Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Роль инновационных банковских продуктов в повышении конкурентоспособности коммерческого банка

irina_k200 2175 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 87 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 18.07.2020
Цель работы - провести анализ состояния и перспективы развития банковских инновационных продуктов. Для того, чтобы выполнить цель работы потребуется выполнить следующие задачи: • Раскрыть необходимые теоретические аспекты инновационных моделей банковской системы • Дать характеристику видов инновационных продуктов • Рассмотреть стратегию и особенности внедрения инновационных продуктов • Провести анализ конкурентоспособности двух банков • Оценить проблемы в развитии и пути улучшения Объектом исследования выступают инновационные банковские продукты. Предметом исследования выступают экономические отношения между банковской системой и внедрением инновационных продуктов. Работа будет состоять из введения, двух глав, заключения, приложений заключения и списка использованной литературы.
Введение

Современная экономическая ситуация демонстрирует замедление темпов роста показателей экономики страны по сравнению с ранее достигнутыми результатами. Состояние отечественной экономики в своей динамике уступает многим странам с развивающейся экономикой и значительно отстает от развитых. Экономический рост определяется внутренней политикой, которая состоит из определенных институтов, включающих в себя банковскую систему. Состояние банковской системы потенциально определяет дальнейшее развитие экономики. Банковская система и развитие экономики неотделимы, имеют множество точек соприкосновения и взаимозависимы. Этот союз в первую очередь подвержен политическому влиянию. Помимо этого, на банковскую систему влияют последствия применения инструментов денежно-кредитной политики. Также современный этап развития банковской системы зависит от технологических аспектов, позволяющими процессы работы с клиентами привести в цифровой вид. Существует множество моделей банковского обслуживания и характерных для них технологий обслуживания клиентов. В Выпускной квалификационной работе будут рассматриваться наиболее эффективные модели для стратегии повышения деятельности коммерческих банков в повышении конкурентоспособности. Для того, чтобы банку осуществлять свои цели и получать прибыль необходимо постоянно анализировать другие банковские системы и внедрять новые технологии и удовлетворять своих клиентов. Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью коммерческих банков адаптироваться к современными условиям на примере наиболее ярко сочетающих в себе консервативность и активную работу с инновациями. Происходящие изменения на финансовом рынке мотивируют углубленно изучать различие банковских моделей и их процесс адаптации к внешним изменениям, сравнение контрастных моделей определяют научную новизну.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА КОНКУРЕНЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ 5 1.1 Понятие банковской конкуренции, методы оценки её уровня в российской банковской практике. 5 1.2 Экономическая природа и виды банковских инновационных продуктов 15 1.3. Проблемы и перспективы технологической трансформации российских коммерческих банков в условиях цифровой экономики. 26 ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ НА КОНКУРЕНЦИЮ СТЕПЕНИ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ (НА ПРИМЕРЕ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ) 33 2.1 Особенности функционирования и основные показатели деятельности инновационных банков в России. 33 2.2. Анализ состояния и конкурентоспособности банков Сбербанк и Тинькофф. 53 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИМИ ИНОВАЦИЯМИ И ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ КОММЕЧРЧЕСКИХ БАНКОВ 70 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 83
Список литературы

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Консультант Плюс, 2019 2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ // Консультант Плюс, 2019 3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // Консультант Плюс, 2019 4. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О безопасности"// Консультант Плюс, 2019 5. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // Консультант Плюс, 2019 6. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2018) // Консультант Плюс, 2019 7. Инструкция Банка России от 28.06.2017 N 180-И (ред. от 08.09.2017) "Об обязательных нормативах банков" (вместе с "Методикой расчета кредитного риска по условным обязательствам кредитного характера", "Методикой расчета кредитного риска по ПФИ", "Методикой определения уровня риска по синдицированным ссудам", "Порядком расчета норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) по сделкам, совершаемым на возвратной основе", "Методикой расчета риска изменения стоимости кредитного требования в результате ухудшения кредитного качества контрагента", "Порядком распределения прибыли (части прибыли)") (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2017 N 47383) // Консультант Плюс, 2019 8. Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В. Операции банков с ценными бумагами. Валютные и сопутствующие операции: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Д. Г. Алексеева [и др.]; отв. ред. Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 182 с. 9. Ашмарина, Е. М. Банковское право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. М. Ашмарина, Ф. К. Гизатуллин, Г. Ф. Ручкина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 405 с. 10. Аврахова Ю.В. Активные операции российских банков [Электронный ресурс] – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_28410524_54208657.pdf 11. Бондарь А.П. Организационные аспекты управления проблемными кредитами в банках // Финансовые рынки и инвестиционные процессы сборник трудов III Международной научно-практической конференции. 2016. - С. 57-59. 12. Братко, А. Г. Банковское право России в 2 ч. Часть 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. Г. Братко. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 288 с. 13. Боровкова В.А. Банки и банковское дело в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Боровкова [и др.]; под ред. В. А. Боровковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 422 с. 14. Бондарь, А.П. Деньги, кредит, банки [Текст]: учебное пособие / А.П. Бондарь, В.Н. Боровский, Л.В. Боровская. – Симферополь, 2016. – С. 234 15. Войтоловский Н.В. Калинина А.П. Экономический анализ. –М.: Юнити, 2012. С. 241. 16. Гамза, В. А. Основы банковского дела: безопасность банковской деятельности: учеб. пособие для СПО / В. А. Гамза, И. Б. Ткачук, И. М. Жилкин. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 432 с. 17. Иванов В.В. Банки и банковские операции: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Иванов [и др.]; под ред. Б. И. Соколова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 189 с. 18. Иванов, В. В. Деньги, кредит, банки: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Иванов, Б. И. Соколов; под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 371 с. 19. Костерина Т.М. Банковское дело: учебник для СПО / Т. М. Костерина. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 332 с. 20. Козлова Е.О. Сущность анализа ликвидности коммерческого банка. – М.: Экономика, управление и право, 2017 – 118 с. 21. Ковалев В.В. Финансы организаций (предприятий). –М.: Проспект, 2016. С. 536. 22. Корниленко С.Л. Банковское дело. - М.: Экономист, 2014. С. 45 23. Ларина, О. И. Банковское дело. Практикум: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. И. Ларина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 234 с. 24. Ларина, О. И. Банковское регулирование и надзор. Практикум: учеб. пособие для СПО / О. И. Ларина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 234 с. 25. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. – 14-е изд., стер. - М.: Кнорус, 2015. – 103 с. 26. Лошкарев М.В. Политика Центрального Банка в условиях экономических санкций. – М.: Экономика и экономические науки // № 11-3, 2015. С. 1-2 27. Лукаш Ю.А. Анализ финансовой устойчивости и пути ее улучшения. –М.: Флинта, 2016. С.37. 28. Можанова И.И. Финансовая устойчивость коммерческих банков и нефинансовых организаций: теоретический и практический аспекты [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-ustoychivost-kommercheskih-bankov-i-nefinansovyh-organizatsiy-teoreticheskiy-i-prakticheskiy-aspekty 29. Мартыненков Н.Н., Маркова О.М., Рудакова О.С. Банковское дело в 2 ч. Часть 1 : учебник для СПО / Н. Н. Мартыненко, О. М. Маркова, О. С. Рудакова, Н. В. Сергеева ; под ред. Н. Н. Мартыненко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 217 с. 30. Отчетность ПАО «Сбербанк России» за 2015-2017 годы 31. Портал банковского аналитика. Данные по ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс] – URL: https://analizbankov.ru/bank.php?BankId=sberbank-rossii-1481&BankMenu=likvidnost 32. Равкин С.Е. Обзор законодательства банковской сферы // Финансы и право. – 2016. – № 4. – С. 64 33. Родькин П.Е. Бренд-идентификация территорий. Брэндинг территорий: новая прагматичная идентичность. –М.: Юнити Дана, 2016. С.164. 34. Рябов Д. Ю. Новый механизм санации Банком России коммерческих банков: причины и цели из¬менений // Управление экономическими система¬ми. – 2017. – №4 (98). – С.22 35. Розанова, Н. М. Деньги и банки: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. М. Розанова. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 322 с. 36. Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для академического бакалавриата / М. В. Романовский [и др.] ; под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской, Н. Г. Ивановой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 523 с. 37. Современная банковская система Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата / Д. Г. Алексеева [и др.]; отв. ред. Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 290 с. 38. Сведения о проведении ликвидационных мероприятий в кредит-ных организациях с отозванными лицензиями на осуществление банковских операций (не исключенных из ЕГРЮЛ) по состоянию на 01.11.2017 года. URL: http://www.cbr.ru/credit/likvidbase/LikvidBase. aspx 39. Солодкая А.М. БАНКОВСКИЙ НАДЗОР В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(50). URL: https://sibac.info/archive/economy/2(50).pdf (дата обращения: 29.01.2018) 40. Статистические данные о работе // URL: https://www.asv.org.ru/ agency/statistical_information/ 41. Тавасиев А.М. Банковское дело в 2 ч. Часть 1. Общие вопросы банковской деятельности: учебник для академического бакалавриата / А. М. Тавасиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 186 с. 42. Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru/ 43. Шермухамедов А.Т., Кодиркулов С.Х. Активные операции коммерческих банков [Электронный ресурс] – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_25603347_53814523.pdf 44. Электронный ресурс http://www.banki.ru
Отрывок из работы

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА КОНКУРЕНЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЯМИ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ 1.1 Понятие банковской конкуренции, методы оценки её уровня в российской банковской практике. Феномен конкуренции в течение многих веков был и по сей день остается предметом научного интереса представителей различных отраслей знания, ведущую роль среди которых, несомненно, играют посвященные данной тематике работы ученых-экономистов. При этом полнота взглядов на конкуренцию, глубина и всесторонность исследования ее как неотъемлемой части хозяйственной жизни росла и развивалась по мере расширения и усложнения самой конкуренции и ее конкретно-исторических форм. Теория конкуренции прошла длинный путь от натурфилософских идей мыслителей Древней Греции и Древнего Рима о должных и недопустимых вариантах состязательности между рабовладельцами, а также о желательном и поощряемом соревновании между рабами, до постепенного расширения круга субъектов конкурентных отношений и включения конкуренции в состав рыночного механизма представителями классической политэкономии. Колоссальный вклад в исследование конкуренции, не в последнюю очередь с точки зрения методологии, внесли основоположники марксистской политэкономии , несмотря на чрезмерный акцент их концепции на таких аспектах, как антагонистический характер конкуренции, ее исключительно ценовая форма и ряде иных. Формализованный и абстрактно-логический взгляд на конкуренцию и ее роль в рыночном механизме, а также на оказываемое ею влияние на издержки производства и на качество продукции предлагает неоклассическая теория , которая, впрочем, исключает учет конкретно-исторических форм проявления конкуренции, ее историчность и динамический характер. Поистине незаменимой для современного понимания конкуренции, несмотря на абсолютизацию антагонизма классовых интересов и характера конкурентных отношений, является сформулированная в рамках ленинской теории материализма концепция диалектической взаимосвязи конкуренции и монополии в экономике, в рамках которой монополизм трактуется как закономерное следствие развития конкуренции Изменение мирового финансового рынка под воздействием глобализации, внедрение развитых информационных и коммуникационных технологий оказывают существенное влияние на ограничение свободы перемещения капитала и усиливают конкурентную борьбу на финансовом сегменте, повышают значимость конкурентоспособности коммерческих банков и других финансовых субъектов на развивающемся рынке банковских услуг и продуктов. Необходимым условием совершенствования конкурентной борьбы между коммерческими банками является создание эффективного рыночного механизма развития банковского сектора российской экономики, так как конкуренция в банковском секторе гораздо более сложный процесс, чем в любом другом сегменте экономики. Конкурентная борьба между банками напрямую зависит от эффективности их деятельности и существенным образом влияет на стабильность национального хозяйства. Конкуренция заставляет коммерческие банки проводить активную политику по продвижению и закреплению на рынке и работу с клиентами - постоянно расширять и дополнять ассортимент банковских продуктов, совершенствовать качество оказываемых услуг, что повышает эффективность производства и перераспределяет экономические ресурсы. Таким образом, конкурентную борьбу можно считать движущей силой качественного улучшения банковского сектора, нацеленного на максимальную доступность банковских услуг и операций, повышение устойчивости банковских структур и наиболее полное удовлетворение интересов клиентов. Под конкуренцией в банковской сфере следует понимать экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и соперничества кредитных организаций, стремящихся создать лучшую возможность реализации своих банковских продуктов и услуг, получения максимальной прибыли и наиболее полного удовлетворения потребностей клиентов. Состояние экономических отношений на финансовом секторе, особенности законодательного регулирования банковской деятельности и некоторые другие факторы разных стран способствуют разработке индивидуальных механизмов конкурентной борьбы на различных сегментах рынка банковских услуг. Государству принадлежит главная роль в формировании и обеспечении эффективной конкуренции, оно через правовое регулирование создает необходимые условия. Такое утверждение, на первый взгляд, кажется неверным, так как государственное регулирование и развитие конкуренции часто рассматривают как взаимоисключаемые явления. Углубленный анализ возникаемого парадокса между задачами государственного регулирования экономики и целями конкурентной борьбы разрешается в том случае, если государство в приоритет ставит не борьбу с позитивными аспектами конкуренции, а противодействие ее недобросовестным формам. Выделение банковской конкуренции в самостоятельный предмет экономической науки происходит по двум основным причинам. Во-первых, специфика банковского дела находит отражение в особенностях банковской конкуренции, что отличает ее от классической конкуренции между товаропроизводителями. В экономической литературе вопрос о банковской конкуренции является дискуссионным, что обусловлено, в частности, отсутствием обще- принятого определения «конкуренция». Так, например, М. В Михайлова предлагает понимать под банковской конкуренцией «процесс соперничества коммерческих банков, каждый из которых стремится завоевать свою нишу и постоянно поддерживать ее как можно дольше, а при изменениях банковского рынка – совершенствовать ее разными способами и приемами» . Другие ученые понимают под банковской конкуренцией динамичный процесс соперничества субъектов банковского рынка по поводу обеспечения прочных позиций на данном рынке. Большое количество ученых согласны с мнением Е. К. Самсоновой, которая определяет банковскую конкуренцию в качестве механизма функционирования и развития всего рынка банковских услуг. Банковская конкуренция является историческим закономерным процессом, осуществляемым посредством функционирования субъектов общества, основанным на понимании экономических законов и направленным на реализацию различных экономических интересов в рамках выбранных моделей финансового поведения кредитно-финансовых институтов . По мнению некоторых авторов, к субъектам банковской конкуренции относятся не только банки, но и другие финансовые и нефинансовые институты, являющиеся участниками банковского рынка. Исходя из данного понимания, банковскую конкуренцию рассматривают как динамичный процесс соперничества между участниками банковского рынка, главной целью которого является укрепление и расширение своих позиций на рынке. Интересен подход А. М. Тавасиева, который в основу интерпретации конкуренции закладывает критерий эффективности экономической деятельности, связанный тесным образом с конкурентной борьбой каждой финансовой организации. Банковскую конкуренцию рассматривают и как динамичный процесс борьбы между кредитными организациями на рынке ссуд, депозитов и других банковских продуктов, а также на альтернативных финансовых рынках. Проанализировав вышеприведенные определения, можно сделать вывод, что под банковской конкуренцией понимается динамический процесс соперничества между коммерческими банками и другими кредитными институтами, в результате которого обеспечивается устойчивое положение на рынке банковских услуг. Под воздействием конкуренции расширяется ассортимент предоставляемых услуг, регулируется цены на банковские продукты и услуги до приемлемого уровня. Конкуренция является сильнейшим стимулом для банков к переходу на эффективные способы пре- доставления услуг, т. е. обеспечивает обстановку, благоприятную для их развития и совершенствования. Специфической особенностью банковской конкуренции в России является то, что данная конкуренция складывается не только под воздействием экономических факторов, но и политических. Конкурентная борьба идет не за завоевание отдельных сегментов и расширение доли на рынках банковских услуг, а за возможность налаживания связей с контролирующими государственными органами и лоббирования своих интересов. Буквальное значение термина «банковская конкуренция» предполагает рассмотрение в рамках данного понятия только отношений, складывающихся исключительно между банками. Такой подход ошибочен, так как, вынося на рынок тот или иной банковский продукт, коммерческий банк почти всегда сталкивается с конкуренцией не только со стороны других коммерческих банков, но и со стороны небанковских и нефинансовых организаций. Банковскую конкуренцию нельзя отождествлять с межбанковской. Более правильно определить ее как соперничество между всеми участниками банковского рынка. Многочисленность и разнородность состава участников конкурентной борьбы является отличительной особенностью конкуренции банковского сектора. Наиболее яркое выражение сущность банковской конкуренции находит в важнейшей ее характеристике – конкурентоспособности. В современной экономической науке нет единого, общепринятого подхода к определению «конкурентоспособность». Наиболее распространенным пониманием конкурентоспособности является способность конкурирования на рынках товаров и услуг. Для определения конкурентоспособности банковской услуги необходимо сравнить ее свойства со свойствами услуг конкурентов и изучить поведение клиентов и их реакцию на услуги. Охарактеризуем основные подходы к определению конкурентоспособности коммерческого банка. В. М. Мазняк определяет конкурентоспособность коммерческого банка как способность банка комплексно удовлетворять и удерживать имеющихся корпоративных и частных клиентов, а также завоевывать предпочтения новых за счет освоения новых инструментов и регионов. Отметим, что в данном определении отсутствует такая характеристика конкурентоспособности, как ее относительность. Крайне затруднительно, используя данное определение в качестве основы для методического подхода, перейти к количественным методам оценки конкурентоспособности, потому что термин «способность» по содержательному значению близок к понятию «потенциал», в то время как реальная конкурентоспособность коммерческого банка есть выражение использования этого потенциала как совокупности конкурентных преимуществ коммерческого банка. По мнению В. М. Мазняк, можно выделить три основных подхода к определению конкурентоспособности коммерческого банка: 1. Конкурентоспособность - это комплекс взаимосвязанных показателей, характеристик генерируемых банком продуктов, направленный на раскрытие их потребительской ценности с точки зрения клиентов. 2. Конкурентоспособность - это показатель или комплекс показателей, характеризующих положение банка на рынке. 3. Конкурентоспособность - это совокупность возможностей по удержанию имеющихся позиций на рынке и освоению новых. Отметим, что в приведенных определениях В. М. Мазняк делает попытку описать новое с точки зрения банковского менеджмента явление с помощью действующих показателей, в то время как нам представляется целесообразной разработка специализированной системы показателей, раскрывающей специфику конкурентоспособности именно коммерческих банков. По мнению Л. С. Бадак, конкурентоспособность банка - это его способность отстаивать свои экономические интересы в конкурентных условиях за счет предоставления услуг, соответствующих требованиям клиентов. То есть конкурентоспособность банка - его способность предоставлять потребителю банковских услуг такие продукты, которые бы лучше по сравнению с конкурентами удовлетворяли потребности клиентов в части прибыльности и надежности. Л. C. Бадак в приведенном определении игнорирует специфику банковских услуг, по сути, предлагая воспользоваться критерием «цена/качество», характерным для оценки конкурентоспособности продукции, адаптировав его к банковским услугам . А. А. Сергеенкова определяет конкурентоспособность коммерческого банка как превосходство над услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разрабатывать, производить и продавать конкурентоспособные банковские услуги в будущем, достигнутом без ущерба собственному финансовому состоянию. Достоинствами данного определения в том, что акцентируется внимание на двух ключевых аспектах: во- первых, коммерческий банк должен предоставлять конкурентоспособные продукты или услуги, во-вторых, это превосходство должно достигаться без ущерба финансовому состоянию предприятия. Принципиальным отличием данного определения является превосходство банком конкурентов по потенциалу сохранения конкурентоспособности в будущем. Приведенное определение является достаточно дискуссионным, поскольку, давая его, автор пыталась охарактеризовать скорее суть потенциала конкурентоспособности коммерческого банка и связать конкурентоспособность кредитной организации с конкурентоспособностью отдельных банковских услуг и продуктов. Кроме того, сам термин «превосходство над услугами аналогов» является достаточно дискуссионным применительно к банковской услуге, поскольку абсолютно не учитывает специфику банковской деятельности. В реальной жизни банковская услуга не имеет материально-вещественной формы, что затрудняет ее идентификацию и оценку конкурентоспособности потребителями, которые применяют самые простые методы, например, сравнение процентных ставок по депозитам или кредитам. При этом совершенно некорректно говорить, что более высокая процентная ставка, например, по кредиту, является конкурентным недостатком, влекущим за собой снижение конкурентоспособности кредитной организации. Наоборот, профилирование клиентов и сопутствующая ему дифференциация процентных ставок являются обычным бизнес-процессом, осуществляемым в рамках деятельности любой современной кредитной организации. Е. А. Шевченко определяет конкурентоспособность коммерческого банка как систему отношений по формированию, удержанию, наращиванию и реализации конкурентных преимуществ на рынке банковских услуг за счет выявления и использования его внутренних и внешних потенциалов для достижения поставленных целей. Авторский подход к определению понятия конкурентоспособности позволил четко отразить основные ее свойства: эксклюзивность, динамичность во времени, направленность на достижение поставленных целей, совершенствование на базе потенциалов компании с помощью использования четко выстроенной системы отношений внутри нее. В обеспечении конкурентоспособности коммерческих банков особую роль играет рынок финансовых услуг, благодаря чему представленное определение было дополнено спецификой банковского рынка . Под конкурентоспособностью коммерческой организации по сути понимается процесс разработки и реализации конкурентной стратегии, который имеет целью достижение и поддержание конкурентоспособности коммерческого банка. При этом смешение этих понятий не является оправданным, поскольку в определении вообще отсутствует возможность количественной оценки конкурентоспособности коммерческого банка, которая является объективным результатом реализации конкурентной стратегии кредитной организации в конкретных условиях. Е. А. Шевченко определяет конкурентоспособность коммерческого банка скорее как процесс, в то время как она является логическим итогом деятельности кредитной организации. А. В. Хамидуллин определяет конкурентоспособность коммерческого банка как способность обеспечить производство услуг, лучших по качеству и больших по количеству, чем другие банки, в условиях эффективного использования конкурентного потенциала, наращивания имеющихся и создания новых конкурентных преимуществ при наименьших затратах на единицу оказываемых услуг. Введение терминов «производство услуг», «большие по количеству», «лучшие по качеству» в большей степени подходит для описания конкурентоспособности продукции, поэтому они не могут применяться в банковской сфере. Кроме того, в определении смешиваются конкурентный потенциал кредитной организации и процесс разработки и реализации конкурентной стратегии на основе поиска и использования конкурентных преимуществ, а собственно конкурентоспособность как результат конкурентной борьбы кредитных организаций не рассматривается. Т. С. Петрищева рассматривает конкурентоспособность коммерческого банка на двух уровнях: - функциональном - как свойство, качество банка выступать на рынке наравне с конкурентами, что выражается им в обладании конкурентным потенциалом: способностью создавать, добиваться, удерживать максимально возможные конкурентные преимущества в рамках своей отрасли или за ее пределами, а также способностью финансово реализовывать добытые преимущества в виде получения максимально возможной прибыли; - индикативном - как комплексную многоуровневую экономическую и рыночную характеристику деятельности банка, которая отражает уровень его превосходства по отношению к конкурентам по двум составляющим: экономической (на уровне производства) и рыночной (на уровне банковского продукта) показывает динамичность и адекватность внутренней среды банка развитию конкурентной среды банковского рынка, а также определяет будущую конкурентную позицию, которую банк может занять в отрасли и за ее пределами благодаря конкурентному потенциалу. Анализ различных подходов к определению сущности конкурентоспособности коммерческого банка привел к выводу, что необходимо различать «конкурентоспособность коммерческого банка» и «конкурентоспособность предоставляемых им услуг». Конкурентоспособность коммерческого банка определяется как характеристика эффективности работы и прибыльности деятельности кредитной организации в условиях конкурентной борьбы, реализация которой происходит за счет имеющихся у банка средств. Конкурентоспособность банковской услуги характеризует уровень устойчивости банка и умение продуктивно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциалы. Характеристика банковской конкурентоспособности через способность коммерческого банка предлагать услуги ошибочна, так как конкурентоспособность представляет собой комплексный показатель сравнительного уровня развития критериев деятельности кредитных организаций, в том числе конкурентоспособности предоставляемых им услуг. Конкурентоспособность коммерческого банка тождественна его конкурентному потенциалу как совокупности конкурентных преимуществ, использование которых автоматически означает достижение превосходства. При этом, конкурентная позиция коммерческого банка определяется не только количеством и качеством его конкурентных преимуществ, но и в первую очередь - масштабами сегментов финансового рынка, охваченными межбанковской конкуренцией. Игнорирование этого существенного для разработки и реализации конкурентной стратегии коммерческого банка факта значительно снижает содержательную ценность приведенного определения. Таким образом, конкурентоспособность коммерческого банка является результатом его деятельности на конкурентных сегментах рынков финансовых услуг и продуктов и определяется в конечном итоге прибылью (и рентабельностью), получаемой кредитной организацией при предоставлении услуг клиентам в сравнении с аналогичными показателями банков-конкурентов. Следует подчеркнуть, что конкурентоспособность коммерческого банка - относительная величина, которая может варьироваться на отдельных рынках без изменения конкурентной стратегии одного и того же коммерческого банка. При этом объективной целью коммерческого банка (что следует уже из его определения) является получение прибыли, а конкурентоспособность кредитной организации в этом случае связывается с конечными результатами ее деятельности, которые объективно снижаются в условиях конкуренции, т. е. наличия значительного числа банков-конкурентов со схожими целями и задачами текущей деятельности. 1.2 Экономическая природа и виды банковских инновационных продуктов Появление инновационных банковских продуктов и технологий обусловлено развитием банковского дела. Их разработка и продвижение на каждом из этапов становления банковского дела обусловлены потребностями воспроизводственного процесса и типом экономической системы. С помощью создания нового банковского продукта возможно разрешение противоречий воспроизводственного процесса, противоречия между ликвидностью, доходностью и риском, между ограниченными ресурсами банков и изменяющими потребностями потенциальных клиентов. Итак, под инновацией понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Под новшеством подразумевают, новый метод, новое изобретение, новое явление. Инновация подразумевает под собой конечный результат инновационной деятельности. Представляет собой новый и усовершенствованный продукт, который был внедрен на рынок, нового технологического процесса, используемого на практике. Под инновацией в банковской сфере понимают создание новых банковских продуктов, а также совершенствование уже существующих банковских продуктов с использованием современных информационных технологий, использование в банках современного технологического оборудования в целях повышения эффективности и конкурентоспособности оказываемых услуг, изменение технологии обслуживания клиентов банка. На рисунке 1.1 схематично приведена экономическая сущность технологических инноваций в банковской сфере: Рис. 1.1. Экономическая сущность инноваций в банковской сфере. Таким образом, сущность инновации в банковской сфере заключается в создании новых банковских продуктов, в совершенствовании существующих банковских продуктов, в повышении конкурентоспособности банковских услуг, в изменении технологии обслуживания клиентов банка. Далее рассмотрим типы инноваций в банковской сфере. Виды инноваций в банковской сфере Продуктовые инновации Технологические (процессные) инновации Рыночные инновации Маркетинговые инновации Управленческие инновации Рис. 1.2. Виды инноваций в банковской сфере Рассмотрим более подробно каждый вид инноваций в банковской сфере: • Продуктовые инновации - Осуществление нового продукта на уже существующем рынке • Технологические (процессные) инновации - Введение нового метода, технологии, операции или процесса с целью сокращения издержек • Рыночные инновации - Образование принципиально нового рынка товаров и услуг • Маркетинговые инновации - Освоение новых ресурсов, методов работы на рынке, новых форм бизнеса в банковской сфере • Управленческие инновации - Модификация структуры управления банком. Трансформация банковского дела происходила с момента функционирования обменных банков в качестве посредников при экономике товарного обращения и движения стоимости в форме обмена, перемещения. На смену ей пришла экономика обращения капитала и формирование капиталистического банка с появлением авансирования как формы движения стоимости. На этой стадии в процессе перехода от обменно-депозитного к кредитно-инвестиционному банковскому делу происходит возникновение банковского продукта. На стадии становления финансовой экономики и развитии финансового посредничества при движении стоимости в форме перераспределения банки готовы предложить производные комплексные продукты. На этом этапе инновационные банковские продукты меняют облик деятельности банка. Для их внедрения необходима определенная среда, соответствующий уровень развития банковского дела. На российском банковском рынке переплетены банковские продукты, которые характерны для разных этапов эволюции банковского дела. Поэтому, двигаясь к появлению инновационных банковских продуктов, необходимо наверстывать упущенное одновременно с освоением нового. Для успешного функционирования банковского рынка требуются инновации, банковские продукты, обладающие потенциалом роста и развитие банковской отрасли, синхронное с преобразованиями в реальном секторе экономики. Те формы банковских продуктов, которые уже устарели, должны развиваться до их естественной замены исторически и логически последовательными формами, и при этом осваиваться новые. В связи с тем, что создание инновационных банковских продуктов и технологий нацелено на разрешение противоречия между ограниченными ресурсами банков и изменяющимися потребностями потенциальных клиентов, как это было отмечено выше, банки должны стремиться к эффективному использованию имеющихся ресурсов и снижению операционных издержек, ориентироваться на прогрессивные способы ведения бизнеса. На сегодняшний день электронные банковские услуги являются перспективно развивающимся направлением российского банковского бизнеса. Банки вкладывают ресурсы в развитие новых технологий, повышают качество бизнес-процессов и технологических процессов, тем самым отвечая на возрастающие требования клиентов дистанционного банковского обслуживания (ДБО). Такие современные технологии как электронные деньги, осуществление платежей через интернет-банкинг, мобильный банкинг, онлайн платежи позволяют клиентам осуществлять банковские операции в дистанционном режиме, это гарантирует удобство и практичность в связи с отсутствием необходимости посещения офисов банка, что, безусловно, экономит время.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Банковское дело, 57 страниц
1425 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg