Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование познавательной компетенции у школьников в процессе обучения информатике

irina_k200 756 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 63 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.07.2020
Объект исследования: формирование познавательных компетенций на уроках информатики. Предмет исследования: средства формирования познавательной компетенции у школьников. Целью данной курсовой работы: теоретически конкретизировать проблему исследования; смоделировать и апробировать средства взаимодействия учителя информатики с учащимися по формированию познавательной компетенции в процессе обучения. Задачи исследования: - проанализировать литературу по данной проблеме; - изучить классификацию ключевых компетенций; - рассмотреть средства формирования познавательной компетенции у школьников в ходе урока информатики; - определить результативность работы. Проблема работы заключается в исследовании приемов формирования у учащихся познавательной компетенции на уроках информатики. Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем рассмотрена возможность реализации компетентностного подхода и формирования ключевых компетенций, выделенных А.В. Хуторским, на уроках информатики.
Введение

Удовлетворённость человека своей жизнью зависит от осознания уровня собственной успешности. Признание в обществе – естественная потребность каждого человека. Переход к новым образовательным стандартам, которые подразумевают развитие способности учащегося самостоятельно ставить цели, проектировать пути их реализации, контролировать достижения, оценивать их, ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника: • владеющий основами научных методов познания окружающего мира; • мотивированный на творчество и инновационную деятельность; • готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; • мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни. То есть выпускнику современной школы, вступающему в самостоятельную жизнь в условиях современного рынка труда и быстро изменяющегося информационного пространства, необходимо быть конкурентно способным работником. Реализация этой цели предполагает решение нескольких приоритетных задач. Одной из которых является - обеспечение инновационного характера базового образования, в том числе: обеспечение компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений. Однако, несформированность подходов к определению базовых компетенций, неразработанность дидактического объема универсальных умений и навыков затрудняют разработку и применение в образовательном процессе технологий, формирующих эти ключевые компетенции. Таким образом, возникает противоречие между требованиями стратегии модернизации образования в компетентностном подходе к процессу и результатам образования и неразработанностью его методологии, теории и практики в образовательном процессе, в частности, в обучении информатике. Данное противоречие говорит об актуальности.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические основы формирования познавательной компетенции у школьников 5 1.1. Понятие компетентностного подхода. Сущность понятия «познавательная компетенция» 5 1.2. Пути формирования познавательной компетенции на уроке информатики. 17 Глава 2. Экспериментальная работа по формированию познавательной компетенции у школьников в процессе обучения информатике 33 2.1. Диагностика и анализ результатов по формированию познавательной компетенции школьников на уроках информатики 33 2.2. Организация экспериментальной работы по формированию познавательной компетенции на уроках информатики 41 Заключение 54 Список использованных источников 56 Приложения 60
Список литературы

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: / под ред. проф. Л.И. Скворцова. — 28-е изд. перераб. — М.: Мир и образование, 2014. — 1376 с. 2. Большой энциклопедический словарь. – М., 1997. – 1456 с. 3. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] / А.Г. Бермус - URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения: 25.12.2018) 4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской – URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 20.12.2018) 5. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика. / Краевский В.В., Хуторской А.В. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352с. 6. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской – URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 20.12.2018) 7. Ушинский К. Д. Сочинения: В 6 т. / К. Д. Ушинский. — К.: Радянська школа, 1954. — Т. 2. — С. 389–449. 8. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. - М.: Учпедгиз, 2009. - 239 с. 9. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе/ Ю.К. Бабанский. - М., Педагогика, 2010. – 560с. 10. Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников/ Ю.К. Бабанский. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Ростов-на-Дону, 2010.- 505 с. 11. Балашов Л.Е. Мысли и изречения. – М.: МЗ-Пресс, 2011. — 194 с. 12. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10-го класса. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2009. - 432 с. 13. Борисова Н.В. Методологические рекомендации по проведению деловых игр/ Н.В. Борисова, А.А. Вербицкий. - М.: ВНМЦПТО, 2008. - 431 с. 14. Введение в теорию и методику обучения информатике: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Лапчик М.П. — Омск, издательство ОмГПУ, 2000. —188 с. 15. Викентьев И.Л. Современные методики творчества/креатива (обзор). // Вопросы психологии. - 2015. - №4. - С.56-61. 16. Доманский В.А., Николаенко С.В. Предметные, общепредметные и метапредметные понятия и компетенции в гуманитарном образовании // Педагогический журнал. 2016. № 2. С. 22-40. 17. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. СПб.: Питер, 2015. - 348с. 18. Ерофеев В.К., Карягин Н.Е., Ноздрина Е.Г. Сценарное моделирование как технология принятия групповых решений. Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2013. - 146с. 19. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития на уроке и в системе подготовки учителя. – СПб.: Альянс «Дельта», 2015. – 111с. 20. Загашев, И.О. Учим детей мыслить критически. / И.О. Загашеев, С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская– СПб., 2003 – 192 с. 21. Заир-Бек С.И. Основы педагогического проектирования: учеб. Пособие / С.И. Заир-Бек. – СПб., 1995. – 324с. 22. Зуева М.Л. Принципы реализации педагогических технологий для формирования метапредметных результатов // Модернизация образования как условие устойчивого развития. Ярославль, 2012. - 144 с. 23. Информатика 9-11 классы. «Проектная деятельность учащихся». Ларина Э.С. — Волгоград, издательство «Учитель», 2009. — 226 с. 24. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления // Школьные технологии. 2004. № 2. - C. 3-10. 25. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с. 26. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) 27. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года (распоряжение правительства РФ от 29.12.01 №1756 28. Кочеткова А.И. Сборник методических разработок по проведению семинара «Деловая игра». - М.: Профиздат, 2000 г. – 154с. 29. Матяш Н.В. Павлова Т.А. Методы активного социально-психологического обучения. М.: Академия, 2014. - 96с. 30. Перминова Л.М. Формирование общеучебных умений и навыков у учащихся как условие повышения качества общего образования: методическое пособие. изд.2-е. СПб АППО, 2007. - 64 с. 31. Полат, Е.С. Нов ые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебн. Пособие/ Е.С. Полат и [др.]. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 272с. 32. Распопова С.В. «Разработка открытого урока по обобщению темы «Компьютерные сети» // Педагогический поиск.- 2010г.- №10-11 с. 52- 56. 33. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2010. – 80 с. 34. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. / Пер. с нем. - М.: Генезис, 2015. - 480с. 35. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 2002. – 488 с. 36. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А.Орлова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. унта им. Л.Н. Толстого, 2008. - Вып. 1. - С.117-137. 37. Черных, Н.П. Формирование ключевых компетенций по предмету «Информационные технологии» [Электронный ресурс] / Н.П. Черных. - URL: http://ipk.admin. tstu.ru/sputnik/index/str/elekron_bibliot.html (дата обращения: 20.12.2018) 38. Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников. Школьные технологии. / А.А. Ярулов // Школьные технологии. - 2004. №2. - С. 43-84. 39. Ясвин В.А. Образовательная среда : / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы формирования познавательной компетенции у школьников 1.1. Понятие компетентностного подхода. Сущность понятия «познавательная компетенция» Стратегической целью государственной политики в области образования становится повышение доступности качественного образования, которое должно соответствовать требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. В перечень поставленных задач входит компетентностный подход как важная составляющая модернизации образования. В Концепции модернизации российского образования, являющейся одним из важнейших нормативных документов, определяющих стратегию развития отечественного образования, отмечается, что «общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». Для учителя - это переход от передачи знаний к созданию условий для активного познания и получения детьми практического опыта. Для учащихся - переход от пассивного усвоения информации к активному ее поиску, критическому осмыслению, использованию на практике. Перед учителем главной проблемой становится - поиск методов развития образовательных компетенций учащихся. Это является условием, которое обеспечивает качественное усвоение программы. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Современные педагоги считают, что приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе. При формировании у обучающегося учебно-познавательных компетенций, окрашивается личность ученика, развивается способность быстро реагировать на запросы времени. ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов - универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения учебно-познавательными компетенциями, «составляющими основу умения учиться». Анализируя исследования специалистов по данному вопросу, вначале рассмотрим лингвистическое толкование данных понятий. В Толковом словаре русского языка находим следующее определение: «Компетентный – знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-либо области; а также второе значение – обладающий компетенцией [1]. В «Большом энциклопедическом словаре» под компетенцией понимается: 1) «круг полномочий, предоставленный законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания и опыт в той или иной области» [2, с.557]. Андрей Викторович Хуторской, академик Международной педагогической академии, доктор педагогических наук в своем докладе от 23 апреля 2002 года "Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов" дал следующие определения: Компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), которые относятся к определенному кругу предметов и процессов и необходимы для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Иными словами, под компетенцией, согласно А.В. Хуторскому, понимается тот круг вопросов, которыми овладел человек, в чем он информирован и обладает опытом. Компетентность же в какой-либо определенной области, представляет собой, по существу, взаимозависимость знаний, которые получают ученики, и готовности использовать усвоенные знания, умения и навыки в конкретной практической деятельности. А.В.Хуторской в своих трудах указывает, что там, где это необходимо и возможно, нужно пытаться разделять эти понятия, Нужно понимать компетенцию как требование, заданное к образовательной подготовке учащегося, а компетентность понимать как уже сформированную его характеристику (личностное качество). Следовательно, «компетенция» определяется для нас как совокупность знаний, умений навыков человека, необходимые ему для реализации конкретной деятельности, его способность справляться с самыми различными задачами. Таким образом мы можем говорить о том, что компетенция – не бесспорное и очевидное явление в образовательной культуре. Компетенция – это целая система, связывающая воедино знания, умения, навыки, а не просто их набор. В этом же ключе существует и понятие предметной компетенции. Предметная компетенция определяется как «совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика» [3, с.62] относящаяся к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления продуктивной деятельности. По мнению А.В. Хуторского формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В результате этого у ученика «развиваются способности и проявляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых до производственных и социальных» [4]. Такой же точки зрения придерживается Краевский В. В. (академик РАО). Володар Викторович подтверждает, что введение понятия «предметная компетенция» в нормативную и практическую составляющую образования позволяет «… решать типичную для российской школы проблему, заключающуюся в том, что ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций» [5, с.133]. А.В.Хуторской и В.В.Краевский совпадают во мнении о том, что предметная компетенция предполагает не просто понимание учеником знаний и умений, не связанных между собой, а овладение ими в едином комплексе. Предметная компетенция обусловлена личностно-деятельностным подходом в образовании, так как она сопоставляется с учащимся, а также проявляется и контролируется только в процессе выполнения им определенного набора действий. Следовательно, под предметной компетенцией мы будем понимать способность реализации учениками знаний, умений и навыков в области определенного предмета и применение этих знаний дальнейшем образовании и на практике. Содержание образования разделяется на предметное (для каждого учебного предмета), общее метапредметное (для всех предметов) и межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей). В соответствии с этим Андрей Викторович Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций: 1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; 2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеют конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Таким образом, на уровне образовательных областей и определяются ключевые образовательные компетенции учебных предметов для каждой ступени обучения. Определение ключевых образовательных компетенций происходит на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в нашем современном обществе. С этих позиций среди ключевых образовательных компетенций А.В.Хуторской выделяет: [6] 1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в области мировоззрения, связанные с ценностными взглядов ученика, его способностью ориентироваться в окружающем мире, видеть и понимать его, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать цель, ориентиры и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эти компетенции обеспечивают самоопределение ученика в учебной и другой деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. 2. Общекультурные компетенции. Круг понятий, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни отдельной личности, народов, и человечества в целом, культурологические основы, общественных, социальных, семейных явлений и традиций, роль религии и науки в жизни человека, их влияние на компетенции в культурно-досуговой и бытовой сфере, например, усвоение учеником научной картины мира. Или же опыт организации своего свободного времени. 3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в области самостоятельной познавательной деятельности, которая содержит элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, в соответствии с реальными познаваемыми объектами. Это также знания и умения организации планирования, анализа, целеполагания, самооценки учебно-познавательной деятельности, рефлексии. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: самостоятельное добывание конкретных предметных знаний, владение приемами действий в нестандартных ситуациях, различные методы решения проблем. А также освоение функциональной грамотностью: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование различных (статистических, вероятностных и др.) методов познания. 4. Информационные компетенции. С помощью реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Информационные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. 5. Коммуникативные компетенции. Включают знание иностранных языков, способов взаимодействия с окружающими и далеко находящимися людьми и событиями, навыки работы в группе, овладение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. 6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. 7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. Перечень ключевых компетенций дан в самом общем виде и нуждается в детализации как по возрастным ступеням обучения, так и по учебным предметам и образовательным областям. Образовательные стандарты, программы и содержание учебников по отдельным предметам должны учитывать взаимосвязь и формирование общих ключевых компетенций. Необходимо определить нужное и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности. Образовательные компетенции относятся к тем видам деятельности, которые распространяются на основные образовательные области и учебные предметы, а вовсе не ко всем видам деятельности человека. Эти компетенции отражают предметно-деятельностную составляющую общего образования и обеспечивают комплексное достижение его целей. Формирование образовательных компетенций осуществляется средствами содержания образования. В результате этого у школьника развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни различные реальные проблемы (бытовых, социальные и др.). Отметим, что образовательные компетенции не ограничиваются только функциональной грамотностью учащегося. С введением понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция позволяет усваивать учащимся не отдельные друг от друга знания, навыки и умений, а овладевать совокупной процедурой, в которой для каждого отдельного направления присутствует взаимосвязь личностно-деятельностный образовательных компонентов. Проектируемое на данной основе образование будет обеспечивать не только отдельное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетенции ученика будут играть универсальную метапредметную роль, которая проявляется в школе, в семье, в кругу друзей, и даже в будущих производственных отношениях. Познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, в соответствии с реальными познаваемыми объектами. Учебно-познавательную компетенцию можно представить как комплекс учебных ситуаций, в которых ученик является субъектом и объектом процесса обучения одновременно, т.е. здесь речь идет о самообучении. Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что, проблема формирования учебно-познавательной компетенции рассматривается в работах, как зарубежных, так и отечественных педагогов (К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, И. Песталоцци, и др.).Одним из сторонников активной позиции ученика в процессе обучения был Мишель Монтень (1533—1592), который считал, что ученик должен больше говорить, учитель больше слушать. Он хотел, чтобы ученики не принимали на веру новые знания, а сами все проверяли и исследовали окружающий мир. А. В. Хуторской предложил обоснованную классификацию ключевых компетенций. Ключевой компетенцией он считает учебно-познавательную компетенцию. Данная компетенция обращена на освоение методов познавательной деятельности, развитие определенных умений и навыков в образовательной деятельности, развитие творческого мышления и самостоятельности в учебной деятельности. Ведь в ходе учебного процесса качество результата определяется степенью сформированности познавательной компетенции. Сущность учебно-познавательной компетенции А.В. Хуторской определяет через ее деятельностную форму: - умение ставить и достигать поставленную цель; - умение планировать, организовать, анализировать, делать выводы и оценивать свою учебно-познавательную деятельность; - учиться ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; -выбирать необходимое для проведения опытов и наблюдений; - уметь задавать вопросы к фактам, находить причины наблюдаемых явлений; - уметь работать с инструкциями, выбирать нужное оборудование, пользоваться различной измерительной техникой, владеть измерительными навыками; -использовать различные методы познания, формулировать выводы описывать результаты работы; -оценивать и анализировать изначальные данные и планируемые результаты; - умение оформить результаты своей работы; - уметь работать со справочной литературой; - умение современно представить результаты своего исследования (устно и письменно) с использованием компьютерных средств и технологий (презентации, текстовые и графические редактор, и т.д). Анализируя вышеизложенное, можно с уверенностью сказать, что сущностью учебно-познавательной компетенции являются предметные знания, такие общеучебные умения как познавательные, учебно-интеллектуальные, организационно-оценочные, а также самообразование, самостоятельная познавательная деятельность. Таким образом, можно сделать вывод, что под учебно-познавательной компетенцией понимается способность учащегося приобретать новые знания для решения учебных задач на основе использования методов познания конкретных предметов. Информатика как учебный предмет располагает значительными возможностями для формирования познавательных компетенций обучающихся, так как компетенции, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся. В соответствии с определением сущности познавательной компетенции Хуторского А.В., в структуре познавательной компетенции, формируемой на уроках информатики, можно выделить: -умение планировать, анализировать, делать выводы и оценивать свою деятельность (решение задач с помощью компьютера, разработка приложений, компьютерное моделирование). -умение выдвигать гипотезы, задавать вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.). -умение пользоваться измерительной техникой и специальными приборами, применять методы статистики и теории вероятностей (практическое изучение внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.). -умение работать с инструкциями и справочной литературой (знакомство с новыми видами программного обеспечения, устройствами, анализ ошибок в программе и др.) -умение оформить результаты своей деятельности, представить их на современном уровне (презентации, графики, таблицы, диаграммы). -создание целостной картины мира на основе собственного опыта. -оценка результата и качества своей работы. Таким образом, при выполнении заданий любого типа и сложности на уроках информатики обучающийся попадает в ситуацию необходимости: 1. Поиска и получения информации (ресурсы Internet, работа с поисковыми системами, электронными библиотечными системами, энциклопедиями и др.). 2. Обработки информации (анализ поисковой задачи, определение необходимых источников, проверка достоверности полученного материала). 3. Представления исследуемой информации (разработка мультимедийной презентации, работа с графическими и текстовыми редакторами, публикация результатов в Internet). 4. Передачи и сохранения информации (защита рефератов, использование различных носителей информации и компьютерных телекоммуникаций). Урок информатики отличается от других учебных предметов следующим: 1. В учебном процессе активно задействованы оргтехника, мультимедийные устройства, специальные технические средства (в первую очередь - персональные компьютеры для каждого ученика); 2. Специально оборудованный компьютерного класс, в котором проходят уроки, имеет доступ в интернет и индивидуальное место для каждого ученика; 3. Создание условий для развития предметных и метапредметных компетентностей. Преподаватель организует активную самостоятельную деятельность учеников. Ученики создают собственный личностно-значимый продукт на уроке. Школьники чаще отвечают с места, чем у доски. 4. Урок информатики характеризуется изначальной высокой мотивацией учащихся. Школьники «романтизируют» компьютеры и мультимедийные устройства. Что создает особые создает благоприятные условия учителю для того, чтобы реализовать компетентностный подход и сформировать познавательную компетенцию на своих уроках. ? 1.2. Пути формирования познавательной компетенции на уроке информатики. Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить. Роджер Левин Чтобы успешно формировать познавательные компетенции, необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой учащиеся значительную часть времени работают самостоятельно, учатся планировать и организовывать свою деятельность, самостоятельно и оценивать свои действия в целом. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно - деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся [7, с. 399]. Познавательная компетенция, как и любая другая ключевая компетенция имеет в своей основе деятельностную составляющую. В связи с этим рассмотрим, какую деятельность на своем уроке учитель информатики может организовать для развития познавательных компетенций. Выделяются следующие виды деятельности на уроках информатики, способствующие формированию и развитию познавательных компетенций: - знакомство с компьютером, для работы с информацией, получение технических навыков по работе с различными устройствами ввода, вывода, обработки информации; - владение способами работы с информацией; - поиск информации в различных поисковых системах; - правила извлечения информации с различных носителей и ее преобразования; -отбор, систематизация и анализ информации; -овладение техническими навыками работы с информацией; - владение навыками работы с различными устройствами; - умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения различных учебных задач. Важное значение имеет поэтапность и систематичность формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся: от простого интереса к компьютерам и компьютерным играм к достижению базовой информационно-коммуникационной компетентности школьников, и подготовки их к жизни в современном информационном обществе. Уровни формирования познавательной компетенции учащихся. 1-й уровень - развитие восприятия и деятельности, опора на сенсорно-чувственную сферу ребенка, его воображение. Формирование непосредственного интереса к фактам, занимательным явлениям, которые фигурируют в информации. Включение детей в процесс познания, творчества. Привлечение знаний из разных областей наук и индивидуальность опыта реальной жизни. (5-7 классы) 2-й уровень - комплексный подход к формированию целостности мышления, широкого взгляда на окружающий мир, развитие умения приобретать знания из различных источников информации, включая информационные технологии. (8-9 классы) 3-й уровень - формирование системного, критического, исследовательского мышления. (10-11классы) Существует проблема, с которой сталкивается учитель в процессе преподавания: у учащихся высокий интерес к практической части информатики, то есть к информационным технологиям, и очень низкий интерес к изучению теории (которая зачастую составляет половину материала курса информатики, наука для понимания детей довольно трудна. Между тем объем теоретического материала, которым должны овладеть дети на уроках информатики с каждым годом постоянно увеличивается. Познавательная компетенция тесно связана с мотивацией учащегося, с тем, насколько ученик понимает зачем и почему он изучает данный предмет. Мотивом для изучения предмета «Информатика и ИКТ», конечно, в первую очередь выступает интерес к компьютеру. Проблема в том, что с каждым днем компьютер для большого количества школьников становится, фактически, бытовым прибором, в связи с чем падают мотивы к обучению. Развитие познавательной компетенции строится на развитии познавательного интереса, основываясь на создание и закреплении нужной мотивации. Большое количество педагогов и психологов уделяют внимание вопросу развития познавательных интересов учащихся. Познавательный интерес в обучении на каждом определенном этапе развития человечества формировался под воздействием различных факторов: философских, религиозных, социальных, национальных воззрений и традиций. Мотивацию, как важнейший мотив учебной деятельности исследовали многие психологи: Л.С. Благонадежина, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина и др. Многие из них опирались на труды Рубинштейна С.Л., который считал познавательный интерес ценнейшим мотивом учения, берущий «строительный материал» из реального мира.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 35 страниц
600 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 43 страницы
450 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 50 страниц
450 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 29 страниц
348 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg