Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ТУРИЗМ

Совершенствование государственного регулирования туристической деятельности (на примере Самарской области)

irina_k200 2225 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 89 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.07.2020
Целью данной работы является формирование предложений по улучшению государственного регулирования туристской деятельности на примере Самарской области. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи: - описать туристскую деятельность, ее понятие, цели, задачи, - изучить правовые основы государственного регулирования сферой туризма, - выявить проблемы сферы туризма в Российской Федерации, - рассмотреть проблемы в сфере туризма в Самарской области, - разработать пути совершенствования государственного управления сферой туризма в Российской Федерации, - предложить пути по оптимизации государственного управления сферой туризма в Самарской области. Объектом исследования выступает туристская деятельность, предметом - государственное регулирование туристской деятельности на примере Самарской области. В ходе написания работы применялись следующие методы исследования: описательный, исторический, метод сравнения, метод синтеза, индукции и дедукции, изучения и обобщения. Научная новизна работы заключается в том, что законодательство, касающееся туризма в нашей стране, не соответствуют реалиям. Предложены способы восполнения правового пробела в данном вопросе, также автором разработаны пути решения совершенствования государственного контроля в сфере туризма. Практическая полезность работы состоит в расширении арсенала средств и перечня задач, решаемых в процессе государственного регулирования в сфере туризма в региональном масштабе. По теме работы опубликованы две статьи, в которых нашли отражение теоретические принципы и результаты работы: «Проблемы правового регулирования туризма в современной России», опубликованная в сборнике IХ Международной научно-практической конференции: Формирование и реализация стратегии устойчивого экономического развития Российской Федерации, в 2019 году, а также: «Теоретические основы государственного управления сферой туризма» (Научные исследования в ВУЗе: межвузовский сборник научных трудов), в 2019 году. Вопросы правового и государственного регулирования в туризме рассматриваются рядом ученых, среди которых такие авторы как: Е.Л. Писаревский, И.Б. Акаева, Е.Е. Панина, В.П. Вахмистров, М.Б. Биржаков, Е.А. Зубарева, И.Ю. Чененов, Н.И. Волошин и др. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассмотрены теоретико-правовые основы государственного регулирования сферой туризма в российской федерации, во второй главе представлены проблемы государственного регулирования в сфере туризма, в третьей – предложено совершенствование государственного регулирования в сфере туризма. В заключении приведены основные выводы по работе.
Введение

Туризм в современной России является многоаспектным социально-экономическим и культурным феноменом. Как показывает опыт, развитие туризма создает необходимые условия для повышения уровня мобильности и занятости населения страны, способствует стабильному экономическому росту региональных экономик, рациональному использованию объектов культурного и природного наследия. Все это вносит существенный вклад в обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, и гражданина, а также является одним из приоритетов устойчивого развития Российской Федерации как социального правового государства. Надежное существование и устойчивое развитие туризма возможно лишь при надлежащем правовом обеспечении. Еще в 1989 году Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму констатировала, что парламенты должны рассмотреть в свете выводов, сделанных на конференции, все юридические правила, касающиеся туризма, с целью их объединения (при одновременном устранении существующих пробелов) во всеобъемлющее законодательство, где были бы кодифицированы национальная политика и приоритеты в области туризма. Законодательные новеллы последних лет в целом положительно повлияли на ситуацию в российском туризме: обеспечены минимальные гарантии защиты прав туристов (финансовое обеспечение ответственности туроператоров, создание объединения туроператоров в сфере выездного туризма, определен комплекс мер по поддержке внутреннего и въездного туризма (ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма», упрощены туристские формальности (введен 72-часовой безвизовый режим пребывания на территории Российской Федерации для пассажиров иностранных круизных судов, паромов и др.). Вместе с тем российское законодательство о туристской деятельности нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании, приведении его в соответствии с международно-правовыми нормами, правилами и стандартами, с учетом лучших национальных традиций правового регулирования. При этом важнейшей функцией законодательства является не только выявление, формулирование и закрепление в праве воли граждан России, но и определение наиболее правильных путей и средств использования закономерностей в интересах личности, общества и государства. Туризм в современной России является многоаспектным социально-экономическим и культурным феноменом. Как показывает опыт, развитие туризма создает необходимые условия для повышения уровня мобильности и занятости населения страны, способствует стабильному экономическому росту региональных экономик, рациональному использованию объектов культурного и природного наследия. Все это вносит существенный вклад в обеспечение достойной жизни и свободного развития человека, и гражданина, а также является одним из приоритетов устойчивого развития Российской Федерации как социального правового государства. Надежное существование и устойчивое развитие туризма возможно лишь при надлежащем правовом обеспечении. Еще в 1989 году Гаагская декларация межпарламентской конференции по туризму констатировала, что парламенты должны рассмотреть в свете выводов, сделанных на конференции, все юридические правила, касающиеся туризма, с целью их объединения (при одновременном устранении существующих пробелов) во всеобъемлющее законодательство, где были бы кодифицированы национальная политика и приоритеты в области туризма. Законодательные новеллы последних лет в целом положительно повлияли на ситуацию в российском туризме: обеспечены минимальные гарантии защиты прав туристов (финансовое обеспечение ответственности туроператоров, создание объединения туроператоров в сфере выездного туризма, определен комплекс мер по поддержке внутреннего и въездного туризма (ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма», упрощены туристские формальности (введен 72-часовой безвизовый режим пребывания на территории Российской Федерации для пассажиров иностранных круизных судов, паромов и др.). Вместе с тем российское законодательство о туристской деятельности нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании, приведении его в соответствии с международно-правовыми нормами, правилами и стандартами, с учетом лучших национальных традиций правового регулирования. При этом важнейшей функцией законодательства является не только выявление, формулирование и закрепление в праве воли граждан России, но и определение наиболее правильных путей и средств использования закономерностей в интересах личности, общества и государства. Для российских регионов, характеризующихся монопрофильностью структуры экономики, актуальной задачей является поиск внутренних источников развития. При этом особое значение для территории приобретает развитие отраслей, которые обладают мультипликативным эффектом, то есть положительно влияют на смежные отрасли народного хозяйства, создавая новые рабочие места, повышая мобильность населения, а также вклад в бюджеты всех уровней, обеспечивая экономический рост территории. В качестве сектора экономики, обладающего подобными характеристиками, может рассматриваться туризм. Согласно данным Всемирной туристской организации, на эту сферу приходится 9,8% мирового валового внутреннего продукта, каждое 11-е рабочее место. Туристская отрасль индуцирует развитие до 32 смежных отраслей народного хозяйства. Кроме того, она выступает в качестве способа диверсификации экономики, обусловливая повышение устойчивости социально-экономических систем. При этом следует отметить, что развитие данной отрасли не исключает традиционного пути развития производственного сектора экономики (машиностроение, обрабатывающая промышленность, нефтегазовый сектор и т.д.), а способствует более эффективному использованию имеющегося у региона потенциала, в частности туристских ресурсов. В 2014–2016 гг. в структуре туристического рынка Российской Федерации про изошли серьезные изменения, связанные с сокращением выездного турпотока вследствие существенного снижения курса национальной валюты, влиянием экономического кризиса, длительным запретом на продажу туров для россиян по ведущим выездным направлениям (Турция и Египет), а также неспокойной геополитической обстановкой в мире. Это обусловило сокращение спроса россиян на зарубежные направления и увеличило интерес к отдыху внутри страны.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРОЙ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8 1.1 Туристская деятельность: понятие, цели, задачи 8 1.2 Правовые основы государственного регулирования сферой туризма 12 2. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА 20 2.1 Состояние сферы туризма в Российской Федерации 20 2.2 Состояние сферы туризма в Самарской области 46 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА 55 3.1. Пути совершенствования государственного управления сферой туризма в Российской Федерации 55 3.2. Предложения по оптимизации государственного управления сферой туризма в Самарской области 67 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
Список литературы

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. – 2014. – № 31. – ст. 4398. 2 «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2020) [Электронный ресурс] URL: httр://www.соnsultаnt.ru/ (Дата обращения: 15.01.2020) 3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019) [Электронный ресурс] URL: httр://www.соnsultаnt.ru/ (Дата обращения: 15.01.2020) 4 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 02.12.2019) [Электронный ресурс] URL: httр://www.соnsultаnt.ru/ (Дата обращения: 15.12.2019) 5 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс] URL: httр://www.соnsultаnt.ru/ (Дата обращения: 10.01.2020) 6. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.07.2019) «О защите прав потребителей» [Электронный ресурс] URL: httр://www.соnsultаnt.ru/ (Дата обращения: 27.12.2019). 7 Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 16.12.2019) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [Электронный ресурс] URL: httр://www.соnsultаnt.ru/ (Дата обращения: 27.12.2019). 8 Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: httр://www.соnsultаnt.ru/ (Дата обращения: 27.12.2019). 9 Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] URL: httр://www.соnsultаnt.ru/ (Дата обращения: 17.01.2020). 10 Акаева И.Б., Правовое регулирование туристской деятельности - М., 2016. – 45 с. 11 Батищев Е.А. О правовом положении субъектов туристской деятельности - М., 2018. – 23 с. 12 Березовая, Л. Г. История туризма и гостеприимства: учебник для СПО / Л. Г. Березовая. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 477 с. 13 Биржаков М.Б. Правовое регулирование туристской деятельности - М., 2017. – 453 с. 14 Боголюбов, В. С. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: / В. С. Боголюбов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 293 с. 15 Бугорский, В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы: учеб. пособие / В. П. Бугорский. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 165 с. 16 Вахмистров В.П., Вахмистрова Е.И. Правовое обеспечение туризма - М., 2018. – 773 с. 17 Ветитнев, А. М. Информационно-коммуникационные технологии в туризме: учебник для СПО / А. М. Ветитнев, В. В. Коваленко, В. В. Коваленко. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 340 с. 18 Восколович, Н. А. Маркетинг туристских услуг: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. А. Восколович. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. -191 с. 19 Гаагская декларация по туризму // Международный туризм: правовые акты. М.: Финансы и статистика, 2017. С. 219-243. 20 Государственное и муниципальное управление в сфере туризма: учебник / коллектив авторов; под общ. ред. Е.Л. Писаревского. - М. : Федеральное агентство по туризму, 2018. - 376 с. 21 Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность : учебное пособие / В. В. Яновский, С. А. Кирсанов. - 3-е изд.,стер. - М. : КНОРУС, 2017. - 332 с. 22 Государственное и муниципальное управление в сфере туризма: учебник / коллектив авторов ; под общ. ред. Е.Л. Писаревского. - М.: Федеральное агентство по туризму, 2018. - 411 с. 23 Егоров В.Е. Правовое регулирование отношений в туристской деятельности // Туризм: право и экономика. - 2018. - № 3. - С.24-28. 24 Енджейчик И. Современный туристский бизнес. Экостратегии в управлении фирмой. - М.: Финансы и статистика, - 2016. - 216 с. 25 Золотовский, В. А. Правовое регулирование туристской деятельности: учебник для СПО / В. А. Золотовский, Н. Я. Золотовская. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 247 с. 26 Зубарев Е.А., Анализ российского законодательства о туризме - М., 2018. – 123 с. 27 Кириллов В.П., Актуальные проблемы правового обеспечения туризма в России - М., 2016. – 773 с. 28 Колодий, Н. А. Экономика ощущений и впечатлений в туризме и менеджменте: учеб. пособие для магистратуры / Н. А. Колодий. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 326 с. 29 Колодий, Н. А. Маркетинговые технологии в туризме: экономика ощущений и впечатлений: учеб. пособие для СПО / Н. А. Колодий. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 326 с. 30 Конвенция о таможенных льготах для туристов (вступила в силу для СССР 15 ноября 1959 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Выпуск ХХI. - 344 с. 31 Морозов В.Ю., Смайловская М.С., Шестакова С.В. Проблемы реализации государственной политики в сфере туризма в Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. - 2014. - №5 (52). - с.76-87 32 Морозов, М. А. Экономика туризма: учебник для СПО / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. — 291 с. 33 Нездойминов С.Г. Региональные проблемы развития международного туризма // Перспективы науки и образования. - 2013. - № 4. - с.313-321. 34 Панина Е.Е. Российский туристский бизнес в современных условиях - М., 2016. – 70 с. 35 Писаревский Е.Л., Правовое обеспечение туризма -М.,2017.–447 с. 36 Писаревский Е. Л., Государственное и муниципальное управление в сфере туризма - М., 2016. – 458 с. 37 Писаревский Е. Л., Безопасность туризма - М., 2016. – 563 с. 38 Поворина Е.В., Суслова И.А. Динамики развития мирового рынка туризма // Сервис в России и за рубежом. - 2017. - Т. 8. - № 9 (56). - с.99-111. 39 Постикэ Н.Б. Влияние туризма на экономику регионов, роль государства в развитии индустрии туризма // Стратегия устойчивого развития регионов России. - 2017 -№ 14. - с.128-135. 40 Сабатаева Б.О., Уразбеков Д.Ш. Развитие международного туризма в современных условиях // Евразийский национальный университет им Л.Н.Гумилева. Вестник Экономическая теория. – 2018. № 1.- с.272. 41 Севастьянов, Д. В. 2019. — 237 с.Страноведение и международный туризм: учебник для академического бакалавриата / Д. В. Севастьянов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 317 с. 42 Семенова Э.Н. Геобрендинг как фактор развития регионального туризма // Научные труды СПбГУСЭ. - 2018. - №3. - с.113-118. 43 Страхов В.А., Зеленов А.С. Некоторые аспекты современных тенденций развития туризма в Санкт – Петербурге и Ленинградской области // Научные труды СПбГУСЭ. - 2017. - №3. - с.98-103. 44 Уткин А.А. Инновационные подходы к организации въездного туризма в России // Российскийвнешнеэкономический вестник. - 2016. - №7. - с.112-119. 45 Чененов, Ю. А. Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности - М., 2017. – 324 с. 46 Шубаева, В. Г. Маркетинг в туристской индустрии: учебник и практикум / В. Г. Шубаева, И. О. Сердобольская. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 120 с. 47 Барзыкин Ю.А., Силагадзе И.Р. Роль и значение особых экономических зон туристско-рекреационного типа для экономики страны [Электронный ресурс] URL: httр://tоurlib.nеt/stаtti_tоurism/bаrzуkin.htm (дата обращения 18.11.2019). 48 Государственное регулирование и законодательное обеспечение туризма на северном Кавказе [Электронный ресурс] URL: httрs://суbеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/gоsudаrstvеnnое-rеgulirоvаniе-i-zаkоnоdаtеlnое-оbеsресhеniе-turizmа-nа-sеvеrnоm-kаvkаzе (дата обращения 18.11.2019). 49 Государственное регулирование туристской деятельности: ретроспективный анализ [Электронный ресурс] URL: httрs://суbеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/gоsudаrstvеnnое-rеgulirоvаniе-turistskоу-dеуаtеlnоsti-rеtrоsреktivnуу-аnаliz (дата обращения 18.11.2019). 50 Зотова Е.В. Государственное регулирование в сфере туризма // Научное сообщество студентов ХХI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. ХХХVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(37). URL: httр://sibас.infо/аrсhivе/gumаn/10(37).рdf (дата обращения: 18.01.2020) 51 Концептуальные проблемы государственного регулирования развития сельского туризма в республике Татарстан [Электронный ресурс] URL: httрs://суbеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/kоntsерtuаlnуе-рrоblеmу-gоsudаrstvеnnоgо-rеgulirоvаniуа-rаzvitiуа-sеlskоgо-turizmа-v-rеsрublikе-tаtаrstаn (дата обращения: 18.12.2019) 52 Место и роль туризма в российской экономике [Электронный ресурс] URL: httрs://суbеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/mеstо-i-rоl-turizmа-v-rоssiуskоу-еkоnоmikе (дата обращения: 28.11.2019) 53 Методологические подходы к определению мультипликативного эффекта межрегиональных туристских проектов [Электронный ресурс] URL: httрs://суbеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/mеtоdоlоgiсhеskiе-роdhоdу-k-орrеdеlеniуu-multiрlikаtivnоgо-еffеktа-mеzhrеgiоnаlnуh-turistskih-рrоеktоv (дата обращения: 08.01.2020) 54 Некоторые вопросы правового регулирования морского круизного туризма в России [Электронный ресурс] URL: httрs://суbеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/nеkоtоrуе-vорrоsу-рrаvоvоgо-rеgulirоvаniуа-mоrskоgо-kruiznоgо-turizmа-v-rоssii (дата обращения: 18.12.2019) 55 Правовое регулирование туристской деятельности [Электронный ресурс] URL: httрs://суbеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/рrаvоvое-rеgulirоvаniе-turistskоу-dеуаtеlnоsti (дата обращения: 18.12.2019) 56 Проблемы перехода к обязательной классификации гостиниц в России [Электронный ресурс] URL: httрs://суbеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/рrоblеmу-реrеhоdа-k-оbуаzаtеlnоу-klаssifikаtsii-gоstinits-v-rоssii (дата обращения: 18.12.2019) 57 Сравнительная характеристика государственных программ субъектов Российской Федерации (на примере приволжского федерального округа) [Электронный ресурс] URL: httрs://суbеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/srаvnitеlnауа-hаrаktеristikа-gоsudаrstvеnnуh-рrоgrаmm-subеktоv-rоssiуskоу-fеdеrаtsii-nа-рrimеrе-рrivоlzhskоgо-fеdеrаlnоgо-оkrugа (дата обращения: 18.12.2019) 58 Роль туристско-рекреационного кластера в экономике региона (на примере Самарской области) [Электронный ресурс] URL: httрs://суbеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/rоl-turistskо-rеkrеаtsiоnnоgо-klаstеrа-v-еkоnоmikе-rеgiоnа-nа-рrimеrе-sаmаrskоу-оblаsti (дата обращения: 24.12.2019) 59 Эффективность управления сферой туризма в регионах Поволжья [Электронный ресурс] URL: httрs://суbеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/еffеktivnоst-uрrаvlеniуа-sfеrоу-turizmа-v-rеgiоnаh-роvоlzhуа (дата обращения: 20.12.2019) 60 К вопросу о направлениях инновационного развития туристско-рекреационной сферы на современном этапе [Электронный ресурс] URL: httрs://суbеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/k-vорrоsu-о-nарrаvlеniуаh-innоvаtsiоnnоgо-rаzvitiуа-turistskо-rеkrеаtsiоnnоу-sfеrу-nа-sоvrеmеnnоm-еtаре (дата обращения: 18.01.2020)
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СФЕРОЙ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1.1 Туристская деятельность: понятие, цели, задачи В российской правовой системе место для регулирования туризма нашлось только в конце 1996 года, когда был принят первый в истории государства Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». До этого времени управление туризмом осуществлялось через ведомственные инструкции (Интурист, Спутник, Профсоюзная система, система образования, военные ведомства), которые не позволяли систематизировать все правила в единое целое. Рассматривая развитие законодательства в этой сфере, необходимо, прежде всего, ознакомиться с основными положениями и понятиями, которые используются в туристской деятельности. Для того чтобы сформулировать полное определение понятия «туризм», необходимо рассмотреть многомерную природу туризма и его взаимодействие с другими видами деятельности. Изучение туризма с научной точки зрения в последнее время привлекает внимание ученых во многих областях знаний. В связи с этим возникла необходимость в разработке точных определений и терминов. Этот вопрос ежегодно рассматривается различными организациями, включая Лигу Наций, Организацию Объединенных Наций, всемирную туристическую организацию и Организацию экономического сотрудничества и развития. Международные организации постоянно обращаются к теме толкования терминологии, главным образом с целью гармонизации принципов международной статистики. Так, в 1937 году определение «международный турист» было дано на конференции экспертов по статистике Лиги Наций [12, с.198]. В 1950 году Международный союз официальных туристических организаций (IUОTО) - Международный союз официальных туристических организаций (IUОTО), преобразованный в 1975 году во Всемирную туристскую организацию (ВТО), в которую также входил СССР, уточнил определение понятия «турист», введя новые понятия: «турист» и «транзитный путешественник». В то же время было проведено четкое разграничение между этими категориями и категорией «турист» [12, с.199]. Определенные групповые и экономические интересы стран существенно влияют на трактовку понятий, взятых за основу в национальных нормативных актах, регулирующих те или иные отношения в сфере туризма. Путешествия и туризм-это два неразрывно связанных понятия, которые характеризуют определенный образ жизни. Это отдых, активные развлечения, Спорт, познание мира, торговля, лечение и многие другие виды деятельности. Однако всегда есть характерное действие, определяющее и отделяющее собственно путешествие от других сфер деятельности-перемещение человека в другую местность или страну, континент, отличный от его привычного местоположения или места жительства. Национальное законодательство некоторых стран дает четкое толкование метода определения количественных характеристик поездок. Например, Бюро переписи населения США, которое отвечает за проведение национальных исследований путешествий, определило путешествие как «перемещение более чем на 100 миль от места постоянного проживания.» Однако в Национальном обзоре путешествий (1963 и 1967 годы) используется определение, дополненное словами «или вне города на одну или несколько ночей». Американский центр туристических данных, расположенный в Вашингтоне, использовал определения, установленные Бюро переписи населения США [38, с.102]. Как и Бюро переписи населения, Центр данных туризма США исключил следующие виды путешествий из определения путешествия: -перемещение членов экипажей морских судов, железнодорожных составов, самолетов и т.д.; -поездки людей между регионами, странами с целью работы; - поездки отдельных лиц с целью обучения. Туризм как частный случай путешествий имеет четкие ограничения, характеристики и множество определений в концептуальном смысле. В отличие от путешествий, туризм является категорией, которая сильно зависит от экономики и имеет дуализм внутренней природы явления, поскольку туризм-это одновременно и особый, массовый, вид путешествий, и деятельность по организации и осуществлению этих поездок. Туризм-это временное перемещение людей с места их постоянного проживания в другую страну или населенный пункт в пределах своей страны в свободное от работы время с целью отдыха и развлечений, оздоровления, гостевых, образовательных или профессиональных деловых целей, но без взятия оплачиваемой работы в посещаемом месте [26, с.38]. Туризм является важной составляющей экономики многих государств, которая обеспечивает занятость местного населения, загрузку гостиниц и отелей, ресторанов, проведение развлекательных мероприятий, обмен валюты и т.д. Туризм основан на эксплуатации местных туристических ресурсов, что приносит региону или государству доход. Туризм делится на внутренний и международный в зависимости от составляющих услуг и обслуживаемых категорий населения. Внутренний туризм - временный выезд граждан определенной страны из мест их постоянного проживания в пределах национальных границ этой же страны для отдыха, познавательных интересов, спортивных и иных туристических целей. Внутренний туризм не является отдельной сферой, а связан со всеми другими сферами национальной жизни [26, с.56]. Международный туризм - это системная и целенаправленная деятельность туристских предприятий, связанная с оказанием туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм). Туризм во многих странах - это деятельность, которая находится под пристальным вниманием государства как экономически выгодная и прибыльная отрасль. Существует также понятие национального туризма-совокупность видов деятельности в сфере внутреннего и выездного туризма, т. е. состоящая в обслуживании туристов-граждан государства. Следующее важное определение - «экскурсия». Экскурсия-это визуальный процесс познания окружающего мира, процесс знакомства с особенностями природы, истории, быта, достопримечательностями конкретного города или региона. Экскурсия - это прогулка, совершаемая с целью изучения определенной темы по материально доступному наблюдению с помощью объезда. Экскурсия в современном понимании-это методично продуманная демонстрация достопримечательностей, памятников истории и культуры, в основе которой лежит анализ объектов, находящихся перед глазами туристов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ней [25, с.73]. Важными терминами в туризме являются также туроператор (TО) и турагент (TА), а также туристическая деятельность. Туроператор-это организация, занимающаяся формированием, продвижением и реализацией туристского продукта. Туристский продукт - это право на Тур, предназначенный для продажи туристу. Тур-это комплекс услуг по размещению, транспортировке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от цели поездки. Формирование туристского продукта признается деятельностью туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими определенные услуги, включенные в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, гиды (экскурсоводы) и др.). Турагент - это лицо, занимающееся продвижением и продажей туристического продукта. Таким образом, турагент является посредником между туристом и туроператором, он не занимается формированием туристского продукта, то есть не бронирует отели, не заключает договоров с перевозчиками, гидами, экскурсоводами и т.д [8]. Следует отметить, что все вышеперечисленные термины закреплены в Федеральном законе от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Таким образом, рассмотрев базовую терминологию туристской отрасли, можно сделать выводы о том, что в силу экономических целей нашей страны долгое время не существовало нормативных правовых актов в этой сфере, что существенно повлияло на развитие туристической отрасли в целом. Принятие основного закона в этой сфере позволило сформулировать четкое определение понятия «туризм», представленное в данном пункте. Правовые отношения в сфере туризма можно рассматривать как с объективной, так и с субъективной стороны. С объективной точки зрения речь идет о тех аспектах туризма, которые попадают в поле зрения законодателя, например, договорные отношения участников туристского рынка, а с субъективной – об основных правах человека (закрепленных в Конституции РФ), которые также находят свое отражение в туризме. 1.2 Правовые основы государственного регулирования сферой туризма Государственное регулирование развития туризма в Российской Федерации предполагает воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночные условия для обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, реализации государственных социально-экономических приоритетов и выработки единой концепции развития туристских территорий. Ученый Постикэ Н.Б. отмечает, что данный процесс включает в себя меры по разработке государственной политики регулирования развития туризма на федеральном и региональном уровнях [29, с.130]. Принцип государственного регулирования туристской деятельности заключается в том, что государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей российской экономики, способствует развитию туризма и создает благоприятные условия для его функционирования, определяет и поддерживает приоритетные направления, формируя имидж России как страны, благоприятной для туризма, и продвигает его на международном уровне, а также обеспечивает поддержку и защиту российских туристов, туроператоров и турагентов. Схема формирования государственной политики на основе стратегического планирования развития туризма. Система государственного регулирования туризма в Российской Федерации основана на Федеральном законе от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». В соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, способствует развитию туристской деятельности и создает благоприятные условия для ее развития; определяет и поддерживает приоритетные направления туристской деятельности; формирует представление о Российской Федерации как о стране, благоприятной для туризма; обеспечивает поддержку и защиту российских туристов, туроператоров, турагентов и их объединений [8]. Основными принципами государственного регулирования туризма и туристской отрасли (далее-государственное регулирование туризма) являются: 1) защита охраняемых законом прав и интересов граждан, в том числе обеспечение их безопасности при осуществлении туристской деятельности; 2) развитие туризма и туристской индустрии как приоритетного направления государственной социально-экономической политики Российской Федерации; 3) формирование представления о Российской Федерации как о стране, благоприятной для развития туризма; 4) обеспечение устойчивого развития туризма на территории Российской Федерации; 5) согласованность, а также обеспечение баланса интересов населения регионов (территорий) Российской Федерации, туристов, посещающих эти регионы (территории), и субъектов туристской отрасли; 6) приоритетная поддержка малого предпринимательства в сфере туризма; 7) развитие конкуренции и недопущение монополизма на туристическом рынке Российской Федерации; 8) прозрачность и открытость в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования туризма; 9) обоснованность и объективность применения мер государственного регулирования туризма; 10) единство системы государственного регулирования туризма. Государственная политика Российской Федерации в сфере туризма (туристская политика Российской Федерации) является неотъемлемой частью социально-экономической политики Российской Федерации и включает в себя совокупность принципов, норм, целей, задач, методов и приоритетов, которыми руководствуется государство в своей деятельности по развитию туризма и туристской индустрии в Российской Федерации [23, с.25]. Целью туристской политики Российской Федерации является обеспечение прав и свобод граждан Российской Федерации в сфере туризма путем создания современной, высокоэффективной и конкурентоспособной туристской индустрии в Российской Федерации, способной удовлетворить потребности граждан в разнообразных качественных услугах. Туристская политика Российской Федерации основывается на соблюдении общепризнанных принципов и норм международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации. Государственное регулирование туризма в Российской Федерации решает следующие основные задачи в условиях усиления конкуренции на мировом туристском рынке (статья 4 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»): - обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и другие права при осуществлении поездок; -охрана окружающей среды; - создание условий для проведения мероприятий, направленных на образование, воспитание и оздоровление туристов; - развитие туристской индустрии, удовлетворяющей потребности граждан при поездках, создание новых рабочих мест, повышение доходов государства и граждан Российской Федерации, Развитие международных контактов, сохранение туристических достопримечательностей, рациональное использование природного и культурного наследия [8]. Приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального и любительского туризма. Государственное регулирование туристской деятельности в Российской Федерации осуществляется путем: - определение приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации; - нормативно-правовое регулирование в сфере туризма; - разработка и реализация федеральных, отраслевых целевых и региональных программ развития туризма; - содействие в продвижении туристского продукта на внутреннем и мировом туристских рынках; - защита прав и интересов туристов, обеспечение их безопасности; - содействие кадровому обеспечению в сфере туризма; - развитие научных исследований в области туризма; - стандартизация и классификация объектов туристской индустрии; - формирование и ведение Единого федерального реестра туроператоров (далее также реестр); - информационная поддержка туризма; - создание благоприятных условий для развития туристической отрасли; - предоставление государственных услуг в сфере туризма; - взаимодействие с иностранными государствами и международными организациями в сфере туризма, в том числе через представительство Федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации. Правительство Российской Федерации непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации осуществляет государственное управление туризмом в Российской Федерации. Государственное регулирование туризма осуществляется путем: - установление порядка создания и деятельности государственных органов Российской Федерации, уполномоченных осуществлять государственное управление туризмом в Российской Федерации; - установление общих правил осуществления различных видов предпринимательской и иной экономической деятельности субъектов туристской отрасли и осуществление контроля и надзора за ее осуществлением; - установление особенностей создания, реорганизации и ликвидации субъектов туристской индустрии; - лицензирование деятельности туроператора и турагента; - техническое регулирование в сфере туристской индустрии, а также иное обеспечение безопасности предпринимательской деятельности в сфере туризма для граждан, общества и государства; - разработка и реализация целевых, инвестиционных и иных программ, концепций и проектов в сфере туризма; -налоговое регулирование; - таможенных, валютных, миграционных, санитарно-эпидемиологических формальностей (туристские формальности); -государственная поддержка приоритетных видов туризма и деятельности субъектов туристской отрасли; -государственный протекционизм; - информационная поддержка туризма; - статистическое наблюдение в сфере туризма и индустрии туризма; - установление квалификационных требований к подготовке кадров в сфере туризма; - защита прав и интересов участников отношений в сфере туризма и туристской индустрии; - иные экономические и административные меры, в том числе предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. В условиях усиления конкуренции на мировом туристическом рынке выдвигаются программы развития туризма в Российской Федерации [50]. Для развития туризма в Российской Федерации разрабатываются стратегии и концепции развития туризма, а также целевые, целевые, инвестиционные и иные программы и региональные программы развития туризма. Программы развития туризма могут быть краткосрочными (до 3 лет), среднесрочными (3-5 лет) и долгосрочными (10-15 лет). К основным компонентам программы относятся обоснование, цели, задачи, сроки, система, программные мероприятия, ресурсное обеспечение, механизм реализации и мониторинга и ожидаемые социально-экономические результаты. Программы включают в себя: 1. Создание условий для развития и обновления материально-технической базы туризма, в том числе за счет бюджетных инвестиций, субсидий и субвенций юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим развитие внутреннего и въездного туризма. 2. Определение приоритетных направлений развития туризма в Российской Федерации (субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и др.) и повышение эффективности использования существующей материально-технической базы туристской отрасли. 3. Разработка и реализация нормативных правовых актов в сфере туризма и деятельности субъектов туристской отрасли. 4. Реализация налоговой, инвестиционной и ценовой политики, стимулирующей развитие внутреннего, социального и въездного туризма. 5. Расширение межотраслевой и межрегиональной координации в сфере туризма, а также контактов с зарубежными странами. 6. Научно-информационное обеспечение туризма и поддержка малого бизнеса в сфере туризма. 7. Создание условий для профессионального обучения и повышения квалификации работников, занятых в сфере туристских услуг [27, с.226]. Таким образом, мы можем сделать вывод, что туристская политика, являясь составная частью внутренней и внешней политики государства закрепляется в Законе о туристской деятельности, а также программно-установочных документах. Как указывается в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года, туризм сегодня должен стать «локомотивом» развития регионов, связующим звеном между коммерческими интересами различных сфер бизнеса, приоритетами государственной политики и культурными потребностями общества. Единство целей и задач развития страны позволит успешно реализовывать программно-целевые инструменты для роста культурного уровня, духовного потенциала и благосостояния страны и каждого ее гражданина. Туризм как отрасль экономики и как часть социально-культурной сферы требует надежного правового регулирования, в том числе усовершенствования системы нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере туризма. Это в определенной степени является основой для создания благоприятных условий для его развития. ? 2. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ТУРИЗМА 2.1 Состояние сферы туризма в Российской Федерации Сегодня туристический сектор активно развивается и имеет большую законодательную базу. Правовое регулирование включает в себя целый ряд нормативных актов, начиная от международных договоров и заканчивая профессиональными стандартами в сфере туризма. В этом разделе мы рассмотрим основные законодательные акты и проанализируем российское законодательство в сфере туризма. Как уже упоминалось выше, международные соглашения, представленные на официальном сайте Ростуризма, также регулируют туристскую деятельность, такие как Меморандум о взаимопонимании между Министерством спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и Национальным институтом спорта, физической культуры и активного отдыха Республики Куба о развитии сотрудничества в области спорта и физической культуры; программа совместных действий в области туризма - Китайской Народной Республикой [45, с.130]. Договорные отношения в сфере туризма регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации. Также используются другие кодексы РФ, такие как: воздушный (для регулирования полетов туристов), Налоговый (уплата налогов физическими и юридическими лицами), Кодекс об административных правонарушениях (регулирует ответственность за нарушение законодательства о ТП и то), трудовой (регулирование труда работников сферы туризма). Немаловажную роль играют и федеральные законы в сфере туризма. Все нормативные акты так или иначе связаны с туризмом и играют важную роль в регулировании этой сферы. Давайте рассмотрим основные законы более подробно и попробуем представить законодательство в сфере туристической деятельности в виде системы. Обязательственные правоотношения между фирмой и туристом возникают на основании договора как юридического факта, направленного на установление гражданских прав и обязанностей сторон. И тут возникает вопрос – какой вид договора, перечисленный в Гражданском кодексе РФ, должен быть заключен на рынке туристических услуг? Давайте обратимся к закону. Статья 128 ГК РФ рассматривает услуги как один из объектов гражданских прав, а статьи 779-783, объединенные в главе 39 ГК РФ, посвящены договору возмездного оказания услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется оказывать услуги по поручению заказчика (совершать определенные действия или осуществлять определенные виды деятельности), а Заказчик обязуется оплачивать эти услуги (статья 779 ГК РФ). Далее в этой статье говорится, что нормы главы 39 ГК РФ «применяются к договорам на оказание услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристических услуг и др.». Поэтому речь идет о договоре на оказание платных услуг [3]. Важно, что на современном этапе развития туризм является одной из наиболее важных и динамично развивающихся сфер, приносящих доход нашей стране. Его развитие важно для формирования валового внутреннего продукта и валового национального продукта. Развитие сервиса и туризма имеет большое значение для государства в целом. Во-первых, туризм оказывает стимулирующее влияние на другие сектора экономики, во-вторых, создает значительное количество рабочих мест, в-третьих, способствует межнациональному и межкультурному общению. Но самое главное он влияет на сохранение и развитие культурного потенциала. Так как туризм является экономически выгодной и экологически безопасной отраслью национальной экономики, а также существенным звеном инновационного развития страны, наше государство старается разработать наиболее выгодную концепцию социально-экономического развития Российской Федерации. В «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года» туризм рассматривается как источник финансовых доходов бюджетной системы Российской Федерации, средство повышения занятости и качества жизни населения, способ поддержания здоровья граждан, основа для развития социокультурной среды и воспитания патриотизма, а также мощный инструмент просвещения и формирования нравственной платформы развития гражданского общества [11, с.10]. Наша страна располагает огромным потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма. Природное и культурно-историческое разнообразие России позволяет развивать практически все виды туризма: рекреационный туризм, культурно-познавательный, деловой, спортивный, лечебно-оздоровительный, экологический и т. д. На современном этапе развития стали более доступными для иностранных туристов, а также и для россиян, такие перспективные районы, как Дальний Восток, Сахалин, Курильские острова, Урал, Север России, г. Нижний Новгород, г. Самара и другие территории. Однако, несмотря на это, туристский импорт (ввоз в страну туристских впечатлений) по-прежнему превышает туристский экспорт (вывоз из страны туристских впечатлений). Это в свою очередь свидетельствует о том, что вывозится из страны денег больше, чем поступает. Основными факторами, сдерживающими развитие внутреннего и въездного туризма, является неразвитая туристская инфраструктура, отсутствие благоприятных условий для инвестиций, невысокое качество обслуживания туристов и недостаточно активное имиджевое позиционирование России как туристической державы на внутреннем и международном рынках, что оказывает негативное влияние на рейтинговые показатели страны. Основными проблемами развития внутреннего туризма в Российской Федерации считаются: -Проблема средств размещения. Сюда относят недостаточное количество средств размещения ориентированных на массового туриста, а также высокую стоимость действующих средств размещения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Туризм, 100 страниц
2500 руб.
Дипломная работа, Туризм, 51 страница
1275 руб.
Дипломная работа, Туризм, 60 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Туризм, 77 страниц
1050 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg