Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Банкротство как способ ликвидации юридических лиц

irina_k200 2225 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 89 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.07.2020
Тема: Банкротство, как способ ликвидации юридических лиц Выпускная квалификационная работа состоит из аннотации, введения, трех глав, заключения, списка литературы. Во введении обоснована актуальность выбранной темы, поставлена цель и задачи исследования. Первая часть «Нормативная база, понятие, общая характеристика ликвидации как способа прекращения деятельности юридического лица» раскрывает используемую нормативно – правовую базу, дает краткую характеристику понятиям, используемым для ликвидации юридических лиц. Вторая часть «Основания и порядок ликвидации юридических лиц» содержит подробное описание оснований и порядка действий, применяемого как для добровольной, так и для принудительной ликвидации юридических лиц. Третья глава работы «Банкротство как способ ликвидации юридического лица» посвящена решению такого специфического варианта принудительной ликвидации юридического лица, как ликвидация в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 127 – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В заключении приведены основные выводы, полученные в результате проведенного исследования. Общий объем работы составляет 89 страниц.
Введение

Как известно, экономический потенциал государства, социально-экономическая эффективность его функционирования определяется результатами деятельности секторов и сфер национальной экономики, напрямую зависящих от количественных и качественных характеристик вновь создаваемых, успешно функционирующих и прекращающих свою деятельность предприятий, производящих национальный продукт. Прекращение деятельности предприятия, то есть его ликвидация – неизбежное и достаточно распространенное явление рыночной экономики. Этим процессом конечной стадии хозяйствования заканчивается эволюция жизнедеятельности значительной части экономических субъектов. Исследования продолжительности существования компаний, проведенные европейскими учеными, показали, что средний срок жизни фирм Японии и Европы составляет 12,5 лет . Одна из трех вновь создаваемых фирм прекращают свое существование в течение первых двух лет, а 53% случаев ликвидации приходится на первые пять лет. Согласно законодательству Российской Федерации, ликвидация организации возможна в 2 – х формах: добровольная ликвидация и ликвидация в следствии признания организации несостоятельной (банкротом). Согласно данным сводных статистических показателей деятельности арбитражных судов за 2015 год, а также аналитических материалов ЗАО «Интерфакс» [82], которые были представлены в ходе состоявшейся 19 мая 2016 г. секции Петербургского юридического форума «Перспективы эффективного банкротства в российской правовой системе: спасти нельзя ликвидировать», в 2015 году на 20%увеличилось количество возбужденных дел о несостоятельности (банкротстве). При этом в 2015 году более половины дел о банкротстве должников – юридических лиц были прекращены в связи с отсутствием у должника имущества, из которого необходимо финансировать мероприятия конкурсных процедур. По 70% дел о банкротстве должников, которые были доведены до завершения конкурсного производства, процент удовлетворения кредиторских требований составилноль рублей. Около 17% должников по итогам мероприятий конкурса вернуликредиторам всего до 5 миллионов рублей. В 2015 году примерно в отношении 80% должников – юридических лиц была введена процедура конкурсного производства, 0,3% должников – процедура финансового оздоровления, 3% должников– процедура внешнего управления, мировое соглашение было заключено с 1,66% должников. В 50% случаев введения финансового оздоровления и 20% случаеввведения внешнего управления должник в последующем переходил в ликвидационную процедуру конкурсного производства. Как показывает приведенная статистика, тема банкротства организаций является очень актуальной в современных условиях, так как ввиду неустойчивости экономики, финансовых кризисов, завышения налогов и других негативных обстоятельств предприятиям и организациям становиться все труднее не только развиваться, но даже «удержаться на плаву». Существование института несостоятельности (банкротства) обусловлено несколькими причинами. Необходимо оградить экономический оборот и его участников от последствий неэффективной работы тех из них, кто проявил неспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, если эта неспособность приобретает стойкий характер. Таким образом, возникает необходимость устранение из оборота такого его участника. Объявление юридического лица банкротом - институт, завершающий систему мер, организующих и обеспечивающих конкурентную борьбу субъектов рынка, ведущих хозяйственную деятельность на свой риск и под свою ответственность, то есть на началах предпринимательства. Массовое применение процедур банкротства в отношении предприятий-должников само по себе не обеспечивает экономический рост, благоприятный инвестиционный климат и оздоровление общей экономической ситуации в России. Однако, нельзя отказаться от применения процедур банкротства в отношений предприятий-должников в тех случаях, когда такие предприятия уже фактически перестали работать или же продолжение их работы сопряжено с постоянным ростом задолженности перед кредиторами, в том числе задолженности по обязательным платежам, а объективной, стратегической заинтересованности у государства в данных предприятиях нет. Несостоятельность (банкротство) представляет собой во многом неизбежный и объективно обусловленный результат развития рыночных отношений. Причин для такого утверждения множество и среди них, в первую очередь, неумение и неспособность хозяйствующего субъекта наладить эффективное производство нужных и пользующихся спросом товаров или услуг из-за отсутствия должных знаний и опыта. Как свободная конкуренция есть объективное свойство рыночной экономики, так и банкротство предприятий - неизбежное в условиях такой экономики явление. Причины несостоятельности (банкротства) коммерческих организаций тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они действуют неумолимо во всех странах, в том числе и в странах с высоко развитой рыночной экономикой. Однако их упреждение, преодоление, ликвидация негативных последствий в значительной степени зависит от развитости, сбалансированности и полноты законодательства о несостоятельности (банкротстве) конкретной страны. Ликвидация безнадежно неплатежеспособных предприятий является положительной мерой, которая выводит неэффективное предприятие из числа действующих. Вместе с тем признание предприятия-должника банкротом имеет и целый ряд негативных последствий, так как затронутыми оказываются права и интересы работников предприятия-должника, его партнеров, кредиторов государства в лице налоговых органов, и других лиц, что, в свою очередь, порождает значительные социальные издержки и требует законодательного регулирования. Возбуждение в отношении должника производства по делу о банкротстве втекущей правоприменительной практике уже стало ординарным способом защиты прав и законных интересов не только кредиторов должника, но и самого должника, его работников и участников (акционеров). Положение должника в системесубъектов конкурсных отношений уникально, ибо только должник имеет правовые связи с большинством других субъектов таких отношений. По этим причинамразличные злоупотребления должника, с участием должника или в отношениидолжника всегда негативно сказываются на иных добросовестных субъектах конкурсных отношений. В настоящее время выявление большинства правовых проблем, связанных сучастием должника в конкурсных отношениях, осуществляется, как правило, судом как органом правоприменения. Научный анализ этих проблем зачастую производится уже после их формулирования и судебного разрешения в форме позиции по конкретному делу либо абстрактного толкования правовых норм в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, обзорах судебной практики. В этой связи, особенно значимым, является вопрос о детальной и однозначной законодательной регламентации указанного процесса с целью максимальной защиты интересов кредиторов, трудовых коллективов, и государства в целом. В свете вышесказанного, рассмотрение института ликвидации юридического лица, несомненно, является актуальным и требует изучения. Именно по этой причине тема «Банкротство, как способ ликвидации юридических лиц» выбрана автором для выполнения выпускной квалификационной работы. Цель работы: комплексный анализ гражданско-правового института «ликвидации юридического лица» в разрезе такого его механизма, как несостоятельность (банкротство), а именно: 1. Дать общую характеристику ликвидации, как способу прекращения деятельности юридического лица; 2. Проанализировать существенные основания ликвидации юридических лиц и порядок её осуществления 3. Рассмотреть банкротство как способ ликвидации юридических лиц 4. Проанализировать основания и порядок ликвидации юридических лиц при банкротстве. Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач: - определить понятие ликвидации юридического лица; - определить понятие банкротства юридического лица; - изучить историю развития института ликвидации юридического лица; - установить основания ликвидации юридических лиц; - определить порядок ликвидации юридических лиц в ходе реализации процедуры несостоятельности (банкротства). Объектом настоящего исследования выступают правоотношения в сфере банкротства, ликвидации юридических лиц. Предметом исследования являются нормы права, регулирующие вопросы ликвидации юридических лиц, банкротства (конкурсного производства». Тема выпускной квалификационной работы в научной литературе является дискуссионной. Отдельные моменты были рассмотрены в трудах таких учёных как: М.В. Телюкина, В.С. Белых, Г. Э. Берсункаев, С. И. Винниченко, А. П. Сергеев, Ю. К. Толстой, О.А. Беляева, П.Д. Баренбойма, Г.Ф. Шершеневич, В.Ф. Попондопуло, А.Г. Лордкипанидзе, Г.А. Тосуняна, А.Ю. Викулина, О.А. Никитиной, В. Кузина, А.Н. Мацюка, М.Е. Полякова, О.М. Олейник, В.В. Сергеева, Т. Прудниковой и некоторых др. и др. Так же было использовано действующее законодательство РФ. Настоящая выпускная квалификационная работа состоит из следующих структурных частей: введение, основная часть (состоящая из трех глав), заключение, список использованных источников.
Содержание

АННОТАЦИЯ……………………………………………………………….…… 2 СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………..…. 3 ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 4 Глава 1 Нормативная база, понятие, общая характеристика ликвидации как способа прекращения деятельности юридического лица………………………………………………………………………….…….. 9 Глава 2 Основания и порядок ликвидации юридических лиц………………… 14 2.1 Основания ликвидации юридических лиц…………………………………...14 2.2 Порядок ликвидации юридического лица…………………………………... 24 Глава 3 Банкротство как способ ликвидации юридического лица……………. 37 3.1 Основные понятия, используемые при процедуре несостоятельности (банкротства)……………………………………………………………………….37 3.2 Основания ликвидации юридических лиц…………………………….……. 48 3.3 Порядок ликвидации юридического лица………………………………...… 57 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………........ 72 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………….. 80
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, № 32, ст. 3301 3. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // «Российская газета», № 137, 27.07.2002. 4. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // «Собрание законодательства РФ», 28.10.2002, № 43, ст. 4190. 5. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об обществах с ограниченной ответственностью» // «Собрание законодательства РФ», 16.02.1998, № 7, ст. 785. 6. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об акционерных обществах» // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, № 1, ст. 1. 7. Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // «Российская газета», № 153-154, 10.08.2001. 8. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О некоммерческих организациях» // «Российская газета», № 14, 24.01.1996. 9. Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О производственных кооперативах" // "Собрание законодательства РФ", 13.05.1996, N 20, ст. 2321. 10. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1. 11. Федеральный закон от 30.12.2004 № 215-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О жилищных накопительных кооперативах» // «Российская газета», № 292, 31.12.2004 12. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229 - ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ. 2007. № 41. Ст.4849. 13. Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № 1092 «О порядке представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // «Российская газета», № 2, 11.01.2012. 14. Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 «Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений» // «Собрание законодательства РФ», 02.08.2010, № 31, ст. 4238. 15. Постановление Правительства РФ от 30.05.2013 г. № 454 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» 16. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» // «Экономика и жизнь», № 35, 1999. 17. Приказ Минфина России от 22.06.2012 № 87н «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.08.2012 № 25270) // «Российская газета», № 206, 07.09.2012. 18. Приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ (ред. от 28.08.2013) «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.07.2006 № 8001) // «Бюллетень нормтивных актов федеральных органов исполнительной власти», № 28, 10.07.2006. 19. Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 35, 30.08.2010. 20. Приказ ФСФР России от 02.02.2012 № 12-6/пз-н «Об утверждении Положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2012 № 24341) // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 35, 27.08.2012. 21. Приказ ФНС РФ от 01.11.2004 № САЭ-3-09/16@ «О Методических разъяснениях по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя» // «Российская газета», № 289, 29.12.2004. 22. Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 44, 29.10.2012. 23. Приказ ФНС РФ от 25.04.2006 № САЭ-3-09/257@ «Об утверждении Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией» // «Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», № 13, июль, 2006 (опубликован без прил. 2). 24. Приказ Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 «Об утверждении Порядка проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, Требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 5 апреля 2013 г. N 178 и признании утратившими силу некоторых приказов Минэкономразвития России» // Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 февраля 2016 г. 25. Форма № Р15001 «Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица» Приложение № 8 к Приказу ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 44, 29.10.2012. Литература 26. Андреев В. Реорганизация и ликвидация государственных предприятий // Хозяйство и право. 1977. № 4 (112). 27. Алексеева Е.В. Несостоятельность (банкротство) юридических лиц. Практикум // М.: Проспект. 2015. С.15 28. Банкротство хозяйствующих субъектов: учебник для бакалавров / Я.О. Алимова, Н.Н. Викторова, С.С. Галкин и др.; отв. ред. И.В.Ершова, Е.Е. Енькова. М.: Проспект, 2016. С. 153. 29. Баренбойм П.Д. Правовые основы банкротства : Учеб. пособие.. - М.: Белые альвы, 2000. С 59 30. Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие / Под ред. Ляндреса В.Б. — М., Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: «ИНФРА-М», 2006. — с. 100 31. Ворожевич А. ВС РФ разъяснил, при каких условиях суд может утвердить мировое соглашение между должником и конкурсными кредиторами // ЭЖ – Юрист. 2018. № 34. С. 14. 32. Гаврилова С. «Права работников при ликвидации организации» // «Финансовая газета», 2010, № 17. 33. Габов А.В. Ликвидация юридических лиц. История развития института в российском праве, современные проблемы и перспективы. М.: Статут, 2011.- 303 С. 34. Гатин А.М. Гражданское право: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2007.- 384 С. 35. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 1. / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева ; под ред. А.П. Сергеева. М.: «РГ Пресс», 2010.-1675 С. 36. Гражданское право: учебник: в 3 т. / С.С. Алексеев, И.З. Аюшеева, А.С. Васильев и др.; под ред. С.А. Степанова. М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2010. Т. 1.- 640 С. 37. Гражданское право: В 4 т. Том 1: Общая часть: Учебник 3-е издание, переработанное и дополненное. Под ред. Е.А.Суханова. М.: ВолтерсКлувер. 2008.- 668 С. 38. Гражданское право России: Учебник для вузов. / Л.Ю. Грудцына, А.А. Спектор — М.: ЗАО Юстицин- форм, 2008. — С. 60 39. Долинская В.В. Акционерное право: основные положения и тенденции. Монография. - М.: ВолтерсКлувер, 2006. - 736. 40. Дятлова Н. ГК поправят радикально // Российская Бизнес-газета. 2011. №784 (2). 41. Ершова, И.В. Предпринимательское право: учебник/ Инна Владимировна Ершова. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: ИД «Юриспруденция», 2006. – с. 147 42. Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов. — 3-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА - М), 2001. — с. 366 43. Земцов Б.Н. История отечественного государства и права Учебно-методический комплекс. – М.: 2009.- 336 С. 44. Зенин И.А. Предпринимательское право: Учебно-практическое пособие / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2003. 45. Институт несостоятельности (банкротства) в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие / Е. Алешина, И. Баранов, Ч. Басхаев и др.; отв. ред. С.А. Карелина. М.: Юстицинформ, 2017. С. 267. 46. Кирилловых А.А. Корпоративное право: курс лекций. М.: Юстицинформ, 2009.- 192 С. 47. Конкурсное производство: учеб.-практ. курс / под ред. В.В. Яркова. С. 171. 48. Колб Б.И. Состав преступления и понятие банкротства // Законность 1998. №1. 49. Кораев К.Б. Неплатежеспособность - новый институт современного права // Российская юстиция. 2016. № 9. С. 20. 50. Корпоративное право. Под ред. Шиткиной И.С. - М.: ВолтерсКлувер, 2008. — 648 С. 51. Корпоративное право: учебник / А.В. Габов, Е.П. Губин, С.А. Карелина и др.; отв. ред. И.С. Шиткина. М.: Статут, 2019. С. 316. 52. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. / Под ред. проф. Абовой Т.Е. и Кабалкина А.Ю. - М.: Юрайт-Издат; Право и закон, 2003. С. 82 53. Кулагин М.И. Избранные труды по акционерному и торговому праву. 2-е изд., испр. – М.: Статут, 2004.- 363 С. 54. Никитина О.А. О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований кредиторов при ликвидации должника // Право. 2009. № 6. С.92. 55. Нода Е.В. Ликвидация юридических лиц по законодательству РФ: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М.2005.- 206 С. 56. Масевич М.Г., Орловский Ю.П., Павлодский Е.А. Комментарий к Федеральному закону РФ "О несостоятельности (банкротстве)". - М., 1998. С. 24 57. Могилевский С. Д. Общество с ограниченной ответственностью: законодательство и практика его применения. М.: Статут, 2010. - 421 С. 58. Покровский С.С. Эволюция и проблемы правового регулирования гражданской ответственности за банкротство // Закон. № 7. С. 43. 59. Потапов С.М., отв. Ред. Сукиасян А.А. Досудебная санация как мера предупреждения банкротства. В сборнике: Инновационная наука и современное общество: Сборник статей Международной научно-практической конференции / М.: Юстиция, 2015. С. 153 – 155. 60. Предпринимательское право России: учеб. / В. С. Белых, Г. Э. Берсункаев, С. И. Виниченко и др.; отв. ред. В. С. Белых. — М.: Проспект, 2009. — с. 61. Предпринимательское (Хозяйственное) право: учебник под ред. В.В. Лаптева и С.С. Занковского. Рос. акад. Наук Ин-т государства и права. М.: ВолтерсКлувер. 2006. – 560 С. 62. Предпринимательское право: учеб. Пособие / И.А. Смагина.- 3-е изд., испр. и доп. – М.: «Омега-Л», 2009.- 288 С. 63. Раздьяконов Е.С. Установленность требований заявителя в делах о несостоятельности (банкротстве) // Арбитражный и гражданский процесс. 2018. № 12. С. 52. 64. Реорганизация и ликвидация юридических лиц по законодательству России и стран Западной Европы / Под ред. М.И. Брагинского. - М.: Юристъ, 2000.- 206 С. 65. Рузакова О.А. Гражданское право / Московская финансово- промышленная академия. – М., 2004. – с. 38. 66. Саргсян А.А. К вопросу о ликвидации юридических лиц в принудительном порядке по законодательству Российской Федерации [текст] / А.А. Саргсян // Мониторинг законодательства и правоприменительной практики: оценки, предложения, прогнозы: Муромцевские чтения: Материалы XIII Междунар. науч. конф., М. 2013. С. 155-158. 67. Саргсян А.А. Понятие ликвидации юридического лица. Характерные черты института ликвидации и разграничение от иных схожих по последствиям институтов [текст] / А.А. Саргсян // Научное образование / Серия 1. Экономика и Право – М - 2014. - №6 - С. 138-144. 68. Саргсян А.А. К вопросу о добровольной ликвидации обществ с ограниченной ответственностью по законодательству Российской Федерации [текст] / А.А. Саргсян // Язык и логика закона и права: Муромцевские чтения: Сборник трудов XIV Междунар. науч. конф., М. 2014. С. 138-142. 69. Сайфуллин Р.И. Осуществление права залога в ходе добровольной ликвидации юридического лица // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, № 1, январь 2014 г. 70. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2000. 71. Слоневская А.Ю. Ликвидация коммерческих организаций: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2004.- 28 С. 72. Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах" (постатейный). М.: ВолтерсКлувер, 2005. -656 С. 73. Тихомиров М.Ю. Общество с ограниченной ответственностью: практическое пособие по применению закона в новой редакции. – М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2010.- 199 С. 74. Чаусская О.А. Гражданское право: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. М.: Дашков и К, 2007. - 480 С. 75. Чудайкин В. А. Соотношение частного и публичного в правоотношениях несостоятельности (банкротства)т // Журнал Инженерные технологии и системы Секция Право 2009 76. Шапкина Г.С. Новое в российском акционерном законодательстве // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. М.: ЮРИТ-Вестник, 2002. N 2. 77. Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. М. Статут М. 2000.- 477 С. 78. Шиткина И.С. Корпоративное право в таблицах и схемах (3-е издание, переработанное и дополненное) // М.: Юстицинформ. 2017. С. 128. Электронные источники 79. Вестник государственной регистрации // Официальный сайт журнала http://www.vestnik-gosreg.ru. 80. Газета «Коммерсантъ» // Официальный сайт http://www.kommersant.ru 81. Единый государственный реестр сведений о банкротстве // Официальный сайт http://www.bankrot.fedresurs.ru 82. Портал ПРАВО.РУ // http://pravo.ru/news/view/128582/?cl=N, Судебная практика 83. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация» // «Российская газета», № 150, 29.07.2003. 84. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» // «Российская газета», № 297, 31.12.2006. 85. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // «Российская газета», № 80, 19.04.2005. 86. Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67 (ред. от 15.02.2013) «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» // «Вестник ВАС РФ», № 2, февраль, 2007. 87. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // «Российская газета», № 140, 30.06.2015. 88. Постановление Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // «Вестник ВАС РФ», № 2, 2003. 89. Постановление Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 (ред. от 16.05.2014) «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» // «Вестник ВАС РФ», № 1, 2004. 90. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» // «Экономика и жизнь». 91. Постановление Пленума ВАС РФ «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве» от 22.06.2012 № 35 (ред. от 21.12.2017) // Вестник ВАС РФ. 2012. № 8. 92. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» // «Вестник ВАС РФ», № 10, 2004. 93. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» // «Вестник ВАС РФ», № 3, 2000.
Отрывок из работы

Нормативная база, понятие, общая характеристика ликвидации как способа прекращения деятельности юридического лица Нормативно – правовой базой для ликвидации юридических лиц являются: Основополагающим законом, регулирующим отношения, в сфере ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [7]. Этот нормативный правовой акт закрепляет не только принципы регулирования в данном процессе, но и содержит нормы, регламентирующие детально процедуру тех или иных регистрационных действий (устанавливает сроки регистрации, перечни предоставляемых документов, основания для отказа в регистрации и т.п.). Гражданский кодекс РФ [2] — этот документ содержит не только основные положения о юридических лицах различных организационно-правовых форм, но и подробно определяет порядок определенных процедур. Например, вопросы, связанные с добровольной ликвидацией юридического лица, так подробно более нигде не прописаны (последовательность действий при ликвидации, требования к промежуточному и ликвидационному балансам и др.). Законы об отдельных видах юридических лиц, — это Федеральные законы «Об обществах с ограниченной ответственностью» [5], «Об акционерных обществах» [6], «О производственных кооперативах» [9] и т.п. Они содержат нормы, определяющие статус и функционирование юридических лиц различных организационно-правовых форм. Особняком в данном ряду стоит Федеральный закон № 127 – ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[4], как регулирующий отдельную, очень глубокую, но специфичную нишу – все аспекты несостоятельности, предотвращения несостоятельности (санация, реабилитационные процедуры – финансовое оздоровление, внешнее управление), выход из процедур несостоятельности (мировое соглашение, прекращение процедуры несостоятельности) в отношении как юридических, с разделением по их видам и масштабам деятельности (обычные организации, градообразующие организации, застройщики, банки, финансовые организации, ликвидируемые и отсутствующие юридические лица), а так же и физических лиц (реструктуризация долгов, реализация имущества). Подзаконные нормативно-правовые акты: к таковым относятся, в частности, постановления правительства «О Едином государственном реестре юридических лиц», «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», акты федеральных органов исполнительной власти. Особо следовало бы отметить письма Федеральной налоговой службы. Нормативно-правовыми актами они не являются, но оказывают большое влияние на принятие решений регистрирующими органами. В частности, нередко в решениях регистрирующих органов об отказе в регистрационных действиях присутствуют ссылки на письма ФНС, регулирующие тот или иной вопрос. Ну и конечно же нельзя не отметить формирующую правоприменительную практику Постановления пленумов, Обзоры практики рассмотрения дел Высшего Арбитражного суда (ранее), и Верховного суда (в нестоящее время), либо позицию данных судебных органов по конкретным делам. Да, конечно, Российская правовая система не является прецедентной, однако, арбитражные суды в правоприменительной практике очень активно используют разъяснения, данные высшей судебной инстанцией. Практически каждый предприниматель рано или поздно сталкивается с проблемой ликвидации бизнеса, будь то с ликвидацией фирмы (юридического лица) или с завершением предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Это может быть связано как с потерей интереса собственников фирмы к данному бизнесу или убыточностью фирмы, так и с допущенными юридическими и бухгалтерскими ошибками, обнаружение которых бы было бы крайне нежелательно. Пункт 1 статьи 61 ГК РФ гласит: "Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам."[2] Поскольку права и обязанности не переходят к правопреемникам, задача обеспечения прав и интересов кредиторов приобретает при ликвидационных процедурах очень большое значение. Ликвидация может осуществляется добровольно, по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица, в частности, по истечении установленного срока деятельности юридического лица, или в связи с достижением целей, для которыхоно создавалось. Возможна так же и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением (п.2 ст.61 ГК РФ). Основаниями для нее являются осуществление юридическим лицом своей деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо с неоднократными нарушениями лицензии или правовых актов, а также противоречие этой деятельности законодательным запретам. Случаи принудительной ликвидации юридического лица могут предусматриваться только Гражданским кодексом. В числе оснований для принудительной ликвидации законодателем отдельно указывается такое основание (ст. 65 ГК РФ) как банкротство, т.е. неспособность должника удовлетворить свои обязательства в установленный срок. Ликвидация юридического лица представляет собой достаточно длительную процедуру, основное содержание которой сводится к выявлению и удовлетворению требований, имеющихся у кредиторов. При этом юридическое лицо продолжает свою деятельность с определенными ограничениями (до момента исключения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты должны быть осведомлены о том, что данное юридическое лицо находится в процессе со своими кредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны немедленно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр. С момента внесения данных сведений к наименованию юридического лица обязательно добавляются слова в ликвидации. Предусмотренная законом обязательная процедура ликвидации так- же рассчитана на защиту интересов кредиторов. Ведь учредители или участники юридического лица при его ликвидации обычно заинтересованы в сохранении максимально возможного остатка имущества после завершения всех расчетов, поскольку он обычно поступает в их собственность. Поэтому ликвидация должна проходить под контролем органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица, либо под контролем Арбитражного суда. Отличие ликвидации от реорганизации состоит в том, что реорганизация представляет собой одну из форм прекращения деятельности юридических лиц и создания новых. Реорганизация не означает погашения обязательств юридического лица, прекращающего деятельность. Все его права и обязанности переходят к вновь образованным юридическим лицам - его правопреемникам. Правопреемство при реорганизации носит универсальный (общий) характер. Предполагается, что, во-первых, правопреемникам передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс. И, во-вторых, организация-правопреемник не вправе отказаться от принятия каких-либо обязательств реорганизуемого юридического лица. Реорганизация юридического лица может осуществляться только в соответствии с Гражданским кодексом РФ. В противном случае решение о реорганизации или ликвидации юридического лица, а также акт о регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации другого юридического лица, признаются судом недействительными. Глава 2 Основания и порядок ликвидации юридических лиц 2.1 Основания ликвидации юридических лиц Ликвидация — это способ прекращения юридических лиц без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Подобно реорганизации, она может быть как добровольной, так и принудительной. Юридическое лицо может быть ликвидировано принудительно, по решению суда, по таким основаниям как: 1. Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии)либо деятельности, запрещенной законом. Это такие виды деятельности, как производство взрывчатых веществ, наркотиков, торговля отдельными видами товаров и прочее; 2. Неоднократное или грубое нарушение закона или иных правовых актов. К подобным основаниям относятся нарушения налогового законодательства, правил землепользования или санитарно-эпидемиологических норм, взаимоотношений с внебюджетными фондами, регистрация проспектов эмиссии и т.п. В частности, в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[7] регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, если юридическое лицо допустило грубые нарушения законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации. Налоговые органы на основании данных правовых норм вправе обращаться в суд с исками о ликвидации юридических лиц, в частности в случае неоднократного или грубого нарушения налогового законодательства. Таким нарушением может быть, например, систематическое непредставление организацией отчетов о ее финансово-хозяйственной деятельности, а также документов и сведений для исчисления и уплаты налогов. Однако при рассмотрении иска о ликвидации юридического лица в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона арбитражный суд должен установить, какие конкретно нарушения закона допущены, и оценить их характер, после чего решать вопрос о ликвидации. Так же налоговым органом может быть самостоятельно исключено из Единого Государственного реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц так называемое недействующее юридическое лицо. О том, что организация фактически прекратила свою деятельность, могут свидетельствовать, в частности, невозможность установления места пребывания ее органов управления, отсутствие операций по банковским счетам юридического лица в течение последних 12 месяцев перед подачей заявления о его ликвидации, объяснения бывших сотрудников организации. Необходимо понимать, что решение арбитражного суда о ликвидации юридического лица не может служить основанием для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией и является лишь основанием для внесения регистрирующим (налоговым) органом записи о принятии решения о ликвидации юридического лица. ГК РФ не предусмотрен специальный порядок ликвидации юридического лица в случае вынесения арбитражным судом решения о ликвидации юридического лица. Это означает, что ликвидация юридического лица в этом случае осуществляется в том же порядке, что и при добровольной ликвидации, с той лишь разницей, что первый этап – принятие решения о ликвидации – осуществляется не учредителями (участниками, акционерами, собственниками) юридического лица, а судом. В последующем же вся последовательность этапов аналогичная добровольной ликвидации, сохраняется. 3. Систематическое осуществление общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям. Согласно п.1 ст.49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В п.2 ст.52 ГК РФ указано, что в учредительных документах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели ее деятельности. 4. Общественное объединение может быть ликвидировано по решению суда в случае неоднократного непредставления в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц. 5. Основаниями для ликвидации религиозной организации в судебном порядке являются: Нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства; Действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; Создание вооруженных формирований; Пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества; Принуждение к разрушению семьи; Посягательство на личность, права и свободы граждан; Нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использование в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершение развратных и иных противоправных действий; Склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; Воспрепятствование получению обязательного образования; Принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; Воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; Побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий. 6. Акции акционерного общества, распределенные при его учреждении, должны быть полностью оплачены в течение года с момента государственной регистрации общества, если меньший срок не предусмотрен договором о создании общества. В случае неполной оплаты акций в течение указанного срока право собственности на акции, цена размещения которых соответствует неоплаченной сумме, переходит к обществу. Такие акции должны быть реализованы обществом не позднее одного года после их приобретения обществом, в противном случае общество обязано принять решение об уменьшении своего уставного капитала. Если общество в разумный срок не примет решения об уменьшении своего уставного капитала, оно может быть ликвидировано в судебном порядке. 7. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью окажется меньше его уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать такое уменьшение в установленном порядке. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, общество подлежит ликвидации.[44] Перечень оснований для принудительной ликвидации, содержащийся в п. 2 ст. 61 ГК РФ, не является исчерпывающим, так как некоторые виды юридических лиц подлежат ликвидации и в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом. Например, уменьшение стоимости чистых активов хозяйственного общества ниже определенного законом минимального размера уставного капитала, или изменение численности участников общества, при не приведении их количества к установленным в законе размерам в указанные в законе сроки, приводит к его ликвидации. Решение о ликвидации юридического лица выносится судом по иску государственного органа или управомоченного органа местного самоуправления. Начало ликвидации связано с тем, что учредители юридического лица или орган, принявший соответствующее решение, обязаны незамедлительно известить об этом регистрирующий орган. В единый государственный реестр вносится запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Открытость реестра позволяет использовать эту информацию как кредиторам, так и иным участникам предпринимательской деятельности. При этом интересным представляется вопрос о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора в случае, если суду не известны учредители либо исполнительные органы юридического лица, либо если эти лица известны, но уклоняются от проведения ликвидационных процедур. Арбитражный суд также вправе назначить ликвидатора, если при вынесении решения о ликвидации юридического лица придет к выводу о невозможности возложения обязанности по ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами. Ранее также существовала практика, когда суды, не имея информации об учредителях юридического лица, либо его исполнительных органах – назначал ликвидатора из числа органов, обратившихся с заявлением о ликвидации. Такая практика была признана незаконной, и в настоящее время суд назначает ликвидатора, руководствуясь учредительными документами юридического лица. Обязанность по ликвидации юридического лица может быть возложена на одного или нескольких известных арбитражному суду участников (учредителей) с указанием в решении в отношении юридического лица его наименования в места нахождения, а в отношении граждан – фамилии, имени, отчества, даты рождения и места жительства. При возложении обязанности по ликвидации юридического лица на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, наименование этого органа указывается в решении арбитражного суда в точном соответствии с учредительными документами юридического лица. В решении о ликвидации юридического лица указываются сроки представления ими в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры. Эти сроки в соответствии с пунктом 1 статьи 118 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации [3] арбитражным судом при необходимости могут быть продлены. Принудительно ликвидировано может быть только действующее юридическое лицо. Говоря о ликвидации нельзя не упомянуть о таком виде прекращения юридического лица как исключение его из ЕГРЮЛ. Строго говоря, исключение из реестра нельзя считать ликвидацией, поскольку эта процедура применяется только в отношении недействующих юридических лиц и только подтверждает фактически существующую ситуацию. Действующие же юридические лица могут быть только ликвидированы в добровольном либо принудительном порядке. Процедура исключения недействующего юридического лица из единого государственного реестра была введена для того, чтобы сократить расходы бюджета на проведение банкротства тех лиц, которые не ведут свою деятельность и не имеют серьезных задолженностей перед своими контрагентами. Исключение недействующих юридических лиц из единого государственного реестра предусмотрено статьей 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [7]. Для того чтобы юридическое лицо было признано недействующим (прекратившим свою деятельность) необходимо одновременное наличие следующих признаков: - Непредставление налоговой и бухгалтерской отчетности в течение последних двенадцати месяцев; - Отсутствие операций хотя бы по одному банковскому счету. Контроль за недействующими юридическими лицами осуществляет отдел камеральных проверок той налоговой инспекции, на учете в которой состоит юридическое лицо. Ежеквартально сведения о юридических лицах, более года не предоставлявших налоговую и бухгалтерскую отчетность, формируются в общий список, после чего в течение 5 рабочих дней налоговый орган направляет запросы в банки, где у юридического лица открыты счета, чтобы выяснить – осуществлялись ли в течение последних 12 месяцев какие-либо операции по счету. В данном случае, налоговая инспекция сама дает публикацию информации в Вестник государственной регистрации [79] о предстоящем исключении из Единого государственного реестра недействующего юридического лица (см. рисунок 1). Рисунок 1 – Публикация о предстоящем исключении из Единого Государственного реестра юридических лиц недействующей организации Если в налоговой инспекции отсутствуют сведения об открытых банковских счетах юридического лица либо из банка приходит ответ, что в течение последних 12 месяцев операции по счету не проводились, то в течение трех рабочих дней оформляются следующие документы: справка об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам либо об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов; справка о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Эти документы служат основанием для направления информации о наличии признаков прекращения деятельности юридического лица в регистрирующий орган – налоговую инспекцию (ее подразделение), ответственное за регистрацию юридических лиц. В течение 5 рабочих дней с момента поступления справок, свидетельствующих о том, что юридическое лицо прекратило свою деятельность, руководитель регистрирующего органа принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра. Это решение публикуется в средствах массовой информации в точно таком же порядке, как и при добровольной ликвидации юридического лица. После опубликования решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ отводится трехмесячный срок на то, чтобы заинтересованные лица, если таковые имеются, известили налоговый орган о том, что они не согласны с исключением юридического лица из единого реестра. Такие заявления могут быть направлены в налоговый орган от любых заинтересованных лиц (учредителей, руководителя, кредиторов, пенсионного и страховых фондов и иных лиц). Если в течение трех месяцев с даты опубликования никаких заявлений от заинтересованных лиц в регистрирующий орган не поступит, то в течение месяца юридическое лицо будет исключено из единого государственного реестра юридических лиц и перестанет существовать не только де-факто, но и де-юре. Общий срок процедуры исключения юридического лица из ЕГРЮЛ составляет от четырех с половиной до пяти с половиной месяцев с момента внесения юридического лица в список налогоплательщиков, не предоставляющих налоговую и бухгалтерскую отчетность. Интересно отметить, что точки зрения Арбитражного суда и Федеральной налоговой службы на критерии отнесения налогоплательщиков к категории «прекративших деятельность» не совпадают. Поэтому складывается ситуация, при которой налоговые органы, к компетенции которых отнесено принятие решения об исключении либо не исключении недействующих юридических лиц из реестра не используют процедуру исключения из ЕГРЮЛ, а обращаются в суд с заявлением о признании должника банкротом. Суд же, установив, что у юридического лица имеются признаки прекращения деятельности, но процедура исключения его из ЕГРЮЛ не проводилась, возвращает заявление обратно налоговым органам. Добровольная ликвидация осуществляется на основании статьи 61 ГК РФ, с учетом особенностей, предусмотренных для каждого из видов юридических лиц. Фактически процедура ликвидации для всех юридических лиц одинакова, различия возникают только на этапе принятия и оформления решения о ликвидации. Учредители (участники) юридического лица, его уполномоченный орган или суд назначают по согласованию с регистрирующим органом ликвидационную комиссию (ликвидатора), устанавливают порядок и сроки ликвидации. К комиссии (ликвидатору) с момента назначения переходят все полномочия по управлению делами юридического лица. От его имени выступает и в суде (п. 3 ст. 62 ГК РФ). Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно - по решению его участников. При этом важно принимать во внимание, что: 1. Акционерное общество может быть ликвидировано по решению общего собрания акционеров квалифицированным (не менее 3/4) большинством голосов (эта или другая норма установлена в уставе АО). Пункт 2 статьи 21 Федерального Закона РФ от 26 декабря 1995 года "Об акционерных обществах"[6] гласит: В случае добровольной ликвидации общества совет директоров (наблюдательный совет) общества выносит на решение общего собрания акционеров собрания вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии; 2. Общество с ограниченной ответственностью - только по единогласному решению его участников; 3. Истечение срока, на которое создано предприятие; 4. Достижение цели, ради которой оно создавалось; 5. Признание судом недействительности регистрации предприятия в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Банковское дело, 57 страниц
1425 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg