Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, БИОЛОГИЯ

Чарльз Роберт Дарвин: революция в биологии

irina_k200 216 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 18 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.07.2020
В лаборатории под руководством Кюльпе изучались высшие психические процессы методом "экспериментального наблюдения", при котором испытуемый тщательно наблюдал за динамикой переживаемых им самим состояний. Акцент был перенесен с наблюдения эффектов поведения испытуемого на производимые им действия, на сам процесс, происходящий в сознании при решении какой-то экспериментальной задачи. Метод позволил выявить невозможность для испытуемых описать возникающие состояния в категориях чувственных элементов (образов). Был сделан вывод о том, что в сознании имеются не только сенсорные, но и несенсорные компоненты. Причем наблюдалась зависимость процесса решения задачи от возникающего предварительно состояния, названного Кюльпе "установкой сознания".(Несенсорные элементы М.Майер, И.Орт, К.Марбе назвали "состояниями сознания", Н.Ах выделил из них особую группу переживаний, названных им "осознаванием"). Таким образом, в психологическое мышление вводились новые переменные: установка - мотивационная переменная, возникающая при принятии задачи; задача - цель, от которой исходят детерминирующие тенденции; процесс как смена поисковых операций, иногда приобретающих аффективную напряженность; несенсорные компоненты в составе сознания (умственные, а не чувственные образы). Данная схема противостояла традиционным моделям, в соответствии с которыми детерминантой психического явления служил внешний раздражитель, а сам процесс - "плетение" ассоциативных сеток, узелками которых являлись чувственные образы: первичные - ощущения, вторичные - представления.
Введение

Вюрцбургская школа — психологическая школа экспериментального исследования мышления и воли, основанная в 1896 году при Вюрцбургском университете в Германии. Основатель и глава школы — Освальд Кульпе. Основное положение школы заключалось в том, что существуют особые состояния сознания — «мысли», которые не могут быть сведены к сенсорному восприятию, то есть подчеркивалось, что мышление — отдельный процесс. Мышление — это акт усмотрения отношений, то есть впервые мышление понималось как действие. Освальд Кюльпе (1862 - 1915), переехав в город Вюрцбург, создал там собственную, так называемую Вюрцбургскую школу.Ее программа была развитием вундтовой. Сам О.Кюльпе не предложил ни новой программы, ни новой теоретической концепции. Но он был "генератором идей", участником экспериментов и испытуемым в них. Тем не менее именно О.Кюльпе сумел консолидировать группу психологов-экспериментаторов. Поначалу багаж экспериментальных схем лаборатории ничем не отличался от других: определялись пороги чувствительности, измерялось время реакции, проводились ассоциативные эксперименты. Но некоторые, на первый взгляд, несущественные изменения в инструкции испытуемому определили в дальнейшем поворот в методе и, как следствие, новаторский стиль школы. В лаборатории под руководством Кюльпе изучались высшие психические процессы методом "экспериментального наблюдения", при котором испытуемый тщательно наблюдал за динамикой переживаемых им самим состояний. Акцент был перенесен с наблюдения эффектов поведения испытуемого на производимые им действия, на сам процесс, происходящий в сознании при решении какой-то экспериментальной задачи. Метод позволил выявить невозможность для испытуемых описать возникающие состояния в категориях чувственных элементов (образов).
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЮРЦБУРГСКОЙ ШКОЛЫ…………….. 1.1 Основные теоретические положения……………………………………….. 1.2 Новизна метода и подход Вюрцбургской школы………………………….. 1.3 Предмет психологии в Вюрцбургской школы……………………………... ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Список литературы

1. М.Г.Ярошевский ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ от античности до середины ХХ в. М., 1996 2. Литература Ждан А. Н. История психологии от Античности до наших дней. М.: Академия, 2007. — 576 с. 3. История психологии в лицах. Под редакцией А. В. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005. — 252 с. 4. Лихи Т. История современной психологии. СПб.: Питер, 2003. — 488 с. 5. Марцинковская Т. Д. История психологии. М.: Академия, 2001. — 544 с. 6. Саугстад Пер. История психологии. От истоков до наших дней. — Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2008. — 544 с. 7. Степанов С. С. Психология в лицах. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. — 384 с (12, "https://referat.bookap.info"). 8. Яровицкий В.А. 100 великих психологов. М.: Вече, 2004. — 432 с. 9. Ярошевский М. Г. История психология. М.: Наука, 2001. — 368 с. 10. Ждан А. Н. История психологии от Античности до наших дней. М.: Академия, 2007. с. 113. 11. Марцинковская Т. Д. История психологии. М.: Академия, 2001. с. 132. 12. Ждан А. Н. История психологии от Античности до наших дней. М.: Академия, 2007. с. 114. 13. Ждан А. Н. История психологии от Античности до наших дней. М.: Академия, 2007. с. 115. 14. Марцинковская Т. Д. История психологии. М.: Академия, 2001. с. 133. 15. Марцинковская Т. Д. История психологии. М.: Академия, 2001. с. 134. 16. Ждан А. Н. История психологии от Античности до наших дней. М.: Академия, 2007. с. 116. 17. Саугстад Пер. История психологии. От истоков до наших дней. — Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2008. с. 102. 18. Ярошевский М. Г. История психология. М.: Наука, 2001. с. 129. 19. Саугстад Пер. История психологии. От истоков до наших дней. — Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2008. с. 103. 20. Ярошевский М. Г. История психология. М.: Наука, 2001. с. 131. 21. Саугстад Пер. История психологии. От истоков до наших дней. — Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2008. с. 104. 22. Ярошевский М. Г. История психология. М.: Наука, 2001. с. 133. 23. Марцинковская Т. Д. История психологии. М.: Академия, 2001. с. 135.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЮРЦБУРГСКОЙ ШКОЛЫ Представителями Вюрцбургской школы были такие ученые, как Карл Марбе, Карл Бюлер, Нарцис Ах и другие. Позже к ним присоединился Отто Зельц, который работал под руководством О. Кюльпе во время его учебы в Бонне. Работы этих ученых сыграла важную роль в изучении процессов мышления. Они заложили основу для современной когнитивной психологии. Освальд Кюльпе (1862—1915) считал, что предыдущие исследования процесса мышления, в том числе исследование В. Вундта о связях между мыслями и образами, были неполными. Под влиянием своего интереса к философии, О. Кюльпе полагал, что существуют определенные ощущения, чувства или представления, которые не поддаются описанию и не могут быть ассоциированы в уме с изображением. В ходе исследований испытуемые выделяли и описывали мыслительный процесс. О. Кюльпе и его последователи также использовали абстрактные эксперименты для того, чтобы опровергнуть положения теории ассоцианизма. Например, в ситуациях, где испытуемым было предложено назвать сверхуровневую, то есть высшую группу в системе классификации для птиц, они с большей вероятностью отвечали словами «Животное», чем конкретная птица, например, «колибри». В результате О. Кюльпе пришёл к выводу, что подобное поведение не может быть объяснено с позиций теории ассоцианизма. Нарцисс Ах (1871—1946) стремился экспериментально показать, что для возникновения понятий недостаточно установления механических ассоциативных связей слово-предмет, но необходимо наличие задачи, решение которой потребовало бы от человека образования понятия. Испытуемый получает задачи, которые он может решить только с помощью некоторых сначала бессмысленных знаков. Знаки (слова) служили испытуемому в качестве средств для достижения известной цели, а именно для решения поставленных экспериментальных задач, и благодаря тому, что они получили такое использование, они приобрели определённое значение. Они стали для испытуемого носителями понятий. В методике Аха используются объёмные геометрические фигуры, различающиеся по форме (3 вида), цвету (4), размеру (2), весу (2), — всего 48 фигур. К каждой фигуре прикреплена бумажка с искусственным словом: большие тяжёлые фигуры обозначены словом «гацун», большие лёгкие — «рас», маленькие тяжёлые — «таро», маленькие лёгкие — «фал». Эксперимент начинается с 6-ти фигур, и от сеанса к сеансу их количество увеличивается, достигая в конце концов 48-ми. Каждый сеанс начинается с того, что фигуры расставляются перед испытуемым и он должен по очереди приподнять все фигуры, читая при этом их названия вслух; это повторяется несколько раз. После этого бумажки снимают, фигуры перемешиваются, и испытуемого просят отобрать фигуры, на которых была бумажка с одним из слов, а также объяснить, почему он выбрал именно эти фигуры; это также повторяется несколько раз. На последней стадии эксперимента проверяется, приобрели ли искусственные слова значение для испытуемого: ему задаются вопросы вроде «Чем отличается „гацун“ от „рас“?», просят придумать фразу с этими словами. Отто Зельц (1881-1944) раскрыл детерминацию мыслительных процессов структурой решаемой задачи, которая представлена в виде особого «проблемного компонента» с элементом незавершенности, преодоление которой и соответствует результату решения. На первом этапе процесса решения задачи происходит образования некого комплекса, включающего в себя характеристики известного и неизвестного. Кроме этого индивид понимает отношение между известным и неизвестным, что и определяет незавершенность комплекса, а вместе с этим определяет суть проблемности. Следующим заключительным этапом является запуск интеллектуальных операций. При этом возможны два варианта- припоминание, либо создание решения. Карл Марбе (1869—1953) разработал концепцию переключаемости установок, объясняющую разную степень подверженности людей происшествиям. Личности, обладающие хорошей способностью к смене установок (психомоторных, перцептивных, внимания, аффективных) в изменившихся условиях деятельности, относительно хорошо защищены от ошибок и редко оказываются жертвами или виновниками аварий и несчастных случаев. На основе анализа данных страхового общества о распределении несчастных случаев среди 3 тыс. офицеров в течение 10 лет ему удалось обнаружить важное, биологически детерминированное, плохо поддающееся развитию и тренировке качество, определяющее успех профессионального приспособления в трудовых и жизненных ситуациях. Генрих Майер (1867—1933), проведя исследование под руководством О. Кульпе, определил, что после предъявления слова «метр» как стимула, шел сложный процесс умозаключений, который привел к тому, что испытуемый ответил «трофей». Это, как они полагали, показывает, что В. Вундт ошибался в том, что все события в процессе мышления имеют либо косвенные, либо прямые образы. О. Кюльпе и его ученики, используя метод экспериментального самонаблюдения, создали основу для будущих исследований безобразного мышления. Карл Бюлер (1879—1963) — немецкий психолог и лингвист, ученик О. Кюльпе. Именно Карл Бюлер внес существенный вклад в признание Вюрцбургской школы, когда была опубликована его статья в журнал «Archiv fur die gesamte Psychologie» в 1907/1908 году. Один из экспериментов Бюлера заключался в следующем. Испытуемым объявляли, что будет изучаться их память. Их просили запоминать афоризмы, которые были разделены на 2 части. Сначала предъявлялись первые части всех афоризмов, после того, как испытуемые выражали субъективное чувство уверенности в том, что они запомнили первые части выражений, предъявлялись вторые, через 15 минут и в другом порядке. Испытуемых просили их запомнить, а после этого, воспроизвести все, что они запомнили. В результате отвечали полными высказываниями. К. Бюлер объяснил это с помощью детерминирующей тенденцией, которая зависит от запоминаемого материала. Детерминирующая тенденция — это психическое состояние, возникающее при постановке задачи и определяющее направление и избирательность мышления. 1.1 Основные теоретические положения О. Кюльпе основал свою лабораторию в Вюрцбургском университете в 1896 году . Развитие и формирование умозаключений — основная область научных интересов рассматриваемого направления. О. Кюльпе и его ученики расширили использование метода интроспекции и первыми занимались исследованием мыслительных процессов, используя экспериментальные методы. Сотрудники Вюрцбургской школы видоизменили метод интроспекции, который впоследствии стал называться методом экспериментального самонаблюдения. Суть метода состоит в получении ретроспективной информации об опыте субъекта после выполнения сложной задачи, связанной с мышлением, запоминанием и т. д. Испытуемым, обычно это были коллеги по университету, предлагалось решить различные мыслительные задачи: например, на понимание фразеологизмов. Их просили, как можно более точно описать процесс принятия решения. Анализ экспериментально полученных данных позволил исследователям сделать вывод, что мышление не может быть объяснено как результат возникновения ассоциаций между образами. О. Кульпе и его коллеги полагали, что значительную роль в процессе мышления играют неосознаваемые факторы, которые определяли направление мыслительных процессов. Эти заключения составляли жёсткую оппозицию господствовавшему в то время ассоцианизму. Представители этого направления также особенно подчёркивали роль мотивации в процессе мышления. Таким образом, мотивация — это переменная, которая напрямую влияет на результат мышления. Вильгельм Вундт считал, что Вюрцбургская школа разработала совершенно новый, целостный взгляд на проблему мышления, в котором внимание уделялось изучению как процесса, так и содержания мышления. Это положение имело большое значение, так как стало прочным фундаментом для дальнейшего развития гештальтпсихологии. 1.2 Новизна метода и подход Вюрцбургской школы Новизна метода и подхода Вюрцбургской школы заключалась в изменении направленности психологического видения процессов: - перенос акцента с эффектов внутреннего мира испытуемого, представленных в виде ощущений, образов, представлений и т.д., на производимые им действия - операции, упражнения, акты; - фиксация не результата, а отслеживание процесса, описание событий, происходящих в сознании при решении какой-либо экспериментальной задачи; - в модель эксперимента вводилась новая переменная - "состояние, в котором находится испытуемый перед восприятием раздражителя"; - появление термина "установка сознания" (взамен мюллеровской "моторной установки") как преднастройки на раздражитель и на определенный тип реакции; - при решении исследовательской проблемы у испытуемого выделялся акт суждения (уровень рационального), а не только ощущение тождества или различия; - "элементарный психофизический опыт" переводился в разряд методических средств исследования высших психических процессов; - разработанная методика предполагала как совершенствование и усложнение используемых средств, так и углубленную интерпретацию результатов. Последнее положение нашло отражение в создании лабораторией метода "систематической экспериментальной интроспекции".Содержание метода включало следующие требования-алгоритмы: ход выполнения задания разбивался на интервалы (с использованием хроноскопа); каждая из "фракций" (подготовительный период, восприятие раздражителя, поиск ответа, реакция) тщательно прослеживалась посредством "внутреннего зрения" с целью выявления ее состава. Задание усложнялось, приобретая логический характер, что приводило к неординарным результатам: а) возможности проследить путь своей мысли при решении этих задач; б) возникновению установки - направленности на решение задачи; в) неосознаваемой регуляции установкой процесса решения задачи; г) отсутствию существенного значения чувственных образов в этом процессе либо их игнорированию при решении задачи. Появление новой методики, к сожалению, не избежало пороков, присущих интроспективному подходу, в котором при попытке вскрыть динамику мышления обнаруживался лишь ее конечный результат. Поэтому некоторые коллеги О.Кюльпе прибегли к иному средству - к реконструкции по ретроспективному отчету испытуемых самой мыслительной деятельности. Н.Ах провел специальную серию экспериментов с загипнотизированными испытуемыми, которые в соответствии с инструкцией, не помня ее содержания по выходу из состояния гипноза, решали задачи в соответствии с ней. Эксперименты выявляли неосознаваемую направленность и избирательность мыслительного процесса. Полученные факты побудили исследователя ввести в психологию понятие "детерминирующей тенденции", которая указывает, что в отличие от ассоциации ход психических процессов направляется задачей, придающей ему целенаправленный характер. 1.3 Предмет психологии в Вюрцбургской школы Значительное место в результатах деятельности школы занимает концепция "безобразного мышления",послужившая предметом спора ее современников (о приоритете "открытия"). Что сделано неординарного представителями Вюрцбургской школы в ракурсе этой концепции? Введена категория действия как акта, имеющего свою детерминацию (мотив и цель), операционально-аффективную динамику и состав-структуру; данная категория вводилась "сверху" (от высших форм интеллектуального поведения). В итоге к достижениям Вюрцбургской школы следует отнести следующее: 1) исследование мышления стало приобретать психологические контуры: становилось очевидным наличие собственно закономерностей и специфических свойств мышления (а не только законов логики и правил ассоциаций); 2) поставлен ряд важных проблем, касающихся качественных, сущностных различий между мышлением и другими познавательными процессами; 3) вскрыта ограниченность ассоциативной концепции, ее неспособность объяснить избирательность и направленность актов сознания. Среди нерешенных проблем и причин критики Вюрцбургской школы следует выделить: несоответствие между методологическими установками и объективным смыслом открытых фактов и зависимостей. Статус явлений сознания в структуре психической "детерминированной" деятельности напоминал "очищенные" еще в античности Платоном сверхчувственные идеи. Таким образом, по-прежнему предметом психологии в Вюрцбургской школеоставалось содержание сознания, а методом - интроспекция. Испытуемым предписывалось решать умственные задачи, наблюдая за происходящим при этом в сознании. Но самая изощренная интроспекция не могла найти тех чувственных элементов, из которых, по прогнозу Вундта, должна состоять "материя" сознания. Вундт пытался спасти свою программу сердитым замечанием, что умственные действия в принципе неподвластны эксперименту и потому должны изучаться по памятникам культуры - языку, мифу, искусству и др. Так зарождалась версия о "двух психологиях": экспериментальной, родственной по своему методу естественным наукам, и другой психологии, которая взамен этого метода интерпретирует проявления человеческого духа.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg