Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ВЗАИМОСВЯЗЬ КРЕАТИВНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

zagitova_ella 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.07.2020
Профессиональное самоопределение является интегральным свойством личности, проявляющимся в ее субъективных отношениях к обществу, другим людям, деятельности, самой себе, которые реализуются в общественном поведении и закреплены в образе жизни. Профессиональное самоопределение подростков формируется в процессе развитии личности подростка, являясь динамичным, изменчивым и воспитуемым качеств последней.
Введение

Актуальность. В современных условиях при оценке качества профессионального функционирования человека на первый план выходит его готовность к активным, самостоятельным и ответственным действиям, характеризующим субъектное отношение к труду, профессии, собственному профессионально-личностному развитию, следовательно, изменяются требования к выпускнику учебного заведения. Общество достаточно четко выражает потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением системно ставить и решать различные задачи. Креативность рассматривается и как профессиональная характеристика, и как необходимое личностное качество, которое позволяет человеку адаптироваться в меняющихся социальных условиях и ориентироваться в расширяющемся информационном поле. Творческое мышление становится одной из ключевых компетенций профессионала. При этом именно этап профессионального становления подростков, который характеризуется высокой интенсивностью профессионального самоопределения, дает возможности для целенаправленного формирования творческого мышления будущего специалиста. Подростковый возраст является сензитивным периодом развития креативности, таким образом воздействующем на профессиональное самоопределение учащегося, оказывающим влияние на становление личности в целом. Подростки стремятся к самосовершенствованию, независимости, отказу от стереотипов (Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин), однако недостаточно адекватные суждения о происходящем заставляют подростка подвергаться случайным влияниям. Поэтому в экспериментальных исследованиях E.JI. Солдатовой, Н.А. Тюрьминой, В.Н. Хазратовой, EJI. Яковлевой, Н.Ф. Вишняковой указывается необходимость целенаправленного формирования креативности в подростковом возрасте, создание условий для ее развития. В связи с этим наблюдается противоречия между острой необходимостью эффективного развития креативности у всех субъектов учебно-воспитательного процесса и реальным состоянием образовательной практики, которая опирается на традиционную парадигму образования, а также уровнем научных разработок в области креативности и неразработанностью данного вопроса в контексте учебно-воспитательного процесса. В настоящее время существует потребность в дополнении психологических теорий, концепций, рекомендаций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения. Актуальность выбранной темы подтверждается обилием научных трудов, которые так или иначе затрагивают проблемы развития интереса учащихся к изобразительному искусству. Для решения задач, поставленных в исследовании, были использованы труды из психологической области знания. Проблема исследования. Таким образом, основанием для определения проблемы исследования выступили противоречия между: потребностями общества в творческих, неординарных людях и традиционной организацией образовательного процесса, затрудняющей ориентацию на развитие креативности; потребностями подростка в самовыражении и общественными нормами в области эмоциональных переживаний; существенным психологическим потенциалом театральной деятельности и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ его реализации. Рассогласование между потребностью в создании условий для развития креативности подростков, актуальностью изучения психологического механизма театральной деятельности для развития креативности подростков и недостаточной разработанностью теоретических и методических основ его реализации составило проблему исследования. Цель исследования - выявить взаимосвязь креативности и профессионального самоопределения подростков. Объект исследования - подростки с разным уровнем креативности. Предмет исследования - взаимосвязь креативности и профессионального самоопределения подростков. Задачи исследования. Достижение поставленной цели предполагает реализацию следующих задач: Теоретические: 1. Проанализировать проблему профессионального самоопределе-ния в психологических исследованиях. 2. Рассмотреть мотивационные факторы выбора профессии. 3. Изучить понятие креативности в психологии. 4. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику подростков. Методические и эмпирические: 1. На основе теоретических данных разработать план и определить методы исследования. 2. Выявить особенности профессиональной направленности подростков. 3. Изучить особенности креативности подростков. 4. Выявить особенности профессионального самоопределения в подростковом возрасте. 4. Проанализировать взаимосвязь уровня креативности и профессионального выбора подростков. Гипотеза исследования: существует взаимосвязь креативности и профессионального самоопределения подростков. Теоретико-методологическая основа исследования. Методологической основой исследования являются: принцип развития (Л.И. Анцыферова, JI.C. Выготский, Д И. Фельдштейн); принцип единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); принцип детерминизма, понимаемый как закономерная зависимость психологических явлений от порождающих их условий и факторов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Теории психологии творчества (А.В. Брушлинский, Я.А. Пономарев), гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), теория креативности Р. Стернберга. Концепция поуровневого развития личности в онтогенезе (Д И. Фельдштейн). Положения о развитии креативности учащихся (Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, Е.Е Туник), о возрастной динамике креативности (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Е. Торренс, B.C. Юркевич) Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплексный метод, который включает в себя теоретический анализ философской, психологической, педагогической литературы по изучаемой проблеме, включенное лонгитюдное наблюдение, беседа, формирующий эксперимент, тестирование с применением теста креативности Е.П. Торренса Субтест 2. «Завершение фигуры», опросника креативности Дж. Джонсона, тест Дж. Гилфорда (в модификации Е.Е.Туник), методика оценки склонности к различным сферам профессиональной деятельности (Л.А. Йовайши). Достоверность результатов исследования обеспечивается теоретико-методологической обоснованностью, адекватно поставленным целям и задачам, репрезентативностью выборки, корректной организацией экспериментальной работы, применением качественного анализа в сочетании со статистическими методами обработки полученных данных. Научная новизна исследования заключается в том, что уточнено понятие креативность как устойчивой характеристики личности, реализуемая в процессе творчества, выявлены и систематизированы психолого-педагогические условия, влияющие на развитие креативности в учебно-воспитательном процессе, впервые установлена взаимосвязь между критерием креативности «оригинальность мышления» и взаимоотношениями в диаде «родитель - ребенок». Теоритическая значимость исследования. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработана модель развития креативности с учетом организации учебно-воспитательного процесса (содержательном и деятельностно-операциональном уровнях), выделен фактор активность как базовый источник развития креативности, обеспечивающий творческое проявление в деятельности. Полученные данные позволяют расширить представления о характере, процессе формирования и специфике развития креативности подростков в учебно-воспитательном процессе Практическая значимость исследования. Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана программа «Креатив в школе», которая позволяет оптимизировать процессы развития креативности в условиях учебно-воспитательного процесса, и способствует формированию творческого отношения к деятельности. Разработанный спецкурс «Психология творчества» вошел в вузовский процесс подготовки будущих педагогов, способных осуществлять работу по развитию креативности у школьников. Структура выпускной квалификационной работы. Введение, 3 главы, заключение, список литературы, приложение.
Содержание

Введение 3 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ КРЕАТИВНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 1.1. Психолого-педагогическая сущность понятия «профессиональное самоопределение» в контексте современных исследований 1.2. Мотивационные факторы выбора профессии 1.3. Понятие креативности в психологии 1.4. Психолого-педагогическая характеристика подростков 9 9 23 27 35 Глава II. ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ КРЕАТИВНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ПОДРОСТКОВ 2.1. Задачи и подготовка исследования 2.2. Организация и методы исследования Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ КРЕАТИВНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 3.1. Особенности креативности в подростковом возрасте 3.2. Особенности профессионального самоопределения в подростковом возрасте 3.3. Взаимосвязь уровня креативности и профессионального выбора подростков 43 43 45 51 51 Заключение Список литературы Приложение 56 58 67
Список литературы

1. Абульханова К.А. Сознание как жизненная способность личности // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 1. С. 32–43. 2. Агапов В. С. Фундаментальные идеи С. Л. Рубинштейна в современ-ных исследованиях самосознания и Я-концепции субъекта. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rubinstein-society.ru/engine/documents/document414.pdf- Загл. с экрана 3. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996. 4. Азбель А.А. Особенности формирования статусов профессиональной 5. идентичности старшеклассников [Текст]: дисс. … канд. психол. Наук (19.00.07) / А.А.Азбель. СПб., 2004. – 219 с. 6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. 7. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. 8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400с. 9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 2005. -- 352с. 10. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития. - М: ЧеРо, 2005, 524 с 11. Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - Спб, 2008. 12. Безус Ж.Н., Жукова Ю.П., Кузнецова И.В., Радченко В.В., Совина К.В., Холодилова Ю.К. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: Учебное пособие для учащихся старших классов школ. -Ярославль: Центр «Ресурс», 2003. 152 с. 13. Бендюков М. А. Ступени карьеры: азбука профориентации. СанктПе-тербург: Речь, 2006. – 236 с. 14. Володина Ю.А. Дорога в жизнь или путешествие в буду-щее...Тренинговая программа проессионального и жизненногосамо-определния для воспитанников детских домов и школ-интертатов.- М.: Генезис, 2012. 15. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. М., 1973. 16. Волков Б.С., Волкова Н.В. Методы исследований в психологии: Учеб.-практ. пособие. М., 2002. 17. Велумян Н.А. Профессиональное самоопределение и черты характера у старшеклассников // Вестник ОГУ. 2012. № 3 (23). С. 256-261. 18. К. М. Гуревч, Е. М. Борисова. Психологическая диагностика: Учебное пособие. — М.: Изд-во УРАО.. 2000 19. Дружинин В. Психология. – СПб.: Питер, 2007. – 656с. 20. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2000. 21. Диагностика профессионального самоопределения: учеб.-метод. посо-бие / сост. Я.С. Сунцова. Часть 2. Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2011. – 142 с 22. Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: учеб. пособие для вузов / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей ; ред. Д. И. Фельдштейн. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2008. – 256 с. 23. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.klex.ru/c2u - Загл. с экрана 24. Ильин Е.П. Психология взрослости. СПб.: Питер, 2012. – 544с. 25. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной дея-тельности / Е.П.Ильин. СПб.: Питер, 2008. – 432 с. – Серия: Мастера психологии 26. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] /Е.П. Ильин. - СПб., 2003. - 186с. 27. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2007. – 944с. 28. Кузнецова Е.А. Влияние интернета на профессиональное самоопреде-ление молодежи // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. №1. С.204-209. 29. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по специально-стям:Педагогика и психология, Соц. педагогика, Педагогика. - М.: Academia 2004. – 301 с. 30. Климова Е.К. Психология успеха. Тренинг личностного и профессио-нального развития: учебно-методическое пособие — Спб:Речь, 2013. 31. Лафренье П. Эмоциональное развитие детей и подростков. – СПб.:Прайм-ЕВРОЗНАК, 2012. – 256с. 32. Лучшие психологические тесты / сост. М.В.Оленникова. - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2010. 33. Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. Психология креативности»: «Когито-Центр»; Москва; 2009 34. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд-во МГУ, 1971. - 289с. 35. Маклаков А. Общая психология. М., 2005. – 785с. 36. Мартина, Н.К. Формирование устойчивой готовности к профессио-нальному самоопределению в условиях профильного обучения [Текст] /Н.К. Мартина. - Сургут, 2006. - 462с. 37. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. –672 с. 38. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. /М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.М.: Просвещение, 1984. – 256с 39. Мучински П. Психология, профессия, карьера. - Спб, 2004. 40. .Павлова Т. Л. Профориентация старшеклассников: диагностика и раз-витие профессиональной зрелости. - Москва: Сфера, 2006. - 118 с. 41. Пряжников Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения. - МПСИ, 2002. 42. Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение. - М., 2008. 43. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст] / Н.С. Пряжников. - М.: Академия, 2001. - 672с. 44. Психологический словарь (под ред. Зинченко). - М.: Просвещение, 1990. - 532с. 45. Психология подростка. Хрестоматия. Сост. Ю.И. Фролов. - М.: Про-свещение, 1997. - 256с. 46. Райгородский Д.Я. Психология самосознания. Хрестоматия. – Бахрах-Х, 2007. – 672с. 47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2008. – 579c. 48. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального са-моопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. - М.: Генезис, 2007. - 128 с. 49. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. - М.: Генезис, 2007 50. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпро-фильной подготовки. - М.: Генезис, 2007. 51. Раис, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Раис. - СПб.: Издательство "Питер", 2000. - 624с. 52. Симонов П.В. Что такое эмоция. – М.: 2009. – 375с. 53. Столин В.В. Самосознание личности. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.klex.ru/38t - Загл. с экрана 54. Степанова Л.И. Творческое воспитание школьников. - М.: ЦГЛ, 2006. 55. Степанский В. И. Психологические факторы выбора профессии: тео-рия, эксперимент: учебно-методическое пособие. - Москва: Москов-ский психолого-социальный ин-т, 2006. - 108 с. 56. Столяренко Л.Д. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях. - Феникс, 2005. 57. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса – СПб.: Речь,2003. 58. Туник Е. Е.. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2002. 59. Тюшев Ю. Выбор профессии: тренинг для подростков. – Спб.- 2006. 60. Устинова О.А. «Образ Я» и его развитие средствами диалога. // Мир-культуры, науки, образования. 2011 №6 (31). С. 138-140 61. Фахрутдинова Л.Р. Психология переживания: современное состояние, актуальные исследования, перспективы развития. [Электронный ре-сурс] - Режим доступа: http://www.ipras.ru/redir.php - Загл. с экрана 62. Чебыкин А.Я. Эмоциональная регуляция учебно-познавательной дея-тельности. – Одесса, 2007. – 204с. 63. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессио-нальной ориентации – М.: Владос - Пресс, 2004. 64. Чистякова С.Н. Критерии ипоказатели готовности школьников к про-фессиональному самоопределению. М. - 1997. 65. Ярошенко, В.В. Мотивация выбора профессии и особенности ее развития у учащихся общеобразовательной школы [Текст] / В.В. Ярошенко. - М.: Просвещение, 2004. - С.235.
Отрывок из работы

Глава1. Теоретическое изучение проблемы связи креативности и профессионального самоопределения подростков 1.1 Психолого-педагогическая сущность понятия «профессиональное самоопределение» в контексте современных исследований Понятие «самоопределение» вполне соотносится с такими модными ныне понятиями как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание. Самоопределение личности, личностное самоопределение – самоутверждение, самореализация и самосовершенствование человека в обществе, в труде и трудовом коллективе. Профессиональное самоопределение – поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения. Процесс профессионального самоопределения – это действия субъекта по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентации, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 101 страница
2525 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg