Глава 1. Теоретические и методические аспекты развития выразительностиречи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
1.1 Особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольноговозраста
Культура речи считается важным условием воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры, составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Под культурой речи принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать собственные мысли в соответствии с назначением и целью высказывания, грамматически правильно, логично, точно, образно, выразительно.
Выразительность речи у детей старшего дошкольного возраста является составной частью культуры речи. В данном исследовании целесообразно рассмотреть такие понятия как «выразительность речи», «смысловая речь», «развитие смысловой выразительности речи». Для раскрытия сущности понятия «выразительность» речи мы обратимся к различным словарям. Так, в Толковом словаре С.И. Ожегова слово «выразительный» обозначает «хорошо выражающий что-нибудь, яркий по своим свойствам, внешнему виду» [46, с. 322].
В Толковом словаре русского языка Д.В. Дмитриева выразительным называют то, что хорошо и ярко отражает мысли и чувства человека [23, с. 123].
В новом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой выразительный обозначат: живо, непосредственно отражающий внутреннее состояние человека, его чувства, настроение и т.п. (о лице, глазах и т.п.), ясно, во всей полноте, образно раскрывающий, передающий (мысль, характер и т.п.), намеренно подчеркнутый, содержащий намек на то, что хотят сообщить, передать и т.п., служащий, предназначенный для выражения чего-либо [25, с. 117].
Таким образом «выразительность» это то, что хорошо и ярко отражает мысли и чувства человека, живо, непосредственно отражающий внутреннее состояние человека, его чувства, настроение.
По мнению Н.А. Стародубовой, «выразительность — это качественная характеристика речи, показатель высокой степени самостоятельного, осознанного использования языка» [54, с. 120].
Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками. В частности:
- просодика – сложный комплекс элементов, авключающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии иэмоций.
- интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенногласных.
- мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесениифразы.
- ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловымзаданием.
- темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.
- тембр голоса – окраска, качество звука [6, с.17].
Умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя есть выразительность речи, такую характеристику выразительности дал Н.С. Рождественский [49, с. 120]. А. Белошистая, А. Смага полагают, что выразительность речи - это «умение ярко, убедительно передать мысль, это способность воздействовать на людей не только интонациями, общим настроением рассказа, отбором фактов, но и построением фразы, выбором слов» [7, с. 25]. В системе языка есть слова и выражения, образность которых является их постоянным и естественным свойством. Сюда относятся метафоры, эпитеты, сравнения, большинство фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов т.д., то есть весь арсенал специальных изобразительно-выразительных средств языка.
Выразительность речи является коммуникативным качеством, проявляющимся в соотношении «речь – сознание» [3, с. 200]. Она связана со всеми языковыми средствами: интонационной палитрой, лексическим богатством и другими. Среди условий выразительности речи можно отметить целый ряд: самостоятельность мышления, интерес автора к определенной теме сообщения, глубокое и основательное знание родного языка, культуры и истории и другие. Выразительность речи является фактором, в значительной мере определяющим интерес слушателей к сообщению на всем протяжении его реализации. Условно выразительность может быть поделена на две группы: информационная (предметнологическая / логико-понятийная) и эмоциональная (чувственного выражения / воздействия).
Итак, выразительность речи - это довольно многоплановое понятие, это совокупность особенностей речи, поддерживающих внимание и интерес у слушателей. Б.Н. Головин под выразительностью речи понимает «такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя и читателя» [19, с. 50]. Выразительность связана с коммуникативной и эстетической функциями языка и достигается как логическим, так и эстетическим воздействием на адресата. Выразительность опирается на богатство, достигается употреблением в речи выражений, избегающих обыденности, неожиданных оборотов.
Выразительность речи как особое составляющее культуры речи получила освещение в большом количестве лингвистических исследований. Среди исследователей, изучавших это направление, можно выделить М.М. Алексееву [3], В.И. Яшину [3], Н.В. Гавриш [16], Б.Н. Головина [19], Л.H. Зырянову [28], Т.В. Лужбину [28], Ф.А.Сохин а [52], Е.И. Тихееву [55], О.С. Ушакову [58], Н.А. Стародубову [54] и многих других.
Главный механизм развития выразительности речи – это нарушение установленных языковых норм. Так, в фонетике это – изменение длительности звука, нарушение благозвучия, орфоэпических норм; влексике
– использование двусмысленности, возникающей за счет совмещения значений, введения малоизвестного слова, изменении устойчивых выражений; в грамматике – создание нестандартных форм, модификация сочетаемости, языковая игра.
Формирование выразительности речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте [16, с. 270].
Н.А. Стародубова отмечала, что слова, отражая предметы и явления действительности, являются вместе с тем единицами языка, и между ними существуют собственно языковые связи [54, с. 130]. Двумя важными видами семантических отношений между словами являются синонимия и антонимия. В.Д. Звегинцева в своих исследованиях отмечала, что синонимия как явление языка тесно связана с полисемией, многозначностью слов, которая представляет «чрезвычайно распространенное явление и может рассматриваться как одна из главных особенностей смысловой стороны слова» [29, с. 150]. Многозначное слово нередко соотносится своими значениями с разными синонимами и антонимами.
А.Р. Лурия подчеркивал, что в психологии проблема значения слова практически не существовала до исследований Л.С. Выготского, который доказал, что значение слова в речи ребенка развивается, что оно представляет собой скорее динамическое, чем статическое образование [39, с. 80]. С психологической точки зрения, подчеркивал Л.С. Выготский, значениеслова
- «единство обобщения и общения, коммуникации и мышления» [12, с. 36].
С.Л. Рубинштейн, считая основным в слове его значение, семантическое содержание, указывал, что значение слов, их фиксированная семантика не изменяется в результате каждого мыслительного акта индивида, а образует устойчивую основу мыслительной деятельности [50, с. 27].
Возможности же дошкольников в познании стороны слова применяются далеко не полностью. Одной из причин этого являются разноречивые мнения об осознании дошкольниками слова как единицы языка, об отношении между словом и обозначаемым им предметом в речевом мышленииребенка.
Отечественные педагоги и психологи уже давно подчеркивали, что задача, стоящая перед педагогом в развитии детской речи, это не только увеличение запаса слов, но и формирование точного понимания их значения и правильного в смысловом отношении употребления [52, с.51].
О значении работы над стороной слова для речевого и умственного развития детей говорили многие исследователи (К.Д. Ушинский [58], Л.А. Горбушина [18], Б.Н. Головин [19], Ф.А.Сохин [52], Н.С. Рождественский [49] и др.). На необходимость работы над развитием понимания значений слов, их правильного употребления указывали Е.И. Тихеева [55], Н.А. Стародубова [54], Н. Миронова [44], М.И. Лисина [38] и др.
В.В. Гербова придерживалась мнения, что развитие стороны речи идет на протяжении всего дошкольного детства и в старшем дошкольном возрасте имеет свои особенности: совершенствуется умение излагать свои мысли связанно, логично; рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания; складывается планирующая функция речи, которая начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач; речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы; возникают предпосылки для освоения грамоты [15, с. 110].
Известно, что у детей старшего дошкольного возраста ориентировка на содержание очень развита. Как отмечал Ф.А. Сохин, «слово для ребенка выступает прежде всего как носитель смысла, значения» [52, с. 85].
В этом возрасте дети уже подмечают значение, носителями которых в составе слова являются те или иные грамматические элементы (суффиксы, окончания и т.д.). В основе этого явления лежит ориентировка ребенка на звуковую форму слова, на звучание грамматических форм. Для детей старшего дошкольного возраста характерна наибольшая чуткость к языковым явлениям, которая проявляется в их способности понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и ихсочетаниями.
В своих исследованиях Е.И.Тихеева отмечает, что смысловая сторона речи вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, словарным составом, грамматическим строем, осмысленной речи [55, с. 45].
Смысловая сторона речи неотделима от мира мыслей: связанность, осмысленность речи – это связанность мыслей. В ней отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать следующие выводы: смысловая речь - это связанность мыслей, в которой отражается логика мышления ребенка, егоумение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи.
В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов [44, с. 116].
Согласно исследованиям А.А.Леонтьева [26], Д.Б, Эльконина [61], Л.И. Божович [9], Л.Н. Ефименковой [24], С.Л. Рубинштейна[50], В.И. Яшиной [3] мышление и восприятие старших дошкольников находятся на таком уровне, который позволяет им хорошо понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, выделять из художественного текста средства выразительности [19,21,55,11].
С.Л. Рубинштейн указывал на то, что выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь. Речь дошкольников часто обладает яркой выразительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями – нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т.д., – словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность [50, с.495].
Л.А. Горбушина в своих исследованиях отмечала, чтобы подчеркнуть смысловые части фразы следует использовать паузы, представленные остановками в речи. Детская речь характеризуется паузами, связанными с несовершенством дыхания речи и с неумением ребенка распределять речевой выдох, соответствующий длине высказывания [18, с. 30].
Л.А. Горбушина в своих исследованиях выделяет следующие виды
пауз:
- физиологическая;
- синтаксическая;
- логическая илисмысловая;
- психологическая;
- паузы обдумывания размышления [18, с.30].
В исследованиях, рассматривающих развитие выразительной речи дошкольников, М. М. Алексеевой, Л. А. Горбушиной и других, доказано, что эмоциональность ребенка проявляется интонационно с подчеркиванием отдельных слов, в паузах, мимике, выражениях глаз, в смене темпа и силы голоса. Благодаря интонации, высказывание может приобрести самостоятельное значение, не изменяющее его основного смысла [3,18].
Исследования С.Л. Рубинштейна показали, что длямаленькогоребенка выразительные моменты являются не стилистическимисредствами или приемами, которые сознательно избираютсяииспользуются для того, чтобы произвести определенное эмоциональное впечатление;вних совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональность ребенка; она беспрепятственно выражается в егоречи, поскольку у негонет еще твердо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы ее выражение.
В старшем дошкольном возрасте импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь обычному, принятому в данном языкенормальномупостроению, становится более регламентированной, и непроизвольнаявыразительностьее снижается. Однако старшие дошкольники, помнениюРубинштейна, способны к так называемой сознательнойвыразительность.Сознательная выразительность присуща художественной речи. Поэтому сцельюее развития в старшем дошкольном возрасте важноиспользоватьпроизведения художественной литературы, в том числе русской народной сказки [50, с.30].
Развитие выразительности как важной характеристики связной речи С.Л. Рубинштейн считал необходимым условием для построенияконтекстановымиречевымисредствами.
Онписал,чтокакнисущественна для речи связность ее построения, «проблема речи не сводится к одной лишь логической связанности (и точности); она включает и проблему образности, так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлеченной формулировке обобщенной мысли» [50, с. 523].
Так, всякая метафора выражает общую мысль и в то же время вносит новые оттенки в эту мысль и содержит больше того, что дает формулировка. Все формы образности речи: метафоры, аллегории, сравнения – это специфические средства выражения различного смыслового содержания. Исследования Л.С. Фурминой [60], О.С. Ушаковой [58], А.М. Бородич[10] показали, что возможности дошкольников в понимании средств художественной выразительности и в использовании этих средств в своей речи велики. Здесь большое значение имеет целенаправленное руководство взрослых.
Во всех исследованиях подчеркивается, что эмоционально- выразительная сторона развития речи имеет большое значение и для развития ее связности. О.С. Ушакова говорит о том, что основой содержания речи является то, что она обозначает, однако подлинное владение построением связного высказывания непременно включает в себя понимание выразительных моментов, раскрывающих внутренний смысл, который вкладывает в него говорящий [58, с.94].
С.Л. Рубинштейн считал, что если в процессе воспитания ребенка выразительность речи не развивается и для этого не создаются необходимые условия, то «кривая развития выразительной речи у детей принимает характер западающей кривой. Это западение приходится на тот период, когда первоначальная непроизвольная выразительность, встречающаяся в речи маленьких детей дошкольников, особенно младших, спадает, а основанное на знании выразительного эффекта той или иной конструкции умение сознательно придать своей речи выразительность еще не развито; речь детей в этот период, притаких условиях, становится побольшей части мало выразительной». Поэтому, по мнению С.Л. Рубинштейна, необходимо развивать выразительность речи для сознательного пользования речевыми средствами. А для этого нужно проводить большую и тщательную работу [50, с. 230].
Как доказано А.М. Леушиной и другими исследователями, эмоциональность ребенка создает предпосылки и возможности для дальнейшего развития у него сознательных форм выразительности речи. Однако для того, чтобы эти возможности претворить в действительность, необходимо проводить специальную работу и вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания [37, с.51].
Некоторые особенности развития выразительной речи детей отмечала Н.С. Карпинская. Она подчеркивала недостаточную осознанность и неустойчивость выразительности детской речи: «Чем старше ребенок, тем большей сдержанностью отличается его речь: чувства, переживания начинают все больше подчиняться сознанию и воле». Поэтому очень важно научить ребенка выразительной речи и включить в его деятельность элемент сознательности, преднамеренности [33, с. 81].
О.С. Ушакова отмечает, что развитие логичности речи надо проводить параллельно с развитием выразительности, так как нельзя в связной речи расчленять эти элементы. Только тогда мы сможем развивать сознательную речь, которая должна быть связной, точной и выразительной. Здесь она говорит о выразительности в активном, а не в пассивном смысле, т.е. основная задача - не только понимать выразительность речи при восприятии литературного произведения, но и активно употреблять усвоенные средства выразительности в своей речи [58, с. 94].
О.С. Ушакова считает умение раскрывать не только семантическое содержание, но и эмоционально-выразительный под текст высказывания очень существенной чертой полноценного речевого развития и становления словесного творчества в целом. Это умение становится доступным детям в старшем дошкольном возрасте [58, с. 43].
Н.В. Гавриш изучала пути и закономерности усвоения значений слова дошкольником, который первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц [16, с. 146].
Итак, к особенностям развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, следует выделить следующие направления:
1. Словарная работа (обширный запас слов, и умение ими пользоваться помогает выразить мысли наиболее точно и полно).
Значение слова имеет сложную структуру. С одной стороны, слово является обозначением определенного предмета, соотносится с определенным образом предмета; с иной стороны, слово обобщает совокупность предметов. В качестве основных компонентов значения слова выделяют, прежде всего, следующие: денотативный, то есть отражение в слове предметной отнесенности; понятийный, или лексико-семантический, отражающий связи слов (парадигматические и синтагматические) в языковой системе.
2. Формирование грамматического строя речи (умение выражать свои мысли как простыми ,так и распространенными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа,падежа).
3. Развитие связной речи (развитие диалогической и монологической форм речи).
Для развития выразительной стороны речи необходимо создавать такие условия, в которых каждый ребенок имел бы возможность выразить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, при этом не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить ещё в раннем возрасте, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях [38, с. 146].
Место театрализованной деятельности дошкольников в развитии выразительной речи во многом объясняется тем, что литературная деятельность детей в играх-драматизациях и режиссерских играх подчиняется драматургическим законам – она выступает в виде диалогов или монологов от лица персонажей, в некоторых случаях перемежаясь словесными пояснениями как бы слов отавтора.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте дети имеют представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, сходство и различие однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в своей речи многозначные слова, разнообразные средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умеют использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов). Также старшие дошкольники используют в речи синонимы иантонимы.
Исходя из того, что дети в старшем дошкольном возрасте способны овладеть смысловыми средствами языка, и наличием этих средств выразительности в театрализованной деятельности, выявим возможности ее использования, как средства развития смысловой выразительности речи у старших дошкольников.
1.2 Театрализованная деятельность и ее роль в развитии выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста
Особая роль в процессе формирования выразительности речи принадлежит театрализованной деятельности, которая позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся не только формирования выразительности речи, но и интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей.
Согласно исследованиям Н.С. Карпинской, театрализованная деятельность - это деятельность по формированию личности, направленная на развитие творческих способностей посредством элементов театрального искусства [33, с.65].
Основными характеристиками театрализованной деятельности, по мнению Е.А. Антипиной, является ее интегративность, проявляющаяся в создании драматического содержания, в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета и исполнение собственного замысла - умение адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности, оформление спектакля [4, с.28].
Как отмечает В.Г. Петрова, театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых [47, с. 120].
По мнению С.Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников – это вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого его участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника- оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного
вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [53, с.59].
Л.В. Артемова дает такое определение: «Театрализованная деятельность – это деятельность, содержание которой построено на литературной или фольклорной основе, с обязательным наличием зрителей» [6, с.49].
В традиционной педагогике театрализованная деятельность относится к разделу «творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений» [6, с. 10]. Литературные персонажи общаются между собой, и дошкольники могут анализировать это общение, повторять изакреплять его в театрализованной оигрево, ктемну засамымзак приобретаянуво необходимыенуво уменияна водиалогической иоинукмонологическойкоречион.
Педагогические возможности театрализованной деятельности для развития выразительности дошкольников очень широки. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его разнообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы, обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик героев собственных взысканий незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи его интонационный строй.