Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Демографическая политика в субъекте Российской Федерации: современное состояние, проблемы и пути их решения на примере (Смоленской области)

irina_k200 2375 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 95 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.07.2020
Объектом исследования является Смоленская область. Предметом исследования – демографическая политика Смоленской области. Теоретическая и методическая основа исследования послужили научные труды отечественных ученых Щербакова А.И., Медков В.М., Василенко, И.А., Гегедюш, Н.С. и др., так же учебная литература, статьи в периодических изданиях, посвященные статистическому анализу социально-экономических явлений и государственному и муниципальному управлению. Методология исследования основывалась на использовании общенаучных методов, таких как анализ и синтез, в частности был применен табличный и коэффициентный методы. Информационной базой исследования выступили Законодательные и нормативные акты РФ и Смоленской области. Научная новизна исследования заключается в систематизации и обобщении материалов, связанных с темой проводимого исследования. Теоретическая значимость исследования состоит в изучении факторов роста эффективности политики воспроизводства трудовых ресурсов региона. Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов экономико-статистического анализа для оценки эффективности демографической политики региона. Гипотеза выпускной квалификационной работы: следует ожидать, что оценка эффективности демографической политики региона позволит определить комплекс мер по ее улучшению. Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения трех глав и заключения. Во введении обоснована актуальность работы, описаны ее цели, задачи и методы исследования. Первая глава посвящена изучению теоретических основ построения демографической политики. Во второй главе произведена оценка эффективности демографической политики Смоленской области. В третьей главе работы определены направления совершенствования демографической политики в Смоленской области. По результатам исследований в работе сделаны выводы.
Введение

Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования объясняется значимостью демографической политики для воспроизводства человеческого капитала на уровне, достаточном для развития как региона, так и страны в целом. Своевременная разработка комплекса экономических, административных и пропагандистских мероприятий позволяет государству в перспективе сформировать экономически активный класс населения, который является основой успешной экономики. Сложно назвать сферу жизнедеятельности общества, которая находилась бы вне влияния демографии. Экономический рост, инвестиции, потребление, рынок рабочей силы, налоги, система здравоохранения и образования, место и роль страны в мировой экономике, ее конкурентоспособность зависят от состояния демографии и условий формирования и качества трудовых ресурсов. Процесс расширенного воспроизводства материальных благ осуществляется на основе эффективного распределения и использования производственных, финансово-хозяйственных, научно-технологических, природных, информационных, человеческих ресурсов и институциональных и прочих факторов. При этом производство и распределение являются основными условиями поступательного развития, в котором человеческий потенциал играет решающую роль, как бы ни были совершенны средства производства. В результате человеческий капитал, сопряженный с социальной политикой, превратился в важнейший производственный фактор, определяющий уровень и качество развития экономики. Национальное богатство экономически развитых стран оценивается человеческим капиталом, который занимает порядка 80% всего производственного потенциала. Сегодня экономика таких стран как США и Япония основывается на знаниях, и навыках экономически активного населения. Особенно актуальна проблема реализации демографической политики для Российской Федерации. В XX веке Россия пережила несколько демографических кризисов, которые были обусловлены двумя мировыми войнами и политическими процессами в стране. В начале 1990-х годов в России наступил период длительной депопуляции, охватившей почти все её субъекты. Сокращение рождаемости в 1990-е годы было столь стремительным, что проводились аналогии со 2-ой мировой войной. Данное демографическое явление получило название «русский крест» . Пренебрежение мерами демографического развития и отсутствие системной демографической политики России, начиная с 1980-х годов повлекли за собой серьезные нарушения в воспроизводстве населения и без военных конфликтов. В 2007 году Указом Президента РФ была утверждена новая концепция демографической политики России, которая уже к 2012 году принесла свои результаты: рождаемость населения превысила смертность. Демографическое положение России характеризуется следующими опасными для национальной экономики вызовами, которые уже переросли в угрозы экономической безопасности : - устойчивое сокращение численности населения; - уровень смертности превышает рождаемость; - депопуляция сопровождается процессом старения населения. Все это приводит к ограничению роста производительности труда, снижению уровня инновационной активности, замедлению темпов распространения технологий, повышению возраста выхода на пенсию. Не менее актуальна эта проблема и для субъектов Российской Федерации, и для Смоленской области в частности. Смоленская область - субъект Российской Федерации, входящий в состав Центрального федерального округа и занимающий важное стратегическое положение, находясь на границе с Республикой Беларусь и обеспечивающей выход страны на внешнеэкономический рынок. Смоленская область по показателям своего социально экономического развития традиционно относится к депрессивным регионам Российской Федерации, занимающим ниже среднего положения в рейтингах инвестиционной привлекательности . Одним из сдерживающих факторов для развития региона является демографическая ситуация Численность населения Смоленской области на 31.12.2019 г. составила 942,3 тыс. чел. При этом складывается негативная динамика данного показателя - регион относится к числу «вымирающих» областей. В сложившихся условиях демографическая политика становится одним из главных направлений деятельности органов государственной власти именно на региональном уровне. Степень разработанности проблемы. В российской экономической литературе не достаточно внимания уделено вопросам анализа статистики населения и демографической ситуации. В трудах таких авторов, как Бычкова С.Г. «Социально-экономическая статистика», Балдин К.В. «Общая теория статистики», Макаров Н. В. и др., раскрыты вопросы количественной оценки эффективности демографической политики. Труды таких авторов, как А.Я. Кваша, А. И.Щербаков, Харченко, Л. П.посвящены общим раскрытию общих вопросов демографии, а Наумов С.Ю. Иванов В.В. Райзберг Б.А. и Яновский В.В. в учебной литературе рассматривают демографическую политику, как часть политики государства. Курдова М. А. и Ткаченко Н. Н. в своих статьях рассмтривают демографическую политику, как фактор обеспечения экономической безопасности страны. Цель исследования – оценка эффективности демографической политики региона и определение направлений ее развития. Для достижения цели, поставленной в работе, были сформулированы и решены следующие задачи: - раскрыты теоретические аспекты построения демографической политики; - выполнен анализ демографической ситуации в Смоленской области и определены тенденции ее развития; - дана оценка эффективности демографической политики в субъекте Российской Федерации; - определены направления совершенствования демографической политики в субъекте Российской Федерации.
Содержание

Введение 4 Глава 1 Теоретические аспекты построения демографической политики 9 1.1 Понятие и значимость демографической политики 9 1.2 Цели и направления демографической политики: международный опыт 16 1.3 Характеристика демографической политики Российской Федерации 25 Глава 2 Анализ демографической ситуации в Смоленской области 33 2.1 Общая характеристика Смоленской области 33 2.2 Экономико-статистический анализ демографической ситуации в Смоленской области 44 2.3 Оценка тенденций развития демографической ситуации в Смоленской области 50 Глава 3 Анализ демографической политики Смоленской области и направления ее развития 54 3.1 Характеристика демографической политики Смоленской области 54 3.2 Направления совершенствования демографической политики Смоленской области 63 Заключение 71 Список источников и литературы 77 Приложения 84
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». 3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.07.2019) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». 4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ(ред. от 27.12.2019) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». 5. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 (ред. от 01.07.2014) «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». 6. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 606 (ред. от 25.11.2019) «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». 7. Паспорт национального проекта «Демография» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». 8. Закон Смоленской области от 28.02.2008 № 15-з «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей, на территории Смоленской области» [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». 9. Закон Смоленской области от 20.08.2012 № 60-з «О мере социальной поддержки семей при рождении (усыновлении) третьего ребенка или последующих детей на территории Смоленской области» [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». 10. Закон Смоленской области от 01.12.2004 № 83-з «О государственном пособии на ребенка в Смоленской области» [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». 11. Закон Смоленской области от 01.12.2004 № 84-з «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Смоленской области» [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». 12. Закон Смоленской области от 23.01.2002 № 11-з «Об областном государственном единовременном пособии при рождении ребенка» [Электронный ресурс] / СПС «Консультант Плюс». 13. Анохин А. А. География населения с основами демографии. Учебное пособие / А.А. Анохин. Д.В. Житин. - М.: Издательство СПбГУ. - 2015. - 308 c. 14. Безменов С. А.. Михайловская С. А. Демографическая безопасность как фактор развития национальной безопасности // В сборнике: Роль инноваций в трансформации современной науки. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. - 2018. С. 93–96. 15. Балдин К.В. Общая теория статистики: Учебное пособие / К.В. Балдин. А.В. Рукосуев. - М.: Дашков и К. 2015. - 312 c. 16. Бычкова С.Г. Социально-экономическая статистика: Учебник для бакалавров / С.Г. Бычкова. - М.: Юрайт. 2015. - 884 c. 17. Бондаренко И. Е. Национальный проект «Демография» - стратегический вектор развития страны // Молодой ученый. - 2019. - №19. -С. 193-196. 18. Борисов В. А. Демография. Учебник для ВУЗов / В.А. Борисов. - М.: Nota Bene. - 2018. - 272 c. 19. Валентей Д. И. Основы демографии. Учебник / Д.И. Валентей. А.Я. Кваша. - М.: Мысль. - 2015. - 288 c. 20. Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для бакалавров / И.А. Василенко. - Люберцы: Юрайт. 2015. - 494 c. 21. Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество: История, современность, взгляд в будущее. – М. : Финансы и статистика, 1982, с. 351. 22. Вотинова Е. М. Исследование демографической ситуации в России // Вопросы экономики и управления. - 2017. - №2. - С. 96-97. 23. Гаврикова А. В. Социально-демографическая устойчивость региона: критерии оценки // Молодой ученый. - 2016. - №5.4. - С. 4-7. 24. Гегедюш Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш. Е.В. Масленникова. М.М. Мокеев и др. - Люберцы: Юрайт. 2016. - 238 c. 25. Годин А. М. Статистика: Учебник – М.: Дашков и К°. 2012. – 451 с. 26. Демография и статистика населения: Учебник / И.И.Елисеева. Э.К.Васильева. М.А.Клупт и др.; Под ред. И.И.Елисеевой.– М.:Финансы и статистика. 2017. – 668 с. 27. Демография и статистика населения. Сборник задач для бакалавров. - М.: Логос. 2016. - 518 c. 28. Елизаров В.В. Демографическая политика // Современная демография / под ред. А.Я. Кваши, В.А. Ионцева. - М. : Изд-во МГУ, 1995, с. 170. 29. Жайлавина Г. А., Абдимомынова А. Ш. Государственное регулирование социально-демографических процессов // Молодой ученый. - 2017. - №3. - С. 328-330. 30. Жильцова Ю.В.. Жильцова А.В. Социальная направленность бюджетных расходов как приоритетный фактор развития национальной экономики в XXI в. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2019. - № 5. С. 8 - 12. 31. Зозуля П. В. Демография. Учебник и практикум / П.В. Зозуля. А.В. Зозуля. - М.: Юрайт. - 2016. - 194 c 32. Иванов. В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов. А.Н. Коробова. - М.: Инфра-М. 2018. - 222 c. 33. Караева Е. Н.. Шостак Т. А. Демографическая безопасность России // Молодой ученый. - 2019. - №27. - С. 110-112. 34. Кваша А.Я. О некоторых инструментах демографической политики //Изучение воспроизводства населения. – М. : Наука, 1968, с. 64–78 35. Кваша А.Я. Демографическая политика в СССР. – М. : Финансы и статистика, 1981, с. 4–9. 36. Кирсанова О. Г. Социально-экономический портрет Смоленской области: вчера. сегодня. завтра // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 15. - С. 1136-1140. 37. Курдова М. А. Современная демографическая политика в России и пути ее решения. Экономика и бизнес: теория и практика. - 2018(2). – С. 51-55 38. Лысенко С. Н. Демография / С.Н. Лысенко. - М.: Инфра-М. Вузовский учебник. 2017. - 112 c. 39. Макарова Н. В.. Трофимец В. Я. Статистика в Excel: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика. 2015. - 368 с. 40. Маличенко И.П. Общая теория статистики: Курс лекций с практическими примерами / И.П. Маличенко. О.Е. Лугинин. - Рн/Д: Феникс. 2017. - 187 c. 41. Медков В.М. Демография: Учебник2-е издание – М.: ИНФРА-М. 2015.- 332 с. 42. Наумов. С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов. Н.С. Гегедюш. М.М. Мокеев и др. - М.: Дашков и К. 2016. - 556 c. 43. Поветкина Н.А. Финансово-правовая модель реформирования системы обязательного социального страхования // Финансовое право. 2018. № 11. С. 17 - 20. 44. Поветкина Н.А. Финансово-правовая модель реформирования системы обязательного социального страхования // Финансовое право. 2018. № 11. С. 17 - 20. 45. Райзберг. Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие / Б.А. Райзберг. - М.: Инфра-М. 2015. - 70 c. 46. Сакаев В.Т. Подходы к содержанию понятия «демографическая политика» в отечественной науке // Власть. - № 8. – 2018. – С. 102-105 47. Салабутин А. В. Демографические процессы в контексте экономической безопасности: проблемы и перспективы // Национальная безопасность и стратегическое планирование. - 2018. № 3 (23). С. 87–91. 48. Самойлов. В.Д. Государственное управление. Теория. механизмы. правовые основы: Учебник для студентов вузов. обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» / В.Д. Самойлов. - М.: Юнити-Дана. Закон и право. 2015. - 311 c. 49. Статистика: учебное пособие для высших учебных заведений по экономическим специальностям / В. М. Гусаров. Е. И. Кузнецова. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА. - 2017. – 479 с. 50. Статистика: теория и практика в Excel: Учебное пособие / В. С. Лялин. И. Г. Зверева. Н. Г. Никифорова. – М: Финансы и статистика: Инфра–М. - 2015. – 446 с. 51. Старкова Н. В., Ложкинс А. Кластеризация стран Европы по демографическим признакам // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 418-426. 52. Стрельцов Д.В. Государственная политика Японии в сфере рождаемости // Ежегодник Япония. 2017 - С. 69-82 53. Тихомиров Н. П. Демография. Методы анализа и прогнозирования / Н.П. Тихомиров. - М.: Экзамен. - 2017. - 256 c. 54. Ткаченко Н. Н. Демографическая политика России в контексте национальной безопасности // Философия права. - № 3. - 2019. С. 116-119. 55. Томских Э. С. Парадоксы мировой демографии. Вопросы управления демографическими процессами // Молодой ученый. - 2015. -№13. - С. 318-321. 56. Хайрова Д. Р. Демографическая безопасность России: современное состояние и угрозы // Контентус. 2017. № 8 (61). С. 44–57. 57. Ханс К., Ныгметова Н. Т., Жиенбаев М. Б. Смягчение демографической политики Китайской Народной Республики в контексте снятия ограничения «Одна семья - один ребенок» // Молодой ученый. - 2016. - №26. - С. 574-576. 58. Харченко Л. П. Демография / Л.П. Харченко. - М.: Омега-Л. 2017. - 384 c. 59. Щербаков А. И. Основы демографии. Учебное пособие для вузов / А.И. Щербаков. М.Г. Мдинарадзе. - М.: Академический Проект. Культура. - 2017. - 208 c. 60. Яновский. В.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) / В.В. Яновский. С.А. Кирсанов. - М.: КноРус. 2018. - 352 c. 61. Смоленская область Официальный портал государственной власти [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://admi№-smole№sk.ru/ 62. Всемирная книга фактов ЦРУ, список стран по уровню рождаемости и смертности [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2054rank .html 63. Статистические данные. Национальная комиссия Китая по здоровью и планированию семьи, 2013 г. [Электронный ресурс]: - Режим доступа: // http://www.nhfpc.gov.cn/ 64. Коэффициент демографической нагрузки [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/app/asi_adr.php 65. Показатели рождаемости и смертности в РФ [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://rosinfostat.ru/rozhdaemost/ 66. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Смоленской области [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://sml.gks.ru/folder/32741 67. Краткий статистический сборник Смоленская область в цифрах 2019 [Электронный ресурс]: - Режим доступа: https://sml.gks.ru/storage/mediabank/smck19(1).pdf
Отрывок из работы

Глава 1 Теоретические аспекты построения демографической политики 1.1 Понятие и значимость демографической политики Термин «демография» был введен в научный оборот в 1855 году французским ученым А. Гийяром. В своей книге «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография» Гийяр определил демографию как естественную и социальную историю человека, или математическое изучение населения, его изменений и его физических, гражданских, интеллектуальных и моральных условий . Вплоть до середины XX века демография как наука, подразумевала изучение динамики численности населения, его структуры и размещение по территории страны. Лишь во второй половине XX века демографы пришли к общему мнению, что предметом исследования демографии является воспроизводство населения, то есть процесс непрерывного возобновления его численности через процессы рождаемости и смертности. Комплексная количественная характеристика и качественная оценка демографических процессов (рождаемости, смертности, миграции, брачности, разводимости), протекающих на определенной территории: их тенденций, итогов к определенному периоду и последствий получила название «демографическая ситуация». Основная цель демографии - оценка демографической ситуации, сложившейся на конкретной территории в конкретных условиях места и времени, ее прогноз на будущее . Демографическая ситуация формируется под влиянием ряда долговременных тенденций развития населения и представляет собой определенную стадию в развитии населения. Тенденцию развития процесса воспроизводства населения в современной демографической литературе представляют в виде последовательных переходов от одного типа воспроизводства к другим, различающимся уровнем рождаемости и смертности. В соответствии с таким пониманием, характеристика демографической ситуации включает 3 группы элементов: - статическую оценку численности, сложившейся возрастно-половой структуры населения и параметров его воспроизводства; - анализ динамики демографических процессов, формирующих численность и структуру населения; - прогноз тенденций и оценку их демографических последствий. Каждая из этих групп элементов описывается соответствующей системой показателей. Характеристика демографической ситуации не ограничивается количественным описанием и качественной оценкой демографических процессов. Она является основой для выработки демографической политики, поэтому требует раскрытия сущности факторов воздействующих на нее. Первая группа факторов - эндогенных обусловлена характеристиками населения: половозрастной структурой и параметрами воспроизводства. Вторая группа факторов - экзогенных представлена внешним воздействием: образом жизни, здоровьем нации, институтом семьи, антиалкогольной компанией и т.п. Таким образом, демографическая ситуация с её количественной характеристикой и качественной оценкой – это, по сути, комплексное всестороннее представление о населении как факторе и критерии социально-экономического развития территории . Уже в середине XVIII века стало очевидно, что России не хватает населения для освоения огромной территории. На это указывал М.В.Ломоносов. Он отмечал, что численность населения, ее увеличение представляют для России огромное значение. Он видел величину, могущество государства не в обширности территории, а в численности населения. Им были разработаны меры содействия росту населения, а именно: запреты принудительных браков, создание богодельных домов для приема незаконнорожденных, борьба с шарлатанством в лечении, увеличение числа докторов, лекарей, аптек, борьба с чрезмерной смертностью взрослого населения и борьба с антисанитарией. В разные периоды развития России принимались меры для сохранения и увеличения численности населения, приветствовались и поощрялись действия по сохранению позитивных качеств (физических и духовных) генофонда, одобрялась и в меру возможностей поощрялась активность в деторождении, осуждалась нестойкость брака. Со временем пришло осознание необходимости разработки и введения централизованной демографической политики в стране. Традиционно демография развивалась в России как статистическая дисциплина, опиравшаяся на соответствующие методы исследования. В послереволюционный период до начала ВОВ советская демография развивалась при доминировании социал-гигиенических приоритетов изучения закономерностей эволюции смертности и заболеваемости населения . Это было следствием высокой смертности, эпидемии, инфекционных заболеваний, что требовало изучения и разработки мер со стороны государства. Официальных заявлений по поводу целей демографической политики в этот период в нашей стране в принципе не делалось. Малое число официальных документов прямо или косвенно упоминали о направлениях демографической политики. В целях преодоления больших потерь и гражданского населения и в Вооруженных силах в указе Верховного Совета СССР, принятом в 1944 году упоминалось необходимость «поощрения многодетности». Вводился комплекс мер, обеспечивающих такую политику: материальных в виде пособия на детей в многодетных семьях и моральных - государственные награды за рождение и воспитание пяти и более детей. Был определен и «налоговый кнут» для тех, кто не спешил обзавестись достаточно многочисленным семейством. Холостые мужчины, незамужние женщины и бездетные семейные пары в возрасте от 20 до 50 лет(мужчины) и от 20 до 45 (женщины) должны были платить налог на бездетность в размере 6 процентов. Семьи с одним ребенком платили дополнительно 1% за малодетность, а имеющие двоих детей - 0,5% . Такая мера была направлена на утверждение устойчивого массового сознания того, что оптимально семья должна иметь в среднем не менее трех детей. В начале 70-х годов демографическую политику в СССР начали трактовать как важную составляющую часть социально-экономической политики. В официальных документах не раз подчеркивалась необходимость проведения более активной демографической политики. До 1981 года меры демографической политики сводились к экономической и моральной поддержки многодетности, экономической поддержке малообеспеченных семей. Но формы и размеры государственной помощи не давали ни социального, ни демографического эффекта. Меры демографической политики, введенные с 1981 года, содержали новые принципы поддержки семьи, а именно: - поддержка семьи единовременным пособием с рождением первого ребенка, а не третьего, как было ранее; - увеличение пособия, начиная уже со второго ребенка; - введен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1 года; - установлены новые льготы работающим женщинам-матерям (дополнительный отпуск); Вплоть до 1987 года отмечался рост родившихся. Но структурные факторы достаточно быстро исчерпали себя. С 1988 года начался новый этап рождаемости. В 1989 году увеличен частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет и до 3-х лет без содержания. В начале 90-х годов Россия вступила в полосу демографического кризиса. С 1992 года наблюдалась депопуляция, что потребовало разработки и введения централизованной демографической политики в стране. В настоящее время демографическая политика объявлена приоритетным направлением деятельности российского государства. В современной научной литературе нет четкого понимания содержания демографической политики, что проявляется, например, в отсутствии устоявшегося определения понятия «демографическая политика». Отсутствие четких границ термина создает путаницу в определении целей и методов реализации демографической политики в РФ, поэтому важно определить содержание понятия. Одним из первых исследователей проблем демографической политики в СССР стал А.Я. Кваша. Он указывал, что: «… демографическая политика - это совокупность мер, направляющих течение демографических процессов в сторону оптимизации типа воспроизводства населения…» . Противоположного подхода придерживался А.Г. Вишневский , он не ассоциировал демографическую политику с социальным управлением. Демографическую политику он определял как «…систему мер, проводимых социальными институтами, чаще всего государством, в отношении достаточно крупных человеческих общностей и направленных на достижение сознательно поставленных демографических целей…». Елизаров В.В., считал, что «…демографическая политика – это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранять или изменять тенденции динамики численности, структуры, расселения и качества населения…». Елизаров В.В. рассматривал демографическую политику, как часть социальной политики, и указал, что для демографической политики близкий по употреблению термин - это политика народонаселения, причем демографическая политика в широком смысле рассматривается как синоним политики народонаселения, а узком смысле - как ее часть В учебном пособии под редакцией Д.И. Валентея, подготовленном в 1997 г., термину «демографическая политика» давалось более широкое определение, и делался упор на целенаправленное и осознанное управление демографическими процессами со стороны государства . В начале 2000-х гг. вышли несколько учебников по демографии, подготовленных В.М. Медковым, И.Н. Веселковой, В.В. Елизаровым в которых демографическая политика имела более широко определение: «…деятельность государства, направленная на регулирование развития населения, социализации подрастающего поколения, регулирования условий труда, миграции и территориальной структуры населения..» , То есть демографическая политика стала рассматриваться, как деятельности государства, направленная на регулирование процессов воспроизводства населения. Позже, Л.П. Харченко в своих трудах определила демографическую политику как «…целенаправленную деятельность государственных органов и негосударственных организаций в сфере регулирования процессов воспроизводства и миграции населения, призванную сохранять или изменять тенденции в динамике численности, структуры, расселения и качества населения…» . То есть, Л.П. Харченко включила в сферу понятия «демографическая политика», кроме вопросов воспроизводства, еще и аспекты миграции населения. В Современных публикациях, демографическая политика определяется, как комплекс экономических, административных, пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении. Официальный подход органов исполнительной власти РФ к использованию термина «демографическая политика», нашел отражение в «Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года»: «…демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране…» . Таким образом, представители федеральных органов исполнительной власти понимают демографическую политику достаточно широко - как целенаправленную деятельность в области регулирования воспроизводства населения и миграции, призванную изменить демографическую ситуацию в стране. Таким образом, определение содержания термина «демографическая политика» зависит от взглядов конкретного автора и его принадлежности к той или иной отрасли науки. В настоящее время границы термина «демографическая политика» все более расширяются. А официальная трактовка термина закреплена в нормах законодательства РФ. Демографическая политика – это целенаправленная деятельность государственных органов и социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности или структуры. 1.2 Цели и направления демографической политики: международный опыт Демографическая политика рассматривается как органическая часть социальной политики, согласованная с другими сферами, такими, как регулирование занятости населения, образования, здравоохранения и т.п. Развитие человеческого потенциала страны является необходимым условием полномасштабного социально-экономического развития страны. Объектом демографической политики может выступать население страны или какой-то ее части, а также отдельные социально-демографические группы населения . Субъектами демографической политики выступают государственные органы управления, некоммерческие организации, коммерческие организации, церковь. Это обусловлено значимостью решения демографических проблем для различных сфер общественной жизни. Цели демографической политики обычно сводятся к формированию в долгосрочной перспективе желательного режима воспроизводства населения, сокращению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, рождаемости, смертности, семейного состава, то есть достижения демографического оптимума. Цели демографической политики зависят от направленности и течения демографических процессов и целей демографического развития, то есть от демографической ситуации в стране или на определенной территории. Демографическая ситуация формируется под влиянием ряда долговременных тенденций развития населения и представляет собой определенную стадию в развитии населения. Тенденцию развития процесса воспроизводства населения в современной демографической литературе представляют в виде последовательных переходов от одного типа воспроизводства к другим, различающимся уровнем рождаемости и смертности. Для характеристики демографической ситуации используются следующие статистические показатели: абсолютная численность мужчин и женщин, удельный вес каждого пола в общей численности населения и относительные показатели координации: отношение числа лиц одного пола к численности лиц другого пола (на 100 или 1000 человек) . Анализ динамики численности подразумевает оценку изменения численности территории как под влиянием естественных причин (смерть и рождение), так и процесса миграции (прибытие и выбытие). Кроме показателей динамики рассчитываются относительные величины структуры – демографические коэффициенты: рождаемости, смертности, естественного прироста, брачности, разводимости, прибытии, выбытия, миграции и общего прироста. Для наглядности структура населения по полу и возрасту изображается в виде возрастно-половой пирамиды. На основании поло-возрастной пирамиды можно судить о тенденциях развития общества. На основании полов-возрастной пирамиды можно судить о тенденциях развития общества. В статистике выделяют три вида поло-возрастных структур : Прогрессивный тип воспроизводства. Поло-возростная структура принимает форму «пирамиды»: узкий верх (малая доля лиц третьего возраста) и широкое основание (высокая доля детей в населении). Тип воспроизводства населения, характеризуемый высокой рождаемостью и смертностью. Высокие показатели смертности и рождаемости обусловлены, наряду с другими причинами, низким уровнем здравоохранения и образования. Такой тип характерен для стран третьего мира. Стационарный тип воспроизводства. Поло-возрастная структура принимает форму «колокола»: узкий верх (малая доля лиц очень преклонного возраста), широкое основание (высокая доля детей) и выпуклые бока. Тип воспроизводства населения, характеризующийся высокой рождаемостью и довольно большой продолжительностью жизни. Такой тип характерен для социально и промышленно развитого общества. Рост численности населения замедляется и в конце концов прекращается. Регрессивный тип воспроизводства. Поло-возрастная структура принимает форму «кокона»: узкий верх (низкая смертность), узкое основание (низкая рождаемость) и выпуклые бока (преобладание людей среднего возраста). Снижение смертности замедляется, а снижение рождаемости продолжается, население стареет. Начинается депопуляция, вымирание населе¬ния. Демографическая политика воздействует на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано, через человеческое поведение, принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, сфере занятости, места жительства и др. Как уже говорилось ранее, комплекс мер демографической политики определяется демографической ситуацией в стране. Рейтинг некоторых стран по уровню рождаемости и смертности представлен на рисунке 1. Страны стационарного и регрессивного типа воспроизводства обеспокоены падением рождаемости, ведь этот процесс приводит к уменьшению доли трудоспособного населения, старение населения. К странам стационарного типа относятся практически все страны Западной Европы, США и Китай. Страны с регрессионным типом развития отличаются превышением смертности над рождаемость, что характерно для России, Японии, Германии. В таких странах, как Уганда, Камбоджи, Египет, Индия отмечается прогрессивный тип воспроизводства. Рисунок 1 – Рейтинг стран по уровню рождаемости и смертности по состоянию на конец 2017 г, случаев/ 1000 чел , При прогрессивном типе воспроизводства растет социальная нагрузка на государство, что отражается через коэффициент демографической нагрузки. Коэффициент демографической нагрузки показывает нагрузку на общество и экономику со стороны населения, не относящегося к трудоспособному населению (зависимая часть населения). Под населением, не относящимся к трудоспособному населению понимают суммарное население младше 15 лет и население старше 64 лет. Возраст населения трудоспособного возраста (производительная часть населения), соответственно, между 15 и 65 годами . Коэффициент демографической нагрузки напрямую отражает финансовые расходы на социальную политику в государстве. Например, при увеличении данного коэффициента, должны быть увеличены расходы на постройку образовательных учреждений, социальную защиту, здравоохранение, выплаты пенсий и т.д. Рисунок 2 - Коэффициент демографической нагрузки по состоянию на конец 2017 г, нетрудоспособных/ 100 чел Как видно из данных графика на рисунке 2, высокий уровень демографической нагрузки характерен для стран именно прогрессивного типа воспроизводства. В этом случае, демографическая политика направлена на снижение рождаемости – антинаталистическая демографическая политика (Antinatalistic). Одна из главных мер антинаталистической политики – это проведение кампаний по планированию семьи, то есть, информирование населения о средствах предупреждения беременности, объяснение правил применения этих средств, пропаганда, реклама, бесплатная раздача их населению. Так, например до 2017 года в Китае действовала программа «Один ребенок – одна семья». В качестве мер антинаталистической политики применялись различные санкции к родителям, имеющим больше детей, чем это разрешается государством. В Китае за рождение второго ребенка взимался штраф (сумма штрафа зависела от заработков родителей). Городской семье разрешалось иметь только одного ребенка, и только первенец имел право на бесплатное образование и медицинское обслуживание, а за лечение и обучение в школах вторых и последующих детей должны были платить родители . В результате реализации этой программы, а так же благодаря улучшению ситуации в сфере здравоохранения и повышению качества жизни увеличилась средняя продолжительность жизни в Китае , которая в 2012 году составила 75,2 года . В результате увеличения доли пожилых и снижения уровня рождаемости численность трудоспособного населения сократилась. Продолжение этой тенденции могла неблагоприятно сказаться на экономическом развитии и конкурентоспособности экономики Китая, так как именно избыточность рабочей силы была локомотивом бурного экономического роста страны. С 2016 года программа отменена и введено разрешение на заведение двух детей. Проблема перенаселения остро стоит в Индии. В настоящее время Индия занимает 2-е место в мире по численности населения. В 1951 г. Индия провозгласила программу планирования семьи в качестве официальной государственной политики. Сначала ставилась цель перехода от традиционной многодетной к двух- и трехдетной семье (основными лозунгами были «Два или три ребенка - достаточно!», «Малая семья - счастливая семья!». Политика планирования семьи включает пропагандистские, медицинские, административно-правовые меры. Центры семейного планирования занимаются распространение новых методов контрацепции и операциями по стерилизации (в среднем, ежегодно, в Индии подвергаются стерилизации около 5 млн. мужчин и женщин, а средствами контрацепции пользуются 50 - 60 млн. женщин). Искусственно сокращается численность женщин (селективное прерывание беременности по полу ребенка).Был повышен возраст вступления в брак. Но меры, реализуемые правительством Индии пока не дали заметных результатов в силу религиозных настроений в стране и низкого уровня медицинской помощи. Для США и стран Западной Европы характерен стационарный тип развития. В этом случае проводят демографическую политику, стимулирующую повышение рождаемости - пронаталистическую (Pronatalistic).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Политология, 64 страницы
1600 руб.
Дипломная работа, Политология, 72 страницы
1800 руб.
Дипломная работа, Политология, 44 страницы
1100 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg