Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА

Малый бизнес как фактор устойчивого экономического развития России

irina_k200 1875 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.07.2020
Цель и задачи исследования. Целью выпускной квалификационной работы является исследование механизмов развития малого предпринимательства в региональной экономике на примере Кабардино-Балкарской республики, анализ проблем и перспектив развития малого предпринимательства Кабардино-Балкарской республики, поиск путей повышения его эффективности в современных условиях. Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих теоретических и практических задач, отражающих структуру и последовательность предпринятого исследования: - рассмотреть сущность понятия малого бизнеса в экономике государства; - определить роль малого бизнеса в экономическом развитии России; - рассмотреть современный механизм малого предпринимательства; - проанализировать современное состояние малого предпринимательства в России и СКФО; - изучить современное состояние и уровень развития малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской республике; - выявить проблемы и оценить перспективы развития малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской республике; - разработать мероприятия по решению проблем и применения мер государственной поддержки малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской республике. Объектом исследования выступает малое предпринимательство Кабардино-Балкарской республики. Предметом исследования являются перспективы развития малого предпринимательства Кабардино-Балкарской республики, механизмы развития малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской республике. Методы исследования: теоретический анализ, изучения материалов научных и периодических изданий по проблеме, анализ нормативно-правовой базы, интервьюирование, опрос экспертов, наблюдения. Научно-методической базой исследования стали публикации известных отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области малого предпринимательства: А. М. Чернопятов, А. С. Верещагин, О. А. Задера, Алан Хоскинг, Хизрич Р., Питерс М. и т.д. Информационной базой для исследования являются нормативные документы в области государственной поддержки малого предпринимательства, учебная литература по исследуемой тематике, статистические материалы, законодательные акты, а также периодические издания и электронные источники. Научная новизна исследования. Новые научные результаты, полученные в ходе исследования, состоят в следующем: - на основе изучения трактовок определений малого бизнеса и предпринимательства российских и зарубежных ученых-экономистов были составлены собственные определения понятий «бизнес», «малый бизнес» и «предпринимательство»; - на основе изучения разных подходов к определению механизма поддержки деятельности малых предприятий был определен организационно-экономический механизм, отражающий сложившуюся в настоящее время практику поддержки малого бизнеса; - проведен экономико-статистический анализ экспертно-аналитической ранговой оценки факторов, формирующих предпринимательский климат и условия развития малого бизнеса на материалах регионов СКФО, и дать детализированное описание Кабардино-Балкарской республики с выявлением причинно-следственных связей, обусловливающих динамику процессов во внутренней и внешней среде малого бизнеса; сформулированы концептуальные предпосылки развития малого бизнеса на мезоуровне на современном этапе; - доказано несущественное влияние действующей системы регулирования на темпы развития малого бизнеса в Кабардино-Балкарской республике, базирующейся на оценке адекватности преимущественного использования программно-целевых методов в управлении развитием малого бизнеса на мезоуровне; - предложены мероприятия формирования рационального рентоориентированного поведения; использования в практике управления новой региональной модели взаимоотношений власти и субъектов малого и среднего бизнеса, предполагающей создание региональных бизнес-ассоциаций, реализацию кластерного подхода в управлении сферой малого бизнеса с использованием авторской структурно-логической модели кластера малого бизнеса для «прорывных направлений» экономики региона. Теоретическая и практическая значимость исследования определяется актуальностью рассмотренных в исследовании проблем и степенью обоснования содержащихся в ней положений, выводов и рекомендаций. Полученные выводы и предложения по результатам исследования углубляют и систематизируют научные взгляды в сфере организации функционирования малого бизнеса, развивают методы и инструментарий региональных экономических исследований. Результаты выпускной квалификационной работы могут быть использованы для дальнейшей научной разработки проблемы функционирования и развития малого бизнеса в регионе, проблемы совершенствования управления экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях для достижения устойчивого социально-экономического развития территории и повышения качества жизни регионального сообщества.
Введение

Актуальность темы исследования. В настоящее время развитие малого предпринимательства, является основным источником роста экономики России. В условиях рынка, малое предпринимательство способно к быстрому передвижению, оно создает глубокую специализацию и сотрудничество, без которых невозможна высокая эффективность рынка в целом. Предпринимательство способно не только сравнительно быстро окупаться, но и за короткое время быстро заполнить ниши, образующиеся в потребительской сфере, самое главное, создавать атмосферу соперничества и конкуренции, без чего рыночная экономика невозможна. Становление малого бизнеса в Российской Федерации происходит в жестком противостоянии бюрократическим структурам, в преодолении сложившейся структуры экономики, особенностью которой является преобладание крупных предприятий. Развитие малого бизнеса является важнейшим фактором диверсификации экономики, так как малые предприятия действуют в основном в не сырьевых отраслях, зачастую разрабатывая или используя технологии инновационного характера. Как показал мировой опыт, именно малое предпринимательство позволяет в кратчайшие время осуществить системную перестройку экономики, уделить особое внимание потребностям людей и одновременно надежную общественную базу реформ. Фирмы малого предпринимательства являются эластичной и динамичной формой реализации предпринимательского движения, позволяющей выразить с легкостью деловой и креативный потенциал, иметь соответствующие доходы для достойного образа жизни. Организация цепочки подобных предприятий помогает обеспечению трудовой деятельности граждан, увеличению на рынке количество товара и потребительских услуг. Малые предприятия порождают очень хорошую конкуренцию, означающую во всех отношениях регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие господству крупных фирм. Небольшие предприятия активизируют инвестиционную деятельность, поскольку игра ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой глобальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота. Тем самым они связаны с возникновением региональной экономики, как единого комплекса работающих, в основном, на местном рынке промышленных и сельскохозяйственных производств, строительных организаций, деталей производственной и социальной инфраструктуры. Малое дело способно быстро реагировать на изменение спроса. Небольшой объем малых предприятий, их технологическая и управленческая гибкость позволяют быстро и своевременно отвечать на изменяющуюся экономическую ситуацию путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Достоинства малого предпринимательства: небольшая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом – все эти черты повышают его устойчивость на внутреннем рынке. Тем не менее, малое предпринимательство, так же имеет и недостатки. Так, относительно маленький капитал ограничивает рамки производства, уменьшает возможность применения дополнительных ресурсов. Это прямой путь к экономической неустойчивости малых предприятий, что способствует их банкротству, провалу и разорению. Сказанное выше актуализирует проблему поиска перспектив развития малого предпринимательства, как в масштабе всей страны, так и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному росту и процветанию общества. Важно и то, что правовая и институционально-инструментальная система, должна постоянно развиваться и совершенствоваться, отражая собой как новые тенденции и потребности развития самих малых предприятий, так и все более зрелый, сложившийся характер самой рыночной системы хозяйствования и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования. Эта система не может иметь застывший характер, иначе это приведет к упадку. Актуальность выпускной квалификационной работы определена той ролью, которую играет малое предпринимательство, во всех экономически развитых странах. Степень разработанности проблемы. В большом числе публикаций, посвященных исследованию малого предпринимательства, анализируются его характерные особенности, в частности, локальный характер, инновационность, роль в экономике, необходимость и формы государственной поддержки. В то же время за рамками рассмотрения остались такие вопросы, как особенности региона как сферы предпринимательской деятельности, влияние малого предпринимательства на региональный воспроизводственный процесс и переход региона к устойчивому социально-экономическому развитию, потенциальные сферы приложения предпринимательской инициативы. Среди работ, посвященных предпринимательству, выделяются научные труды И. Шумпетера, К. Р. Макконнелла, С. Брю, X. Демсетса, М. Фаррела, Д. Стори, Д. Смолбоуна и других. Однако в них не выделяются особенности регионального предпринимательства и его механизм. Определенный вклад в научную разработку различных аспектов предпринимательства внесли отечественные экономисты Авдашева СБ., Блинов А.О., Бугаян И.Р., Виленский А.В., Кетова Н.П., Колесников Ю.С., Наливайский В.Ю., Овчинников В.Н., Радаев В.В., Радченко А.И., Розанова Н.М., Усманова К.Ф., Чепуренко А.Ю., Шулус А.А. и другие. Ими рассмотрены макроэкономические условия и проблемы развития предпринимательства, отраслевые особенности, механизм государственной поддержки, отдельные аспекты региональной экономической политики организации малого предпринимательства. В современных условиях, когда государство принимает новые законопроекты в поддержку и защиту малого предпринимательства, необходимо приложить все усилия для того, чтобы добиться существенного и ориентированного прогресса в развитии и становлении малого предпринимательства в России и Кабардино-Балкарской республике. Безусловно, для этого необходимо развитие основы малого предпринимательства. В соответствии с Федеральным законом «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Российской Федерации» от 24 июля 2007 года, Правительство Российской Федерации гарантирует оказание финансовой поддержки малому предпринимательству, Министерства экономического развития регулирует вопрос предоставления финансовой помощи. Основной целью закона является развитие малого предпринимательства во всех регионах Российской Федерации, тем самым повышая уровень жизни граждан вне зависимости от сложившейся неблагоприятной экономической ситуации в стране. Таким образом, в предпринимательской теории и практике сложилась ситуация, которая характеризуется противоречием, отражающим тот факт, что государство на федеральном уровне разрабатывает законодательную базу, целевые программы развития малого предпринимательства, однако на региональном уровне возникают значительные проблемы, требующие поиска путей, методов из реализации и повышения эффективности деятельности малого предпринимательства. Выбор темы выпускной квалификационной работы обусловлен важностью роли малого предпринимательства, как в экономике, так и в развитии страны и в крае в целом, особенно в условиях современного состояния мировой экономики. Все это предопределяет актуальность проблемы для дальнейшего изучения и обусловливает постановку цели и задач работы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 1 Малый бизнес как фактор устойчивого экономического развития России 12 1.1 Сущность понятия малый бизнес и его роль в экономическом развитии государства 12 1.2 Механизм малого предпринимательства 25 1.3 Состояние малого предпринимательства в России и СКФО 36 2 Организация и развитие малого бизнеса в Кабардино-Балкарской республике 49 2.1. Место малых предприятий в экономике Кабардино-Балкарской республики 49 2.2 Особенности развития малого предпринимательства в экономике Кабардино-Балкарской республики 51 2.3 Проблемы реализации малого бизнеса в условиях рыночной экономики Кабардино-Балкарской республики 56 2.4 Государственная поддержка малого предпринимательства в Кабардино-Балкарской республике и пути ее развития 61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 2015. - № 620. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Российская газета. - 2017. - № 975. 3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», N 99–101,09.08.18. 4. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»: Собрание законодательства. – 2007. – № 21. – С. 1586. 5. Постановление от 4 апреля 2016 г. N 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности» 6. Агеев А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры / А.И. Агеев – М.: Наука, 2010.- С. 112. 7. Алимова, Т.М., Афанасьева К.В. Инновационные процессы в малом предпринимательстве/Т.М.Алимова// – Вопросы экономики. – 2018. – № 8. – С. 8 – 14. 8. Алимова. Т.О., Буев В.С. Проблемы малого бизнеса глазами предпринимателей / Т.О. Алимова // Вопросы экономики. – 2011. – № 4. – С.141-143. 9. Алпатов, А.И. Развитие малого и среднего предпринимательства России в современных условиях / А.И. Алпатов// Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 3.[Электронный ресурс] – Режим доступа://http://eduherald.ru 10. Арсамаков, А.А. О взаимодействии кредитных организаций с реальным сектором //Деньги и кредит, 2017. -№11 - С.14-18. 11. Верещагин, А.С. История российского предпринимательства: от истоков до начала ХХ [Текст]: учебное пособие/А. С. Верещагин, Р. Х. Хайртдинов –Уфа: Изд-во УГНТУ. - 2009. - С. 245. 12. Вороновская, О.Е. О развитии гарантийных механизмов кредитно-инвестиционной поддержки малого предпринимательства в регионах/О.Е.Вороновская // Проблемы прогнозирования. - 2017. -№ 1. - C.77-81. 13. Гараган, С. А. Совершенствование системы оценочных показателей малого бизнеса / С. А. Гараган, Н. В. Ширабон // Экономический анализ.- 2018. -№ 17.- С. 74-79. 14. Гамидуллаев Р.Б. Анализ механизмов государственной поддержки малого инновационного предпринимательства // Изв. Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - 2012. № 28. С. 297. 15. Гамилов, В.А. О системе финансирования среднего и малого предпринимательства/В.А. Гамилов // Финансы и кредит. - 2017. - №3 - С.45-50. 16. Герасимов, Е. Система сбалансированных показателей в управлении стратегическими целями / Е. Герасимов // Управление компанией. - 2018.- №6.- С. 11-15. 17. Грудзинский, А.О. Молодежь и предпринимательство: проблемы теории и практики: Материалы IV Научно-практической студенческой конференции[Текст]: сборник / О.В. Петрова, О.В. Трофимов, Ю.А. Попова, Е.П. Артамонова, Н.С. Шубина. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, - 2016.- С. 798. 18. Гулин, К. А. Основы предпринимательства: [Текст]: учебное пособие / К. А. Гулин, А. Е. Кремин. - Вологда: Издательство ИСЭРТ РАН - 2017. – С. 106. 19. Давлетова И.М. Развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в регионе / И.М. Давлетова, А.И. Хисаева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007.- № 36 - С. 40-46. 20. Данилина Н. Зарубежный опыт государственной поддержки развития малого бизнеса // Вестн. Института экономики РАН. 2010. С. 135. 21. Емшанова Е.В., Рыбакова Ю.В. Особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. № 3(12). – Новосибирск: СибАК. - 2018. – С. 123-127. 22. Задера О. А. Субъекты малого бизнеса: учет, налогообложение, отчетность[Текст]: учеб.пособие / О. А. Задера, Е. В. Гугнина. – Волгоград: Издательство ИУНЛ ВолгГТУ. - 2015. С. 88. 23. Замахина, Т. Путин, Госкомпании вытесняют малый бизнес [Текст]/ Т. Замахина // Российская газета. –2018. – 05 апреля. 24. Коноплицкий, В.; Филина, А. Это-бизнес. Издательство: Киев: Альтерпресс. – 1996. – С. 26. 25. Кулик Н.А., Онищенко Л.Г. Государственная поддержка малого бизнеса в России // Сибирский торгово-экономический журнал. 2010. № 11. URL: http:// cyberleninka.ru. 26. Кирюшкин, П. Малый и средний бизнес в России [Текст]/П.Кирюшкин // Международные процессы. – 2017. – январь – апрель. – № 1(25). 27. Малое и среднее предпринимательство в России. 2017: Стат.сб./ Росстат. – M. 2017. – С. 78. 28. Медведев К.А. Современные механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства // Экономика, государство, общество: электронный журнал научных публикаций. URL : http://ego.uapa.ru. 29. Морозко, Н.И. Финансовый анализ развития малого бизнеса в России Н.И. Морозко // Финансы и кредит. – М. – 2006. – №10. – С.55-63 . 30. Никитин, А.С.GR для малого и среднего бизнеса[Текст]: Монография/А.С. Никитин, А. Б. Шатилов, С. Н. Муляр, Д. .– Москва: Издательство Проспект. - 2016. – С. 950. 31. Нурмухаметов, А.В. Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III Междунар. науч. конф./А. В. Нурмухаметов— Уфа. - 2014. – С. 19. 32. Орешко К.С. Механизм государственной поддержки малых предприятий в России и зарубежных странах: дис. канд. экон. наук. М., 2009. С. 153. 33. Олисаева Л.Г. Малое предпринимательство в Северо-Кавказском федеральном округе //Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2013. № 3.– С.160. 34. Пазова А.Р. Современное состояние и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в СКФО // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. LIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(59). 35. Российский статистический ежегодник. 2018: Стат.сб./Росстат. – Р76 М. – 2018. - С. 694. 36. Синяева И.М. Маркетинг в малом бизнесе: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080111 «Маркетинг» / И.М. Синяева, C.B. Земляк, В.В. Синяев . — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - С. 110. 37. Сероштанов Д. А. Меры поддержки и регулирования малого предпринимательства в РФ // Молодой ученый. - 2018. -№46. - С. 394-397. 38. Современные вопросы развития финансовой системы: [Текст] //Сборник трудов Международной заочной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов. – Челябинск: Издательство Челябинский филиал Финуниверситета. - 2016. С. 571. 39. Торосян, Е.К. Основы предпринимательской деятельности: [Текст] учебное пособие / Е. К. Торосян,Л. П. Сажнева, Ж. Н.Зарубина.-Санкт-Петербург:ИздательствоУниверситет ИТМО. - 2016. – С. 130. 40. Уметбаева Ю.И. Механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Право: история, теория, практика: материалы междунар. науч. конф. СПб. - 2011. С. 92. 41. Фадеева Е. А. ,Маргарян А.А. Анализ современного состояния малых предприятий в России // Молодой ученый. - 2014.- №4.- С.620. 42. Хизрич Р., Питерс М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха : Вып. 1. Предприниматель и предпринимательство : Пре. С англ. - М.,: Прогресс, 1990 - С. 193. 43. Чернопятов, А.М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие / А.М.Чернопятов.-Москва: Издательство ООО "Винчера". - 2018. – С. 95. 44. Шидов А.Х., Батова Б.З., Шидова Л.Х. Формирование и управление инновационными сегментами рынка сельхозпродукции в решении проблемы импортозамещения региональными сельхозпроизводителями //Журнал «Экономика и предпринимательство». 2014.Выпуск № 8 (49). 45. Шиганов В.В. Малое предпринимательство в России: состояние и проблемы // Российская экономика: тенденции и перспективы. - 2009. № 4. С. 87. 46. Шулус А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки // Российский экономический журнал. – 2011. – №5. – С.7-8. 14. 47. MyIdeas. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ideas.repec.org/cgi-bin/myideas.cgi. 48. How do small businesses contribute to the economy. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://smallbusiness.chron.com/important-small-businesses-local-economies-5251. 49. Доклад о достигнутых результатах по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности, развитию малого и среднего бизнеса и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://economy.gov.ru. 50. Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике [Электронный ресурс] – Режим доступа://https://lektsii.org/3-34715. 51. Информация об основных направлениях федеральной и региональной политики в сфере малого и среднего предпринимательства в 2016-2017годах [Электронный ресурс] – Режим доступа://http://www.pankrushiha22.ru. 52. Малый бизнес. Малый и средний бизнес. Поддержка малого бизнеса. Идеи бизнеса [Электронный ресурс]– Режим доступа://http://www.rcsme.ru. 53. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main. 54. Материалы министерства экономического развития и торговли КБР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.kbr.ru. 55. Материалы Гарантийного фонда КБР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fond-garant.ru. 56. Материалы Агентства инвестиций и развития КБР [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.investinregions.ru/regions/kbr/industries. 57. Материалы Института экономики роста им. Столыпина П. А. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stolypin.institute. 58. Ресурсный центр малого предпринимательства [Электронный ресурс] Режим доступа://http://www.stats.gov.cn. 59. Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и Мир Институт экономики роста им. Столыпина П.А // – 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stolypin.institute. 60. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http:// www.gks.ru. 61. О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ, N 209-ФЗ: [по состоянию на 1 июля 2017 г.: принят ГД 6 июля 2007]. – КонсультантПлюс [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru. 62. Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru. 63. Путин: Госкомпании вытесняют малый бизнес. [Электронный ресурс]. Режим доступа://https://rg.ru/2018/04/05/putin-goskompanii-vytesniaiut-malyj-biznes.html1.05.2018. 64. Сущность и значение малого бизнеса [Электронный ресурс] – Режим доступа https://lektsii.org/3-54277.html. 65. Федеральная налоговая служба. Официальный сайт.// [Электронный ресурс]. Режим доступа: –: https://www.nalog.ru/rn77/ 2. Интернет–журнал Вести. Экономика. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestifinance.ru. 66. Политический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://gufo.me/content_pol/biznes-586. 67. Экономический словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://gufo.me/content_eco/predprini-matel-stvo-5197. 68. Официальный сайт ФНС России/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ofd.nalog.ru/index.
Отрывок из работы

1 Малый бизнес как фактор устойчивого экономического развития России 1.1 Сущность понятия малый бизнес и его роль в экономическом развитии государства Термин «бизнес» в современном обиходе вполне привычное и понятное слово, хотя впервые это понятие возникло в конце XX века. Проведем анализ данного термина по этапам его развития. Американский ученый Алан Хоскинг, автор "Business studies" (одного из многих систематических изданий Холборнского колледжа (Лондон)), трактовал понятие «бизнес» как «деятельность, осуществляемую частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций» [65]. В 1985 году американский ученый профессор Р. Хизрич дал следующее определение термину «бизнес» - «предпринимательство как процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель - человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым» [42]. Российские ученые XIX века, В. Коноплицкий и А. Филина, авторы книги «Это бизнес» (толковый словарь экономических терминов), дают следующее определение понятию «бизнес» - «любая организованная законная деятельность, главной целью которой является получение прибыли. Регулируется национальным законодательством и международными соглашениями»[24]. В политическом словаре сущность понятия «бизнес» приводится следующим образом (англ. business - коммерческая деятельность) «то же, что предпринимательство, предпринимательская деятельность, инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли» [64]. На основании приведенных определений, можно отметить, что значение термина «бизнес» изменяется под влиянием развития рыночных отношений. Обобщив приведенные определения понятия «бизнес», можно заключить, что бизнес - это предпринимательская деятельность, связанная с риском использования имеющихся ресурсов, направленная на получение прибыли. В некоторых определениях российских и зарубежных исследователей понятия «бизнес» и «предпринимательство» отождествляются. Для подтверждения или опровержения данного тезиса необходимо рассмотреть определение понятия «предпринимательство». Понятие «предпринимательство» возникло в XVIII - XIX вв. В 1767-1832 годах Жан Батист Сей дал следующее определение «предпринимательство - это экономическая деятельность, осуществляемая посредством постоянного комбинирования факторов, направленная на эффективное использование всех ресурсов и получение наивысших результатов» [39]. В современном экономическом словаре приводится следующее определение термина «предпринимательство - это инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица» [65]. На основании приведенных определений отметим, несмотря на то, что некоторые авторы отождествляют понятия «бизнес» и «предпринимательство», между ними есть определенные отличия. Главное отличие в том, что «бизнес» - деятельность, осуществляемая юридическими лицами, а «предпринимательство» - деятельность, осуществляемая физическими лицами. Отметим, что на современном этапе развития экономики предпринимательство является одной из форм бизнеса и представлено индивидуальными предпринимателями и микроорганизациями. На основании этого отличия выделим основные характеристики бизнеса и предпринимательства (таблица 1.1) Таблица 1.1 - Основные характеристики бизнеса и предпринимательства Бизнес Предпринимательство Ориентация на получение прибыли; Обоснованный риск Способность к обоснованному риску Информированность, образованность Новаторство (поиск новых решений) Способность систематически наблюдать и планировать Ответственность Целеустремленность (уверенность в себе, способность убеждать других) Экономическая самостоятельность Способность работать в коллективе (способность устанавливать связи, вовлеченный в рабочие контакты, ответственный человек) Обобщив приведенные характеристики, можно утверждать, что бизнес - это деятельность, связанная с риском, направленная на стабильное получение прибыли путем использования инновационных технологий, имеющая приоритеты в области управления (оперативный характер при принятии решений, способность к новаторству). На современном этапе развития экономики в экономической системе любого государства бизнес подразделяется на две большие группы крупный и малый. Но особый акцент делается именно на развитии малого бизнеса, подчеркивается его приоритетность в экономической политике любого государства с развитой экономикой. К такому выводу можно прийти исходя из следующих факторов: во-первых, развитие малого бизнеса способствует увеличению уровня занятости в стране; во-вторых, малый бизнес является наиболее гибким в удовлетворении разнообразных запросов потребителей; в-третьих, поддерживая малый бизнес, государство может косвенно развивать те направления деятельности, которые не могут быть поставлены в разряд государственных приоритетов; в-четвертых, предприятия малого бизнеса могут выступать главными поставщиками сырья и комплектующих для больших предприятий; в-пятых, наличие большого количества малых предприятий улучшает конкурентную среду в государстве, что, в конечном итоге, сказывается на качестве предлагаемых товаров и среднем уровне цен. Отнесение предприятий к категории «малый бизнес» в Российской Федерации осуществляется согласно действующему законодательству: - Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (статья 4) [4], в котором определены условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства; - Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 г. № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» определяет отнесение к той или иной группе бизнеса по объему реализации продукции (товаров, работ и услуг) [5]. Но, несмотря на то что, что на государственном уровне определены критерии отнесения предприятий к малому бизнесу, некоторые исследователи понятие «малый бизнес» дополняют другими критериями, которые приведены в таблице 1.2. Таблица 1.2 - Определения малого бизнеса и предпринимательства по мнению ученых-экономистов Автор Определение Н.М. Филимонова, Н.В. Моргунова, Е.С. Ловкова Малое предприятие - это «...предприятие с незначительным количеством работников, небольшими объемами деятельности, большей частью рискованной деятельности (производственной, торговой, научной и т.п.), и производства, владелец которого несет полную ответственность за результаты хозяйствования, самостоятельно принимает управленческие решения с целью присвоения прибыли» [16]. Н.М. Ракутина «Малый бизнес - это ведущий сектор экономики, который является основой рознично-торгового производства, определяет темпы экономического развития, структуру и качественную характеристику валового внутреннего продукта, степень демократизации общества» [46]. М.Г. Лапуста «Малое предприятие - небольшое предприятие, которое не имеет сложной организации управления и которым руководит один независимый собственник, имеющий ограниченный доступ к рыночному капиталу и незначительную долю своего товара на рынке, не занимает в своей области доминирующего положения и отвечает определенным критериям по количеству занятых и ежегодным критериям продаж» [17]. Обобщив приведенные определения понятия «малый бизнес», можно утверждать, что это предусмотренная действующим законодательством, систематическая, инициативная, самостоятельная деятельность физических лиц-предпринимателей, а так же юридических лиц какой-либо организационно-правовой формы и формы собственности, зарегистрированных в порядке и в соответствии с критериями отнесения к субъектам малого бизнеса, установленных в соответствии с действующим законодательством, которую осуществляют от своего имени, на собственный риск и под свою ответственность с целью получения дохода. Данная деятельность связана с риском использования имеющихся ресурсов, направлена на получение прибыли, охватывает все сферы деятельности и ориентирована на удовлетворение социальных потребностей населения. На современной стадии развития российской экономики предприятия малого бизнеса являются достаточно перспективной формой хозяйствования. В нашем исследовании данная сфера экономики рассматривается как базис, дающий возможности для создания значительного количества рабочих мест, насыщения рынка новыми услугами и товарами и, удовлетворяющий многочисленные нужды крупных предприятий. Однако, следует подчеркнуть, что малые предприятия не занимают того места, которое им отводится в экономически развитых странах, где число таких предприятий составляет свыше 80% от общего числа предприятий. В этом секторе экономики в развитых странах занято 2/3 от общего числа работающих и производится более 50% ВВП. По этим показателям Россия значительно отстает от стран с рыночной экономикой: доля малого предпринимательства в ВВП России составляет не более 10-11%, стоимость основных фондов промышленности – чуть более 3%. Создание малых предприятий, естественно, влечет создание новых рабочих мест, поступления в бюджет, насыщенность товарного рынка и рост реальных доходов населения. Следовательно, сокращается уровень безработицы и снижается уровень преступности [56]. Малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей, и в этих отношениях присутствует несколько персонифицированный характер между предпринимателем и потребителем товаров, работ или услуг. Они в процессе деятельности полагаются на относительно незначительные суммы кредитов банков, собственные финансовые ресурсы и так сказать «неформальный» рынок капитала. Кроме того, в малом бизнесе более высока доля оборотного капитала по сравнению с основными фондами. Так, если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80. Как правило, в малом бизнесе чаще всего встречается семейное ведение дела, когда оно может быть и унаследовано, чем диктуется прямая вовлеченность родственников хозяина того или иного бизнеса в деятельность предприятия [51]. Ключевыми особенностями малого бизнеса являются: - деятельность с целью извлечения прибыли; - экономические свободы; - инновационный характер производственного процесса; - гибкость. Отметим, что большинство людей раскрывают и реализуют творческий потенциал именно через малые формы предпринимательской деятельности. В большей степени здесь используется труд общественно уязвимых групп населения, которым по тем или иным причинам нет применения на крупных производствах. Малые предприятия являются основным местом производственного обучения, а также своеобразным «полигоном» для тестирования знаний молодых кадров. Одним из распространенных видов является торговля и посредническая деятельность (более 70%). Производственной деятельностью занимается приблизительно каждый десятый предприниматель, столько же предоставляют народонаселению транспортные, бытовые и строительные услуги, занимаются переработкой продукции, произведенной в сельском хозяйстве. Согласно статистическим данным, количество малых предприятий на рынке информационных и медицинских услуг незначительно [26]. Несмотря на рост производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях, их вклад в ВВП России явно не отражает их потенциала. Характерной особенностью российского малого бизнеса продолжает оставаться высокая доля «теневого» сектора. По подсчетам экспертов, она составляет от 30 до 50% реального оборота субъектов малого предпринимательства. То есть, в решении общегосударственных проблем большая часть потенциальных ресурсов не используется. Деятельности российских малых предприятий по сравнению со средними предприятиями присущи следующие особенности: - общая численность работников предприятий малого бизнеса в 5-6 раз превышает численность работников предприятий среднего по масштабам бизнеса; - объем инвестиций в среднем вдвое больше по предприятиям малого предпринимательства, а сальдированный финансовый результат в 5-6 раз превышает соответствующий показатель по средним предприятия. Доля малого и среднего бизнеса в российской экономике составляет 21,9% [51]. Доля малого и среднего бизнеса рассчитывается как отношение суммарного объема валовой добавленной стоимости, созданной средними и малыми предприятиями (включая микропредприятия) и индивидуальными предпринимателями, к валовой добавленной стоимости в основных ценах всех хозяйственных субъектов, следует из методики, утвержденной Росстатом в конце декабря. В деньгах это более 20 трлн руб. за 2017 год. Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП Росстат опубликовал впервые. Ранее Росстат и Минэкономразвития проводили свой анализ доли МСП в валовой добавленной стоимости, однако не публиковали его результаты, говорилось в отчете Счетной палаты. Согласно этим данным, вклад малого и среднего бизнеса в экономику в 2014 году составлял 19%, в 2015-м — 19,9%, в 2016-м — 21,6% [51]. Доля малого и среднего бизнеса в ВВП развитых стран представлена на рисунке 1.1. Рисунок 1.1 – Вклад малого бизнеса в ВВП развитых стран в 2016 г. в %. Исходя из представленных данных, мы видим, что показатели ВВП России ниже 2-3 раза. Президент Владимир Путин, выступая в марте с посланием Федеральному собранию, говорил, что к 2025 году вклад малого и среднего бизнеса в ВВП «должен приблизиться к 40%». Параллельно с этим он поставил цель по росту числа занятых в МСП с 19 млн. до 25 млн человек. Задача по занятости вошла в майский указ президента, подписанный через два месяца после послания. Но формулировки о росте вклада МСП в экономику в документе не было. Не попала она и в «Основные направления деятельности правительства», опубликованные в октябре (в отличие от той же цели по занятости). При этом в сентябре появилась другая цифра: министр экономического развития Максим Орешкин заявил, что нацпроект по развитию МСП предусматривает рост вклада этого сектора в экономику до 32,5% к 2024 году [49]. Расхождения возникли и в программных документах. В паспорте нацпроекта говорится о доле на уровне 32,5% к 2024 году, но есть и стратегия развития малого и среднего бизнеса, принятая в 2016 году и предусматривающая рост до 40%, говорит президент «Опоры России» Александр Калинин. Уровень 40% в документе назван «стратегическим ориентиром», а ежегодный прирост «должен составлять 1% и более» [49]. Минэкономразвития подтвердило, что нацпроект предусматривает рост доли вклада МСП в экономику до 32,5%. По оценкам МЭР, это «потенциал развития сектора МСП до 2024 года с учетом стартовых позиций, а также реализации мероприятий национального проекта», сообщило министерство в ответе на запрос РБК. «Нацпроект — это очень сложная задача. В нашей структуре экономики очень много тяжеловесных игроков. Это значит, что малый бизнес должен расти быстрее, чем крупный», — отмечает Калинин [49]. Чтобы поддержать малый и средний бизнес, правительство планирует упростить налоговую отчетность при внедрении контрольно-кассовой техники, пересмотреть уголовную ответственность по «предпринимательским» статьям, расширить доступ МСП к льготному финансированию, заняться популяризацией малого предпринимательства и т.д. Уже в 2019 году вклад МСП в экономику должен составить 23%, говорил первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов [60]. Планы по росту МСП (и до 32,5%, и до 40%) подвергались критике. Счетная палата в своем отчете писала, что задача увеличить долю сектора до 40% не учтена в Стратегии развития МСП, а рост на 1% в год «создает риск недостижения поставленной цели». Мэр Москвы Сергей Собянин усомнился, что вклад малого и среднего бизнеса в экономику можно довести даже до трети. «Я не очень верю, что доля малого и среднего бизнеса будет 30%. Тогда нужно закрыть «Газпром», «Роснефть» — без этого 30% не будет. Либо месторождения раздать малому и среднему бизнесу», — заявил он в январе на Гайдаровском форуме[56]. Помочь достичь цели может механизм «регуляторной гильотины», через который правительство будет сокращать излишние требования к бизнесу, считает Калинин: «Вопрос, как это будет сделано. Если переписать миллион требований заново, то и смысла нет. Но мы надеемся, что эти требования будут переписываться только через согласование с бизнесом». Еще один инструмент — выдача кредитов МСП под льготные 8,5%, заметил он [49]. Доведение доли МСП в экономике до трети «потребует структурных изменений сектора», подчеркивает Минэкономразвития: «Речь идет об увеличении доли средних предприятий, акселерации субъектов, относящихся к категориям «микро» и «малые». Такая задача требует создания благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности и переформатирования существующих мер поддержки». В статистике по доле МСП в экономике в будущем могут начать учитываться самозанятые, хотя в любом случае вклад сектора в ВВП они сильно не увеличат, отмечает Калинин. Новый налоговый режим для самозанятых с 2019 года действует в четырех пилотных регионах (в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях). «Налог на профессиональный доход» предполагает, что самозанятые граждане будут платить налог по ставке 4%, а если услуги оказываются не физическим, а юридическим лицам, ставка составит 6%. Одновременно они освобождаются от уплаты страховых взносов, кроме платежей в Фонд обязательного медицинского страхования (страховой взнос в ФОМС в размере 1,5% включен в налог). Самозанятые должны будут самостоятельно нести ответственность за размер своих будущих пенсий и могут добровольно отчислять взносы в Пенсионный фонд, государство гарантирует только выплату социальной пенсии по старости [49]. Последнее десятилетие в вопросах конкурентоспособности регионов во внимание принимается не только то, в чем конкретный регион конкурентоспособнее других, но и какие факторы повлияли на данный критерий. Это означает, что, сравнивая регионы, необходимо помнить, что некоторые из них могут достичь этого за счет избытка энергии, финансовых или людских ресурсов, в то время как другие, за счет непрерывных инноваций в технологии производства, логистического финансирования, и большей степени с помощью современных управленческих и социально-экономических технологий. Поэтому, если регион проигрывает другим субъектам по природно-географическим параметрам, ему следует искать другие факторы развития и делать на них ставку. Самая сложная проблема, влияющая на финансовое положение организаций малого бизнеса, - агрессивная среда, ее изменчивое и нестабильное состояние. Мониторинг административных барьеров, влияющих на развитие малого бизнеса в России показал снижение реальных административных издержек предприятий в сфере лицензирования и проверок налоговыми и финансовыми органами. Новые законы о проверках и лицензировании дали незначительное положительное воздействие, однако уровень административной нагрузки на мелкие фирмы остается достаточно высоким. При этом суммарный показатель теневой экономики составляет 46,1% национального дохода нашей страны (в США - 8,8%, в Великобритании - 12,6%) [58]. В целях обеспечения доступа МСП к кредитам и другим финансовым ресурсам, а также разработки системы предоставления поручительств и независимых гарантий МСП, Министерство экономического развития предусматривает создание фондов по содействию в предоставлении кредитов (гарантийные фонды, поручительные фонды), деятельность которых регулируется законом. Кроме того, для расширения потенциала региональных гарантийных организаций Минэкономразвития утверждены основные положения Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года [58]. Большая потребность в заемных средствах наблюдается у микробизнеса, у которого по тем или иным причинам нет возможности использовать традиционные банковские продукты (небольшая сумма кредита, отсутствие кредитной истории, удалённость населённого пункта и т.д.). Для этого в рамках программы поддержки МСП большое внимание уделяется развитию микрокредитных организаций, предпринимательского финансирования, создаваемых в рамках программы развития МСП. Такие МКО предоставляют микрозаймы до 3 млн. рублей сроком не более 3-х лет. При этом ставка для заемщика не должна превышать 10%. Вместе с тем, большая адаптивность малых предприятий приводит к тому, что даже в неблагоприятных условиях внешней среды они сохраняют способность к функционированию. По словам аналитиков, малому бизнесу необходимо как минимум в три раза больше кредитов, что говорит о том, что российский банковский сектор пока недостаточно ориентирован на освоение данного сектора кредитных услуг, так как считается, что малые предприятия все же проигрывают крупным по показателям рентабельности, финансовой устойчивости, платежеспособности, они имеют большую кредиторскую и дебиторскую задолженность, которая, к сожалению, имеет тенденцию роста. Стоит отметить, что государственные субсидии, регулярно получаемые участниками МСБ, также относят к заемным средствам организации [57].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 74 страницы
1850 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 83 страницы
2075 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 70 страниц
1750 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 35 страниц
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg