Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Управление инновационными дидактическими процессами в профессиональной образовательной организации

irina_k200 2775 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 111 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.07.2020
Проблема дипломного исследования состоит в поиске эффективных дидактических процессов обучения в профессиональной образовательной организации и технологии управления внедрением дидактических инноваций. Проблема исследования позволяет нам выделить цель и задачи исследования, а также его объект и предмет. Объект исследования: инновационные дидактические процессы в профессиональной образовательной организации. Предмет исследования: процесс управления инновационными дидактическим процессами в профессиональной образовательной организации ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж». Цель данной дипломной работы заключается в теоретическом обосновании и практическом анализе опыта управления инновационными дидактическими процессами в профессиональной образовательной организации, в разработке проекта по повышению эффективности управления инновационными дидактическими процессами в организации СПО (в условиях ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж»). Реализация цели работы возможна при решении следующих задач: 1. Изучить теоретические основы управления инновационными дидактическими процессами в профессиональной образовательной организации; 2. Проанализировать опыт управления инновационными дидактическими процессами в профессиональной образовательной организации ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж»; 3. Разработать проект по повышению эффективности управления инновационными дидактическими процессами в ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж» В работе были применены следующие методы исследования: 1.Теоретические: системный анализ, синтез, обобщение, анализ научно-методических источников по теме исследования; 2.Эмпирические: педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, опрос, изучение учебно-методической документации образовательной организации, анализ опыта работы, метод проектирования; 3. Математические методы (количественный и качественный анализы) Теоретико-методологические основы исследования составили теории проектирования и реализации содержания и технологий обучения (В.П. Беспалько [11], Мухина С.А. [43], Е.В. Огородников, И.В. Роберт и другие); теория личностно-ориентированного обучения (П.И. Подкасистый, В.А. Сластенин [68], Е.И. Подласый [61] и др.); деятельностный подход (И.В. Трайнев); труды по внедрению инноваций в сферу образования (B.C. Лазарев, М.М. Поташник, Л.С. Подымова [65], В.А. Сластенин [68], Н.Р. Юсуфбекова [82] и др.); педагогическое проктирование, как способ управления в образовании (Г.П. Голубков, В.Е. Радионов и др.); результаты исследований, с помощью которых были раскрыты особенности освоения инноваций в процессе обучения (О.В. Акулова, И.А. Колесникова, Е.В. Пискунова, В.А. Сластенин и др.). Эмпирическая база исследования. 1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» [1]; 2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 14 августа 2013 г. №1426-р [2]; 3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.02 Страховое дело (по отраслям) [5]; 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2015 г. «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [3]; 5. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 38.02.02 Страховое дело (по отраслям) [4]; 6. Положение о методическом совете ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж» [6]; 7. Положение о региональном центре координации цифровизации профессиональных образовательных организаций в ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж» [7]; 8. Положение о наставничестве в ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж» [8]; База исследования - Областное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Белгородский индустриальный колледж». Апробация исследования осуществлялась на базе ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж». Материалы исследования были освещены на международной студенческой научной конференции «Горинские чтения. Наука молодых - инновационному развитию АПК» в ФГБОУ ВО Белгородского ГАУ (п. Майский, 2019 г.) [13]; международной студенческой научной конференции (п. Майский, 2018 г.) [14]; международной студенческой научной конференции «Горинские чтения. Наука молодых - инновационному развитию АПК» в ФГБОУ ВО Белгородского ГАУ (п. Майский, 2020 г.) [20]. Теоретическая новизна исследования предполагает анализ теоретических аспектов управления инновационными дидактическими процессами в СПО; конкретизирована структура управленческой деятельности ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж», с помощью которой были выявлены существующие проблемы управления инновационными дидактическими процессами в профессиональных образовательных организациях; разработаны организационные и технологические основы создания и реализации проекта по повышению эффективности управления инновационными процессами в ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж». Практическая значимость исследования заключается в разработке инновационного проекта по созданию «Центра методической поддержки педагогов ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж» в области дидактики», который может быть использован с целью совершенствования управления инновационными дидактическими процессами в профессиональной образовательной организации. Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

Актуальность темы дипломного исследования. В настоящее время происходит процесс модернизации целей и содержания образования. Современные профессиональные образовательные организации находят пути реализации своих функций путем активного внедрения инновационной деятельности. Появление новых средств непременно влечет изменение методов и организационных форм обучения. Меняется структура потребления и передачи информации, знания быстро устаревают, появляются новые навыки: поиск и обработка данных, умение использовать мобильные приложения, работа с таблицами и другое, появляются новые технологии, которые меняют сам подход к обучению. Новшества и инновационные процессы, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей, педагогов СПО и ВУЗов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. Для достижения новых, более качественных результатов в процессе обучения и повышения конкурентоспособности выпускников СПО и ВУЗов инновационные дидактические процессы должны развивать профессиональные образовательные организации. Именно поэтому перед преподавателями возникают проблемы управления инновационными дидактическими процессами, в основе которых лежит исследование новых организационных форм обучения и поиск оптимального сочетания традиционных и инновационных методик обучения. Только ограниченное количество педагогических работников подготовлено к применению инновационных средств обучения в образовательном процессе, недостаточно идет развитие профессиональных педагогических интернет-сообществ, тематических и экспертных групп. Это снижает эффективность от использования цифровой инфраструктуры, не позволяет создать обучающимся условия для формирования определенных компетенций, обеспечивающих успешную социализацию в информационном обществе. Степень научной разработанности проблемы. Анализ работ по данной теме дипломной работы показал, что вопросу об управлении инновационными дидактическими процессами в профессиональной образовательной организации уделяли многие ученые. В процессе развития телекоммуникационных, цифровых ресурсов и других средств коммуникаций возникло особое направление в педагогике - дистанционная педагогика. Проблемам создания, развития и распространения педагогических новшеств посвящены работы: К. Ангеловски [8], Н.Р. Юсуфбековой [82], М.В. Кларина [39], О.Г. Хомерики [62] и других. А.А. Харин [76], и В.П. Майборода [52]. В настоящее время большое количество работ, в которых раскрываются проблемы введения инноваций в образовательный процесс можно проследить в работах ученых В.А. Сластенина [70], С.Д. Полякова [60], В.И. Загвязинского [26], Т.И. Шамовой [79], В.С. Лазарева [43], М.В. Кларина [34], О.Г. Юфусбековой [80] М.М. Поташника [63] и других. Работы по инновационной проблематике с содержании образования посвятили такие ученые как, Б.С. Гершунский, Р. Акофф, Ж. Аллак и другие. В своих трудах различные аспекты инновационной дидактики рассмотрели А.В. Хуторской [70], Л.П. Прессман [65], В.К. Дьяченко, Н.Е. Арганова, С.А. Мухина [44], С.Д. Поляков [63] и др.. Проблемам инновационного развития в образовании посвящены работы И. Шумпетер и Г. Менш, которые ввели термин «инновация». Важные аспекты инновационного развития образования были раскрыты в работах В.С. Дудченко [26], В.И. Кондратьева. Н.И. Лапина. В.Я. Ляудис, Л.С. Подымовой [64], В.А. Сластенина и др..
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..7 РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ДИДАКТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ……..13 1.1. Инновационные дидактические процессы в профессиональных образовательных организациях…………………………………………………13 1.2. Управление дидактическими инновационными процессами в профессиональных образовательных организациях…………………………23 РАЗДЕЛ 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ДИДАКТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОГАПОУ «БЕЛГОРОДСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»……………………..32 2.1. Изучение опыта управления инновационными дидактическими процессами в ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж»…………32 2.2. Оценка эффективности управления инновационными дидактическими процессами в ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж»………..46 РАЗДЕЛ 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ДИДАКТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ………57 3.1. Разработка проекта по повышению эффективности управления инновационными дидактическими процессами в ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж»……………………………………………………...57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..65 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….67 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….64
Список литературы

1. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Электронный ресурс. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149753/. 2. Постановления правительства Белгородской области от 30 декабря 2013г. № 528-пп «Об утверждении государственной программы «Развитие образования Белгородской области на 2014-2020 годы». 3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2015 г. «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; 4. Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. 5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.02 Страховое дело (по отраслям); 6. Акофф Р. Планирование в больших экономических системах / Р. Акофф. - М. : Советское радио, 1972. – 224 с. 7. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования / Ж. Аллак, И.В. Китаев. - М. : Педагогика-Пресс. -1993. – 168 с. 8. Ангеловски К. Учителя и инновации / К. Ангеловски. -М. : Просвещение, 1991. – 324 с. 9. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс / А.А. Андреев. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2012. – 264 с. 10. Байденко В.И. Болонский процесс: результаты обучения «компетентностный подход» / В.И. Байденко.- М.: Просвещение,2009. – 186 с. 11. Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учебное пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина.- М.: Пед. общество России, 2010. – 209 с. 12. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько : Изд-во Педагогика, 2013. -192 с. 13. Бестужев-Лада И.В. Социальное прогнозирование. Курс лекций / И.В. Бестужев-Лада, Г.А. Наместникова.- М.: Просвещение, 2002. – 326 с. 14. Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич.- М.: Просвещение, 2010. – 342 с. 15. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии / Н.В. Бордовская.- М.: Академия, 2010. – 304 с. 16. Борисова П.С., Стручаева Т.М. Горинские чтения – 2018 / ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ, п. Майский, Россия. 17. Борисова П.С., Стручаева Т.М. Горинские чтения – 2019 / ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ, п. Майский, Россия. 18. Борисова П.С., Стручаева Т.М. Горинские чтения – 2020 / ФГБОУ ВО Белгородский ГАУ, п. Майский, Россия. 19. Борцов Ю.С. Социология: учебное пособие: по дисциплине «Социология» для студентов высших учебных заведений / Ю.С. Борцов.- М.: ИНФРА-М, 2013. – 350 с. 20. Борытко Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: учебник / Г.Н. Борытко, П.Г. Матросов.- М.: Алфа-М, 2013. – 448 с. 21. Бухарова Г.Д. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие / Г.Д. Бухарова, Л.Н. Мазаева, М.В. Полякова.- Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2014. – 298 с. 22. Вахитов Д. Р. Экономика: конспект лекций для студентов вузов / Д.Р. Вахиров.- М.: Российский государственный университет правосудия, 2015. – 327 с. 23. Воронова Т.А. Педагогический процесс в высшей школе / Т.А. Воронова.- СПб.: Питер, 2011. – 174 с. 24. Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее / Б.С. Гершунский.- Челябинск.: ЧФ ИПО, 1993. – 240 с. 25. Гузеев В.В. Эффективные образовательные технологии: интегральная и ТОГИС / В.В. Гузеев. –М.: НИИ шк. технологий, 2006. – 208 с. 26. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы: учебное пособие для студ. и аспирантов пед. вузов, для доп. обр. преподавателей / М.Т. Громкова.- М.: ЮНИТИ – Дана, 2013. – 447 с. 27. Давыдова Н.Н. Управление образовательными системами: региональный аспект: учебно-методическое пособие / Н.Н. Давыдова.- Екатеринбург.: УрГПУ, 2009. – 216 с. 28. Днепров Э.Д. Новейшая политическая история российского образования: опыт и уроки / Э.Д. Днепров.- М.: Мариос, 2011. – 456 с. 29. Дудченко В.С. Инновационная игра как метод исследования и развития организаций / В.С. Дудченко.- М.: Просвящение, 1983. – 159 с. 30. Жуков Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов.- М.: Альфа, 2013. – 448 с. 31. Занина Л.В. Основы педагогического мастерства / Л.В. Занина, Н.П. Меньшикова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 228 с. 32. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании / В.И. Загвязинский.- М.; Академия, 1990. – 320 с. 33. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов пед. вузов / И.Г. Захарова.- М.: Академия, 2007. – 236 с. 34. Звонников В.И. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова.- М.: Академия, 2010. – 224 с. 35. Васильев С.В. Инновационный менеджмент: учебное пособие / С.В. Васильев.- М.: Академия, 2010. – 228 с. 36. Шерайзина Р.М. Инновационный образовательный менеджмент: российский и зарубежный контекст / Р.М. Шерайзина.- Великий Новгород.: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2008. - 360 с. 37. Капичников А.И. Управление профессиональными образовательными учреждениями: краткий курс лекций / А.И. Капичников, О.Б. Капичникова.- Саратов: ФГБОУ ВПО Саратовский ГАУ, 2014. – 98 с. 38. Каравайцева Ю.М. Управление инновациями в профессиональном колледже / Ю.М. Каравайцева.- Чита: Молодой ученый, 2016. – 326 с. 39. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогиге: обучение на основе исследования, игры и дискуссии / М.В. Кларин.- Рига: НПЦ Эксперимент, 1995. – 176 с. 40. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы / Т.М. Ковалева.- Воронеж: НПО МОДЭК, 2013. - 189 с. 41. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учебное пособие / И.А. Колесникова.- М.: Академия, 2007. - 288 с. 42. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: материалы для специалистов образовательных учреждений / А.К. Колеченко.- СПб.: КАРО, 2017. – 489 с. 43. Колычева З.И. Теоретические основы педагогической технологии: учебное пособие для студентов пед. института / З.И. Колычева, Г.И. Егорова.- Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2001. – 318 с. 44. Корзникова Г.Г. Менеджмент в образовании: практический курс: учебное пособие для студентов высшего учебного заведения / Г.Г. Корзникова.- М.: Академия, 2009. – 288 с. 45. Коротаева Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии: пособие для учителей и педагогов / Е.В. Коротаева.- М.: Академия, 2007. – 256 с. 46. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко.- М.: ИНФРА-М, 2008. – 400 с. 47. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.В. Краевский.- М.: Академия, 2013. – 256 с. 48. Лазарев В.С. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия / В.С. Лазарев.- М.: Просвещение, 2004. – 152 с. 49. Лапин Н.И. Нововведения в организациях / Н.И. Лапин, А.И. Пригожин.- М.: Просвещение, 1981. – 320 с. 50. Лапина О.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / О.А. Лапина, Н.Н. Пядушкина.- М.: Академия, 2012. – 160 с. 51. Лисовский В.Т. Социология молодежи / В.Т. Лисовский.- СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1996. – 361 с. 52. Майборода В.П. Основы обеспечения качества: учебник / В.П. Майборода, В.Н. Азаров, А.Ю. Панычев.- М.: ФГБОУ Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2015. – 314 с. 53. Мазурчук Н.И. Инновационные образовательные теории и технологии / Н.И. Мазурчук.- Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2008. – 165 с. 54. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: учебное пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / В.Г. Максимов.- М.: Академия, 2002. – 216 с. 55. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение / Н.В. Матяш.- М.: Академия, 2012. – 382 с. 56. Недбаева С.В. Современный педагог: общая психология: учебно-методическое пособие / С.В. Недбаева, А.В. Качалова, И.А. Твелова.- М.: РУСАЙНС, 2016. – 274 с. 57. Официальный сайт Областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Белгородский индустриальный колледж» - [Электронный режим] – Режим доступа: https://bincol.ru/o-kolledzhe/struktura-i-organy-upravleniya 58. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение / А.П. Панфилова.- М.: Академия, 2012. – 192 с. 59. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / О.И. Пащенко.- Нижневартовск: Издательство Нижневартовского гос. уни-та, 2013. – 227 с. 60. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики / С.Д. Поляков.- М.: Центр Педагогический поиск, 2007. – 176 с. 61. Пономарев Н.Л. Образовательные инновации. Государственная политика и управление: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Л. Пономарев, Б.М. Смирнов.- М.: Академия, 2007. – 202 с. 62. Поташник М.М. Структуры инновационного процесса в образовательном учреждении / М.М. Поташник, О.Г. Хомерики.- М.: Магистр, 1994. – 189 с. 63. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие / М.М. Поташник.- М.: Центр педагогического образования, 2009. – 448 с. 64. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики / А.И. Пригожин.- М.: Знание, 1989. – 194 с. 65. Руткевич М.Н. Социология образования и молодежи / М.Н. Руткевич.- М.: Гардарики, 2002. – 539 с. 66. Саранов А.М. Уровни разработки и перспективы развития учебно-научнопедагогических комплексов / А.М. Саранов.-Волгоград: Смена, 1992. – 288 с. 67. Ситаров В.А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Ситаров, В.А. Сластенин.- М.: Академия, 2013. – 368 с. 68. Сластенин В.А. Педагогика: учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, М.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.- М.: Академия, 2007. – 576 с. 69. Сластенин В.А. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина.- М.: Академия, 2014 – 144 с. 70. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова.- М.: Магистр, 1997. -308 с. 71. Смелзер Н. Социология / Н. Смелзер.- М.: Феникс, 1998. – 688 с. 72. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / М.: Академия, 2011. – 304 с. 73. Столяренко Л.Д. Психология управления: учебное пособие / Л.Д. Столяренко.- Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 507 с. 74. Турченко В.Н. Фундаментальные основы современного социологического знания / В.Н. Турченко.- Барнаул-Новосибирск: Азбука, 2004. – 496 с. 75. Тазиев С.Ф. Инновационный менеджмент в образовании: учебное пособие / С.Ф. Тазиев.- Елабуга: Просвещение, 2011. – 158 с. 76. Харин А.А. Высшая школа России и национальная инновационная система / А.А. Харин, И.Л. Коленский, Е.С. Зарайская, А.В. Рождественский, И.Л. Коленский.- М.: РГУИТП, 2008. – 472 с. 77. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика / А.В. Хуторской.- М.: УНЦ ДО, 2005. – 222 с. 78. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.В. Хуторской.- М.: Академия, 2008. – 352 с. 79. Шамова Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков.- М.: Владос, 2002. – 187 с. 80. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: учебное пособие/ Н.Е.Эрганова. — М.: Академия, 2015. —160 с 81. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований / Н.Р. Юсуфбекова.- М.: Просвещение, 1992. – 189 с.
Отрывок из работы

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ДИДАКТИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 1.1. Инновационные дидактические процессы в профессиональных образовательных организациях Для достижения достойного качества жизни сегодня каждый член общества должен уметь рационально и правильно управлять им. Экономика, развивающаяся быстрыми темпами, диктует государствам определенные условия, выполнение которых гарантирует непрерывное развитие, прогресс в различных сферах. В таких условиях для правительства любого государства одним из приоритетных направлений является организация государственного управления, в том числе и инновационной деятельностью [19]. Инновационные дидактические процессы должны развивать профессиональные образовательные организации для достижения качественно новых, более высоких результатов образования и повышения конкурентоспособности как самих образовательных организаций, так и их обучающихся. Понятие «инновация» впервые появилось в исследованиях культурологов в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую. Данное его значение до сих пор сохранилось в этнографии. В начале ХХ века оформилась новая область знания – наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства [45]. Если при выводе на рынок некого продукта, услуги происходит повышение эффективности производственных систем, то это и есть инновация. Инновационная деятельность (в педагогике) – это педагогическая деятельность, опирающаяся на предыдущий опыт при помощи сравнения и изучения учебного процесса, с целью внедрения новой педагогической практики, направленной на повышение качества образования. Современный словарь по педагогике определяет понятие «педагогическая инновация» следующим образом: «Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие цель повышение их эффективности» [56]. Доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории общих проблем дидактики Кларин В.М. добавлял к определению «инновация» следующий смысл: «Инновация относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан» [38]. Существует множество различных трактовок определения инновационной деятельности, но все они выделяют одно – это прогрессивное развитие учебного процесса в сравнении с устоявшимся опытом. Понятие «инновация» можно рассматривать с различных точек зрения: социальных систем, коммерции, экономики, педагогики, психологии, теории управления. Все многообразие инновационных процессов авторы системной концепции нововведений (Н.И.Лапин, А.И.Пригожин, Б.И.Сазонов, В.С.Толстой) относят к двум наиболее значимым формам: а) простое воспроизводство нововведения, характеризующееся тем, что новшество создается лишь в той организации, в которой его производство было впервые освоено; б) расширенное воспроизводство новшества, характеризующееся тем, что процесс изготовления новшества распространяется на многие организации. В этом цикле между созданием новшества и его распределением между пользователями появляется стадия распространения методов производства новшества и форм его использования; широкое производство новшества, обеспечивающее насыщение потребности в данном новшестве [49]. Для осознания всесторонней характеристики, необходимо представить классификацию инноваций. Однако на сегодняшний момент общепринятой классификации не существует. Учеными неоднократно предпринимались попытки выделить общие критерии инноваций в педагогике. В.А. Сластенин и Л.С.Подымова выделяют следующие типы нововведений: - по их принадлежности к учебно-воспитательному процессу (в содержании, методике, технологии, организационных формах, методах, средствах учебно-воспитательного процесса, управлении образовательным учреждением); - по масштабности (федеральные, региональные, национально-региональные, образовательные учреждения нового типа); - по педагогической значимости (обособленные (частные, локальные, единичные), не связанные между собой, модульные (комплекс частных, связанных между собой инноваций), системные); - по происхождению (модификационные, т.е. усовершенствованные, комбинированные (присоединенные к ранее известному новому компоненту), принципиально новые) [69]. К.Ангеловски отобрала ряд критериев для классификации разных видов инноваций. Этот вариант сичтается среди специалистов наиболее общим. Мы представляем его в таблице 1[7]. Таблица 1. Классификация критериев и видов инноваций по К.Ангеловски Критерии классификаций Виды инноваций Область, в которой осуществляются новшества Цели и содержание образования; формы, методы и средства обучения; организация обучения; система и управление педагогическим процессом Способ возникновения новаторского процесса а) систематические, плановые, заранее продуманные; б) стихийные, спонтанные, случайные Широта и глубина новаторских мероприятий а) массовые, крупные, глобальные, стратегические, систематические, радикальные, фундаментальные, глубокие; б) частные, малые, мелкие Основа, на которой проявляются, возникают новшества а) внешние; б) внутренние А.В. Хуторской дополнил данную таблицу такими параметрами педагогических нововведений, как: отношение к структуре науки, отношение к субъектам образования, отношение к условиям реализации и характеристикам нововведений и др. Необходимо отметить, что в систематике А.В. Хуторского одна и та же инновация может обладать несколькими характеристиками одновременно, а также существовать в различных блоках [76]. Отталкиваясь от глубины производимых изменений можно выделить типологию инноваций: - модифицирующие инновации (приводят к незначительным улучшениям в конечном продукте и позволяют добиться чуть более хороших результатов); - улучшающие инновации (демонстрируют значительные преимущества, но не базируются на принципиально новых подходах); - прорывные инновации (основываются на совершенно новых подходах); - интегрирующие инновации (содержат в себе 3 первых типа инноваций, воплощают заключительный этап инновационного процесса) [76]. Суммируя инновационные исследования в области профессионального образования, необходимо указать на следующие основные инновации в профессиональном образовании, произошедшие в нынешнем столетии: 1. Введение ФГОС СПО нового поколения; 2. Модульно-компетентностный подход в образовании; 3. Использование современных образовательных технологий; 4. Тьюторство в профессиональном образовании; 5. Дальнейшее развитие научно-исследовательской деятельности; 6. Введение внеаудиторной самостоятельной работы в СПО; 7. Обобщение инновационного педагогического опыта в новых формах; 8. Непрерывное профессиональное образование; 9. Использование информационно-компьютерных технологий в профессиональных образовательных организациях и др. Для того, чтобы определить понятие инновационных дидактических процессов в профессиональных образовательных организациях, необходимо проанализировать, что представляет собой дидактический процесс. Слово «дидактический» происходит от греческого слова «дидахос», что означает «учу», «обучаю» [11]. Дидактический процесс – это процесс формирования личности обучающегося в ходе трансляции, передачи социокультурного опыта. Он должен обеспечивать реализацию целей обучения и быть посильным для осуществления в любой образовательной организации и любым преподавателем; также он является ориентиром для выбора, приобретения и использования определенного учебного оборудования. Дидактический процесс в профессиональной образовательной организации состоит из трех компонентов, представленных на рисунке 1: Рисунок 1. Компоненты дидактического процесса Процесс обучения может быть эффективным только при условии, что обучающийся обладает учебной мотивацией к изучаемому предмету, самостоятельно и полно выполняет адекватную цели обучения учебную деятельность и, наконец, эта деятельность управляется извне методами, гарантирующими заданное качество обучения. В целом, структура дидактического процесса в профессиональной организации отображена на рисунке 2. Рисунок 2. Структура дидактического процесса обучения Проанализировав структуру дидактического процесса обучения, можно сделать вывод, что для достижения цели и получения эффективного результата в настоящее время активно создаются и внедряются инновации в каждом из указанных на рисунке структурном звене деятельности преподавателя и деятельности обучающегося, в связи с чем возникает понятие инновационные дидактические процессы. Специалистами выделяются следующие отличительные признаки инновационных дидактических процессов в образовании: 1. Новизна; 2. Постоянность, непрерывность и длительность. Образование как некий живой, творческий процесс всегда непрерывно и постоянно. Инновации внедряются в образовательный процесс не сразу, и даже если инновация осуществлена полностью, это не значит, что она закреплена в образовательном процессе; 3. Системность, структурность и научность. Ориентация на системность и структурность в создании инновационных подходов и технологий. Установка на научные методы при создании инновационных подходов и технологий; 4. Гармоничность. Учитываются и возможности творческого применения инновации в массовом опыте. Также большое внимание уделяется совмещению и успешному сочетанию объективного и субъективного, коллективного и индивидуального, общественного и личного; 5. Установка на успех (высокую результативность). Установка на успешное совершенствование образовательного процесса, а также успешное развитие навыков, умений и другой важной для образования деятельности у участников образовательного процесса; 6. Установка на индивидуальный и коллективный педагогический, научный и мировой опыт; 7. Установка на потребителя и рынок труда. Инновационные процессы должны быть востребованы, как должно быть востребовано современное образование; 8. Постоянно растущая ресурсоемкость, прямо пропорциональная постоянно растущей сложности инноваций. Чем сложнее инновационный процесс, тем больше он требует ресурсов. При этом отметим, что инновации, ведущие к упрощению образовательного процесса, тем не менее, требуют возможно и большего количества ресурсов [45]. Большая часть инновационных дидактических процессов обусловлена изменением роли образования в обществе. Образовательный потенциал, как социальных институтов, так и личностный актуализируется. Прежде основными ориентирами в образовании были формирование знаний, навыков, информационных и социальных умений и качеств, обеспечивающих готовность к жизни, в свою очередь, понимаемую как способность приспособления личности к общественным обстоятельствам. Образование на сегодняшний день все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм самосовершенствования, обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и изменениям общества [67]. Инновационные дидактические процессы — это управляемые процессы создания, оценки, освоения и применения на практике педагогических новшеств, которые касаются формирования содержания образования, методов и форм обучения, организации и управления работой образовательных организаций [75]. Они способствуют оптимизации образовательного процесса, совершенствования организации и управления, созданию новых педагогических технологий. Инновации вносят изменения: в цели, содержание, способы, технологии, формы организации и систему управления, в стили педагогической деятельности, в систему контроля и оценки уровня образования, в систему финансирования, в методическое обеспечение, в учебный план и учебные программы, в деятельность педагога и обучающегося. Инновационные дидактические процессы реализуются в следующих направлениях: - формирование нового содержания образования(интеграционные (межпредметные) программы); - разработка и внедрение новых педагогических технологий, методов и средств обучения; - создание новых видов образовательных организаций; - методы оценивания образовательного результата; - внедрение в практику инноваций, уже ставших историей педагогической мысли. Например, альтернативных образовательных систем начала ХХ века М.Монтессори, Р.Штайнера, и т.д.; - новые способы организации занятий [69]. К наиболее известным инновационным дидактическим процессам в профессиональных образовательных организациях можно отнести: 1. Организация занятий (без разрушения классно-урочной системы) - создание гомогенных классов с правом перехода в классы иного уровня; - создание профильных классов; - методики коллективных учебных занятий с созданием ситуации взаимообучения; - игровые методики (викторины, диспуты). Организация занятий (с разрушением классно-урочной системы): - метод проектов, - школа – парк, - создание схем сетевого взаимодействия (может, проходит как с разрушением, так и без разрушения классно-урочной системы). - индивидуальные образовательные траектории; - тьютерство. 2. Представление и передача содержания образования: - опорные сигналы; - организация межпредметных уроков с предъявлением межпредметных связей; - построение учебного процесса по областям человеческой деятельности или историческим эпохам; - создание компьютеризированных курсов; - технологии созданные на основе принципа полного усвоения; - метод погружения; - выделение как профильного национального, культурного или культурологического аспекта образования; - программное обучение; - проблемное обучение; - организация исследовательской деятельности с получением новых для обучащихся знаний. 3. Методы оценивания образовательного результата: - расширение бальной шкалы (для фиксации творческого продвижения); - рейтинговая оценка; - создание портфолио [55]. Одно из основополагающих условий, которое определяет эффективность инновационных дидактических процессов – это исследовательская деятельность педагогов, которые занимаются проблемами частной методики, начинают задаваться общими вопросами и начинают активно переосмысливать уже устоявшиеся дидактические принципы. Однако деятельность педагога-новатора может не вписываться в рамки традиционного обучения. Исходя из этого, инновационная деятельность требует того, чтобы в нее был вовлечен весь коллектив. Характерными особенностями обладает ситуация, в которой инноватором становится некоторое лицо из руководствующего состава педагогического коллектива. В таком случае, стоит учитывать возможные реакции со стороны подчиненных. Распоряжением Правительства Российской Федерации № 2227-р от 8 декабря 2011 года утверждена Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [3]. В этом документе содержатся основы национальной инновационной системы, сформулирована система мер по развитию сектора исследований и разработок, инновационной инфраструктуры, образовательной среды и технологической модернизации российской экономики на основе технологических инноваций. Кардинальному росту инновационной активности и эффективному использованию интеллектуального потенциала страны препятствует такой фактор, как слабость связей между сферами разработки, производственного использования и коммерческой реализации наукоемких технологий, неэффективность механизмов введения в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности. Причина такой ситуации - то, что инновационное законодательство в Российской Федерации долгое время развивалось «медленно и непоследовательно, без четкой концепции, вне определения методов правового регулирования, предмета регулирования и круга регулируемых отношений [35]. 1.2. Управление инновационными дидактическими процессами в профессиональных образовательных организациях Понятие «инновация» имеет междисциплинарный характер и является одним из самых популярных в современных социальных исследованиях. В переводе с латинского языка оно означает «обновление, новшество или изменение». В контексте системного подхода «инновация» определяется как целенаправленное изменение в функционировании системы, причем в широком смысле это могут быть качественные и (или) количественные изменения в различных сферах и элементах системы. А.В. Хуторской отмечает неделимость трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике, в отличие, например, от дидактики, где объектом научного исследования выступает процесс обучения [77]. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. Он представляет собой совокупность процедур и средств, с помощью которых научное открытие или идея превращаются в социальное, в том числе, образовательное нововведение. В связи с этим, инновационный процесс можно рассматривать как процесс доведения научной идеи до стадии практического использования и реализация связанных с этих изменений в социально - педагогической среде. Деятельность, обеспечивающая превращение идей в нововведение и формирующая систему управления этим процессом, является инновационной деятельностью. Под управлением инновационным дидактическим процессом в профессиональной образовательной организации следует понимать определённым образом организованное взаимодействие управляющих и управляемых систем, направленное на оптимизацию и гуманизацию образовательного процесса, на повышение результата образования. Управленческий процесс эффективен, если он соответствует логике реального процесса развития, если решения субъекта управления оперативны и адекватны решаемой проблеме, если руководители образовательного учреждения, принимающие решения, обладают способностями оценить ситуацию, прогнозировать, управлять рисками [16]. На управление инновационным дидактическим процессом в профессиональной образовательной организации оказывают влияние различные факторы внешней и внутренней среды, поэтому его следует рассматривать как совокупное управление следующими взаимосвязанными процессами: выполнение предписаний и рекомендаций вышестоящих органов управления образованием; внедрение в педагогическую практику новых достижений педагогической науки и смежных наук; освоение передового педагогического опыта; изучение и обобщение педагогического опыта внутри учреждения; изучение образовательных потребностей учащихся, пожеланий родителей и социального окружения; выдвижение инновационных идей, разработка, экспертиза и внедрение инноваций внутри школы; повышение инновационного потенциала учреждения как способности участников образования к осуществлению инновационной деятельности [39]. Управление инновационной деятельностью в профессиональной образовательной организации - процесс сложный, многофункциональный, включающий разнообразную совокупность действий, среди которых: постановка стратегических и тактических целей, анализ внешней среды с учетом неопределенности и риска, анализ инфраструктуры и возможностей учреждения, диагностика реально сложившейся ситуации, прогнозирование будущего состояния учреждения, поиск источников творческих идей и их финансирования, формирование инновационного портфеля, стратегическое и оперативное планирование, управление научными и методическими разработками, совершенствование организационных структур, анализ и оценка эффективности инноваций, разработка стратегии и тактики инновационного маркетинга, диверсификации и управление рисками и др.[54] Главными направлениями и задачами инновационного менеджмента в профессиональном образовании, следует считать: разработку и осуществление единой инновационной политики; определение системы стратегий, проектов, программ; ресурсное обеспечение и контроль за ходом инновационной деятельности; подготовку и обучение педагогов; формирование целевых коллективов, групп, осуществляющих решение инновационных проектов, создание инновационной среды. Управление инновационными процессами многовариантно, предполагает сочетание стандартов и неординарности комбинаций, гибкость и неповторимость способов действия, исходя из конкретной ситуации. В инновационном менеджменте готовых рецептов нет и быть не может. Но он учит тому, как, зная приемы, методы, способы решения тех или иных задач, добиться ощутимого успеха в развитии организации [36]. Инновации в профессиональных образовательных организациях считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. Нововведения – это новые качественные состояния учебно-воспитательного процесса, формирующиеся при внедрении в практику достижений педагогической и психологической наук, при использовании передового педагогического опыта [44]. Рассматривая нововведение, реализовываемое профессиональной образовательной организацией, как «элемент управляемого развития и целенаправленных изменений», можно считать, что источниками таких изменений являются потребности и интересы различных заинтересованных в деятельности организации сторон. В данном случае заинтересованные в изменении стороны могут быть определены как заказчики нововведения. Заказчиками нововведения могут выступать обучающиеся и их законные представители, общество, государство, организации и предприятия, педагоги и руководство самой образовательнойорганизации. В любом случае основанием возникновения потребности в изменении является неудовлетворенность существующей практикой и осознание насущной необходимости преобразований [41]. Важную роль в деятельности профессиональных образовательных организаций играют педагогические инновации. Под педагогической инновацией подразумевают: • целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом; • процесс освоения новшества – нового средства, метода, методики, технологии, программы и т. д.; • поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление. Педагогические инновации классифицируются по следующим основаниям: ? по видам деятельности – педагогические, обеспечивающие педагогический процесс, управленческие; ? по характеру вносимых изменений – радикальные (независимые друг от друга изменения), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных инноваций), системные (полная реконструкция системы как целого); ? по масштабу использования – единичные и диффузные; ? по источнику возникновения – внешние (за пределами образовательной системы); внутренние (разрабатываемые внутри образовательной системы) [29]. Изучение инновационного опыта профессиональных образовательных организаций показывает, что большинство нововведений можно разделить на две группы – инновации в управлении образованием и инновации в обучении и воспитании (рис.3). Рисунок 3. Виды педагогических инноваций Инновации в управлении профессиональными образовательными организациями – новшества, направленные на развитие управленческих функций образовательных организаций; управление качеством подготовки специалистов; маркетинговые исследования в образовании; автоматизация систем управления в образовании; автоматизация систем управления в образовании с использованием компьютеров; создание сетевого взаимодействия образовательных организаций и их социальных партнеров; создание ресурсных центров; создание управляющих и попечительских советов; внедрение социального партнерства и др [17]. Рассмотрим подробнее некоторые из приведенных выше инноваций. Управление качеством подготовки специалистов выстраивается на различных основаниях. Под качеством образования понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Качество подготовки специалистов в профессиональном образовании – это степень соответствия результатов подготовки выпускников требованиям федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), требованиям работодателя и личностным ожиданиям (рис.4). Рисунок 4. Качество подготовки специалистов в профессиональной образовательной организации При оценке качества подготовки используют: • традиционный подход, ориентированный, как правило, только на внутренние показатели подготовки специалистов –успеваемость, посещаемость, личные достижения и др. Недостатком этого подхода является субъективность оценки качества, определяемая в основном педагогами и теми условиями, в которых осуществляется подготовка; • международный стандарт ISO, включающий и внутреннюю, и внешнюю оценку качества – управление ресурсами, сам образовательный процесс, мониторинг показателей подготовки, учет удовлетворенности потребностей (работодатели, родители, сам выпускник). Данная система позволяет работать по уже имеющейся модели оценки качества подготовки специалистов и требует неукоснительного выполнения;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 62 страницы
990 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 111 страниц
1350 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 84 страницы
2100 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 70 страниц
1750 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 76 страниц
1900 руб.
Дипломная работа, Инновационный менеджмент, 46 страниц
1150 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg