Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Методика подготовки курсантов с разными типами энергообеспечения, занимающихся рукопашным боем

irina_k200 1850 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 74 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.07.2020
Объект исследования Процесс обучения курсантов 19-22 лет рукопашному бою. Предмет исследования Методика подготовки курсантов с разными типами энергообеспечения, занимающихся рукопашным боем. Цель работы Повышение уровня функциональной подготовленности курсантов 19-22 лет с разными типами энергообеспечения, занимающихся рукопашным боем. Рабочая гипотеза Предполагалось, что методика тренировки, основанная на определении типа энергообеспечения мышечной работы, повысит уровень функциональной подготовленности курсантов, занимающихся рукопашным боем. Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи: 1. Выявить уровень функциональной подготовленности курсантов 19-22 лет, занимающихся рукопашным боем. 2. Разработать методику подготовки курсантов, занимающихся рукопашным боем, в зависимости от их типа энергообеспечения. 3. Экспериментально обосновать эффективность разработанной методики. Научная новизна исследования состоит в обосновании эффективности построения методики тренировки курсантов 19-22 лет, занимающихся рукопашным боем, с учетом их типа энергообеспечения мышечной работы. Теоретическая значимость работы заключается в том, что обоснована возможность использования методики тренировки, учитывающей тип энергообеспечения мышечной работы, в ходе обучения курсантов, занимающихся рукопашным боем, что вносит вклад в теорию и методику тренировочного процесса. Практическая значимость исследования состоит в разработке, обосновании и экспериментальной проверке методики тренировки, учитывающей тип энергообеспечения мышечной работы, в ходе обучения курсантов, занимающихся рукопашным боем. Результаты могут быть использованы специалистами при построении тренировочных занятий в рукопашном бое в данной возрастной категории.
Введение

Актуальность исследования. Рукопашный бой представляет собой самостоятельный вид спорта, который включает преимущественно сложно - координированные упражнения из разных видов единоборств, прежде всего из каратэ-до, бокса и борьбы. Действия бойцов направлены на преодоление сопротивления партнера. Именно эта особенность делает рукопашный бой ценным прикладным видом спорта, который создает широкие возможности разностороннего воспитания личности, положительно влияет на развитие таких физических качеств, как быстрота в практических действиях, ловкость, сила, выносливость, воспитывает смелость, решительность, уверенность в своих силах, инициативу и находчивость. Рукопашный бой как вид спорта стал активно развиваться с начала 90-х годов XX века. Повсеместно расширяется сеть спортивных секций и отделений в детско-юношеских спортивных школах, наметилась тенденция к открытию самостоятельных детско-юношеских спортивных школ по рукопашному бою, планомерно осуществляется работа по организации учебно-тренировочного процесса и соревнований среди различных возрастных групп. Разрабатываются пособия по совершенствованию методики обучения техники в рукопашном бое. Стали проводиться исследования, направленные на улучшение учебно-тренировочного процесса в рукопашном бое, совершенствуется программное обеспечение. Это свидетельствует о значимости проблемы научного и методического обеспечения подготовки спортсменов по рукопашному бою, и ее решение требует дальнейшего изучения. Одним из критериев современного отечественного физического воспитания и спортивной тренировки должны стать интересы каждого конкретного спортсмена. В сегодняшних условиях повышения эффективности спортивной подготовки актуальным становится вопрос изменения подготовки спортсменов, при этом приоритетными задачами являются повышение результативности выступлений и сохранение здоровья. Одно из важнейших направлений решения данной проблемы ориентировано на учет индивидуальных функциональных и резервных возможностей организма. Одним из оснований для индивидуализации тренировочного процесса является тип энергообеспечения мышечной деятельности, характерный для конкретного спортсмена – аэробный, анаэробный или смешанный тип. В настоящее время разработаны и проверены на практике доступные способы определения типа энергообеспечения, позволяющие учитывать особенности занимающихся при формировании тренировочных программ в различных видах спорта. Накопленный опыт позволяет говорить об эффективности такого подхода. Однако анализ литературы показал, что среди интересующей нас категории занимающихся рукопашным боем – курсантов военного училища 19-22 лет – таких работ недостаточно. Всё это указывает на актуальность темы исследования, посвященного изучению особенностей построения тренировочного процесса у курсантов 19-22 лет, занимающихся рукопашным боем, с учетом типа их энергообеспечения.
Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3 Глава 1. Теоретические основы подготовки спортсменов, занимающихся рукопашным боем, с учетом их типа энергообеспечения 1.1. Краткая история рукопашного боя…………………………………...……...6 1.2. Место рукопашного боя в подготовке военнослужащих………………….11 1.3. Планирование и организация подготовки спортсмена рукопашного боя в учебно-тренировочном процессе……………………………………………….13 1.4. Пути повышения эффективности подготовки спортсменов рукопашного боя………………………………………………………………………………...18 1.5. Биоэнергетика мышечной деятельности…………………………………..19 1.6.Функциональная подготовка и ее оценка с помощью методики С.А. Душанина………………………………………………………………………...28 Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 2.1. Задачи исследования……………………………………………….…….….38 2.2. Методы исследования……………………………………………….…..…..38 2.3. Организация исследования……………………………………………..…..48 Глава 3. Влияние методики подготовки с учетом типа энергообеспечения на уровень функциональной подготовленности курсантов, занимающихся рукопашным боем 3.1. Анализ результатов оценки функциональной подготовленности курсантов, занимающихся рукопашным боем……...………………………….50 3.2. Результаты педагогического эксперимента………………………………..56 Выводы…………………………………………………………………………...62 Список литературы……………………………………………………………....64
Список литературы

1. Абиев, Р.Д. Основные закономерности построения годичного цикла подготовки в ушу-саньда (саныноу) на этапах спортивного совершенствования / Р.Д. Абиев, М.Н. Рабаданов // Теория и практика физической культуры: тренер: журнал в журнале. 2008. - № 7. - С. 47-48. 2. Альжанов, Х.Х. Проблемы формирования технико-тактического арсенала в группах начальной подготовки по рукопашному бою / Х.Х. Альжанов // Физкультурное образование Сибири. - 2011. - № 2. - С. 48-50. 3. Анищенко, Е.В. Комплексное использование тренажерных устройств в и полосы препятствий в овладении приемами рукопашного боя / Е.В. Анищенко // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 12. - С. 80 4. Астахов, С.А. Технология планирования тренировочных этапов скоростно-силовой направленности в системе годичной подготовки высококвалифицированных единоборцев (на примере рукопашного боя): автореф. дис... канд. пед. Наук / С.А. Астахов. - М., 2003. - 25 с. 5. Астраханцева, И.В. Теоретические и практические аспекты индивидуализации воздушно-десантной подготовки курсантов инженерного профиля / И.В. Астраханцева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2018. – Т. 13. - № 5. – С. 198-205. 6. Афонин, М.А. Влияние содержания программы физической подготовки на подготовленность спортсменов по рукопашному бою / М.А. Афонин // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 3. - С. 11. 7. Афонин, М.А. Поэтапное формирование двигательных навыков рукопашного боя у юных спортсменов / М.А. Афонин // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 1. - С. 38. 8. Афонин, М.А. Развитие силовых способностей и совершенствование техники ударов у юных спортсменов, занимающихся рукопашным боем / М.А. Афонин // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 3. - С. 66. 9. Ашихин, А.В. Рукопашный бой в системе подготовки сотрудников спецподразделений силовых структур / Наука 2020. - 2018. – № 3 (19). – С. 22-25. 10. Ашкинази, С.М. Анализ эффективности различных тактических вариантов ведения рукопашного боя / С.М. Ашкинази // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3. - С. 10-12. 11. Ашкинази, С.М. Вопросы теории и методики рукопашного боя в Вооруженных силах Российской Федерации / С.М. Ашкинзи. — СПб.: ВИФК, 2001.-241 с. 12. Ашкинази, С.М. Педагогические условия, правила и факторы эффективного обучения рукопашному бою / С.М. Ашкинази // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 9. - С. 14-18. 13. Бакулев, С.Е. Структура физической подготовленности юных тхэквондистов / С.Е. Бакулев, А.М. Симаков, Д.А. Момот // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 2 (36). - С. 19-21. 14. Баландин, В.И. Функциональная готовность спортсменов и методы ее оценки: методические рекомендации / В.И. Баландин. - Л., 1991. — 26 с. 15. Бальсевич, B.K. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В.К. Бальсевич. - М.: НИЦ «Теория и практика в физической культуры и спорта». - 2006. - 112 с. 16. Бардамов, Г.Б. Управление индивидуализацией подготовки спортсменов-борцов вольного стиля / Г.Б. Бардамов // Теория и практика физической культуры: тренер: журнал в журнале. - 2008. - № 3. - С. 52-54. 17. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений / Н.А. Бернштейн. - М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2008. - 687 с. 18. Бирюков, C.B. О Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации на 2009-2015 годы / С.В. Бирюков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 2. - С. 2-4. 19. Боевые искусства и спортивные единоборства: наука, практика, воспитание: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 16-17 июня 2016 г. / РГУФКСМиТ; сост. В. В. Шиян, А. А. Передельский, В. А. Дамдинцурунов. - М., 2016. - 231 с. 20. Бойко, Р.В. Спортивно-патриотическое воспитание подростков в условиях детско-юношеских спортивных школ / Р.В. Бойко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2008. - № 3. — С. 38-39. 21. Болотин, А.Э. Показатели военно-профессиональной направленности кадетов образовательных учреждений пограничных органов ФСБ России, занимающихся полиатлоном / А.Э. Болотин, В.В. Бакаев, В.В. Челядинов // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. – 2016. -Вып.3 - С. 15-22. 22. Борисов, А.А. "Рукопашный бой" как универсальное средство развития психофизических способностей военнослужащих / А.А. Борисов // Вонный инженер. – 2019. - №3. – С. 46-55. 23. Борисов, К.А. Практика рукопашного боя / К.А. Борисов. - М.: Рипол-Классик, 2003. - 192 с. 24. Бурцев, Г.А. Рукопашный бой / Г.А. Бурцев. - М.: Воениздат, 1994. – 208 с. 25. Бушин, И.А. Формирование техники приемов борьбы в спортивном рукопашном бое на этапе начальной подготовки бойцов: дис. . канд. пед. наук / И.А. Бушин. - Краснодар, 2005. - 193 с. 26. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с. 27. Войтов, В.В. О технологии краткосрочного обучения основам самообороны / В.В. Войтов // Теория и практика физ. культуры: тренер: журнал в журнале. 2008. - № 9. - С. 52-54. 28. Волков, JI.B. Теория и методика детского и юношеского спорта / Л.В. Волков. - Киев: Олимпийская литература, 2007. - 294 с. 29. Гаврилова, И.С. Язык спорта, как средство здорового образа общества / И.С. Гаврилова // Наука 2020. - 2018. – № 6 (22). – С. 127-130. 30. Ганченко, И.О. Основные приемы борьбы стоя, применяемые в физической подготовке сотрудников органов внутренних дел / И.О. Ганченко, А.Б. Медников. - Краснодар: КЮИ, 2003. - 193 с. 31. Гибадуллин, И.Г. Индивидуализация тренировочного процесса биатлонистов на основе биоэнергетических типов [Электронный ресурс] / И.Г. Гибадуллин, А.Ю. Миронов, С.Н. Зверева // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2010. - № 1(14). - Режим доступа : http://www.kamgifk.ra/inagazin/journal.htm. 32. Гизатуллина, Ч.А. Функциональная подготовка легкоатлетов с разными типами кровообращения и биоэнергетики : автореф. ... канд. пед. наук / Ч.А. Гизатуллина. - Набережные Челны, 2013. - 22 с. 33. Глазистов, A.B. Повышение эффективности базовой технико-тактической подготовки юных бойцов 10-13 лет по спортивному рукопашному бою: дис... канд. пед. наук. Набережные челны, 2008. - 178 с. 34. Гранкин, Н.А. Показатели функционального состояния и резервных возможностей организма курсантов / Н.А. Гранкин, З.М. Кузнецова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2017. - Т. 12. - № 3. – С. 37-40. 35. Душанин С.А. Система многофакторной экспресс-диагностики функциональной подготовленности спортсменов при текущем и оперативном врачебно-педагогическом контроле / С.А. Душанин. - Москва, ФиС, 1986. - 24 с. 36. Завгородний, В.Н. Общая и специальная физическая подготовка в процессе занятий самозащитой на основе рукопашного боя: учебно-методическое пособие / В.Н. Завгородний. – КубГУФК, Краснодар, 2004. - 106с. 37. Захаров, E.H. Рукопашный бой / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов. - М.: Культура и традиции, 1994. - 240 с. 38. Иванов, П.Н. Рукопашный бой / П.Н. Иванов. - М.: ACT; Мн.: Харвест, 2005. - 96 с. 39. Иванов-Катанский, С.А. Спортивный рукопашный бой. Техника совершенствования / С.А. Иванов-Катанский, Т.Р. Касьянов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. - 368 с. 40. Карданова, Е.В. Повышение результативности соревновательной деятельности спортсменов, занимающихся армейским рукопашным боем / Е.В. Карданова // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 3. - С. 5. 41. Карленко, В.П. Использование компьютерной технологи "D&K TEST" в практике подготовки квалифицированных спортсменов / В.П. Карленко, Н.В. Карленко // Физическая культура и спорт в условиях современных социально-экономических преобразований в России: материалы юбилейной науч.-практ. конф., посвященной 70-летию ВНИИФК / Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта. - М„ 2003. - С. 134-136. 42. Карпов, А.В. Важность обучения рукопашному бою курсантов Академии МВД / А.В. Карпов, С.Г. Амелин, В.В. Дубинецкий // Наука, образование и культура. – 2017. - № 2. – С. 5-6. 43. Китаев, П.А. Перспективы индивидуализации спортивной подготовки курсантов военных вузов, занимающихся военно-спортивным многоборьем, с использованием метода экспресс-диагностики D&K-TEST / П.А. Китаев // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2018. - Т. 13. - №. 2. - С. 32-40. 44. Кожевников, B.C. Дифференцированное планирование основных средств тренировки футболистов 15-16 лет в подготовительном периоде на основе учета их биоэнергетических типов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / B.C. Кожевников. - Набережные Челны, 2010. - 23 с. 45. Козак, В.В. Рукопашный бой / В.В. Козак, С.М. Ашкинази. - Тула: Полиграфинформ-экспресс, 1992. - 40 с. 46. Кугаевский, С. А. Индивидуализация как одно из направлений оптимизации тренировочного процесса хоккеистов 14-16 лет / С.А. Кугаевский // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2012. - № 1.- С. 72-75. 47. Кузнецов, А.С. Технико-тактический анализ соревновательной деятельности юношей 12-14 лет в поединках по спортивному рукопашному бою / А.С. Кузнецов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 2. - С. 46-48. 48. Куликов А.С. Древо боевых искусств: История единоборств в Европе / А.С. Куликов // Спортивная жизнь России. - 2002. - № 11. - С. 31-33. 49. Лигута, В.Ф. Физическое здоровье курсантов первого года обучения вуза МВД России / В.Ф. Лигута // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. - №5. – С. 15-18. 50. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - М.:Советский спорт, 2010.- 340 с. 51. Никитюк, М.В. Теоретическое обоснование методики подготовки борцов греко-римского стиля с учетом их биоэнергетического профиля / М.В. Никитюк // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2014. - №4(33). - С. 97-100. 52. Общероссийская общественная организация «Федерация рукопашного боя»: официальный сайт. Режим доступа: http://www.ofrb.ru/about. 53. Панков, В.А. Специальная физическая подготовка в видах спортивных единоборств / В.А. Панков, А.О. Акопян // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 4. - С. 50-53. 54. Пардаев, Д.У. Анализ соревновательной деятельности спортсменов - представителей рукопашного боя / Д.У. Пардаев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4. - С. 75-78. 55. Пирожков, О.В. Сравнительная характеристика приспособительных реакций организма к специфике профессиональной деятельности в разных видах боевых и спортивных единоборств: автореф. дис. ... д-ра биол. Наук / О.В. Пирожков. - Краснодар, 2001. - 51 с. 56. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. — М.: Советский спорт, 2005. - 820 с. 57. Понкратов, А.В. Модельные показатели технической подготовленности бойцов рукопашного боя высокой квалификации / А.В. Понкратов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 2. - С. 11 58. Сахаревич, И. И. Модифицированная методика базовой подготовки спортсменов в рукопашном бое / И.И. Сахаревич // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 9. - С. 49. 59. Сущенко, В.П. Организационно-педагогические основы подготовки студентов к выполнению норм и требований физкультурно-спортивного комплекса (ГТО): учеб. пособие / В.П. Сущенко, В.А. Щеголев, В.В. Бакаев, А.Э. Болотин, В.С. Васильева. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - 138 с. 60. Физическая культура (Физическая подготовка): учебник / А.Ю. Чихачев [и др.]. - СПб. Изд-во Политехн. Ун-та, 2016. - 368 с. 61. Частихин, А.А. Влияние рукопашного боя на поведение военнослужащего в бою / А.А. Частихин, О.Э. Шебештин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2017. – Т. 12. - № 3. – С. 39-42. 62. Эрайзер, С. Л. Функциональное состояние бойцов-рукопашников в подготовительном периоде годичного цикла / ВНИИФК // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 1. - С. 53-57.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ РУКОПАШНЫМ БОЕМ, С УЧЕТОМ ИХ ТИПА ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ 1.1. Краткая история развития рукопашного боя Современный рукопашный бой как вид спорта представляет собой спортивное единоборство, определенное соответствующими правилами соревнований. Рукопашный бой является одним из самых сложных видов спортивных единоборств, так как включает в себя технический арсенал практически всех видов единоборств, в которых разрешается применять контролируемые удары, броски, удержания, болевые и удушающие приемы в зависимости от конкретной динамической ситуации поединка [1,6]. Наличие ударов ногами и руками в сочетании с приёмами борьбы значительно расширяет количество средств, используемых для достижения победы в поединке, обогащает технику нападения и, как следствие, обусловливает сложность этого вида единоборств [2,8]. Арсенал технического мастерства спортсмена является «оружием», которое он использует, руководствуясь соображениями тактики, следовательно, техника выполнения приемов должна быть освоена им в совершенстве, чтобы свободно и уверенно владеть ею в поединке. Рукопашный бой как средство защиты и нападения известен с зарождения человеческого общества. Элементы борьбы, рукопашного боя зарождались во время охоты, в непрерывных междоусобных войнах. Во все эпохи жизнь воина зависела от искусства владения оружием. И с древнейших времен во многих странах разрабатывались системы военного искусства - владение мечом, копьем, стрельба из лука, бой пешего с конным, безоружного с вооруженным. Во все периоды истории простолюдинам запрещалось иметь и носить оружие [38]. Чтобы противостоять вооруженному нападению, во многих странах стали формироваться школы борьбы против вооруженного нападения. У славянских народов с древних времен существовала система подготовки воинов, имевшая существенное отличие от системы восточных единоборств. Так, на протяжении многих веков, был на Руси обычай «стеношного боя». В непрерывных войнах исход битвы часто решали ополченцы-ремесленники, крестьяне, которые к битвам готовились между делом. Была разработана система подготовки воина с юных лет, умение долгие годы поддерживать боевую форму, сражаться плечом к плечу, традиция «стеношного» боя. На Руси существовало несколько школ рукопашного боя. Среди наиболее известных - псковский «скобарь», тверская «буза», запорожский «спас», владимирский «кружал». Эти школы были основаны на обрядовых плясках-боях. Обрядовые поединки проходили под музыку, где сам танец являлся подготовкой к кулачному бою, под ритм музыки танцующих полностью отключался от окружающего его мира, расслаблялся, готовился к схватке. Полнейшее расслабление давало возможность бойцу мгновенно реагировать на любые, самые неожиданные действия противника, наносить молниеносные удары [8]. В 1647 году вы¬шел в свет первый русский воинский устав «Учение и хитрость ратно¬го строения пехотных людей», где описывались приёмы рукопашного боя и владения холодным оружием. У A.B. Суворова обучение руко¬пашному бою было неотъемлемой частью строевой и тактической подготовки, и его знаменитое выражение «Бьют не числом, а умень¬ем», легло в основу «Науки побеждать». В начале ХХ века прапорщик российской армии В. Спиридонов создал свою систему рукопашного боя, где ловкость и отточенная техника выполнения приемов давали преимущество. Удары не исключались, но сам поединок строился от обороны. Основа этой системы - полная расслабленность. Ведь расслабленная мышца реагирует на любое действие значительно быстрее напряженной. Такая техника не требовала большой физической силы и специальных подготовительных упражнений. Уходя от удара скручиванием корпуса, уклонами, отбивами, защищающийся заставлял нападающего промахиваться, проваливаться, терять равновесие, терять силы, нервничать и, в конце концов, ошибаться. Родилась школа русского рукопашного боя, которая с успехом внедрялась в войсках [8]. После 1917 года многие специалисты - рукопашники оказались за границей, где не долго оставались без дела, - через некоторое время эта система была взята на вооружение войсками многих государств. Более семидесяти лет процветает и совершенствуется у американских десантников особый вид борьбы, в основу которого был положен русский рукопашный бой. Сам В. Спиридонов остался в Москве, где занимался обучением рукопашному бою красноармейцев. Продолжая совершенствовать свою систему, он включил в нее удары ногами. В советский период немалым со¬бытием в развитии рукопашного боя было введение в действие в 1924 году руководства «Физическая подготовка РККА и допризывной мо¬лодёжи». Оно состояло из девяти книг или самостоятельных руко¬водств. Восьмая книга - «Способы защиты и нападения без оружия (борьба, бокс, джиу-джитсу)» была посвящена рукопашному бою и включала в себя приёмы нападения и самозащиты, а также приёмы обезоруживания противника. Данное руководство не получило широ¬кого применения в Красной Армии, а практиковалось в обществе «Динамо» для подготовки чекистов и милиционеров [52]. В. Ощепков и А. Харлампиев, создавшие самбо, ставший столь популярным в нашей стране, в основном ориентировались на технику восточных единоборств. Были разработаны болевые приемы на ноги, несколько изменена одежда, введены броски с зацепами и обвивами ног. Самбо начала 30-х годов отличалось от самбо нынешнего тем, что в него кроме бросков входили удары руками и ногами, болевые и удушающие приёмы. До 1938 года в соревнованиях по самбо участвовали только со-трудники милиции и ВЧК. 16 ноября 1938 года Комитет по делам физкультуры и спорта издал приказ № 633, в котором говорилось: «Борьба вольного стиля (самбо) в СССР представляет собой чрезвычайно ценный по своему многооб¬разию техники и оборонному значению вид спорта. Принимая это во внимание, включить в ГТО II ступени как одну из зачётных норм». Эта дата считается днем рождения самбо. Но традиции русского рукопашного боя еще сохранились в народе. Во время Великой Отечественной войны наши солдаты в рукопашном бою могли успешно сражаться с несколькими нападающими одновременно [51]. В последние годы рукопашный бой получил широкое распространение в виде спортивных единоборств. Образованы национальные и международные федерации дзю-до, тхэквондо, кик-боксинга, самбо, каратэ. Проводятся соревнования континентов и мира. Усилился интерес к рукопашному бою: им сейчас занимаются миллионы людей в армии [43,50]. Возникает необходимость создания универсального прикладно¬го вида подготовки, сочетающего в себе приемы борьбы, бокса, каратэ и других видов единоборств, который, с одной стороны, позволял бы в кратчайший срок подготовить сотрудника, с другой - учил защищать¬ся от противника, владеющего одним из любых видов единоборств. В результате обобщения-специалистами теоретического и прак¬тического опыта был создан новый прикладной вид спорта - руко¬пашный бой; включающий в себя наиболее эффективные приемы из- различных видов единоборств, таких как самбо, дзюдо, бокс, каратэ [20,38]. В целом, анализ развития рукопашного боя показывает, что зарождение этого вида физических упражнений как средства боевого единоборства происходит с глубокой древности и продолжается в настоящее время как неотъемлемая часть профессионально-прикладной физической подготовки военнослужащих Вооруженных сил и сотрудников правоохранительных органов России [9,52]. Качественно новое развитие как отечественный вид спорта рукопашный бой получил с 1996 года. В мае этого года по инициативе ФСБ РФ Правительством Москвы зарегистрировано некоммерческое партнерство «Национальная федерация рукопашного боя», которая встала у истоков развития спортивного рукопашного боя в России. С мая 2000 года ее правопреемником стала «Общероссийская общест¬венная организация «Федерация рукопашного боя» (ОФРБ), зарегист¬рированная в Министерстве Юстиции РФ. В настоящее время рукопашный бой, как вид спорта, входит в Единую Всероссийскую спортивную классификацию с правом при¬своения спортивных разрядов и званий до заслуженного мастера спорта России включительно. Ежегодно проводятся Чемпионат и Кубок России среди мужчин и женщин, первенство России среди юниоров и юношей, Всероссий¬ские и международные турниры, а также ведомственные соревнова¬ния [43]. Не остаются без внимания исследователей и такие существен¬ные проблемные вопросы, как военно-патриотическое воспитание де¬тей и подростков, спортивно-патриотическое воспитание в условиях детско- юношеских спортивных школ [18], повышение двигательной активности на основе новых инновационных подходов в организации спортивной подготовки среди учащихся школ [13]. В современных социально - политических и экономических ус¬ловиях развития страны еще большее значение для здорового образа жизни и патриотического воспитания молодого поколения имеет раз¬витие сети детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ) и секций, в которых молодые люди могли бы заниматься различными видами спорта, в том числе и рукопашным боем. 1.2. Место рукопашного боя в подготовке военнослужащих Согласно положениям Наставления по физической подготовке 2009 года (НФП-2009) в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ) занятия по рукопашному бою направлены на формирование навыков, необходимых для уничтожения, выведения из строя или пленения противника, самозащиты от его нападения, а также на воспитание смелости, решительности и уверенности в собственных силах [24,39]. Таким образом, раздел физической подготовки «Рукопашный бой» призван решить две основные задачи: сформировать у военнослужащих навыки ведения рукопашного боя и сформировать психологическую готовность действовать в экстремальных ситуациях. Опыт современных локальных конфликтов показал то, что навыки ведения рукопашной схватки являются для военнослужащих чрезвычайно важными. Ряд военных специалистов США отмечают, что боевые действия в современных условиях имеют ряд особенностей, которые увеличивают вероятность возникновения ближнего боя и рукопашного, в частности. Это наличие у противника широкой сети подземных оборонительных сооружений, захватить которые невозможно без средств ближнего боя. А также широкое применение им десантных, диверсионно-разведывательных, партизанских методов боевых действий, их преимущественное проведение ночью и в условиях ограниченной видимости и др. [2,13,49]. В связи с совершенствованием поражающих характеристик огнестрельного наступательного оружия, вопросы, связанные с прикладной направленностью рукопашного боя, сместились в сторону психофизической составляющей. Именно укрепление психологических, а также формирование специальных физических качеств, необходимых военнослужащим для выполнения боевых и специальных задач следует ставить во главу угла на занятиях по боевой подготовке [5,17,61]. Большинство исследователей проблем преподавания рукопашного боя также отмечают, что данный раздел физической подготовки в ВС РФ является незаменимым средством формирования психологической готовности к стрессовым ситуациям как при ведении боевых действий, так и повседневной деятельности военнослужащих [4,16,32]. Для современного боя характерными являются действия в условиях больших физических, эмоциональных нагрузок и нервно-психологических напряжений при непосредственном контакте с противником, что приводит к возрастанию масштабности - пространственного размаха, скорости и динамичности изменения обстановки в острейшей борьбе за выигрыш времени в условиях возникновения различных внезапных сложных ситуаций. Практика показала, что даже если в повседневной службе личный состав не использует полученные навыки рукопашного боя, знание их - неоценимая психологическая поддержка при выполнении различных служебных задач в условиях значительного физического и психологического напряжения. Таким образом, рукопашный бой и сегодня не утратил своей актуальности [2,27]. Процесс изучения рукопашного боя как учебной дисциплины и практика участия в соревнованиях по контактным единоборствам (армейский рукопашный бой, бокс, кикбоксинг, кудо, муай-тай, боевое самбо и т.п.) позволяет прививать военнослужащим навыки умения решать многочисленные ситуационные задачи в экстремальных условиях. Также рукопашный бой - это лучшее средство тренировки сенсомоторной реакции, и, как известно, в условиях боевой обстановки - порой даже секунды определяют победителя [17,58]. В ВС РФ в содержание основной части занятий включаются: 1 - комплекс приемов рукопашного боя (начальный) (РБ-Н), 2 - комплекс приемов рукопашного боя (общий) (РБ-1), 3 - комплекс приемов рукопашного боя (специальный) (РБ-2), 4 - комплекс приемов рукопашного боя (специальный) (РБ-3). Личный состав подразделений и воинских частей Воздушно-десантных войск, морской пехоты, разведывательных подразделений и подразделений специального назначения наряду с приемами РБ-2 и РБ-3 дополнительно изучают приемы рукопашного боя по специальным программам [35,51]. Таким образом, в настоящее время в ВС РФ обучение приемам рукопашному бою в основном сводится, к отработке комплексов РБ-1, РБ-2, РБ-3 которое проводятся согласно требованиям НФП-2009. Однако, предлагаемый набор приемов сложен для изучения и оторван от реального выполнения (в боевой ситуации) и, следовательно, не имеет практической направленности. В частях специального назначения, где от уровня владения навыками ведения рукопашного боя зависит успех выполнения боевых задач, изучения рукопашного боя является одним из важнейших разделов физической подготовки военнослужащих, однако и здесь изучения рукопашного боя сводится к изучению перечисленных выше комплексов [1,13,43,57]. В плане технической подготовленности современный рукопашный бой требует от военнослужащего максимальной экономичности и эффективности, быстроты и ловкости и главное своевременности выполнения двигательного действия. Предлагаемый НФП-2009 набор технических действий не обеспечивает эффективности применения в сложных экстремальных ситуациях [28,37]. Таким образом, в теории и методике подготовки курсантов военных учебных заведений, занимающихся рукопашным боем, остается еще много вопросов [7,14,20]. 1.3. Планирование и организация подготовки спортсмена рукопашного боя в учебно-тренировочном процессе Исходя из специфики вида спорта, требующего полной зрелости организма, а также естественного развития физических и психических возможностей организма спортсмена, весь процесс многолетней подготовки спортсмена в настоящее время можно разделить на шесть основных этапов, которые охватывают следующие возрастные периоды [46]: 1. Предварительная подготовка (возраст 9-12 лет). Важнейшими задачами на этом этапе следует считать: всестороннее физическое развитие, укрепление здоровья, привитие устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Для решения поставленных задач применяется широкий круг средств, в том числе при занятиях на технику уделяется внимание освоению элементов акробатики и отдельных связок. Средства используются в плане общей физической подготовки, как и другие упражнения. При занятиях на этом этапе большое внимание уделяется развитию общей координации движений, равновесия и других качеств, и в первую очередь быстроты движений и скорости двигательных реакций. К концу данного возрастного этапа обращается внимание и на воспитание скоростно-силовых качеств. С этой целью применяются различные прыжки и прыжковые упражнения и другие динамические упражнения. Занятия в основном проводятся игровым методом, возможно и применение «круговых» занятий. Следует подчеркнуть, что все занятия проводятся в плане общей физической подготовки [3,12,30]. 2. Всесторонняя физическая подготовка (возраст 12-16 лет). Основными задачами, как и на первом этапе подготовки, здесь являются: всестороннее физическое развитие, дальнейшее укрепление здоровья и закаливание, изучение техники различных видов спорта (настольный теннис, спортивных игр, плавания и др.). Одновременно изучается и совершенствуется техника всех видов ударов. Большое внимание уделяется подготовке к сдаче нормативов по физической подготовке. Особое внимание уделяется обучению и совершенствованию техники ударов, бросков, комбинации. Летом и осенью включаются упражнения из других видов спорта - легкой атлетики (бег, прыжки), плавания (различными стилями), настольный теннис, и различных спортивных игр (баскетбола, ручного мяча и футбола). Юные спортсмены выступают в соревнованиях по различным видам спорта. Однако на этом этапе не ставится задача достижения высоких спортивных результатов. Необходимо тщательно спланировать количество соревнований и их сроки на весь год с тем, чтобы не допустить перегрузки юных спортсменов соревновательной нагрузкой. Большое внимание на первом и втором этапах уделяется воспитанию юных спортсменов. Особое внимание в учебно-воспитательном процессе уделяется воспитанию волевых качеств (дисциплинированности, трудолюбия, смелости и т.д.) [10,43.55]. 3. Специальная подготовка в рукопашном бое (возраст 16-18 лет). На этом этапе многолетней подготовки главными задачами являются: углубленное изучение и совершенствование техники всех способов ударов и бросков, дальнейшее повышение уровня ОФП, воспитание волевых качеств. В рамках ОФП основное внимание по-прежнему уделяется развитию скоростно-силовых качеств, а к этому добавляется еще и задача развития динамической силы. На прочной базе ОФП, созданной на предыдущих этапах, начинается специальная подготовка, где большее внимание уже начинают уделять развитию координации и скорости. В ходе специальной подготовки на этом этапе участвуют в соревнованиях, где совершенствуются технические навыки, изучается тактика, воспитываются волевые качества. Количество поединков за сезон и соревнований должны строго соответствовать возрасту; не следует допускать превышения норм, установленных правилами соревнований и официальными программами по рукопашному бою [6,13,43]. При планировании нагрузок необходимо внимательно относиться к определению общих объемов тренировочных заданий. В этом возрасте недопустимо форсированное увеличение общего объема тренировочной нагрузки и суммарного объема с высокой интенсивностью. На предыдущем этапе подготовки и чаще всего на этом допускаются серьезные ошибки в планировании нагрузок (в сторону недопустимого увеличения), что и приводит к прекращению роста результатов в последующие годы. Такое направление (увеличение нагрузок) порой привлекает тренеров довольно быстрым тренировочным эффектом - результаты юношей растут, а последствия этого скажутся только на последующих этапах подготовки. Иногда последствия такой работы проходят мимо внимания тренеров ДЮСШ и других организаций, работающих с указанного возраста. После окончания школы спортсмены уходят в вузы, на производство, в ряды Российской Армии, где с ними работают уже другие тренеры, которые иногда вынуждены отчислять ставших бесперспективными еще молодых спортсменов [17,59]. 4. Углубленная специализация по рукопашному бою (возраст 19 и старше год). На этом этапе продолжается дальнейшее совершенствование техники, повышение уровня физических качеств, укрепление здоровья и др. Но важнейшей задачей в этом возрастном периоде является достижение высокого уровня специальной подготовки. На четвертом этапе проводятся специализированные занятия с возрастающей тренировочной нагрузкой как по объему, так и по интенсивности. Здесь закладываются прочные основы высокого спортивного мастерства в специальной подготовке - в развитии специальной выносливости как основного физического качества, необходимого рукопашнику, большое внимание уделяется и дальнейшему совершенствованию скоростно-силовых качеств основных групп мышц. Продолжается работа и по повышению уровня общей координации. Вместе с тем при планировании нагрузки необходимо учитывать, что продолжительность данного этапа достаточно велика. Ясно, что возможности организма в 19 и старше далеко не одинаковы. Поэтому, несмотря на значительное повышение всех видов нагрузок, требуется неукоснительное соблюдение основных принципов многолетней подготовки, и прежде всего принципов постепенности и индивидуализации даже в этом, казалось бы, в близком полной зрелости, возрасте [6,11,48]. 5. Спортивное совершенствование (с возраста 30 лет). Основная задача - специализированная подготовка с применением высоких тренировочных нагрузок и достижение наивысших спортивных результатов. Принцип индивидуализации тренировки реализовывался и на всех других этапах многолетней подготовки, но здесь все занятия проходят по индивидуальному плану, что особенно важно, так как спортсмены выполняют здесь исключительно высокие по объему и интенсивности нагрузки. На этом этапе можно выделить зону наивысших достижений (24-28 лет), когда спортсмены, как правило, показывают наиболее высокие результаты и добиваются успехов на крупнейших соревнованиях. Возраст олимпийских чемпионов, победителей мировых первенств, чемпионатов страны в подавляющем большинстве случаев не выходит из этих пределов. Период высоких спортивных результатов продолжается до 33-36-летнего возраста, хотя в истории известны случаи, когда спортсмены показывали высокие результаты и позднее, до 40-42 лет и старше [7,28]. 6. Прекращение активных занятий спортом. Необходимо начинать постепенно отказываться от официальных соревнований крупного масштаба и снижать тренировочную нагрузку. Это период «выхода» из большого спорта проходит у каждого индивидуально. Однако с целью поддержания высокого уровня общей работоспособности и укрепления здоровья необходимо еще несколько лет продолжать выступления в местных и внутренних соревнованиях. Затем необходимо перейти к оздоровительным, нерегулярным занятиям. Целесообразно продолжить выступления в соревнованиях ветеранов по своей возрастной группе, в соревнованиях, посвященных дням здоровья, в стартах, а также в различных турнирах, посвященных знаменательным датам [3,44,53]. В настоящее время существует большой интерес к занятиям с оздоровительной направленностью. На старты соревнований ветеранов все больше и больше выходят люди зрелого возраста, что способствует продлению активного долголетия и укреплению здоровья. Однако занятия с оздоровительной направленностью и участие должны проходить под контролем врачей и только с их разрешения. Здесь не ставятся задачи достижения высоких результатов. Главное в этот период, особенно в пожилом возрасте, - регулярные занятия рукопашным боем [2,57]. 1.4. Пути повышения эффективности спортивной подготовки спортсменов, занимающихся рукопашным боем В рукопашном бое, как и во всех других видах спорта, главным критерием эффективности той или иной системы подготовки считается конечный результат или успешность соревновательной деятельности. Спортивный результат зависит от множества факторов: от уровня общей и специальной физической, технической, психологической подготовленности спортсменов, то есть является интегральным показателем функционального состояния и функциональных возможностей организма, определяемых, в свою очередь, состоянием центральной нервной, нервно-мышечной, иммунной, энергообеспечивающей, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем [26,45,50]. Развитие всех сторон подготовленности спортсменов, занимающихся рукопашным боем, предопределяется организацией тренировочного процесса. В советскую эпоху специалистами Ю.Д. Железняком (1981), В.П. Филиным (1987), М.Я. Набадниковой (1982), В.Н. Платоновым (1997), и др. была разработана и сформулирована научная концепция многолетней подготовки спортсменов от новичка до мастера спорта международного класса как единого процесса, подчиняющегося определенным закономерностям, как сложной специфической системы со свойственными ей особенностями и путями развития. Современные виды спорта отличаются неуклонным ростом напряженности тренировочной и соревновательной деятельности. В связи с этим повышается потребность в коренном улучшении качества подготовки спортсменов с сохранением здоровья, которая диктует необходимость поиска и внедрения в спортивную практику эффективных форм управления, контроля, новых научно обоснованных средств и методик спортивной тренировки [19, 61, 62]. Разработка методик по повышению эффективности подготовки в рукопашном бое ведется в разных наиболее важных направлениях. Прежде всего, это разработка и экспериментальное внедрение новых средств и методик в общей и специальной физической подготовке и повышение физической работоспособности спортсменов [4, 21, 36, 44]. Очевидно, что ни одна из сторон подготовки (технической, физической, психологической) не проявляется изолированно и не может рассматриваться по отдельности. Рациональное и планомерное применение средств спортивной и соревновательной подготовки, определение их роли и места в тренировочном процессе, как на уровне годичного цикла, так и на его отдельных этапах, во многом определяет эффективность всей системы подготовки спортсменов различной квалификации. Эффективное распределение средств подготовки на различных уровнях структуры тренировочного процесса в значительной степени обусловливает совершенствование физической и функциональной подготовленности спортсменов и достижение высоких и стабильных спортивных результатов [9].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 88 страниц
1000 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 37 страниц
550 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 47 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 47 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg