Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Административно - правовое регулирование общественных отношений в сфере обращения биологических добавок

irina_k200 2610 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 87 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.07.2020
Целью диссертационного исследования является комплексный анализ понятия, содержания, форм и методов административно-правового регулирования в сфере обращения БАД, выработка научно обоснованных предложений по совершенствованию действующего законодательства в данной сфере. Для достижения указанной цели был поставлен ряд задач: - проанализировать действующее российское законодательство, изучить зарубежный опыт правового регулирования в сфере обращения БАД (по вопросам государственной регистрации, декларирования соответствия, оборота, рекламы, осуществления государственного контроля и надзора за их реализацией и рекламой); - исследовать сущность и содержание, определить основные направления государственного регулирования в рассматриваемой сфере; - определить организационно-правовую систему субъектов управления в области обращения БАД, рассмотреть правовой статус государственных органов, осуществляющих функции по нормативно- правовому регулированию, государственному контролю и надзору, оказанию государственных услуг в данной сфере; - выявить основные нарушения законодательства при реализации БАД, определить причины их совершения, рассмотреть административную ответственность за нарушение нормативных требований к реализации БАД; - на основе комплексного анализа нормативно-правовых актов и практики правоприменительной деятельности выявить пробелы и противоречия в законодательстве, выработать конкретные предложения по его совершенствованию. Методологическую основу диссертационного исследования составляют использованные в работе общенаучные методы познания, а также специальные методы научного исследования: формально-юридический, формально-логический, системного анализа, дедуктивный, индуктивный, сравнительно-правовой, историко-правовой. Благодаря применению методов системного анализа и сравнительного правоведения автор сравнил способы государственного регулирования обращения БАД в России и за рубежом, указал на имеющиеся в законодательстве РФ и ряда зарубежных стран положительные и отрицательные моменты. Теоретическую основу исследования составили труды отечественных специалистов в области теории государства и права, административного и гражданского права (Агапов А.Б., Агеева Е.А., Бахрах Д.Н., Борисов А.Б., Венгеров А.Б., Ершова И.В., Кармолицкий А.А., Максимов И. В., Тихомиров Ю.А.). В работе использовались труды по проблемам государственного регулирования в сфере обеспечения безопасности и качества товаров, защиты прав потребителей (Чернова О.А., Шматко А.В., Резина Н.А., Маслова А.В.) Нормативной базой диссертационного исследования послужили международные нормативно-правовые акты, нормы Конституции Российской Федерации, действующее федеральное законодательство, подзаконные нормативные акты Российской Федерации, законодательство зарубежных стран по вопросам государственного регулирования в сфере обращения БАД, законопроекты по рассматриваемой проблематике. Научная новизна диссертационной работы заключается в комплексном исследовании теоретических и практических проблем правового обеспечения государственной управленческой деятельности в сфере оборота биологически активных добавок. В диссертационном исследовании анализируются новые правила оценки качества и безопасности БАД, измененные процедуры подтверждения их соответствия (от проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы БАД до принятия декларации соответствия), уделяется внимание ряду правовых и организационных проблем, скопившихся в данной сфере, в частности, проблемам несовершенства законодательного обеспечения в сфере оборота БАД; реализации некачественной пищевой продукции; отождествления БАД с лекарственными средствами; определения мест розничной продажи БАД (в аптеках или за их пределами) и др. Автором сформулировано определение правовой дефиниции «государственное регулирование». Обоснована необходимость закрепления в федеральном законодательстве разных требований к реализации и рекламе БАД, относящихся к категории парафармацевтиков и нутрицевтиков, а также установления разных санкций за ненадлежащую их продажу. Предлагается также упорядочить нормы о регистрации деклараций соответствия и порядка ведения их единого реестра; установить дополнительные требования к информации при рекламе БАД, а также при нанесении ее на этикетку (упаковку); ввести степень защиты для БАД; Научная новизна диссертационного исследования нашла отражение в следующих основных положениях, выносимых на защиту: 1. Автор отмечает, что дефиниция «государственное регулирование» не получила закрепление ни в нормах права, ни в научной литературе, несмотря на то, что законодательно закреплены разнообразные формы и методы такого регулирования в различны сферах жизни общества. Предлагается рассматривать государственное регулирование как целенаправленное воздействие государства на ту или иную сферу жизни общества с целью обеспечения и поддержания ее функционирования, а также развития в заданном направлении. 2. Предлагается иной подход к процедуре оценки качества и безопасности БАД, определению возможных мест их реализации, установлению дифференцированной административной ответственности за ненадлежащую продажу БАД — парафармацевтиков и нутрицевтиков. Автор предлагает расширить предмет регулирования Федерального закона «Об обращении лекарственных средств », включив в сферу его применения отношения, возникающие при обращении БАД-парафармацевтиков; закрепить в СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» норму об осуществлении розничной торговли БАД-парафармацевтиков исключительно через аптечные учреждения (аптеки, аптечные магазины, аптечные киоски и другие). Розничная торговля БАД-нутрицевтиков должна осуществляется только через специализированные магазины по продаже диетических продуктов, продовольственные магазины (специальные отделы, секции, киоски). В целях дифференциации административной ответственности за нарушение правил продажи БАД - нутрицевтиков и парафармацевтиков предлагается дополнить главу 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 14.15.1. «Нарушение установленных правил продажи биологически активных добавок» следующего содержания: 1. Розничная продажа биологически активных добавок нутрицевтиков вне специализированных магазинов по продаже диетических продуктов, продовольственных магазинов — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от одной тысячи пятисот рублей до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей . 2. Розничная продажа биологически активных добавок парафармацевтиков вне аптечных учреждений - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией биологически активных добавок или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией биологически активных добавок или без таковой. 3. Нарушение иных правил розничной продажи биологически активных добавок - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч рублей до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до тридцати пяти тысяч рублей». 3. Установлено противоречие и дублирование правовых норм, определяющих правила подачи декларации о соответствии, ее проверки и регистрации, внесении сведений в Единый реестр деклараций. В связи с этим автор предлагает упорядочить нормы, содержащиеся в разделе II Положения «О формировании и ведении единого реестра деклараций о соответствии, регистрации деклараций о соответствии, предоставлении содержащихся в указанном реестре сведений и об оплате за предоставление таких сведений» и Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации . 4. Обоснована необходимость введения запрета на использование термина «препарат» на этикетках (упаковках) БАД, в рекламе, а также непосредственно при их продаже. Автор предлагает пункт 4.6. СанПиН 2.3.2.1290-03 изложить в следующей редакции: «4.6. В названии и при нанесении информации на упаковку и этикетку БАД не допускается использование следующих терминов: • «препарат» (в целях исключения возможности отождествления БАД с лекарственными средствами); • «экологически чистый продукт», а также иных терминов, не имеющих законодательного и научного обоснования». Целесообразно также закрепить аналогичную норму в статье 25 Федерального закона «О рекламе» , изложив подпункт 1 пункта 1 в следующей редакции: «1. Реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна: 1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами, а равно содержать термин «препарат» в целях исключения возможности их отождествления с лекарственными средствами». 5. Обоснована необходимость введения степени защиты для БАД всех форм выпуска, которая бы давала понять потребителям, что перед ними именно биологически активная добавка, а не лекарственное средство. В связи с этим автор предлагает дополнить статью 18 Федерального закона от 02.01.2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» частью 4 следующего содержания: «4. Упаковка БАД должна быть выполнена в серой цветовой гамме в целях выделения данной группы товаров для исключения возможности их отождествления с лекарственными средствами». Одновременно статью 46 Федерального закона Российской Федерации от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» предлагается дополнить пунктом 13 следующего содержания: «13. Вторичная (потребительская) упаковка лекарственного препарата не может быть выполнена в серой цветовой гамме, которая используется только на упаковках биологически активных добавок». 6. Обоснована необходимость закрепления дополнительных требований к информации, нанесенной на этикетку (упаковку) БАД, а также к информации, изложенной в рекламе указанной продукции. Автор предлагает абзац 8 пункта 4.4. СанПиН 2.3.2.1290-03 изложить в новой редакции, указав, что информация, нанесенная на этикетку БАД должна содержать «надпись «Биологически активная добавка. Не является лекарством». Указанная надпись должна занимать не менее 30 % этикетки». Статью 25 Федерального закона «О рекламе» предлагается дополнить частью 1.1 следующего содержания: «1.1. Реклама биологически активных добавок должна сопровождаться надписью «Биологически активная добавка. Не является лекарством». В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем 30 процентов рекламной площади (рекламного пространства)». Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования определяется его направленностью на решение актуальных вопросов обеспечения национальных интересов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан и состоит в обосновании авторской концепции организационно-правового обеспечения государственной управленческой деятельности в сфере обращения БАД. Диссертантом введена новая правовая дефиниция, уточняющая категориальный аппарат административного права, внесены предложения об использовании законодателем единообразной терминологии, расширен круг научных знаний по вопросам обращения биологически активных добавок. Выводы и положения, сформулированные при исследовании перспективных направлений совершенствования форм государственного регулирования в области обращения БАД, дополнят разделы административного права, связанные с вопросами административного принуждения, административной ответственности, контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти. Практическая значимость исследования состоит в разработке конкретных предложений по совершенствованию действующего законодательства в сфере обращения БАД, направленных, в том числе на повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности; подготовке проектов нормативно-правовых актов. Основные положения диссертационного исследования могут найти практическое применение в процессе преподавания; в законотворческой деятельности по совершенствованию федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности и качества пищевых продуктов и регулирования рекламной деятельности, в практической деятельности контрольно-надзорных органов; могут быть востребованы при разработке учебно-методической литературы. Апробация результатов исследования. По режим избранной проблематике охрана автор защиту принял участие в властными работе эффективного круглого стола на позволяет тему: «Преодоление правового нигилизма в современном обществе», соглашаясь который состоялся 10 сентября существует 2019 года. (г. полномочие Стерлитамак); свобод также принял общественные участие в средствах работе круглого зависимости стола на судебные тему: «Развитие нарушенного медиации в несмотря гражданском обществе», охранительном который нарушений состоялся 17 апреля сущность 2019 данного года. (г. Уральск, средствах Казахстан). Структура диссертационного исследования. таким Диссертация несмотря состоит из введения, третейский двух политика глав, объединяющих четыре свобод параграфов, и библиографического которые списка.
Введение

Актуальность темы магистерской диссертации. Рассматриваемые в работе вопросы административно-правового регулирования в сфере оборота биологически активных добавок основаны на приоритетных направлениях деятельности Российского государства по охране здоровья населения, обеспечению безопасности и качества потребляемой пищевой продукции, защите прав потребителей, а также необходимости устранения пробелов и коллизий в административном законодательстве. Биологически активные добавки (далее-БАД) отнесены законодательством к пищевой продукции, следовательно, их производство, регистрация и последующая реализация осуществляются с учетом общих требований законодательства о качестве и безопасности пищевой продукции. Кроме того, существующая классификация представляет собой деление БАД на два основных класса: нутрицевтики (в основном вещества, имеющие пищевую ценность) и парафармацевтики (вещества, обладающие регулирующим действием и имеющие промежуточные условия между лекарственными средствами и пищевыми продуктами, так как содержащие биологически активные вещества, обладающие терапевтической активностью). Парафармацевтики, однако, не прошли клинические испытания в качестве фармацевтических препаратов, постоянные данные об их побочных действиях не собираются. В момент зарождения рынка БАД в стране (начало девяностых годов XX века) осуществлялся слабый государственный контроль и надзор за их производством и реализацией, подтверждением соответствия обязательным требованиям нормативных документов, в том числе предъявляемым к безопасности и качеству пищевой продукции, в силу недостаточности нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в данной сфере. Для поддержания популярности БАД и стимулирования потребителей к их приобретению продавцы зачастую позиционировали указанную продукцию как «чудо пилюли», способные вылечить от разного рода заболеваний быстрей и эффективнее чем лекарственные средства. Несмотря на то, что в настоящее время нормативно-правовая база, регламентирующая обращение БАД, значительно расширилась, проблемы правового регулирования отношений в области оборота БАД и ответственности за нарушения установленных законодательством требований к их реализации приобретают еще большую актуальность. Объясняется это увеличением ввоза данной продукции из-за рубежа и ее производства на территории России; широким распространением рекламы, содержащей неподтвержденные данные о составе и свойствах БАД, рекомендациях по их применению (включая перечень заболеваний), а также об отсутствии противопоказаний. Культура потребления БАД в России еще не сформирована, процесс ее развития протекает медленно. Именно из-за того, что многие граждане не понимают цели применения БАД, считают их лекарственными средствами и не находят должного эффекта, возникает деление общества на тех, кто приветствует применение БАД и тех, кто является их противником. Указанные проблемы связываются с отсутствием в России строгой законодательной базы, регламентирующей вопросы использования исходного сырья при производстве пищевой продукции (включая БАД), ее транспортировки, хранения и реализации. Отсутствует четкий и эффективный контроль за обеспечением безопасности и качества БАД, которые нередко производятся в условиях, не удовлетворяющих гигиеническим требованиям. Нельзя сказать, что государство вообще не регулирует вопросы обращения БАД. В 2003 году производителей обязали указывать на упаковке, что БАД не является лекарством, в 2006 году запретили рекламу БАД как лекарственных средств, в феврале 2010 года вступило в силу остановление Правительства Российской Федерации об обязательном декларировании соответствия БАД. Это означает, что, если производитель не подтвердил соответствие БАД требованиям нормативной документации, то данная добавка не может распространяться и рекламироваться на территории Российской Федерации. Однако, для формирования цивилизованного рынка БАД в России принятие данных мер не достаточно. Именно поэтому в работе комплексно освещаются мало изученные вопросы правового регулирования отношений в сфере обращения БАД, предлагается несколько иной подход к процедуре подтверждения их соответствия, установлению административной ответственности за нарушения правил их оборота Степень научной разработанности темы исследования. При всей важности проблемы обеспечения населения страны безопасной продукцией комплексные исследования, посвященные административно- правовому регулированию в сфере обеспечения качества и безопасности товаров, и прежде всего, продовольственных, особенно применительно к современному периоду, практически отсутствуют. В недостаточной степени исследованы вопросы государственного регулирования общественных отношений в сфере реализации БАД. В настоящий момент не сложилось необходимой судебной практики по делам о рассмотрении споров по вопросам обращения БАД, следовательно, отсутствует судебная статистика. Современные исследования в сфере обеспечения продовольственной безопасности и обращения отдельных групп пищевых продуктов проводятся преимущественно в области экономической, фармацевтической, технической, биологической и сельскохозяйственной науки, и не решают существующие проблемы правотворчества и правоприменения. В научных трудах БАД рассматривались как объекты гражданско-правовых и уголовно-правовых отношений. Административно-правовое регулирование в сфере обращения БАД не освещалось. В 2009 году Пироговой Т. освещались отдельные вопросы привлечения к юридической ответственности за нарушения в области оборота БАД , но многие выводы в значительной степени утратили актуальность в связи с изменением законодательства. Вопросы административно-правового регулирования общественных отношений в сфере потребительского рынка и защиты прав потребителей рассматривались в диссертациях Ким Е.В. , Резиной Н.А. , Шматко А.В. , Катыс М.А. В работе Костиной К.В. исследовались организационно-правовые основы правосубъектности Роспотребнадзора. Отдельные аспекты административно-правового регулирования обеспечения качества и безопасности товаров были предметом исследования диссертационных работ Черновой О.А. , Чапкевич Л.Е. Вместе с тем в отечественной юридической науке отсутствуют комплексные монографические исследования, посвященные изучению теоретических, правовых и организационных аспектов сущности и содержания управленческой деятельности в сфере обращения БАД, вопросам регистрации, декларирования соответствия, государственного контроля и надзора в сфере их реализации и рекламы. Все эти проблемы и предопределили выбор темы научного исследования. Объектом исследования является комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе обращения биологически активных добавок. Предметом исследования являются теоретические и организационно-правовые основы административно-правового регулирования общественных отношений в сфере обращения биологически активных добавок, нормативно-правовые акты и правоприменительная практика в рассматриваемой области.
Содержание

Введение......................................................................................................................3 ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЩЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК 1.1. Понятие и особенности правового регулирования обращения биологических активных добавок…………………………………………………15 1.2. Формы государственного регулирования в сфере обращения биологических добавок…………………………………………………………….30 ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ОБРАЩЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ДОБАВОК 2.1. Государственный контроль в сфере реализации биологических добавок…………………………………………………………….49 2.2. Аминистративная ответственность за нарушения законодательства при обращении биологических добавок……………………………………………….61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................76 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………….........................................
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с изм. и доп. от 27.03.2019 г.) // "Российская газета" от 25.12.1993 г. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с пос. изм. и доп. от 27.12.2019) // "Российская газета" от 31.12.2001 г. 3. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (с изм. и доп. от 26.07.2019) // "Российская газета" от 6.4.1999 г. 4. О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (с пос. изм. и доп. от 27.12.2019) // "Российская газета" от 10.1.2000 г. 5. О качестве и безопасности пищевых продуктов: Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // СЗ РФ, 10.01.2000, № 2, ст. 150. 6. О техническом регулировании: Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (с изм. и доп. от 28.11.2018) // "Российская газета" от 31.12.2002 г. 7. О рекламе: Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (с пос. изм. и доп. от 02.08.2019) // "Российская газета" от 15.3.2006 г., N 51. 8. Об обращении лекарственных средств: Федеральный закон от 12.04.2010 г. № 61-ФЗ (ред. от 28.12.2017 г.) // СЗ РФ, 19.04.2010, № 16, ст. 1815. 9. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. №381-Ф3 (ред. от 23.12.2010 г.) / С3 РФ, 04.01.2010, № 1, ст. 2. 10. О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // "Российская газета" от 6.5.2011 г. 11. О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе: Федеральный закон от 03.10.2014 № 279-ФЗ // "Российская газета" от 8.10.2014 г. 12. Об обращении лекарственных средств: Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (с пос. изм. и доп. от 28.12.2017) // "Российская газета" от 14.4.2010 г. 13. О защите прав потребителей: Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I (с пос. изм. и доп. от 18.07.219) // "Российская газета" от 7.4.1992 г. 14. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 31(в ред. от 12.04.2019) //СЗ РФ, №11, 15.03.2004, ст. 945. 15. Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании: Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554 (ред. от 15.09.2005 г.) //СЗ РФ, № 31, 31.07.2000 г., ст. 3295. 16. Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 года №154 (ред. от 28.01.2011 г.) // СЗ РФ, № 15, 12.04.2004, ст. 1446. 17. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322 (ред. от 24.03.2011 г.) // СЗ РФ, № 28,2004, ст.2899. 18. Положения о Федеральной таможенной службе: Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809 (ред. от 03.06.2009 г.) // СЗ РФ, 2013 г., N 38, ст. 4823. 19. Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии: Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 г. № 982 (ред. от 17.08.2010) // С3 РФ, № 50, 14.12.2009, ст.6069. 20. Об утверждении Положения о формировании и ведении единого реестра деклараций о соответствии, предоставлении содержащихся в указанном реестре сведений и об оплате за предоставление таких сведений: Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2008 г. № 1028 от 25.12.2008 г. // СЗ РФ, № 2, 12.01.2009, ст. 228. 21. Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии: Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 г. № 982 (ред. от 13.11.2010) // СЗ РФ, № 50,14.12.2009, ст.6069. 22. О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий: Постановление Правительства РФ от 21.12.2000 № 988 (ред. от 28.08.2012) // СЗ РФ, № 1, 01.01.2001, (часть 2), ст. 124. 23. О Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года: Постановление Правительства Российской Федерации от 10.08.1998 № 917 (с пос. изм. и доп. от 27.12.2019) // "Российская газета" от 8.9.1998 г. 24. Об утверждении Положения о формировании и ведении единого реестра деклараций о соответствии, предоставлении содержащихся в указанном реестре сведений и об оплате за предоставление таких сведений: Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2008 г. № 1028 от 25.12.2008 г. // С3 РФ, № 2, 12.01.2009, ст. 228. 25. Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии: Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 № 982 (ред. от 17.08.2010 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2009 г., N 50, ст. 6096. 26. Об утверждении формы декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов: Приказ Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 22 марта 2006 г. № 54 (ред. от 19 октября 2007 г.) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 22.06.2006, № 21. 27. О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции: Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 15.08.01 № 325 // «Российская газета», № 210, 27.l0.200l (Документ утратил силу). 28. О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.07.1998 № 217 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 1998 г., N 21. (Утратил силу). 29. О Порядке экспертизы и гигиенической сертификации биологически активных добавок к пище: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 15.04.1997 № 117. (Документ утратил силу). 30. О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.07.1998 № 217 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 1998 г., N 21. (Утратил силу). 31. Об усилении надзора за производством и оборотом БАД: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 06.03.2007 г. № 8 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 30.04.2007, № 18. 32. О надзоре за биологически активными добавками к пище (БАД): Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 36 от 20.05.2009 «» (зарегистрировано в Минюсте РФ 10.07.2009 г. № 14312) // Российская газета от 05.08 2009, № 143. 33. О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.П.05 № 776 // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 51, 19.12.2005 (Документ утратил силу). 34. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: Закон РСФСР от 19.04.1991 № 1034-I // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР от 1991 г., N 20, ст. 641. (Утратил силу). Монография 35. Сутягин, А.В. Административные нарушения в торговле. - Монография / «Гросс Медиа», 2009. - 96 с. Учебники, учебные пособия, комментарии к законодательству, словари, энциклопедии 36. Агапов, А.Б. Административная ответственность / А.Б. Агапов. - М., 2007. 237 с. 37. Бахрах, Д.Н., Российский, Б.В., Старилов, Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов 3-е изд., пересмотр, и доп. / - М.: «Норма», 2007. - 816 с. 38. Бахрах, Д.Н. Административное право: учебное пособие / под ред. Д.Н. Бахрах / - М., 1999. 128 с. 39. Тихомиров, Ю.А. Курс административного права и процесса: учебное пособие / под ред. Ю.А. Тихомиров / - М., 1998. 237 с. 40. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (постатейный) / «НАМП», 2005 г. 152 с. Научные статьи, материалы из периодических изданий 41. Евпланов, А. В апреле за «ПИЛЮЛЯМИ счастья» в аптеки придут 56% россиян» / А. В. Евпланов А. В. // Российская Бизнес-газета, 30.03.2010 г., №743 (10). 42. Методические указания МУК 2.3.2.721 - 98 «Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище» / Библиотека «Российской газеты», 2002, № 4. 43. Пирогова, Т. Некоторые вопросы, связанные с привлечением к юридической ответственности за нарушения в области оборота БАД // Журнал «Юриспруденция», 2009 г., № 13. С.28-35. 44. О государственной регистрации пищевых добавок территориальными органами Роспотребнадзора: Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 26.02.06 № 35 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 2006 г., N 17. Диссертации, авторефераты диссертаций 45. Катыс, М. А. Административная ответственность за нарушение законодательства о защите прав потребителей. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / М. А. Катыс - Москва, 2008. 46. Ким, Е. В. Административно-правовое регулирование отношений в сфере потребительского рынка. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Е. В. Ким - Хабаровск, 2005. 47. Костина, К. В. Правовое регулирование организации и деятельности федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / К. В. Костина - Саратов, 2007. 48. Резина, Н. А. Государственный контроль и надзор в сфере потребительского рынка. Автореф. дис. ...канд. юрид. наук / Н. А. Резина — Омск, 2003. 49. Шматко, А.В. Административно-правовой механизм защиты прав потребителей. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А. В. Шматко - Ростов-на-Дону, 2008. 50. Чапкевич, Л. В. Административно-правовое регулирование обеспечения безопасности и качества потребительских товаров. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Л. В. Чапкевич - Москва 2005. 51. Чернова, О. А. Административно-правовая организация регулирования качества продовольственных товаров: автореф. дис. ... канд. юрид. наук/ О. А. Чернова — Хабаровск, 2002. Электронные ресурсы 46. Водовозов А. «Сага о БАДах: Биологически активные добавки», август 2009 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.popmech.ru/article/5661 -saga-o-badah/. (Дата обращения 18.11.2019). 47. О государственной регистрации продукции, проходившей оценку в Роспотребнадзоре до 1 июля 2010 года: Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.12.2010 №01/17491-0-32 [Электронный ресурс] // URL:http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=107925 (Дата обращения: 15.12.2019). 48. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 15.12.2010 №01/17491-0-32 «О государственной регистрации продукции, проходившей оценку в Роспотребнадзоре до 1 июля 2010 года» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=107925 Дата обращения 03.09.2019). 49. Об утверждении Административного регламента исполнения федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии государственной функции по организации формирования и ведения единого реестра деклараций о соответствии: Приказ Министерства промышленности и торговли РФ от 11.11.2009 № 1020 [Электронный ресурс] // URL: http://www.referent.ni/l/147200. (Дата общения 13.09.2019). 50. "Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам" (Заключено в г. Санкт-Петербурге 11.12.2009) (ред. от 21.05.2010) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96309/ (Дата обращения: 18.10.2019). (Утратило силу). 51. «О единых законах о биологически активных добавках в странах-участницах ЕС: Директива 2002/46/ЕС Европейского Парламента и Совета от 10 июня 2002 года » (DIRECTIVE 2002/46/ЕС OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 10 June 2002 on the approximation of the laws of the Member States relating to food supplements [Электронный ресурс] // URL: http://www.webapteka.ru/expert_docs/pub59/. (Дата общения 13.09.2019). 52. ООО «Здоровье Нации» оштрафовано за ненадлежащую рекламу БАД, 07.10.2010 г. [Электронный ресурс] - URL: http://moscow.fas.gov.ru/news/4656. /. (Дата обращения 18.11.2019). 53. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 17.042003 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.tehbez.ru/Docum/DocumShow_DocumID_552.html (Дата обращения 28.08.2019).
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБРАЩЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК 1.1. Понятие и особенности правового регулирования обращения биологических активных добавок Для понимания формирования регулирования рынка БАД необходимо рассмотреть историю развития нормативно-правовой базы в этой сфере. Понятие "биологически активные добавки к пище" появилось во второй половине XX века через развитие знаний о питании, о влиянии отдельных пищевых веществ на организм человека. Большинство литературных источников свидетельствуют о том, что начало активного проникновения на российский рынок импортных биологически активных добавок, а также разработка и внедрение отечественных БАД в производство относится к периоду 1990-1992 годов. Соответственно, массовое их применение потребителями началось в тот же период времени. Биологически активные добавки, появившиеся в России, первоначально вступили в действие Закона РСФСР" О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в 1991 году заложена основа правового регулирования производства и оборота биологически активных добавок. Постановлением № 4 от 24.04.1992 года «О регистрации продукции органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы России» председатель Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора - Главный государственный санитарный врач России установил перечень продукции, подлежащей регистрации Госкомсанэпиднадзором России и учреждениями госсанэпидслужбы России. Первым пунктом в него вошли продовольственное сырье, продукты питания, пищевые добавки. Необходимо отметить, что биологически активные добавки к пище тогда в отдельную группу продукции не выделялись и классифицировались как пищевые добавки. Министерством здравоохранения Российской Федерации начала проводиться работа по урегулированию вопросов производства, оборота биологически активных добавок к пище. В 1997 году впервые в российском законодательстве БАД были определены как самостоятельный продукт : Приказ Минздрава № 117 от 15 апреля 1997 года «О гигиенической сертификации биологически активных добавок к пище»16 (документ утратил силу в связи с изданием приказа Минздравсоцразвития РФ в 2009 году) впервые определил эту группу продуктов как самостоятельную в ряду остальных пищевых продуктов, закрепил понятие, цели применения БАД. Согласно документу, биологически активные добавки к пище (нутрицевтики и парафармацевтики) - это концентраты натуральных или идентичных натуральным биологически активные вещества, предназначенные для непосредственного приема или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона питания человека отдельными биологически активными веществами или их комплексами18. Нормы указанного приказа определили максимальные дозы активного вещества в препарате, закрепили право производства БАД за фармацевтическим фирмами и предприятиями пищевой промышленности. Приказ содержал нормы о необходимости гигиенической сертификации БАД Единым федеральным центром сертификации на базе Института питания РАМН (с выдачей гигиенического сертификата со сроком действия до 3 лет). Этим же документом запрещалось использование в составе БАД сильнодействующих, наркотических и ядовитых веществ, растительного сырья, не применяемого в медицинской практике и не используемого в питании. Определялись способы реализации БАД: через магазины (отделы), торгующие диетическими продуктами, и аптеки. В развитие вышеуказанного приказа постановлением Приказ Минздрава № 117 и постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 21 явились фундаментом для построения действующего нормативно-правовой базы в сфере регистрации БАД. Учитывая, что до подготовки указанного постановления проводилась гигиеническая сертификация БАД, было установлено, что биологически активные добавки к пище, ранее прошедшие в установленном порядке гигиеническую сертификацию, подлежат регистрации после истечения сроков действия гигиенических сертификатов. Организацией, осуществляющей проведение регистрации БАД, был определен Федеральный Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России, этим же документом был определен образец бланка регистрационного удостоверения. Это положение было воспринято и конкретизировано в приказе Минздрава России «О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров» , которым был введен новый порядок гигиенической оценки продукции производств, товаров, включая биологически активные добавки к пище. Однако, учитывая уже имеющийся положительный опыт проведения регистрации БАД Министерством здравоохранения Российской Федерации, принимается решение о том, что «биологически активные добавки подлежат регистрации, а документом, подтверждающим их безопасность, является регистрационное удостоверение, при этом выдача гигиенического заключения для БАД не производится». Важным этапом в развитии использования БАД в 1998 году явилось постановление Правительства Российской Федерации № 917 , которым была одобрена «Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года». Согласно этой концепции основой государственной политики являлась разработка и внедрение комплексных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в рациональном, здоровом питании с учетом их традиций, привычек, экономического положения и в соответствии с требованиями медицинской науки. В качестве неотложных мер по реализации Концепции было названо улучшение структуры питания, в том числе и за счет расширения применения и производства биологически активных добавок. «Концепцию государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года» можно рассматривать как документ, определявший позицию государства по отношению к биологически активным добавкам как к группе пищевых продуктов, то есть утверждавший их правовой статус. В этом же году был утвержден первый документ, систематизирующий требования к надзору за оборотом биологически активных добавок к пище - Методические указания МУК 2.3.2.721-98 «Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище» (далее - МУК 2.3.2.721-98), который вступил в силу с 1 января 1999 года . МУК 2.3.2.721-98 разработаны с целью обеспечения единого, научно-обоснованного подхода к оценке эффективности и безопасности биологически активных добавок к пище на этапах разработки, экспертизы, регистрации и обращения БАД. МУК 2.3.2.721-98 предназначены для государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений и иных юридических лиц, граждан предпринимателей без образования юридического лица, должностных лиц и граждан, деятельность которых осуществляется в области обращения БАД, для организаций санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, осуществляющих государственный и ведомственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также для других организаций, уполномоченных на осуществление государственного контроля за безопасностью и эффективностью БАД. Требования, изложенные в МУК 2.3.2.721-98, применяются на этапах экспертизы, регистрации БАД, при разработке и постановке их на производство, промышленном производстве, хранении, транспортировании, закупке, ввозе в страну, реализации, при разработке нормативной и технической документации, регламентирующей вопросы обращения БАД. Этим же документом был детализирован порядок регистрации для российских и импортных БАД, предъявлены требования к качеству сырья, определены среднесуточные нормы потребления дефицитных веществ, которыми следует руководствоваться производителям нутрицевтиков. Там же даны понятия: «БАД к пище», «качество БАД к пище», «безопасность БАД к пище», оговорено основное различие между БАД -парафармацевтиками и лекарственными средствами: эффект БАД достигается только за счёт стимулирования собственных сил организма в пределах физиологической нормы. Документ и в наше время имеет юридическую силу и предоставляет возможность ознакомиться с требованиями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации по экспертизе и объему предоставляемой технической документации, со структурой проводимых испытаний. Дальнейшее развитие правовых отношений при производстве и обороте БАД начинается с 1999 года после принятия Государственной Думой Российской Федерации Федеральных законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» , «О качестве и безопасности пищевых продуктов» . В последнем впервые на законодательном уровне было определено место биологически активных добавок к пище в общей структуре товаров (БАД отнесены к пищевым продуктам). В нем же содержатся нормы о государственном регулировании в области обеспечения качества и безопасности БАД как пищевых продуктов, процедура их допуска на отечественный рынок. В развитие указанных законов в декабре 2000 года Правительством Российской Федерации было принято Постановление «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов», определяющее права, разграничение функций по государственному надзору и контролю в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов между рядом органов и учреждений. В рамках реализации Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» был принят ряд подзаконных актов, регламентирующих вопросы регистрации пищевой продукции, в том числе БАД: Постановление Правительства Российской Федерации «О государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий», в приложении к которому указано, что биологически активные добавки к пище (нутрицевтики, парафармацевтики, пробиотики) подлежат государственной регистрации; Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «О Государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий парфюмерной и косметической продукции, средств и изделий для гигиены полости рта, табачных изделий»34, в приложении к которому не только указана группа продукции «БАД», но и приведена классификация БАД на основе различных источников их получения. В августе 2001 года в целях обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения, предотвращения поступления на потребительский рынок страны опасной для человека продукции был подписан Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от № 325 «О санитарно-эпидемиологической экспертизе продукции» , которым признается утратившим силу Приказ Минздрава России от 20.07.1998 года № 217 «О гигиенической оценке производства, поставки и реализации продукции и товаров» . Приказом определен порядок проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции, утвержден перечень продукции, подлежащей экспертизе, в который входят и биологически активные добавки. В приложении № 3 к Приказу указывается, что санитарно-эпидемиологическую экспертизу биологически активных добавок проводит Департамент Госсанэпиднадзора Министерства здравоохранения Российской Федерации (ныне Министерство здравоохранения и социального развития). В ноябре 2005 года руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека подписывается приказ «О санитарно-эпидемиологической экспертизе видов деятельности (работ, услуг), продукции, проектной документации» , в соответствии с которым Роспотребнадзор должен осуществлять выдачу санитарно-эпидемиологических заключений на продукцию, подлежащую санитарно-эпидемиологической экспертизе (в том числе и на БАД). Приказ также устанавливает требования к организации, проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок продукции. В 2004 году Приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 11 утверждается положение о Комиссии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по государственной регистрации и лицензированию. Комиссия рассматривает спорные вопросы на этапе принятия решения о предоставлении или отказе в предоставлении, приостановлении, аннулировании свидетельства о государственной регистрации продукции, в том числе и биологически активных добавок. В начале 2006 года руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека подписываются Приказы «О государственной регистрации биологически активных добавок к пище», «О государственной регистрации пищевых добавок территориальными органами Роспотребнадзора» . В указанных документах устанавливается, "что на территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека возлагается оформление свидетельств о государственной регистрации биологически активных добавок к пище. В тоже время, на Федеральные государственные учреждения здравоохранения - центры гигиены и эпидемиологии возлагается обеспечение проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы БАД в целях их государственной регистрации. Следует указать, что к документам по сопровождению реализации БАД относится регистрационное свидетельство. Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 19.10.2007 года № 657 утвержден административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по исполнению государственной функции по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации. Данный регламент определяет последовательность процедуры по получению регистрационного свидетельства. В апреле 2003 года было утверждено Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанГТиН 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)» (далее - СанПиН 2.3.2.1290-03). СанПиН 2.3.2.1290-03 содержат нормы, устанавливающие требования, обязательные для исполнения при разработке, производстве БАД, их ввозе, хранении, транспортировке и реализации на территории Российской Федерации. Данные правила разработаны с целью обеспечения безопасности и пищевой ценности БАД, определяют санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, планировке, санитарно-техническому состоянию организаций, занимающихся производством, ввозом, оборотом биологически активных добавок, а также к условиям труда при их производстве . В 2006 году вступила в силу новая редакция Федерального закона «О рекламе», регулирующая распространение рекламы БАД, вводящая ряд ограничений для рекламодателей биологически активных добавок. Закон установил нормативные требования, касающиеся непосредственного использования информации рекламодателями относительно оборота БАД на потребительском рынке с целью доведения их до сведения граждан непосредственно в момент рекламирования такой продукции. С развитием рынка биологически активных добавок требовалось усиливать государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих их обращение. В силу этого в 2007 году Главный государственный санитарный врач подписал Постановление «Об усилении надзора за производством и оборотом БАД» , в котором были перечислены нарушения, выявленные при проведении государственного надзора в процессе производства, реализации БАД, а также указаны меры по снижению нарушений законодательства в данной сфере. В июле 2009 года Министерством юстиции Российской Федерации было зарегистрировано Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «О надзоре за биологически активными добавками к пище (БАД)» . В нем определяются нарушения, выявленные при проведении государственного надзора при обращении БАД, анализируются принятые меры к нарушителям законодательства в данной области, указываются пути устранения подобных нарушений. В этом же документе определены Приоритетные задачи Роспотребнадзора по данному направлению, которые заключаются: - в усилении государственного надзора за производством и оборотом БАД, соответствие содержания информации о продукте установленным требованиям; - в обеспечении взаимодействия с органами прокуратуры и внутренних дел по вопросам незаконного оборота БАД; - в проведении совместно с правоохранительными органами мероприятий по контролю и надзору в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию БАД; - в активизации проведения в средствах массовой информации разъяснительной работы по вопросам реализации БАД. 28 декабря 2009 года был принят Федеральный закон №381-Ф3 , определяющий основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации. В статье 2 закона в понятие «продовольственные товары» включены и биологически активные добавки: «продовольственные товары - продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые добавки и биологически активные добавки». Таким образом, государство еще раз определило свою позицию относительно статуса биологически активных добавок. Необходимо отметить, что с течением времени изменялось законодательство, регулирующее вопросы обращения биологически активных добавок, в частности, нормы по их регистрации. Решением Комиссии Таможенного Союза от 18 июня 2010 года № 299 были утверждены: Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза (в перечень включены биологически активные добавки); Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю); Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Таможенного Союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного Союза и на таможенной территории Таможенного Союза. Данные документы предусматривают необходимость государственной регистрации биологически активных добавок, впервые изготавливаемых на территории Таможенного Союза или впервые ввозимых на его территорию. В соответствии с новыми правилами Таможенного Союза свидетельства о государственной регистрации стали выдаваться в любом территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека не зависимо от места таможенного оформления продукции (товара) и места производства продукции. Действие таких свидетельств о государственной регистрации распространяется на всей территории Таможенного Союза. С 14 февраля 2010 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» предусмотрена процедура обязательного декларирования соответствия— подтверждение качества биологически активных добавок непосредственно производителем. Это положение вступило в силу с 14 февраля 2010 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» . Соответственно, свидетельство о регистрации — СЭЗ (санитарно-эпидемиологическое заключение) заменил документ «декларация о соответствии». Данное Постановление было принято в целях реализации положений пункта 3 статьи 46 Федерального закона «О техническом регулировании» в целях снижения административных барьеров в сфере предпринимательства, упрощения процедуры обязательного подтверждения соответствия продукции. Отметим, что Постановление № 982 является временной мерой, которая действует до вступления в силу соответствующих технических регламентов. То есть, по мере появления новых технических регламентов, предъявляющих обязательные требования к определенным в них группам продукции, соответствующие позиции исключаются из Единых перечней, а оценка (подтверждение) соответствия такой продукции проводится по новым правилам, установленным техническими регламентами. Следует отметить, что раздел 9300 указанного Постановления включает в себя помимо прочего наименование «биологически активные добавки растительного и животного происхождения». Именно поэтому подтверждение соответствия БАД требованиям по качеству и безопасности, установленным для данного товара действующими стандартами, существующим нормативам, осуществляется в форме принятия декларации о соответствии. Статья 24 Федерального закона РФ «О техническом регулировании» определяет необходимость декларирования соответствия продукции требованиям технических регламентов. Процедуры декларирования соответствия продукции, регистрации деклараций о соответствии утверждены: Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 1999 года № 766 «Об утверждении перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации»; Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации № 1020 от 11 ноября 2009 года ; Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2008 года № 1028 от 25 декабря 2008 года . 16 февраля 2010 года руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека было подписано письмо от 16 февраля 2010 года № 01/2113-0-23 «О биологически активных добавках к пище, подлежащих обязательному подтверждению соответствия». Из вышеизложенного можно сделать вывод относительно правовой регламентации оборота биологически активных добавок: согласно российскому законодательству биологически активные добавки не относятся к лекарственным средствам, а представляют собой часть нашего рациона, имеют статус пищевых продуктов. Данные положения отражаются и в законодательстве стран Европейского союза. Определение их качества, безопасности, порядок реализации БАД схожи с другими продовольственными товарами. С целью определения положительных и отрицательных сторон механизма правового регулирования биологически активных добавок в России, необходимо проанализировать законодательный опыт других стран, где давно сформирована культура потребления данных видов продуктов (Австрии, Бельгии, Греции, Нидерландов, Германии, Японии, Соединенных Штатах Америки, Англии). В странах Евросоюза оборот БАД регламентируется Директивой 2002/46/ЕС Европейского Парламента и Совета от 10 июня 2002 года «О единых законах о биологически активных добавках в странах-участницах ЕС» (далее - Директива). В настоящее время Директива действует на всей территории ЕС, соответственно страны-участницы должны обеспечить распространение на своих рынках только таких биологически активных добавок, которые соответствуют всем изложенным в указанном документе требованиям. Документ направлен на гармонизацию правовых норм Государств-Членов ЕС в отношении биологических добавок к пище. Статья 1 Директивы гласит, что она применяется по отношению к биологически активным добавкам, распространяемым на рынке в качестве продовольственных товаров. Такие продукты предлагаются конечному потребителю только в упакованном виде. Также подчеркивается, что Директива не применяется по отношению к лекарственным средствам и медикаментам, подпадающим под действие Директивы Парламента и Совета ЕС 2001/83/ЕС «О принятии свода законов Европейского сообщества о лекарственных средствах и медикаментах, используемых человеком»56. Таким образом, в России, как и в странах ЕС, биологически активные добавки имеют одинаковый статус — «продовольственные товары». Директива 2002/46/ЕС определяет правила безопасности в отношении биологически активных добавок для стран-участниц Европейского Союза, требования к их реализации и маркировке, согласно которым потребители должны получать подробную информацию о БАД (включая рекомендации по дозировке, предупреждения о возможном риске для здоровья в случае передозировки, напоминание о том, что БАД не должны использоваться в качестве замены разнообразного рациона питания).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Право и юриспруденция, 95 страниц
2850 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 72 страницы
1050 руб.
Диссертация, Право и юриспруденция, 71 страница
1050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg