Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА

Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства на региональном уровне

irina_k200 3025 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 121 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.07.2020
Целью выпускной квалификационной работы является исследование государственной и муниципальной поддержки субъектов малого предпринимательства, и определение направлений ее совершенствования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: ? Рассмотреть теоретические основы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства; ? Определить сущность, цели и задачи государственной поддержки малого и среднего предпринимательства; ? Исследовать инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства в РБ; ? Провести анализ деятельности Министерства промышленности и торговли в сфере предпринимательства; ? Провести анализ деятельности малого и среднего предпринимательства в РБ; ? Рассмотреть направления развития государственной поддержки в сфере предпринимательства в Республике Бурятия; ? Разработать предложения по развитию государственной поддержки в сфере малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия. Объектом выпускной квалификационной работы является государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия. Предметом выпускной квалификационной работы являются экономические отношения, складывающиеся в процессе государственного и регионального государственного регулирования, и поддержки предпринимательской деятельности. Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов по проблемам государственного регулирования предпринимательской деятельности. Среди них можно отметить труды: Алексеева С.В., Белых В.С., Джобавы Н.А., Кушлина В.И., Лапусты М.Г. Старостиной Ю.Л., Афанасьева В.Н., Бабаева Л.В., Виленского А.В., Горбунова А.Р., Колесникова А.Н., Кузина Д.Н., Лапусты М.Г., Осипова Ю.М., Прилуцкого Н.В., Радаева В.В., Ровенского Ю.А., Шамхалова Ф.И. и др. Методологической базой исследования послужили методы сравнительно-аналитического, функционального, управленческого анализов применительно к государственному регулированию и поддержке предпринимательской деятельности. В процессе работы были использованы нормативно-правовые документы Российской Федерации, а именно Федеральные законы и законы РФ, Постановления Правительства РФ, материалы федеральных и региональных Программ государственной поддержки предпринимательской деятельности, статистические данные официальных источников. Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенный в нем механизм укрепления связи между развитием субъектов малого и среднего предпринимательства в регионах России и на уровне муниципальных образований, и проведением государственной макроэкономической политики позволяет органично вписать предпринимательскую деятельность в общую концепцию развития экономики города Улан-Удэ и Республики Бурятия в целом. Тем самым государственная поддержка малого и среднего бизнеса будет не только формой помощи предпринимательству, но и формой его развития как составной части экономики, инструментом проведения макроэкономической политики, способом повышения вклада малого и среднего предпринимательства в обеспечение занятости, развития инновационной деятельности, роста налоговых поступлений в муниципальный бюджет. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Развитие рыночной экономики в Республике Бурятия, активизация предпринимательской деятельности требуют соответствующего развития форм и методов ее государственного регулирования. Экономическая наука и практическая хозяйственная деятельность убеждают в необходимости присутствия прогнозирования и планирования в государственной рыночной системе. Контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает наличие регулируемого воздействия на хозяйственную деятельность предпринимателей. Принятые в последние годы законы и иные правовые акты значительно усилили роль государства в становлении и развитии особенно малого и среднего бизнеса. Однако модернизация экономики требует нового подхода к их разработке и реализации. В современных условиях, прежде всего, следует обратить внимание на качество функционирования нормативно-правовой базы регулирования предпринимательской деятельности. Функция государства в процессе формирования механизма государственного регулирования носит двуединый характер: с одной стороны, заинтересованное в повышении эффективности региональной экономики государство должно стимулировать рыночные отношения как более благоприятные для создания эффективной экономики, с другой – с учетом того что рынок не в состоянии решить многие социальные и экологические проблемы, государство призвано противодействовать абсолютизации рыночных отношений. Актуальность выбранной темы заключается в том, развития предпринимательства может стать основой для улучшения экономики в Республике Бурятия, благодаря принятым в настоящем решений для будущего.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 6 1.1 Сущность, цели и задачи поддержки малого и среднего предпринимательства 6 1.2 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в регионе 11 1.3 Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства 21 2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РБ 29 2.1 Анализ деятельности Министерства промышленности и торговли РБ в сфере предпринимательства 29 2.2 Анализ развития предпринимательской деятельности в РБ 40 2.3 Анализ программ развития предпринимательства в РБ 2016-2019 60 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ 76 3.1 Влияние внешних и внутренних факторов на функционирование предпринимательской структуры в РБ 76 3.2 Направления развития государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства в РБ 83 3.3 Разработка предложений по совершенствованию государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия 102 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 116
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (С учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). 2. Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 27.12.2019). 3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019). 4. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 18.07.2019). 5. Указ Президента Российской Федерации «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1 апреля 1996 г. №440. 6. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения» от 28.01.2016 N 41 (ред. от 06.10.2017). 7. Постановление Правительства Российской Федерации «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» от 31 июля 2015 г. № 779 (ред. от 02.08.2018). 8. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»» от 15.04.2014 № 316 (ред. от 24.12.2019, с изм. и доп. вступ. в силу с 01.01.2020). 9. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018). 10. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года» от 08.12.2011 N 2227-р (ред. от 18.10.2018). 11. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» от 28.12.2009 N 2094-р. 12. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года» от 05.07.2010 N 1120-р (ред. от 26.12.2014). 13. Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об установлении срока заключения соглашений между Минэкономразвития России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров» от 18.08.2015 № 1594-р. 14. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О распределении субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров» от 4 сентября 2015 г. № 1737-р. 15. Приказ Минэкономразвития «О проведении отбора мероприятий, которые будут учитываться при определении размера субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплексных инвестиционных проектов по развитию инновационных территориальных кластеров, а также мероприятий, включаемых в утверждаемый Министерством экономического развития Российской Федерации перечень мероприятий, отобранных для софинансирования за счет средств субсидий» от 5 августа 2015 года № 531. 16. Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении перечня мероприятий, отобранных для софинансирования за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ развития пилотных инновационных территориальных кластеров» от 19.11.2014 N 746 (ред. от 22.12.2014). 17. Приказ Минэкономразвития РФ «О мерах по реализации мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства» от 16.02.2010 N 59 (ред. от 12.10.2010). 18. Приказ Минпромторга России «Об организации работы в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации по подтверждению соответствия промышленного кластера и специализированной организации промышленного кластера требованиям к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности» от 26.01.2016 г. № 130 (ред. от 30.06.2017). 19. Приказ Минпромторга России «Об образовании Межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию деятельности в сфере индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков и промышленных кластеров» от 27.01.2016 г. № 147. 20. Протокол заседания Рабочей группы по развитию частно-государственного партнерства в инновационной сфере при Правительственной комиссии Российской Федерации по высоким технологиям и инновациям от 13 июня 2012 г. №18 - АК. 21. Закон Республики Бурятия «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011-2015 годы» от 14 марта 2011г.№1907-IV. 22. Закон Республики Бурятия «О внесении изменений в Закон Республики Бурятия «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011—2015 годы» от 5 мая 2015 года №1104-V. 23. Закон Республики Бурятия «Об утверждении отчета об исполнении Закона Республики Бурятия «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 – 2015 годы» за 2015 год» от 7 июля 2015 года № 1187-V. 24. Закон Республики Бурятия «О программе социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2020 года» от 28 февраля 2011г. №1903-IV (ред. от 07.07.2015). 25. Постановление Правительства Республики Бурятия «О создании и развитии инновационного территориального кластера «Улан-Удэнский авиационный производственный кластер»» от 07 декабря 2012 года №750. 26. Федоров Н.В., Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации /; М.: Пресс-сервис, 2013. – 519 с. 27. Официальный сайт законодательного органа Республики Бурятия - Народный Хурал. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hural-buryatia.ru/ (дата обращения 13.01.2020). 28. Официальный сайт органов местного самоуправления города Улан-Удэ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ulan-ude-eg.ru (дата обращения 13.01.2020). 29. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://burstat.gks.ru (дата обращения 13.01.2020). 30. Федеральный справочник. 26 том издания. [Электронный ресурс]. URL: http://federalbook.ru/news/analitics/.html (дата обращения 13.01.2020). 31. Официальный сайт Байкал-Дейли (новости в реальном времени). [Электронный ресурс]. URL:https://www.baikal-daily.ru/news/19/247762/(Дата обращения: 13.01.2020). 32. Официальный портал Республики Бурятия. [Электронный ресурс]. URL:http://egov-buryatia.ru (Дата обращения: 13.01.2020). 33. О корпорации МСП [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://corpmsp.ru/about/deyatelnost/ (Дата обращения: 13.01.2020). 34. Кредитование малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/smallBusiness/ 35. Программы поддержки малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/smallBusiness/ 36. Ляшевич И. А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Журнал российского права, 2012. – № 5. – С. 61-64; 10 37. Шлафман А.И. Место государственного регулирования и поддержки предпринимательства в экономических процессах // BaikalResearchJournal, 2011. – № 1. – С. 24-27; 24 38. Титов Б.Ю.Сектор малого и среднего предпринимательства: Россия и Мир // Электронный ресурс Института экономики роста имени П.А.Столыпина: http://stolypin.institute/wpcontent/uploads/2019/12/issledovanie-ier-msp-27.12.19.pdf 20 39. Ибрагимов У.Ф. Система поддержки малого предпринимательства // Мировая наука, 2017. – № 2. – С.21-25; 8 40. Аверин А. В. Совершенствование механизмов государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки, 2015. – № 1-217. – С. 45-48; 2 41. Невская Н.А. Макроэкономическое планирование [Электронный ресурс]: учебник и практикум для академического бакалавриата /Н.А. Невская. - Москва: Юрайт, 2016. [Электронный ресурс]. URL: http://www.biblio-online.ru 42. Автор. Название статьи. [Электронный ресурс]. URL: http://obp.mgutm.ru 43. [Электронный ресурс]. URL:https://pandia.ru/text/83/305/97872.php 44. [Электронный ресурс]. URL: http://konf.x-pdf.ru/18ekonomika/139050-5-prognozirovanie-razvitiya-predprinimatelskih-struktur-usloviyah-globalizacii-ekonomiki.php
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 1.1 Сущность, цели и задачи поддержки малого и среднего предпринимательства. Во всех странах мира особое внимание уделяется развитию малых и средних предприятий, этот сектор занимает значительное и даже ведущее место. Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и оказание содействия в продвижении производимых ими товаров. Концепция государственной поддержки малого и среднего предпринимательства базируется на признании предпринимательства сферой экономической деятельности, способной обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект. Для достижения поставленной цели государственной политики в сфере малого предпринимательства концепция выделяет решение следующих задач: 1) Формирование правовой среды, обеспечивающей развитие сферы малого предпринимательства; 2) Финансовое обеспечение государственной поддержки предпринимательства; 3) Формирование инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов; 4) Повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства. В соответствии с принятым законом в 1995 году «О государственной поддержке малого предпринимательства» малый бизнес начал пользоваться большим вниманием со стороны нашего государства: ряд отраслевых, региональных и федеральных общественных объединений, и ассоциаций предпринимателей [22]. С 24 июля 2007 года был принят новый Федеральный Закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Редакция 27.12.2019 (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020), который является основным законом для деятельности субъектов МСП и регулирует все, что с ней связано. Определение субъектов, подпадающих под действие настоящего Закона, определяется критериями максимальных значений среднесписочной численности или годового оборота предприятий. Под поддержкой малого и среднего предпринимательства понимается[4]: - Деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемых с учетом развития малого и среднего предпринимательства в рамках государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации; - Деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства. Закон также определяет основные цели и принципы государственной политики развития МСП в РФ. К его основным целям относится: 1) Обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МСП: 2) Обеспечение конкурентоспособности субъектов МСП; 3) Увеличение количества МСП; 4) Обеспечение занятности населения и развития самозанятости; 5) Увеличение доли производимых субъектами МСП товаров (работ, услуг) в объеме ВВП. Поддержка субъектов МСП включает в себя финансовую поддержку, имущественную, консультационную, поддержку в обучении, переподготовке и в повышении квалификации работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесел, поддержку МСП. занимающихся внешнеэкономической и сельскохозяйственной деятельностью. Оказание финансовой поддержки субъектов МСП может быть осуществлено посредством [12]: 1) Субсидий - денежные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе с целью возмещения недополученных доходов или финансового обеспечения затрат в ходе производственной деятельности субъектов МСП, она имеет целевой характер использования. В целях поддержки малых и средних предприятий Министерство экономического развития ежегодно выделяет определенную сумму субсидий для МСП, а затем распределяет их путем конкурсного отбора. Для субсидий должны участвовать в последующих тендерах на уровне региона, и с определенным объем документов. для гранта, который включает заявление на предоставление субсидии малых и средних предприятий, а также бизнес-план или технико-экономическое, включая смету расходов с их конечной целью; 2) Бюджетных инвестиций – выделение средств из бюджета юридическим лицам для вложения их в основной и оборотный капиталы с целью получения дохода. Обеспечение инвестиций предполагает создание собственности на государственную или муниципальную собственность в соответствующей части уставного капитала поддерживаемых юридических лиц; 3) Государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектам МСП. Гарантия может быть предоставлена как для обеспечения надлежащего исполнения субъектам МСП перед бенефициаром, так и для компенсации ущерба, образовавшегося возникновением гарантийного случая некоммерческого характера. Самой большой проблемой и препятствием для вступления в предпринимательский мир для МСП является нехватка финансовых ресурсов. Для начала собственного бизнеса создается потребность в кредите для каждого потенциального предпринимателя [27]. Совместно с Банком России и Министерством экономического развития России Корпорация разработала программу стимулирования по кредитованию субъектов МСП под названием «Шесть с половиной», которая осуществляет проекты в приоритетных секторах. Основные вспомогательные механизмы поддержки Минэкономразвития в дополнении с предоставлением субсидий, представлены в следующей таблице. Таблица 1 – Механизмы поддержки субъектов МСП Министерством экономического развития РФ [38] Сфера поддержки Способы поддержки Финансы 1) Гранты начинающим 2) Субсидии государственным МФО и гарантийным фондам Модернизация основных средств предприятия 1) Субсидирование % ставок по кредитам 2) Субсидирование покупки нового оборудования 3) Лизинг оборудования Инновационная инфраструктура 1) Центры кластерного развития 2) Региональные центры инжиниринга 3) Центры прототипирования 4) Центры сертификации, стандартизации и испытаний Экспорт 1) Региональные центры поддержки экспорта 2) Региональные интегрированные центры Социальные инициативы 1) Субсидии социально-ориентированным субъектам МСП 2) Молодежное предпринимательства 3) Народные художественные промыслы Информационно-консультационная поддержка Центры поддержки предпринимательства Специальная инфраструктура 1) Бизнес-инкубаторы 2) Промышленные парки и технопарки Что касается финансовой поддержки, для повышения уровня предпринимательской активности осуществляется программа выдачи грантов. Конечными ее получателями могут стать предприниматели, действующие менее 1 года. Приоритетными получателями грантов являются безработные, молодежь, бывшие военные, молодые семьи с детьми, многодетные семьи, воспитывающие инвалидов. Максимальный размер гранта - 500 тысяч рублей [30]. Финансовая программа предоставляет субсидии на улучшение производительности работы, проценты по кредитам, закупку, модернизацию оборудования и аренду до 15 миллионов рублей. С 2015 года микрофинансовые организации предоставляют микрокредиты в размере до 5 миллионов рублей с процентной ставкой 9-10% годовых, и на срок не более 3 лет. В настоящее время существует более 70 региональных МФО. Содействие развитию малых и средних предприятий является важным элементом экономической политики страны, которая помогает поддерживать национальную конкуренцию и решать долгосрочные социальные проблемы. Комплекс мер направлен как на стимулирование роста общего числа субъектов предпринимательской деятельности (по инновационному сценарию оно должно достигнуть более 6 млн. чел. к 2021 году), так и на изменение отраслевой структуры малых и средних компаний, в том числе: ? Сокращение относительного числа малых предприятий, занятых в сфере торговли - до 20%; ? Рост числа предприятий, занятых в таких сферах, как здравоохранение, ЖКХ, информационные услуги, наука - до 50%; ? Рост компаний, занятых в строительстве и обрабатывающей промышленности - в 4-5 раз (от 130 тысяч до 500 тысяч компаний). К 2021 году планируется достичь следующие целевые показатели: доля малого бизнеса в ВВП - 30%; ? Доля малого бизнеса в занятости - 30%; ? Доля малого бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства-80% [38]. Несмотря на то, что программы все еще существуют, и то, что проблема развития малого бизнеса предписывается в государственной политике, это является ключевым фактором. Для продвижения вперед необходим инновационный подход, чтобы в целом создать благоприятную микро и макроэкономическую среду для функционирования малых и средних предприятий. 1.2 Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в регионе. Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики, она представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом. Финансовая поддержка института малого предпринимательства – это форма стимулирующего воздействия государства, реализуемая посредством ограниченного числа финансовых инструментов в рамках государственных и муниципальных программ поддержки развития малого и среднего предпринимательства, осуществляемая на конкурсной основе. Эффективность государственной поддержки – мера достижения цели государства при наиболее полном использовании условий и факторов, выделяемых на достижение цели хозяйствующему субъекту. Реализация системы поддержки малого предпринимательства предусматривает в качестве основных: принцип развития организационно-экономической системы; принцип непрерывности; принцип системности; принцип управляемости; принцип равноправного партнерства бизнеса и власти; принцип функциональной интеграции; принцип открытости территорий и внешнеэкономических связей; принцип адаптивности и равных возможностей; принцип информационной доступности и объективности. Указанные принципы в полной мере реализованы в механизме государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Государственная финансовая поддержка данного сегмента экономики рассматривается в рамках государственного финансового регулирования в форме воздействия государства на объекты предпринимательства в виде стимулирования (или сдерживания) в целях обеспечения сбалансированного развития экономики в целом, устранения (или недопущения) диспропорций, возникающих в условиях рыночной конкуренции. Любая из видов государственной поддержки имеет цель создания благоприятной предпринимательской среды (Рисунок 1). Рисунок 1 – Механизм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства являются: 1) Формирование инфраструктуры поддержки и развития; 2) Создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий; 3) Установление упрощённого порядка регистрации и лицензирования деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчётности; 4) Поддержка внешнеэкономической деятельности, содействие развитию торговых научно-технических, производственных и информационных связей с зарубежными странами; 5) Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. В отличие от других форм государственного регулирования предпринимательской деятельности, посредством которых, как правило, устанавливаются определённые рамки, границы деятельности хозяйствующих субъектов, государственная поддержка предпринимательской деятельности направлена на расширение их возможностей. Государственная поддержка осуществляется в отношении как конкретных направлений или видов предпринимательской деятельности (например, инновационной деятельности), так и определённых субъектов такой деятельности (например, субъектов малого предпринимательства). Разумеется, что такое деление является условным, так как, в конечном счете, государство должно стимулировать деловую активность предпринимательства. Цель государственной поддержки — создание благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательской деятельности. Организационные формы (меры) государственной поддержки малого предпринимательства входят в организационный блок системы поддержки, являются его элементами. Отмечу наиболее важные из них. Первый элемент — это нормативно-правовая база создания, функционирования и развития малых предприятий. Второй элемент — это программы развития малого предпринимательства. Меры по поддержке малого бизнеса должны включаться в программы поддержки малых предприятий всех уровней власти (федерального, регионального и муниципального). Методы государственной поддержки малого предпринимательства группируются по направленности их воздействия и содержания. Взаимодействие органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и организаций в целях содействия развитию рассматриваемого сегмента осуществляется в следующих формах: 1) Государственная финансовая поддержка (субсидирование процентных ставок, государственные и муниципальные гарантии, бюджетные инвестиции); 2) Льготное кредитование (льготные ставки по кредитам организациям); 3) Инвестирование (секьюритизация портфелей кредитов малого и среднего предпринимательства); 4) Финансирование в целях последующего оказания финансовых услуг; 5) Организация закупок товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства; 6) Иные гарантии (прямые гарантии, синдицированные гарантии). По направленности различают методы прямого и косвенного воздействия, а по содержанию — административные (организационно-правовые), экономические и институционные. Прямые методы — это бюджетное финансирование, субвенции, безвозвратные кредиты и т.п. Косвенные методы — налоговая политика, льготы и т.п. Методы административной поддержки, базирующиеся на силе государственной власти, авторитете правительства, можно подразделить на группы: запрет, разрешение и принуждение. Первые два метода реализуются путём выдачи или отказа каких-либо прав (лицензий, квот и т.п.). Принуждение используется как инструмент осуществления государственной политики по регулированию экономического цикла, цен и социальных отношений. Экономические методы подразделяются на финансово-кредитные и бюджетные. Финансово-кредитные — это количественное изменение предложения свободных денег и изменение «цены кредитов», т.е. процента, определяющего спрос на заёмный капитал и масштабы притока вкладов. Одним из важных инструментов государственного содействия развитию малого и среднего бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения. Институционные методы государственной поддержки направлены на организацию хозяйственной деятельности и основаны на создании субъектов и объектов институционной инфраструктуры. Субъектами являются предприятия всех форм собственности и банки, а объектами выступают хозяйственные отношения фаз и сфер воспроизводства. Широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям. Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ. С 2005 года Минэкономразвития России реализует специальную программу по предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне. Субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Федерации по следующим направлениям: 1) Оказание финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП; 2) Софинансирование капитальных вложений в объекты региональной и/или муниципальной собственности; 3) Содействие развитию молодёжного предпринимательства; 4) Организация предоставления услуг по принципу одного окна в целях создания, развития и поддержки субъектов МСП. В целях повышения эффективности использования средств федерального бюджета, на господдержку малого и среднего предпринимательства было принято Постановление от 29 декабря 2016 года №1538, согласно которому исключена необходимость проведения конкурсного отбора субъектов Федерации для предоставления субсидий на эти цели. Это сократит сроки доведения до регионов средств на поддержку малого и среднего предпринимательства. В целях улучшения бизнес-среды на региональном уровне Распоряжением от 31 января 2017 года №147-р (ред. от 19.04.2019) были утверждены 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Федерации по ключевым факторам, наиболее сильно влияющим на улучшение инвестиционного климата в регионах: ? Получение разрешения на строительство и территориальное планирование; ? Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества; ? Постановка на кадастровый учёт земельных участков и объектов недвижимого имущества; ? Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Федерации; ? Поддержка малого и среднего предпринимательства; технологическое присоединение к электрическим сетям; ? Подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения; ? Подключение к системам теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения; ? Наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности; ? Эффективность обратной связи и работы каналов прямой связи инвесторов и руководства субъекта Федерации; ? Эффективность деятельности инвестиционной организации; ? Качество инвестиционного портала субъекта Федерации. Целевые модели разработаны на основе лучших региональных практик и содержат обязательные целевые показатели (сроки, стоимость, количество процедур и т.д.). Целевые модели были использованы субъектами Федерации для формирования региональных «дорожных карт» по улучшению инвестиционного климата по каждому из направлений, реализацию большинства из которых региональные проектные офисы обеспечили до конца 2019 года. К преимуществам малого и среднего бизнеса можно отнести гибкость в освоении новых видов деятельности, технологий, производства новых видов товаров, высокую оборачиваемость активов, мобильную управляемость предприятием. При этом существенными недостатками являются низкая устойчивость вследствие небольшой доли основного капитала, недостаток оборотных средств и не высокий уровень квалификации персонала. Малые предприятия, как наиболее неустойчивая предпринимательская структура, зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке, которая обеспечит недостающую финансовую устойчивость и возможность конкурировать и взаимодействовать с крупным и средним бизнесом. Для поддержки малого бизнеса в федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях реализации государственной политики в данной области предусмотрены следующие меры: ? Специальные налоговые режимы, упрощенные правила налогового учета, упрощенные налоговые декларации по отдельным видам налогов; ? Упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий; ? Упрощенный порядок составления статистической отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства; ? Упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий; ? Льготный порядок расчетов за приватизированное государственное и муниципальное имущество субъектами малого и среднего предпринимательства; ? Меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; ? Иные направления. Государственная поддержка также необходима для обеспечения условий интенсивного роста малого бизнеса и выравнивания потенциала его развития в разных регионах страны на основе создания современной рыночной среды. Государственное регулирование поддержки малого и среднего предпринимательства заключается в выработке и реализации мер законодательного и исполнительного характера. Такие меры включают в себя выработку нормативных актов, действий, регулирования и контроль за исполнением уполномоченными государственными институтами мероприятий по поддержке субъектов малого предпринимательства. Для решения данного круга задач поддержки малого бизнеса необходимо развитие инфраструктуры. Ключевой элемент инфраструктуры – центры развития предпринимательства в каждом регионе страны, идеология которых заключается в объединении всех организаций, оказывающих необходимые малому бизнесу услуги, в одном месте. В этом случае инструментом государства, стимулирующим инновационные процессы и развитие инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства, являются институты развития. Они занимают специфическую нишу в экономике между собственно коммерческим сектором и прямым бюджетным финансированием. Вместе с тем, они должны тщательно отбирать предприятия в приоритетных секторах и отраслях экономики для государственной поддержки и субсидирования. В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий сферы малого и среднего предпринимательства. Созданы ассоциации предприятий малого бизнеса, федерация развития и поддержки малого предпринимательства, различные фонды развития и поддержки предприятий малого бизнеса. Проблемами малого и среднего бизнеса в России сегодня занимаются 10 различных учреждений, в том числе Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства и более 75 фондов в регионах, Фонд содействия предприятиям малых форм в научно-технической сфере, а также более 60 региональных отделений, Российская ассоциация развития малого предпринимательства, более 60 региональных отделений. Также создана федеральная сеть торгово-промышленных палат, включающая в себя 20 комитетов, 178 палат и более 700 союзов, осуществляющих инициативное формирование объединений предпринимателей и ремесленных палат. Также развиваются негосударственные научно-исследовательские, учебные, консультационные и другие организации, работающие в области поддержки бизнеса. Основными институтами развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются: 1) Бизнес-инкубаторы; 2) Венчурные фонды; 3) Фонды прямых инвестиций; 4) Гарантийные фонды; 5) Технопарки. Каждая из представленных структур оказывает определенные виды поддержки. Основными из них являются поручительства по кредитам, микрозаймы, информационная и консультационная поддержка, а также офисов в аренду по льготным ценам. Имеющийся в нашей стране опыт создания федеральных органов поддержки малого и среднего предпринимательства, показал, что отсутствие достаточных полномочий, финансовых средств и механизмов взаимодействия с другими ведомствами и региональными администрациями, не позволяет проводить эффективную государственную политику в отношении малого и среднего бизнеса. Основная причина сдерживания развития малых предприятий состоит в том, что им недостаточно финансовых ресурсов для приобретения основного, оборотного капитала и организации производства. Причины подобного положения известны: это сложность получения банковского кредита и его высокая учетная ставка, неподъемная арендная плата, сложная и долгая процедура регистрации малых предприятий, трудности в получении юридического адреса, неразвитость структуры сбыта и непосильное налоговое бремя. Преодоление этих проблем раскроет возможности дальнейшего развития малого бизнеса в России. 1.3 Зарубежный опыт государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Вклад малых предприятий в развитие экономики, как участников национальных и международных рынков вызывает широкий интерес, как в российской, так и в международной бизнес-литературе.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 70 страниц
1750 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 35 страниц
420 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 46 страниц
1150 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg