Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Диагностика развития эмпатии у старших дошкольников с задержкой психического развития

zagitova_ella 350 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 39 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 17.07.2020
В исследовании был заявлен ряд задач и в процессе они были выполнены. Был произведен анализ литературы как отечественных, так и зарубежных авторов. Также проводилось ознакомление с актуальностью данной темы, осуществлялся анализ литературы по вопросам: особенности развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте и особенности развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Введение

Актуальность проблемы эмпатии считается важной, потому что является наименее разработанной в психологии. При условии, что развитие эмпатии и её изучение имеет большое значение в настоящее время. Развитие эмоциональной стороны в отношениях «человек-человек» приобретает особую актуальность, поэтому перестройка человеческих взаимоотношений происходит в процессе утверждения новых ценностей. Основная идея гуманизма заключается в том, что человек является наивысшей ценностью. По мере того, как личность все глубже познает себя, свою индивидуальность, она становиться более чувствительной и способной принять уникальность других. Следовательно, развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков. Развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, обеспечивает успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве. Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и, определяется, как способность индивида эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств [5]. Абсолютно каждый человек приходит в мир со своими определенными качествами личности. Одним таким психологическим качеством является эмпатия, благодаря которому человек приобретает уникальный жизненный опыт, оказывающий влияние на его мировоззрение, способ восприятия окружающего мира и привычки. И не зависимо, сколько ему лет, к какой религии он принадлежит, на каком языке разговаривает и т.д., у каждого есть способность переживать и проявлять чувства, сходные с чувствами собеседника (Е.В. Бондаревская). Современная педагогическая теория и практика уделяют большое внимание выстраиванию гумманных отношений. Поэтому необходимо начинать развивать чувства с первых лет жизни, поскольку это является не менее важной задачей, чем обучение ребенка знаниям и умениям. То, как будет проходить процесс развития умений и получение знаний, зависит от эмоционального отношения ребенка к окружающим его людям и среде. Изучением проблемы появления и развития эмпатии в дошкольном детстве занимались многие отечественные психологи: А.Г. Басова, Т.П. Гаврилова и др. Исследование эмпатии в своих работах освещали и зарубежные психологи: К. Изард, К. Роджерс, И.М. Юсупов и др. Исследования показали, что именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, в которой эмпатия занимает ведущее место [5]. Наиболее точным и емким мы считаем определение Е. П. Ильиным «эмпатия»: это - сложный многоуровневый феномен, структура которого представляет совокупность эмоциональных, когнитивных и поведенческих умений, навыков и способностей человека [14 ]. Изучением понимания эмоциональных состояний другого человека детьми с задержкой психического развития занимались Е. Н. Васильева, Г. И. У.В. Ульенкова. На сегодняшний день в отечественной психологии существует большое количество работ, посвященных изучению эмпатии. Однако в большинстве источников раскрыты общие механизмы, особенности и возрастные рамки эмпатийных проявлений. В тоже самое время, вопросы развития и проявления эмпатии у детей с задержкой психического изучены недостаточно и находят отражение лишь в небольшом количестве научных публикаций. Именно поэтому важно заниматься развитием эмпатии у детей с задержкой психического развития. Есть отдельные работы, затрагивающие данную тему, однако методика развития недостаточно разработана. В связи с вышеизложенным, нами была определена цель исследования: изучение эмпатии у старших дошкольников с задержкой психического развития. Данная цель реализовалась путём выполнения ряда задач: 1) на основе анализа психолого-педагогической литературы определить основные подходы к проблеме развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; 2) описать особенности формирования эмпатии у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития; 3) подобрать критерии, разработать и апробировать методики диагностики эмпатии; 5) составить диагностическую программу; 6) произвести качественный и количественный анализ. Объект исследования: эмпатия у детей старшего дошкольного возраста Предмет исследования: особенности эмпатии и ее формирования у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Гипотеза состоит в предположении, что развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, будет осуществляться, если диагностическая программа будет содержать основные компоненты эмпатии. Методы исследования: -теоретические: анализ психолого-педагогической литературы и учебно-методических материалов, обобщение систематизация собранных данных; -эмпирические: использование серии методик для диагностики эмпатии; наблюдение, беседа; - статистические: количественная обработка данных, полученных в ходе проведения экспериментальной работы; качественный анализ результатов. В качестве эмпирической базы исследования использована практика работы с детьми старшего дошкольного возраста задержкой психического развития в МБОУ ЦО 29 г. Тулы. В эксперименте принимали участие 4 воспитанника в возрасте от 5 до 7 лет с диагнозом ЗПР церебрально-органического генеза.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………………………………….7 1.1 Понятие «эмпатия»……………………………………………………………7 1.2 Особенности эмпатии у детей старшего дошкольного возраста…………10 1.3 Особенности эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития……………………………………………...15 Глава 2. НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМПАТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ………………………………………………...20 2.1 Методическое обоснование разработки программы обследования эмпатии детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..20 2.2 Содержание программы диагностики эмпатии детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития …………………22 2.3 Представление и анализ результатов исследования эмпатии детей старшего дошкольного возрвста с задержкой психического развития………25 2.4 Рекомендации по выбору коррекционно-развивающих мероприятий по развитию эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…………………………………………………………..32 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для вузов. 4-е изд., стереотип. М.: Академия, 1999 . 672 с. 2. Андреева Г.М. Эмоция как феномен социального мира и форма представленности человека миру и мира ему // Мир психологии. 2002. № 4. С. 11–21 3. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для вузов. М.:Аспект Пресс, 2001. 384 с. 4. Басова А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. 2012. №8. С. 254-256. URL: https://moluch.ru/archive/43/5271/ (дата обращения: 20.05.2019). 5. Божович Л. И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии», 1975. № 2. С. 51-58 6. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно - ориентированного образования. Ростов-на-Дону, Из-во.: Ростовского педагогического университета, 2000. 352 с. 7. Буре Р.С. Развитие взаимоотношений детей старшего додшкольного возраста в процессе совместной трудовой деятельности. дисс. канд. пед. наук:.М.1968. 8. Бутузова Ю. С. Чувства и эмоции. Как человеку управлять ими // Молодой ученый. 2016. №19. С. 310-312. URL: https://moluch.ru/archive/123/33939 (дата обращения: 20.05.2019). 9. Васильева E.H. Особенности формирования положительного эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР к сверстникам. [Электронный ресурс] // диссертация. 2015. URL: http://www.voennoepravo.ru/node/2149 (дата обращения: 19.05.2019). 10. Выготский JI.C. Вопросы детской психологии.:.СПб; СОЮЗ, 1997. 224 с 11. Выготский JI.C. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. 1972. № 2. С. 112-115. 12. Ежкова Н.С. Дошкольное образование и мир детских эмоций: теоретико-методические основы взаимовлияния: монография. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014, 159 с. 13. Запорожец А.В., Неверович Я.З., Кошелелева А.Д. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. М.: Юрайт, 1986. 235 с. 14. Ильин Е.П. Альтруизм. Эгоизм. Эмпатия. М.: Аспект Пресс, 1989. 384 с. 15. Карелина И. О. Педагогическое сопровождение ребенка в процессе развития у него понимания и вербализации эмоциональных состояний : автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль, 2004. 22 с. 16. Карелина И. О. Развитие когнитивного компонента эмоциональной сферы ребенка: теоретические аспекты : учебно-методическое пособие. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2010. 79 с 17. Гаврилова, Т.П. «Эмпатия как специфический способ познания человека человеком», М.: Юрайт, 2000. 957 с. (дата обращения: 22.05.19) 18. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. М., 1981. С. 122-139. 19. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии// Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147-168. 20. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии . М.: «Педагогика», 1978. С. 423-424. 21. Изард К, Кэрролл Е. Эмоции человека. М.: Астрель ; Тверь : АСТ, 1980. 319 с. 22. Каика В. А. Теоретические основы развития эмоций у детей старшего дошкольного возраста средствами сказкотерапии. Подходы исследователей к изучению эмоций в отечественной и зарубежной психологии // Молодой ученый. 2016. №6. С. 691-695. URL: https://moluch.ru/archive/110/27221/ (дата обращения: 20.05.2019) 23. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: учебное пособие для вузов. М., 1998. 160 с. 24. Лабунская, В.А. Социальная психология личности в вопросах и ответах, М: Просвещение, 2000. 397с. 25. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития. М.: Педагогика, 2004. 306 с. 26. Овчаренко Е. Р. Эмоционально-нравственное развитие в дошкольном возрасте // Вып. 8. Изд-во ВГИПКРО, 2002. С. 36-38. 27. Овчаренко Е. Р. Развитие эмпатии у дошкольников: Метод, реком. по эмоционально-нравственному развитию дошкольников. Волгоград, 2003. 44 с. 28. Овчаренко Е.Р. Педагогические условия развития эмпатии детей 5 - 7 лет // Науч. - метод. журнал "Начальная школа плюс: До и После". 2003. №10. С. 11 - 15. 29. Пономарева, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: монография: Минск: Бестпринт, 2006. 76 с. 30. Рогов Е.И. Психология общения. М.,2001. С. 202 - 205. 31. Роджерс К. Эмпатия // Психология эмоций. М., 1984. С. 234 - 238. 32. Социальная психология / Петровский А.В., Абраменкова В.В. М., 1987. 224 с. 33. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. проф. В.А. Лабунской. М., 2000. С. 178 - 190. 34. Стрелкова А.П. Психические особенности развития эмпатии у дошкольников в семье и группе детского сада // Взаимодействие семьи и детского сада в нравственном воспитании дошкольников. -М., 1989. 35. Сухарева Г.Э. Клинические лекции по психиатрии детского возраста [Электронный ресурс] URL: https://www.koob.ru/sukhareva/ (дата обращения: 19.05.2019). 36. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического.:Н.Новгород: НГПУ, 1994. 230 с. 37. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение, 1998. 304 с. 38. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2001. 336 с. 39. Эмоциональное развитие дошкольника / Под. ред. А.Д. Кошелевой. М., 1985. С. 99 - 100. 40. Юсупов, И.М. Психология эмпатии: теоретические и прикладные аспекты[электронный ресурс]: дисд-ра психол. наук: 19.00.01/ И.М.Юсупов. –Спб., 1995. – 252с.URL:http://www.disserccat.com/content/psikhologiyaempatii (дата обращения: 22.05.2019) 41. Якоби Борис Семенович. Влияние сказки на развитие эмпатии у старших дошкольников.[электронный ресурс] URL:http://www.skazki?id=2225(дата обращения: 19.05.2019).
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 1.1 . Сущность понятие «эмпатия» История изучения эмпатии берет начало в конце XIX в. в таких философских дисциплинах, как этика и эстетика. В различных этических и эстетических учениях описываются особенности человека, отражающие специфику его отношений с окружающими и способствующие пониманию и познанию других людей. Эти теории положили начало исследованиям феномена эмпатии в психологии. В психологической науке первым использовал термин «эмпатия» Э. Титченер: «эмпатия – это постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствование, в переживание другого». Это определение не вбирает в себя всю многогранность и сложность данного психического явления. В настоящее время существует несколько трактовок феномена эмпатии, которые соответствуют направлениям в исследовании этого явления. По мнению Пононаревой М.А, эмпатия определяется как способность или свойство личности, имеющая сложную аффективно-когнитивно-поведенческую природу. Эта способность проявляется в умении дать эмоциональный отклик на переживания другого человека. Она также подразумевает рефлексию внутренних состояний, мыслей и чувств самого субъекта эмпатии [29]. Т.П. Гаврилова указывает на то, что эмпатия – это эмоциональная способность реагировать на сигналы, передающие эмоциональный опыт другого человека [19].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg