Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БИОЛОГИЯ

Развитие навыков саморегуляции толкателей ядра на основе биологической обратной связи

irina_k200 1750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.07.2020
Объект исследования - предстартовая подготовка квалифицированных толкателей ядра. Предмет исследования – саморегуляция предстартового состояния квалифицированных толкателей ядра. Цель исследования – развитие навыков саморегуляции толкателей ядра с помощью компьютерных технологий, реализующих принцип обратной связи. Гипотезой исследования явилось предположение о том, что использование современных компьютерных технологий, позволяющих реализовать принцип обратной связи, будет способствовать повышению уровня сформированности навыков саморегуляции толкателей ядра, что, в свою очередь, будет способствовать повышению результативности их соревновательной деятельности. Научная новизна работы заключается в том, что показано влияние навыков саморегуляции, сформированных при помощи компьютерных технологий, на результативность соревновательной деятельности толкателей ядра. Практическая значимость исследования состоит в том, что оно вооружает специалистов и тренеров современными средствами формирования навыков саморегуляции толкателей ядра и повышения результативности их соревновательной деятельности.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СОРЕВНОВАНИЯМ ТОЛКАТАЛЕЙ ЯДРА 1.1. Понятие психологической готовности к соревнованиям в спортивной деятельности Успешное выступление в соревновании, требующем значительного физического и психического напряжения, встреч с разнообразными соперника¬ми, требует от спортсмена наряду с технико-тактическим совершенством и физической работоспособностью также и высокого уровня психологической подготовленности. При оптимальной психологической подготовленности у спортсмена наблюдается наивысший уровень развития спортивно важных качеств и состояния психологической готовности к соревнованию [45]. Для по¬нимания сущности готовности спортсмена к соревнованию необходимо раз¬личать готовность и подготовленность. Подготовленность представляет собой уровень развития организма, нервной сис¬темы и психики, физических, двигательных, личностных качеств, позволяю¬щих осуществлять определенную спортивную деятельность. Подготовлен¬ность достигается в процессе многолетней спортивной подготовки, спортив¬ного совершенствования. Подготовленность определяет возможность дости¬жения спортсменом определенного соревновательного результата к конкрет¬ному периоду времени [38]. Это необходимое, но недостаточное условие успеш¬ности его выступления в соревновании. Готовность к соревнованиям — это состояние спортсмена в определенный период, способствующее полному проявлению его подготовленности, то есть реализации всех его возможно¬стей в соревновании [21]. В спортивной психологии готовность к соревновательной деятельности выступает одной из теоретически и практически значимых проблем. В то же время, в литературе можно встретить различные трактовки данного феноме¬на. Так, Пуни А.Ц. считал, что в структуру состояния психологиче¬ской готовности входят высокоразвитые познавательные, эмоциональные и волевые функции. Готовность спортсмена к соревнованию, по мнению уче¬ного, включает в себя способность мобилизовать все силы для достижения поставленной цели, значительная психическая устойчивость, уверенность в своих силах, стремление проявить себя и добиться победы, оптимальное эмоциональное возбуждение, высокая концентрация внимания и помехо-устойчивость, произвольная регуляция поведения [51]. Многие психологи спорта определяют сущность психологической готовности спортсмена в возможности своевременно принять оптимальное ре¬шение при воздействии экстремальных условий соревнований в конкретной ситуации. Готовность при этом понимается как единство деятельности и со¬стояния, протекающее в непрерывном контроле и регуляции поведения [4]. Состояние готовности понимается и как особого рода предстартовое состояние спортсмена. Это состояние перехода от психического и физиологического покоя к рабочему состоянию, связанному с осуществлением дейст¬вий. Такие состояния характеризуются мыслями, представлениями о пред¬стоящей деятельности, особым эмоциональным настроем, мобилизационной готовностью [27]. Предстартовые состояния спортсменов подразделяются на потенциальные и актуальные. По-тенциальные состояния опосредованы уровнем спортивной подготовки и опытом выступлений на прошедших соревнованиях. На них влияют пережи¬вание имевшихся в прошлом успехов и неудач, мотивация, личностные и ин¬дивидуально-типологические особенности спортсменов. Это хранящиеся в долговременной памяти следы переживаний и действий, потенциально бла¬гоприятные или неблагоприятные воспоминания о стрессовых ситуациях, самооценка готовности к соревнованиям. Актуальные состояния проявляют¬ся в уровне функциональной готовности спортсмена к конкретным соревно¬ваниям в актуальный момент времени. Они переживаются спортсменом в данный момент на основе ранее пережитых потенциальных предстартовых состояниях в похожих ситуациях. По нашему мнению, общая готовность к соревнованиям определяется потенциальными состояниями, а специальная, ситуативная - актуальными. Общая готовность как совокупность потенциальных состояний, определяющихся подготовленностью, опытом, направленностью личности и опо¬средованная индивидуально-типологическими особенностями, формируется в течение длительного периода, в процессе многолетней спортивной подго¬товки. Это, прежде всего, общая и специализированная для каждого вида спорта двигательная и тактико-техническая подготовка в тренировочной дея¬тельности, характер которой должен соответствовать возрастным и половым характеристикам спортсменов, их психофизиологическим особенностям [12]. Общая готовность определяется антропометриче¬скими, биомедицинскими и физическими свойствами, особенностями нейро динамики, свойствами темперамента и характера, характеристиками самосознания и направленности личности. Так, важную роль в формировании общей готовности к соревнованиям играют уровень физической подготовленности и развитие двигательных качеств, таких, как координация, скорость и точность движений, ловкость, гибкость и т.п. [21]. Важную роль играет и формирование адекватных двигательных представлений, развитие познавательных процессов. Это уровень развития сенсомоторики и перцептивных процессов, координационные способности, точ¬ность восприятия пространства и времени. В готовность включаются процес¬сы образного и логического мышления, «сквозных» психических процессов, опосредующих планирование и выполнение действий и движений - памяти и внимания. Значимыми компонентами общей готовности выступают и личностные качества, прежде всего, эмоционально-волевые, нравственные, рефлексивные. Прежде всего, готовность к соревновательной деятельности предполага¬ет высокий уровень развития волевых качеств личности, таких, как целеуст¬ремленность, настойчивость, упорство, независимость, волевая саморегуля¬ция и самоконтроль. Готовность к соревнованиям предполагает сформиро¬ванную эмоциональную устойчивость, высокую толерантность к стрессам, спокойствие. Готовность к соревнованиям включает в себя нравственное раз¬вития личности - установки на соблюдение моральных норм, добростовестность и честность в борьбе, уважение соперника, взаимопомощь, гуманизм, позитивные отношения с товарищами и соперниками [24]. Необходимым компонентом общей готовности к соревнованиям выступает внутренняя положительная мотивация деятельности, стремление к достижениям, уверенность в себе, адекватная высокая самооценка. Мотивационная составляющая готовности тесно связана с волевой саморегуляцией, умением управлять собственными эмоциональными переживаниями. В со¬держание готовности к соревнованиям входит и позитивное отношение спортсмена к тренеру, своей команде и команде противника [26]. Актуальное состояние готовности возникает перед конкретным соревнованием. Оно включает в себя двигательный, интеллектуальный, мотивационный, регуляторный, эмоциональный компоненты [6]. Во время актуально переживаемого предстартового состояния прослеживаются определенные психофизиологические изменения. Весь организм «настраивается на деятельность»: активизируется вегетативная нервная сис¬тема, усиливается кровообращение и дыхание, повышаются обменные про¬цессы и возбудимость мышц. Такие изменения имеют условно- рефлекторную природу. Появляется ощущение физической силы, повышается уровень сенсорной чувствительности. Возникновение предстартовых состояний также обусловлено психической регуляцией деятельности, мотивационными и волевыми процессами и свойствами. Это проявляется в стремлении к высоким результатам, самокон¬троле, осознанности двигательной и психической активности. Важную роль в данном случае играют инструкции и команды, которое активизируют латент¬ное возбуждение нервной системы, служат «предпусковым сдвигом» готов¬ности [5]. Активизируются познавательные процессы, спортсмены характеризуются собранностью и сосредоточенностью. Мыслительная активность на¬правлена на планирование предстоящих действий. Изменяется и эмоциональное состояние: появляется интенсивное переживание эмоций перед предстоящей значимой деятельностью [26]. При этом спектр переживаемых эмоций перед стартом достаточно широк и опосредован индивидуальными особенностями спортсменов. В то же время, состояние готовности к соревнованию может быть определено через такой спектр эмо¬циональных переживаний, которые в наибольшей степени определяют ус¬пешность выступления. Так, негативные эмоции в целом дезориентируют спортсме¬на, дезорганизуют его деятельность, снижают скорость протекания психи¬ческих процессов, преобладание у спортсмена отрицательных эмоций при¬водит к неудачному выступлению в соревновании [30]. Активность, бодрость, ра¬достно-возбужденное настроение, напротив, приводят к высоким достижени¬ям. Однако нужно отметить, что не всегда есть линейная зависимость между выраженностью эмоции и успешностью соревновательной деятельности. Эмоциональное возбуждение обуславливает высокий тонус и темп спортив¬ной деятельности. В то же время, сильное возбуждение отрицательно влияет на результат, высокий и низкий уровни эмоционального воз¬буждения могут способствовать снижению успешности деятельности. Уровень психического напряжения также нелинейно связан с уровнем спортивного результата. Наибольшая соревновательная успешность прослеживается при среднем, «оптимальном» уровне напряжения. Подобного рода закономер¬ность прослеживается и во влиянии состояния тревожности на соревнова¬тельную успешность. Влияние тревожности в целом неблагоприятно, но средний уровень тревожности активизирует готовность к дея¬тельности. При общем позитивном влиянии уверенности на успех, слишком низкие и высокие ее показатели могут снижать успешность выступления на соревновании. Согласно концепции Пуни А. Ц. в предстартовых состояниях ведущую роль играет активация (эмоциональное возбуждение). В соответст¬вии с этим, предстартовые делятся на три вида: состояние лихорадки, боево¬го возбуждения и апатии [51]. Предстартовая лихорадка была впервые изучена Черниковой О. А.. Но она проявляется в сильном эмоциональном возбуждении, волнении, рассеянности, неустойчивости переживаний, что приводит к снижению критичности, упрямству, грубости, снижению результативности. Наблюдаемые признаки лихорадки - дрожь в конечностях, побледнение или «пятнистый румянец», расстройства аппетита, кишечника, пульса, дыхания, артериально¬го давления. Предстартовая апатия противоположна лихорадке. Она проявля¬ется в сниженном уровне активации, торможении, общей вялости, замедлен¬ности движений, снижении внимания и восприятия, ослаблении волевых процессов [59]. Оптимальным предстартовым состоянием, которое отражает специальную (ситуативную) готовность к соревнованию, является боевое возбуждение, или «боевая готовность». Оно характеризуется желани¬ем победить, настроем на предстоящую борьбу. Данное состояние включает в себя среднее эмоциональное возбуждение, активность, бодрость, позитив-ное настроение, воодушевление. Такое состояние предполагает и волевой самоконтроль, высокую саморегуляцию, уверенность в себе, нацеленность на результат. В результате готовность к действиям приводит к мобилизации психофизиологических ресурсов, собранности, четкости, оптимизации действий. Такое состояние характеризуют уверенность в себе, стремление бороться до конца и победить [45]. Методологический аспект проблемы готовности к соревнованию в спорте сводится к пониманию данного феномена как фактора, опосредующего наличные потенциальные возможности спортсменов в условиях конкрет¬ного соревнования. «Промежуточность» феномена готовности вытекает из современных представлений об организации целенаправленного поведения (деятельности) человека в конкретных условиях. В основе управления чело¬веком своей деятельностью лежит тот факт, что собственно управление (са¬моуправление) осуществляется путем формирования и реализации специфи¬ческой управляющей модели, формирующейся в сфере самосознания челове¬ка в результате самооценивания своих наличных возможностей в реальных условиях действования. Моделирующий характер самоуправления в деятель¬ности человека обуславливает срединный статус готовности последнего к выполнению конкретной деятельности в конкретных условиях. Готовность к соревнованию выступает как своего рода «промежуточ¬ное звено», опосредующее подготовленность спортсмена, спортивную фор¬му, в конкретном соревновании, и результат. Она отражает как наличные возможности спортсмена, так и объективные условия конкретного соревно¬вания. Формирование и реализация готовности осуществляются в сочетании психической напряженности и психической устойчивости спортсмена [52]. Таким образом, общая готовность к соревнованиям - это совокупность мотивации, отношений, переживаний, спортивно важных качеств и отношений личности, опосредующая успешность соревновательной деятельности и выступающая в качестве потенциального состояния готовности к действиям спортсмена. Специальная (ситуативная) готовность - это психофизиологиче¬ское и эмоциональное состояние, включающее в себя двигательный, интел¬лектуальный, мотивационный, регуляторный, эмоциональный компоненты. Оно проявляется в активности, бодрости, оптимальном возбуждении, уве¬ренности в победе, сопровождающееся высокой мотивацией достижения и волевой саморегуляцией, при котором спортсмен может в полной мере ис-пользовать свою подготовленность для реализации в соревновании макси-мально возможного результата, противостоять стрессам, проявить высокую надежность соревновательной деятельности. Состояние готовности к соревнованиям имеет как общие компоненты, характерные для всех спортсменов, так и специфические факторы, условия, проявления, зависящие от специфики конкретного вида спорта [38]. Для комплекс¬ного теоретического анализа проблемы нашего исследования обратимся к рас¬смотрению специфики готовности к соревнованиям в легкой атлетике. 1.2. Методологические основы технологии формирования готовности к соревнованиям толкателей ядра Толкание ядра относятся к группе видов спорта, объединенных термином «метания». Метания - это упражнения скоростно - силового характера целью которых являются перемещение снарядов в пространстве на возможно большее расстояние [11]. Метание характеризуется мощными, кратковременными (взрыв¬ными) усилиями. Занятия метаниями развивают прежде всего силу, совер¬шенствует качества: быстроту, ловкость, координацию движений. Метания классифицируются в зависимости от характера разбега, способа держания снаряда. С разгона снаряда вращением метают диск, молот. Со скачка произ¬водится толкание ядра. С разбега - метание копья, гранаты, мяча. Физическая подготовка в метаниях имеет два основных направления: развитие двига¬тельных качеств и техническая подготовка. Причем, эти составляющие тесно взаимосвязаны между собой. Развитие двигательных качеств и функциональ¬ных возможностей организма метателей юношеских разрядов осуществляет¬ся в первую очередь средствами общей физической подготовки [48]. Спортсмены высокой квалификации должны в большей степени уделять внимание специ¬альной подготовке. В практике встречаются случаи, в которых развитие двигательных качеств средствами общей подготовки прекращается, а спортивное мастерство повышается только за счет подготовки специальной. Специальная физическая и тактико-техническая подготовка метателей включает в себя следующие аспекты [56]: - обучение движениям и формирование основных двигательных навыков; - формирование эффективной скоростно-ритмовой структуры движений; - развитие специальной силы; - развитие специальной быстроты. Техника метания любого снаряда предполагает развитие сложных вы сококоординированнных и быстрых движений. Дальность полета снаряда в основном определяется начальной скоростью и углом его вылета, а также расположением плоскости диска в полете. Поворот необходим для развития скорости движения метателя на ограниченной пло¬щади круга. С постановкой правой ноги после поворота метатель переходит к выполнению финального усилия. Это бросковое движение, которое предпола¬гает высокое чувство равновесия и развития координационных способностей [56]. Огромную роль в метаниях играет точность броска. То есть, в метании снарядов ведущую роль играют согласованные и высококоординированные движения ног, рук, туловища, равновесие, точ-ность и скорость, темпоритм движений, сила, гибкость, прыгучесть, вынос¬ливость. Но особенно важен синтез данных качеств, так называемое «бы¬строе проявление силы», то есть, сила, проявленная за минимально короткое время. Чем быстрее спортсмен, тем за более короткий промежуток времени он сможет мобилизовать большую величину своей силы для сообщения ус¬корения телу, отдельным его частям, снаряду. Таким образом, общая физическая и тактико-техническая готовность метателя к соревнованиям определяется уровнем сформированности каких двигательных качеств, как гибкость, равновесие, выносливость, сочетание силы и скорости движений, формирования двигательных навыков точного, быстрого и сильного осуществления броска [55]. В литературе достаточно подробно изучены проблемы подготовки метателей, но фактически нет данных о составе и механизмах состояния готовности к соревнованиям, как общей, так и специальной. Не исследуется как отдельная составляющая успешности психологическая готовность к соревнованиям у метателей. Она рассматрива¬ется как второстепенный компонент по отношению к физической готовности либо вообще не включается в анализ вопросов, связанных с подготовкой спортсменов. В немногочисленных работах по данной теме отмечается, что в состав психологической готовности к соревнованию у метателей входит: эмоциональная устойчивость, самоконтроль, дисциплинированность, саморегуляция чувство собственной силы, «чувство снаряда», выработка двигательной уста¬новки, программы предстоящих действий, которая существенно влияет на характеристики движений, концентрация внимания и сосредоточенность, уверенность в себе и стремление к победе, высокая внутренняя мотивация [61]. Обобщение теоретических работ по данному вопросу позволило нам выделить следующие компоненты психоло-гической готовности к соревнованиям у метателей. Так, в структуру общей готовности метателей входит сформированность физических и двигательных качеств, мотивация деятельности, система спортивно важных качеств лично¬сти, способности к саморегуляции, коммуникативные и моральные установки личности. Это такие физические качества, как сила, координация, равновесие, быстрота и выносливость, выраженность внутренних положительных мотивов спортивной деятельности; система спортивно важных психологиче¬ских качеств, в которые входят такие свойства нервной системы, как сила, уравновешенность и подвижность, эмоциональная устойчивость, целеуст-ремленность, настойчивость, волевой самоконтроль, моральная норматив-ность поведения, позитивные отношения к товарищам по команде и соперни¬кам, уверенность в себе и мотивация на успех. В структуру специальной го¬товности входят двигательный, интеллектуальный, мотивационный, регуляторный компоненты [51]. Двигательный компонент психологической готовности включает в себя: - Выраженность специализированного восприятия - «Чувства снаряда». - Готовность к тонкой дифференцировке усилий и ускорений. - Ощущение физической силы. Интеллектуальный компонент психологической готовности содержит следующие компоненты: - Вера в победу. - Наличие четкого плана предстоящих действий. - Прогнозирование отсутствия значительных помех. Мотивационный компонент психологической готовности включает: - Выраженность желания соревноваться. - Целенаправленность на достижение высокого результата. - Направленность на выполнение соревновательных задач. Регуляторный компонент мобилизационной готовности предполагает наличие таких составляющих, как [47]: - Активизация психических процессов - Способность управления своими движениями, чувствами, мыслями. - Высокая сосредоточенность. Эмоциональный компонент психологической готовности состоит из таких характеристик, как: - Эмоциональный подъем. - Хорошее настроение. - - Эмоциональная устойчивость. Обзор литературы показывает, что на данный момент не существует комплексных программ и технологий, направленных на формирование общей и специальной психологической готовности к соревнованиям метателей. Для решения данной задачи необходимо более подробно осветить вопросы, связанные с теоретико-методологическими основами подготовки к соревно¬ваниям в спорте и в частности, в таком его виде, как метания. Методы формирования регуляторной и эмоциональной готовности направлены на оптимизацию эмоционального состояния и обучение приемам сознательной волевой регуляции собственных действий, состояний, поведения. К данной группе относятся методы саморегуляции, самовнушения, тех¬ники аутотренинга, медитации, техники работы с ресурсными состояниями личности, применяющиеся в НЛП, рефлексивные техники, тренинг уверен¬ности в себе, самопознания и саморазвития. Для снятия эмоционального на¬пряжения, усталости целесообразно использовать релаксационные методы, направленное фантазирование, приемы музыкотерапии. Такие методы на¬правлены на внушение и самовнушение внутренней собранности в сочетании с расслабленностью, спокойствия и уверенности, приятных телесных ощу¬щений, способствуют созданию психологического комфорта. 1.3. Совершенствование предстартового состояния спортсмена на предсоревновательном этапе Теоретический и практический аспекты проблемы управления психическим состоянием спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности, заключаются в познании механизмов саморегуляции и разработке средств и методов воздействия на человека. А.В. Алексеев [1] считает, что саморегуляция - это различные способы воздействия на собственное психическое состояние (и через него на другие функции организма) путем использования в первую очередь слов и соответствующих словам мысленных образов. Причем характер и качество связи между словом и соответствующим слову мысленным образом зависят от врожденных особенностей нервной системы, произносимых слов, их точности и интонации. Разнообразная, эмоциональная речь может эффективно изменять психическое состояние и поведение человека По мнению других специалистов, саморегуляция - это умения и навыки спортсменов преднамеренно, сознательно с помощью различных приемов и средств изменять свое поведение, физическое и эмоциональное состояние, формировать положительные эмоциональные отношения к выполнению упражнений, связанных с риском. Некоторые авторы саморегуляцию понимают как один из аспектов волевой подготовки спортсмена без помощи извне. При этом необходимо помнить, что саморегуляция спортсменов основывается на знании психических состояний и их влиянии на результат выступления в соревнованиях. Ее суть - в выработке индивидуальной последовательности действий, направленных на поддержание оптимального уровня психического напряжения. Другое определение дает О.А. Конопкин [31], выделяя саморегуляцию как системно-организованный процесс внутренней активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей. Практика и специальные исследования позволяют разделить все известные методы управления (развития) и совершенствования психического состояния на несколько групп: - физические; - психотерапевтические; - психологические; - педагогические. Наибольшее применение находят методы педагогического характера. Точнее эти методы следовало бы назвать психолого-педагогическими, т.к. многие из них основаны на психологических закономерностях природы психического состояния. Психологические методы саморегуляции психического состояния спортсмена включают в себя приемы переключения внимания на нейтральные объекты и темы, идеомоторную тренировку, применение которой основано на регулирующей функции представления движений, и идеомоторную тренировку, направленную на мысленное, обязательно технически совершенное выполнение технических и тактических действий [47, 50]. Идеомоторная тренировка - это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение реально выполняемых двигательных навыков, способствующих овладению, укреплению, корректированию, а также ускорению их совершенствования [50 и др.]. Представление движений можно классифицировать [10]: - как идеальную картину (образец) реальных действий, которые, будучи программой двигательной деятельности, выполняют программирующую функцию; - как образ, который помогает процессу освоения движения и выполняет, таким образом, тренирующую функцию; - как образ, который возникает в процессе контроля и исправления движений по ходу их выполнения, как связующее звено и осуществляет тем самым регуляторную функцию. Все три функции характеризуются синхронностью. Механизм воздействия выражается в том, что за счет использования мышечного потенциала происходит неосознанная и невидимая иннервация мышц, импульсная структура которой соответствует ощущаемым, представляемым или воображаемым движениям. Структура идеомоторной тренировки характеризуется наличием ряда фаз [29]: 1. Внутренняя актуализация: а) экспозиционная фаза (программа нижней ступени аутогенной тренировки); б) обсервационная фаза (наблюдения) - оптическое изображение двигательного цикла с особым акцентированием основных моментов с помощью кино- и видеозаписей или кинограмм; в) идеомоторная фаза (3-5-ти кратное повторение внутреннего представления). 2. Внешняя реализация: а) имитационная фаза - элементы идеомоторного упражнения реально выполняются во временной последовательности в общих чертах; б) фаза практической тренировки. Основным средством идеомоторной тренировки является мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением. Наиболее распространенным воздействием на спортсмена с целью управления и совершенствования его психического состояния является словесное воздействие извне с помощью бесед, убеждений, педагогического внушения и словесного воздействия спортсмена с помощью самоубеждения, самоприказов, самовнушения, самоуспокоения, самоободрения [47]. При непосредственной близости старта некоторые авторы [57] рекомендуют спортсмену следить за своей позой, характером движений, жестами, которые содействуют поддержанию определенного психического состояния. В предсоревновательной ситуации многие авторы рекомендуют приемы и способы, имеющие одну цель - переключить внимание спортсмена на деятельность, не связанную с соревнованием, постараться отвлечься от мыслей и переживаний, связанных с ним [15, 42, 56]. В.А. Геселевич [16] указывает, что предупреждать неблагоприятные предстартовые состояния спортсменов можно своевременным решением вопросов отбора основных участников соревнования и предлагает делать это не позднее, чем за 30-15 дней до старта. Автор подчеркивает, что при несвоевременном решении этого вопроса спортсмены лишаются возможности аккумуляции энергии к предстоящему соревнованию, расходуют нервно-эмоциональный тонус, конкурируя между собой, что, естественно, снижает их боеспособность. А.Д. Ганюшкин [15] в качестве метода оптимизации психических состояний спортсменов предлагает алгоритмизацию их поведения в соревнованиях. При этом для ослабления предстартового напряжения и лучшей настройки в день соревнований рекомендуется утром потренироваться с небольшой нагрузкой. Для спортсменов не игровых видов спорта в качестве психорегулирующего средства рекомендуются в день соревнований различные формы несложных подвижных игр. Предлагается методика «самоконтроль -саморегуляция», состоящая в формировании привычки контроля за своим состоянием по внешним проявлениям эмоций, что обеспечивает общее снижение эмоционального возбуждения, или же наоборот преодоление состояния апатии, пассивности путем воссоздания соответствующих внешних проявлений.
Введение

Актуальность исследования. В условиях современного спорта высших достижений, когда спортсмены в основном имеют примерно одинаковый уровень физической, технической и тактической подготовленности, возрастает значимость психологической готовности к соревнованию. На необходимость изучения психических состояний, возникающих в спортивной деятельности, указывали многие специалисты, которые отмечали двойственное (положительное и отрицательное) влияние психических состояний на успешность деятельности спортсменов. Так, одни психические состояния негативно воздействуют на внимание, память, мышление, снижают работоспособность, ухудшают скорость и точность движений. Другие вызывают положительные физиологические сдвиги в организме занимающегося, оптимизируют его деятельность, способствуют достижению наилучшего спортивного результата. Теоретические разработки проблемы легли в основу ряда работ в 60-80-е годы (А.В. Алексеев, Л.Д. Гиссен, В.А. Геселевич, Ю.Я. Киселев, А.Ц. Пуни и др.). С тех пор средства и методы психологической подготовки значительно изменились. Современные пути психолого-педагогических воздействий на психическое состояние спортсмена имеют несколько иное методологическое основание, но без фундаментальных теоретических воззрений они были бы маловероятны. Многие психологи спорта определяют сущность психологической готовности спортсмена в возможности своевременно принять оптимальное ре¬шение при воздействии экстремальных условий соревнований в конкретной ситуации. Готовность при этом понимается как единство деятельности и со¬стояния, протекающее в непрерывном контроле и регуляции поведения. Психическая саморегуляция подразумевает сознательно управляемый процесс, направленный на формирование наилучшего предстартового состояния спортсмена и способствующий наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Следует подчеркнуть, что регуляция предстартового состояния включает в себя умение контролировать проявления и причины возникшего психического состояния, создавать образы-представления соревновательных ситуаций, концентрировать и переключать внимание на любые объекты, отвлекаться от воздействия отрицательных психогенных факторов и раздражителей, использовать словесные формулы и специальные приемы для мобилизации или расслабления. Однако до сих пор в практике спорта ещё недостаточно обращается внимания на формирование у спортсменов навыков саморегуляции, недооценивается умение спортсмена регулировать своё предстартовое состояние. В то же время современные компьютерные технологии дают возможность реализовать этот процесс на новом уровне.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………3 Глава 1. Теоретические и методические основы формирования психологической готовности к соревнованиям толкателей ядра 1.1. Понятие психологической готовности к соревнованиям в спортивной деятельности…………………..…………………………6 1.2. Методологические основы технологии формирования готовности к соревнованиям метателей……………………………………………..13 1.3. Совершенствование предстартового состояния спортсмена на предсоревновательном этапе…………………………………17 1.4. Общее представление о биоуправлении и обратной связи…………..27 Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 2.1. Задачи исследования……………………………………………………..36 2.2. Методы исследования……………………………………………………36 2.3. Организация исследования………………………………………………41 Глава 3. Основные положения методики формирования навыков саморегуляции на основе обратной связи………………………43 Глава 4. Влияние методики саморегуляции на психоэмоциональное состояние и результативность соревновательной деятельности толкателей ядра ……………………………………………………………. 46 Выводы………………………………………………………………………..62 Список литературы………………………………………………………….64
Список литературы

1. Алексеев, А.В. Преодолей себя!. - 4-е изд., перераб. и доп. / А.В.Алексеев. - Москва : Физкультура и спорт, 2003. - 279 с.. 2. Алмасуд, Р. Влияние биологической обратной связи на внутренний отсчет времени человеком / Р.Алмасуд // Пространство и время. Философско-физиологические чтения. Материалы конференции.- Симферополь, 2019.- С.9-11. 3. Бабиянц, К.А. Современные и традиционные методы изучения эмоциональных состояний (с учетом объективного психологического анализа и тестирования: эгоскопия, БОС). / Бабиянц К.А. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2009.— 112 c. 4. Бабушкин, Г. Д. Диагностика и коррекция психологической подготовленности юных спортсменов при подготовке к соревнованиям / Г.Д.Бабушкин // Теория и практика физической культуры. - 2010. - № 7. - С. 19-23. 5. Бабушкин, Г.Д. Влияние психологической готовности на предстартовое состояние и результативность соревновательной деятельности дзюдоистов различной квалификации / Г.Д.Бабушкин // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2008. - № 3. - С. 13-17. 6. Бабушкин, Г. Д. Реализация спортсменами высокой квалификации подготовленности в соревновательных условиях = The implementation of sportsmen of high qualification of preparedness in competition / Г.Д.Бабушкин // Олимпийский спорт и спорт для всех. - СПб., 2016. - С. 429-433.. 7. Баландин, В.И. Повышение функциональных возможностей и соревновательной надежности юных спортсменов методом ментальной тренировки [Текст] / В.И.Баландин, П.В. Бундзен. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - № 4. - С. 8 -13. 8. Бальсевич, В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К.Бальсевич. - Москва : Советский спорт, 2009. - 220 с.. 9. Биоуправление: теория и практика. Сборник статей.- Новосибирск, 2016.- 218 с. 10. Буторин, В. В. Психорегуляция психических состояний личности в спорте / В.В.буторин.- МГАФК. - Малаховка, 2018. - 151 с. 11. Быченков С.В. Легкая атлетика [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Быченков С.В., Крыжановский С.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019.— 117 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/85500.html.— ЭБС «IPRbooks» 12. Волков, В.Н. Определенные условия подготовки спортсменов к соревнованиям [Текст] / В.Н. Волков, В.И. Сиваков // Теория и практика физической культуры. - М, 2001. -№3. - С.12-16. 13. Вощинин, А. В. Психологическая тренировка на основе рефлексивных техник психорегуляции в системе спортивной подготовки / А.В.Вощинин // Современные тенденции психолого-педагогического образования в сфере физической культуры : материалы III Всероссийской очно-заочной научной конференции, 20-22 октября 2016 г. - Малаховка, 2016. - С. 28-32. 14. Высочин, Ю.В. Повышение функциональных возможностей организма спортсменов с помощью биологической обратной связи / Ю.В.Высочин, Ю.П.Денисенко, Ю.В.Гордеев.- Набережный челны, 2005.- С.93-99. 15. Ганюшкин, А.Д. Идеальное состояние для выступления спортсмена как форма психической готовности [Текст] / А.Д. Ганюшкин // Спортсмен как субъект деятельности : сборник научных трудов. - Омск, 2003. - С. 23-25. 16. Геселевич, В.А. Предстартовое состояние спортсмена [Текст] / В.А. Геселевич. - М.: Физкультура и спорт, 1969. - 85 с. 17. Гимазов, Р.М. Обоснование методики коррекции свойств двигательных способностей человека с использованием биологической обратной связи / Р.М.Гимазов // Вопросы курортологии , физиотерапии и лечебной физкультуры.- М., 2019.- С.41-49. 18. Гиссен, Л. Д. Время стрессов [Текст] / Л.Д. Гиссен. - М.: Физкультура и спорт, 1990.-С. 114-123. 19. Гладышев Ю.В. Психофизиология профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Гладышев Ю.В., Гладышева Н.Г.— Электрон. текстовые данные.— Новосибирск: Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ», 2015.— 284 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/87154.html.— ЭБС «IPRbooks» 20. Горбунов, Г. Д. Психопедагогика спорта : учебное пособие/ Г.Д.Горбунов . – Москва : Советский спорт, 2012. - 311 с. 21. Григорьянц, И.А. Проблема готовности к соревнованию в спорте //И.А. Григорьянц // Теория и практика физической культуры.- 2009.- №4. - с. 37-38. 22. Данилова, Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика [Текст] / Н.Н. Данилова. - М., 2015. - 245 с. 23. Долецкий, А.Н. Эффективность различных техник саморегуляции с применением метода биологической обратрой связи / А.Н.Долецкий// Современные наукоемкие технологии.- 2017.- №4.- С.78-79. 24. Дорошенко, А.С. Повышение работоспособности и эффективности деятельности спортсменов комплексными методиками личностной психофизио¬логической регуляции : Автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.С.Дорошенко. - Майкоп, 2011.-23 с. 25. Жилкин, А. И. Легкая атлетика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. – 464 с. 26. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб : Питер, 2001. -С.139-140. 27. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2005. - 412 с. 28. Кабанов, М. А. Контроль физического состояния легкоатлетов-толкателей ядра 12-14 лет на тренировочном этапе во взаимосвязи с соревновательным результатом : выпускная квалификационная работа / М.А.Кабанов.- Малаховка: МГАФК, 2017.- 63 с. 29. Киршева, Н. Использование современных методов психологической коррекции в подготовке тренеров и спортсменов высшей квалификации [Текст] / Н. Киршева // Человек в мире спорта : новые идеи, технологии, перспективы. - М., 2002.-Т. 2.-С. 376-377. 30. Киселев, Ю.Я. Контроль за эмоциональным состоянием и психической активностью в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом [Текст] / Ю.Я. Киселев. – СПб, 2007. - 16 с. 31. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция производственной активности человека [Текст] / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. - 2015. -№ 1. -С. 5-7. 32. Куликов, Л.В. Проблема описания психических состояний [Текст] / Л.В. Куликов / Психические состояния. - СПб.: «Питер», 2010. - С. 11-44. 33. Литвиненко, Л. В. Легкая атлетика : учебное пособие / Л.В.Литвиненко. – Малаховка:МГАФК, 2015. - 120 с. 34. Легкая атлетика с методикой тренировки [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для СПО/ — Электрон. текстовые данные.— Саратов: Профобразование, 2019.— 80 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/86139.html.— ЭБС «IPRbooks» 35. Лобзин, B.C. Аутогенная тренировка [Текст] : справочное пособие для врачей / B.C. Лобзин, М.М. Решетников. - СПб, 2016. - С. 279. 36. Марищук, В.Л. Методики психодиагностики в спорте [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. - М.: Просвещение, 1990. - 256с. 37. Мартынова, М.А. Метод биологической обратной связи в развитии навыков саморегуляции эмоциональных состояний у студентов / М.А.Мартынова // Психологическое здоровье человека: материалы Международной научно-практической конференции.- Лесосибирск, 2018.- С.292-298. 38. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. – Спб.: издательство «Лань», 2005. – 384 с. 39. Медведев, О. В. Специальная силовая подготовка юных метателей молота на основе дифференцирования структурно-избирательных упражнений : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Медведев Олег Вячеславович; [Место защиты: Смол. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма].- Смоленск, 2010.- 146 с. 40. Методические основы подготовки в легкоатлетических метаниях / Л. А. Хасин [и др.] ; ФГУ «Центр спортивной подготовки сборных команд России». – М., 2008. – 92 с. 41. Миллер, В.И. Методика повышения уровня специальной физической подготовленности квалифицированных толкателей ядра / В.И.Миллер // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1. - С. 92-97. 42. Наенко, Н.И. Психическая напряженность [Текст] / Н.И. Наенко. - М.: Издательство МГУ, 2013. - 185 с. 43. Никулина, Ж. В. Толкание ядра. Некоторые аспекты совершенствования учебно-тренировочного процесса : учебно-методическое пособие / Ж.В.Никулина. - Великие Луки, 2011. - Текст : электронный. 44. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера [Текст] / Н.Г. Озолин. - М. : ООО «Издательство Астрель», 2004. - 863 с. 45. Попов, А. В. Психорегуляция как один из элементов психологической подготовки спортсмена / А.В.Попов // Журнал российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов.- N4(17). - 2005. - С.30-31. 46. Прохоров, А.О. Методы психической саморегуляции [Текст] : учебное пособие / А.О. Прохоров. - Казань : КГУ, 2010. - 107 с. 47. Родионов, А.В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. / А.В.Родионов. – М.: Академический проект, 2004.- 576с. 48. Рудерман, Г. Многолетняя тренировка метателей / Г.Рудерман // Легкая атлетика. 2007. - №4-5. - С.26-27. 49. Сетяева, Н.Н. Методика совершенствования навыков саморегуляции в психолого-педагогической подготовке спортсменов пловцов высокой квалификации Автореф. дис.... канд. пед. наук / Н.Н.Сетяева. - Сургут, 2004. - 22 с. 50. Смоленцева, В.Н. Психическая саморегуляция в процессе подготовки спортсменов [Текст] / В.Н. Смоленцева. - Омск : СибГУФК, 2003. - 196 с. 51. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов.- М., 2003.- 274 с. 52. Спортивная психология : учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. В. А. Родионова, А. В. Родионова, В. Г. Сивицкого. - Москва : Юрайт, 2014. - 366 с. 53. Сурушкин, М.А. Моделирование компьютерной дыхательной гимнастики с биологической обратной связью для обучения технике коррекции функционального состояния организма человека / М.А.Сурушкин //Информационные системы и технологии.- 2019.- №3.- С.18-24. 54. Титаренко, Е. В. Средства психорегуляции в профессиональной подготовке специалистов в области физической культуры / Е.В.Титаренко // Теория и практика физической культуры. - 2007. - № 6. - С. 30-32. 55. Ушакова, О.Е. Современное представление о физической подготовке юных метателей диска / О.Е. Ушакова; Волгоградская гос. акад. физ. культуры. -Волгоград: [б.и.], 2012. -135 с. 56. Ушакова, О.Е. Легкоатлетические метания / О.Е. Ушакова, И.К. Спирина // Учебное пособие. – Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», 2016. – 196 с. 57. Фомина Е.В. Спортивная психофизиология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Фомина Е.В.— Электрон. текстовые данные.— Москва: Московский педагогический государственный университет, 2016.— 172 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/72531.html.— ЭБС «IPRbooks». 58. Цветкова, Е. Использование методик с биологической обратной связью (БОС) для коррекции и развития нарушенных функций / Е.Цветкова, А.И.Сесёлкин // Физическая реабилитация и спорт в рекреации и туризме.- М., 2019.- С.213-215. 59. Черникова, О.А. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена [Текст] / О.А. Черникова, О.В. Дашкевич. - М. : Физкультура и спорт, 1971.-47 с. 60. Шахдади, А.Н. Техническая подготовка метателей молота на основе оперативного биомеханического контроля кинематической структуры соревновательного упражнения: автореф. дис.канд. пед. наук / А.Н. Шахдади. Минск, 2010.-23 с. 61. Эльгайтаров, А. А. Особенности двигательных характеристик толкателей ядра в связи с их квалификацией и комплексным вариативным использованием управляемых сопротивлений : Дисс. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / А.А. Эльгайтаров. - Майкоп, 1996. - 148 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К СОРЕВНОВАНИЯМ ТОЛКАТАЛЕЙ ЯДРА 1.1. Понятие психологической готовности к соревнованиям в спортивной деятельности Успешное выступление в соревновании, требующем значительного физического и психического напряжения, встреч с разнообразными соперника¬ми, требует от спортсмена наряду с технико-тактическим совершенством и физической работоспособностью также и высокого уровня психологической подготовленности. При оптимальной психологической подготовленности у спортсмена наблюдается наивысший уровень развития спортивно важных качеств и состояния психологической готовности к соревнованию [45]. Для по¬нимания сущности готовности спортсмена к соревнованию необходимо раз¬личать готовность и подготовленность. Подготовленность представляет собой уровень развития организма, нервной сис¬темы и психики, физических, двигательных, личностных качеств, позволяю¬щих осуществлять определенную спортивную деятельность. Подготовлен¬ность достигается в процессе многолетней спортивной подготовки, спортив¬ного совершенствования. Подготовленность определяет возможность дости¬жения спортсменом определенного соревновательного результата к конкрет¬ному периоду времени [38]. Это необходимое, но недостаточное условие успеш¬ности его выступления в соревновании. Готовность к соревнованиям — это состояние спортсмена в определенный период, способствующее полному проявлению его подготовленности, то есть реализации всех его возможно¬стей в соревновании [21]. В спортивной психологии готовность к соревновательной деятельности выступает одной из теоретически и практически значимых проблем. В то же время, в литературе можно встретить различные трактовки данного феноме¬на. Так, Пуни А.Ц. считал, что в структуру состояния психологиче¬ской готовности входят высокоразвитые познавательные, эмоциональные и волевые функции. Готовность спортсмена к соревнованию, по мнению уче¬ного, включает в себя способность мобилизовать все силы для достижения поставленной цели, значительная психическая устойчивость, уверенность в своих силах, стремление проявить себя и добиться победы, оптимальное эмоциональное возбуждение, высокая концентрация внимания и помехо-устойчивость, произвольная регуляция поведения [51]. Многие психологи спорта определяют сущность психологической готовности спортсмена в возможности своевременно принять оптимальное ре¬шение при воздействии экстремальных условий соревнований в конкретной ситуации. Готовность при этом понимается как единство деятельности и со¬стояния, протекающее в непрерывном контроле и регуляции поведения [4]. Состояние готовности понимается и как особого рода предстартовое состояние спортсмена. Это состояние перехода от психического и физиологического покоя к рабочему состоянию, связанному с осуществлением дейст¬вий. Такие состояния характеризуются мыслями, представлениями о пред¬стоящей деятельности, особым эмоциональным настроем, мобилизационной готовностью [27]. Предстартовые состояния спортсменов подразделяются на потенциальные и актуальные. По-тенциальные состояния опосредованы уровнем спортивной подготовки и опытом выступлений на прошедших соревнованиях. На них влияют пережи¬вание имевшихся в прошлом успехов и неудач, мотивация, личностные и ин¬дивидуально-типологические особенности спортсменов. Это хранящиеся в долговременной памяти следы переживаний и действий, потенциально бла¬гоприятные или неблагоприятные воспоминания о стрессовых ситуациях, самооценка готовности к соревнованиям. Актуальные состояния проявляют¬ся в уровне функциональной готовности спортсмена к конкретным соревно¬ваниям в актуальный момент времени. Они переживаются спортсменом в данный момент на основе ранее пережитых потенциальных предстартовых состояниях в похожих ситуациях. По нашему мнению, общая готовность к соревнованиям определяется потенциальными состояниями, а специальная, ситуативная - актуальными. Общая готовность как совокупность потенциальных состояний, определяющихся подготовленностью, опытом, направленностью личности и опо¬средованная индивидуально-типологическими особенностями, формируется в течение длительного периода, в процессе многолетней спортивной подго¬товки. Это, прежде всего, общая и специализированная для каждого вида спорта двигательная и тактико-техническая подготовка в тренировочной дея¬тельности, характер которой должен соответствовать возрастным и половым характеристикам спортсменов, их психофизиологическим особенностям [12]. Общая готовность определяется антропометриче¬скими, биомедицинскими и физическими свойствами, особенностями нейро динамики, свойствами темперамента и характера, характеристиками самосознания и направленности личности. Так, важную роль в формировании общей готовности к соревнованиям играют уровень физической подготовленности и развитие двигательных качеств, таких, как координация, скорость и точность движений, ловкость, гибкость и т.п. [21]. Важную роль играет и формирование адекватных двигательных представлений, развитие познавательных процессов. Это уровень развития сенсомоторики и перцептивных процессов, координационные способности, точ¬ность восприятия пространства и времени. В готовность включаются процес¬сы образного и логического мышления, «сквозных» психических процессов, опосредующих планирование и выполнение действий и движений - памяти и внимания. Значимыми компонентами общей готовности выступают и личностные качества, прежде всего, эмоционально-волевые, нравственные, рефлексивные. Прежде всего, готовность к соревновательной деятельности предполага¬ет высокий уровень развития волевых качеств личности, таких, как целеуст¬ремленность, настойчивость, упорство, независимость, волевая саморегуля¬ция и самоконтроль. Готовность к соревнованиям предполагает сформиро¬ванную эмоциональную устойчивость, высокую толерантность к стрессам, спокойствие. Готовность к соревнованиям включает в себя нравственное раз¬вития личности - установки на соблюдение моральных норм, добростовестность и честность в борьбе, уважение соперника, взаимопомощь, гуманизм, позитивные отношения с товарищами и соперниками [24]. Необходимым компонентом общей готовности к соревнованиям выступает внутренняя положительная мотивация деятельности, стремление к достижениям, уверенность в себе, адекватная высокая самооценка. Мотивационная составляющая готовности тесно связана с волевой саморегуляцией, умением управлять собственными эмоциональными переживаниями. В со¬держание готовности к соревнованиям входит и позитивное отношение спортсмена к тренеру, своей команде и команде противника [26]. Актуальное состояние готовности возникает перед конкретным соревнованием. Оно включает в себя двигательный, интеллектуальный, мотивационный, регуляторный, эмоциональный компоненты [6]. Во время актуально переживаемого предстартового состояния прослеживаются определенные психофизиологические изменения. Весь организм «настраивается на деятельность»: активизируется вегетативная нервная сис¬тема, усиливается кровообращение и дыхание, повышаются обменные про¬цессы и возбудимость мышц. Такие изменения имеют условно- рефлекторную природу. Появляется ощущение физической силы, повышается уровень сенсорной чувствительности. Возникновение предстартовых состояний также обусловлено психической регуляцией деятельности, мотивационными и волевыми процессами и свойствами. Это проявляется в стремлении к высоким результатам, самокон¬троле, осознанности двигательной и психической активности. Важную роль в данном случае играют инструкции и команды, которое активизируют латент¬ное возбуждение нервной системы, служат «предпусковым сдвигом» готов¬ности [5]. Активизируются познавательные процессы, спортсмены характеризуются собранностью и сосредоточенностью. Мыслительная активность на¬правлена на планирование предстоящих действий. Изменяется и эмоциональное состояние: появляется интенсивное переживание эмоций перед предстоящей значимой деятельностью [26]. При этом спектр переживаемых эмоций перед стартом достаточно широк и опосредован индивидуальными особенностями спортсменов. В то же время, состояние готовности к соревнованию может быть определено через такой спектр эмо¬циональных переживаний, которые в наибольшей степени определяют ус¬пешность выступления. Так, негативные эмоции в целом дезориентируют спортсме¬на, дезорганизуют его деятельность, снижают скорость протекания психи¬ческих процессов, преобладание у спортсмена отрицательных эмоций при¬водит к неудачному выступлению в соревновании [30]. Активность, бодрость, ра¬достно-возбужденное настроение, напротив, приводят к высоким достижени¬ям. Однако нужно отметить, что не всегда есть линейная зависимость между выраженностью эмоции и успешностью соревновательной деятельности. Эмоциональное возбуждение обуславливает высокий тонус и темп спортив¬ной деятельности. В то же время, сильное возбуждение отрицательно влияет на результат, высокий и низкий уровни эмоционального воз¬буждения могут способствовать снижению успешности деятельности. Уровень психического напряжения также нелинейно связан с уровнем спортивного результата. Наибольшая соревновательная успешность прослеживается при среднем, «оптимальном» уровне напряжения. Подобного рода закономер¬ность прослеживается и во влиянии состояния тревожности на соревнова¬тельную успешность. Влияние тревожности в целом неблагоприятно, но средний уровень тревожности активизирует готовность к дея¬тельности. При общем позитивном влиянии уверенности на успех, слишком низкие и высокие ее показатели могут снижать успешность выступления на соревновании. Согласно концепции Пуни А. Ц. в предстартовых состояниях ведущую роль играет активация (эмоциональное возбуждение). В соответст¬вии с этим, предстартовые делятся на три вида: состояние лихорадки, боево¬го возбуждения и апатии [51]. Предстартовая лихорадка была впервые изучена Черниковой О. А.. Но она проявляется в сильном эмоциональном возбуждении, волнении, рассеянности, неустойчивости переживаний, что приводит к снижению критичности, упрямству, грубости, снижению результативности. Наблюдаемые признаки лихорадки - дрожь в конечностях, побледнение или «пятнистый румянец», расстройства аппетита, кишечника, пульса, дыхания, артериально¬го давления. Предстартовая апатия противоположна лихорадке. Она проявля¬ется в сниженном уровне активации, торможении, общей вялости, замедлен¬ности движений, снижении внимания и восприятия, ослаблении волевых процессов [59]. Оптимальным предстартовым состоянием, которое отражает специальную (ситуативную) готовность к соревнованию, является боевое возбуждение, или «боевая готовность». Оно характеризуется желани¬ем победить, настроем на предстоящую борьбу. Данное состояние включает в себя среднее эмоциональное возбуждение, активность, бодрость, позитив-ное настроение, воодушевление. Такое состояние предполагает и волевой самоконтроль, высокую саморегуляцию, уверенность в себе, нацеленность на результат. В результате готовность к действиям приводит к мобилизации психофизиологических ресурсов, собранности, четкости, оптимизации действий. Такое состояние характеризуют уверенность в себе, стремление бороться до конца и победить [45]. Методологический аспект проблемы готовности к соревнованию в спорте сводится к пониманию данного феномена как фактора, опосредующего наличные потенциальные возможности спортсменов в условиях конкрет¬ного соревнования. «Промежуточность» феномена готовности вытекает из современных представлений об организации целенаправленного поведения (деятельности) человека в конкретных условиях. В основе управления чело¬веком своей деятельностью лежит тот факт, что собственно управление (са¬моуправление) осуществляется путем формирования и реализации специфи¬ческой управляющей модели, формирующейся в сфере самосознания челове¬ка в результате самооценивания своих наличных возможностей в реальных условиях действования. Моделирующий характер самоуправления в деятель¬ности человека обуславливает срединный статус готовности последнего к выполнению конкретной деятельности в конкретных условиях. Готовность к соревнованию выступает как своего рода «промежуточ¬ное звено», опосредующее подготовленность спортсмена, спортивную фор¬му, в конкретном соревновании, и результат. Она отражает как наличные возможности спортсмена, так и объективные условия конкретного соревно¬вания. Формирование и реализация готовности осуществляются в сочетании психической напряженности и психической устойчивости спортсмена [52]. Таким образом, общая готовность к соревнованиям - это совокупность мотивации, отношений, переживаний, спортивно важных качеств и отношений личности, опосредующая успешность соревновательной деятельности и выступающая в качестве потенциального состояния готовности к действиям спортсмена. Специальная (ситуативная) готовность - это психофизиологиче¬ское и эмоциональное состояние, включающее в себя двигательный, интел¬лектуальный, мотивационный, регуляторный, эмоциональный компоненты. Оно проявляется в активности, бодрости, оптимальном возбуждении, уве¬ренности в победе, сопровождающееся высокой мотивацией достижения и волевой саморегуляцией, при котором спортсмен может в полной мере ис-пользовать свою подготовленность для реализации в соревновании макси-мально возможного результата, противостоять стрессам, проявить высокую надежность соревновательной деятельности. Состояние готовности к соревнованиям имеет как общие компоненты, характерные для всех спортсменов, так и специфические факторы, условия, проявления, зависящие от специфики конкретного вида спорта [38]. Для комплекс¬ного теоретического анализа проблемы нашего исследования обратимся к рас¬смотрению специфики готовности к соревнованиям в легкой атлетике. 1.2. Методологические основы технологии формирования готовности к соревнованиям толкателей ядра Толкание ядра относятся к группе видов спорта, объединенных термином «метания». Метания - это упражнения скоростно - силового характера целью которых являются перемещение снарядов в пространстве на возможно большее расстояние [11]. Метание характеризуется мощными, кратковременными (взрыв¬ными) усилиями. Занятия метаниями развивают прежде всего силу, совер¬шенствует качества: быстроту, ловкость, координацию движений. Метания классифицируются в зависимости от характера разбега, способа держания снаряда. С разгона снаряда вращением метают диск, молот. Со скачка произ¬водится толкание ядра. С разбега - метание копья, гранаты, мяча. Физическая подготовка в метаниях имеет два основных направления: развитие двига¬тельных качеств и техническая подготовка. Причем, эти составляющие тесно взаимосвязаны между собой. Развитие двигательных качеств и функциональ¬ных возможностей организма метателей юношеских разрядов осуществляет¬ся в первую очередь средствами общей физической подготовки [48]. Спортсмены высокой квалификации должны в большей степени уделять внимание специ¬альной подготовке. В практике встречаются случаи, в которых развитие двигательных качеств средствами общей подготовки прекращается, а спортивное мастерство повышается только за счет подготовки специальной. Специальная физическая и тактико-техническая подготовка метателей включает в себя следующие аспекты [56]: - обучение движениям и формирование основных двигательных навыков; - формирование эффективной скоростно-ритмовой структуры движений; - развитие специальной силы; - развитие специальной быстроты. Техника метания любого снаряда предполагает развитие сложных вы сококоординированнных и быстрых движений. Дальность полета снаряда в основном определяется начальной скоростью и углом его вылета, а также расположением плоскости диска в полете. Поворот необходим для развития скорости движения метателя на ограниченной пло¬щади круга. С постановкой правой ноги после поворота метатель переходит к выполнению финального усилия. Это бросковое движение, которое предпола¬гает высокое чувство равновесия и развития координационных способностей [56]. Огромную роль в метаниях играет точность броска. То есть, в метании снарядов ведущую роль играют согласованные и высококоординированные движения ног, рук, туловища, равновесие, точ-ность и скорость, темпоритм движений, сила, гибкость, прыгучесть, вынос¬ливость. Но особенно важен синтез данных качеств, так называемое «бы¬строе проявление силы», то есть, сила, проявленная за минимально короткое время. Чем быстрее спортсмен, тем за более короткий промежуток времени он сможет мобилизовать большую величину своей силы для сообщения ус¬корения телу, отдельным его частям, снаряду. Таким образом, общая физическая и тактико-техническая готовность метателя к соревнованиям определяется уровнем сформированности каких двигательных качеств, как гибкость, равновесие, выносливость, сочетание силы и скорости движений, формирования двигательных навыков точного, быстрого и сильного осуществления броска [55]. В литературе достаточно подробно изучены проблемы подготовки метателей, но фактически нет данных о составе и механизмах состояния готовности к соревнованиям, как общей, так и специальной. Не исследуется как отдельная составляющая успешности психологическая готовность к соревнованиям у метателей. Она рассматрива¬ется как второстепенный компонент по отношению к физической готовности либо вообще не включается в анализ вопросов, связанных с подготовкой спортсменов. В немногочисленных работах по данной теме отмечается, что в состав психологической готовности к соревнованию у метателей входит: эмоциональная устойчивость, самоконтроль, дисциплинированность, саморегуляция чувство собственной силы, «чувство снаряда», выработка двигательной уста¬новки, программы предстоящих действий, которая существенно влияет на характеристики движений, концентрация внимания и сосредоточенность, уверенность в себе и стремление к победе, высокая внутренняя мотивация [61]. Обобщение теоретических работ по данному вопросу позволило нам выделить следующие компоненты психоло-гической готовности к соревнованиям у метателей. Так, в структуру общей готовности метателей входит сформированность физических и двигательных качеств, мотивация деятельности, система спортивно важных качеств лично¬сти, способности к саморегуляции, коммуникативные и моральные установки личности. Это такие физические качества, как сила, координация, равновесие, быстрота и выносливость, выраженность внутренних положительных мотивов спортивной деятельности; система спортивно важных психологиче¬ских качеств, в которые входят такие свойства нервной системы, как сила, уравновешенность и подвижность, эмоциональная устойчивость, целеуст-ремленность, настойчивость, волевой самоконтроль, моральная норматив-ность поведения, позитивные отношения к товарищам по команде и соперни¬кам, уверенность в себе и мотивация на успех. В структуру специальной го¬товности входят двигательный, интеллектуальный, мотивационный, регуляторный компоненты [51]. Двигательный компонент психологической готовности включает в себя: - Выраженность специализированного восприятия - «Чувства снаряда». - Готовность к тонкой дифференцировке усилий и ускорений. - Ощущение физической силы. Интеллектуальный компонент психологической готовности содержит следующие компоненты: - Вера в победу. - Наличие четкого плана предстоящих действий. - Прогнозирование отсутствия значительных помех. Мотивационный компонент психологической готовности включает: - Выраженность желания соревноваться. - Целенаправленность на достижение высокого результата. - Направленность на выполнение соревновательных задач. Регуляторный компонент мобилизационной готовности предполагает наличие таких составляющих, как [47]: - Активизация психических процессов - Способность управления своими движениями, чувствами, мыслями. - Высокая сосредоточенность. Эмоциональный компонент психологической готовности состоит из таких характеристик, как: - Эмоциональный подъем. - Хорошее настроение. - - Эмоциональная устойчивость. Обзор литературы показывает, что на данный момент не существует комплексных программ и технологий, направленных на формирование общей и специальной психологической готовности к соревнованиям метателей. Для решения данной задачи необходимо более подробно осветить вопросы, связанные с теоретико-методологическими основами подготовки к соревно¬ваниям в спорте и в частности, в таком его виде, как метания. Методы формирования регуляторной и эмоциональной готовности направлены на оптимизацию эмоционального состояния и обучение приемам сознательной волевой регуляции собственных действий, состояний, поведения. К данной группе относятся методы саморегуляции, самовнушения, тех¬ники аутотренинга, медитации, техники работы с ресурсными состояниями личности, применяющиеся в НЛП, рефлексивные техники, тренинг уверен¬ности в себе, самопознания и саморазвития. Для снятия эмоционального на¬пряжения, усталости целесообразно использовать релаксационные методы, направленное фантазирование, приемы музыкотерапии. Такие методы на¬правлены на внушение и самовнушение внутренней собранности в сочетании с расслабленностью, спокойствия и уверенности, приятных телесных ощу¬щений, способствуют созданию психологического комфорта. 1.3. Совершенствование предстартового состояния спортсмена на предсоревновательном этапе Теоретический и практический аспекты проблемы управления психическим состоянием спортсменов в тренировочной и соревновательной деятельности, заключаются в познании механизмов саморегуляции и разработке средств и методов воздействия на человека. А.В. Алексеев [1] считает, что саморегуляция - это различные способы воздействия на собственное психическое состояние (и через него на другие функции организма) путем использования в первую очередь слов и соответствующих словам мысленных образов. Причем характер и качество связи между словом и соответствующим слову мысленным образом зависят от врожденных особенностей нервной системы, произносимых слов, их точности и интонации. Разнообразная, эмоциональная речь может эффективно изменять психическое состояние и поведение человека По мнению других специалистов, саморегуляция - это умения и навыки спортсменов преднамеренно, сознательно с помощью различных приемов и средств изменять свое поведение, физическое и эмоциональное состояние, формировать положительные эмоциональные отношения к выполнению упражнений, связанных с риском. Некоторые авторы саморегуляцию понимают как один из аспектов волевой подготовки спортсмена без помощи извне. При этом необходимо помнить, что саморегуляция спортсменов основывается на знании психических состояний и их влиянии на результат выступления в соревнованиях. Ее суть - в выработке индивидуальной последовательности действий, направленных на поддержание оптимального уровня психического напряжения. Другое определение дает О.А. Конопкин [31], выделяя саморегуляцию как системно-организованный процесс внутренней активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей. Практика и специальные исследования позволяют разделить все известные методы управления (развития) и совершенствования психического состояния на несколько групп: - физические; - психотерапевтические; - психологические; - педагогические. Наибольшее применение находят методы педагогического характера. Точнее эти методы следовало бы назвать психолого-педагогическими, т.к. многие из них основаны на психологических закономерностях природы психического состояния. Психологические методы саморегуляции психического состояния спортсмена включают в себя приемы переключения внимания на нейтральные объекты и темы, идеомоторную тренировку, применение которой основано на регулирующей функции представления движений, и идеомоторную тренировку, направленную на мысленное, обязательно технически совершенное выполнение технических и тактических действий [47, 50]. Идеомоторная тренировка - это планомерно повторяемое, сознательное, активное представление и ощущение реально выполняемых двигательных навыков, способствующих овладению, укреплению, корректированию, а также ускорению их совершенствования [50 и др.]. Представление движений можно классифицировать [10]: - как идеальную картину (образец) реальных действий, которые, будучи программой двигательной деятельности, выполняют программирующую функцию; - как образ, который помогает процессу освоения движения и выполняет, таким образом, тренирующую функцию; - как образ, который возникает в процессе контроля и исправления движений по ходу их выполнения, как связующее звено и осуществляет тем самым регуляторную функцию. Все три функции характеризуются синхронностью. Механизм воздействия выражается в том, что за счет использования мышечного потенциала происходит неосознанная и невидимая иннервация мышц, импульсная структура которой соответствует ощущаемым, представляемым или воображаемым движениям. Структура идеомоторной тренировки характеризуется наличием ряда фаз [29]: 1. Внутренняя актуализация: а) экспозиционная фаза (программа нижней ступени аутогенной тренировки);
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Биология, 52 страницы
1300 руб.
Дипломная работа, Биология, 79 страниц
1975 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg