Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОО

irina_k200 1800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.07.2020
Актуальна проблема поликультурного образования, в центре которого находится личность, обладающая межкультурной компетентностью, сформированная на базе трех культур: родной этнической культуры, отечественной и иностранной. Совместная учеба и жизнь в многонациональном коллективе, постоянное общение его членов создают благоприятную психологическую обстановку, способствующую формированию у детей уважение к нациям и народностям, и их культурам. Вместе с этим в многонациональном коллективе находит свое проявление специфика различных культур и традиций, носители которых входят в это коллектив. Многонациональный коллектив способствует формированию у детей гуманистического, коллективистского отношения к человеку иной национальности, к его человеческому достоинству, традициям. В коллективе со смешанным национальным составом важно добиться добрых и справедливых отношений между его членами. В этих отношениях следует обеспечивать единство взаимной ответственности и требовательности. В многонациональной среде дети привыкают к повседневным товарищеским взаимоотношениям со всеми окружающими их людьми независимо от их национальной принадлежности. Формирование у них уважения к народам начинается с личной дружбы со своими разно национальными товарищами по дому, детскому саду, улице, классу, школе. Сам процесс формирования межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды в ДОО, накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности. Ведь вырастая, ребенок свои детские навыки общения, свою модель взаимоотношений переносит и во взрослую жизнь. На этом будут строиться его взаимоотношения на работе, в коллективе, в повседневной жизни. Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить (или провести коррекцию) очень сложно, а иногда и невозможно. Несвоевременная помощь в развитии межнационального, межличностного общения, недостаточное количество специально разработанных программ, недостатки в предметно-развивающей среде, и т.д., делает, изучение проблемы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста, в условиях поликультурной образовательной среды ДОО, одной из актуальных и значимых в системе дошкольного образования. Анализ результатов проведенных исследований и опыт практической деятельности позволили выделить объективно существующие противоречия между: - потребностью общества в раскрытии имеющегося в поликультурной образовательной среде потенциала и его нереализованностью учреждениями образования на современном этапе; - необходимостью формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды и ее неэффективностью в ДОО в связи с недостаточностью научно-методического сопровождения. Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему нашего исследования: каковы педагогические условия формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОО. Недостаточная научная разработанность проблемы и социально-педагогическая актуальность определили тему исследования: «Формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОО». Цель исследования: изучит особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОО Объект исследования – процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования - формирование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОО Гипотеза исследования. Предполагается, что процесс формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды ДОО будет эффективным, если реализуется система педагогических условий общего характера, связанных с обеспечением эффективности целостного воспитательного процесса, определяющих механизмы формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста Исходя из целей и гипотезы, в работе мы поставили следующие задачи исследования: 1.Рассмотреть понятие «межличностных отношений» в психолого-педагогической литературе 2. Изучить сущность и специфику понятия «поликультурная образовательная среда» в дошкольной образовательной организации 3. Охарактеризовать педагогические условия формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в поликультурной образовательной среде ДООО 4. Провести исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды 5. Выявить результативность опытно-экспериментальной работы. Теоретико - методологической основой исследования составили основные идеи - исследования М.И. Лисиной об общении детей со сверстниками и взрослыми; - исследования Е.М. Щербаковой в области формирования взаимоотношений дошкольников в процессе игровой деятельности; - теории культуры и этнокультуры (К.И. Бузаров, Г. Н. Волков, З. К. Меретукова, Ю. К. Намитоков,) - концепции А. Н. Джуринского в области межнационального общения, взаимоотношений, межличностных отношений, а так же в области поликультурного воспитания в России и за рубежом; - исследования Т.А. Репиной о развитии отношений детей в группе детского сада; - концепция Д.Б. Эльконина о воспитательном значении игры ; - концепция С.Л. Рубинштейна о развитии сознания в деятельности; - теория поликультурного и межкультурного образования (Г. Д. Дмитриев, B.В. Макаев, З. А. Малькова, Г. В. Палаткина, Л. Л. Супрунова, В. Н. Цатуров, Ф. Г. Ялалов и др.) Методы исследования: - теоретический анализ педагогической и научно - методической литературы связанной с темой исследования; - формирующий: эксперимент, анкетирование, беседа, анализ продукта деятельности и анализ конкретных ситуаций Организация и этапы исследования. На первом этапе исследования была определена исследовательская проблема, изучалась степень ее разработанности в психолого-педагогической литературе, анализировались основные понятия исследования, формулировались методологические положения исследования, разрабатывалась методика проведения экспериментальной работы. Второй этап включил проведение констатирующего и формирующего этапов эксперимента и анализ полученных данных на констатирующем этапе. На третьем этапе был проведен контрольный эксперимент, оформлены результаты и подведены итоги исследования. Практическая значимость работы заключается в том, что данная выпускная квалификационная работа представляет интерес для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование Профиль «Дошкольное образование» База исследования: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Огонёк» посёлка Балковского, Георгиевского района Ставропольского края. Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.
Введение

Актуальность исследования. С раннего возраста мы должны прививать детям чувство любви к Родине, ее многонациональности, уважению к родителям, старшим, сверстникам. Воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение. Общение с детьми – необходимое условие полноценного развития ребенка. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений. Данная проблема широко освещена в психолого-педагогической литературе. Т.А. Репина в своих исследованиях обращалась к вопросу развития отношений детей в группе детского сада. Т. В Антонова рассматривала своеобразие проявления старшими дошкольниками инициативности в общении со сверстниками. В. Г. Ромек оставила психологическую характеристику трудностей в межличностных отношениях у дошкольников. Р.А. Иванкова, Р.Л. Кричевский изучали влияние деятельности на взаимоотношения детей. Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом, влияющим на развитие личности ребенка. Большое значение и актуальность проблемы приобретает изучение ребенка в системе его межличностных отношений со сверстниками в группе детского сада, особое значение это приобретает, если этот детский сад является многонациональным. Открытие национальных границ, многополярность и глобализация определяют статус современного общества как полиэтничного, многоязычного, поликультурного. В этой связи становится очевидным, что образование также должно становиться многообразным, многокультурным, активно влияющим на успешную интеграцию ребенка в современную поликультурную среду единого культурного и образовательного пространства страны. Поликультурное образование рассматривается как сложноорганизованная система, в которой не просто суммарно представлено многообразие культур, а выдвигаются разнообразные культурные проявления на уровне нации, этноса, конфессий, рас, половых, социальных и других различий, при этом они взаимодействуют, дополняя и обогащая друг друга на принципах гуманизма, развивая личность ребенка. Эти проблемы многократно усиливаются в поликультурной среде, которая сегодня характеризует большую часть многонациональных регионов России и значительную часть российских учебных заведений. Необходимость преодоления обозначенных проблем требует организации специальной подготовки детей, направленной на развитие умений межличностного взаимодействия в условиях поликультурной образовательной среды. Поликультурная образовательная среда понимается учеными как совокупность культурных, духовных и материальных условий существования и деятельности субъектов педагогического процесса, в которых находят отражение культурное многообразие общества и характер отношений между учителями, учащимися, их родителями, представляющими различные этнические и другие социальные группы: языковые, конфессиональные, возрастные, тендерные и т.п. (В.В.Макаев, З.А.Малькова, Л.Л.Супрунова) [22, с.8]. Федеральный образовательный государственный стандарт дошкольного образования определил структуру основной общеобразовательной программы дошкольного образования как сочетание обязательной и вариативной части [1]. Согласно ФГОС ДО вариативная часть формируется участниками образовательного процесса и отражает видовое разнообразие, приоритетные направления деятельности ДОО, специфику условий, в которых осуществляется образовательный процесс. По всей России разрабатываются модели региональных образовательных систем, учитывающих как глобальные, так и региональные и этнокультурные особенности проживающих в них народов.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3 ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОО…10 1.1. Понятие «межличностных отношений» в психолого-педагогической литературе………………………………………………………………………..10 1.2. Сущность и специфика понятия «поликультурная образовательная среда» в дошкольной образовательной организации.........................................16 1.3. Педагогические условия формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в поликультурной образовательной среде ДОО……………………………………………………………………….21 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1………………………………………………………...31 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ……………………………………..................32 2.1. Исследование межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды……………..32 2.2. Работа по формированию межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста в условиях поликультурной образовательной среды 49 2.3. Анализ и результаты исследования ……………….................................58 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2…………………………………………………...……51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….…68 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….68 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….……..73
Список литературы

1.ФГОС Дошкольного Образования. Приказ № 1155 от17. 10. 2013г 2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г., N1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 г., N30384). 3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2008. -376 с. 4. Амонашвили Ш.А. Созидая человека /Ш.А Амонашвили. - М.: Педагогика, 2002. - 95 с. 5. Антонова Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. //Дошкольное воспитание.- 1995, №10.- 95 с. 6. Борисенков В. П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования / В. П. Борисенков, О. В. Гукаленко, А. Я. Данилюк. – Москва : Педагогика – 2016. – 464 с. 7. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – С. 124. 8. Богданова А.И. Поликультурная образовательная среда // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 1. С. 113-115. 9. Буттаева А.М., Специфика духовного бытия человека в условиях поликультурной среды : трос автореф. дис. на соиск. учен. канд. философ. наук / А.М. Буттаева, 09.00.11. Махачкала, 2003, -162 с. 14. Беликов В.А. Педагогические условия как цель педагогических исследования // Проблемы образования и развития личности учащихся. – Магнитогорск: МаГУ, 2011. – С. 69-73. 15. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1983. – Т.5: Проблемы общей психологии. – 368 с. 16. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 1999. -208 с. 17. Ильин Е.И. Психология неформального общения. СПб.: Питер, 2015 г. - 384 с. 18. Голубев Г.Г. Психология межличностных отношений. Формирование личности в коллективе. М.: Высшая школа, 2011.- 128 с. 19. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М.: Межличностное общение. СПб.: Питер, 2013. - 269 с. 20. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: БГУ, 2009. -284 с. 21. Лисина М.И. Развитие общения ребенка со взрослым и сверстниками / В кн.: «Формирование личности ребенка в общении» (ред. А.Г. Рузская). - СПб.: Питер, 2009. - 174 с. 22. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова, Л.Л. Поликультурное образование – актуальная проблема современной школы/ В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова//Педагогика.1999.№4.С.3-10. 23. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. С.: Бахрах, 2014. 244 с. 24. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. Очерк теории темперамента. М.: МПСИ, 2009. - 544 с. 25. Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с. 26. Обозов Н.Н. Психология работы с людьми. М.: Ид. Персонал, 2008. -228 с. 27. Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок. 53 000 слов / под общ. ред. код Л.И. Скворцова. М.: Оникс: Мир и образование, 2007. -640с. 28. Парамонова Л. Дошкольник в мире диалога: Воспитание толерантности / Л.Парамонова, Т.Алиева, А.Арушанова// Дошкольное воспитание / М-во общего и проф. образования РФ. - 1999. -№ 5. - С. 70 - 73. 29. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. / И.П. Подласый, М.: ВЛАДОС-пресс, 2004, - 365с 30. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2015. -713 с 31. Ромек В.Г. Развитие уверенности в межличностных отношениях. М.: Владос, 2012, - 113 с. 32. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М./ Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 158с.: ил. — (Психология для всех). 33. Суровцова Е.И. Поликультурная образовательная среда как феномен современной духовной жизни общества / Е.И. Суровцова / Педагогическое образование в России, 2014, № 7,- С.162- 164. 34. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры. – М.: Новые ценности образования: Культурные модели школ, 1997. – С. 177-185. 35. Стеркина Р.Б. Дошкольное образование в России: сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов / Р.Б. Стеркина // М.: "Издательство АСТ", 2007. – 336 с 36. Урунтаева Г.А. Практикум по дошкольной психологии: учеб.пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. Заведений/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Академия, 2000. - 304с. 37. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалев, В. Г. Панов. – М.: Современная энциклопедия, 1983. – 840 с. 38 Фуряева Т. В. Наблюдательные практики в профессионально-педагогической подготовке бакалавров: методическое пособие – Красноярск, 2013. – Вып.10. – 104с. 39.Филипова Ю. В. Актуализация личностных характеристик коммуникантов в контексте диалога культур / Ю. В. Филипова // Вестник МГУ. Сер.19 Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2008. – №1. – С.131-137. 40. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Издательство Института Психотерапии, 2006. 490 с. 41. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Просвещение, 2000. - 272 с. 42. Челдышова Н.Б. Шпаргалка по социальной психологии/. Н.Б. Челдышова -М.: Издательство «Экзамен», 2007. - 48 с. 43. Шамне Н. Л. Межкультурная и транскультурная коммуникация: к определению понятий / Н. Л. Шамне// Вестник Волгоградского государственного университета. – 2003. – № 3. – Серия 2: Языкознание. – С. 73-80. 44. Шаров А. В. Взаимодействие культур и проблема идентичности / А. В. Шаров // Общечеловеческое и национальное в философии: II международная научно-практическая конференция КРСУ (27–28 мая 2004 года). : Материалы выступлений / под общ. ред. И. И. Ивановой. – Бишкек. – 2004. – С. 171–176. 45.Ширванов Р. К. Особенности мультикультурной среды современной России / Р. К. Ширванов / Наука и современность. – 2013. – № 21. – С. 113-119 46.Щербаков А. А. Особенности межкультурной коммуникации в современном мире / А. А. Щербаков, С. И. Унда // Молодой ученый. – 2016. – №7.5. – С. 95-96. 47. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 2009.- 554 с. 48. Щипицина Л.М. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Паромонова// СПб.: Изд.центр «Детство-Пресс», 2013.-384с. 49. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. - М.: Просвещение, 2013. – 143 с. 50. Яруллин И.Ф. Патриотическое воспитание студентов в поликультурной образовательной среде // Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции: Поликультурное образовательное пространство Поволжья: пути и формы интеграции (Казань, КФУ, 1 ноября 2013 г.) / под науч.ред. Г.Ж. Фахрутдиновой. Казань: ИПП КФУ, 2013 С. 697-699.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОО 1.1 Понятие «межличностных отношений» в психолого-педагогической литературе В раннем и дошкольном детстве у детей происходит первый опыт в отношениях с другими людьми. Рассмотрим понятие межличностных отношений. Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [16,с.76]. Компонентами межличностных отношений являются: - когнитивный компонент (познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми); - эмоциональный компонент (положительные или отрицательные переживания, возникающие при общении с другими людьми); - поведенческий компонент (мимика, жестикуляция, речь и действия, выражающие отношения человека к другим людям, к группе). Этапы развития межличностных отношений: - знакомство - возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга; - приятельские отношения - формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение переживаний, эмоционального отклика); - товарищеские отношения – сближение взглядов и оказание поддержки друг другу, характеризуются доверием [42, с.23]. Многоуровневая структура межличностных отношений проявляется в коллективе, в котором присутствует: совместная деятельность; отношение каждого члена группы к совместной деятельности, ее целям и мотивам; проявление отношений в виде симпатий и антипатий [28,с.55]. В отечественных исследованиях межличностные отношения дошкольников первонaчально рассматривались в рамках социально-психологических исследований. Это исследования Т. А. Репиной, В. Р. Кисловской, А. В. Киричук, В.С.Мухиной, Е. О. Смирновой. В их работах основным предметом рассмотрения были структура и возрастные изменения детского коллектива. В этих исследованиях было показано, что на протяжении дошкольного возраста стремительно увеличивается структурированность детского коллектива, изменяется содержание и обоснование выборов детей, и установлено, что эмоциональное самочувствие детей во многом зависит от характера отношений ребенка со сверстниками [19,с.98]. В последующих исследованиях авторы изучали влияние общения на становление детских отношений. Среди них можно выделить два основных теоретических подхода: концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений А. В. Петровского и концепция рассмотрения взаимоотношений детей как продукта деятельности общения М. И. Лисиной. А. В. Петровский рассматривал совместную деятельность как системообразующий признак коллектива. Группа осуществляет свою цель через конкретный предмет деятельности, изменяет себя и систему межличностных отношений. Совместная деятельность определяет межличностные отношения, поскольку она порождает их, влияет на их содержание и опосредует вхождение в общность. Именно в совместной деятельности межличностные отношения реализуются и преобразуются [17с.34]. М. И. Лисина в своих работах рассматривала межличностные отношения как результат общения и его исходную предпосылку. Отношения формируются, реализуются и появляются во взаимодействии людей. Отношение может появляться и в отсутствии коммуникативных актов, его можно испытывать к отсутствующему и даже вымышленному персонажу, оно может существовать на уровне внутренней душевной жизни (переживания, представления) [21,с.75]. Е. О. Смирнова и В. М. Холмогорова на основе своих исследований сделали вывод, что специфика межличностных отношений заключается в неразрывной связи отношения человека к другому и к самому себе. Отношения являются не только результатом общения, но и его исходной предпосылкой, которая вызывает разные виды взаимодействия [32,с.99]. Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном в системе межличностных отношений [19, с. 54]. Вступая в межличностные отношения самых разнообразных по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностях – в детском саду, в классе, в дружеском кругу, в различного рода формальных и неформальных объединениях индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими. Любая группа на любой возрастной ступени характеризуется своей особой социальной ситуацией развития. Понятие социальной ситуации развития было введено Л.С. Выготским для характеристики развития личности внутри определенного возрастного этапа на основе конкретно-исторической системы его отношений с социальной действительностью. Понятие социальной ситуации развития может быть применено и к характеристике малой группы [15, с. 24]. Г.М. Андреева под малой группой подразумевает группу, в которой общественные отношения выступают в форме конкретных личных контактов [3, с. 174]. Наравне с понятием малой группы зачастую употребляют понятие «коллектив», которым обозначают малую группу, достигшую высокого (высшего) уровня социально - психологической зрелости, имея в виду величину формирования её социальных и психологических характеристик. Это официально сформированная группа, объединение людей, занимающихся полезной обществу работой [19, с. 64]. Это высшая форма социальной организации, базирующаяся на идейной общности и взаимоотношениях товарищеского сотрудничества и взаимопомощи его членов [24, с. 114]. Групповая деятельность формируется из взаимодействия индивидов при совместном решении конкретных задач (экономических, производственных и т.д.), важным условием которого являются межличностные отношения. По мнению Е.И. Ильина межличностные отношения это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека [17, c. 194]. По мнению Г.М. Андреевой межличностные отношения это особый вид общественных отношений, реализация безличностных отношений в деятельности, актах общения и взаимодействия индивидов [3, с. 174]. Н.Н. Обозов считает, что межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности [26, с. 94]. Я.Л. Коломинский определяет межличностные отношения как информационное и предметное взаимодействие, в ходе которого формируется, проявляется и реализуется межличностное общение [20, с. 74]. С точки зрения В.С. Голубева межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [18, с. 67]. В психологической литературе высказывается большое число точек зрения по поводу того, какую роль занимают межличностные отношения в действительной системе жизнедеятельности людей, фиксируется то, что понимание и анализ межличностных отношений в различных подходах опирается на разные психические детерминанты личности [42, с. 12]. С точки зрения В.Н. Мясищева, основное, что определяет личность, – это «...её отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями...» [23, с. 18]. Г. М. Андреева определяет, что главной специфической особенностью межличностных отношений является их эмоциональная основа. Это означает, что они образуются и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу [3, с. 39]. Как отмечает В.Г. Ромек, несмотря на то, что содержанием межличностных отношений считаются чувства, для образования межличностных отношений этого недостаточно. Межличностные отношения присутствуют только тогда, когда личные воззрения и чувства взаимно интересуют партнеров, когда помимо желания сказать о своих чувствах, имеется еще стремление выслушать партнера, понять заинтересованность к его собственным мнениям и чувствам [31, с. 24]. Н.Н. Обозов считает, что межличностные отношения – это всегда «субъект-субъектные» взаимосвязи. Они характеризуются постоянной взаимностью и изменчивостью [26, с. 38]. Е.П. Ильин в своих трудах утверждает, что межличностные отношения делятся на следующие виды: -официальные и неофициальные; -деловые и личные; -рациональные и эмоциональные; -субординационные и паритетные. Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками. Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Личные взаимоотношения – это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Рациональные отношения – это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений. Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Субординационные отношения – это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности [17, c. 194]. Исходя из вышеуказанных определений, нам близка точка зрения российского психолога Н.Н. Обозова, согласно которой межличностные отношения – это неотъемлемое условие нормального функционирования общности людей. В своём исследовании мы также будем придерживаться определения Н.Н. Обозова, который считает, что межличностные отношения - это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В монографии Н.Н. Обозова обобщены результаты его эмпирических исследований. Для нас это наиболее глубокое и обстоятельное исследование, которое в настоящее время сохраняет свою актуальность. На основе анализа литературы можно сделать вывод, что многие авторы рассматривают проблему межличностных отношений, одни со стороны группы и коллектива, другие - со стороны личности, но в общем контексте под межличностными отношениями понимается взаимосвязь субъектов, которые проявляются в совместной деятельности и общении. Личностные характеристики человека определяют его стиль отношений к другим. Межличностные отношения имеют тройную составляющую: познание людьми друг друга, эмоциональные переживания и поведение людей в коллективе. Основы отношений закладываются в дошкольном возрасте. 1.2. Сущность и специфика понятия поликультурная образовательная среда в дошкольной образовательной организации На этапе растущей заинтересованности к межкультурному взаимодействию большое внимание уделяют проблемам изучения поликультурной среды. Первоначально появление поликультурности подверглось рассмотрению во второй половине ХХ века в Соединённых Штатах Америки. Поликультурная среда разрешает сформировывать толерантное отношение к иным национальностям, почитать их образ жизни и обычаи. На сегодняшний день для удачного совместного существования в поликультурной среде уделяется внимание организации поликультурной образовательной сферы. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, п.1.4, п.п. 6,9) прописывается приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей [50,с.698]. Также сообразно Концепции дошкольного воспитания в детстве положительное отношение к народам мира, интернациональные чувства закладываются через выделение в национальном общечеловеческом начале: основной путь воспитания здесь - это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые раскрываются через приобщение ребенка к своей национальной культуре - танцам, песням, сказкам, пословицам, поговоркам [49,с.106]. Вопросами среды, поликультурной среды и поликультурной образовательной среды занимались как зарубежные, так и отечественные педагоги, ученые. В научно-исследовательских работах С.И. Ожегова [27,с.213], И.П. Подласого [29, с.44], подчеркивается мысль о том, собственно, что среда представляет собой окружение действительной реальности, которая оказывает влияние на развитие и формирование познаний, возможностей и заинтересованностей малыша. В трудах М. Гордона, Е.Д. Нелуновой, Т.В. Болотиной, А.М. Буттаевой выслеживается суждение о том, что поликультурная среда - это социальное окружение, в котором взаимодействуют люди всевозможных национальностей, социальных групп отличающихся по языку, религиозным верованиям, культуре, традициям и обычаям конкретного народа. Вопросами поликультурной образовательной среды занимались такие учёные как О.Л. Колоницкая, И.Ф. Яруллин, А.М. Буттаева, А.И. Богданова, В.И. Суровцова. В их работах выдвинуто суждение об образовательной среде, учитывая поликультурность, как часть образовательной и социальной среды, которая содержит в себе знакомство с разными культурами и формированием позитивного отношения к другим национальностям. Анализ понятия «поликультурная среда» требует, прежде всего рассмотрения понятия «среда». В самом общем значении понятие «среда» в словарях трактуется как окружение, совокупность природных критериев, в которых протекает деятельность человеческого общества [4с.23]. И.П. Подласый выделяет понятие среды как действительной реальности, в условиях которой происходит становление человека [29,с.54]. Понятие «среда» определяется в педагогике как совокупность обстоятельств, которые оказывают большое влияние на становление и формирование возможностей, потребностей, интересов, сознания личности и его ценностей. При определении понятия «среда» упор делается на окружение, в котором происходит развитие человека. Исходя из сведений, отмечаем, что необходимой составляющей формирования толерантного отношения к другим этносам считается поликультурная среда. В изучении трудности усвоения поликультурной среды можно отметить несколько точек зрения исследователей. Исходя из убеждений Буттаевой А.М., поликультурная среда - это социальное пространство, в котором происходит общий процесс развития общества, функционирование и развитие культур во всех их проявлениях (политическая, художественная, нравственная и т.д.). Взаимодействие поликультурной среды и личность не стоит рассматривать как некоторый чисто самопроизвольный процесс. Оно поддается и сознательной регулировке и управлению, для чего необходимо его углубленное исследование [8,с.114]. М. Гордон именует поликультурной среду, в которой оказываются адепты двух либо более этносов; культуры всевозможных групп смешиваются и образуют новую культуру, которая несколько отличается от культур любой из групп отдельно, тем привнося новейшие культурные парадигмы в жизнь государства. Проанализировав разные позиции, мы принимаем позицию, Нелуновой Е.Д. автор устанавливает, что поликультурная среда - это совокупность всех условий жизнедеятельности, в каких реализовывается интеграция общекультурного, общественного и личностного начал. Это своеобразное пространство общества, живущего на конкретной территории, обхватывающего такие формы его организации, как практикуемые данным сообществом главные способы производственной и бытовой деятельности, взаимодействия с природой, разные социальные институты, язык, религиозные верования, нравы, обычаи и традиции, искусство, наука, мифология, специфики миропонимания и самовыражения, стандарты межличностного поведения [29,с.185]. Анализ научной литературы по термину «поликультурная образовательная среда» показывает, что данное понятие раскрывается с различных позиций, преподнесенных многими авторами. Поликультурная образовательная среда, в которой находится современный человек, несет внутри себя конкретные способы согласования с находящейся вокруг реальностью и самим собой. Образование преднамеренно оказывает влияние на положение и поведение индивидума в культурной среде. Образовательная среда современного поликультурного общества содействует удачному объединению личности в национальную и крупную культуру, формируя, следовательно, именно народную и национальную идентичность человека. Одна из точек зрения принадлежит А.И. Богдановой, которая акцентирует внимание на роли поликультурной образовательной среды в осознании ценностей общечеловеческой, государственной и индивидуальной культуры разнокультурными индивидуумами внутри самой среды; в адаптации личности к культуре при помощи образования» [8,с.115]. Вторая позиция И.Ф. Ярулина, который полагает, что поликультурная образовательная среда считается частью социальной среды, которая окружает личность, положительно либо негативно влияя на ее развитие, и позиционируется совокупность всех условий жизни учитывая народных особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, этнических обыкновениях, ритуалах [50,с.699]. Третьей, и главной позицией нашей статьи считается мнение Суровцовой В.И. С нашей точки зрения суждение автора считается более развернутым и совершенным [33,с.163]. Исходя из убеждений автора поликультурная образовательная среда-это определённая система условий и влияний (при помощи образования) на личность с целью формирования толерантного отношения к иным культурам, готовности к действенному межэтническому и межкультурному взаимодействию, умение общаться с адептами иных культур, обязательности сохранения национальной идентичности, понимания значимости культурного обилия, новейших форматов формирования культуры в общем [1]. Организация поликультурной образовательной среды, которая создаёт подходящие условия для безоговорочной самореализации личности адепта любой культуры и национальности считается немаловажным элементом в дошкольных образовательных организациях. Поликультурная среда в дошкольных образовательных организациях - это доля педагогической среды, которая окружает дошкольника и представляет собой совокупность всех аспектов жизни, учитывая этнические особенностей места проживания, выражающихся в людях, их поведении, народных традициях, обрядах с целью которых формируется уважительное отношение к иным культурам и их межкультурному взаимодействию. Из всего сказанного следует, что, именно, поликультурное образование выступает необходимым направлением работы с детьми дошкольного возраста, содержащим составление ценностных представлений о людях иных национальностей, толерантности, становление чувства отзывчивости и др. В результате изучения нами был получен материал, анализ которого позволил прийти к выводу, что поликультурная среда в ДОО считается необходимой составляющей в воспитании детей дошкольного возраста, которая ориентирована на развитие творческой личности, расположенной к действующему межкультурному взаимодействию, стремящейся к осознанию иных культур, умеющей существовать во всем мире в гармонии с адептами различных национальностей. Также поликультурная образовательная среда в ДОО станет содействовать личному и культурному подъему дошкольника.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 66 страниц
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg