Ограничения во внешней торговле - это ограничения, устанавливаемые государством для защиты интересов национальных товаропроизводителей и потребителей, обеспечения интересов государства и выполнения международных обязательств.
Актуальность работы. Российская Федерация является крайне активной участницей процесса мировой торговли. Высокая значимость международной торговли для развития мирового хозяйства обусловила создание мировым сообществом специальных международных регулирующих организаций, усилия которых направлены на выработку правил, принципов, процедур осуществления международных торговых сделок и контроля за их исполнением государствами - членами этих организаций. К таким организациям относятся Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная торговая организация (ВТО), Международная торговая палата (МТП), Международный валютный фонд (МВФ) и др.
Присоединение России к ВТО позволяет использовать набор инструментов данной организации, в том числе антидемпинговые расследования ВТО, для устранения негативных проявлений торговой политик зарубежных стран, затрудняющих доступ российских товаров на международные рынки. Примером может служить иск к ЕС относительно пакета энергокорректировок при проведении антидемпинговых расследований. В настоящее время рассматривается возможность запуска процедуры защиты интересов российских производителей против ограничений третьего энергопакета Евросоюза, квотирования поставок сельхозпродукции, тарифной политики в отношении железнодорожных перевозок через территорию ряда стран ЕС.
Положительным последствием процесса присоединения является возможность России в качестве наблюдателя принимать участие в торговых спорах и отстаивать в них национальные интересы. Однако, большое количество ограничительных мер продолжает применяться в отношении российского экспорта. Так, по состоянию на 1 апреля 2016 года, в отношении экспортируемых из РФ товаров применяются 117 внешнеторговых ограничений, что крайне негативно влияет на развитие национальной экономики России.
Либерализация внешнеэкономической деятельности России, начавшаяся в восьмидесятых годах прошлого века, значительно расширила круг лиц, получивших право непосредственного выхода на внешний рынок. Резкое увеличение масштабов перемещения товаров через границу обусловило возрастание роли и значения правового регулирования экспортно-импортных отношений. В свою очередь, эго потребовало выработки системы принципиально новых нормативных правовых актов. В части принятия и вступления в силу нормативных правовых актов, применяемых в таможенном деле, 2009 - 2010 годы стали, пожалуй, самыми насыщенными. Это связано с образованием Таможенного союза.
Международными соглашениями предусмотрены меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, меры нетарифного регулирования, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами. Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время формирование эффективной системы запретов и ограничений, мер нетарифного регулирования является одной из неотложных задач, как для нашей страны, так и для Таможенного союза, поскольку в России достаточно остры проблемы развития экономики и обеспечения экономической безопасности.
Основная задача государства в области внешней торговли - это оказание содействия экспорту отечественной продукции и защита внутреннего рынка от иностранных поставщиков.
Однако, без активного использования импорта невозможно формирование и поддержка экспортной специализации страны. Импорт, являясь естественным элементом стратегии внешнеторговой деятельности, должен обеспечить повышение конкуренции на внутреннем рынке. Внутренняя конкуренция, даже если она имеет место на российском рынке, недостаточно развита, неактивна из-за высокой степени концентрации производства, которая характерна для России, что лишь укрепляет монопольное положение большинства предприятий.