Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоретические аспекты нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности

irina_k200 1525 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 16.07.2020
Проблема исследования: каковы условия нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности. Объект исследования – нравственное развитие младших школьников. Предмет исследования – процесс нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности. Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментальным путем доказать эффективность нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности. Гипотеза исследования – нравственное развитие младших школьников во внеурочной деятельности будет эффективным, при реализации следующих условий: - будут использованы различные методы внеурочной деятельности, направленные на процесс нравственного развития младших школьников; - нравственное развитие будет осуществляться с учетом возрастных особенностей и интересов учащихся; - будет организована развивающая среда, способствующая нравственному развитию младших школьников. Задачи исследования: 1. Провести теоретический анализ особенностей нравственного развития младших школьников. 2. Теоретически раскрыть возможности внеурочной деятельности по нравственному развитию младших школьников. 3. Изучить эмпирически особенности нравственного развития младших школьников. 4. Разработать, апробировать и оценить эффективность программы нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности. 5. Проанализировать и обобщить полученные результаты. Методы исследования: - теоретические: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение. - эмпирические: педагогический эксперимент, метод незаконченных рассказов, проективный метод. - методы количественной и качественной обработки результатов: подсчет средне-групповых значений, количественный и качественный анализ. - методы наглядного представления результатов: таблицы, рисунки. Этапы исследования: 1 этап-поисковый: подбор, анализ литературы по проблеме исследования, определение базы исследования, разработка методологии исследования, подбор методик по выявлению особенностей нравственного развития у младших школьников. 2 этап - опытно-экспериментальный: организация и проведение педагогического эксперимента, разработка и реализация программы по нравственному развитию детей. 3 этап - обобщающий: анализ и обобщение полученных результатов исследования. Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная программа может быть использована в практике работы педагогов начальной школы по нравственному развитию младших школьников во внеурочной деятельности. База исследования: МБОУ «Новоскатовская ООШ» Шербакульского района Омской области. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по двух главам, заключения, списка источников и литературы, аннотации, приложений.
Введение

Проблема нравственного развития всегда привлекала внимание ученых, и на сегодняшний день не потеряла своей актуальности, по причине наличия противоречий, неустойчивости нравственных ценностей и их изменения в обществе. Возникшие противоречия обусловлены изменениями, происходящими в обществе и устаревшей системой ценностных ориентаций. При этом происходит утрата культурных ценностей. Все это приводит к разрушению системы ценностей общества и для ее возрождения необходимо уделять особое внимание нравственному развития подрастающего поколения, которое должно основываться на единстве взглядов и отсутствии противоречий в системе ценностных ориентаций. Не должно быть расхождения в определении поведения и поступков с точки зрения нравственности. Педагог, занимающийся нравственным развитием, должен сам являться примером нравственного поведения, быть личностью. Выбор ученика должен опираться не только на логику и расчет, но и на его собственные чувства и эмоции. Значение и функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется не только преемственностью ее с другими звеньями образования, но и неповторимой ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка. Нравственное развитие осуществляется в процессе нравственного воспитания. Нравственное развитие - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного развития являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у младших школьников. Данную проблему изучали такие ученые как Н.М.Болдырев, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко и др. Актуальность работы обусловлена тем, что именно в этом возрасте закладываются культурологические основы нравственных качеств, поэтому особое внимание в начальной школе должно уделяться нравственному развитию учащихся. Внеурочная деятельность является одним из форм работы по нравственному развитию младших школьников. В процессе внеурочной деятельности используются разнообразные формы работы с детьми, которые повышают эффективность деятельность по нравственному развитию младших школьников. Например, в рамках внеурочной деятельности по нравственному развитию младших школьников применяются методы, предполагающие активное участие младших школьников, например, этические беседы, анализ сказок и т.д. Кроме того можно использовать игры, проблемные ситуации и т.д. В рамках развивающей работы необходимо сформировать убеждение и принятие норм и правил у детей, так как недостаточно только их знание. Нравственное развитие предполагает, что ребенок осознает значимость нравственных норм и соблюдает их. Нравственное развитие во внеурочной деятельности изучали В. И. Петрова, Н. М. Трофимова, И. С. Хомякова, Т. Д. Стульник и др.
Содержание

Введение 2 Глава 1. Теоретические аспекты нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности 6 1.1. Особенности нравственного развития младших школьников 6 1.2. Внеурочная деятельность в начальной школе 12 1.3. Возможности нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности 19 Выводы по первой главе 27 Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности 29 2.1. Процедура проведения и результаты исследования нравственного развития младших школьников на констатирующем этапе 29 2.2. Формирующий эксперимент по нравственному развитию младших школьников во внеурочной деятельности 41 2.3.Анализ эффективности формирующего эксперимента по нравственному развитию младших школьников во внеурочной деятельности 48 Выводы по второй главе 56 Заключение 58 Список использованной литературы 60 Аннотация 64 Приложение 1 66 Приложение 2 68 Приложение 3 69 Приложение 4 71 Приложение 5 74
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности 1.1. Особенности нравственного развития младших школьников Проблема нравственного развития в научной литературе рассматривается через призму нравственного воспитания личности. Отмечено, что формирование нравственности осуществляется в рамках воспитательного процесса и взаимодействия с обществом. Как и во многих других областях психологии, сторонники различных теорий дают весьма разные интерпретации нравственного развития: • Теория социального обучения рассматривает нравственное развитие в терминах выработки у ребенка морально приемлемых видов поведения, которые усваиваются в результате прямого подкрепления и наблюдения за поступками взрослых людей. Ожидание награды или наказания направляет ребенка к такому поведению, которое считается приемлемым в обществе (заметим, что это позиция морального релятивизма). • Теория психоаиализа: в результате Эдипова комплекса и комплекса Электры дети идентифицируется с родителями того же пола и интернализируют их жизненные ценности в своем Супер-Эго. Супер-Эго одновременно играет роль проводника и «голоса совести», направляя личность к социально приемлемому поведению и удерживая ее от конфликтов с людьми, олицетворяющими власть и возможность наказания. • Теории когнитивного развития (например, теория Л.Колберга) рассматривают нравственное развитие как отражение способа детских рассуждений о моральных дилеммах, что в свою очередь является продуктом их интеллектуального развития. Согласно Л. Кольбергу, эта схема развития присуща всем людям без исключения; следовательно, его теория является примером морального универсализма [28]. Таким образом, нравственное развитие носит двуединый характер и включает в себя единство двух противоположных процессов: 1) интериоризацию нравственных норм, их усвоение на основе природно-индивидуального фонда; 2) экстериоризацию нравственных норм (с целью закрепления уже усвоенных норм и освобождения от неосознанных качеств) путем выхода за пределы накопленного опыта, сформированных навыков и привычек через организацию эмоционально-ценностного воспитательного процесса [6]. Нравственное развитие составляет часть целостного процесса развития личности, протекающего под влиянием трех основных факторов: наследственности, среды, воспитания. Мера воздействия этих факторов на процесс развития и становления личности служит предметом непрекращающейся научной дискуссии. Нравственное развитие — это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников, главной задачей которого является формирование гармоничной и всесторонне развитой личности, развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных ценностей и общественных установок [21]. В младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширение его круга общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся нравственными ценностями [16]. Нравственные знания формируют у младшего школьника представления о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, и о последствиях нарушения норм и их влияния на окружающих людей. Младший школьный возраст является сензитивным для нравственного развития, так как в этот период происходит формирование направленности личности. В работе К.Я Джус описана концепция Н.И. Рейнвальд, которая считает, что именно тип направленности личности является ее стержнем, при этом направленность личности понимается как доминирующая мотивация, определяющая избираемые человеком жизненные цели, ценностные ориентации и способы самоутверждения [14]. По ее мнению, направленность личности стимулирует развитие одних комплексов свойств личности и ограничивает развитие других. Школа имеет важное значение в нравственном развитии учащихся. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В развитии младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное развитие: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным развитием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном развитии возрастает роль внеклассного чтения. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая литературу. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам [2]. Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного развития является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное развитие является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [6]. Рассматривая систему нравственного развития, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов: • осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса - единство действий всех учащихся. • использование приемов формирования учебной деятельности нравственным развитием. • под системой нравственного развития понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей. • систему нравственного развития следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей [19]. В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения [31]. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках. Специфической особенностью процесса нравственного развития следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени [6]. Существенным признаком процесса нравственного развития является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся. Процесс нравственного развития динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения [28]. Необходимое звено в процессе нравственного развития - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков. Одними из первых детьми усваиваются нормы и правила так называемого «бытового» поведения, культурно-гигиенические нормы, а также нормы, связанные с отношением к своим обязанностям, с соблюдением режима дня, с обращением с животными и вещами. Последними из нравственных представлений формируется те, которые касаются обращения с людьми. Они наиболее сложны и трудны для детского понимания, и следование им на практике детям дается с большим трудом. Положительное значение для формирования таких представлений имеют сюжетно-ролевые игры с правилами, распространенные в старшем дошкольном возрасте. Именно в них имеет место наблюдение, и усвоение правил, их превращение в привычные формы поведения. Вначале дети следуют усваиваемым нормам и правилам межличностного поведения путем подражания, затем начинают глубже осознавать сущность самих этих правил и норм. Они не только сами выполняют их, но внимательно следят за тем, чтобы и другие находящиеся рядом с ними дети следовали этим правилам и нормам [2]. Нравственное развитие младших школьников в большой мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами [32]. Младший школьный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Прочность, устойчивость нравственного качества зависят от того, как оно формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Рассмотрим механизм нравственного становления личности младшего школьника [16]. Для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Но знания и чувства порождают потребность в их практической реализации - в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. Таким образом, в младшем школьном возрасте закладывается основа для формирования и развития нравственных качеств, так как в этом возрасте ребенок наиболее восприимчив для усвоения этических норм, через подражание эталону. Огромное значение для нравственного развития играет школа, задачей которой является направить ребенку и задать правильные ориентиры для развития нравственных качеств. 1.2. Внеурочная деятельность в начальной школе В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования внеурочная деятельность школьников рассматривается как деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности ребёнка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей. Внеклассная работа в самой школе, в данном детском коллективе очень существенна. Она способствует ещё большему сближению детей между собой, детей с учительницей. Создаются ещё более благоприятные условия к тому, чтобы школа стала вторым родным домом для учащихся, чтобы у них росла любовь и привязанность к школе [34]. Поэтому, сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас обучающиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности. На занятии внеурочной деятельностью для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. У обучающихся формируется правильное отношение к окружающему миру, желание участвовать в разнообразной творческой деятельности. Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного Учебного Плана школы. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются с учётом желаний обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты [8]. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: • спортивно-оздоровительное, • духовно-нравственное, • социальное, • общеинтеллектуальное, • общекультурное [34]. Занятия внеурочной деятельностью значительно отличаются от классно-урочных и требуют от педагогов владения современными технологиями воспитания: технологией диалога, педагогических ситуаций, игровыми технологиями. Педагог является тьютором. Он включает детей в деятельность, оказывает им педагогическую поддержку в развитии интереса к учёбе, творчеству, занятиям физической культурой и т.д. Помогает им планировать свои достижения, добиваться их осуществления. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. Этапы организации внеурочной деятельности: 1. Изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения; 2. Определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся начальных классов обеспечивающий их выбор внеурочных занятий в соответствии с интересами и способностями; 3. Проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в ОУ; 4. Разработать рабочую программу для реализации данного направления внеурочной деятельности; 5.Овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения; 6. Эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал [42]. В соответствии с требованиями ФГОС нравственное развитие осуществляется путем формирования нравственных чувств. Воспитание нравственных чувств и этического сознания включает: 1.Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов. 2. Получение первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий. 3. Ознакомление по своему желанию и с согласия родителей с деятельностью традиционных религиозных организаций. 4. Участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, направленных на формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, игровых программах, позволяющих школьникам приобретать опыт ролевого нравственного взаимодействия; 5. Ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознавать хорошие и плохие поступки. 6. Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и школы - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим школьникам, взрослым. 7. Посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, живых существах, природе. 8. Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье [8]. Внеурочная деятельность организуется через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др. Остановимся на некоторых из них. Экскурсия (от лат. excursio - поездка), коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и пр. с учебными или культурно-просветительскими целями; часто сочетается с туризмом. Во внеурочную деятельность можно включить не только поездки с посещением достопримечательностей, музеев, но и экскурсии на место работы родителей (завод, фабрику, магазин, почту, библиотеку и т.д.). Кружок - группа лиц с общими интересами, объединившихся для постоянных совместных занятий чем-нибудь, а также само такое объединение, организация. Кружки могут быть разных направлений, что даёт детям возможность выбора того вида деятельности, которым ему нравится заниматься. Секция – подразделение в составе какого-нибудь учреждения, организации, клуба. Обычно это спортивные секции. Конференция – это крупное совещание, предназначенное для решения научных и других проблем. Конференция – это в первую очередь обмен мнениями. Поэтому такое мероприятие, как конференция способствует диалогу. Услышав разные точки зрения, можно скоординировать работу. В ходе научной конференции можно получить новые предложения по улучшению работы, выработать новые направления. Конференции обычно проводятся, если внеурочная деятельность обучающихся связана с практической: проведение опытов, экспериментов, наблюдений. На конференциях полезно подвести итоги, наметить план деятельности, скоординировать работу [27]. Круглый стол - впервые словосочетание "круглый стол" упоминалось в легендах о короле Артуре. Именно Артур сделал для своих рыцарей круглый стол для того, чтобы подчеркнуть равенство собирающихся за этим столом. Кроме того, за ним имели право сидеть только избранные рыцари. Эти принципы и соблюдается в обсуждении, называющимся "круглым столом": в нем принимает участие только избранный узкий круг лиц, и не одна из позиций не имеет превосходства над другими, все они равны. В отличие от конференции круглый стол предполагает четко ограниченное число участников, имеющих наиболее ценные мнения по какой-либо проблеме. Тема обсуждения также четко сформулирована, и только по ней участники круглого стола могут высказываться. В формате круглого стола появляется уникальная возможность не только услышать мнения других людей, но и выработать общую оценку, позицию по тому или иному вопросу. Позиция, выработанная на круглом столе, как правило, имеет конкретное значение, обладающее возможностью немедленного применения на практике. Слово «диспут» происходит от латинского disputare — рассуждать, спорить. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы. Участвуя в дебатах, младшие школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить свое отношение к проблеме с отношением других участников [27]. Научное общество учащихся (НОУ) является самостоятельным формированием, которое объединяет обучающихся школы, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний. Олимпиада - соревнования учащихся на лучшее выполнение определённых заданий в какой-либо области знаний [42]. Соревнование - противоборство и конкурентная борьба между несколькими сторонами за достижение превосходства, (выигрыша, признания и т. п.) Термины соревнование, соревновательность широко используются в различных областях наук и направлениях человеческой деятельности [8]. Научное исследование, или научно-исследовательская работа (труд), как процесс любого труда включает в себя три основных компонента (составляющих): собственно научный труд, предмет научного труда и средства научного труда. Предмет научного труда – это объект исследования, на познание которого направлена деятельность ученого. Объектом исследования может быть любой предмет материального мира, явление, связь между явлениями, свойство. Помимо объекта в предмет исследования входят и предшествующие знания об объекте. Театральная деятельность позволяет не только наблюдать за определенными событиями, расширяя теоретические знания о нравственном поведении, но также позволяет отработать полученные знания и закрепить в виде навыка с помощью инсценировок и т.д. Приёмы и методы театрализованного рассказа можно использовать и во время занятия и вне его. Во время чтения или рассказывания литературного произведения, педагог сам «играет» персонажей, использует интонационную, эмоциональную окраску речи. Через выразительное чтение, разыгрывание эпизодов; через иллюстративный материал, дети погружаются в атмосферу литературного произведения [27]. Общественно полезная деятельность – это любая деятельность, направленная на поддержание и развитие общественного блага путем оказания содействия развитию начинаний в каких-то сферах, оказание помощи и защита интересов людей с физическими и умственными недостатками; благотворительность; экология и защита окружающей среды; охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни; охрана исторических памятников; защита животных и уход за больными животными; любая другая деятельность, идущая во благо общества [29]. Все формы внеурочной деятельности тесно взаимосвязаны, например, занятие кружка можно провести в форме круглого стола, экскурсии, исследования; на занятии спортивной секции провести соревнование и т.д. При организации внеурочной деятельности обучающихся используются: • собственные ресурсы школы (учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, учитель физической культуры, библиотекарь, старшая вожатая). • коллектив школы создает такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети посещают занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности [27]. Внеурочная деятельность в образовательном учреждении должна соответствовать целям, принципам, ценностям, отраженным в основной образовательной программе начального общего образования, воспитательной системе школы. Выбор моделей, форм организации внеурочной деятельности младших школьников определяется образовательным учреждением самостоятельно на основе анализа совокупности условий реализации образовательного процесса [29]. Таким образом, внеурочная деятельность - это деятельность, обладающая огромным потенциалом для создания воспитывающей и развивающей среды в образовательном учреждении, формирования различных сфер личности ребёнка, удовлетворения его познавательных потребностей и развития творческих способностей. Внеурочная деятельность предусмотрена требованиями ФГОС. В процессе внеурочной деятельности используются такие формы работы как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и др. Нравственное развитие младших школьников в рамках ФГОС осуществляется по направлению духовно-нравственного воспитания, и связано с формированием нравственных чувств и этического сознания. 1.3. Возможности нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности Воспитательным результатом внеурочной образовательной деятельности должно стать непосредственное духовно-нравственное, личностное, деятельностное воспитание и развитие ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной образовательной деятельности. Можно выделить следующие уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности: - первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.); - второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; - третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия [29]. Успешность нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности будет определяться реализацией следующих условий: 1. Использование разнообразных методов работы по нравственному развитию младших школьников. Для того, чтобы расширить знания учащихся по вопросам нравственности, а также сформировать нравственные модели поведения. Необходимо использовать разнообразные методы, которые будут носить практический и теоретический характер. При этом при формировании теоретических знаний по вопросам нравственного развития необходимо активное участие младших школьников в процессе обсуждения. 2. Организация занятия по нравственному развитию младших школьников должно соответствовать возрасту и интересам учащихся. Это обусловлено тем, что расширение знаний должно осуществляться доступным языком, понятным для детей. Темы, которые используются на занятиях, должны соответствовать возрасту детей и проявлять интерес к ним.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 79 страниц
1000 руб.
Дипломная работа, Педагогика, 22 страницы
1000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg