Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Работа с гиперактивными детьми дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения

zagitova_ella 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 113 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.07.2020
Проблема распространенности синдрома гиперактивности актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния здоровья детей. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира, доказательством которой является то, что: - во-первых, дети с синдромом СДВГ плохо усваивают школьную программу; - во-вторых, они не подчиняются общепринятым правилам поведения; - в-третьих, с ними в 3 раза чаще происходят различные аварии, в частности, они в 7 раз чаще попадают в автомобильные аварии;
Введение

Актуальность исследования. В настоящее время наблюдается рост числа детей с трудностями в обучении, которые проявляются уже в дошкольном образовательном учреждении. Эти дети часто гиперактивны. По данным разных авторов от 2 до 20% детей проявляют гиперактивные расстройства, характеризующиеся чрезмерной подвижностью, расторможенностью. В настоящее время эта проблема имеет психологическое значение, так как психомоторная тревожность, расторможенность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе. При неблагоприятных обстоятельствах, поведение гиперактивных детей в дошкольном возрасте может стать девиантным. Гиперактивные дети создают трудности в работе воспитателей, потому что они очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Актуальность проблемы заключается в том, что гиперактивность - это расстройство, имеющее множество различных аспектов: неврологический, психиатрический, двигательный, языковой, образовательный, социальный, психологический и др. Медицинский термин СДВГ расширяет это состояние более точно-синдром дефицита внимания и гиперактивности. Подразумевается, что невнимательность и сильная активность ребенка - это синдром заболевания, а не просто неугомонность малыша. Представленное явление появилось в шестидесятых годах прошлого века. В то время специалисты объясняли его развитие незначительными нарушениями работы головного мозга в восьмидесятые годы чрезмерная двигательная активность приобрела статус самостоятельного заболевания и с тех пор стала именоваться СДВГ, или синдромом дефицита внимания с гиперактивностью у детей. Именно поэтому в настоящее время актуально работать с гиперактивными детьми, т. к. их число с каждым годом увеличивается. При несвоевременной диагностике и отсутствии коррекции данное состояние может привести к внутрисемейным проблемам, формированию асоциального поведения у ребенка, что во многом определяет важность изучения и работу с детьми дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Объект исследования: поведение дошкольников с синдромом гиперактивности. Предмет исследования: коррекция поведения гиперактивных детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения. Задачи: 1. Проанализировать литературу о причинах гиперактивного поведения дошкольников; 2. В процессе анализа литературы выяснить, какие методы и алгоритмы существуют для работы с гиперактивными детьми. 3. На основе проведенного анализа разработать комплексную программу работы с детьми, имеющими гиперактивное поведение; 4. Оценить эффективность программы в процессе эмпирического исследования, организованного в соответствии с экспериментальным планом. Цель: разработать комплексную программу коррекции гиперактивного поведения детей дошкольного возраста и оценить ее эффективность. Гипотеза исследования: процесс коррекции гиперактивного поведения у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации будет эффективен, если: • будет проводиться своевременная диагностика на выявление у детей признаков гиперактивного поведения; • будет разработана и реализована программа коррекции гиперактивного поведения у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации, включающая в себя игры, направленные на развитие внимания, контроля над импульсивностью, а также психогимнастические и телесноориентированные упражнения. Теоретико - методологическую основу исследования составляют: идеи системного (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, М. Месарович, Г.Н. Сериков, М.Н. Скаткин), деятельностного (М.С. Каган, А.Н.Леонтьев, К.К. Платонов) подходов; и др. Методы исследования: - теоретические: изучение научной литературы по проблеме; - экспериментальные: тесты, эксперимент. Методики исследования: 1. Анкетирования для родителей" (И. П. Брызгунов, Е. В. Касатиков) 2. Опросник «Да и нет» (Н.И.Гуткина) 3. Анкета «Признаки импульсивности» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина) База исследования: МБДОУ детский сад № 93 г. Томска Томской области, 50 человек, возрастная категория от 6 до 7 лет. Практическая значимость исследования заключается в подборе диагностических методик, позволяющих определить наличие признаков гиперактивного поведения у дошкольников, а также в разработке программы, направленной на коррекцию гиперактивного поведения у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. Программа может быть использована студентами, педагогами, психологами, родителями. Научная новизна исследования состоит в том, что в ходе работы были уточнены и конкретизированы данные о коррекции гиперактивного поведения детей дошкольного возраста на примере работы с экспериментальной группой детей 6-7 лет МБДОУ №93 г. Томска. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3 ГЛАВА 1. Общие теоретические подходы к изучению особенностей работы с гиперативными детьми дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения…………………………………………………………………………...5 1.1. Причины формирования и проявления гиперактивного поведения у детей дошкольного возраста………………………………………………………16 1.2. Особенности личности гиперактивного ребенка дошкольного возраста……………………………………………………………………………...18 1.3. Специфика работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения………………………………………….25 ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование эффективности коррекционной работы по снижению гиперактивности детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения…………………………………………………….26 2.1 Организация исследования ……………………………………………29 2.2. Формирующий эксперимент, направленный на снижение гиперактивности детей дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения…………………………………………………………………………31 2.3. Результаты эмпирического исследования эффективности коррекционой работы по снижению гиперактивности детей дошкольного возраста в условиях образовательно учреждения………………………………48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….49 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….51 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….53
Список литературы

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2001. – 247 с . 2. Аверин В.А. Психология развития детей дошкольного возраста: Учебное пособие – 2-е изд., перераб. – С-Пб.: Изд-во Михайлова В.А. 2000. – 167 с. 3. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера. 2005. – 93 с. 4. Безруких М. М. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь / Под ред. М.М. Безруких. – М.: НПО «МОДЭК». - 2015.- С.34-39. 5. Бердникова А. А. Коррекция межличностных отношений гиперактивных детей со сверстниками // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения – 2011. - Выпуск № 20.- С. 23-25. 6. Болотовский Г.В., Чутко Л.С., Попова И.В. Гиперактивный ребенок. – СПб.: НПК «Омега», 2015. - 160 с. 7. Бреслав Г.М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М.: Педагогика, 1990. – 124 с. 8. Бондаренко У.Н., Мичурина Ю.А. Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с гиперактивным поведением // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 7-2. – С. 8-11. 9. Брязгунов И. П., Касатикова Е. В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях.- М., 2011. - 450 с. 10. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. - М.: Изд-во Института Психотерапии. - 2008. – 96 с. 11. Венар Ч. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Ч. Венар, П. Кериг; - СПб., 2007. – 670 с. 12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 1999. – 146 с. 13. Гарбузов В. И. Неврозы детского возраста и их профилактика. - М: Сфера, 2014. – 89 с. 14. Гурова Е.А. Ребенок с синдромом гиперактивности / Е.А. Гурова // Ребенок в детском саду. – 2005. №6. – С. 9-12. 15. Грибанов А.В., Панков М.Н., Подоплёкин А.Н. Уровень постоянных потенциалов головного мозга у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Физиология человека. - 2009. - Т. 35. № 6. - С. 43-48. 16. Грибанов А.В., Панков М.Н., Подоплёкин А.Н. Уровень постоянных потенциалов головного мозга у детей при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью // Физиология человека. - 2009. - Т. 35. № 6. - С. 43-48. 17. Грибанов А.В., Старцева Л.Ф., Иорданова Ю.А. Поведенческое реагирование детей с дефицитом внимания и гиперактивностью с различной стереотипностью выбора в детерминированных средах // Экология человека.- 2014. - № 12. - С. 34-38. 18. Депутат И.С., Грибанов А.В., Старцева Л.Ф., Нехорошкова А.Н., ПанковМ.Н. Интеллект детей с СДВГ: психофизиологический анализ (краткий обзор) // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Мед.-биол. науки. - 2016. - С. 20-29. 19. Детская патопсихология: Хрестоматия. / Сост. Н.Л. Белопольская. – М., 2001. – 351 с. 20. Дети дошкольного возраста с нарушениями в поведении и способы педагогического воздействия на них: Метод, рекомендации /Сост. В. К. Котырло, О. Н. Головко. - Киев, 2005. - 27 с. 21. Детская практическая психология: Учебник. / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2000. – 255 с. 22. Добсон Дж. Непослушный ребенок: Пер. с англ. -Пенаты: Т-Око, 2012. - 205 с. 23. ДрейкурсР., Золц В. Счастье вышего ребенка : Пер. с англ, - М.: Прогресс, 2006. - 239 с. 24. Дубровинская Н.В. Внимание к вниманию! / Н.В. Дубровинская; - М., 2005. – 32 с. 25. Елисеева О. Н. Психолого-педагогическая технология коррекции агрессивных проявлений у гиперактивных детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России . - 2012. - № 1. - С. 13-15. 26. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2011. – 480 с. 27. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка с гиперактивностью и дефицитом внимания. - 2-е изд. М. : Школа-Пресс. - 2014. – 265 с. 28. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной психотерапии. - СПб., 2013. – 320 с. 29. Исаева. Н. Сказка как средство оптимизации психоэмоциональной сферы старших дошкольников // Дошкольное воспитание.- 2012.- № 7.- С. 19-24. 30. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярослав: Академия развития. 2007. – 85 с. 31. Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет / А.Е. Кузнецова; - М., 2008. – 189 с. 32. Кулемина Ю.В. Краткий курс по основам специальной педагогики и психологии / Ю.В. Кулемина; - М., 2009. – 121 с. 33. Ломакина Г.Р. Гиперактивный ребенок. Как найти общий язык с непоседой / Г.Р. Ломакина; - М., 2009. – 188 с. 34. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми: комплексная программа / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб., 2003. – 190 с. 35. Лютова Е.К. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – СПб., 2007. – 136 с. 36. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К., Чутко Л.С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. - СПб. - 2012. - 460 с. 37. Немов Р.С. Психология: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р.С. Немов; - М., 1995. – 512 с. 38. Оклендер В. Окно в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. - М., 2007. - 620 с. 39. Пасечник Л. Гиперактивность: как быть? / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. – 2007. - №1. – С. 88-95. 40. Пасечник Л. Гиперактивность: как играть с гиперактивными детьми? Чем занять их в детском саду и дома? / Л. Пасечник // Дошкольное воспитание. – 2007. - №2. – С. 89-95. 41. Поддержка и обучение родителей детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью / Под редакцией Р. Ж. Мухамедрахимова— СПб.: Изд-во С.-Петерб» ун-та, 2014. - 78 с. 42. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью / О.И. Политика; - СПб., 2008. – 208 с. 43. Практическая арттерапия: лечение реабилитация, тренинг. - М., 2014. – 380 с. 44. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Дом БАХРА, 2016. – 123 с. 45. Родакер Н.М. Гиперактивность и агрессия у детей дошкольного возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 36. - С.20-24. 46. Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. - М.: Генезис, 2010. - 333 с. 47. Сашвич H.A. Технология игры в песок. Игры на мосту. - СПб., 2015. – 350 с. 48. Серёгина И. Н. Особенности психического развития детей страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIII междунар. науч.-практ. конф. Часть III. – Новосибирск: СибАК. - 2016. – с. 32-35. 49. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. - М.: Сфера, 2005. – 420 с. 50. Смирнова Н.А. Психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2015. - № 42. – с. 25 -28. 51. Старцева Л.Ф. Уровень постоянных потенциалов головного мозга у гиперактивных детей младшего школьного возраста при различной стратегии принятия решений // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Медико-биологические науки Выпуск № 3 / 2015. - С.56-59. 52. Сугробова Г.А. К вопросу о комплексном исследовании особенностей познавательных процессов у детей с нарушениями внимания и гиперактивным поведением // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского Выпуск № 25 / 2011. – 46 с. 53. Урунтаева Г.А. Детская психология: Учебник. 6-е изд. – М.: Академия. 2006. – 134 с. 54. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, училищ и колледжей, воспитателей детского сада. / под ред. Урунтаевой Г.А. – М.: Просвещение, 2011. – 110 с. 55. Фесенко Е. В., Фесенко Ю. А. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. – СПб.: Наука и Техника, 2010. - 384 с. 56. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. – М.: Прель Пресс, Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2001. – 152 с. 57. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду: Учебное пособие для психологов дошкольного образования. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 92 с. 58. Чутко Л. Гиперактивный ребенок // Мама и малыш – 2011. - №9.- С.123-128. 59. Чутко Л.С. Гиперактивный ребенок /Л.С. Чутко // Педиатрия для родителей. – СПб: Терра Медика, 2014. - № 1. – С. 72-76 . 60. Шевченко Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. – М.: Просвещение, 2011.- 232 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Общие теоретические подходы к изучению особенностей работы с гиперативными детьми дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения 1.1. Причины формирования и проявления гиперактивного поведения у детей дошкольного возраста Начало изучения детской гиперактивности связывают с именем Генриха Хофмана немецкого врача-психоневролога сто пятьдесят лет тому назад. В 1911 году вышла книга «Психологические аномалии среди учащихся» французских авторов Ж.Филиппа и П.Бонкура, где гиперактивных приравнивали к астеникам, эпилептикам, истерикам. Отечественные врачи-неврологи обратили свое внимание на проблему гиперактивности значительно позднее. В 1972 году Ю.Ф.Домбровская выступила на симпозиуме, посвященном происхождению, течению и лечению соматических болезней, где выделила так называемых «трудновоспитуемых» детей. Большинство исследователей (З.Тржесоглава, В.М.Трошин, А.М.Радаев, Ю.С.Шевченко, Л.А.Ясюкова) изучали феномен гиперактивности. Синдрому дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), в последнее время ученые, врачи уделяют все больше внимания. Феномен гиперактивности у детей давно и широко известен, и хотя досконально изучить его особенности не предпринималось, описательные характеристики мы находим во многих работах.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg