В современном обществе при смене идеологических, социально-экономических и ценностных ориентиров к проблемам нравственного воспитания и формированию морально этических норм у младших школьников, вновь вернулись как в педагогической теории, так и в педагогической практике. В настоящее время данная проблема нравственного воспитания становиться все больше актуальнее. Термин «культура» (от лат. Cultura означает, воспитание, приучение, образование, развитие, почитание), в обществе принято считать комплексом исторически развивающихся программ поведения людей в обществе, обеспечивающего воспроизводство и развитие социальной жизни, во всех ее качествах и проявлениях [2, 36с.]. Носителями культуры могут быть как люди, так и письменные, и художественные творения.
По мере течения времени культура несет в себе, современные программы поведения, которые, проявляются в соответствующих видах и формах человеческой активности, порождают реальные изменения в жизни человечества. В каждом возрасте формирование культуры поведения имеет свою специфику. В данной магистерской диссертации этому вопросу уделено особое внимание, поскольку учет возрастных особенностей в рассматриваемый возрастной период даст возможность наиболее эффективно взаимодействовать с младшим школьником.
Своеобразность познания внешнего пространства младшими школьниками выражена в том, что окружение не просто устойчиво в детском мировосприятии, но и выступает в качестве релятивного (все может стать всем); определяющийся в предыдущий временной период условно-созданный план действия реализуется в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; создается базис символической функции сознания, вырабатываются сенсорные и интеллектуальные способности.
Младший школьник начинает ставить себя на место другого человека, смотреть на происходящее с других позиций и понимать мотивы их действий, самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия. Эта возрастная способность активно учитывается при формировании культуры поведения, при воспитании у ребенка чувства сопереживания окружающим и развития эмоционально-действенного отношения к ним.
В этом возрасте эмоции ребенка все больше освобождаются от импульсивности, сиюминутности. Начинают закладываться чувства ответственности, справедливости, великодушия и т.п., формируется гордость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Ребенок обнаруживает способность к отождествлению себя с окружающими людьми, представителями живой природы, что порождает в нем общечеловеческое начало. Возникает обобщение собственных переживаний, перенос заботы о себе, на заботу о других, эмоциональное предвосхищение результатов своих и чужих поступков. В полной мере, мы можем сказать, эмоции становятся «умными».
В настоящий момент воспитание культурного человека остается одной из главных задач общества и общественности в целом. Мы согласны с мнением профессора Е. В. Бондаревской: «Цель воспитания – воспитание человека культуры, а основная задача педагога создание культурной среды развития личности ребенка» [2, с. 71]. Мы также принимаем во внимание воспитание у детей культуры поведения, это воспитание основывается на современных педагогических аспектах, они активно используются в последние годы. Необходимо в процессе развития у детей культуры поведения обучать их правилам этикета, умению быть тактичными и доброжелательными. В рамках современной жизни, воспитание культуры поведения ребёнка, представляет огромное значение, для педагогов.
Психологические разработки по изучению особенностей поведения школьника, условий формирования произвольного поведения, неразрывно связаны с нравственностью и воспитанием, показывают способность ребёнка осознать необходимость тех или иных действий или поступков, для достижения поставленных целей.
Образованность, стиль мировоззрения, моральные черты, знания, интересы, духовные запросы определяют поведение культурного человека. Оно выражается в отношении к окружающей действительности, то как нужно вести себя в социуме, как решать конфликтные ситуации. По характеру этого отношения судят о воспитанности, культуре каждого отдельного человека в обществе. В содержании воспитания входит: «воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения».
«Являясь составной частью культуры поведения, дисциплина основана на личной ответственности и сознательности, она готовит младшего школьника к социальной деятельности» [23,67с]. Дисциплинированность, как личностное качество имеет уровни развития, что находит свое отражение в понятии культуры поведения.
Оно включает в себя: культуру речи (умение вести дискуссию, понимать юмор, использовать языковые средства в разных условиях общения, владеть литературными нормами устного и письменного языка); культуру общения (воспитание навыков доверия к людям, вежливости, внимательности в отношениях с родными, друзьями, знакомыми и посторонними людьми; умение разграничивать свое поведение в зависимости от окружающей обстановки – дома или в общественных местах; от цели общения – деловое, личное и т.д.; культуру внешности (воспитание потребности соблюдать личную гигиену, выбирать свой стиль, умение управлять своими жестами, мимикой, походкой); бытовую культуру (воспитание эстетического поведения к предметам и явлениям повседневной жизни; рациональная организация своего жилища, аккуратность домашнего хозяйства и т.п.)[2,25с].
Нормы поведения закладываются в детях с раннего возраста, будучи дошкольником, ребенок должен усвоить определенные правила, опираясь на которые он сможет взаимодействовать, как со сверстниками, так и со взрослыми людьми. В воспитании ребёнка, надо помнить о том, что в дошкольном возрасте он не способен точно следовать каким-либо правилам поведения, может не до конца осознавать те или иные поступки, а его навыки и привычки неустойчивы и могут поменяться. Как же воспитать из маленького ребёнка нравственного и культурного человека?
Необходимо, чтобы в семье, где воспитываются дети, всегда царила благоприятная атмосфера для успешного воспитания. Маленькие дети склонны к подражанию, и если они видят, что вокруг них заботливые родители, они ответят тем же и будут послушны. Обстановка, которая царит в семье, также оказывает влияние на характер детей и его взаимодействие с окружающими.
С самого раннего возраста необходимо привить ребёнку правила общения со сверстниками. То есть уже в два-три года малыш должен уважительно относиться к другим детям: не пытаться отбирать игрушки, не мешать игре других детей, не обижать других детей и не хулиганить. Доброжелательность к окружающим, дружелюбие – это основа культурного поведения.
Помимо правильного поведения в обществе, необходимо объяснить детям о необходимости беречь природу, соблюдая культуру поведения в природе. Ребёнок должен видеть окружающую красоту, уметь ухаживать за растениями и любить животных.
Кроме этого, нужно развить в детях стремление трудиться. Они должны выполнять разнообразные поручения старших, оказывать посильную помощь (самостоятельно убирать игрушки, помочь в протирке пыли). Постепенно требования к детям должны становиться выше. В возрасте семи-восьми лет, дети уже четче осознают свои поступки, у них развиваются новые качества – следует научить их бесконфликтности. В этом возрасте дети хорошо усваивают правила этикета, поэтому им необходимо выполнять нормы поведения в общественных местах (библиотека, транспорт, театр, кино)
Важен контроль со стороны старших - родителей. Необходимо оценивать осуществление того или иного правила, как положительно, так и отрицательно (но тактично). Наказывать ребёнка за какие-либо проступки нужно, но не в грубой форме, и тем более не физически. Дети должны понимать, за что они получили наказание и как они могли поступить иначе. Если дети часто нарушают нормы поведения, то важно выяснить причины, и постараться устранить их.
Дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение. У них формируется общественная направленность и чувство коллективизма. Младший школьник способен высказать одобрение и порицание совершённым поступкам. Однако проявления у детей отличаются неровностью и неустойчивостью, но постепенно в них можно воспитать отношение к поведенческому правилу, как к норме.
Среди детей развиваются такие взаимоотношения как содружество и товарищество. Происходит активное усвоение этических норм, формируется способность к мотивированной оценке, появляется более правильная характеристика поведения. Правила поведения – это обдуманные требования, сформулированные в простой и ясной форме. Правила дети могут усваивать в игре, учебной, трудовой и бытовой деятельности. Они воспитывают в ребёнке самостоятельность и организованность, так как раскрывают последовательность необходимых действий.
1.2 Анализ состояния проблемы формирования и развития культуры поведения младшего школьника
Основными методами воспитания культуры поведения являются привития у школьников выполнения правил культурного поведения и объяснения им соответствующих норм морали. Главным средством приучения младших школьников к культуре поведения являются упражнения, которые входят в повседневную жизнь детей и проводятся в процессе систематических занятий. Содержание занятий и их форма зависят от характера правила. Вся работа по развитию культуры поведения проходит в форме занятий. Проведение этой работы мы разделили на три этапа: подготовка к занятию, проведение занятия и повседневная работа.
Во время первоначального этапа педагог узнает, что известно детям по данной теме, какие правила, они знают, насколько устойчиво их поведение в разных ситуациях. Педагог определяет форму занятий, определяет правила, которыми должны овладеть учащиеся, формулирует содержание своей работы с детьми. Готовятся к занятию и учащиеся. Заблаговременно до занятия они получают разные задания, например, разучить стихи, подготовить сценку, подобрать загадки и пословицы, связанные с темой занятий. Обычно подготовка идет в группах в тайне от других, таким образом, и выступления ребят каждой группы на самом занятии представляют интерес и новизну для других.
Проводимые занятия должны быть интересными и познавательными. Хорошо, если дети проявляют заинтересованность, в ожидании их. Интерес связан с тем, что заблаговременно, до занятия дети готовят разные выступления, презентации, обсуждают события классной жизни, играют, приглашают родителей, показывают, что они научились делать. Конечно, урок начинается рассказом учителя, он объясняет тему занятия, ставит перед детьми познавательные задачи. В заключения занятия педагог точно определяет правила поведения. Полезно, если в обсуждении правил принимают участие сами учащиеся, не надо бояться детских формулировок, какие бы неуклюжие они ни были. В этом случае правило, как бы сформулированное самими детьми и целесообразность его особенно очевидна. Неплохо, когда правила оформлены в виде памятки. Зачастую занятия строятся так: чередующиеся рассказ, показ, игры, инсценировки. Занятия проводится один раз в месяц [28, с. 159].
Как бы ни было увлекательно и интересно занятие, как бы ни ответственно к нему отнеслись дети, как бы точно они не формулировали все правила - вся работа по сбору опыта правильного поведения проходит в повседневной жизни младших школьников – на уроках, во время перемен, в раздевалке, по дороге домой, во время посещений театральных представлений, кино, на прогулке, экскурсиях, в общении друг с другом и взрослыми. Поэтому внимание педагога направлено на такую форму жизни детей, которая давала бы возможность для упражнения их в правильном поведении. Если дети хорошо усвоили, какие требования к ним предъявляются, каждый из них наученный, как следует вести себя в том или ином случае, то контроль за поведением идет со стороны не только педагога, но и детского коллектива.
Организация работы с классом является основной задачей педагога. Но вместе с тем планируется, и индивидуальная работа с учащимися в зависимости от уровня их воспитанности и условий жизни в семье. Индивидуальная работа проводится в тесном контакте с родителями.
Мы согласны со словами В. А. Сухомлинского: «В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали. Вот как они трактуются:
1.Мы живем среди людей. Не забывай, что каждый поступок, каждое твое желание отображается на находящихся вокруг тебя людей. Знай, что имеется граница между тем, что тебе хочется, и тем, что возможно. Проверяй свои действия вопросом к самому к себе: не совершаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы находящимся вокруг было хорошо.
2. Ты пользуешься благами, созданными человечеством. Плати им за это добротой.
3. Все блага и радости в жизни создаются трудом человека. Без труда нельзя честно существовать. Будь непримиримым к тому, кто старается жить за счет других, приносит несчастье другим людям, обкрадывает общество.
В этом заключается азбука нравственной культуры, усваивая ее, дети постигают смысл «добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости».
Формируя культуру поведения, необходимо организовать процесс, как общественную работу, пронизанную нравственными взаимоотношениями. Влияние общества на ребенка, оптимально тогда, когда каждый ученик занимает в коллективе соразмерное своим возможностям место, становится незаменимой персоной в коллективе. Это приводит к формированию чувства собственного достоинства, которое заставляет детей без внешнего влияния, функционировать согласно установленным нравственным нормам и принципам. Воспитание в коллективе ставит детей перед потребностью простого самовоспитания, так же самообразования, без которых вообще невозможно развитие личности, в том числе и нравственное.
1.3 Методы и средства формирования культуры поведения младших школьников
Так во внешкольное время рекомендуется проводить своеобразные нравственные форумы, на которых дети учатся понимать свое и чужое поведение, занятия в клубах вежливых, бережливых, добрых друзей, любящих и заботившихся о природе. На базе этой работы появляется ряд других форм: проведение праздников, квестов, акций и т. п. Работа выстраивается так, чтобы оказывать воздействие и на моральное сознание ребят, и на формирующиеся у них поведенческие навыки и привычки.
В этом случае, особенно уместны беседы с элементами морали и различные виды упражнений. В беседах ученики понимают смысл моральных понятий, оценивают свои и чужие поступки, мысленно осуществляют моральный подбор. Занятия помогают перевести школьникам знания морали в практические действия, и закрепить их в форме привычек, манер. Для упражнения ребят в культурном поведении неплохой эффект дают такие приемы: повторение какой то модели поведения (скажем, удачного варианта поведения кого-то из учащихся); инсценировку стихотворений и драматизацию отрывков из рассказов на моральную тематику, например рассказы Н.Носова; проведение ролевых игр, когда дети в заданных педагогом определенных условиях выбирают себе роль и самостоятельно, на основе полученных знаний и правил этикета, подбирают способ действия; сюжетно-ролевые игры: дети воплощают разработанные самостоятельно или с помощью педагога сценарии своего направления поведения в сложных ситуациях (например, на вечеринке, в супермаркете, на улице).
Мы согласны с А.С. Макаренко, который указывал на необходимость специального изучения с учащимися вопросов этики, считал, что это оздоравливает коллектив [14,33с].
О данном же, говорит и Ш. А. Амонашвили, на «уроках человечности» в экспериментальных начальных классах идет целенаправленный разговор о культуре взаимоотношений между сверстниками, позволяет в системе обобщить возникшие беседы «по поводу культуры поведения».
Выбор формы работы при формировании культуры поведения имеет огромное значение. Ведь конечный результат здесь виден не сразу, требуется многократное закрепление действий, шлифовка, школьники сопротивляются морализированию («так нельзя», «так надо» и т. п.). Поэтому необходимо, чтобы уже в самих конфигурациях были заложены стимулы к совершенствованию культуры поведения. Размышляя над такой побудительной формой, начиная с первого класса нужно обучать культуре поведения не самих детей, а вместе с ними вымышленного персонажа. При этом отталкиваться надо не только из желания ввести элемент игры в обучение, но и из известной нам истины: школьники не приемлют этот способ, когда их воспитывают «прямо в лоб», противопоставляют одного другому. Игры с вымышленными персонажами, каждый раз меняющимися в зависимости от темы занятия, эффективны, именно косвенным воздействием на ребят.
Внеклассной работе предоставляется широкий простор для активизации воспитанников, повышения их инициативности, самостоятельности, позволяет использовать разнообразные формы и методы, широко привлекать родителей в качестве зрителей и активных участников, сочетать учебно-воспитательные миссии с организацией культурного досуга воспитанников.
Поэтому коллективная организация работы с детьми, главная задача педагога. Но вместе с тем проводится, и индивидуальная работа с отдельными воспитанниками в зависимости от уровня их воспитания и условий жизни в семье. Индивидуальная работа проводится в плотном контакте с родителями учеников. Родителям необходимо активно принимать участие во внеклассных мероприятиях, акциях, квестах, различных конкурсах, что помогает детям, показать работу их родителей, как пример и образец поведения, для детей. Педагогу необходимо планировать и проводить родительские собрания, круглые столы, дискуссии, практикумы на нравственные темы, анкетирования.
Таким образом, планируя свою воспитательную работу по данной проблеме, необходимо применять разнообразные формы и методы воспитательных мероприятий, результатом является повышение уровня знаний у учеников, правил культуры поведения в социуме, воспитанники стараются употреблять в своей речи вежливые формы обращений.
Выводы по главе 1:
Культура поведения (воспитание, развитие), определяется исследователями как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, основанных на нормах этики, эстетической культуры, поддержании традиций, норм поведения, образцов общения, наличие у детей таких качеств, как уважение к окружающим, сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознания себя частью окружающего мира. Формирование нравственных качеств у младших школьников, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами развить потребность действовать в окружающей действительности и в общении со взрослыми и сверстниками, согласно установленным моральным принципам и нормам.
Поиск содержания, средств, методов осуществляемый сегодня педагогами в целях совершенствования нравственного воспитания младших школьников, появление новых программ и исследований – явление, несомненно, позитивное. Но все же важная роль принадлежит воспитательной работе педагога. Процесс по воспитанию и развитию культуры поведения — это единство содержания, форм и методов, которые использует учитель.
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию культуры поведения у младших школьников в МБОУ СОШ №10 г. Белово
2.1 Общая характеристика базы исследования МБОУ СОШ №10
г. Белово
Базой исследования выступило муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10 города Белово».
Краткое наименование: МБОУ СОШ № 10 города Белово. Дата создания образовательной организации: 01.09.1938. Место нахождения МБОУ СОШ №10 города Белово: ул. Ленина, 48, г. Белово, Кемеровская область, 652612, Российская Федерация
Директор: Горбунова Наталья Анатольевна
тел. 8(384)52 93811; 8(384)52 93690
Дни приёма граждан по личным вопросам: понедельник, среда, четверг, пятница - 9.00-12.00 сайт (www.sh10.edubel.ru)
Режим работы МБОУ СОШ № 10 города Белово: 6-дневная рабочая неделя с 8.00 до 19.30 часов воскресенье выходной
Школа, является гражданским светским некоммерческим образовательным учреждением.
По своей организационно-правовой форме. Школа является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением.
Учредителем Школы является муниципальное образование Беловский городской округ. Функции и полномочия учредителя Школы осуществляются Администрацией Беловского городского округа, далее - Учредитель.