Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

irina_k200 2250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 90 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.07.2020
Объект исследования: процесс развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста . Предмет исследования: развитие выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Цель: теоретическое обоснование, экспериментальная апробация и проверка эффективности условий развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Задачи: 1) Охарактеризовать особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста; 2) Проанализировать возможности театрализованной деятельности в развитии выразительности речи детей старшего дошкольного возраста и выявить условия, при которых театрализованная деятельность становится средством развития выразительностиречи. 3) Определить уровень сформированности выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста; 4) Разработать программу по развитию выразительности речи посредством театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста и проверить ее эффективность. Гипотеза исследования: развитие выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности будет эффективно, если воспитатель: - включает вдеятельность воспитанников театрализованные игры, упражнения и атрибутику кним; - предъявляет речевые образцы; - использует повторение (индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение воспитателя и ребенка или двух детей, а также хоровое). Методологическая основа иследования: - понятие выразительности речи в работах Н.А. Стародубовой; - контексты развития речи дошкольников в исследованиях Н.С. Карпинской; - методика театрализованной деятельности в ДОУ онМза.заДво.воМаханевой. Для решения поставленных задач использовались методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и методологической литературы по проблеме исследования; обобщение; изучение документации педагогов; наблюдение; анкетирование; педагогический эксперимент. Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать материалы выпускной квалификационной работы в практике работы дошкольной образовательной организации по развитию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности. Опытно – экспериментальную базу исследования по проблеме исследования проводилась в группе детей старшего дошкольного возраста в условиях педагогического процесса на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №7 «Журавлик» города Нягань ХМАО – Югры. В исследовании участвовало 13 детей и 10 родителей. Этапы исследования: Экспериментальная работавключала 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Структура и объем выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, теоретической и опытно-исследовательской главы, заключения, списка используемой литературы, и приложения
Введение

Актуальность темы исследования. Овладение языком является одним из наиболее значимых приобретений ребенка до школы и рассматривается в качестве одной из важнейших задач дошкольного образования. Дошкольный возраст – это важный период для развития детской речи. Выразительность речи способствует адекватности передачи информации и эффективности речевого общения с окружающими, и, в результате, способствует результативности взаимодействия. [1,34]. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015), пункт 2.6: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [48]. В статье 64 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 говорится о том, что дошкольное образование должно быть направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных, формирование предпосылок учебной деятельности детей дошкольного возраста, что подтверждает актуальность исследуемой темы[57]. Внимание к выразительной стороне речи формирует способность выражать в интонации, в тоне, в жесте, в мимике, темпе речи переживания человека, отношение к событию, побуждение к действию; способствует более точному, внушительному выражению своих мыслей и чувств. Овладев темиилиинымисредствамивыразительности,ребенокучитсяслышатьразличные оттенки их и в речи других людей, он начинает лучше понимать собеседника, а также приобретает способность понимать формывыразительности в процессе восприятия поведения людей. В работах Л.С. Выготского, М.М. Алексеевой, С.Л. Рубинштейна и др. указывается, что общее развитие личности дошкольника во многом обусловлено уровнем развития его речи. Проблема формирования и развития детской речи нашла в отражение в трудах известных отечественных психологов. В настоящее время, по мнению многих авторов, необходимо искать разнообразные средства ее развития в различных видах детскойдеятельности. По мнению исследователей ЛА.М. Бородич, Т.Н. Дороновой, М.Д. Маханевой, Э. Г. Чуриловой, Л.С. Фурминой и др., театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, художественного и нравственного воспитания, развития творчества и коммуникативных качеств личности. В такой деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования диалогической и монологической речи, ее вербальной и невербальной выразительности, а так же для речевого самовыраженияребенка. До настоящего времени не решен ряд важных вопросов содержательного и методического характера: какие средства выразительности доступны для восприятия и самостоятельного использования старшими дошкольниками; каким образом можно обеспечить широкое практикование детей в применении разных средств речевой выразительности; на каком содержании и в какой деятельности целесообразно развивать выразительностьречи? Важным условием становления развития выразительности речи дошкольника является выбор эффективных средств, целесообразных форм и методов осуществления данной работы педагогами. Одним из общепризнанных в педагогической науке и практике действенных средств развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста считается театрализованная деятельность.Театрализованная деятельность выступает эффективным средством формирования выразительности речи, поскольку она раскрывает перед ребёнком красоту и меткость русского языка, обогащая тем самым детскую речь. Театрализованная деятельность включает в себя художественно- речевую и игровую деятельность. В данных видах деятельности создаются благоприятные условия для совершенствования вербальной и невербальной выразительности речи, а так же для речевого самовыражения ребёнка. В отечественной дошкольной педагогике проведено большое количество исследований по вопросам формирования выразительности речи посредством театрализованных представлений такими авторами как Л.А. Горбушина, В. А. Звегинцев, А.М. Бородич, Е.И. Тихеева и др. Однако, признавая безусловную значимость научных трудов перечисленных авторов, приходится констатировать, что таких работ явно недостаточно, в связи с чем в дошкольных организациях возникают затруднения по вопросу формирования выразительности речи посредством театрализованных представлений. Анализ теоретических основ проблемы развития выразительности у детей старшего дошкольного возраста позволил выявить существующее противоречие: 1) Между значимостью развития выразительности речи у детей старшего дошкольноговозраста и недостаточным вниманием со стороны педагогов к данному направлениюработы. 2) Между значительным потенциалом театрализованной деятельностив развитии выразительности речи и недостаточным использованиемметодическихразработок использования театрализованной деятельности в решении данной проблемы в практике дошкольнойорганизации. Выявленное противоречие выводит нас к формулированию проблемы исследования: «Каковы условия, при которых театрализованная деятельность становится средством развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста?».
Содержание

Глава1. Теоретические и методические аспекты развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности........................................................7 1.1 Особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста..............................................................................7 1.2 Театрализованная деятельность и ее роль в развитии выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста...................................................................................................... 1.3 Педагогические условия развития выразительностиречиу детей старшего дошкольного возраста по средством театрализованной деятельности............................................................................................28 Выводы по первойглавеисследования.......................................33 Глава 2. Опытно-поисковое исследование по изучению уровня развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста...................................................................................................35 2.1 Диагностика уровня развития выразительности речи у старших дошкольников.......................................................................................35 2.2 Содержание работы по развитию выразительности речи у старших дошкольников в театрализованной деятельности ...........42 2.3 Анализ результатов работы по развитию выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности............................................................................................ Выводы по второй главе исследования ..............................................51 Заключени...................................................................................................55 Список использованной литературы ...................................................55 Приложение1..............................................................................................61 Приложение2..............................................................................................62 Приложение3..............................................................................................63 Приложение4..............................................................................................71
Список литературы

1. Авдулова, Т. Игра: ееразвитиенасовременномэтапе [Текст]/ Т.Авдулова// Дошкольноевоспитание. –2018.–№8.–С.29-33. 2. Акулова,О. Театрализованные игры [Текст]/О.Акулова// Дошкольноевоспитание. –2015.–№4.–С.24–32. 3. Алексеева,М.М.Методикаразвитияречииобученияродномуязыкудошкольников[Текст]/М.М.Алексеева,В.И.Яшина.–М.:Академия, 2016.–400с. 4. Антипина, Е.А. Театрализованнаядеятельностьвдетскомсаду [Текст]/Е.А.Антипина.–М.:ТЦСфера,2016.–128с. 5. Артемова, Л.В. Театрализованныеигрыдошкольников [Текст]/Л.В.Артемова.–М.:Просвещение,2018.–128с. 6. Артемова,Е.Э.Особенностиформированияпросодикиу дошкольников сречевыми нарушениями [Текст]// Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.Москва,2014. –277с. 7. Белошистая,А.Развиваем связную речь [Текст]/ А.Белошистая, А.Смага//Дошкольноевоспитание.–2017. –№7.– С.20-25. 8. Бизикова,О. Игракакфакторразвитиядиалога [Текст]/О.Бизикова//Дошкольноевоспитание.–2017.–№5.–С.9-18. 9. Божович,Л.И.Личностьиееформированиевдетскомвозрасте[Текст]/Л.И.Божович.-СПб.: Питер,2018.—398с. 10. Бородич,А.М.Методикаразвития речи детей дошкольного возраста [Текст]/А.М.Бородич.–М.: Просвещение,1981.–255с 11. Воспитание детей в игре [Текст]/ сост.А.К.Бондаренко,А.И.Матусик.–М.: Просвещение,2015.– 192с. 12. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст]/Л.С.Выготский//Собр.соч.в6т.–Т.2.-М.:Педагогика,2016.– С.5-361. 13. Гайворонская,Т.А.Развитиеэмпатииустарших дошкольниковвтеатрализованной деятельности [Текст] /Т.А. Гайворонская,В.А.Деркунская. – М.:Центр педагогического образования, 2017.–144с 14. Гераскина, Л. Занятияпотеатрализованной деятельности [Текст]/Л.Гераскина//Дошкольноевоспитание.–2016.–№8.–С.106-110. 15. Гербова,В.В.Занятияпоразвитиюречивстаршейгруппедетскогосада[Текст]/В.В.Гербова.М.:Просвещение,1983.–143с. 16. Гавриш,Н.В.Формированиеобразностиречистаршихдошкольн иковвпроцессеобученияродномуязыку[Текст] /Н.В. Гавриш: Дисс. .канд.пед.наук.-М.,2017.–188с. 17. Губанова, Н. Педагогическиевозможностиигры-драматизации [Текст]/Н.Губанова//ДетскийсадотАдоЯ.–2018.–№4.–С.28-35. 18. Горбушина,Л.А.Обучениевыразительномучтениюмладшихшкольников[Текст]/Л.А.Горбушина.-М.: Просвещение,2017. -159с. 19. Головин, Б.Н. Основыкультурыречи[Текст] /Б.Н. Головин. 2- еизд.,испр.М.:ВШ,2016.-319с. 20. Детство: программа развития ивоспитаниядетейв детскомсаду/ В.И. Логиноваидр. –М.:Просвещение, 2014. – Режимдоступа: httр://www.bаbуlеssоns.ru/рrgrаmmа-dеtstvо/ 21. Доронова, Т.Н. Играем втеатр: театрализованнаядеятельностьдетей 4-6лет [Текст] /Т.Н.Доронова. –М.: Просвещение,2014. –127с. 22. Доронова,Т.Н. Развитие детейот4 до 7 лет в театрализованной деятельности [Текст]/ Т.Н.Доронова// Ребеноквдетскомсаду.–2017.–№2.–С.27-35. 23. Дмитриев,Д. В. Толковыйсловарьрусскогоязыка [Текст]/Д.В.Дмитриев.–М.,2017.–345с. 24. Ефименкова,Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]/ Л.Н. Ефименкова. –М.:Просвещение,2016.–130с. 25. Ефремова,Т.Ф.,Толковыйсловарь[Текст]/Т. Ф. Ефремова.– М.: Русскийязык,2016.–277с. 26. Запорожец,А.В.ЛеонтьевА.Н..,Вопросыпсихологииребенкадо школьного возраста [Текст]: Сб.ст./Подред.А.НЛеонтьева,А.В.Запорожца.-М.: 2017.–144с 27. Захарова,Т.Театрализованнаядеятельностькаксредствоэмоцио нального развития [Текст]/ Т.Захарова, Р.Сатарова//Дошкольноевоспитание.–2012.–№3.– С.31-34. 28. Зырянова, Л.H. ЗанятияпоразвитиюречивДОУ [Текст]/Л.H.Зырянова,Т.В.Лужбина.–М.:Феникс,2012.–271с. 29. Звегинцев,В.А. Предложение в егоотношении кязыкуиречи [Текст]/В.А.Звегинцев.-М.,2016.–277с. 30. Иградошкольника[Текст] /подред. С.Л. Новоселовой. – М.:Просвещение,2015.–286с. 31. Истоки:Примернаяосновнаяобщеобразовательнаяпрограммадошкольногообразования/подред.Л.А. Парамоновой.–М.: ТЦСфера,2014.–Режимдоступа: httр://www.twirрх.соm/filе/511630/ 32. Камаева,Т.Нужен лидетямтеатр [Текст]/ Т.Камаева//Дошкольноевоспитание.–2014.–№6.–С.5-7. 33. Карпинская, Н.СИгра- драматизация детей дошкольного возраста [Текст]/ Н.С.Карпинская// Дошкольноевоспитание. –2016.–№12.–С.17- 22. 34. Козлова,С.А. Дошкольнаяпедагогика [Текст]/ С.А.Козлова , Т.А.Куликова.–М.: Академия,2015. –416с. 35. Козырева,Л.М.Развитиеречи Дети5-7лет [Текст]/ Л.М.Козырева. –М.:Академия развития,2017.–158с. 36. Коренева,Т.Белоснежкаисемьгномов [Текст]/ Т.Коренева//Дошкольноевоспитание.–2018.–№8.–С.113-119. 37. Леушина,А.M.Развитие связной речи у дошкольника [ Текст]/ А.М.Леушина.–Л.:Просвещение,2016.–223с. 38. ЛисинаМ.И. Проблемаонтогенезаобщения [Текст]/ М.И.Лисина.–М.:Педагогика,2014.–144с.1975. [Текст]. М., 39. Макаренко, Л. Здравствуй ,театр! Кпроблеме приобщения старшихдошкольниковктеатральному искусству [Текст]/ Л.Макаренко//Дошкольноевоспитание.–1994.–№4.–С.32-33; 1995.–№1.–С.39-44. 40. Маханева, М.Д Театрализованная деятельность дошкольников [Текст]/ М.Д.Маханева// Дошкольноевоспитание.–2017.–№11.–С.6-14. 41. Маханева,М.Д.Занятияпотеатрализованной деятельностивдетскомсаду[Текст]/М.Д.Маханева.–М.: ТЦ Сфера, 2017.–128с. 42. Мигунова,Е.В.Организациятеатрализованной деятельностивдетскомсаду[Текст]/Е.В.Мигунова.–ВеликийНовгород, 2016.–126с. 43. Миронова,Н.Какучитьдошкольниковсвязной монологическойречи[Текст]/Н.Миронова//Дошкольное воспитание.–2018.–№9. –С. 111-116. 44. Неменова,Т.Развитиетворческихпроявленийдетейвпроцессе театрализованных игр [Текст] /Т. Неменова// Дошкольноевоспитание. – 2017.–№1.–С.19-23. 45. Ожегов, С.И. Словарьрусскогоязыка[Текст] /С.И. Ожегов. – М.:Русскийязык,1986.–797с. 46. Петрова,Т.И.Театрализованныеигрывдетскомсаду [Текст]/Т.И.Петрова,Е.Л.Сергеева,Е.С.Петрова.–М.:ШкольнаяПресса, 2016.–128с. 47. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155«Обутверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N30384)/КонсультантПлюс. 48. РождественскийН.С.«Речевоеразвитиемладшихшкольников» [Текст]/Н.С.Рождественский.-М.,Просвещение,2016.–318с. 49. Рубинштейн,С. Л.Основыобщейпсихологии [Текст]/С.Л.Рубинштейн.СПб.:ПитерКом,2017.–720с. 50. Радуга:программавоспитания, образованияиразвитиядетейо т2 до7 летвусловияхдет.сада [Текст]/Т.И.Гризик,Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьёва, С.Г.Якобсон; науч.рук.Е.В.Соловьёва.—М.: Просвещение,2010.—111с. 51. Сохин,Ф.А.Осознаниеречистаршими дошкольниками [Текст]/ Ф.А.Сохин// Подготовка детей кшколе вдетскомсаду.М.,2017.- с.50-56. 52. Томчикова,С.Н. Солнечные лучики (изопытаработы):методическоепособие [Текст]/ подред. С.Н.Томчиковой. –Магнитогорск:МаГУ,6–59с. 53. Тихеева,Е.И. Развитиеречи детей (раннегоидошкольноговозраста) [Текст]/ Е.И.Тихеева.-М.:Просвещение, 2016.-175с. 54. Ушакова,О.С.Программаразвитияречидетей дошкольноговозраставдетскомсаду[Текст]/О.С.Ушакова.–М.,2017.–377с. 55. Федеральный закон Российской Федерации «ОбобразованиивРоссийскойФедерации»от29декабря2012г.N273-ФЗ (ред.от03.08.2018)[Текст]: офиц.Текст. 56. Ушакова, О. С. Развитиеречидошкольников [Текст]/О.С.Ушакова.–М.; Издательство института психотерапии, 2015.– 240с. 57. Чурилова,Э.Г.Методикаиорганизациятеатрализованнойдеятельностидошкольниковимладшихшкольников[Текст] /Э. Г. Чурилова. - М.: Владос,2018.–160с. 58. Фурмина,Л.С.Возможноститворческихпроявленийстаршихдошкольниковв театрализованныхиграх [Текст]/Л.С. Фурмина//Художественноетворчествоиребенок.–М.,2016.- 219с. 59. Эльконин,Д.Б.Основнаяединицаразвернутой формыигровойдеятельности.Социальная природа ролевой игры[Текст] /Д.Б. Эльконин. - М.: Институтпрактическойпсихологии,2017.-304с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические и методические аспекты развития выразительностиречи у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности 1.1 Особенности развития выразительности речи у детей старшего дошкольноговозраста Культура речи считается важным условием воспитания общей и внутренней культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование навыков речевой культуры, составляет необходимый компонент образованности, интеллигентности человека. Под культурой речи принято понимать соблюдение норм литературного языка, умение передавать собственные мысли в соответствии с назначением и целью высказывания, грамматически правильно, логично, точно, образно, выразительно. Выразительность речи у детей старшего дошкольного возраста является составной частью культуры речи. В данном исследовании целесообразно рассмотреть такие понятия как «выразительность речи», «смысловая речь», «развитие смысловой выразительности речи». Для раскрытия сущности понятия «выразительность» речи мы обратимся к различным словарям. Так, в Толковом словаре С.И. Ожегова слово «выразительный» обозначает «хорошо выражающий что-нибудь, яркий по своим свойствам, внешнему виду» [46, с. 322]. В Толковом словаре русского языка Д.В. Дмитриева выразительным называют то, что хорошо и ярко отражает мысли и чувства человека [23, с. 123]. В новом словаре русского языка Т.Ф. Ефремовой выразительный обозначат: живо, непосредственно отражающий внутреннее состояние человека, его чувства, настроение и т.п. (о лице, глазах и т.п.), ясно, во всей полноте, образно раскрывающий, передающий (мысль, характер и т.п.), намеренно подчеркнутый, содержащий намек на то, что хотят сообщить, передать и т.п., служащий, предназначенный для выражения чего-либо [25, с. 117]. Таким образом «выразительность» это то, что хорошо и ярко отражает мысли и чувства человека, живо, непосредственно отражающий внутреннее состояние человека, его чувства, настроение. По мнению Н.А. Стародубовой, «выразительность — это качественная характеристика речи, показатель высокой степени самостоятельного, осознанного использования языка» [54, с. 120]. Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками. В частности: - просодика – сложный комплекс элементов, авключающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии иэмоций. - интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенногласных. - мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесениифразы. - ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловымзаданием. - темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности. - тембр голоса – окраска, качество звука [6, с.17]. Умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя есть выразительность речи, такую характеристику выразительности дал Н.С. Рождественский [49, с. 120]. А. Белошистая, А. Смага полагают, что выразительность речи - это «умение ярко, убедительно передать мысль, это способность воздействовать на людей не только интонациями, общим настроением рассказа, отбором фактов, но и построением фразы, выбором слов» [7, с. 25]. В системе языка есть слова и выражения, образность которых является их постоянным и естественным свойством. Сюда относятся метафоры, эпитеты, сравнения, большинство фразеологизмов, пословиц, поговорок, афоризмов т.д., то есть весь арсенал специальных изобразительно-выразительных средств языка. Выразительность речи является коммуникативным качеством, проявляющимся в соотношении «речь – сознание» [3, с. 200]. Она связана со всеми языковыми средствами: интонационной палитрой, лексическим богатством и другими. Среди условий выразительности речи можно отметить целый ряд: самостоятельность мышления, интерес автора к определенной теме сообщения, глубокое и основательное знание родного языка, культуры и истории и другие. Выразительность речи является фактором, в значительной мере определяющим интерес слушателей к сообщению на всем протяжении его реализации. Условно выразительность может быть поделена на две группы: информационная (предметнологическая / логико-понятийная) и эмоциональная (чувственного выражения / воздействия). Итак, выразительность речи - это довольно многоплановое понятие, это совокупность особенностей речи, поддерживающих внимание и интерес у слушателей. Б.Н. Головин под выразительностью речи понимает «такие особенности её структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя и читателя» [19, с. 50]. Выразительность связана с коммуникативной и эстетической функциями языка и достигается как логическим, так и эстетическим воздействием на адресата. Выразительность опирается на богатство, достигается употреблением в речи выражений, избегающих обыденности, неожиданных оборотов. Выразительность речи как особое составляющее культуры речи получила освещение в большом количестве лингвистических исследований. Среди исследователей, изучавших это направление, можно выделить М.М. Алексееву [3], В.И. Яшину [3], Н.В. Гавриш [16], Б.Н. Головина [19], Л.H. Зырянову [28], Т.В. Лужбину [28], Ф.А.Сохин а [52], Е.И. Тихееву [55], О.С. Ушакову [58], Н.А. Стародубову [54] и многих других. Главный механизм развития выразительности речи – это нарушение установленных языковых норм. Так, в фонетике это – изменение длительности звука, нарушение благозвучия, орфоэпических норм; влексике – использование двусмысленности, возникающей за счет совмещения значений, введения малоизвестного слова, изменении устойчивых выражений; в грамматике – создание нестандартных форм, модификация сочетаемости, языковая игра. Формирование выразительности речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте [16, с. 270]. Н.А. Стародубова отмечала, что слова, отражая предметы и явления действительности, являются вместе с тем единицами языка, и между ними существуют собственно языковые связи [54, с. 130]. Двумя важными видами семантических отношений между словами являются синонимия и антонимия. В.Д. Звегинцева в своих исследованиях отмечала, что синонимия как явление языка тесно связана с полисемией, многозначностью слов, которая представляет «чрезвычайно распространенное явление и может рассматриваться как одна из главных особенностей смысловой стороны слова» [29, с. 150]. Многозначное слово нередко соотносится своими значениями с разными синонимами и антонимами. А.Р. Лурия подчеркивал, что в психологии проблема значения слова практически не существовала до исследований Л.С. Выготского, который доказал, что значение слова в речи ребенка развивается, что оно представляет собой скорее динамическое, чем статическое образование [39, с. 80]. С психологической точки зрения, подчеркивал Л.С. Выготский, значениеслова - «единство обобщения и общения, коммуникации и мышления» [12, с. 36]. С.Л. Рубинштейн, считая основным в слове его значение, семантическое содержание, указывал, что значение слов, их фиксированная семантика не изменяется в результате каждого мыслительного акта индивида, а образует устойчивую основу мыслительной деятельности [50, с. 27]. Возможности же дошкольников в познании стороны слова применяются далеко не полностью. Одной из причин этого являются разноречивые мнения об осознании дошкольниками слова как единицы языка, об отношении между словом и обозначаемым им предметом в речевом мышленииребенка. Отечественные педагоги и психологи уже давно подчеркивали, что задача, стоящая перед педагогом в развитии детской речи, это не только увеличение запаса слов, но и формирование точного понимания их значения и правильного в смысловом отношении употребления [52, с.51]. О значении работы над стороной слова для речевого и умственного развития детей говорили многие исследователи (К.Д. Ушинский [58], Л.А. Горбушина [18], Б.Н. Головин [19], Ф.А.Сохин [52], Н.С. Рождественский [49] и др.). На необходимость работы над развитием понимания значений слов, их правильного употребления указывали Е.И. Тихеева [55], Н.А. Стародубова [54], Н. Миронова [44], М.И. Лисина [38] и др. В.В. Гербова придерживалась мнения, что развитие стороны речи идет на протяжении всего дошкольного детства и в старшем дошкольном возрасте имеет свои особенности: совершенствуется умение излагать свои мысли связанно, логично; рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания; складывается планирующая функция речи, которая начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач; речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы; возникают предпосылки для освоения грамоты [15, с. 110]. Известно, что у детей старшего дошкольного возраста ориентировка на содержание очень развита. Как отмечал Ф.А. Сохин, «слово для ребенка выступает прежде всего как носитель смысла, значения» [52, с. 85]. В этом возрасте дети уже подмечают значение, носителями которых в составе слова являются те или иные грамматические элементы (суффиксы, окончания и т.д.). В основе этого явления лежит ориентировка ребенка на звуковую форму слова, на звучание грамматических форм. Для детей старшего дошкольного возраста характерна наибольшая чуткость к языковым явлениям, которая проявляется в их способности понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по аналогии с ранее усвоенными словами, формами и ихсочетаниями. В своих исследованиях Е.И.Тихеева отмечает, что смысловая сторона речи вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, словарным составом, грамматическим строем, осмысленной речи [55, с. 45]. Смысловая сторона речи неотделима от мира мыслей: связанность, осмысленность речи – это связанность мыслей. В ней отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать следующие выводы: смысловая речь - это связанность мыслей, в которой отражается логика мышления ребенка, егоумение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов. Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов [44, с. 116]. Согласно исследованиям А.А.Леонтьева [26], Д.Б, Эльконина [61], Л.И. Божович [9], Л.Н. Ефименковой [24], С.Л. Рубинштейна[50], В.И. Яшиной [3] мышление и восприятие старших дошкольников находятся на таком уровне, который позволяет им хорошо понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, выделять из художественного текста средства выразительности [19,21,55,11]. С.Л. Рубинштейн указывал на то, что выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь. Речь дошкольников часто обладает яркой выразительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями – нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т.д., – словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность [50, с.495]. Л.А. Горбушина в своих исследованиях отмечала, чтобы подчеркнуть смысловые части фразы следует использовать паузы, представленные остановками в речи. Детская речь характеризуется паузами, связанными с несовершенством дыхания речи и с неумением ребенка распределять речевой выдох, соответствующий длине высказывания [18, с. 30]. Л.А. Горбушина в своих исследованиях выделяет следующие виды пауз: - физиологическая; - синтаксическая; - логическая илисмысловая; - психологическая; - паузы обдумывания размышления [18, с.30]. В исследованиях, рассматривающих развитие выразительной речи дошкольников, М. М. Алексеевой, Л. А. Горбушиной и других, доказано, что эмоциональность ребенка проявляется интонационно с подчеркиванием отдельных слов, в паузах, мимике, выражениях глаз, в смене темпа и силы голоса. Благодаря интонации, высказывание может приобрести самостоятельное значение, не изменяющее его основного смысла [3,18]. Исследования С.Л. Рубинштейна показали, что длямаленькогоребенка выразительные моменты являются не стилистическимисредствами или приемами, которые сознательно избираютсяииспользуются для того, чтобы произвести определенное эмоциональное впечатление;вних совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональность ребенка; она беспрепятственно выражается в егоречи, поскольку у негонет еще твердо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы ее выражение. В старшем дошкольном возрасте импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь обычному, принятому в данном языкенормальномупостроению, становится более регламентированной, и непроизвольнаявыразительностьее снижается. Однако старшие дошкольники, помнениюРубинштейна, способны к так называемой сознательнойвыразительность.Сознательная выразительность присуща художественной речи. Поэтому сцельюее развития в старшем дошкольном возрасте важноиспользоватьпроизведения художественной литературы, в том числе русской народной сказки [50, с.30]. Развитие выразительности как важной характеристики связной речи С.Л. Рубинштейн считал необходимым условием для построенияконтекстановымиречевымисредствами. Онписал,чтокакнисущественна для речи связность ее построения, «проблема речи не сводится к одной лишь логической связанности (и точности); она включает и проблему образности, так как образ, выражая обобщенное содержание, вместе с тем выходит за его пределы, вводит специфические оттенки, непередаваемые в отвлеченной формулировке обобщенной мысли» [50, с. 523]. Так, всякая метафора выражает общую мысль и в то же время вносит новые оттенки в эту мысль и содержит больше того, что дает формулировка. Все формы образности речи: метафоры, аллегории, сравнения – это специфические средства выражения различного смыслового содержания. Исследования Л.С. Фурминой [60], О.С. Ушаковой [58], А.М. Бородич[10] показали, что возможности дошкольников в понимании средств художественной выразительности и в использовании этих средств в своей речи велики. Здесь большое значение имеет целенаправленное руководство взрослых. Во всех исследованиях подчеркивается, что эмоционально- выразительная сторона развития речи имеет большое значение и для развития ее связности. О.С. Ушакова говорит о том, что основой содержания речи является то, что она обозначает, однако подлинное владение построением связного высказывания непременно включает в себя понимание выразительных моментов, раскрывающих внутренний смысл, который вкладывает в него говорящий [58, с.94]. С.Л. Рубинштейн считал, что если в процессе воспитания ребенка выразительность речи не развивается и для этого не создаются необходимые условия, то «кривая развития выразительной речи у детей принимает характер западающей кривой. Это западение приходится на тот период, когда первоначальная непроизвольная выразительность, встречающаяся в речи маленьких детей дошкольников, особенно младших, спадает, а основанное на знании выразительного эффекта той или иной конструкции умение сознательно придать своей речи выразительность еще не развито; речь детей в этот период, притаких условиях, становится побольшей части мало выразительной». Поэтому, по мнению С.Л. Рубинштейна, необходимо развивать выразительность речи для сознательного пользования речевыми средствами. А для этого нужно проводить большую и тщательную работу [50, с. 230]. Как доказано А.М. Леушиной и другими исследователями, эмоциональность ребенка создает предпосылки и возможности для дальнейшего развития у него сознательных форм выразительности речи. Однако для того, чтобы эти возможности претворить в действительность, необходимо проводить специальную работу и вооружить ребенка способами выражения в слове определенного художественного содержания [37, с.51]. Некоторые особенности развития выразительной речи детей отмечала Н.С. Карпинская. Она подчеркивала недостаточную осознанность и неустойчивость выразительности детской речи: «Чем старше ребенок, тем большей сдержанностью отличается его речь: чувства, переживания начинают все больше подчиняться сознанию и воле». Поэтому очень важно научить ребенка выразительной речи и включить в его деятельность элемент сознательности, преднамеренности [33, с. 81]. О.С. Ушакова отмечает, что развитие логичности речи надо проводить параллельно с развитием выразительности, так как нельзя в связной речи расчленять эти элементы. Только тогда мы сможем развивать сознательную речь, которая должна быть связной, точной и выразительной. Здесь она говорит о выразительности в активном, а не в пассивном смысле, т.е. основная задача - не только понимать выразительность речи при восприятии литературного произведения, но и активно употреблять усвоенные средства выразительности в своей речи [58, с. 94]. О.С. Ушакова считает умение раскрывать не только семантическое содержание, но и эмоционально-выразительный под текст высказывания очень существенной чертой полноценного речевого развития и становления словесного творчества в целом. Это умение становится доступным детям в старшем дошкольном возрасте [58, с. 43]. Н.В. Гавриш изучала пути и закономерности усвоения значений слова дошкольником, который первоначально понимает слово только в его основном, прямом значении. В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает понимать смысловые оттенки слова, знакомится с его многозначностью, учится понимать образную сущность художественной речи, переносное значение фразеологизмов, загадок, пословиц [16, с. 146]. Итак, к особенностям развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста, следует выделить следующие направления: 1. Словарная работа (обширный запас слов, и умение ими пользоваться помогает выразить мысли наиболее точно и полно). Значение слова имеет сложную структуру. С одной стороны, слово является обозначением определенного предмета, соотносится с определенным образом предмета; с иной стороны, слово обобщает совокупность предметов. В качестве основных компонентов значения слова выделяют, прежде всего, следующие: денотативный, то есть отражение в слове предметной отнесенности; понятийный, или лексико-семантический, отражающий связи слов (парадигматические и синтагматические) в языковой системе. 2. Формирование грамматического строя речи (умение выражать свои мысли как простыми ,так и распространенными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа,падежа). 3. Развитие связной речи (развитие диалогической и монологической форм речи). Для развития выразительной стороны речи необходимо создавать такие условия, в которых каждый ребенок имел бы возможность выразить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, при этом не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить ещё в раннем возрасте, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц. Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях [38, с. 146]. Место театрализованной деятельности дошкольников в развитии выразительной речи во многом объясняется тем, что литературная деятельность детей в играх-драматизациях и режиссерских играх подчиняется драматургическим законам – она выступает в виде диалогов или монологов от лица персонажей, в некоторых случаях перемежаясь словесными пояснениями как бы слов отавтора. Таким образом, в старшем дошкольном возрасте дети имеют представления о средствах выразительности, они понимают смысловое богатство слова, сходство и различие однокоренных синонимов, понимают словосочетания в переносном значении. Старшие дошкольники понимают и способны использовать в своей речи многозначные слова, разнообразные средства выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения). Дети владеют запасом грамматических средств, способны чувствовать структуру и семантическое место формы слова в предложении; умеют использовать разнообразные грамматические средства (инверсия, уместное употребление предлогов). Также старшие дошкольники используют в речи синонимы иантонимы. Исходя из того, что дети в старшем дошкольном возрасте способны овладеть смысловыми средствами языка, и наличием этих средств выразительности в театрализованной деятельности, выявим возможности ее использования, как средства развития смысловой выразительности речи у старших дошкольников. 1.2 Театрализованная деятельность и ее роль в развитии выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста Особая роль в процессе формирования выразительности речи принадлежит театрализованной деятельности, которая позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся не только формирования выразительности речи, но и интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей. Согласно исследованиям Н.С. Карпинской, театрализованная деятельность - это деятельность по формированию личности, направленная на развитие творческих способностей посредством элементов театрального искусства [33, с.65]. Основными характеристиками театрализованной деятельности, по мнению Е.А. Антипиной, является ее интегративность, проявляющаяся в создании драматического содержания, в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета и исполнение собственного замысла - умение адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности, оформление спектакля [4, с.28]. Как отмечает В.Г. Петрова, театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых [47, с. 120]. По мнению С.Н. Томчиковой, театрализованная деятельность дошкольников – это вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого его участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли (актера, сценариста, художника- оформителя, зрителя и т.д.), участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре [53, с.59]. Л.В. Артемова дает такое определение: «Театрализованная деятельность – это деятельность, содержание которой построено на литературной или фольклорной основе, с обязательным наличием зрителей» [6, с.49]. В традиционной педагогике театрализованная деятельность относится к разделу «творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений» [6, с. 10]. Литературные персонажи общаются между собой, и дошкольники могут анализировать это общение, повторять изакреплять его в театрализованной оигрево, ктемну засамымзак приобретаянуво необходимыенуво уменияна водиалогической иоинукмонологическойкоречион. Педагогические возможности театрализованной деятельности для развития выразительности дошкольников очень широки. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его разнообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют детей думать, анализировать, делать выводы, обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик героев собственных взысканий незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи его интонационный строй.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 79 страниц
1000 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 22 страницы
1000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg