Актуальность исследования. Жизнь современного человека полна изменений и требует наиболее активной адаптации к сложностям исходя из внутриличностных качеств заложенных в биопсихосоциальных контекстах его развития. Особое место среди сложностей занимает конфликтность и психоэмоциональная неустойчивость в условиях профессии. Уровень профессионального стресса в трудовом коллективе многих организаций является слишком высоким, что неоднократно подтверждалось статистикой обращаемости за психологической помощью. Работники банковской сферы в этом плане не исключение, что обосновано отечественными и зарубежными исследованиями за последние 15 лет.
Социально-экономические реформы в России сопровождаются повышением уровня поведенческой и внутриличностной конфликтности, социальным напряжением среди банковских служащих. Вместе с тем специфика их деятельности сама по себе предполагает жесткие требования к социально-психологическому климату в коллективе и внутри каждого из структурных подразделений. Это связано, прежде всего, со стрессовым характером работы абсолютного большинства специалистов современной банковской организации. В условиях же становления банка на стадии перехода к рыночной экономике психологический прессинг на специалистов неуклонно возрастает, способствуя повышению личностной тревожности и проявлениям изменений тревожно-депрессивного кластера.
К слову, кредитная система банковских услуг имеет жесточайший дефицит квалифицированных трудовых ресурсов. Работники находятся под постоянной угрозой разглашения банковской тайны, что делает невозможной текучесть кадров. На данный показатель влияет состояние социально-психологического климата и коллапс самоактуализации в коллективе.
Среди банковских служащих наблюдаются случаи переутомления, снижения работоспособности по причине усталости и перегрузок. Высокая ответственность, особые требования к слаженности подразделений банков, частые изменения инструкций, «размытость» и конъюнктурность юридических норм – все эти факторы создают напряжённость в деятельности любого российского банка, повышая тревожность из-за неопределённости.
Противоречивость задач, решаемых банковскими служащими, ограниченность рамками статуса, жесткими нормами поведения, стандартами деятельности поддерживают высокий уровень психического напряжения. Необходимость совершения морального выбора, поиска компромисса между профессиональным долгом и личностными установками, ценностями и отношениями сопровождается негативными психологическими переживаниями, а именно тревожными состояниями, а в острой форме – внутриличностным конфликтом, приводящим к эмоциональному выгоранию, снижению работоспособности и в итоге преждевременное завершение карьеры.
Изучение вопроса тревожных состояний на фоне внутриличностного конфликта в банковской среде, позволит выработать конструктивные подходы к выходу из данных трудностей, в частности, используя её в качестве источника профессионального роста и психопрофилактики донозологических изменений психики.
Состояние разработанности проблемы. Психология банковского служащего как отдельная задача мало разработана, имеются отдельные работы, изучающие: особенности деятельности банковских служащих (Е.Ю. Николаева); факторы психической устойчивости в условиях высокого стресса банковской деятельности (Н.В. Самоукина); технологии, методики и тренинги по развитию отдельных элементов деятельности банковских служащих (Г.И. Марасанов, Э.Е. Старобинский).
Тревожность является предметом зарубежных и отечественных исследований. О повышении внимания ученых к феномену тревожности свидетельствуют многолетние данные (Н.В. Имедадзе, Л.В Бороздина, В.М. Астапов, А.А. Деркач, О.И. Жданов, А.С. Мельничук, Е.В. Вяткин, С.А. Водяха, И.Ю. Гаранькова, A.M. Прихожан, Ю.Л. Ханин, Т.Ю. Артюхова, З. Фройд, Г.С. Салливан, К. Хорни, Р. Мэй, Э. Эриксон и др.).
Исследователи связывают психоэмоциональную устойчивость со способностью быть эмоционально стабильным или психически устойчивым (О.И. Жданов, Н.Д. Левитов; П.Б. Зильберман; Я. Рейковский; В.Л. Марищук; В.Г. Норакидзе; К.К. Платонов; А.Г. Маклаков), с надситуативной активностью (В.А. Петровский), с поисковой активностью (Н.Ф. Михеева). Стрессоустойчивость зачастую связывают с проблемой определения (В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский), с сопротивляемостью
(C.S. Carver, A. Antonovsky), со смыслопорождением (Ф.Е. Василюк), с творческим поведением, не привязанным к биологическим факторам
(Ф.Е. Василюк, К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, В.И. Кабрин и др.), с выносливостью (жизнестойкостью) (S. Kobasa, M.C. Pucetti, С. Мадди).
Среди отечественных исследователей внутриличностный конфликт изучался представителями клинического направления, рассматривающими его как основу возникновения реакций невротического типа
(Ю.А. Александровский, А.В. Вальдман, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев и др.). Большой вклад в рассмотрение проблемы внутриличностного конфликта внесли А.Я. Анцупов, Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин,
А.И. Шипилов. В зарубежной психологии – З. Фройд, К. Хорни, Э. Фромм, К. Роджерс. Их исследования позволили разделить понятия внутриличностного и межличностного конфликта, определить их ценность и источники.
Указанные научно-теоретические основания легли в основу формулирования метологического фундамента данного исследования.
Цель исследования – изучить особенности тревожных состояний у банковских служащих, в основе которых лежат внутриличностные конфликты, и определить пути их преодоления с помощью разработки программы психологического сопровождения.
Объект исследования – тревожные состояния у банковских служащих.
Предмет исследования – особенности тревожных состояний банковских служащих и пути их преодоления.
Гипотезы исследования:
1. Возникновение и развитие тревожных состояний банковских служащих зависит от степени переживания ими внутриличностного конфликта (базовая гипотеза).
2. Особенности тревожных состояний напрямую отражаются на продуктивности деятельности и самоактуализации банковских служащих.
3. Тревожные состояния служащих возможно предотвратить и снизить их риск развития путём психологического сопровождения.
Задачи исследования:
1. Представить современную характеристику феномена тревожных состояний среди банковских служащих и обобщить состояние вопроса их научного исследования в свете концепций внутриличностного конфликта.
2. Реализовать методологический план и дизайн исследования тревожных состояний как проявления внутриличностных конфликтов у банковских служащих.
3. Проанализировать результаты эмпирического исследования особенностей тревожных состояний как проявления внутриличностных конфликтов у банковских служащих.
4. Разработать и апробировать программу психологического сопровождения сотрудников банка с учётом особенностей наличия у их тревожных состояний.
5. Оценить эффективность психологического сопровождения с позиций феномена самоактуализации среди банковских служащих с выявленными тревожными состояниями.
Методологические основы и теоретические предпосылки исследования: комплексный и системный подходы (Б.Г. Ананьев,
А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Н.А. Логинова, Б.Ф. Ломов, И.Н. Семенов), принцип социальной детерминации личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн), субъектный подход (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.А. Татенко), принцип развития через разрешение противоречий (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А. Деркач, С.Л. Рубинштейн), теоретико-экспериментальный подход к изучению стресса и механизмов формирования стрессоустойчивости личности в различных профессиях (А.Я. Анцупов, В.А. Бодров, О.И. Жданов, Л.А. Китаев-Смык,
А.М. Столяренко и др.).
Методы исследования: науковедческий; теоретический анализ научной и патентной литературы по изучаемому вопросу; беседа; наблюдение; нарративное интервью; психодиагностический метод, в рамках которого применялись психодиагностические методики: шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина; «шкала проявлений тревожности» Дж. Тейлора; опросник «Диагностика внутреннего конфликта» Е.Б. Фанталовой; самоактуализационный тест (САТ).
Эмпирическая база исследований. Выборочную совокупность исследования составили 30 служащих банка при филиале «Тульский «ООО КБ АРЕСБАНК» с субъективно выраженными признаками тревожности и волнения (среди них 11 мужчин и 19 женщин, средний возраст которых составил 35 лет). Они проходили психодиагностическое обследование на протяжении лета – осени 2016 года.
Надежность и достоверность результатов исследования: определяется методологическими принципами положенными в основу исследования, теоретическим анализом поставленных задач, адекватностью методов и методик исследования целям и задачам работы; обеспечением репрезентативности выборки полученных данных, применением методов математической статистики, сочетанием количественного и качественного анализа результатов.
Результаты, полученные в ходе исследования. Согласно полученным данным, нами выявлены количественные и качественные показатели, указывающие на взаимосвязь тревожных состояний у работников банковского дела и переживания их внутриличностного конфликта, от которого в свою очередь, зависели данные по самоактуализации личности сотрудников, мониторинг которых учитывался при оценке разработанных нами путей преодоления.
Структура работы. Магистерская работа состоит из введения, в котором отражены основы проводимого исследования (объект, предмет, цель, задачи, рабочие гипотезы); двух основных глав исследования (теоретической и практической); выводов; заключения; практических рекомендаций, списка использованной литературы.
Представлены материалы, используемые в эмпирической части исследования, а также данные статистической обработки, детализирующие некоторые результаты.
В теоретической части работы осуществлен анализ и обобщение современных научных представлений за последние годы, в которых определены роль и место внутриличностных конфликтов развитии тревожных состояний у работников банковской сферы.
В практической – представлен дизайн, методология и практическая реализация нашего исследования, а также приведен анализ его результатов и их обобщение, перетекающие в выводы и рекомендации.