Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Проблемы личности в социальной психологии

irina_k200 372 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 31 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.07.2020
Цель исследования состоит в описании специфики исследования лич-ности в социальной психологии, ее социально-психологических качеств, а также задач социально-психологического изучения личности. Для достиже-ния намеченной цели исследования необходимо решить следующие задачи: 1. Исследовать специфику социально-психологического подхода к пониманию личности. 2. Дать характеристику различным социально-психологическим тео-риям личности. 3. Рассмотреть представления о личности различных авторов в зару-бежной и отечественной социальной психологии. 4. Выявить проблемы социализации личности и ее социально-психологической компетенции. 5. Определить проблемы внутренней противоречивости личности и пути их преодоления. 6. Исследовать проблему формирования социальной установки личности. Методологию исследования составляют общенаучные и частные методы - сравнение, теоретический анализ и синтез, изучение и обобщение научных трудов отечественных и зарубежных авторов, учебной литературы, для поиска необходимого фактического материала будут также использована информация из различных научных публикаций и статей, материалов интернет-сайтов посвященных данной проблеме. С давних времен личность интересует ученых и исследователей. В настоящей работе основа проведенного исследования составляет работы следующих ученых: М.В. Бучацкая, Дж. Бьюдженталь, Л.В. Жуковская, О.А. Идобаева, Л.В. Куликов, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Рифф, К. Роджерс, А.Е. Созонтов, П.П. Фесенко, Р.М. Шамионов, Т.Д. Шевеленкова, О.С. Ширяева и др.
Введение

Несомненно, что проблеме личности принадлежит одно их централь-ных мест в социальной психологии. При этом практически все подразделы психологической науки рассматривают личность как изначально данную в системе социальных связей и отношений, обусловленную этими связями и отношениями и вместе с тем выступающую в роли активного субъекта дея-тельности. Однако довольно долго в качестве предмета исследования в социальной психологии выступали общение, общности, группы, а изучением личности занималась общая психология. Но в конечном итоге акцент был сделан все-таки на личность, поскольку всякий микро- и макро-социум состоит из личностей и процесс общения реализуется посредством отдельных личностей. Помимо этого некоторые разделы психологии (общая, возрастная и другие) не в состоянии представить полное понимание личности, поскольку ее многие стороны имеют социальную обусловленность. Тема курсовой работы: «Проблема личности в социальной психоло-гии». Актуальность данной проблемы обусловлена важностью для социаль-ной психологии, установить и четко определить отличие собственного под-хода к личности от подходов к ней в таких дисциплинах, как общая психология и социология. В общей психологии сделан упор только на всеобщие механизмы психической деятельности индивида. Личность с точки зрения социолога рассматривается главным образом как объект социальных отношений. Трудность решения поставленной задачи, при этом, обусловлена тем, что из-за некоторых различий в понимании личности в какой-то конкретной психологической или социологической теории, можно осмыслить специфику ее как предмета исследования именно в социальной психологии. Ключевым же отличием социально-психологического от общепсихологического подхода в исследовании личности является то, что первый исследует весь комплекс вопросов социальной детерминации личности, а общепсихологический - нет.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ПОНИМАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 5 1.1 Социально-психологический подход к пониманию личности 5 1.2 Социально-психологическая структура личности 8 1.3 Социально-психологические теории личности 12 ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ 19 2.1 Становление и развитие личности в социуме 19 2.2 Социализация личности 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Значение особенностей различия личности для российского общества / К.А. Абульханова-Славская. СпБ: Питер, 2018. 218 с. 2. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека как очередная задача современной науки / Б.Г. Ананьев // Вестник ЛГУ. № 23. Ленинград, 1962. С. 31-34. 3. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. М.: Аспект Пресс, 2012. 276 с. 4. Богословский В.В. Общая психология: учеб. пособ. / В.В. Богослов-ский. М.: Просвещение, 2017. 400 с. 5. Выборова Е.Н. Методические особенности анализа кадрового потен-циала с учетом профессиональной отраслевой идентификации сотрудников / Е.Н. Выборова // Аудитор. 2019. № 2. С. 33 - 40. 6. Гальперина П. Уровни социализации: психологический аспект / П. Галь-перина // Молодой ученый. 2019. № 11. С. 12-16. 7. Гераськина М.Г. Социальная психология: Учебное пособие для студен-тов вузов / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин; Под ред. А.Н. Сухов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 311 с. 8. Головина М.Н. Проблемы исследования личности преступника / М.Н. Головина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. 2016. № 5(20). С. 19-20. 9. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. М.: ИНФРА-М, 2013. 278 с. 10. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций / О.А. Карабанова. М.: Пресс, 2018. 411 с. 11. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения / А.Н. Леонтьев. М.: Статут, 1995. 376 с. 12. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии; собрание лекций / А.Р. Лу-рия. СПб: Питер, 2016. 512 с. 13. Мильков А.В. О несостоятельности концепции двухаспектной юридической ответственности / А.В. Мильков // Закон. 2016. № 6. С. 152 - 164. 14. Немов P.C. Психология / Р.С. Немов. М.: Прогресс, 2015. 290 с. 15. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, исто-рии и теории / Б.Д. Парыгин. СПб.: ИГУП, 2009. 183 с. 16. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психоло-гии / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. М.: Инфра-М, 1998. 199 с. 17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2012. 215 с. 18. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. М.: Аспект Пресс, 2015. 311 с. 19. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведе-ний / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев и др.; Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. М.: Академия, 2016. 218 с. 20. Эриксон Э. Зрелый возраст / Пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. СПб.: Летний сад, 2000. 328 с. 21. Юнг К. Бессознательное в сознательном / К. Юнг. М.: Статут, 2010. 350 с. 22. Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии / М.Г. Ярошев-ский. М.: Инфра-М, 1998. 429 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ПОНИМАНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 1.1 Социально-психологический подход к пониманию личности С древнейших времен люди обнаруживали зависимость своего поведения от той социальной среды, которая их окружала, а также от собственной психики, что побуждало их приспосабливаться к условиям жизни и, вместе с тем, проявлять способность к свободному выбору. Подобное совмещение психики и внешних воздействий и стимулов в исто-рии психологии отмечено во многих прошлых теориях и концепциях по изучению проблемы соотношения «индивидуального» и «социального» в личности. Анализ данной проблемы которое строится на психологических исследованиях и философских основах, антропологически, по которым человек, прежде всего биологическое существо. Определяется его роль и место в социуме, за основу берется приоритет социальной среды в становле-нии развития личности. Мы используем понятие «личность» - как выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. При этом под данным термином может пониматься либо человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности, либо устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как представителя какой-либо общности или социальной группы. Однако следует в первую очередь выяснить специфику понимания личности именно в социальной психологии . Различные социально-психологические теории личности, рассматривая ее в разных аспектах, истекают как из интересов индивида, приоритетности его коммуникативного, нравственного потенциала в профессиональном росте, его знаний, стиля и культуры общения, так и по важности социума, социальных отношений в становлении личности. В зависимости от преобладающей стороны данного явления и приводится теоретическое обоснование определенного типа и социальной программы поведения человека, обусловленной стратегии действия, иных социально-психологических качеств и свойств индивида. Сегодня многие научные теории, занимающиеся исследованиями в области человеческой психики теоретически и экспериментально подтверждают, что последняя не является следствием или непосредственным продолжением естественной эволюции элементарных форм поведения животных. Поэтому становится ясно, что наши психические функции складываются в процессе нашего становления и развития в социуме, посредством усвоения всеми нами социального опыта. Следует отметить, что этот процесс усвоения представляет собой особую форму психического развития, которая может быть свойственно исключительно человеку. При этом мы говорим не только о высших психических функциях (мыслить абстрактно, логической памяти и других), а также и о таких элементарных и, на первый взгляд, врожденных функциях (например, тональный слух), обладающих социальной природу и складывающихся на протяжении жизни. По словам нашего известнейшего психолога и основателя отечествен-ной нейропсихологии - Лурия А.Р. «сами функциональные системы мозга, как материальная субстанция психических функций, не возникают в готовом виде к рождению человека и не вызревают самостоятельно, но скла-дываются в процессе общения и предметной деятельности подрастающего человека. В реальности не существует никаких природных программ социального поведения человека, поскольку собственно социальная жизнь не есть постоянная система факторов, а меняющаяся, зачастую гораздо быстрее, чем смена поколений» . Целый ряд психологов обосновывают социализацию личности, как переход от чисто биологического к социальным этапам развития, понимая под социализацией процесс обучения, адаптации. В действительности обще-ственные отношения своим действием превращают естественные функции в социальные, ставя их на службу общественному развитию. При этом, соци-альное не уничтожает природное, снимая его в человеке, подключает его к новые системам связей и отношений, подконтрольным качественно новым законам социальной формы движения. Другие же теоретики в области психологи, исследуя личность, стре-мятся идеалистически представить ее внедрение в общественную культуру социума, как некий «исключительно духовный процесс». Так сторонники символического интеракционизма рассматривают социализацию как процесс усвоения индивидом системы социальных ролей, что происходит в первичной группе путем «принятия роли другого» . В конечном итоге психология в ходе своего развития выдвинула два взаимоисключающих заключения: психические явления являются результа-том самодетерминации, являются структурными компонентами единой антиномии; психические процессы и состояния предопределяются влиянием внешней среды. Оба эти утверждения в целом логичны в системе, которая является одновременно само детерминантной и такой, которая возникает вследствие воздействия социальной среды. При этом, следует отметить один важный момент: с тех времен, как человек сумел создать новый предметный мир, цивилизацию, которая им руководствуется и с которой связано поле символов и развитие отношений, она отделилась от животного мира и развивается по принципиально новым законам социального движения, что и делает его человеком, развивает как личность. Социальная структура личности включает совокупность объективных и субъективных социальных свойств индивида, формирующихся и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые он входит. Социально-психологическая структура личности включает: ментальность, ценностно-смысловую сферу, мотивационную сферу, когнитивные характеристики; «Я-характеристики»; локус контроля; социально-психологическую компетентность личности; статусно-ролевые характеристики личности; эмоциональные психические состояния, социальные чувства личности . Итак, анализ различной литературы позволяет сделать вывод, что особенности социально-психологического подхода к рассмотрению личности состоят в следующем: - данный подход раскрывает механизмы социализации личности; - показывает социально-психологическую структуру личности; - предоставляет возможность для диагностики данной структуры ха-рактеристик личности и воздействовать на нее. 1.2 Социально-психологическая структура личности Значимой проблемой при изучении личности является понимание ее психологической структуры. Структурный анализ личности является одной из наиболее важных задач как социологии, так и социальной психологии. В частности в ходе проведения социально-психологических исследований осуществлена колоссальная работа по исследованию социально-психологической структуры личности, имеющая под собой огромную эмпи-рическую базу. Проблема структуры личности относится к числу актуаль-нейших вопросов социально-психологической теории в отличие от распро-страненной точки зрения на структуру личности, говорится не о структуре личности вообще, а о различных подходах к ее построению и соответственно о двух качественно различных моделях структуры лично-сти: статической и динамической. Под статической структурой следует понимать абстрактную модель, характеризующую основные аспекты, пласты или компоненты психики ин-дивида. Степень обобщенности такой модели может быть весьма различной. Это зависит уже от того, каков инструментальный подход исследователя к статической структуре личности - аналитический или интегральный. Модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида. Под динамической структурой личности мы и подразумеваем модель психического состояния и поведения человека, которая позволяет понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия между собой всех компонентов и структурных пластов в психике индивида. Структура человеческой личности как явления весьма сложного, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Всякая структура характеризуется некоторой устойчивостью и вместе с тем подвержена различным изменениям - прогрессивным и регрессивным - вплоть до распада, который характеризуется понятием деструкции. Деструктивные явления в структуре личности приводят к отклонениям, получившим название девиантного поведения. В характеристике модели социально-психологической структуры личности можно выделить два основных параметра. Во-первых, тот, который связан с определением характера самой модели, могущей быть статической или динамической, и, во-вторых, тот, который связан с определением инструментального подхода к исследованию, могущего быть аналитическим или интегральным. Общечеловеческие психические свойства индивида. Общечеловече-ским в психике человека является, во-первых, наличие необходимого ком-плекса основных психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воля) и состояний, подчиняющихся общим для всех людей пси-хофизиологическим механизмам, без которых не может быть и речи о психической деятельности личности; во-вторых, факт биосоциальной детерминированности психического мира и поведения человека (результатом и проявлением последней являются такие устойчивые черты и свойства личности, как ее темперамент и характер); в-третьих, факт социальности психики человека в отличие от психики животных . Социально-специфический опыт. Наряду с общечеловеческим опытом необходимо различать социально-специфический опыт личности. Здесь имеются в виду все те особенности психики личности, которые связаны с фактом ее принадлежности к той или иной социальной общности или совокупности социальных общностей (этнических, классовых, политических, идеологических, экономических, профессиональных, национальных и т. д.). Общим для названных элементов социально-специфического опыта личности является то, что все они выполняют определенные функции, санкционируя, регламентируя, регулируя и направляя поведение индивида. Для обозначения как раз тех специфических форм отражения социальной действительности человеком, которые носят предельно обобщенный, безличный характер (роли, нормы, ценности и символы). Социальные нормы. Понятие социальной нормы широко практикуется в социологии и социальной психологии и обозначает правила или модели поведения, санкционированные социальными группами и ожидаемые в реальном поведении входящих в эти группы лиц Социальные роли являются исходными и определяющими элементами социального опыта, поскольку в них наиболее полно программируется тот или иной шаблон социального поведения. Роли - это предписанные обществом в целом, специфической социальной организацией или конкретной совокупностью групп права и обязанности личности, которые вытекают из ее социального положения . Каждая из ролей, вытекающих из определенного статуса человека, в свою очередь, представляет собой целый набор прав и обязанностей по от-ношению к окружающим индивида в конкретной ситуации людям. Роли личности весьма многообразны, человек является, как правило, одновременно и отцом семейства, и членом производственного коллектива, и членом приятельской компании и т. д. В результате складывается некий «узел» прав и обязанностей личности, которые вытекают из набора ролей и образуют ее социальное поле деятельности. Последнее есть целая система норм-шаблонов поведения, вытекающая из ролевой структуры личности . Символы. Одним из средств распространения, внедрения и закрепле-ния официально санкционируемой системы ценностей является символика. Символы соединяют в себе рациональный смысл и рационально истолкованное значение той или иной социальной ценности с высоким эмоциональным уровнем и остротой ее восприятия и переживания. Ценностные ориентации. Любая общественно-экономи¬ческая форма-ция характеризуется определенной системой и даже иерархией ценностей, которые надо различать на ценности, санкционируемые и культивируемые официально. Другими словами с помощью разветвленной системы средств, которыми располагает государство, и ценности, которые функционируют на уровне обыденного сознания, независимо от того, культивируются или, наоборот, отвергаются они официально. Самосознанием личности является самооценка человека, то есть его оценка своих возможностей и способностей, соотнесенная определенным образом с его реальным положением и совокупностью выполняемых им обязанностей, функций и ролей. Самосознание личности представлено: родовым самосознанием или фактом осознания человеком своей принадлежности к человеческому роду индивидуальным самосознанием или фактом осознания индивидом его индивидуально-неповторимых особенностей, черт характера и специфических жизненных интересов. В конечном счете, можно говорить о четырех основных модификациях динамической структуры личности: вербального поведения; невербального поведения; внутреннего вербального состояния; невербального психического состояния. Значимость психического настроя личности определяется, в первую очередь, многообразием его функций, а именно в качестве: аккумулятора всей текущей информации, воспринимаемой и перераба-тываемой индивидом в единицу времени; регулятора и тонизатора активности человека; установки восприятия информации и деятельности; фактора ценностной ориентации личности . Социальная структура личности постоянно изменяется, поскольку по-стоянно меняется ее социальное окружение. Личность получает новую ин-формацию, новые знания, которые превращаются в убеждения, которые, в свою очередь, определяют характер поступков человека. Следовательно, и процесс социализации личности может быть понят как изменение социаль-ной структуры личности в соответствии с требованиями общества. 1.3 Социально-психологические теории личности Сегодня существует множество различных социально-психологических теорий личности, которые предоставляют нам возможность говорить о ней как о индивидуальности и одновременно как о социально-психологическом явлении. В социальной психологии нет общей теории личности; это связано, в первую очередь, с историей развития самой социальной психологии, где к середине прошлого века образовалось четыре основных подхода к объяснению социального поведения личности: необихевиористский, когнитивистский, психоаналитический и интеракционистский. Все, кроме четвертого соответствуют общепсихологическим течениям, а последний имеет социологическое происхождение. Все они характеризуются общими теоретическими принципами анализа и интерпретации социального поведения личности и содержит ряд конкретных социально-психологических теорий личности, так называемых «теорий среднего ранга» . На сегодняшний день, к самым известным социально-психологическим теориям личности, в частности относятся: психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др.); поведенческую школу (бихевиоризм); понимание личности с позиций гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс); изучение личности в контексте экзистенциальной психологии; трансакционный анализ личности (Э. Берн); акмеологический подход к пониманию личности (О. Бодальов, А. Деркач, Л. Орбан-Лембрик и др.); стратегию жизни личности К. Абульхановой-Славской; социально-психологические концепции личности. Отец-основатель психоанализа Зигмунд Фрейд положил начало одного из глубочайших учений о человеческой индивидуальности. Психоанализ основан на двух доктринах: Доктрина психического детерминизма. Это означает, что любое психологическое явление имеет причину; Утверждение о том, что бессознательные процессы играют значитель-но более весомую роль в формировании мышления и поведения человека, нежели сознательные. Фрейд считал, что именно в бессознательном скрыты основные лич-ностные детерминанты, что именно здесь основной источник психической энергии, побуждения, инстинкты. Швейцарский ученый Карл Юнг рассматривал личность как сложное структурное явление, основанное на идее о сосуществовании индивидуаль-ного несознательного с коллективным бессознательным. Коллективное бес-сознательное содержит в себе архетипы, определенные формы представле-ний, которые в процессе индивидуальной жизни наполняются личными об-разными и эмоциональными содержаниями. Еще одна известная идея Юнга о интроверсии и экстраверсии. Юнг предложил типологию характера, согласно наличия преимущественных функций (мышления, чувств, интуиции) и личностной направленности на внутренний или внешний мир. Также Юнг ввел такие понятия, как интроверсия и экстраверсия, для определения двух противоположных типов личности. Экстраверты обращены на окружающий мир, а интроверты фиксированы на собственном внутреннем мире. Исходя из этого, Юнг выделил восемь типологических групп, основанных на четырех типах ориентации (мышление, эмоции, ощущения, интуиция) и двух личностных установках (интроверсия и экстраверсия) . Бихевиоризм. Основой бихевиоризма являются теоретические взгляды американских психологов Д. Уотсона и Б. Скиннера. Уотсон предложил программу построения новой психологии, в основу которой он вкладывал не сознание, а поведение. Он утверждал, что любое поведение человека можно описать стимулом и реакцией. Стимул - это изменение внешней среды, реакция - ответ организма на изменение внешней среды. Скиннер расширил теорию условных рефлексов. Он выделил разнообразие операционных реакций, которые можно ослабить или усилить при помощи наказания или поощрения. Отрицательное подкрепление стимулов часто вызывает непредсказуемые последствия, в то время, как положительное подкрепление вызывает изменения в поведении обычно в желаемом направ-лении. Положительное подкрепление стимула формирует поведение индивида и повышает самооценку человека. Для здоровья и роста нашему организму естественным образом присущи определенные позитивные силы и энергия. Центральным понятием для гуманистической психологии является самоактуализация. Основоположник гуманистической психологии американский психолог Карл Роджерс считал, что в каждом человеке присутствует стремление становиться компетентным и способным до такой степени, насколько это возможно для него биологически. Важнейшую роль в становлении и развитии личности играет представление индивида о самом себе - его «Я-концепция». К. Роджерс полагал, что индивид склонен поступать в соответствии с тем, что он сам о себе думает, тем более что он не может знать точно каков он «на самом деле». Не может быть какого-либо объективного образа самого себя, применяемый как некий эталон. Тем не менее, существует актуальный жизненный опыт, нередко противоречащий уже сформировавшейся «Я-концепции». К. Роджерсу назвал данное противоречие между представлением о себе и актуальным опытом - неконгруэнтностью. Такое противоречие может быть разрешено или посредством смены поведения, ведущего к изменению актуального опыта, или же посредством модификации представления человека о себе самом - его «Я-концепции» . Другим выдающимся основоположником гуманистической психологии был видный американский психолог А. Маслоу, который много потрудился над проблемами роста и развития личности. Маслоу считал, что сущность индивида исходно позитивна и направлена в сторону постоянного развития. Маслоу полагал, что психоанализ Фрейда преподносит нам болезненную часть психики, которую надо дополнить ее здоровой частью. Именно ему должны быть благодарны исследователи психологии личности за переориентацию внимания с исследования неврозов на изучение психологии здоровья, за конструктивную критику психоанализа, за убежденность в необходимости роста и развития. Поэтому его представление о само актуализации личности стало догмой для большого числа специалистов-психологов на десятилетия вперед. Представители экзистенциального направления в психологии подвер-гают серьезной критике Фрейда и других сторонников психоанализа за то, что у них человек зависим от влечений, а представителей бихевиоризма - за зависимость от окружающей среды и несвободу. В рамках экзистенциального направления, напротив, личность обладает свободой выбора, а каждая ситуация открывает для человека возможность найти свое наилучшее применение, и это является для человека смыслом. При этом экзистенционализм особое внимание уделяет рассмотрению проблемы связи человека с миром. С позиции последователей данной теории попытка понять человека отдельно от его мира является ошибкой. Не может существовать человека без мира, точно так же не существует и мира без человека. Трансакционный анализ личности, основоположником которого является американский психолог Э. Берн, является методом групповой психотерапии, который базируется на своеобразном представлении о структуре человеческой психики. Берн пришел к заключению, что в каждом человеке можно найти три типа состояний собственного «Я»: родитель, взрослый, ребенок. При этом трансакцей называется единица общения, которая может быть трансакционным стимулом (обращение к другому человеку) или трансакционной реакцией (ответом на это обращение). Э. Берн считает, что «незрелых личностей» нет, а есть люди, в которых «ребенок» совершенно не кстати и неумело берет на себя функцию управления всей личностью, в то время как у них есть и хорошо структурированный «взрослый», которого нужно только обнаружить и привести в действие . Э. Берн утверждает, что все три аспекта личности очень важны для функционирования и выживания, каждый из них заслуживает одинакового уважения, ведь каждое состояние по-своему делает жизнь человека полно-ценной и плодотворной. Автор трансакционного анализа утверждает, что большинство людей в течении своей жизни в основном только играют и слишком мало времени отводят настоящей жизни, шире человеческим отношениям, которые и приносят чрезвычайное удовольствие. Акмеологический подход к изучению личности представляют Б. Ана-ньев, Н. Кузьмина, О. Бодальов, А. Деркач, А. Кокорев, Л. Орбан-Лембрик, Ю. Панасюк и др. В частности, известный российский психолог Б. Ананьев (1907-1972 гг.) обосновал необходимость создания новой науки - акмеологии (акме - вершина, высшая точка, лучшая пора в развитии челове-ка), которая объединила усилия ученых разных областей знаний, которые исследуют человека, его развитие и становление, и сосредоточила свое внимание на изучении личностных, психофизиологических характеристик физически и психически зрелого взрослого человека, на выяснении объективных и субъективных факторов, которые позволяют индивидам как можно плодотворнее проявить себя в жизни. Проведенные социально-психологические исследования свидетельствуют, что зрелый человек не рождается, состояние зрелости не появляется у него неожиданно и сразу, на то, каким оно есть и будет, «работают» все предварительные этапы его развития. Таким образом, не сформированная в начале жизненного пути профессиональная культура трудно компенсируется в следующих этапах, что негативно влияет на личностное и профессиональное развитие ин-дивида. Психологи выделяют следующие характеристики зрелой личности: развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и к эффективному ис-пользованию своих знаний и способностей, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к наибольшей самореализации. С позиции акмеологии показательной характеристикой зрелости явля-ется признание в группе социально-психологических свойств и качеств ин-дивида. И если эта оценка достаточно высока, то социально-групповое при-знание не только компенсирует, но и оправдывает в глазах личности даже неудачи в сфере межличностных отношений. Отсутствие такого признания - одна из причин психологического дискомфорта человека, его неудовлетво-ренности своей деятельностью. В случае, если у человека нет признания ни на групповом, ни на личностном уровне, то эта ситуация порождает психологический кризис личности. При таких обстоятельствах можно говорить о том, что индивид как профессионал не состоялся. Неоспоримым является тот факт, что для общества и для самой личности чрезвычайно важно продолжить акме - наиболее активный творческий период жизни че-ловека. Абульханова-Славская К.А. конкретизируя понятие жизнедеятельности поиному решает проблему жизненного пути личности, исследуя особенности противоречий индивидуальной жизни и выявляя качество личности как субъекта жизненного пути, обусловливающего жизненную позицию, линии и перспективы развития. Это позволило открыть новый угол зрения на определение личности, особенности высших функциональных личностных образований, осуществить переход от традиционного рассмотрения свойств личности к исследованию ее проявлений в контексте жизни, в процессе решения жизненных задач . Основываясь на собственных эмпирических исследованиях, Абульха-нова-Славская разработала типологическую стратегию изучения личности. На ее основе осуществлено исследование высших, связанных с жизненным путем, личностных способностей - способности к организации времени, ак-тивности-инициативы, ответственности, интеграла притязаний, саморегуля-ции и удовлетворенности, сознания личности в целом. Помимо этого ею была создана концепция личностной организации времени жизни, обнаруживающую трехкомпонентную структуру и типологические особенности этой организации.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 40 страниц
480 руб.
Курсовая работа, Психология, 35 страниц
450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg