ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ
1.1 Психологические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст - это трудный период в жизни ребёнка. Наиболее подробно он представлен в работах Д.Б Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Ю.А. Полуянова, В.В. Репина, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман и т.д. [6]
Младший школьный возраст – это дети в возрасте 6 – 10 лет, которые обучаются в 1 – 4 классах современной начальной школы.
Д.Б. Эльконин писал, что с приходом ребёнка в школу, происходит изменение всей системы отношений ребёнка с действительностью. В дошкольном возрасте имеется два вида социальных отношений: «ребёнок - взрослый» и «ребёнок - ребёнок», которые тесно связаны между собой игровой деятельностью.
По Д.Б. Эльконину [37] в школе возникает новая структура этих отношений, которая включает в себя системы: «ребенок - учитель», «ребенок – взрослый», «ребенок - родители».
Система «ребёнок - учитель» определяет отношение ребёнка к родителям, взрослым и отношение ребенка к другим детям. Система «ребёнок - учитель» становится главным в школьной жизни ребёнка, от неё зависит совокупность всех благоприятных для его жизни условий.
Отношение родителей к учёбе ребёнка, которая занимает важнейшее место в его жизни, тоже очень значимо. Однако, как заметил Леонтьев, хорошие отношения дома могут быть слегка омрачены двойкой учителя. [29]
Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина обнаружили, что 70% младших школьников плохо знают отметки своих одноклассников или вовсе ими не интересуются. Таким образом, отношение младших школьников друг к другу не зависит от успеваемости детей и поведения в школе, а определяется отношением учителя.
В начале обучения первоклассники ещё не чувствуют себя частью целого коллектива. Они независимы друг от друга, можно сказать «одиночки», особенно если дети не ходили вместе в детский сад. Все дети в классе стремятся хорошо выполнить свои личные школьные обязанности и превысить свои достижения. В младшем школьном возрасте взаимооценки учащихся и построения их взаимоотношений со товарищами по большей части определяется соответствием поведения одноклассников роли ученика. А вот в качестве основных критериев выступают успеваемость и дисциплинированность всех детей в классном коллективе.
Личностные критерии оценки одноклассников в этом возрасте выходят на второй план, хотя и начинают занимать более существенную и важную роль к концу периода начального обучения.
Исследования Л.И. Божович показали, что для первоклассников все-равно, получили ли они замечание наедине с учителем или в присутствии своих одноклассников в классе. Однако, уже в четвертом классе дети придают большее значение замечаниям, полученным при товарищах. Таким образом, переживания, эмоциональное состояние ребенка зависит не только от мнения взрослых, но и от мнения одноклассников, их отношения к этому учащемуся. Особенно заметно это к концу 4 класса. [51]
Нельзя не затронуть тему и о психологической готовности к обучению младших школьников.
Эта проблема была и остаётся актуальной в наше время. Проблема психологической готовности к обучению в школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей в области психологии, педагогики, физиологии. Специалисты этих областей изучают и обосновывают критерии готовности детей к школьному обучению. Многие вступают в спор о том, с какого возраста, наиболее целесообразно приводить детей в школу и начинать их обучение. Интерес к данной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания. То есть хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки. [15,45]
Психологическая готовность ребенка к обучению (по другому она называется школьная зрелость) – это тот уровень функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут нагруженными и не приведут к нарушению, прежде всего, здоровья ребенка. Требования заключаются в том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках которой учащимся предлагается усвоение определенного объема знаний в определенные сроки и выполнение одних и тех же заданий. Требования к уровню усвоения и выполнения заданий, критерии для выставления оценок, организация учебной и внеучебной деятельности, форма проведения занятий одинаковы для всех детей, сидящих в одном классе.
Отечественный психолог Л.С.Выготский [23] говорил: «Ребенок всегда готов учиться». Однако, современная школа может обучать детей только с определенными характеристиками. Школа выступает как социальный институт со своими ценностями и нормами, методами и формами, который предъявляет к ребенку определенные требования, независимо от возраста и готовности детей к обучению.
Нужно выяснить насколько психологические возможности ребенка соответствуют требованиям школы.
Определение психологической готовности ребенка ставит перед психологом ряд задач, связанных с началом обучения:
1) определить благоприятные сроки поступления ребенка в школу;
2) проведение коррекционной развивающей работы с детьми, не готовыми к обучению;
3) оказание консультативной помощи родителям, педагогам по развитию ребенка и его оптимальном обучении.
Психологическая готовность ребенка к школе – это необходимый уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в детском коллективе.
В основе готовности к школьному обучению лежит общий базис развития, без которого ребенок не может успешно учиться в школе. Работы по психологической готовности детей к школе опираются на положение о том, что обучение идет вслед за развитием. Поскольку нельзя начинать обучение в школе, если нет определенного уровня психического развития. [41, 49]
Психологическая готовность рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются все уровни развития психологических качеств ребенка. Более важными характеристиками для включения ребенка в школьную жизнь, а также для формирования учебной и внеучебной деятельности на этапе школьного детства являются компоненты психологической готовности.
Основными компонентами психологической готовности к школе являются:
- умственная готовность к школе,
- мотивационная готовность к школе,
- эмоционально – волевая готовность к школе,
- готовность к общению с одноклассниками и учителем.
Среди задач, которые школа ставит перед учащимися, в первую очередь выделяется необходимость усвоения ими определенных знаний. Это требование относится ко всем учащимся и выявляет уровень их интеллектуального развития. Несоответствие его умственных возможностей и поступающей информации от учителя создают трудности. Что очень осложняет адаптацию первоклассников и ослабевает их общее психическое развитие.
Преобладание мотива, побуждающего выполнять определенные школьные требования, роль ученика в процессе обучения, познавательные интересы – все это помогает ребенку успешно адаптироваться к новым условиям школьного обучения. Недоразвитие мотивационной сферы ограничивает эффективное овладение школьной системой обучения.
Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому при поступлении в школу ребенок должен иметь хорошие коммуникативные навыки общения с другими детьми. Благодаря им он сможет быстро приобщиться к группе сверстников. В формировании дружеских взаимоотношений важнейшую роль играет учитель. Он выступает как наставник, для детей является авторитетом. При этом требует выполнения определенных правил поведения от всех детей в коллективе и пресекает любые отклонения от них. [35]
Социальная ситуация развития ребёнка, которая сложилась в начале младшего школьного возраста, требует особой деятельности, которая получила название учебной. Учебная деятельность является ведущей в данном возрастном периоде и занимает центральное место в школьной жизни ребенка.
Следует заметить, что это деятельность по усвоению знаний. Но данная характеристика недостаточно глубоко освещена. Например, в игре ребёнок тоже усваивает знания, однако, в дошкольном возрасте это усвоение как некий косвенный продукт какой-то другой деятельности. А учебная деятельность - это деятельность, направленная на усвоение интеллектуальных знаний и духовных богатств, накопленных человечеством за многие годы. [39]
Учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребёнок приходит в школу, её ещё нет. Учебная деятельность постоянно формируется в процессе обучения. В построении учебной деятельности и заключается главная задача начальной школы - научить учиться. Первая трудность состоит в том, что мотив, с которым ребёнок приходит в школу на начальном этапе, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не
дополняют друг друга. Поэтому мотив постепенно начинает терять свою особенность. Это можно увидеть уже к началу второго класса.
Процесс обучения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с содержанием предмета усвоения по разным учебным отраслям. Необходимо сформировать познавательную мотивацию детей для того, чтобы побуждать ребенка к учению через содержание учебного предмета.
Формирование такой познавательной мотивации непосредственно связано с содержанием и способами обучения. Изменение деятельности, которая не является учебной, в учебную имеет изменение мотива. К сожалению, в школе часто используют методы внешних побуждений, и в качестве внешнего побудительного критерия выступает отметка. Действительная мотивация будет иметь место тогда, когда в школе младших школьников будет привлекать содержание обучения.
Учебная деятельность характеризуется предметом. Особенность учебной деятельности состоит в том, что, усваивая определенные знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. А вот предметом изменений в учебной деятельности становится сам ребёнок. Он выступает в роли субъекта, который осуществляет данную деятельность. Учебная деятельность – это такая деятельность, которая поворачивает ребёнка на самого себя. Требует от него рефлексии, оценки того, «кем я был» и «кем я стал». Процесс изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет. Самое главное в учебной деятельности - это поворот человека на самого себя, то есть рефлексия. Именно поэтому любая учебная деятельность начинается с того, что ребёнка оценивают, а отметка выступает как определённая форма этой оценки. Через оценку происходит выделение себя как предмета изменений. [24]
В структуру учебной деятельности входят:
. учебная задача - это то, что ученик должен освоить;
. учебное действие - это изменения учебного материала, который необходимым для его освоения учеником. В данной ситуации ученик должен сделать так, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает;
. действие контроля - указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу;
. действие оценки – это определение достиг ли ребенок результата или нет.
На начальных этапах обучения учебная деятельность рассматривается как совместная деятельность учителя и ученика. Учебная деятельность - это такая же предметная деятельность. Хотя предмет её теория, следовательно совместная деятельность с ним неоднозначна. Для её осуществления нужно объекты материализовать. [24]
Деятельность, разделённая между участниками учебного процесса, выступает как основа для формирования интеллектуальной активности и готовности, а уже затем становится формой существования новой психической функции. Высшие психические функции выражаются путем совместной деятельности, коллективных взаимоотношений и взаимодействий между детьми, а также учителем.
Таким образом, совместная деятельность – необходимый и наиболее важный этап индивидуальной деятельности. При распределении деятельности взаимоотношения между детьми, а также их взаимный обмен, помогает понять, что составляет психологическую основу и готовность ребенка к обучению в школе.
В младшем школьном возрасте появляются важные психологические новообразования в познавательной сфере ребёнка. Это выражается в том, что память имеет более ярко выраженный характер в познавательной сфере. Это характеризуется тем, что ребёнок начинает осознавать свою задау, то есть то что от него требуют. Кроме того, в данный возрастной период идёт интенсивное формирование приёмов запоминания. От простых видов запоминания (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) к более сложным (ребёнок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала). [15]
В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия и внимания ребёнка к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом. Дети стараются не только рассматривать объект, но и управлять своим восприятием над ним. Для этого у них возникает представление, поисковый образ того, что можно и нужно увидеть.
В младшем школьном возрасте также формируется произвольность внимания. Дети способны сосредоточится на мало интересных для них вещах. Эмоциональные переживания приобретают более обобщённый характер. Существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое имеет обобщённый характер. [35]
Учебная деятельность способствует развитию воли и произвольности. Если в дошкольном возрасте произвольность и воля выступали только в отдельных случаях, то в школе вся деятельность является произвольной и имеет свои особенности.
Таким образом, произвольность и осознанность всех процессов, их особенности являются основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста. Осознание себя и своих собственных изменений помогает младшему школьнику выстроить отношения с другими детьми. Это осознание возникает в результате развития учебной деятельности, оно не ограничивается рамками только учения и распространяется на другие сферы деятельности младшего школьника. Знание себя, осознанность взаимоотношений с другими детьми и взрослыми предполагают анализ и внутреннее обсуждение своих действий, поступков. Это и есть достаточно определенный уровень развития рефлексии. Она является одним из важнейших факторов, формирующихся у младшего школьника в процессе общения и обучения. В связи с этим, особенно важно определить, в чём проявляется и как функционирует рефлексия в межличностном общении младших школьников. Также, в контексте межличностных отношений младших школьников, необходимо рассмотреть такие аспекты социального развития детей данного возраста, как нравственность и моральные нормы.
1.2 Особенности адаптационного периода младших школьников в школе
Адаптация ребенка к обучению в школе всегда была одной из актуальных проблем. Сегодня эта актуальность обусловлена растущим интересом общества к процессу образования.
Возникает противоречие:
Современные условия жизни предъявляют довольно таки повышенные требования к межличностным отношениям учащихся начальной школы. А неблагоприятные экологические факторы, социальные условия жизни, усиливающийся информационный поток, дефицит общения и положительных эмоций способствуют нарушению устойчивых межличностных отношений детей.
Адаптированность – была и остаётся одним из приспособлений человека к окружающей действительности. Она характеризует также его социальный статус, самоощущения, удовлетворенность или неудовлетворенность собой и своей жизнью. [7]
В современной образовательной школе, вместе с формированием знаний, умений и навыков, в число важных аспектов, включены также цели, связанные с личностным развитием и сохранением психологического здоровья детей. Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что она обеспечивает возрастное развитие ребенка.
М.М. Безруких (директор Института возрастной физиологии Российской Академии образования) подразделяет процесс адаптации ребенка к обучению в школе на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. [4]
Первый этап – его называют ориентировочным. Он отличается бурной, яркой реакцией и значительным напряжением всех систем организма. Длится две-три недели.
Второй этап – неустойчивое приспособление. Когда организм ищет и находит оптимальные для него варианты реакций на эти воздействия. На этом этапе затраты снижаются, и бурная реакция организма начинает снижаться.
Третий этап – период относительно устойчивого приспособления. Здесь организм находит наиболее подходящие для него варианты реагирования на нагрузку, которые требуют меньшего напряжения всех систем организма. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.
Выделяют группы детей, для которых характерна легкая адаптация, адаптация средней тяжести и тяжелая адаптация.
При легкой адаптации состояние напряженности организма образуется в течение первой четверти.
При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия.
У некоторых детей адаптация к обучению в школе проходит довольно тяжело. При этом незначительные нарушения в состоянии здоровья ребенка нарастают от начала учебного года к его концу. Это свидетельствует о том, что учебные нагрузки и режим обучения давят на организм первоклассника.
Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких принято считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Трудность процесса адаптации к обучению в школе, заключается, как правило, в изменении поведения ребёнка. [4]
Первая группа детей адаптируется к школе, как правило, в течение первых двух месяцев обучения. Такие дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, с легкостью приобретают новых друзей в классе; у них всегда хорошее настроение, дети доброжелательны, ответственны; без какого-либо напряжения выполняют все требования учителя. Редко у них отмечаются сложности в контактах с детьми или в отношениях с учителем. Но за пару месяцев происходит освоение ими новым статусом учеников, новыми требованиями и новым режимом. Это легкая форма адаптации.
Вторая группа детей имеет достаточно длительный период адаптации. Этот период рассматривается в контексте несоответствия поведения детей к новым требованиям школы, следовательно и затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения в целом, общения с учителем, общение с другими детьми. Эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы, многое им даётся трудно. Лишь к концу первого полугодия реакции таких детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.
Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения в школе, резкое проявление отрицательных и негативных эмоций в сторону своих сверстников, учителя и других взрослых. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отстранение от всех. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения у детей с тяжелой адаптацией, то это может привести к нервному срыву у ребенка, отставание в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Следовательно, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.
В последнее время набирает обороты и приобретает особую популярность идея сопровождения. Сопровождение - это особая форма осуществления социальной и психологической помощи детям, родителям и педагогам. Основные принципы сопровождения: согласие ребенка на помощь и поддержку; опора на имеющиеся и потенциальные значимые возможности личности; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, защита прав, человеческого достоинства; рефлексивно-аналитический подход к процессу обучения и его результату. Целью психолого-педагогической поддержки или сопровождения является устранение препятствий, которые мешают самостоятельному продвижению ребенка в образовании. [22]
Совместная работа педагогов и школьного психолога помогает эффективно изучать и организовывать адаптационный период первоклассников в школе.
Чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, необходимо:
1. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого школьника.
2. Создать систему психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их адаптации.
3. Создать специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционную работу с детьми, испытывающими трудности.
С поступлением ребёнка в школу начинается активное приобретение и налаживание коммуникативных навыков. Общение становится одной из важнейших задач развития ребёнка на этом возрастном этапе. Благоприятный психологический климат в детском коллективе даёт возможность ребёнку плавно и с легкостью пройти период адаптации без болезненного влияния на его психические процессы. Межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребёнка, психологическая основа для сплочения детей. В детском коллективе у ребёнка возникает потребность в социальном соответствии, то есть желании выполнять правила общественной жизни, быть общественной полноценной личностью. Это побуждает ребёнка проявлять интерес к сверстникам, искать новых друзей. Первоклассник стремится к выполнению тех норм, которые предлагают ему взрослые. У него огромное желание быть хорошо оцененным, одобренным учителем и другими взрослыми. [22, 57]
Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, ребёнок приобретает личный опыт отношений, социально-психологические качества такие, как вежливость, способность к взаимодействию с другими, общительность. Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный фон, помогают развивать самоконтроль у детей в данном возрасте.
Кроме того, в детском коллективе нужна комфортная психологическая атмосфера. Атмосфера должна быть доброжелательной; она должна создавать оптимальные условия для развития младшего школьника, то есть чтобы ребенок чувствовал себя психологически защищённым, мог удовлетворять свои потребности в эмоциональном отклике, быть значимым для других людей – для сверстников, учителя. [28]
Самым значимым человеком для первоклассника является учитель. Он для него авторитет. Поэтому неотъемлемой частью психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации в школе является тесное взаимодействие администрации, школьного психолога не только с учителем, но и с родителями. Это можно увидеть на рисунке 1.
Рис.1 Взаимодействие участников процесса
Личность воспитывается личностью. В связи с этим выступает интерес исследователей к личности педагога, к его характерным особенностям как субъекта профессиональной деятельности. Во многих работах, посвященных личности учителя, отмечается, что учитель имеет дело с самым сложным, бесценным, дорогим - с ребенком, его душой. Помогая, советуя и наставляя в настоящем, учитель формирует будущее. [12]
Специфика учителя начальных классов заключается в огромной вере детей в знания педагога, справедливость его решений, ум. Учитель является образцом для учеников. Он решает воспитательные задачи и формирует личность ребенка. Можно предположить, что стиль его отношения к детям становится одним из существенных факторов в развитии и формировании стиля межличностных отношений учащихся между собой.
1.3 Особенности отношений младших школьников со сверстниками в коллективе
Межличностные отношения детей на протяжении всего периода младшего школьного возраста постоянно развиваются и совершенствуются. Приходя в школу, у всех детей снижается коллективное общение и взаимоотношения детей друг с другом. Нежели было в подготовительной группе детского сада. Это может объяснятся тем, что коллектив новый для ребенка и новый вид деятельности – учебная деятельность. Основными критериями младшего школьного возраста являются учебная деятельность, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Можно рассмотреть подробнее каждый из этих критериев. [5]
Главной деятельностью в школе является учение. Чтобы учение стало ведущей деятельностью младшего школьника, его следует хорошо организовать. При этом, учение должно проходить в виде некой игры. Когда ребенок играет в то, во что ему хочется, то это и есть суть ведущей деятельности. [24]
И.Ю. Кулагина поясняет, что под действием новой ведущей деятельности у детей формируется более устойчивая конструкция мотивов, в которой учебная деятельность становятся ведущей.