Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОЛОГИЯ

Формирование экологических ценностных ориентаций у младших школьников при изучении дисциплины «Окружающий мир»

irina_k200 1150 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.07.2020
Цель исследования — изучить процесс экологического образования младших школьников средствами эколого-педагогического образовательного пространства, апробировать структурно-функциональную модель формирования ценностных ориентаций учащихся (ценности потребления, ценности сохранения, ценности восстановления) в системе начального школьного экологического образования на уроках «Окружающий мир». Объект исследования — процесс формирования ценностных ориентаций младших школьников в системе экологического образования. Предмет исследования — процесс формирования ценностных ориентаций младших школьников в системе экологического образования. Методологический анализ проблемы послужил основой для выработки гипотезы исследования, состоящей в том, что эффективность формирования ценностных ориентаций младших школьников в системе экологического образования если определяется: - системное взаимодействие содержательного, деятельностного и аксиологического компонентов экологического образования; - использование технологий личностно-ориентированного обучения средствами эколого-педагогического образовательного пространства; - обеспечение мотивированного включения младших школьников в разнообразные виды деятельности и создание на этой основе ситуаций успеха. Для реализации намеченной цели и проверки гипотезы нами были определены следующие задачи исследования: - раскрыть содержание экологического образования младших школьников. рассмотреть основные экологические представления в курсе «Окружающий мир»; - выявить структуру аксиологической составляющей экологического образования, функции и значение каждого из его компонентов в предметно-развивающей среде; - изучить теоретические основы формирования ценностных ориентаций учащихся на уроках «Окружающий мир»; - экспериментально проверить эффективность структурно-функциональной модели формирования ценностных ориентаций в системе школьного экологического образования младших школьников. Поставленные в исследовании задачи решались путем применения разнообразных методов исследования: 1. Изучение литературных источников (философской, психологической, педагогической) с целью теоретического обоснования поставленной проблемы, анализа и обобщения собранного материала. 2. Анализ опыта работы учителей с младшими школьниками средствами эколого-педагогического образовательного пространства. 3. Педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий этапы) с целью проверки гипотезы исследования и изучения практической эффективности апробированной структурно-функциональной модели. 4 Статистическая обработка экспериментальных данных (контрольный этап). Теоретическая значимость исследования: дан анализ концепции непрерывного экологического образования младших школьников, идеям личностно-ориентированного и аксиологического подхода на уроках «Окружающий мир», концепции формирования экологических ценностных ориентаций личности в начальной школе. Практическая значимость работы определяется связью результатов апробированной модели с насущной необходимостью формирования у младших школьников ценностных ориентаций в системе экологического образования в процессе гармонизации отношений между природой и обществом. База исследования: МБГУ СОШ № 27 г.Ставрополя, начальные классы. 2 «А» класс - контрольная группа (28чел.), 2 «Б» класс - экспериментальная группа (29 чел.). Структура ВКР: введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы, приложение.
Введение

Актуальность исследования определяется объективной потребностью общества в формировании гуманистически ориентированной личности с высоким уровнем экологической культуры Проблема приоритета ценностных экологических ориентаций в жизни и политике государства стоит сейчас достаточно остро. Остра она и в определении ценностных оснований педагогической модели образования и воспитания современной школы. На основе видов взаимодействия человека и природы мы определяем типы экологических ценностей: ценности потребления, ценности сохранения, ценности восстановления. С точки зрения последних данных современных экологических проблем быть образованным в экологической сфере оказывается жизненно необходимым, включая личную безопасность. Сообщество сейчас как никогда должно осмыслить свое отношение к окружающей среде. Но при этом большое внимание уделить подрастающему поколению, обеспечить соответствующее экологическое образование, при котором каждый человек должен стать грамотным в вопросах экологии, развивать экологические ценности. Человечество должно понимать, что пришло время для новых знаний, новой системы ценностей. Мировым сообществом XXI век был обозначен «столетием окружающей среды». Будущее окажется в руках наших детей. Ряд проблем экологического образования продолжает оставаться насущными. В нашей стране в последнее время этому вопросу уделяется большое внимание в процессе образования младших школьников. В период экологического кризиса экологическое образование приобретает особое значение, при котором идет формирование навыков, отношений, ценностей, мотивации к личному участию в решении экологических проблем с целью улучшения качества эколого-педагогического образовательного пространства. В связи с этим разработка и совершенствование учебно-методического обеспечения экологического образования младших школьников является одной из первоочередных задач национального уровня. Поэтому сейчас должна прогрессировать роль начальной школы в формировании экологических ценностей, ответственного отношения молодого поколения за сохранение природы. Для многих учителей начальной школы актуален вопрос о том, как ознакомить учащихся с таким объемом информации и обеспечить качественное освоение основных закономерностей существования живых систем. Человечество сможет выжить только благодаря новой концепции этики: экоэтике. Предмет «Окружающий мир» в начальной школе оценивается как путь социализации ребенка, при котором учащийся приобретает опыт деятельности в различных экологических ситуациях, при этом происходит введения личности в цивилизованное и культурное пространство человечества, где предполагается отсутствие противопоставленности миру природы при восприятии школьником природных объектов как полноправных и самоценных партнеров в системе взаимодействия «Человек – Общество – Природа». При решении данных проблем приоритет отдается не социально-экономическим, а природным факторам. Конечной целью все равно является человек, но не прямо, а опосредованно, через сохранение его среды обитания, что и является основной задачей формирования экологических ценностных ориентаций обучающихся. Поэтому младший школьник должен, прежде всего, самостоятельно мыслить, уметь проводить анализ, оперативно и целенаправленно решать возникающие проблемы. Формирование у учащихся системы экологических ценностей, ценностного отношения к природе и ценностных ориентаций как необходимых составляющих экологической культуры рассматривается в числе задач приоритетных. Каждый урок «Окружающий мир» строится через совместную работу с учащимися, где и проводится совместное обсуждение вопросов, принятие решений, осуществляется процесс сотрудничества. На уроках педагоги обращаются к жизненному опыту учеников, к их способностям работать со своими знаниями, перестраивают прежние представления, создают новые знания, наделяя их личностным смыслом. Диалог с учеником не является лишь фрагментом урока, он обусловлен не только содержанием, но и процессом обучения. Через весь курс дисциплины «Окружающий мир» проходит идея бережного отношения к родному краю, сохранению национальных традиций, создавая гармонию опыта учащихся со своим собственным опытом. Методологической основой исследования является системный подход к определению сущности ценностных ориентаций личности как психолого-педагогического феномена и закономерностей их формирования, базирующийся на философских, психологических и педагогических работах современных отечественных ученых. Начальное образование определяет становление нового педагогического мышления, выработку гуманной позиции учителя, она требует такой иерархии системы ценностей личности, которая гармонично сочетала бы личностно-значимые ценности с общечеловеческими. Проблемы ценностей в исследованиях последних лет выступают как центральные. Значительный вклад в развитие общей теории ценностей, аксиологического подхода в целом внесли работы В.И.Аквилевой, Е.А.Гриневой, Р. С. Карпинской, С.В. Васильева, С.А.Карпеева и др. Ценностные ориентации в философской и психолого-педагогической литературе рассматриваются как важнейшее личностное образование, отражающее разные уровни и формы взаимодействия общественного и индивидуального в личности, определенные формы осознания личностью окружающего мира, своего прошлого, настоящего и будущего. Проблемы места ценностных ориентаций в структуре личности, их роли в определении направленности личности, механизмов их образования и функционирования отражены в работах отечественных психологов Н.Т.Брыкиной, Л. И. Божович, В. Л.Горохова, О.Г.Завьяловой, А. Г. Здравомыслова, Л.Я.Зориной .А. Н. Леонтьева, Р.Г.Мамина, С. Л. Рубинштейна, И. С. Якиманской и др. В педагогической науке определилось целое направление, характеризующееся аксиологическим подходом, в котором исследуется взаимосвязь процесса формирования ценностных ориентаций и педагогического процесса в работах Ш.А.Амонашвили, З. И. Васильевой, В. Г. Воронцовой, М. А. Данилова, М. Г. Казакиной, Е. И. Казаковой, Г. И. Щукиной и др.) Теоретико-педагогические основы формирования ценностных ориентаций в разных аспектах рассматриваются в исследованиях Т. К. Ахаяна, И Е. Батраковой Е. В. Бондаревской, А. В. Кирьяковой, Г. К. Нургалиевой. Социально-педагогические исследования ценностных ориентаций школьников представлены в работах С. Г. Вершловского, Ю. В. Косова, Е. Э. Смирновой, В. С. Собкина, В. А. Ядова и др. В настоящее время процесс ценностного ориентирования уже не сводится исключительно к восхождению личности к ценностям общества, а предполагает процесс общественного подъема до ценностей конкретной личности. Вопросы содержания и педагогических технологий экологического образования нашли свое отражение в работах А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, И. Н. Пономаревой, Н.Н.Сотниковой, И. Т. Суравегиной, Т. П. Южаковой и др. В структуре экологического образования наряду с содержательным и деятельностным компонентами особо выделяют аксиологический компонент в работах С.В.Алексеева, Т. В. Барановой, Э. В. Гирусова, Л.И.Греховой, О. Г. Завьяловой, В.М.Константинова и др.. Формирование у учащихся системы экологических ценностей, ценностного отношения к природе и ценностных ориентаций как необходимых составляющих экологического образования рассматривается в числе задач приоритетных. Противоречие существующей практики между объективными потребностями общества и конкретными условиями образования в начальной школе может быть преодолено при рациональной организации на основе системного подхода экологического образования, при создании педагогических условий, обеспечивающих интенсивное и целостное развитие ориентаций школьников на экологические ценности. Аксиологические аспекты экологического образования как одни из центральных рассматриваются отечественными учеными Э. В. Гирусова, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, B.И.Павлова, И. Т. Суравегиной, Т. П. Южаковой. Таким образом, выбор темы нашего исследования обусловлен необходимостью формирования системы ценностных ориентаций учащихся начальной школы в соответствии с динамикой и логикой развития современного общества, актуальностью экологического образования и необходимостью повышения его эффективности в начальной школе.
Содержание

Введение Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования ценностного ориентирования личности в процессе экологического образования младших школьников 1.1.Экологическое образование младших школьников в процессе изучении окружающего мира 1.2. Формирование ценностных ориентаций младших школьников в системе экологического образования Глава 2. Педагогический эксперимент по формированию экологических ценностных ориентаций у младших школьников при изучении дисциплины «Окружающий мир» (Программа «Окружающий мир» авторов Н.В. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова) 2.1. Структурно-функциональная модель формирования ценностных ориентаций школьников в системе экологического образования на уроках по изучению окружающего мира (констатирующий и формирующий этапы) Заключение
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования ценностного ориентирования личности в процессе экологического образования младших школьников 1.1.Экологическое образование младших школьников в процессе изучении окружающего мира Термин «экологическое образование» впервые был введен на конференции, организованный Международным союзом охраны природы (МСОП) в 1970 г. Экологическое образование - процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков в области воздействия на окружающую среду, состояния окружающей среды и последствий изменения окружающей среды [Интернет источники,13]. В.Н.Большаков определял экологическое образование как непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на нормирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей среде [5]. Баранова Т.В. отмечает, что «экологическое образование - это не часть образования, а новый смысл и цель современного образованного процесса, уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации» [2]. Экологическое образование - это формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще. Экологическое образование - это органичная и приоритетная часть всей системы начального образования, придающая ему новое качество, формирующая иное отношение не только к природе, но и к обществу, к человеку (экогуманизм) [16]. Таким образом, несмотря на разницу определений, мнение ученых сходится в том, что существует два условия реализации экологического образования: 1.Овладение теоретическими знаниями - понятиями, представлениями, фактами и т.д. 2.Включение обучающихся в практико-ориентированную деятельность по изучению реальной экологической ситуации и своей местности и доступная, посильное участие в ее улучшении. Целью и планируемым результатом экологического образования, по мнению А.Н.Захлебного, являются сформированность ответственного отношения к природной среде, умение понимать и ценить красоту и богатство природы, способность осуществлять экологически грамотные действия, занимать активную жизненную позицию, выражать нетерпимость к проявлениям безответственного отношения к природе [29]. По мнению И.Д. Зверева, целью природоохранительного образования является формирование высокой культуры поведения человека и гражданской ответственности за рациональное использование природных ресурсов и природной среды во всех видах общественно-трудовой деятельности [30]. А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова и др. считают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества. В процессе экологического образования формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо рассматривать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и возможностей учащихся [51]. Первым возрастным этапом обучения является начальная школа. Конкретная цель экологического образования младших школьников может быть сформулирована следующим образом: - становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, - здоровьесбережение на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения. Педагогами экологическое образование рассматривается как единение человека с природой, гармоничное слияние социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием среды. Например, Н.Д. Соколова характеризует человека, овладевшего такого рода образованием, как личность, подчиняющую все силы своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботящегося об улучшении окружающей среды, не допускающего ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий окружающей среды [48]. Основной задачей экологического образования является преодоление у школьников утилитарно-потребительского отношения к природе, формирование ответственного отношения к ней в непрерывной связи с идеологической, нравственной, художественной, правовой сферами общественного сознания. Эта общая задача включает в себя: - систему знаний о единстве человека, общества и природы и способах оптимизации природопользования; - систему идеологических, нравственных и эстетических экологических ценностных ориентаций; - умение использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила отношения к природе в реальном поведении; - умение использовать знания о способах охраны природы и бережного отношения к ней в общественно-полезном труде; - потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов; - установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы; - убеждений в необходимости сбережения природы; - потребности участия в труде по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей [52]. В качестве ядра системы экологического образования А. Н. Захлебный выделяет четыре взаимосвязанных компонента: научно-познавательный, ценностный, нормативный, практико-деятельностный [28]. Научно-познавательный компонент может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними. Ценностный компонент призван раскрыть детям многообразную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. Нормативный компонент регламентирует правило (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Содержание этого аспекта должно обоснованно подводить учащихся к выводу: надо поступать так и почему именно так! Практико-деятельностный компонент играет не менее важную роль в экологическом образовании. Практическая деятельность - конечный результат отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. Однако младший школьник в силу ограниченных физических возможностей мало вовлечен в деятельность природоохранного характера. Н.Ф.Виноградова в своей книге «Окружающий мир в начальной школе» считает, что процесс ознакомления младшего школьника с окружающим миром происходит в тех же организационных формах, которые используются при обучении родному языку, математике и др. [12]. Экологи С.Д.Дерябо и В.А.Левин считают необходимым разрабатывать отдельный предмет «экология», который нужно вводить в содержание образования не эквивалентно биологическому, хотя они и находятся в тесной взаимосвязи [26]. Таким образом, проблема экологического образования вызывала интерес многих ученых, которые, несмотря на разницу в своих позициях, сходятся во мнении, что ребенок должен овладеть не только теоретическими, но и практическими знаниями. Целью же экологического образования является формирование экологической культуры в ребенке, что говорит о тесной связи обучения и воспитания. Существуют различные точки зрения ученых на модели организации экологического образования. С.Д. Дерябо предлагают разработать отдельный предмет «Экология в начальной школе» [25], Н.Ф.Виноградова считает необходимым включение экологической информации в традиционные школьные дисциплины начальной школы[13]. Построение системы экологического образования с начала 90-х годов базировалось на ряде методологических принципов, сформулированных еще в 80-х годах такими учеными, как А. Н. Захлебный, И.Д.Зверев, Н.Н.Сотникова, И. Т. Суравегина. Учеными были разработаны специфические принципы экологического образования, которые наряду с широко действующими в дидактике составили основу экологического образования: - принцип единства познания-переживания-действия; - принцип систематичности и непрерывности; - принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подхода к анализу экологических проблем и путей их решения; - принцип междисциплинарности [29; 31;49]. Становление экологически грамотного человека в условиях целенаправленного педагогического процесса предполагает органическое единство научных знаний о взаимосвязи природных и социальных факторов предметно-развивающей среды и того её чувственного восприятия, которое пробуждает нравственно-эстетические переживания и стремление внести практический вклад в её улучшение. Этот принцип ориентирует педагогов на сочетание рационального познания природы и места в ней человека с чувственно-эмоциональным воздействием на ученика как непосредственного общения с окружающей природной средой. Недооценка этого принципа, считает И.Д.Зверев, приводит либо к чистому интеллектуализму, либо к бездоказательной мечтательности, либо к расчетливому «узкому» практицизму [30]. Характер взаимосвязей рационального и эмоционального, их использования в практической деятельности динамичен и зависит от возраста младших школьников. Очевидно, что в младшем школьном возрасте большее значение имеет эмоционально-эстетическое восприятие предметно-развивающей среды, чем интеллектуальное. Принцип систематичности и непрерывности рассматривается как организационно-педагогическое условие, обеспечивающее процесс становления и развития ответственного отношения к окружающей предметно-развивающей среде школьников младшего возраста в системе классно-урочных и внеклассных занятий, а также всех видов общественно полезного труда. Для достижения поставленных целей и задач необходима четкая система содержания способов и организационных форм образовательного процесса. Принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подходов базируется на том, что ближайшее окружение младшего школьника, повседневное общение с предметно-развивающей средой раскрывают разные аспекты взаимодействия человека с природой, вооружают навыками жить с ней в согласии. Нельзя переоценить значение краеведческого принципа применительно к реализации задач экологического образования[27]. Природное и социальное окружение оказывает непосредственное влияние на школьника и определяет стиль его отношения к природе. Особая роль при реализации краеведческого принципа принадлежит практической деятельности учащихся, направленной на формирование экологических ценностей. Однако нельзя ограничивать экологическое образование только знанием природы родного края. При анализе конкретных фактов положительного или отрицательного воздействия человека на природу в данной местности, необходимо вместе с этим давать оценку последствий с государственных и общепланетарных позиций. В систему представления учащихся должны включаться данные, показывающие глобальный характер проблем охраны окружающей среды, которые не имеют государственных границ. Развивая заботу учащихся о природе родного края, учитель внушает им мысль, что забота об условиях жизни на Земле - общая забота всего человечества [17]. Межпредметный подход предполагает взаимосогласование содержания и методов раскрытия законов, принципов и способов оптимального взаимодействия общества с природой на всех уровнях получения экологических знаний. Важно сочетать логику развития ведущих положений и понятий, входящих в содержание того или иного предмета с последовательным обобщением и углублением экологических проблем. Таким образом, для более эффективного экологического образования младшего школьника учитель должен использовать вышеизложенные принципы экологического образования. Реализация задач экологического образования требует пересмотра форм и методов обучения. Большинством учителей, работающих в начальных классах, отдаётся предпочтение методам, формам и методическим приёмам обучения, рассмотренными Е.А.Гриневой, Н.А. Фроловой и Л.С. Квасцовой: - стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде, для чего используются на уроках сюжетно-ролевые игры, беседы, доклады учащихся, викторины; - развитие творческого мышления, умения предвидеть возможные последствия природообразующей деятельности человека, для чего привлекаются методы, обеспечивающие формирование интеллектуальных умений: анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, опыт, лабораторная работа, беседа, наблюдение; - формирование исследовательских навыков, умений, способностей принимать экологически целесообразные решения и самостоятельно приобретать новые знания; - проблемный подход к процессу обучения экологии; - вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (выявление редких и исчезающих видов, организация экологической тропы, восстановление леса, пропаганда экологических знаний: лекции, беседы, плакаты) [18]. Преподавание основ экологии в младших классах обладает рядом специфических особенностей и самой значительной из них является то, что весьма «сухое» научное знание, которое составляет ядро экологии, должно быть положено на неподготовленную почву. Проблема в том, что сейчас существует необходимость формировать правильное экологическое мышление и поведение в более раннем возрасте, а экологические знания базируются на системе сведений из биологии, химии, физики, геологии и многих других наук, с которыми младшие школьники мало знакомы. Поэтому для эффективного преподавания экологических основ в младших классах необходимо преодолеть этот диссонанс между относительной неподготовленностью учеников к восприятию материала и потенциальной сложностью самого материала [56]. Таким образом, для повышения уровня экологического образования педагогом должны быть учтены рассмотренные принципы, методы и приемы и использованы в соответствии с поставленными целями урока «Окружающий мир». В настоящее время вместе с укреплением позиций нового гуманистического типа экологического образования все большее значение приобретает вопрос о том, какие именно экологические представления о биосоциальной системе «Человек-Общество-Природа» следует внедрять. В период перехода на новые учебные планы и программы, особое значение приобретают вопросы гармонизации взаимоотношений общества с окружающей средой, становления и формирования ответственного отношения к ней. Фундамент ответственного отношения к окружающей предметно-развивающей среде закладывается в начальной школе, поэтому успех экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения школьников [57]. В основе построения современных уроков «Окружающий мир» с экологической направленностью лежат следующие целевые установки: - формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека; - развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса и способности к причинному объяснению при анализе фактов и явлений окружающей действительности; - обучение младших школьников методам познания окружающего мира; - воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали [5]. Зарождение современных тенденций экологического образования в начальной школе можно отнести к концу шестидесятых - началу семидесятых годов двадцатого века, когда она переживала целый ряд серьёзных преобразований, в частности, введение в учебный план нового предмета «Природоведения». Эти преобразования проходили в период актуализации проблемы охраны природы, поэтому, несмотря на замысел разработчиков курса - создать интегрированную дисциплину естественнонаучного цикла, в нём нашли отражение некоторые вопросы взаимоотношений человека с природным окружением [14] . Современное начальное естественнонаучное образование, имеющее в российской школе глубокие и прочные традиции и богатый арсенал практического опыта, в последние годы переживает значительное обновление. В связи с актуальностью данной проблемы единого подхода к её реализации нет. Существуют различные программы и методики преподавания дисциплины «Окружающий мир», где учитываются вопросы экологического образования[11]. В «Программно-методических материалах начальной школы» предлагаются программы нескольких авторов, где традиционный курс «Окружающий мир» рассматривается под различными названиями. Проанализируем некоторые из них. Приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через создание потенциала устойчивого развития ребёнка. Частью такого потенциала является курс «Природа и люди», разработанный З.А. Клепининой [36]. Первая задача заключается в том, чтобы дать учащимся общие знания о мире людей и мире природы как ближайшем окружении ребёнка и о взаимоотношениях в системах «человек - человек», «природа - природа», «природа - человек». Вторая задача направлена на совершенствование познавательной и практической учебной деятельности детей. Третья задача заключается в развитии личностных качеств ребёнка: научного миропонимания, экологической, санитарно-гигиенической и этической культуры, эмоций, творческих способностей, чувства патриотизма, нравственного поведения и гражданственности. Программа «Природа и люди» сохраняет в обновленном варианте все положительное, что было накоплено в многолетней практике преподавания курса природоведения, и вместе с тем учитывает идеи развивающего обучения. Она ставит цель - сообщить учащимся элементарные сведения о живой и неживой природе., познакомить с различными явлениями, научить детей проводить наблюдения за изменениями в природе, дать знания о значении охраны природы и мероприятиях по сохранению природных богатств, сформировать первоначальные гигиенические знания и навыки личной гигиены, воспитывать чувство прекрасного и гуманное отношение к природе. Значительное место в программе отводится вопросам охраны природы. Содержание предмета направлено на создание условий для непосредственного участия младших школьников в природоохранной деятельности. Особое внимание уделяется экскурсиям в природу, во время которых учащиеся наблюдают за явлениями природы, изменениями, происходящими с растениями, поведением животных и т.д. Наблюдения помогают школьникам получить правильное представление о природе, взаимосвязях, существующих в ней, содействуют накоплению знаний о родном крае. Ведущими принципами отбора содержания и конструирования курса сохраняются общедидактические принципы, а также специфические принципы, разработанные в классической методике естествознания. Реализация специфического принципа экологической направленности осуществляется по схеме: - взаимосвязь «природа - человек», «человек - природа», - правила отношения человека к природе (общие правила охраны природы) - доступная природоохранительная деятельность детей данного возраста (выращивание растений, подкормка животных, сбор семян и растений, распространение их среди населения, уход за домашними насаждениями и тому подобное); - правовые нормы охраны природы. Эти идеи рассматривается как причина и следствие и приводят к пониманию сущности науки экологии. Реализация принципа экологической направленности в представленной системе способствует формированию экологических ценностных ориентаций [40]. Программа «Окружающий мир» авторов Н.В. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова - это интегрированный курс, имеющий особое значение в формировании у учащихся целостного взгляда на окружающую нас социальную и природную предметно-развивающую среду, места человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Основная цель предмета - формирование социального опыта младшего школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «Человек - Природа - Общество», формирование правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней. Это позволяет выделить особенности предмета «Окружающий мир», которые определяют его соответствия современным требованиям дидактики начального обучения: - учёт психологических особенностей младших школьников; - необходимость интегративного подхода к изучению окружающего мира. Изучение предмета позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок [13]. Программа «Мир и человек» авторов А.А. Вахрушева, А.С. Раутеан - новый интегративный курс естествознания для начальной школы, включающий изучение некоторых основ жизни человека и человечества. Он предусмотрен для изучения предметов «Ознакомление с окружающим миром» и «Природоведение». Задача курса - научить младшего школьника понимать окружающий мир. Основная идея первого класса - взаимосвязь ученика со всем окружающим миром; второй класс посвящён языку географических карт, которые знакомят нас с нашим большим домом - планетой Земля; третий класс показывает роль жизни и живых организмов в поддержании порядка на нашей планете; четвёртый класс посвящён человеку и его месту на Земле. Так как главными проблемами человечества в XXI веке будут экологические, то курс «Мир и человек» разработан с экологических позиций формирования ценностных ориентаций [35]. Система учебных курсов под названием «Зелёный дом» разработана А.А. Плешаковым. Программа представляет собой систему учебных курсов с экологической направленностью, разработанной для всех классов 4-летней начальной школы. Программа состоит из двух частей. На первом этапе обучения (I и II классы) дети знакомятся с окружающим миром, включая природу, общество, человека, а основные природоведческие и экологические понятия изучаются в последующих классах (III - IV). Экологическую направленность программы определяют идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека. Основные курсы дополнены факультативными. 1.2. Формирование ценностных ориентаций младших школьников в системе экологического образования В обществе XXI века очень остро стоит проблема отношения людей к природе, состояние окружающей среды по своим характеристикам вызывает тревогу в обществе. О приоритете экологического образования неоднократно говорилось в документах международного уровня и в ФГОС НОО. В примерных программах начального общего образования по окружающему миру, в том числе программах внеурочной деятельности понятие «ценностные экологические ориентации» до последнего времени не использовалось [44]. На сегодняшний день идет совершенствование начального образования, сопровождающееся переосмыслением, переоценкой и утверждением новых ценностей современного российского общества. Значительные изменения затронули и экологическое образование, в котором высоко значение ценностно-ориентированного нравственного формирования личности гражданина России. Системно-деятельностный подход является определяющим [45]. В энциклопедическом словаре представлено определение значения слова «ориентация» - как собственное местонахождение в отношении сторон света в окружающей местности. Ориентироваться значит выбирать направление деятельности в определенную сторону. Термин «экологическая ориентация» – это система устойчивых отношений личности к природе как ценности, которая выражена в экологических знаниях, реализованных в практической деятельности экологического характера [39]. Они отражают нравственное отношение к окружающим предметам и явлениям, людям, миру, самому себе как гармонично сочетающимся частям биосферы и проявляются в экологически грамотных действиях. В тоже время в пояснительных записках к рабочим программам в качестве целей называется формирование целостной картины мира, «правильного», гуманного, бережного отношения к среде обитания. Одна из двух названных целей изучения окружающего мира обозначена как «формирование оценочного, эмоционального отношения к миру». Реализация этой цели соответственно влечет за собой и соответствующий отбор содержания образования на начальной ступени образования, которая может быть реализована в процессе организации уроков «Окружающий мир» и во внеурочной деятельности [43]. В связи с реализацией ФГОС НОО понятие «ценностные экологические ориентации» в той или иной редакции получит, видимо, более широкое распространение, поскольку в практику образовательного процесса вводятся такие понятия, как «ценности», «ценностные ориентиры».[32] «Ценностные ориентиры» в настоящее время становятся структурным элементом учебных и рабочих программ. С примерами формулировок ценностных ориентиров можно ознакомиться в рабочих программах, составляемых авторами программ «Окружающего мира». В качестве ценностных ориентиров называются «природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества», «человечество как многообразие народов, культур, религий» [33]. Формирование ценностных экологических ориентаций при ознакомлении младших школьников с окружающим миром определяется следующими условиями: 1. Если ученик активно включен в познавательную деятельность по изучению экологических проблем;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg