определить исходные уровни развития коммуникативных умений детей;
- Изучить состояние работы воспитателей по организации совместной взросло-детской деятельности в процессе формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста;
- Разработать и апробировать комплекс мероприятий по игровой деятельности, направленных на формирование коммуникативных умений в соответствии с результатами начального этапа опытно-поисковой работы;
- Сравнить полученные результаты с показателями начального, констатирующего этапа опытно-поисковой работы;
- Обосновать эффективность разработанного комплекса мероприятий по игровой деятельности, направленного на сформированность коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Для решения данных задач нами были использованы следующие методы:
- Метод наблюдения. Наблюдение проводилось за детьми в естественных условиях, для изучения уровня развития коммуникативных качеств у детей.
- Метод анализа был использован для изучения документации ДОУ. (Изучение планов)
Наблюдение за детьми проводилось во время занятий, прогулки, игровой и свободной деятельности.
Для проведения исследования была также использована методика, предложенная Л.В. Чернецкой, методика по изучению коммуникативных умений детей.
Состояние развития коммуникативных качеств исследовалось нами в двух направлениях:
- Выявление уровня сформированности коммуникативных качеств в общении со взрослыми;
- Выявление уровня сформированности коммуникативных качеств в общении со сверстниками.
Нами были выделены три уровня сформированности коммуникативных качеств: высокий, средний, низкий. Качественные характеристики были соотнесены с количественными мерами:
- Высокая выраженность показателя – 2.1 - 3 балла;
- Средняя выраженность показателя – 1.1 – 2 балла;
- Низкая выраженность показателя – 0 - 1 балл. [47, с.81-82]
В соответствии с выделенными критериями и показателями нами охарактеризаны уровни коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста [47, с.81-82]. Данные представлены в таблице 3.
Таблица 3
Критерии уровней коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста
Уровень коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста Показатели сформированности коммуникативных качеств детей старшего дошкольного возраста
Высокий 2.1 - 3 балла Ребёнок свободно ориентируется в коммуникативной ситуации, он способен начать, поддержать и завершить общение, ориентируясь на степень знакомство партнёра, способен в целом понять его намерения и мотивы; Ребёнок употребляет адекватные ситуации вербальные и невербальные средства общения, использует знаки и слова вежливости; в процессе общения ребёнок умеет согласовывать свои действия, мнения, установке с потребностями партнёров по общению, способен предложить помощь и попросить о помощи, владеет адекватными способами преодоления конфликтов; ребёнок замечает, понимает, адекватно реагирует на эмоциональное состояние партнёра по общению – взрослого или сверстника [47, с.81-82].
Средний 1.1 - 2 балла сформированности коммуникативных умений детей данного возраста. Ребёнка достаточно свободно ориентируется в коммуникативной ситуации, однако стремится к контактам только с близкими взрослыми и сверстниками; ребёнок употребляет разнообразные средства вербального и невербального общения, ситуативно использует слова и знаки вежливости; в процессе общения стремится согласовывать свои действия, , мнения, установки с потребностями партнёров, способен оказать помощь, однако не предлагает её первым; владеет элементарными адекватными способами преодоления незначительных конфликтов; ребёнок стремится почувствовать состояние другого человека, но ошибается в классификации эмоций[47, с.81-82] .
Низкий 0 - 1 балл Ребёнок недостаточно свободно ориентируется в коммуникативной ситуации, наблюдается малая активность, отсутствие инициативы в общении со взрослыми и сверстниками; ребёнок не всегда употребляет средства вербального и невербального общения, изредка использует слова и знаки вежливости, перебивает собеседника; в процессе общения не согласовывает свои действия, мнения, установки с потребностями партнёра, способен оказывать помощь, но не всегда; не владеет элементарными адекватными способами преодоления конфликтов, в конфликтных ситуациях дерётся, обидчив; ребёнок замечает, понимает эмоциональное состояние партнёра – взрослого или сверстника, но реагирует не адекватно [47, с.81-82] .
На констатирующем этапе эксперимента результаты были следующие:
- высокий уровень имеют -7 детей
- средний уровень - 5 детей
- низкий уровень – 9 детей.
Отобразим данные в процентном отношении на диаграмме:
Рис.2.1. Уровень сформированности коммуникативных качеств детей экспериментальной группы на констатирующем этапе в процентном отношении
По данным диаграммы можно сделать следующие выводы: что 43% детей имеют низкий уровень сформированности, почти половина группы детей. 24% - средний уровень и высокий уровень имеют – 33 %. Нас заинтересовало, что низкий уровень составляет 43 % детей, это очень много. После беседы с воспитателем мы узнали, что 3 детей пришли в эту группу совсем недавно, и не успели в нее влиться полностью.
Нами было отмечено, что у детей наблюдается низкий уровень таких показателей, как внимание к сверстнику, умение не отвлекать сверстника во время выполнения какой-либо деятельности, не мешать. Возможно, это связано с тем, что педагог не давал им образа поведения в таких ситуациях, не вёл индивидуальной работы с такими детьми, в следствии чего детьми не до конца усвоены правила общения со сверстниками. Далее нами была проанализирована документация воспитателя. Цель анализа: выявить, использует ли воспитатель возможности совместной деятельности игровой, трудовой, творческой, коммуникативной, в процессе формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.