РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ДИДАКТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
1.1. Инновационные дидактические процессы в профессиональных образовательных организациях
Для достижения достойного качества жизни сегодня каждый член общества должен уметь рационально и правильно управлять им. Экономика, развивающаяся быстрыми темпами, диктует государствам определенные условия, выполнение которых гарантирует непрерывное развитие, прогресс в различных сферах. В таких условиях для правительства любого государства одним из приоритетных направлений является организация государственного управления, в том числе и инновационной деятельностью [19].
Инновационные дидактические процессы должны развивать профессиональные образовательные организации для достижения качественно новых, более высоких результатов образования и повышения конкурентоспособности как самих образовательных организаций, так и их обучающихся.
Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях культурологов в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Данное его значение до сих пор сохранилось в этнографии. В начале ХХ века оформилась новая область знания – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства [45]. Если при выводе на рынок некого продукта, услуги происходит повышение эффективности производственных систем, то это и есть инновация.
Инновационная деятельность (в педагогике) – это педагогическая деятельность, опирающаяся на предыдущий опыт при помощи сравнения и изучения учебного процесса, с целью внедрения новой педагогической практики, направленной на повышение качества образования. Современный словарь по педагогике определяет понятие «педагогическая инновация» следующим образом: «Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие цель повышение их эффективности» [56].
Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории общих проблем дидактики Кларин В.М. добавлял к определению «инновация» следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан» [38].
Существует множество различных трактовок определения инновационной деятельности, но все они выделяют одно – это прогрессивное развитие учебного процесса в сравнении с устоявшимся опытом. Понятие «инновация» можно рассматривать с различных точек зрения: социальных систем, коммерции, экономики, педагогики, психологии, теории управления. Все многообразие инновационных процессов авторы системной концепции нововведений (Н.И.Лапин, А.И.Пригожин, Б.И.Сазонов, В.С.Толстой) относят к двум наиболее значимым формам:
а) простое воспроизводство нововведения, характеризующееся тем, что новшество создается лишь в той организации, в которой его производство было впервые освоено;
б) расширенное воспроизводство новшества, характеризующееся тем, что процесс изготовления новшества распространяется на многие организации. В этом цикле между созданием новшества и его распределением между пользователями появляется стадия распространения методов производства новшества и форм его использования; широкое производство новшества, обеспечивающее насыщение потребности в данном новшестве [49].
Для осознания всесторонней характеристики, необходимо представить классификацию инноваций. Однако на сегодняшний момент общепринятой классификации не существует. Учеными неоднократно предпринимались попытки выделить общие критерии инноваций в педагогике. В.А. Сластенин и Л.С.Подымова выделяют следующие типы нововведений:
- по их принадлежности к учебно-воспитательному процессу (в содержании, методике, технологии, организационных формах, методах, средствах учебно-воспитательного процесса, управлении образовательным учреждением);
- по масштабности (федеральные, региональные, национально-региональные, образовательные учреждения нового типа);
- по педагогической значимости (обособленные (частные, локальные, единичные), не связанные между собой, модульные (комплекс частных, связанных между собой инноваций), системные);
- по происхождению (модификационные, т.е. усовершенствованные, комбинированные (присоединенные к ранее известному новому компоненту), принципиально новые) [69].
К.Ангеловски отобрала ряд критериев для классификации разных видов инноваций. Этот вариант сичтается среди специалистов наиболее общим. Мы представляем его в таблице 1[7].
Таблица 1.
Классификация критериев и видов инноваций по К.Ангеловски
Критерии классификаций Виды инноваций
Область, в которой осуществляются новшества Цели и содержание образования;
формы, методы и средства обучения; организация обучения;
система и управление педагогическим процессом
Способ возникновения новаторского процесса а) систематические, плановые, заранее продуманные;
б) стихийные, спонтанные, случайные
Широта и глубина новаторских мероприятий а) массовые, крупные, глобальные, стратегические, систематические, радикальные, фундаментальные, глубокие; б) частные, малые, мелкие
Основа, на которой проявляются, возникают новшества а) внешние;
б) внутренние
А.В. Хуторской дополнил данную таблицу такими параметрами педагогических нововведений, как: отношение к структуре науки, отношение к субъектам образования, отношение к условиям реализации и характеристикам нововведений и др. Необходимо отметить, что в систематике А.В. Хуторского одна и та же инновация может обладать несколькими характеристиками одновременно, а также существовать в различных блоках [76].
Отталкиваясь от глубины производимых изменений можно выделить типологию инноваций:
- модифицирующие инновации (приводят к незначительным улучшениям в конечном продукте и позволяют добиться чуть более хороших результатов);
- улучшающие инновации (демонстрируют значительные преимущества, но не базируются на принципиально новых подходах);
- прорывные инновации (основываются на совершенно новых подходах);
- интегрирующие инновации (содержат в себе 3 первых типа инноваций, воплощают заключительный этап инновационного процесса) [76].
Суммируя инновационные исследования в области профессионального образования, необходимо указать на следующие основные инновации в профессиональном образовании, произошедшие в нынешнем столетии:
1. Введение ФГОС СПО нового поколения;
2. Модульно-компетентностный подход в образовании;
3. Использование современных образовательных технологий;
4. Тьюторство в профессиональном образовании;
5. Дальнейшее развитие научно-исследовательской деятельности;
6. Введение внеаудиторной самостоятельной работы в СПО;
7. Обобщение инновационного педагогического опыта в новых формах;
8. Непрерывное профессиональное образование;
9. Использование информационно-компьютерных технологий в профессиональных образовательных организациях и др.
Для того, чтобы определить понятие инновационных дидактических процессов в профессиональных образовательных организациях, необходимо проанализировать, что представляет собой дидактический процесс.
Слово «дидактический» происходит от греческого слова «дидахос», что означает «учу», «обучаю» [11]. Дидактический процесс – это процесс формирования личности обучающегося в ходе трансляции, передачи социокультурного опыта. Он должен обеспечивать реализацию целей обучения и быть посильным для осуществления в любой образовательной организации и любым преподавателем; также он является ориентиром для выбора, приобретения и использования определенного учебного оборудования.
Дидактический процесс в профессиональной образовательной организации состоит из трех компонентов, представленных на рисунке 1:
Рисунок 1. Компоненты дидактического процесса
Процесс обучения может быть эффективным только при условии, что обучающийся обладает учебной мотивацией к изучаемому предмету, самостоятельно и полно выполняет адекватную цели обучения учебную деятельность и, наконец, эта деятельность управляется извне методами, гарантирующими заданное качество обучения.
В целом, структура дидактического процесса в профессиональной организации отображена на рисунке 2.
Рисунок 2. Структура дидактического процесса обучения
Проанализировав структуру дидактического процесса обучения, можно сделать вывод, что для достижения цели и получения эффективного результата в настоящее время активно создаются и внедряются инновации в каждом из указанных на рисунке структурном звене деятельности преподавателя и деятельности обучающегося, в связи с чем возникает понятие инновационные дидактические процессы.
Специалистами выделяются следующие отличительные признаки инновационных дидактических процессов в образовании:
1. Новизна;
2. Постоянность, непрерывность и длительность. Образование как некий живой, творческий процесс всегда непрерывно и постоянно. Инновации внедряются в образовательный процесс не сразу, и даже если инновация осуществлена полностью, это не значит, что она закреплена в образовательном процессе;
3. Системность, структурность и научность. Ориентация на системность и структурность в создании инновационных подходов и технологий. Установка на научные методы при создании инновационных подходов и технологий;
4. Гармоничность. Учитываются и возможности творческого применения инновации в массовом опыте. Также большое внимание уделяется совмещению и успешному сочетанию объективного и субъективного, коллективного и индивидуального, общественного и личного;
5. Установка на успех (высокую результативность). Установка на успешное совершенствование образовательного процесса, а также успешное развитие навыков, умений и другой важной для образования деятельности у участников образовательного процесса;
6. Установка на индивидуальный и коллективный педагогический, научный и мировой опыт;
7. Установка на потребителя и рынок труда. Инновационные процессы должны быть востребованы, как должно быть востребовано современное образование;
8. Постоянно растущая ресурсоемкость, прямо пропорциональная постоянно растущей сложности инноваций. Чем сложнее инновационный процесс, тем больше он требует ресурсов. При этом отметим, что инновации, ведущие к упрощению образовательного процесса, тем не менее, требуют возможно и большего количества ресурсов [45].
Большая часть инновационных дидактических процессов обусловлена изменением роли образования в обществе. Образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный актуализируется. Прежде основными ориентирами в образовании были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений и качеств, обеспечивающих готовность к жизни, в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Образование на сегодняшний день все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм самосовершенствования, обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества [67].
Инновационные дидактические процессы — это управляемые процессы создания, оценки, освоения и применения на практике педагогических новшеств, которые касаются формирования содержания образования, методов и форм обучения, организации и управления работой образовательных организаций [75]. Они способствуют оптимизации образовательного процесса, совершенствования организации и управления, созданию новых педагогических технологий. Инновации вносят изменения: в цели, содержание, способы, технологии, формы организации и систему управления, в стили педагогической деятельности, в систему контроля и оценки уровня образования, в систему финансирования, в методическое обеспечение, в учебный план и учебные программы, в деятельность педагога и обучающегося.
Инновационные дидактические процессы реализуются в следующих направлениях:
- формирование нового содержания образования(интеграционные (межпредметные) программы);
- разработка и внедрение новых педагогических технологий, методов и средств обучения;
- создание новых видов образовательных организаций;
- методы оценивания образовательного результата;
- внедрение в практику инноваций, уже ставших историей педагогической мысли. Например, альтернативных образовательных систем начала ХХ века М.Монтессори, Р.Штайнера, и т.д.;
- новые способы организации занятий [69].
К наиболее известным инновационным дидактическим процессам в профессиональных образовательных организациях можно отнести:
1. Организация занятий (без разрушения классно-урочной системы)
- создание гомогенных классов с правом перехода в классы иного уровня;
- создание профильных классов;
- методики коллективных учебных занятий с созданием ситуации взаимообучения;
- игровые методики (викторины, диспуты).
Организация занятий (с разрушением классно-урочной системы):
- метод проектов,
- школа – парк,
- создание схем сетевого взаимодействия (может, проходит как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы).
- индивидуальные образовательные траектории;
- тьютерство.
2. Представление и передача содержания образования:
- опорные сигналы;
- организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей;
- построение учебного процесса по областям человеческой деятельности или историческим эпохам;
- создание компьютеризированных курсов;
- технологии созданные на основе принципа полного усвоения;
- метод погружения;
- выделение как профильного национального, культурного или культурологического аспекта образования;
- программное обучение;
- проблемное обучение;
- организация исследовательской деятельности с получением новых для обучащихся знаний.
3. Методы оценивания образовательного результата:
- расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения);
- рейтинговая оценка;
- создание портфолио [55].
Одно из основополагающих условий, которое определяет эффективность инновационных дидактических процессов – это исследовательская деятельность педагогов, которые занимаются проблемами частной методики, начинают задаваться общими вопросами и начинают активно переосмысливать уже устоявшиеся дидактические принципы.
Однако деятельность педагога-новатора может не вписываться в рамки традиционного обучения. Исходя из этого, инновационная деятельность требует того, чтобы в нее был вовлечен весь коллектив. Характерными особенностями обладает ситуация, в которой инноватором становится некоторое лицо из руководствующего состава педагогического коллектива. В таком случае, стоит учитывать возможные реакции со стороны подчиненных.
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2227-р от 8 декабря 2011 года утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [3]. В этом документе содержатся основы национальной инновационной системы, сформулирована система мер по развитию сектора исследований и разработок, инновационной инфраструктуры, образовательной среды и технологической модернизации российской экономики на основе технологических инноваций.
Кардинальному росту инновационной активности и эффективному использованию интеллектуального потенциала страны препятствует такой фактор, как слабость связей между сферами разработки, производственного использования и коммерческой реализации наукоемких технологий, неэффективность механизмов введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности. Причина такой ситуации - то, что инновационное законодательство в Российской Федерации долгое время развивалось «медленно и непоследовательно, без четкой концепции, вне определения методов правового регулирования, предмета регулирования и круга регулируемых отношений [35].
1.2. Управление инновационными дидактическими процессами в профессиональных образовательных организациях
Понятие «инновация» имеет междисциплинарный характер и является одним из самых популярных в современных социальных исследованиях. В переводе с латинского языка оно означает «обновление, новшество или изменение». В контексте системного подхода «инновация» определяется как целенаправленное изменение в функционировании системы, причем в широком смысле это могут быть качественные и (или) количественные изменения в различных сферах и элементах системы.
А.В. Хуторской отмечает неделимость трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике, в отличие, например, от дидактики, где объектом научного исследования выступает процесс обучения [77].
Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Он представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых научное открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этих изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью.
Под управлением инновационным дидактическим процессом в профессиональной образовательной организации следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение результата образования.
Управленческий процесс эффективен, если он соответствует логике реального процесса развития, если решения субъекта управления оперативны и адекватны решаемой проблеме, если руководители образовательного учреждения, принимающие решения, обладают способностями оценить ситуацию, прогнозировать, управлять рисками [16].
На управление инновационным дидактическим процессом в профессиональной образовательной организации оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды, поэтому его следует рассматривать как совокупное управление следующими взаимосвязанными процессами: выполнение предписаний и рекомендаций вышестоящих органов управления образованием; внедрение в педагогическую практику новых достижений педагогической науки и смежных наук; освоение передового педагогического опыта; изучение и обобщение педагогического опыта внутри учреждения; изучение образовательных потребностей учащихся, пожеланий родителей и социального окружения; выдвижение инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инноваций внутри школы; повышение инновационного потенциала учреждения как способности участников образования к осуществлению инновационной деятельности [39].
Управление инновационной деятельностью в профессиональной образовательной организации - процесс сложный, многофункциональный, включающий разнообразную совокупность действий, среди которых: постановка стратегических и тактических целей, анализ внешней среды с учетом неопределенности и риска, анализ инфраструктуры и возможностей учреждения, диагностика реально сложившейся ситуации, прогнозирование будущего состояния учреждения, поиск источников творческих идей и их финансирования, формирование инновационного портфеля, стратегическое и оперативное планирование, управление научными и методическими разработками, совершенствование организационных структур, анализ и оценка эффективности инноваций, разработка стратегии и тактики инновационного маркетинга, диверсификации и управление рисками и др.[54]
Главными направлениями и задачами инновационного менеджмента в профессиональном образовании, следует считать: разработку и осуществление единой инновационной политики; определение системы стратегий, проектов, программ; ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной деятельности; подготовку и обучение педагогов; формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды. Управление инновационными процессами многовариантно, предполагает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия, исходя из конкретной ситуации. В инновационном менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Но он учит тому, как, зная приемы, методы, способы решения тех или иных задач, добиться ощутимого успеха в развитии организации [36].
Инновации в профессиональных образовательных организациях считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. Нововведения – это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта [44].
Рассматривая нововведение, реализовываемое профессиональной образовательной организацией, как «элемент управляемого развития и целенаправленных изменений», можно считать, что источниками таких изменений являются потребности и интересы различных заинтересованных в деятельности организации сторон. В данном случае заинтересованные в изменении стороны могут быть определены как заказчики нововведения.
Заказчиками нововведения могут выступать обучающиеся и их законные представители, общество, государство, организации и предприятия, педагоги и руководство самой образовательнойорганизации. В любом случае основанием возникновения потребности в изменении является неудовлетворенность существующей практикой и осознание насущной необходимости преобразований [41].
Важную роль в деятельности профессиональных образовательных организаций играют педагогические инновации. Под педагогической инновацией подразумевают:
• целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом;
• процесс освоения новшества – нового средства, метода, методики, технологии, программы и т. д.;
• поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.
Педагогические инновации классифицируются по следующим основаниям:
? по видам деятельности – педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие;
? по характеру вносимых изменений – радикальные (независимые друг от друга изменения), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций), системные (полная реконструкция системы как целого);
? по масштабу использования – единичные и диффузные;
? по источнику возникновения – внешние (за пределами образовательной системы); внутренние (разрабатываемые внутри образовательной системы) [29].
Изучение инновационного опыта профессиональных образовательных организаций показывает, что большинство нововведений можно разделить на две группы – инновации в управлении образованием и инновации в обучении и воспитании (рис.3).
Рисунок 3. Виды педагогических инноваций
Инновации в управлении профессиональными образовательными организациями – новшества, направленные на развитие управленческих функций образовательных организаций; управление качеством подготовки специалистов; маркетинговые исследования в образовании; автоматизация систем управления в образовании; автоматизация систем управления в образовании с использованием компьютеров; создание сетевого взаимодействия образовательных организаций и их социальных партнеров; создание ресурсных центров; создание управляющих и попечительских советов; внедрение социального партнерства и др [17].
Рассмотрим подробнее некоторые из приведенных выше инноваций.
Управление качеством подготовки специалистов выстраивается на различных основаниях. Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Качество подготовки специалистов в профессиональном образовании – это степень соответствия результатов подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), требованиям работодателя и личностным ожиданиям (рис.4).
Рисунок 4. Качество подготовки специалистов в профессиональной
образовательной организации
При оценке качества подготовки используют:
• традиционный подход, ориентированный, как правило, только на внутренние показатели подготовки специалистов –успеваемость, посещаемость, личные достижения и др. Недостатком этого подхода является субъективность оценки качества, определяемая в основном педагогами и теми условиями, в которых осуществляется подготовка;
• международный стандарт ISO, включающий и внутреннюю, и внешнюю оценку качества – управление ресурсами, сам образовательный процесс, мониторинг показателей подготовки, учет удовлетворенности потребностей (работодатели, родители, сам выпускник). Данная система позволяет работать по уже имеющейся модели оценки качества подготовки специалистов и требует неукоснительного выполнения;