Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Развитие межличностных отношений у учащихся начальных классов на этапе адаптации к обучению в школе

irina_k200 1725 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 69 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.07.2020
Цель исследования: на основе изучения межличностных отношений младших школьников разработать и апробировать программу по их улучшению. Объект исследования: межличностные отношения младших школьников. Предмет исследования: развитие межличностных отношений у учащихся начальных классов на этапе адаптации к обучению в школе. Гипотеза исследования: развитие межличностных отношений младших школьников на адаптационном этапе будет протекать более успешно, если: - определить формы организации сотрудничества младших школьников в процессе внеурочной деятельности, установить их взаимосвязь - обеспечить формирование у детей умений сотрудничать друг с другом, с учетом индивидуальности каждого участника совместной деятельности. - разработать рекомендации для педагогов и родителей по развитию межличностных отношений первоклассников. В соответствии с целью, предметом исследования, а также исходя из гипотезы, определили задачи исследования: 1. На основе анализа психолого-педагогической литературы определить сущностные характеристики понятия «адаптация младших школьников к школе» в контексте межличностных отношений. 2. Выявить специфику адаптационного периода младших школьников 3. Определить особенности развития отношений первоклассников на начальном этапе обучения. 4. Разработать рекомендации для педагогов и родителей по развитию межличностных отношений первоклассников на этапе адаптации к обучению в школе. 5. Разработать программу исследования межличностных отношений младших школьников в классе. Методы исследования: Теоретические – анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования межличностного взаимодействия младших школьников на этапе адаптации. Эмпирические – эксперимент в единстве, беседа, диагностики, данные презентации. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов. На констатирующем и контрольном этапах эксперимента была применена диагностическая программа, включающая в себя следующие методики: 1. Методика «Рукавички». Автор: Г.А. Цукерман Цель: изучение отношений детей со сверстниками и их коммуникативные умения. 2. Методика «Что мне нравится в школе». Автор: Н.Г.Лусканова Цель: определить отношение детей к школе, их взаимоотношение с учителем и сверстниками. 3. Методика «Два дома». Автор: И. Вандвик, П. Экблад Цель: определить круг общения ребенка, особенности его взаимоотношений в группе. 4. Беседа о школе Цель: выявить в ходе беседы, что первоклассник думает о школе, что его привлекает или наоборот отстраняет в школе, какое отношение у него к друзьям База и выборка исследования. Исследование было проведено на базе МКОУ «Жемчужниковская ООШ» в 1-ом классе. В исследовании приняли участие 10 человек (4 мальчика и 6 девочек). Практическая значимость исследования: - разработана программа занятий, направленная на развитие межличностных отношений младших школьников. - разработаны рекомендации для педагогов и родителей; - эмпирические результаты исследования могут быть использованы при организации учебной и внеучебной деятельности с младшими школьниками. Работа состоит из введения, содержания, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Введение

Ребёнок, приходя в школу, начинает взаимодействовать с учителем, со сверстниками. Именно в период адаптации ребёнка закладываются его межличностные отношения, влияющие на комфорт пребывания в школе, умение находить общий язык со своими сверстниками. И необходимо помочь младшему школьнику выстраивать межличностные отношения в классном коллективе. Актуальность исследования по проблеме межличностных отношений младших школьников в период адаптации предполагает анализ различных этапов развития личности ребенка, особенности межличностных взаимоотношений между детьми. Именно эти составляющие образуют важность проблемы в современной школе. Так как важно не упустить тот момент, когда ребёнок начинает выстраивать отношения со сверстниками. Теоретическую основу исследования составляют работы: С.В. Духновского, В.Г. Ромека, И.Ю. Кулагиной, Н.П. Локаловой. дидактические и методические исследования по формированию межличностных отношений детей младшего школьного возраста Л.И. Божовича, В.В. Давыдова, Е.Е. Кравцова, Я.Л. Коломинсого, Г.А. Цукерман. Среди авторов следует отметить авторов, как Е.П. Ильин, А.В. Кидинов, У. Мишел, Дж. Роттер, Г. Салливан и другие, которые уделяют внимание формированию гармоничных межличностных отношений детей младшего школьного возраста.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ 7 1.1 Психологические особенности младшего школьного возраста………….7 1.2 Особенности адаптационного периода младших школьников в школе 16 1.3 Особенности отношений младших школьников со сверстниками в коллективе 22 ГЛАВА 2 РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И ФОРМИРУЮЩЕЙ ПРОГРАММ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 30 2.1 Диагностическая программа исследования межличностных отношений младших школьников в классе 30 2.2 Описание программы формирующего этапа по развитию у первоклассников межличностных отношений в адаптационный период 36 ГЛАВА 3 АНАЛИЗ И ИНТЕРПРИТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 46 3.1 Анализ констатирующего этапа исследования 46 3.2 Сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и контрольном этапах 55 3.3 Выводы и рекомендации педагогам и родителям по развитию межличностных отношений младших школьников на этапе адаптации к обучению в школе 62 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
Список литературы

1. Белоусова, А., Крищенко, Е., Дроздова, И., Безденежная, Т., Антипова, И., Юматова, И. Возрастная психология [Текст] – М.: Феникс, 2012. – 592 с. 2. Болотова, А.К., Молчанова, О.Н. Психология развития и возрастная психология [Текст] – М.: ГУ ВШЭ, 2012. – 528 с. 3. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники : особенности развития [Текст] – М.: ЭКСМО, 2009. – С. 158. 4. Безруких, М.М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Академия, 2014. – 240 с. 5. Потапчук, А.А. Диагностика развития ребенка [Текст] – СПб.: Речь, 2007. – 47 с. 6. Кидинов, А.В. Межличностные отношения в контексте социально-динамической теории [Текст] – М.: Юнити, 2011. – 69 с. 7. Цукерман, Г.А.,Елизарова, Н.В.О детской самостоятельности, вопросы психологии [Текст] /Г.А.Цукерман, Ж.Пиаже. - М.:Педагогика, 1990.- №6 8. Сироткин, Л.Ю., Хузиахметов, А. И. Младший школьник, его развитие и воспитание [Текст] – Казань, 1998. 9. Соловьева, Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде [Текст] / Т.А. Соловьева – М.: ВАКО, 2008. – 72 с. 10. Волков, Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости [Текст] – М.: Владос, 2013. – 512 с. 11. Володина, Л.В. Деловое общение и основы теории коммуникации [Текст] / Л. В. Володина, О. К. Карпухина. - Санкт-Петербургский государственный университет им. проф. М.А. Бонч-Бруевича. – СПб.: Питер, 2002. – 56 с. 12. Выготский, Л.C. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: АПН РСФСР, 1956. – 448 с. 13. Крутецкий, В.А. Психологические особенности младшего школьника [Текст] / В.А. Крутецкий – 2007. – 314 с. 14. Соколова, Ю.А. Игры и задания на готовность к школе ребенка 6-7 лет [Текст] / Ю.А. Соколова – М.: Эксмо, 2006. – 47 с. 15. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. Н. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 320 с. 16. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феномен развития [Текст] – М.: Академия, 2012. – 656 с. 17. Пак, Т.С. Психология развития и возрастная психология [Текст] – М.: Человек, 2010. – 48 с. 18. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст] – СПб.: Питер, 2013. – 304 с. 19. Ткачева, М.С., Хилько, М.Е. Возрастная психология [Текст] – М.: Юрайт, 2013. – 208 с. 20. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст] – М.: Юрайт, 2013. – 576 с. 21. Щетинина, А. М. Условия развития коммуникативной компетентности у детей [Текст] / А. М. Щетинина // Детский сад: теория и практика, 2013. – 37-45 с. 22. Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства [Текст] / С. Д. Якушева – М.: Академия, 2011. – 256 с. 23. Андреева, Г.М. Социальная психология: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению специальности «Психология» [Текст] – М: Спект-Пресс, 2012. – 362 с. 24. Ясюкова, Л.А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе [Текст] / Л.А. Ясюкова. – СПб., 2006. – 204 с. 25. Бодалев, А.А. Личность и общение [Текст] – М: Междунанродная педагогическая академия, 2001. – 324 с. 26. Бодалев, А.А. Психология межличностных отношений (К 100-летию со дня рождений В.Н.Мясищева) [Текст] // Вопросы психологии. 1993. – 86-91 с. 27. Выготский, Л.С. Лекции по педологии [Текст] – Ижевск: Удмурдский университет, 2001. – 303 с. 28. Давыдов, В.В. Учебная деятельность. Большой психологический словарь [Текст] / Сост. и общ. Ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. – С-П.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 564-566 с. 29. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теорет. И эксперим. Психол. Исслед. [Текст] – Москва: Академия, 2004. – 282 с. 30. Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) [Текст] / Под ред. И. С. Артюховой. – М., ВАКО, 2005. 31. Григорьева, А.А., Гермогенова М.Д., Прокопьева М.М. Педагогика коллективного творческого воспитания: идеи и практика [Текст] – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2011. – 251 с. 32. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений [Текст] – Минск: Народная асвета, 1984. – 239 с. 33. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] – Москва: МГУ, 1981. – 584 с. 34. Милославова, И.А. Понятие и структура социальной адаптации [Текст] / И.А. Милославова – Л.,1974. 35. Вьюнова, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст] / Н.И. Вьюнова – М.: Академический проект, 2005. – 142 с. 36. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] – Москва: Директ- Медиа, 2008. – 1174 с. 37. Межличностное общение: Невербальная коммуникация. Речь в межличностом общении [Текст] / Сост. и общ. Ред. Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. – Санкт - Петербург: Питер, 2008. – 512 с. 38. Мясищев, В.Н. Психология отношений избранные психологические труды [Текст] – Москва: Московский психолого-социальный институт, 2011. – 398 с. 39. Немов, Р.С. Психология: в трех книгах [Текст] – Москва: Просвещение, 2008. – 687 с. 40. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубенштейн – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 350 с. 41. Сухомлинский В.А. Учитель - методист - наставник. - М.: Просвещение, 1988. - 289 с. 42. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности [Текст] – Санкт-Петербург: Питер, 2003. – 606 с. 43. Эльконин, Б.Б. Избранные психологические труды [Текст] – Москва: Педагогика, 1989. – 560 с. 44. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст] – Москва: Просвещение, 1974. – 352 с. 45. Тампиева, С.О. Дидактическая игра как средство активизации коммуникативной деятельности младших школьников [Текст] / С. О. Тампиева. – Карачаевск, 2007 – 226 с. 46. Куницына, В.Н. Социальная компетентность и социальный интелллект: структура, функции, взаимоотношение [Текст] // Теоретические и прикладные вопросы психологии. – СПб, 1995, – с. 48-61. 47. Фельдштейн, Д.И. Человек как созидатель и носитель социального [Текст] / Д. И. Фельдштейн. – М.: Педагогика, 2007. – 65 с. 48. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] – СПб.: Питер, 2002 – 720 с. 49. Мишечкина, Н.А. Представление о дидактической игре и ее роли в процессе обучения младших школьников [Текст] / Н. А. Мишечкина. 2017 – 201 с. 50. Мокина, Я.А. Особенности межличностных отношений младших школьников [Текст] / Я.А. Мокина // Вестник Науки и Творчества. 2016 – 118-122 с. 51. Мурадагаева, З. Дидактическая игра как средство развития ребенка: сборник статей международной научно-практической конференции [Текст] / Н. Абдиева, З. Мурадагаева. – 2016 – 71-173 с. 52. Кудусова, Т.Х. Личностные особенности младших школьников, способствующие развитию их межличностных отношений [Текст] / Т.Х. Кудусова, Н.Н. Мозговая // Международная научно-практическая конференция «Человек в современном мире: тенденции и потенциальные возможности развития» – Нижний Новгород, 2015. 53. Лазурский, А. Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы [Текст] / А. Ф. Лазурский. – СПб. : Алетейя, 2011 – 192 с. 54. Матюхина, М.В., Михальчик Т.С., Парина К.П. Психология младшего школьника [Текст] – М., 1976. 55. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А., Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с. 56. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг – СПб.: Питер, 2000. 57. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] – М., 1997 58. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. – М., 1984. 59. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] // Возрастная и педагогическая психология. – М., 1979. 60. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] – М.: Просвещение, 2005. – 352 с. 61. Балл, Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности [Текст] // Вопросы психологии, – 1989.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ 1.1 Психологические особенности младшего школьного возраста Младший школьный возраст - это трудный период в жизни ребёнка. Наиболее подробно он представлен в работах Д.Б Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Ю.А. Полуянова, В.В. Репина, В.В. Рубцова, Г.А. Цукерман и т.д. [6] Младший школьный возраст – это дети в возрасте 6 – 10 лет, которые обучаются в 1 – 4 классах современной начальной школы. Д.Б. Эльконин писал, что с приходом ребёнка в школу, происходит изменение всей системы отношений ребёнка с действительностью. В дошкольном возрасте имеется два вида социальных отношений: «ребёнок - взрослый» и «ребёнок - ребёнок», которые тесно связаны между собой игровой деятельностью. По Д.Б. Эльконину [37] в школе возникает новая структура этих отношений, которая включает в себя системы: «ребенок - учитель», «ребенок – взрослый», «ребенок - родители». Система «ребёнок - учитель» определяет отношение ребёнка к родителям, взрослым и отношение ребенка к другим детям. Система «ребёнок - учитель» становится главным в школьной жизни ребёнка, от неё зависит совокупность всех благоприятных для его жизни условий. Отношение родителей к учёбе ребёнка, которая занимает важнейшее место в его жизни, тоже очень значимо. Однако, как заметил Леонтьев, хорошие отношения дома могут быть слегка омрачены двойкой учителя. [29] Л.И. Божович, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина обнаружили, что 70% младших школьников плохо знают отметки своих одноклассников или вовсе ими не интересуются. Таким образом, отношение младших школьников друг к другу не зависит от успеваемости детей и поведения в школе, а определяется отношением учителя. В начале обучения первоклассники ещё не чувствуют себя частью целого коллектива. Они независимы друг от друга, можно сказать «одиночки», особенно если дети не ходили вместе в детский сад. Все дети в классе стремятся хорошо выполнить свои личные школьные обязанности и превысить свои достижения. В младшем школьном возрасте взаимооценки учащихся и построения их взаимоотношений со товарищами по большей части определяется соответствием поведения одноклассников роли ученика. А вот в качестве основных критериев выступают успеваемость и дисциплинированность всех детей в классном коллективе. Личностные критерии оценки одноклассников в этом возрасте выходят на второй план, хотя и начинают занимать более существенную и важную роль к концу периода начального обучения. Исследования Л.И. Божович показали, что для первоклассников все-равно, получили ли они замечание наедине с учителем или в присутствии своих одноклассников в классе. Однако, уже в четвертом классе дети придают большее значение замечаниям, полученным при товарищах. Таким образом, переживания, эмоциональное состояние ребенка зависит не только от мнения взрослых, но и от мнения одноклассников, их отношения к этому учащемуся. Особенно заметно это к концу 4 класса. [51] Нельзя не затронуть тему и о психологической готовности к обучению младших школьников. Эта проблема была и остаётся актуальной в наше время. Проблема психологической готовности к обучению в школе в последнее время стала очень популярной среди исследователей различных специальностей в области психологии, педагогики, физиологии. Специалисты этих областей изучают и обосновывают критерии готовности детей к школьному обучению. Многие вступают в спор о том, с какого возраста, наиболее целесообразно приводить детей в школу и начинать их обучение. Интерес к данной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания. То есть хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки. [15,45] Психологическая готовность ребенка к обучению (по другому она называется школьная зрелость) – это тот уровень функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут нагруженными и не приведут к нарушению, прежде всего, здоровья ребенка. Требования заключаются в том, что существует единая для всего класса программа обучения, в рамках которой учащимся предлагается усвоение определенного объема знаний в определенные сроки и выполнение одних и тех же заданий. Требования к уровню усвоения и выполнения заданий, критерии для выставления оценок, организация учебной и внеучебной деятельности, форма проведения занятий одинаковы для всех детей, сидящих в одном классе. Отечественный психолог Л.С.Выготский [23] говорил: «Ребенок всегда готов учиться». Однако, современная школа может обучать детей только с определенными характеристиками. Школа выступает как социальный институт со своими ценностями и нормами, методами и формами, который предъявляет к ребенку определенные требования, независимо от возраста и готовности детей к обучению. Нужно выяснить насколько психологические возможности ребенка соответствуют требованиям школы. Определение психологической готовности ребенка ставит перед психологом ряд задач, связанных с началом обучения: 1) определить благоприятные сроки поступления ребенка в школу; 2) проведение коррекционной развивающей работы с детьми, не готовыми к обучению; 3) оказание консультативной помощи родителям, педагогам по развитию ребенка и его оптимальном обучении. Психологическая готовность ребенка к школе – это необходимый уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в детском коллективе. В основе готовности к школьному обучению лежит общий базис развития, без которого ребенок не может успешно учиться в школе. Работы по психологической готовности детей к школе опираются на положение о том, что обучение идет вслед за развитием. Поскольку нельзя начинать обучение в школе, если нет определенного уровня психического развития. [41, 49] Психологическая готовность рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются все уровни развития психологических качеств ребенка. Более важными характеристиками для включения ребенка в школьную жизнь, а также для формирования учебной и внеучебной деятельности на этапе школьного детства являются компоненты психологической готовности. Основными компонентами психологической готовности к школе являются: - умственная готовность к школе, - мотивационная готовность к школе, - эмоционально – волевая готовность к школе, - готовность к общению с одноклассниками и учителем. Среди задач, которые школа ставит перед учащимися, в первую очередь выделяется необходимость усвоения ими определенных знаний. Это требование относится ко всем учащимся и выявляет уровень их интеллектуального развития. Несоответствие его умственных возможностей и поступающей информации от учителя создают трудности. Что очень осложняет адаптацию первоклассников и ослабевает их общее психическое развитие. Преобладание мотива, побуждающего выполнять определенные школьные требования, роль ученика в процессе обучения, познавательные интересы – все это помогает ребенку успешно адаптироваться к новым условиям школьного обучения. Недоразвитие мотивационной сферы ограничивает эффективное овладение школьной системой обучения. Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому при поступлении в школу ребенок должен иметь хорошие коммуникативные навыки общения с другими детьми. Благодаря им он сможет быстро приобщиться к группе сверстников. В формировании дружеских взаимоотношений важнейшую роль играет учитель. Он выступает как наставник, для детей является авторитетом. При этом требует выполнения определенных правил поведения от всех детей в коллективе и пресекает любые отклонения от них. [35] Социальная ситуация развития ребёнка, которая сложилась в начале младшего школьного возраста, требует особой деятельности, которая получила название учебной. Учебная деятельность является ведущей в данном возрастном периоде и занимает центральное место в школьной жизни ребенка. Следует заметить, что это деятельность по усвоению знаний. Но данная характеристика недостаточно глубоко освещена. Например, в игре ребёнок тоже усваивает знания, однако, в дошкольном возрасте это усвоение как некий косвенный продукт какой-то другой деятельности. А учебная деятельность - это деятельность, направленная на усвоение интеллектуальных знаний и духовных богатств, накопленных человечеством за многие годы. [39] Учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребёнок приходит в школу, её ещё нет. Учебная деятельность постоянно формируется в процессе обучения. В построении учебной деятельности и заключается главная задача начальной школы - научить учиться. Первая трудность состоит в том, что мотив, с которым ребёнок приходит в школу на начальном этапе, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не дополняют друг друга. Поэтому мотив постепенно начинает терять свою особенность. Это можно увидеть уже к началу второго класса. Процесс обучения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с содержанием предмета усвоения по разным учебным отраслям. Необходимо сформировать познавательную мотивацию детей для того, чтобы побуждать ребенка к учению через содержание учебного предмета. Формирование такой познавательной мотивации непосредственно связано с содержанием и способами обучения. Изменение деятельности, которая не является учебной, в учебную имеет изменение мотива. К сожалению, в школе часто используют методы внешних побуждений, и в качестве внешнего побудительного критерия выступает отметка. Действительная мотивация будет иметь место тогда, когда в школе младших школьников будет привлекать содержание обучения. Учебная деятельность характеризуется предметом. Особенность учебной деятельности состоит в том, что, усваивая определенные знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. А вот предметом изменений в учебной деятельности становится сам ребёнок. Он выступает в роли субъекта, который осуществляет данную деятельность. Учебная деятельность – это такая деятельность, которая поворачивает ребёнка на самого себя. Требует от него рефлексии, оценки того, «кем я был» и «кем я стал». Процесс изменения выделяется для самого субъекта как новый предмет. Самое главное в учебной деятельности - это поворот человека на самого себя, то есть рефлексия. Именно поэтому любая учебная деятельность начинается с того, что ребёнка оценивают, а отметка выступает как определённая форма этой оценки. Через оценку происходит выделение себя как предмета изменений. [24] В структуру учебной деятельности входят: . учебная задача - это то, что ученик должен освоить; . учебное действие - это изменения учебного материала, который необходимым для его освоения учеником. В данной ситуации ученик должен сделать так, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает; . действие контроля - указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу; . действие оценки – это определение достиг ли ребенок результата или нет. На начальных этапах обучения учебная деятельность рассматривается как совместная деятельность учителя и ученика. Учебная деятельность - это такая же предметная деятельность. Хотя предмет её теория, следовательно совместная деятельность с ним неоднозначна. Для её осуществления нужно объекты материализовать. [24] Деятельность, разделённая между участниками учебного процесса, выступает как основа для формирования интеллектуальной активности и готовности, а уже затем становится формой существования новой психической функции. Высшие психические функции выражаются путем совместной деятельности, коллективных взаимоотношений и взаимодействий между детьми, а также учителем. Таким образом, совместная деятельность – необходимый и наиболее важный этап индивидуальной деятельности. При распределении деятельности взаимоотношения между детьми, а также их взаимный обмен, помогает понять, что составляет психологическую основу и готовность ребенка к обучению в школе. В младшем школьном возрасте появляются важные психологические новообразования в познавательной сфере ребёнка. Это выражается в том, что память имеет более ярко выраженный характер в познавательной сфере. Это характеризуется тем, что ребёнок начинает осознавать свою задау, то есть то что от него требуют. Кроме того, в данный возрастной период идёт интенсивное формирование приёмов запоминания. От простых видов запоминания (повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) к более сложным (ребёнок переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала). [15] В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия и внимания ребёнка к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом. Дети стараются не только рассматривать объект, но и управлять своим восприятием над ним. Для этого у них возникает представление, поисковый образ того, что можно и нужно увидеть. В младшем школьном возрасте также формируется произвольность внимания. Дети способны сосредоточится на мало интересных для них вещах. Эмоциональные переживания приобретают более обобщённый характер. Существенные изменения можно наблюдать в области мышления, которое имеет обобщённый характер. [35] Учебная деятельность способствует развитию воли и произвольности. Если в дошкольном возрасте произвольность и воля выступали только в отдельных случаях, то в школе вся деятельность является произвольной и имеет свои особенности. Таким образом, произвольность и осознанность всех процессов, их особенности являются основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста. Осознание себя и своих собственных изменений помогает младшему школьнику выстроить отношения с другими детьми. Это осознание возникает в результате развития учебной деятельности, оно не ограничивается рамками только учения и распространяется на другие сферы деятельности младшего школьника. Знание себя, осознанность взаимоотношений с другими детьми и взрослыми предполагают анализ и внутреннее обсуждение своих действий, поступков. Это и есть достаточно определенный уровень развития рефлексии. Она является одним из важнейших факторов, формирующихся у младшего школьника в процессе общения и обучения. В связи с этим, особенно важно определить, в чём проявляется и как функционирует рефлексия в межличностном общении младших школьников. Также, в контексте межличностных отношений младших школьников, необходимо рассмотреть такие аспекты социального развития детей данного возраста, как нравственность и моральные нормы. 1.2 Особенности адаптационного периода младших школьников в школе Адаптация ребенка к обучению в школе всегда была одной из актуальных проблем. Сегодня эта актуальность обусловлена растущим интересом общества к процессу образования. Возникает противоречие: Современные условия жизни предъявляют довольно таки повышенные требования к межличностным отношениям учащихся начальной школы. А неблагоприятные экологические факторы, социальные условия жизни, усиливающийся информационный поток, дефицит общения и положительных эмоций способствуют нарушению устойчивых межличностных отношений детей. Адаптированность – была и остаётся одним из приспособлений человека к окружающей действительности. Она характеризует также его социальный статус, самоощущения, удовлетворенность или неудовлетворенность собой и своей жизнью. [7] В современной образовательной школе, вместе с формированием знаний, умений и навыков, в число важных аспектов, включены также цели, связанные с личностным развитием и сохранением психологического здоровья детей. Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что она обеспечивает возрастное развитие ребенка. М.М. Безруких (директор Института возрастной физиологии Российской Академии образования) подразделяет процесс адаптации ребенка к обучению в школе на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности. [4] Первый этап – его называют ориентировочным. Он отличается бурной, яркой реакцией и значительным напряжением всех систем организма. Длится две-три недели. Второй этап – неустойчивое приспособление. Когда организм ищет и находит оптимальные для него варианты реакций на эти воздействия. На этом этапе затраты снижаются, и бурная реакция организма начинает снижаться. Третий этап – период относительно устойчивого приспособления. Здесь организм находит наиболее подходящие для него варианты реагирования на нагрузку, которые требуют меньшего напряжения всех систем организма. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья. Выделяют группы детей, для которых характерна легкая адаптация, адаптация средней тяжести и тяжелая адаптация. При легкой адаптации состояние напряженности организма образуется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У некоторых детей адаптация к обучению в школе проходит довольно тяжело. При этом незначительные нарушения в состоянии здоровья ребенка нарастают от начала учебного года к его концу. Это свидетельствует о том, что учебные нагрузки и режим обучения давят на организм первоклассника. Критериями благополучной адаптации детей к школе М.М. Безруких принято считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Трудность процесса адаптации к обучению в школе, заключается, как правило, в изменении поведения ребёнка. [4] Первая группа детей адаптируется к школе, как правило, в течение первых двух месяцев обучения. Такие дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, с легкостью приобретают новых друзей в классе; у них всегда хорошее настроение, дети доброжелательны, ответственны; без какого-либо напряжения выполняют все требования учителя. Редко у них отмечаются сложности в контактах с детьми или в отношениях с учителем. Но за пару месяцев происходит освоение ими новым статусом учеников, новыми требованиями и новым режимом. Это легкая форма адаптации. Вторая группа детей имеет достаточно длительный период адаптации. Этот период рассматривается в контексте несоответствия поведения детей к новым требованиям школы, следовательно и затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения в целом, общения с учителем, общение с другими детьми. Эти дети испытывают трудности в усвоении учебной программы, многое им даётся трудно. Лишь к концу первого полугодия реакции таких детей становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация. Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. Они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения в школе, резкое проявление отрицательных и негативных эмоций в сторону своих сверстников, учителя и других взрослых. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отстранение от всех. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения у детей с тяжелой адаптацией, то это может привести к нервному срыву у ребенка, отставание в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Следовательно, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на ученика и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе. В последнее время набирает обороты и приобретает особую популярность идея сопровождения. Сопровождение - это особая форма осуществления социальной и психологической помощи детям, родителям и педагогам. Основные принципы сопровождения: согласие ребенка на помощь и поддержку; опора на имеющиеся и потенциальные значимые возможности личности; ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, защита прав, человеческого достоинства; рефлексивно-аналитический подход к процессу обучения и его результату. Целью психолого-педагогической поддержки или сопровождения является устранение препятствий, которые мешают самостоятельному продвижению ребенка в образовании. [22] Совместная работа педагогов и школьного психолога помогает эффективно изучать и организовывать адаптационный период первоклассников в школе. Чтобы помочь ребенку почувствовать себя в школе комфортно, необходимо: 1. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого школьника. 2. Создать систему психолого-педагогической поддержки всех первоклассников в период их адаптации. 3. Создать специальные педагогические и социально-психологические условия, позволяющие осуществлять развивающую, коррекционную работу с детьми, испытывающими трудности. С поступлением ребёнка в школу начинается активное приобретение и налаживание коммуникативных навыков. Общение становится одной из важнейших задач развития ребёнка на этом возрастном этапе. Благоприятный психологический климат в детском коллективе даёт возможность ребёнку плавно и с легкостью пройти период адаптации без болезненного влияния на его психические процессы. Межличностные отношения детей в классном коллективе – это форма реализации социальной сущности каждого ребёнка, психологическая основа для сплочения детей. В детском коллективе у ребёнка возникает потребность в социальном соответствии, то есть желании выполнять правила общественной жизни, быть общественной полноценной личностью. Это побуждает ребёнка проявлять интерес к сверстникам, искать новых друзей. Первоклассник стремится к выполнению тех норм, которые предлагают ему взрослые. У него огромное желание быть хорошо оцененным, одобренным учителем и другими взрослыми. [22, 57] Детский коллектив активно формирует межличностные отношения. Общаясь со сверстниками, ребёнок приобретает личный опыт отношений, социально-психологические качества такие, как вежливость, способность к взаимодействию с другими, общительность. Именно межличностные отношения дают основу чувствам, переживаниям, позволяют проявить эмоциональный фон, помогают развивать самоконтроль у детей в данном возрасте. Кроме того, в детском коллективе нужна комфортная психологическая атмосфера. Атмосфера должна быть доброжелательной; она должна создавать оптимальные условия для развития младшего школьника, то есть чтобы ребенок чувствовал себя психологически защищённым, мог удовлетворять свои потребности в эмоциональном отклике, быть значимым для других людей – для сверстников, учителя. [28] Самым значимым человеком для первоклассника является учитель. Он для него авторитет. Поэтому неотъемлемой частью психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации в школе является тесное взаимодействие администрации, школьного психолога не только с учителем, но и с родителями. Это можно увидеть на рисунке 1. Рис.1 Взаимодействие участников процесса Личность воспитывается личностью. В связи с этим выступает интерес исследователей к личности педагога, к его характерным особенностям как субъекта профессиональной деятельности. Во многих работах, посвященных личности учителя, отмечается, что учитель имеет дело с самым сложным, бесценным, дорогим - с ребенком, его душой. Помогая, советуя и наставляя в настоящем, учитель формирует будущее. [12] Специфика учителя начальных классов заключается в огромной вере детей в знания педагога, справедливость его решений, ум. Учитель является образцом для учеников. Он решает воспитательные задачи и формирует личность ребенка. Можно предположить, что стиль его отношения к детям становится одним из существенных факторов в развитии и формировании стиля межличностных отношений учащихся между собой. 1.3 Особенности отношений младших школьников со сверстниками в коллективе Межличностные отношения детей на протяжении всего периода младшего школьного возраста постоянно развиваются и совершенствуются. Приходя в школу, у всех детей снижается коллективное общение и взаимоотношения детей друг с другом. Нежели было в подготовительной группе детского сада. Это может объяснятся тем, что коллектив новый для ребенка и новый вид деятельности – учебная деятельность. Основными критериями младшего школьного возраста являются учебная деятельность, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Можно рассмотреть подробнее каждый из этих критериев. [5] Главной деятельностью в школе является учение. Чтобы учение стало ведущей деятельностью младшего школьника, его следует хорошо организовать. При этом, учение должно проходить в виде некой игры. Когда ребенок играет в то, во что ему хочется, то это и есть суть ведущей деятельности. [24] И.Ю. Кулагина поясняет, что под действием новой ведущей деятельности у детей формируется более устойчивая конструкция мотивов, в которой учебная деятельность становятся ведущей.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Международные отношения, 59 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Международные отношения, 58 страниц
1450 руб.
Дипломная работа, Международные отношения, 69 страниц
5000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg