Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Резервы и пути повышения рентабельности деятельности организации

irina_k200 2275 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 91 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.07.2020
Целью выпускной квалификационной работы является на основе изучения теоретических основ анализа рентабельности деятельности промышленного предприятия и анализа рентабельности деятельности предприятия разработать рекомендации по ее повышению в ООО «Кирпичный завод «Амстрон». Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи: – изучить сущность и понятие рентабельности деятельности предприятия; – изучить методы оценки рентабельности деятельности предприятия; –выявить особенности формирования показателей рентабельности промышленного строительного предприятия; –дать краткую организационно-экономическую характеристику предприятия ООО «Кирпичный завод «Амстрон»; – провести анализ финансового состояния предприятия; – провести анализ прибыли и рентабельности предприятия; – провести операционный анализ деятельности предприятия; – разработать рекомендации, направленные на повышение продаж; – разработать рекомендации, направленные на снижение уровня затрат; – дать оценку эффективности предложенных рекомендаций. Объектом исследования является ООО «Кирпичный завод «Амстрон». Предметом исследования является разработка рекомендаций по повышению рентабельности ООО «Кирпичный завод «Амстрон». Теоретической и методологической основой выпускной квалификационной работы послужили законодательные и нормативные акты, монографии, статьи журналов, интернет-ресурсы в области финансов, бухгалтерского учета и анализа. В их числе работы Ковалева В.В. «Финансовый менеджмент: теория и практика», Савицкой Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», «Финансовый менеджмент» под редакцией Стояновой Е.С., Ефимова О.В. «Финансовый анализ – современный инструментарий для принятия экономических решений», Шеремета А.Д. «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия» и др. Практическая значимость заключается в возможности использования проведенного в работе анализа рентабельности в деятельности ООО «Кирпичный завод «Амстрон» и реализации предложенных рекомендаций, направленных на повышение продаж и на снижение уровня затрат. В соответствии с поставленной целью и вытекающими задачами выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В первой части работы исследованы теоретические основы анализа рентабельности деятельности промышленного предприятия, для чего раскрыты понятия рентабельности, приведена классификация показателей рентабельности, выявлены особенности формирования показателей рентабельности промышленного строительного предприятия. Во второй части работы проведен анализ показателей рентабельности деятельности предприятия и факторов их формирования (на примере ООО «Кирпичный завод «Амстрон»). Особое внимание во втором разделе уделено анализу финансово-экономической деятельности предприятия, а также операционному анализу деятельности предприятия. Третья часть выпускной квалификационной работы посвящена разработке рекомендаций по повышению рентабельности деятельности ООО «Кирпичный завод «Амстрон»: разработаны рекомендации, направленные на повышение продаж и на снижение уровня затрат, а также дана оценка эффективности предложенных рекомендаций. В заключении приведены обоснованные выводы по результатам исследования.
Введение

Для оценки работы любого предприятия, эффективности его работы, будет недостаточно ориентироваться только на прибыль данного предприятия. Для оценки эффективности работы предприятия необходимо сопоставить показатель прибыли с производственными фондами данного предприятия, с помощью которых эта прибыль была получена. Этот показатель и является рентабельностью предприятия. Рентабельность – это прибыльность, доходность предприятия, основной показатель экономической эффективности любого предприятия, с помощью которого можно проанализировать конечные результаты деятельности конкретного предприятия. Рентабельность можно рассчитать, как отношение прибыли по балансу предприятия к среднегодовой стоимости оборотных средств и основного капитала предприятия. Показатель рентабельности напрямую связан со всеми показателями анализа эффективности производства, в том числе, со скоростью оборачиваемости, себестоимостью готовой продукции и ее фондоемкостью.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 7 1.1 Сущность и понятие рентабельности деятельности предприятия 7 1.2 Методы оценки рентабельности деятельности предприятия 11 1.3Особенности формирования показателей рентабельности промышленного предприятия 20 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО«КИРПИЧНЫЙ ЗАВОД «АМСТРОН» И ФАКТОРОВ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ 27 2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия 27 2.2 Анализ финансового состояния предприятия 31 2.3 Анализ прибыли и рентабельности предприятия 44 2.4 Операционный анализ деятельности предприятия 52 3.РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «КИРПИЧНЫЙ ЗАВОД «АМСТРОН 63 3.1 Рекомендации, направленные на повышение объема продаж 63 3.2 Рекомендации, направленные на снижение уровня затрат 72 3.3 Оценка эффективности предложенных рекомендаций 79 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая (ред. от 30.11.2018) [Электронный ресурс].URL: http//www.consultant.ru (Дата обращения 15.04.2019). 2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть вторая (ред. от 23.11.2018 г.) [Электронный ресурс].URL: http//www.consultant.ru (Дата обращения 15.04.2019). 3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г №402-ФЗ (ред. от 04.11.2018) [Электронный ресурс].URL: http//www.consultant.ru (Дата обращения 11.04.2019). 4. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 01.01.2019) [Электронный ресурс]. URL: http//www.consultant.ru (Дата обращения 15.03.2019). 5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: Приказ Министерства финансов России от 29.07.1998 г. №34н (ред. от 24.12.2010 г.) [Электронный ресурс]. URL: http//www.consultant.ru (Дата обращения 15.03.2019). 6. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99: Приказ Министерства финансов России от 06.05.1999 г., №32н (ред. от 06.04.2016 г.) [Электронный ресурс]. URL: http//www.consultant.ru (Дата обращения 15.03.2019). 7. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: Приказ Министерства финансов России от 06.05.1999 г. №33н (ред. от 06.04.2016 г.) [Электронный ресурс]. URL: http//www.consultant.ru (Дата обращения 15.03.2019). 8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02: Приказ Министерства финансов России от 19.11.2002 г., №114н (ред. от 06.04.2016 г.) [Электронный ресурс]. URL: http//www.consultant.ru (Дата обращения 20.02.2019). 9. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, утвержденная приказом Министерства финансов РФ от 01.07.2004 № 180 [Электронный ресурс]. URL: http//www.consultant.ru (Дата обращения 15.03.2019). 10. Приказ Министерства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 02.07.2010 № 66-н [Электронный ресурс]. URL: http//www.consultant.ru (Дата обращения 21.04.2019). 11. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению, утвержденный приказом Министерства финансов России от 07.05.2003 № 38н [Электронный ресурс]. URL: http//www.consultant.ru (Дата обращения 15.03.2019). 12. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2016 № 217н) (ред. от 27.06.2017) [Электронный ресурс]. URL: http//www.consultant.ru (Дата обращения 15.03.2019). 13. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 18 «Выручка» (введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2016 № 217н) (ред. от 27.06.2017) [Электронный ресурс]. URL: http//www.consultant.ru (Дата обращения 15.03.2019). 14. Алимов С.А. Учетно-аналитические особенности формирования себестоимости и финансовых результатов на промышленных предприятиях // Управленческий учет. 2017. - № 4. - С. 38-45 15. Алимов С.А. Формирование финансовых результатов в системе управленческого учета промышленного предприятия // Управленческий учет. 2017. - № 7. - С. 3-12 16. Алимова М.С. Комплекс аналитических процедур по оценке финансовых результатов промышленного предприятия // Управленческий учет. 2018. - № 9. - С. 59-66 17. Гаджиева П.Н. Финансовый результат: трансформация понятия // Аудитор. 2016. - № 8. - С. 51-59 18. Графкин О. Признание доходов и расходов организации в виде неустойки // Современный бухучет. 2018. - № 12. - С. 5-8 19. Дорман В. Н. Коммерческая организация: доходы и расходы, финансовый результат: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. - С. 108 20. Дорохова М.В. Использование практики манипулирования финансовыми результатами для реализации стратегии компании // Аудиторские ведомости. 2018. - № 5/6. - С. 161-172 21. Ефимова О.В. Финансовый анализ – современный инструментарий для принятия экономических решений Учебник. -М.: Омега-Л, 2017. - С. 415 22. Ионова А. Ф. Финансовый анализ. Управление финансами. - М.: Юнита-дана, 2017. - С. 639 23. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика». - М.: Юнита-дана, 2018. - С. 639 24. Козырь, Ю.В. Особенности оценки бизнеса и реализации концепции VBM: учебное пособие. - М.: Квинто-Консалтинг, 2017. - С.285 25. Кондраков Н. П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет: учебник. - М: Проспект, 2016. - С. 492 26. Косорукова, И.В. Оценка стоимости ценных бумаг и бизнеса: монография. - М.: Издательство «Московская финансово-промышленная академия», 2016. - С. 672 27. Коурсен Р.В. Стоимость компаний: оценка и управление: учебник - М.: Олимп-Бизнес, 2018. - С. 576. 28. Криворотов, В.В. Управление стоимостью: Оценочные технологии в управлении предприятием: учебное пособие. - М.: Велби, 2017. - С. 111 29. Кузнецова К.В. Финансы и кредит: учебник. - М.: КНОРУС, 2017. - С. 432 30. Кушубакова Б.К. Управление оборотными активами: Учебно-практическое пособие. Уфа: ИЦ БТИПУ, 2018. - С. 76 31. Маняева В.А. Построение бюджетирования в управлении финансовыми результатами агрохолдинга и его бизнес-единиц // Управленческий учет. 2016. - № 2. - С. 90-98 32. Нечитайло И.А. Методика учета и анализа финансовых результатов в системе директ-стандарт на промышленных предприятиях // Аудит и финансовый анализ. 2016. - № 3. - С. 29-38 33. Попова Л.В. Теоретические аспекты формирования и бухгалтерского учета финансового результата хозяйственной деятельности предприятия // Управленческий учет. 2018. - № 2. - С. 72-83 34. Радионов Р.А. Анализ методов управления рентабельностью предприятия // Экономический анализ. 2017. - № 8. - С. 53-61 35. Радионов Р.А. Анализ экономических механизмов, обеспечивающих повышение рентабельности деятельности предприятия// Экономический анализ: теория. 2017. - № 21. - С. 39-46 36. Радионов Р.А. Нормирование запасов и оборотных средств на предприятии в условиях рыночной экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2016. - № 12. - С. 44- 53 37. Рахматуллин Ю.Я. Экономический анализ финансовых результатов от продажи продукции на примере сельскохозяйствнных организаций: монография. СПб.: Свое издательство, 2017. - С. 235 38. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. – Минск: Новое знание, 2016.- С. 704 39. Синянская Е.Р. Основы бухгалтерского учета и анализа: учебное пособие. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2017. - С. 268 40. Фомин В.П. Аналитическая составляющая успешного управления финансовыми результатами (концептуальный аспект) // Экономический анализ: теория и практика. 2016. - № 31. - С. 13-25 41. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник. - М.: ИНФРА-М, 2018. - С. 374
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 1.1 Сущность и понятие рентабельности деятельности предприятия Для оценки эффективности работы организаций недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что организация работает хорошо. Абсолютная сумма прибыли не позволяет судить о степени доходности той или иной организации. Многие организации, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель – уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность – тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. Рентабельность целесообразно рассматривать с двух позиций – как объективную экономическую категорию и как количественный и качественный показатель. Как объективная экономическая категория рентабельность характеризует прибыльность, доходность, финансовый результат деятельности организации [14, с. 45]. Рентабельность – синтетический показатель, отражающий многие стороны деятельности организаций за определенный период. В экономической теории применяется несколько определений категорий рентабельности: 1) прибыльность; 2) отношение полезного результата торговой деятельности в виде прибыли к стоимости совокупных затрат на ее получение; 3) сопоставление результатов хозяйственной деятельности с затратами или ресурсами; 4) интегральный показатель, обобщающий другие показатели эффективности. В любом определении рентабельность будет означать процентное отношение суммы полученной (ожидаемой) прибыли к одному из показателей: объему товарооборота, расходам на реализацию, средней стоимости основных и оборотных средств, фонду оплаты труда [37, с. 55]. Значимость коэффициента рентабельности в условиях ориентации на рыночные отношения определяется интересом к нему не только работников одной организации, но и интересом государства, контрагентов, собственников, кредиторов и заемщиков [35, с. 40]. Повышение уровня рентабельности для коллектива организации означает укрепление финансового положения, а, следовательно, увеличение средств, направляемых на материальное стимулирование их труда, для управленцев – это информация о результатах применяемой тактики и стратегии о целесообразности ее корректировки. Собственников (акционеров и учредителей) показатель рентабельности интересует с точки зрения прибыльности их паевых и учредительских взносов в составе общих вложений. Если уровень рентабельности возрастает, то возрастает интерес к организации других потенциальных акционеров, цена акций в этом случае тоже возрастает. Кредиторов и заемщиков денежных средств уровень рентабельности и его изменение интересует с точки зрения реальности получения процентов по обязательствам, снижения риска невозврата заемных средств, платежеспособности клиента и возможностей для дальнейшего его развития. Динамика рентабельности организаций изучается также налоговыми службами, фондовыми биржами, профессиональными ассоциациями [40, с. 20]. В современной экономической науке существует множественность трактовок термина «рентабельность» (иногда в одном и том же информационном источнике). Можно выделить следующие разногласия в понимании сущности рентабельности как экономической категории [23, с. 233]: 1) отождествление рентабельности и доходности (Крылов Э.И, Власова В.М., Журавкова И.В. и др.); 2) в основе рентабельности рассматривается такая экономическая категория, как прибыльность (Черненко А.Ф., Ковалев В.В., Ван Хорн Дж. К. и др.); 3) соотношение эффекта со всеми имеющими ресурсами (Крылов Э.И., Власова В.М., Журавкова И.В., Бланк Н.А. и др.); 4) соотношение эффекта с ресурсами, использование которых приводит к получению данного эффекта (Черненко А.Ф., Ковалев В.В., Шеремет А.Д. и др.). Это можно объяснить следующим образом. В российской системе бухгалтерского учета, следовательно, и в экономическом анализе, понятия «прибыль» и «доход» существенно различны. Последнее регламентировано ПБУ 9/99 «Доходы организации» [6]. В экономическом анализе используется понятие «прибыльности», а не «доходности». Так как доходность более широкое понятие, чем рентабельность. Рентабельность связана не со всем доходом, а лишь с определенными его формами, она выступает как одна из форм общей категории – доходности [19, с. 88]. Термин «прибыльность» означает, что речь идет об относительном показателе. Поскольку изначально определенно, что этот показатель является характеристикой эффективности деятельности, то он должен реализовывать принцип «вложено-получено». Под «получением» результата от хозяйственного использования имущества можно понимать: 1) сумму возмещенных расходов и прибыли; 2) только прибыль. Первое имеет место при расчете различных видов ресурсоотдачи, второе -рентабельности. Остается определить, что понимается под «вложением». Очевидно, что «вложены» должны быть ресурсы, использование которых приводит к получению прибыли. Использование других факторов будет искажать смысл и целевое назначение результативного показателя. Таким образом под «вложением» можно понимать стоимость имущества хозяйствующего субъекта, затраты на производство продукции, себестоимость в целом. Тем не менее, отличия относятся лишь к элементам, из которых определяется рентабельность. Само же экономическое содержание показателей рентабельности сводится к прибыльности деятельности предприятия, данные показатели измеряются в относительных величинах (процентах, коэффициентах). В общем виде показатели экономической эффективности можно определить как отношение полученного экономического эффекта (результата) к объему использованных для его получения ресурсов (затрат) [22, c. 45]. В связи с этим при расчете рентабельности как одной из основных характеристик эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия в числители формулы используются различные показатели прибыли: валовой, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли. А в знаменателе формулы берутся ресурсы (инвестиции), имущество (активы), себестоимость реализации товаров (продукции, работ, услуг), выручка от продажи товаров (продукции, работ, услуг) и др. Иными словами, общая формула рентабельности неизменна и выражает эффективность финансово-хозяйственной деятельности предприятия, где в качестве эффекта используется прибыль, в качестве базы – ресурсы или затраты. Основные различия приходятся на группировку показателей рентабельности: выделяя группы показателей рентабельности, современные авторы придерживаются разных точек зрения. Так некоторые авторы делят показатели рентабельности на две либо на три группы, но есть и авторы, которые не производят группировку. Большинство авторов выделяют лишь две группы: рентабельность активов и рентабельность капитала. Например, этой точки зрения придерживается Шеремет А.Д. [41, c. 44], Ионова А.Ф. [22, c. 74], Тубольцев М.Н. [17, c. 55] и др. Ковалев В.В. [23, c. 211] и Тихомиров Е.Ф. [25, c. 117] считают целесообразным выделение следующих двух групп: показатели, характеризующие преимущественно эффективность продукции предприятия, другая – использование им капитала. Данная точка зрения не сильно отличается от вышеупомянутой, так как в состав выделенных групп включены одни и те же показатели. Некоторые авторы, например, Н.А. Бланк [21, c. 277], выделяют в отдельную группу показатели финансовой рентабельности. Коровина И.А. [24, c. 106] выделяет следующие показатели рентабельности: общая рентабельность, рентабельность активов (капитала), текущих активов, инвестиций, собственного капитала, реализации, производства продукции и др. В западной практике наиболее распространены следующие группы показателей рентабельности: рентабельность продаж и рентабельность инвестиций. Володиным А.А. [15, c. 44] выделяются иные группы показателей рентабельности: рентабельность продукции, продаж, активов, собственного капитала и прочие показатели. Приведенный анализ классификации показателей рентабельности позволяет выявить наиболее общие показатели, используемые большинством авторов и представляющие основу оценки экономической эффективности деятельности предприятия. Но в некоторых случаях анализ может быть дополнен и другими коэффициентами в зависимости от того, кто будет являться пользователем данной информации. 1.2 Методы оценки рентабельности деятельности предприятия В данном разделе будут подробно рассмотрены основные группы показателей рентабельности. 1) Рентабельность продукции показывает эффективность затрат, осуществленных на производство и реализацию продукции. Данный показатель можно рассчитать двумя способами. По первому способу рентабельность единицы продукции определяется как отношение прибыли к себестоимости ее производства: , (1) где Рпрод - рентабельность продукции; П – прибыль от продаж; С – себестоимость производства продукции [38, c. 78]. По второму способу рентабельность продукции рассчитывается с учетом доходности на вложенный капитал. , (2) где Рв.к. - рентабельность на вложенный капитал; ВК – вложенный в данное производство капитал; УДв.к. – уровень доходности на вложенный капитал, предусмотренный инвестиционным проектом; Сед – себестоимость единицы продукции; ОРнат – объем реализации в натуральном выражении [38, c. 79]. 2) Рентабельность продаж – коэффициент коммерческой рентабельности показывает, сколько прибыли приходится на рубль реализованной продукции или какова эффективность операционной деятельности организации. Уменьшение данного показателя свидетельствует о снижении спроса на продукцию. , (3) где Рпр – рентабельность продаж, %; Ппр – прибыль от продаж; В – выручка от продаж [38, c. 79]. 3) Рентабельность активов характеризует, насколько эффективно предприятие использует свое имущество (активы). Снижение данного показателя свидетельствует о падении спроса на продукцию и о перенакоплении активов. , (4) где Ра – рентабельность активов, %; ЧП – чистая прибыль предприятия (чистая прибыль); А – средняя величина активов предприятия за определенный период [38, c. 80]. Также рентабельность активов можно представить следующим образом: , (5) где Коб.акт. - коэффициент оборачиваемости активов [38, c. 81]. Также при анализе рентабельности активов выделяют рентабельность оборотных активов, расчет ведется по следующей формуле: , (6) где Ро.а. – рентабельность оборотных активов, %; ЧП – чистая прибыль предприятия; ОА – средняя величина раздела II актива баланса предприятия – оборотные активы [38, c. 81]. Аналогично рентабельности оборотных активов предприятие может рассчитывать рентабельность внеоборотных активов, которая отражает эффективность использования основных средств и внеоборотных активов: , (7) где ВА – средняя величина раздела I актива баланса предприятия – внеоборотные активы [38, c. 82]. 4) Рентабельность собственного капитала (рентабельность акционерного капитала) или коэффициент финансовой рентабельности показывает эффективность использования собственного капитала предприятия или величины чистой прибыли, приходящейся на рубль ее собственных средств: , (8) где Рск – рентабельность акционерного капитала; СК – средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период [38, c. 83]. На основе рентабельности акционерного капитала предприятие может прогнозировать темпы роста своей прибыли. Прирост прибыли в планируемом периоде определяется на основе следующего расчета: , (9) где ?ЧП – прирост чистой прибыли в планируемом году; Кр.п. – коэффициент средств, направляемых на развитие производства из чистой прибыли; отражает долю чистой прибыли, направляемой на развитие производства [38, c. 84]. Рентабельность перманентного капитала - отражает эффективность использования капитала (собственного и заемного), вложенного в деятельность предприятия. Рассчитывается по формуле: , (10) где ДО – средняя величина долгосрочных кредитов и займов, полученных предприятием за определенный период, т.е. раздел IV пассива баланса [38, c. 85]. Рассмотрев позиции разных авторов на выделение групп рентабельности, хочется отметить их общность во взгляде на необходимость выделения систем показателей рентабельности. При выделении систем показателей рентабельности предприятия авторы стараются дать наиболее точное представление об эффективности его работы и финансовых результатах. Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов. В настоящее время существует множество методик для анализа рентабельности предприятия. Они могут повторять друг друга по ряду элементов, дополнять или значительно различаться. Каждая методика содержит объекты анализа; системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа; советы по последовательности и периодичности проведения аналитического исследования; описание способов исследования изучаемых объектов; источники данных, на основании которых производится анализ. Рассмотрим основные методики для анализа рентабельности предприятия и сравним их по этим элементам (Таблица 1). В качестве основной методики была выбрана методика Донцовой Л.И. и Никифоровой Н.А., в которой более полно представлены показатели рентабельности и проведен факторный анализ. Ковалев В.В. проводит также факторный анализ рентабельности по схеме фирмы Du Pont. Но его методика расчета показателей сложна, что не позволяет в полной мере определить экономическую эффективность деятельности предприятия. Таблица 1. Методики оценки рентабельности деятельности предприятия Методы оценки рентабельности Донцова Л.В. [39, с. 87] Никифорова Н.А. Лукасевич И.Я. [15, с. 7] Ковалев В.В. [23, с. 144] 1 2 3 4 Объекты анализа Прибыль и рентабельность Прибыль и рентабельность Прибыль и рентабельность Системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа Рентабельность продаж; Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности; Экономическая рентабельность; Рентабельность собственного капитала; Валовая рентабельность; Рентабельность перманентного капитала; Коэффициент устойчивости и экономического роста Коэффициенты рентабельности продаж, коэффициенты рентабельности активов; Коэффициенты рентабельности источников капитала Группа показателей рентабельности инвестиций и рентабельности продаж Советы по последовательности проведения аналитического исследования Анализ показателей рентабельности; Факторный анализ Анализ показателей рентабельности Анализ показателей рентабельности Продолжение таблицы 1 1 2 3 4 Описание способов исследования изучаемых объектов Коэффициентный анализ, факторный анализ, горизонтальный анализ Коэффициентный анализ Коэффициентный анализ; Факторный анализ по схеме фирмы Du Pont Источники данных, на основании которых производится анализ Бухгалтерский баланс (форма №1); Отчет о финансовых результатах (форма №2) Бухгалтерский баланс (форма №1); Отчет о финансовых результатах (форма №2) Бухгалтерский баланс (форма №1); Отчет о финансовых результатах (форма №2) Источник: составлено автором самостоятельно Что касается третьей методики, представленной Лукасевич И.Я., то классификация показателей достаточно проста, но в его методике отсутствует факторный анализ, что также не в полной мере дает определить влияние факторов. Рассмотренные выше методы оценки рентабельности деятельности предприятия позволяют выделить факторы, которые влияют на уровень рентабельности; всех их можно разделить на несколько групп (рисунок 1). Рисунок 1. Факторы, влияющие на уровень рентабельности Источник: [20, с. 169] Внешние факторы связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения. Внутренние факторы в свою очередь подразделяются на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы непосредственно связаны с основной деятельностью предприятия, а непроизводственные не зависят от основной деятельности. Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность «очистить» показатели эффективности от внешнего воздействия. Внепроизводственные факторы включают: 1) снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и т.д.; 2) природоохранные мероприятия, которые необходимы для предприятий ряда отраслей, например, химической, машиностроительной и т.д. отраслей, и влекут за собой значительные издержки; 3) штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом; 4) социальные условия труда и быта работников; 5) финансовую деятельность предприятия, т.е. управление собственным и заемным капиталом на предприятие, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т.д. Среди производственных факторов выделяют: 1) наличие и использование средств труда; 2) эксплуатация предметов труда; 3) использование трудовых ресурсов. Названные факторы являются основными факторами роста прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства. Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить с двух сторон: как экстенсивное, так и интенсивное. Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов процесса производства. К ним относят: 1) изменение объема и времени работы средств труда, т.е., например, покупка дополнительных станков, машин и т.д., строительство новых цехов и помещений или увеличение времени работы оборудования для увеличения объема производимой продукции; 2) изменение количества предметов труда, непроизводительное использование средств труда, т.е. увеличение запасов, большой удельный вес брака и отходов в объеме выпускаемой продукции; 3) изменение численности рабочих, фонда рабочего времени, непроизводительные затраты живого труда (простои). Количественное изменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, т.е. предприятие должно следить за тем, чтобы не снижались темпы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат [32, с. 84]. Интенсивные производственные факторы связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся: 1) повышение качественных характеристик и производительности оборудования, т.е. своевременная замена оборудования на более современное с большей производительностью; 2) использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости материалов; 3) повышение квалификации рабочих, снижение трудоемкости продукции, совершенствование организации труда. Кроме внутренних факторов на рентабельность предприятия оказывают косвенное воздействие и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности [31, с. 95]. К данной группе факторов относятся: 1) географическое положение предприятия, т.е. регион в котором оно располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от районных, республиканских центров, природные условия и т.д.; 2) конкуренция и спрос на продукцию предприятия, т.е. наличие на рынке платежеспособного спроса на продукцию фирмы, присутствие на рынке фирм - конкурентов, производящих аналогичный по потребительским свойствам товар; 3) ситуация на смежных рынках, например, на финансовом, кредитном, рынке ценных бумаг, сырьевых ранках и т.д., т.к. изменение доходности на одном ранке, влечет за собой снижение доходности на другом, например, повышение доходности государственных ценных бумаг ведет к сокращению инвестиций в реальный сектор экономики; 4) государственное вмешательства в экономику, которое проявляется в изменении законодательных основ деятельности рынка, изменении налогового бремени на предприятии, изменение ставок рефинансирования и т.д. [31, с. 96]. Любая коммерческая организация и предприятие стремится развиваться и расширять свою деятельность. Рост и развитие предприятия, в частности промышленного предприятия, тесно связаны с разработкой и реализацией стратегии и тактики управления процессом формирования, увеличения и распределения рентабельности. В теории существуют различные взгляды и мнения на процесс увеличения данного показателя, различные подходы к реализации этого процесса. Согласно одному из множества подходов росту рентабельности предприятия содействует манипулирование тремя факторами, определяющими его рентабельность: 1) ускорением товарооборачиваемости; 2) уменьшением массы издержек; 3) увеличением нормы рентабельности путем повышения цен. Однако данные факторы не являются единственными. Западные предприятия придерживаются теории, согласно которой долгосрочная рентабельность предприятия зависит более чем 30 факторов. Они включают в себя состояние ситуации на рынке производителя, рыночную ситуацию, наличие конкурентов. Но прежде чем изменять какой-то фактор необходимо определиться, с какой целью это будет сделано. Выделяется 4 типа инноваций, порождающих рентабельность: 1) реализация новых товаров, товаров с более высокими качественными характеристиками по сравнению с ранее и ныне продававшимися изделиями; 2) освоение нового рынка; 3) внедрение новых методов продаж, оказание дополнительных услуг, освоение новых источников поставки товаров; 4) организационно-управленческие новшества. Первый тип обеспечивает прирост показателей рентабельности с одновременным ростом объема реализации. Второй тип создает условия для увеличения массы рентабельности благодаря росту оборотных средств. Третий тип предполагает выполнение одной из стратегий: 1) снижение цены при снижении себестоимости производства и реализации товара в расчете на такое увеличение продаж, которое увеличит массу рентабельности; 2) не изменять цену продаж, тогда будет обеспечиваться рост рентабельности благодаря увеличению нормы предпринимательского дохода. В результате четвертого типа инноваций должна увеличиться производительность труда, ускориться оборачиваемость запасов, повыситься эффективность использования ресурсов.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Экономика предприятия, 81 страница
2025 руб.
Дипломная работа, Экономика предприятия, 91 страница
2275 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg