Нормативная база, понятие, общая характеристика ликвидации как способа прекращения деятельности юридического лица
Нормативно – правовой базой для ликвидации юридических лиц являются:
Основополагающим законом, регулирующим отношения, в сфере ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [7]. Этот нормативный правовой акт закрепляет не только принципы регулирования в данном процессе, но и содержит нормы, регламентирующие детально процедуру тех или иных регистрационных действий (устанавливает сроки регистрации, перечни предоставляемых документов, основания для отказа в регистрации и т.п.).
Гражданский кодекс РФ [2] — этот документ содержит не только основные положения о юридических лицах различных организационно-правовых форм, но и подробно определяет порядок определенных процедур. Например, вопросы, связанные с добровольной ликвидацией юридического лица, так подробно более нигде не прописаны (последовательность действий при ликвидации, требования к промежуточному и ликвидационному балансам и др.).
Законы об отдельных видах юридических лиц, — это Федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью» [5], «Об акционерных обществах» [6], «О производственных кооперативах» [9] и т.п. Они содержат нормы, определяющие статус и функционирование юридических лиц различных организационно-правовых форм.
Особняком в данном ряду стоит Федеральный закон № 127 – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[4], как регулирующий отдельную, очень глубокую, но специфичную нишу – все аспекты несостоятельности, предотвращения несостоятельности (санация, реабилитационные процедуры – финансовое оздоровление, внешнее управление), выход из процедур несостоятельности (мировое соглашение, прекращение процедуры несостоятельности) в отношении как юридических, с разделением по их видам и масштабам деятельности (обычные организации, градообразующие организации, застройщики, банки, финансовые организации, ликвидируемые и отсутствующие юридические лица), а так же и физических лиц (реструктуризация долгов, реализация имущества).
Подзаконные нормативно-правовые акты: к таковым относятся, в частности, постановления правительства «О Едином государственном реестре юридических лиц», «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», акты федеральных органов исполнительной власти.
Особо следовало бы отметить письма Федеральной налоговой службы. Нормативно-правовыми актами они не являются, но оказывают большое влияние на принятие решений регистрирующими органами. В частности, нередко в решениях регистрирующих органов об отказе в регистрационных действиях присутствуют ссылки на письма ФНС, регулирующие тот или иной вопрос.
Ну и конечно же нельзя не отметить формирующую правоприменительную практику Постановления пленумов, Обзоры практики рассмотрения дел Высшего Арбитражного суда (ранее), и Верховного суда (в нестоящее время), либо позицию данных судебных органов по конкретным делам. Да, конечно, Российская правовая система не является прецедентной, однако, арбитражные суды в правоприменительной практике очень активно используют разъяснения, данные высшей судебной инстанцией.
Практически каждый предприниматель рано или поздно сталкивается с проблемой ликвидации бизнеса, будь то с ликвидацией фирмы (юридического лица) или с завершением предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Это может быть связано как с потерей интереса собственников фирмы к данному бизнесу или убыточностью фирмы, так и с допущенными юридическими и бухгалтерскими ошибками, обнаружение которых бы было бы крайне нежелательно.
Пункт 1 статьи 61 ГК РФ гласит: "Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам."[2] Поскольку права и обязанности не переходят к правопреемникам, задача обеспечения прав и интересов кредиторов приобретает при ликвидационных процедурах очень большое значение.
Ликвидация может осуществляется добровольно, по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица, в частности, по истечении установленного срока деятельности юридического лица, или в связи с достижением целей, для которыхоно создавалось.
Возможна так же и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением (п.2 ст.61 ГК РФ). Основаниями для нее
являются осуществление юридическим лицом своей деятельности без
надлежащего разрешения (лицензии), либо с неоднократными нарушениями лицензии или правовых актов, а также противоречие этой деятельности законодательным запретам. Случаи принудительной ликвидации юридического лица могут предусматриваться только Гражданским кодексом.
В числе оснований для принудительной ликвидации законодателем отдельно указывается такое основание (ст. 65 ГК РФ) как банкротство, т.е. неспособность должника удовлетворить свои обязательства в установленный срок.
Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно длительную процедуру, основное содержание которой сводится к выявлению и удовлетворению требований, имеющихся у кредиторов. При этом
юридическое лицо продолжает свою деятельность с определенными ограничениями (до момента исключения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены о том, что данное юридическое лицо находится в процессе со
своими кредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие
решение о ликвидации юридического лица, должны немедленно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих
сведений в государственный реестр. С момента внесения данных сведений к наименованию юридического лица обязательно добавляются
слова в ликвидации.
Предусмотренная законом обязательная процедура ликвидации так-
же рассчитана на защиту интересов кредиторов. Ведь учредители или
участники юридического лица при его ликвидации обычно заинтересованы в сохранении максимально возможного остатка имущества после
завершения всех расчетов, поскольку он обычно поступает в их собственность. Поэтому ликвидация должна проходить под контролем органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица, либо под контролем Арбитражного суда.
Отличие ликвидации от реорганизации состоит в том, что реорганизация представляет собой одну из форм прекращения деятельности юридических лиц и создания новых. Реорганизация не означает погашения обязательств юридического лица, прекращающего деятельность. Все его права и обязанности переходят к вновь образованным юридическим лицам - его правопреемникам.
Правопреемство при реорганизации носит универсальный (общий) характер. Предполагается, что, во-первых, правопреемникам передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс. И, во-вторых, организация-правопреемник не вправе отказаться от принятия каких-либо обязательств реорганизуемого юридического лица.
Реорганизация юридического лица может осуществляться только в соответствии с Гражданским кодексом РФ. В противном случае решение о реорганизации или ликвидации юридического лица, а также акт о регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации другого юридического лица, признаются судом недействительными.
Глава 2
Основания и порядок ликвидации юридических лиц
2.1 Основания ликвидации юридических лиц
Ликвидация — это способ прекращения юридических лиц без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Подобно реорганизации, она может быть как добровольной, так и принудительной.
Юридическое лицо может быть ликвидировано принудительно, по решению суда, по таким основаниям как:
1. Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии)либо деятельности, запрещенной законом. Это такие виды деятельности, как производство взрывчатых веществ, наркотиков, торговля отдельными видами товаров и прочее;
2. Неоднократное или грубое нарушение закона или иных правовых актов. К подобным основаниям относятся нарушения налогового законодательства, правил землепользования или санитарно-эпидемиологических норм, взаимоотношений с внебюджетными фондами, регистрация проспектов эмиссии и т.п.
В частности, в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[7] регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, если юридическое лицо допустило грубые нарушения законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации.
Налоговые органы на основании данных правовых норм вправе обращаться в суд с исками о ликвидации юридических лиц, в частности в случае неоднократного или грубого нарушения налогового законодательства.
Таким нарушением может быть, например, систематическое непредставление организацией отчетов о ее финансово-хозяйственной деятельности, а также документов и сведений для исчисления и уплаты налогов.
Однако при рассмотрении иска о ликвидации юридического лица в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона арбитражный суд должен установить, какие конкретно нарушения закона допущены, и оценить их характер, после чего решать вопрос о ликвидации.
Так же налоговым органом может быть самостоятельно исключено из Единого Государственного реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц так называемое недействующее юридическое лицо.
О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних 12 месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации.
Необходимо понимать, что решение арбитражного суда о ликвидации юридического лица не может служить основанием для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией и является лишь основанием для внесения регистрирующим (налоговым) органом записи о принятии решения о ликвидации юридического лица.
ГК РФ не предусмотрен специальный порядок ликвидации юридического лица в случае вынесения арбитражным судом решения о ликвидации юридического лица. Это означает, что ликвидация юридического лица в этом случае осуществляется в том же порядке, что и при добровольной ликвидации, с той лишь разницей, что первый этап – принятие решения о ликвидации – осуществляется не учредителями (участниками, акционерами, собственниками) юридического лица, а судом. В последующем же вся последовательность этапов аналогичная добровольной ликвидации, сохраняется.
3. Систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям.
Согласно п.1 ст.49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В п.2 ст.52 ГК РФ указано, что в учредительных документах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели ее деятельности.
4. Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократного непредставления в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
5. Основаниями для ликвидации религиозной организации в судебном порядке являются:
Нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;
Действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
Создание вооруженных формирований;
Пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;
Принуждение к разрушению семьи;
Посягательство на личность, права и свободы граждан;
Нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использование в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершение развратных и иных противоправных действий;
Склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
Воспрепятствование получению обязательного образования;
Принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
Воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
Побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.
6. Акции акционерного общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества. В случае неполной оплаты акций в течение указанного срока право собственности на акции, цена размещения которых соответствует неоплаченной сумме, переходит к обществу.
Такие акции должны быть реализованы обществом не позднее одного года после их приобретения обществом, в противном случае общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала.
Если общество в разумный срок не примет решения об уменьшении своего уставного капитала, оно может быть ликвидировано в судебном порядке.
7. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью окажется меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать такое уменьшение в установленном порядке.
Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, общество подлежит ликвидации.[44]
Перечень оснований для принудительной ликвидации, содержащийся в п. 2 ст. 61 ГК РФ, не является исчерпывающим, так как некоторые виды юридических лиц подлежат ликвидации и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом. Например, уменьшение стоимости чистых активов хозяйственного общества ниже определенного законом минимального размера уставного капитала, или изменение численности участников общества, при не приведении их количества к установленным в законе размерам в указанные в законе сроки, приводит к его ликвидации.
Решение о ликвидации юридического лица выносится судом по иску государственного органа или управомоченного органа местного самоуправления.
Начало ликвидации связано с тем, что учредители юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, обязаны незамедлительно известить об этом регистрирующий орган. В единый государственный реестр вносится запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Открытость реестра позволяет использовать эту информацию как кредиторам, так и иным участникам предпринимательской деятельности.
При этом интересным представляется вопрос о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора в случае, если суду не известны учредители либо исполнительные органы юридического лица, либо если эти лица известны, но уклоняются от проведения ликвидационных процедур.
Арбитражный суд также вправе назначить ликвидатора, если при вынесении решения о ликвидации юридического лица придет к выводу о невозможности возложения обязанности по ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.
Ранее также существовала практика, когда суды, не имея информации об учредителях юридического лица, либо его исполнительных органах – назначал ликвидатора из числа органов, обратившихся с заявлением о ликвидации. Такая практика была признана незаконной, и в настоящее время суд назначает ликвидатора, руководствуясь учредительными документами юридического лица.
Обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных арбитражному суду участников (учредителей) с указанием в решении в отношении юридического лица его наименования в места нахождения, а в отношении граждан – фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства.
При возложении обязанности по ликвидации юридического лица на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, наименование этого органа указывается в решении арбитражного суда в точном соответствии с учредительными документами юридического лица.
В решении о ликвидации юридического лица указываются сроки представления ими в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры. Эти сроки в соответствии с пунктом 1 статьи 118 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации [3] арбитражным судом при необходимости могут быть продлены.
Принудительно ликвидировано может быть только действующее юридическое лицо.
Говоря о ликвидации нельзя не упомянуть о таком виде прекращения юридического лица как исключение его из ЕГРЮЛ. Строго говоря, исключение из реестра нельзя считать ликвидацией, поскольку эта процедура применяется только в отношении недействующих юридических лиц и только подтверждает фактически существующую ситуацию. Действующие же юридические лица могут быть только ликвидированы в добровольном либо принудительном порядке.
Процедура исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра была введена для того, чтобы сократить расходы бюджета на проведение банкротства тех лиц, которые не ведут свою деятельность и не имеют серьезных задолженностей перед своими контрагентами.
Исключение недействующих юридических лиц из единого государственного реестра предусмотрено статьей 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [7].
Для того чтобы юридическое лицо было признано недействующим (прекратившим свою деятельность) необходимо одновременное наличие следующих признаков:
- Непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности в течение последних двенадцати месяцев;
- Отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету.
Контроль за недействующими юридическими лицами осуществляет отдел камеральных проверок той налоговой инспекции, на учете в которой состоит юридическое лицо. Ежеквартально сведения о юридических лицах, более года не предоставлявших налоговую и бухгалтерскую отчетность, формируются в общий список, после чего в течение 5 рабочих дней налоговый орган направляет запросы в банки, где у юридического лица открыты счета, чтобы выяснить – осуществлялись ли в течение последних 12 месяцев какие-либо операции по счету.
В данном случае, налоговая инспекция сама дает публикацию информации в Вестник государственной регистрации [79] о предстоящем исключении из Единого государственного реестра недействующего юридического лица (см. рисунок 1).
Рисунок 1 – Публикация о предстоящем исключении из Единого Государственного реестра юридических лиц недействующей организации
Если в налоговой инспекции отсутствуют сведения об открытых банковских счетах юридического лица либо из банка приходит ответ, что в течение последних 12 месяцев операции по счету не проводились, то в течение трех рабочих дней оформляются следующие документы:
справка об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам либо об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов;
справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Эти документы служат основанием для направления информации о наличии признаков прекращения деятельности юридического лица в регистрирующий орган – налоговую инспекцию (ее подразделение), ответственное за регистрацию юридических лиц.
В течение 5 рабочих дней с момента поступления справок, свидетельствующих о том, что юридическое лицо прекратило свою деятельность, руководитель регистрирующего органа принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра. Это решение публикуется в средствах массовой информации в точно таком же порядке, как и при добровольной ликвидации юридического лица.
После опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ отводится трехмесячный срок на то, чтобы заинтересованные лица, если таковые имеются, известили налоговый орган о том, что они не согласны с исключением юридического лица из единого реестра. Такие заявления могут быть направлены в налоговый орган от любых заинтересованных лиц (учредителей, руководителя, кредиторов, пенсионного и страховых фондов и иных лиц).
Если в течение трех месяцев с даты опубликования никаких заявлений от заинтересованных лиц в регистрирующий орган не поступит, то в течение месяца юридическое лицо будет исключено из единого государственного реестра юридических лиц и перестанет существовать не только де-факто, но и де-юре.
Общий срок процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ составляет от четырех с половиной до пяти с половиной месяцев с момента внесения юридического лица в список налогоплательщиков, не предоставляющих налоговую и бухгалтерскую отчетность.
Интересно отметить, что точки зрения Арбитражного суда и Федеральной налоговой службы на критерии отнесения налогоплательщиков к категории «прекративших деятельность» не совпадают. Поэтому складывается ситуация, при которой налоговые органы, к компетенции которых отнесено принятие решения об исключении либо не исключении недействующих юридических лиц из реестра не используют процедуру исключения из ЕГРЮЛ, а обращаются в суд с заявлением о признании должника банкротом. Суд же, установив, что у юридического лица имеются признаки прекращения деятельности, но процедура исключения его из ЕГРЮЛ не проводилась, возвращает заявление обратно налоговым органам.
Добровольная ликвидация осуществляется на основании статьи 61 ГК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных для каждого из видов юридических лиц. Фактически процедура ликвидации для всех юридических лиц одинакова, различия возникают только на этапе принятия и оформления решения о ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица, его уполномоченный орган или суд назначают по согласованию с регистрирующим органом ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации. К комиссии (ликвидатору) с момента назначения переходят все полномочия по управлению делами юридического лица. От его имени выступает и в суде (п. 3 ст. 62 ГК РФ).
Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно - по решению его участников. При этом важно принимать во внимание, что:
1. Акционерное общество может быть ликвидировано по решению общего собрания акционеров квалифицированным (не менее 3/4) большинством голосов (эта или другая норма установлена в уставе АО).
Пункт 2 статьи 21 Федерального Закона РФ от 26 декабря 1995 года
"Об акционерных обществах"[6] гласит: В случае добровольной ликвидации общества совет директоров (наблюдательный совет) общества выносит на решение общего собрания акционеров собрания вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии;
2. Общество с ограниченной ответственностью - только по единогласному решению его участников;
3. Истечение срока, на которое создано предприятие;
4. Достижение цели, ради которой оно создавалось;
5. Признание судом недействительности регистрации предприятия в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных
правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.