Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ БАНКОВСКИХ СЛУЖАЩИХ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

arina_pal 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 99 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.02.2018
Нами проведено исследование особенностей тревожных состояний у банковских служащих, в генезе которых гипотетически находится внутриличностный конфликт. Хочется отметить, что работа банковских служащих обладает высокой стрессогенностью. На банковском служащем лежит большая ответственность. В связи с этим, большинство банковских служащих часто находятся в состоянии тревоги, что в дальнейшем может перейти во внутриличностный конфликт.
Введение

Актуальность исследования. Жизнь современного человека полна изменений и требует наиболее активной адаптации к сложностям исходя из внутриличностных качеств заложенных в биопсихосоциальных контекстах его развития. Особое место среди сложностей занимает конфликтность и психоэмоциональная неустойчивость в условиях профессии. Уровень профессионального стресса в трудовом коллективе многих организаций является слишком высоким, что неоднократно подтверждалось статистикой обращаемости за психологической помощью. Работники банковской сферы в этом плане не исключение, что обосновано отечественными и зарубежными исследованиями за последние 15 лет. Социально-экономические реформы в России сопровождаются повышением уровня поведенческой и внутриличностной конфликтности, социальным напряжением среди банковских служащих. Вместе с тем специфика их деятельности сама по себе предполагает жесткие требования к социально-психологическому климату в коллективе и внутри каждого из структурных подразделений. Это связано, прежде всего, со стрессовым характером работы абсолютного большинства специалистов современной банковской организации. В условиях же становления банка на стадии перехода к рыночной экономике психологический прессинг на специалистов неуклонно возрастает, способствуя повышению личностной тревожности и проявлениям изменений тревожно-депрессивного кластера. К слову, кредитная система банковских услуг имеет жесточайший дефицит квалифицированных трудовых ресурсов. Работники находятся под постоянной угрозой разглашения банковской тайны, что делает невозможной текучесть кадров. На данный показатель влияет состояние социально-психологического климата и коллапс самоактуализации в коллективе. Среди банковских служащих наблюдаются случаи переутомления, снижения работоспособности по причине усталости и перегрузок. Высокая ответственность, особые требования к слаженности подразделений банков, частые изменения инструкций, «размытость» и конъюнктурность юридических норм – все эти факторы создают напряжённость в деятельности любого российского банка, повышая тревожность из-за неопределённости. Противоречивость задач, решаемых банковскими служащими, ограниченность рамками статуса, жесткими нормами поведения, стандартами деятельности поддерживают высокий уровень психического напряжения. Необходимость совершения морального выбора, поиска компромисса между профессиональным долгом и личностными установками, ценностями и отношениями сопровождается негативными психологическими переживаниями, а именно тревожными состояниями, а в острой форме – внутриличностным конфликтом, приводящим к эмоциональному выгоранию, снижению работоспособности и в итоге преждевременное завершение карьеры. Изучение вопроса тревожных состояний на фоне внутриличностного конфликта в банковской среде, позволит выработать конструктивные подходы к выходу из данных трудностей, в частности, используя её в качестве источника профессионального роста и психопрофилактики донозологических изменений психики. Состояние разработанности проблемы. Психология банковского служащего как отдельная задача мало разработана, имеются отдельные работы, изучающие: особенности деятельности банковских служащих (Е.Ю. Николаева); факторы психической устойчивости в условиях высокого стресса банковской деятельности (Н.В. Самоукина); технологии, методики и тренинги по развитию отдельных элементов деятельности банковских служащих (Г.И. Марасанов, Э.Е. Старобинский). Тревожность является предметом зарубежных и отечественных исследований. О повышении внимания ученых к феномену тревожности свидетельствуют многолетние данные (Н.В. Имедадзе, Л.В Бороздина, В.М. Астапов, А.А. Деркач, О.И. Жданов, А.С. Мельничук, Е.В. Вяткин, С.А. Водяха, И.Ю. Гаранькова, A.M. Прихожан, Ю.Л. Ханин, Т.Ю. Артюхова, З. Фройд, Г.С. Салливан, К. Хорни, Р. Мэй, Э. Эриксон и др.). Исследователи связывают психоэмоциональную устойчивость со способностью быть эмоционально стабильным или психически устойчивым (О.И. Жданов, Н.Д. Левитов; П.Б. Зильберман; Я. Рейковский; В.Л. Марищук; В.Г. Норакидзе; К.К. Платонов; А.Г. Маклаков), с надситуативной активностью (В.А. Петровский), с поисковой активностью (Н.Ф. Михеева). Стрессоустойчивость зачастую связывают с проблемой определения (В.С. Ротенберг, В.В. Аршавский), с сопротивляемостью (C.S. Carver, A. Antonovsky), со смыслопорождением (Ф.Е. Василюк), с творческим поведением, не привязанным к биологическим факторам (Ф.Е. Василюк, К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт, В.И. Кабрин и др.), с выносливостью (жизнестойкостью) (S. Kobasa, M.C. Pucetti, С. Мадди). Среди отечественных исследователей внутриличностный конфликт изучался представителями клинического направления, рассматривающими его как основу возникновения реакций невротического типа (Ю.А. Александровский, А.В. Вальдман, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев и др.). Большой вклад в рассмотрение проблемы внутриличностного конфликта внесли А.Я. Анцупов, Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин, А.И. Шипилов. В зарубежной психологии – З. Фройд, К. Хорни, Э. Фромм, К. Роджерс. Их исследования позволили разделить понятия внутриличностного и межличностного конфликта, определить их ценность и источники. Указанные научно-теоретические основания легли в основу формулирования метологического фундамента данного исследования. Цель исследования – изучить особенности тревожных состояний у банковских служащих, в основе которых лежат внутриличностные конфликты, и определить пути их преодоления с помощью разработки программы психологического сопровождения. Объект исследования – тревожные состояния у банковских служащих. Предмет исследования – особенности тревожных состояний банковских служащих и пути их преодоления. Гипотезы исследования: 1. Возникновение и развитие тревожных состояний банковских служащих зависит от степени переживания ими внутриличностного конфликта (базовая гипотеза). 2. Особенности тревожных состояний напрямую отражаются на продуктивности деятельности и самоактуализации банковских служащих. 3. Тревожные состояния служащих возможно предотвратить и снизить их риск развития путём психологического сопровождения. Задачи исследования: 1. Представить современную характеристику феномена тревожных состояний среди банковских служащих и обобщить состояние вопроса их научного исследования в свете концепций внутриличностного конфликта. 2. Реализовать методологический план и дизайн исследования тревожных состояний как проявления внутриличностных конфликтов у банковских служащих. 3. Проанализировать результаты эмпирического исследования особенностей тревожных состояний как проявления внутриличностных конфликтов у банковских служащих. 4. Разработать и апробировать программу психологического сопровождения сотрудников банка с учётом особенностей наличия у их тревожных состояний. 5. Оценить эффективность психологического сопровождения с позиций феномена самоактуализации среди банковских служащих с выявленными тревожными состояниями. Методологические основы и теоретические предпосылки исследования: комплексный и системный подходы (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, Н.А. Логинова, Б.Ф. Ломов, И.Н. Семенов), принцип социальной детерминации личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубинштейн), субъектный подход (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.А. Татенко), принцип развития через разрешение противоречий (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.А. Деркач, С.Л. Рубинштейн), теоретико-экспериментальный подход к изучению стресса и механизмов формирования стрессоустойчивости личности в различных профессиях (А.Я. Анцупов, В.А. Бодров, О.И. Жданов, Л.А. Китаев-Смык, А.М. Столяренко и др.). Методы исследования: науковедческий; теоретический анализ научной и патентной литературы по изучаемому вопросу; беседа; наблюдение; нарративное интервью; психодиагностический метод, в рамках которого применялись психодиагностические методики: шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханина; «шкала проявлений тревожности» Дж. Тейлора; опросник «Диагностика внутреннего конфликта» Е.Б. Фанталовой; самоактуализационный тест (САТ). Эмпирическая база исследований. Выборочную совокупность исследования составили 30 служащих банка при филиале «Тульский «ООО КБ АРЕСБАНК» с субъективно выраженными признаками тревожности и волнения (среди них 11 мужчин и 19 женщин, средний возраст которых составил 35 лет). Они проходили психодиагностическое обследование на протяжении лета – осени 2016 года. Надежность и достоверность результатов исследования: определяется методологическими принципами положенными в основу исследования, теоретическим анализом поставленных задач, адекватностью методов и методик исследования целям и задачам работы; обеспечением репрезентативности выборки полученных данных, применением методов математической статистики, сочетанием количественного и качественного анализа результатов. Результаты, полученные в ходе исследования. Согласно полученным данным, нами выявлены количественные и качественные показатели, указывающие на взаимосвязь тревожных состояний у работников банковского дела и переживания их внутриличностного конфликта, от которого в свою очередь, зависели данные по самоактуализации личности сотрудников, мониторинг которых учитывался при оценке разработанных нами путей преодоления. Структура работы. Магистерская работа состоит из введения, в котором отражены основы проводимого исследования (объект, предмет, цель, задачи, рабочие гипотезы); двух основных глав исследования (теоретической и практической); выводов; заключения; практических рекомендаций, списка использованной литературы. Представлены материалы, используемые в эмпирической части исследования, а также данные статистической обработки, детализирующие некоторые результаты. В теоретической части работы осуществлен анализ и обобщение современных научных представлений за последние годы, в которых определены роль и место внутриличностных конфликтов развитии тревожных состояний у работников банковской сферы. В практической – представлен дизайн, методология и практическая реализация нашего исследования, а также приведен анализ его результатов и их обобщение, перетекающие в выводы и рекомендации.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…… 3 ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРЕВОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ У БАНКОВСКИХ СЛУЖАЩИХ И РОЛИ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В ИХ ГЕНЕЗЕ…. 9 1.1 Современные данные о тревожных состояниях в среде банковских служащих…………………………………….. 9 1.2 Роль внутриличностного конфликта в генезе тревожных состояний у банковских служащих……….…. 18 1.3 Психологическое сопровождение и пути преодоления тревожных состояний у банковских служащих………… 28 Выводы главы 1……………………………………………..…. 40 ГЛАВА 2 ТРЕВОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ У РАБОТНИКОВ БАНКА И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ (ПСИХОДИАГНОСТИКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ)………....…… 42 2.1 Дизайн и методы исследования………………………..….. 42 2.2 Особенности тревожных состояний у работников банка.. 55 2.3 Внутриличностный конфликт в генезе развития тревожных состояний у банковских служащих……..….. 61 2.4 Психологическое сопровождение служащих банка с тревожными состояниями……………………………….… 65 2.5 Эффективность психологического сопровождения банковских служащих в аспекте самоактуализации..…… 86 Выводы главы 2………………………………………………... 91 ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….. 93 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….. 95 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………..………….. 98 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….. 99
Список литературы

1. Абакумова И. В. Исследование компонентов интегральной смысловой саморегуляции личности в период профессионального становления / И. В. Абакумова, Л. Ю. Крутелева. – Ростов-н-Д.: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2004. – 61 с. 2. Абалакина М. А. Анатомия взаимопонимания / М. А. Абалакина, B. C. Агеев. – М.: Знание, 1990. – 64 с. 3. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения / К. А. Абульханова-Славская // Проблемы общения в психологии. – М.: Наука, 1981. – С. 218 – 241. 4. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К. А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферова. – М.: Наука, 1981. – С. 19 – 44. 5. Авгономов B. C. Предпринимательская функция в экономической системе / В. С. Авгономов / Отв. ред. В. И. Кузнецов. – М.: ИМЭМО, 1990. – 82 с. 6. Агапов B. C. Становление Я-концепции личности: теория и практика / В. С. Агапов. – М.: Институт молодёжи, 1999. – 164 с. 7. Агеев А. И. Предпринимательство. Проблемы собственности и культуры / А. И. Агеев. – М.: Наука, 1991. – 106 с. 8. Алавердов А. Р. Социально-психологическое обеспечение процесса управления персоналом в коммерческом банке / А. Р. Алавердов // Банковское дело. – 1997. – №2. – С. 34 – 37. 9. Алексеева А. Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации: Автореф. дис. канд. психол. н.: 19.00.01 / А. Н. Алексеева, 1983. – 15 с. 10. Андерсон Р. «Акулы» и «дельфины». Психология и этика российско-американского делового партнерства / Р. Андерсон, П. Шихирев. – М.: Дело-ЛТД, 1994. – 204 с. 11. Анциферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л. И. Анциферова // Психологический журнал. – 1994. – №1. – С. 3 – 16. 12. Анцупов А. Я. Конфликтология: Учебник для ВУЗов / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – СПб.: Питер, 2007. – С. 92. 13. Анцупов А. Я. Как избавиться от стресса / А. Я. Анцупов // Акмеология. – 2008. – №1. – С. 92 – 101. 14. Асмолов А. Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. – 1982. – №2. – С. 14 – 27. 15. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2001. – 213 с. 16. Афонина А. С. Мотивация труда банковских работников / А. С. Афонина // Молодой ученый. – 2013. – №5. – С. 355 – 356. 17. Бабаян А. Н. Профессиональная карьера банковского работника на примере коммерческих банков Москвы: дис. ... канд. социол. н.: 22.00.04 / А. Н. Бабаян. – М.: РГГУ. 2011. – 175 с. 18. Баранов А. А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога / А. А. Баранов. – Ижевск: Мир, 2007. – С. 14. 19. Бадмаев Б. Д. Психология обучения речевому мастерству / Б. Д. Бадмаев, А. Л. Малышев. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 224 с. 20. Балл Г. А. Нормы деятельности и творческая активность личности / Г. А. Балл // Вопросы психологии. – 1990. – №6. – С. 25 – 36. 21. Беккио Ж. Новый гипноз: Практическое руководство / Пер. с франц. М. Р. Гинзбурга / Ж. Беккио, Ш. Жюслен. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 160 с. 22. Беккио Ж. Гипноз XXI века / Ж. Беккио, Э. Росси. – М.: Независимая фирма «Класс», 2003. – 272 с. 23. Бережная Н. И. Стрессоустойчивость оперативных сотрудников таможенных органов / Н. И. Бережная. – СПб.: Питер, 2010. – С. 21. 24. Белинская Е. Л. Временные аспекты Я-концепции и идентичности / Е. Л. Белинская // Мир психологии. – 1999. – №3. – С. 140 – 147. 25. Бели Э. Толерантность – дорога к миру / Э. Бели. – М.: Изд-во «Бонфи», 2001. – 304 с. 26. Богданов Е. Н. Психология личности в конфликте: Учебное пособие. 2-е изд. / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2004. – 221 с. 27. Бодалёв А. А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения / А. А. Бодалёв. – М.: Наука, 1998. – 168 с. 28. Бодалёв А. А. Психологические трудности общения и их преодоление / А. А. Бодалёв, Г. А. Ковалёв // Педагогика. – 1992. – №5 – 6. – С. 65 – 70. 29. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Психология личности: Сборник статей. Сост. А. Б. Орлов / Л. И. Божович. – М.: ООО «Вопросы психологии», 2001. – С. 62 – 93. 30. Бороздина Л. В. Что такое самооценка / Л. В. Бороздина // Психологический журнал. – 1992. – №4. – С. 99 – 100. 31. Бороздина Л. В. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровня самооценки и притязаний / Л. В. Бороздина, Е. Л. Залученова // Вопросы психологии. – 1993. – №1. – С. 104 – 113. 32. Братусь Б. С. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномалии развития / Б. С. Братусь, В. Л. Павленко // Вопросы психологии. – 1986. – №4. – С. 146 – 154. 33. Бруишинский А. Б. Психология субъекта в изменяющемся обществе / А. Б. Бруишинский // Психологический журнал. – 1996. – №6. – С. 30 – 41. 34. Варламова Е. П. Психология творческой уникальности человека / Е. П. Варламова, С. Ю. Степанов. – М.: ИПРАН, 1998. – 204 с. 35. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. – М.: Академия, 2006. – 420 с. 36. Вебер М. Избранные произведения / Общ. ред. Ю. Л. Давыдова. – М.: Прогресс, 1990. – 804 с. 37. Визгина А. В. Роль внутреннего диалога в самосознании личности: Автореф. дис. … канд. психол. н.: 19.00.01 / А. В. Визгина. – М., 1987. – 15 с. 38. Визгина А. В. Проявление личных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин / А. В. Визгина, С. Р. Пантилеев // Вопросы психологии. – 2001. – №3. – С. 91 – 100. 39. Визгина А. В. Внутренний диалог и самоотношение / А. В. Визгина, В. В. Столин // Психологический журнал. – 1989. – Т. 10. – №6. – С. 50 – 57. 40. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М.: Лабиринт, 1999. – 350 с. 41. Гаражеев И. М. Акмеологические условия преодоления стрессовых состояний у работников частных охранных предприятий / И. М. Гаражеев // Акмеология. – 2013. – №4. – С. 27 – 30. 42. Глушенко Е. В. Основы предпринимательства / Е. В. Глушенко, А. П. Капцов, Ю. В. Тихонравов. – М.: Вестник, 1996. – 412 с. 43. Гозман Л. Я. Взаимосвязь отношения к себе и другим / Л. Я. Гозман, Ю. А. Алешина // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. «Психология». – 1982. – №4. – С. 21 – 29.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1 СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ТРЕВОЖНЫХ СОСТОЯНИЯХ У БАНКОВСКИХ СЛУЖАЩИХ И РОЛИ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА В ИХ ГЕНЕЗЕ 1.1 Современные данные о тревожных состояниях в среде банковских служащих В цитируемой литературе встречаются разные определения понятия тревожности, однако, большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно – как ситуативное явление и / или как личностную характеристику с учётом переходного состояния и его динамики. В профессиональных кругах также договорились различать понятия тревоги и тревожности, которыми часто подменяют друг друга. Тревожность – естественная характеристика личности, в отличие от тревоги, являющейся признаком психических нарушений с телесными, соматическими симптомами . А.А. Деркач отмечает, что известное влияние на надежность и эффективность деятельности оказывают такие психические состояния, как фрустрация, тревога, стресс (напряжённость). Тревожность же определяется в той или иной степени у каждого человека, но можно предположить, что она играет в его деятельности различную роль. А.М. Прихожан указывает, что тревожность является переживанием эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия и / или с предчувствием грозящей опасности. Ещё различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. По определению Р.С. Немова , тревожность постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях. Л.А. Китаев-Смык , в свою очередь, отмечает, что «широкое распространение получило в последние годы использование в психологических исследованиях дифференцированного определения двух видов тревожности: «тревожность характера» и ситуационная тревожность, предложенное Спилбергом». По определению А.В. Петровского: «Тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность повышается при нервно-психических и соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности» . Современные исследования тревожности направлены на различие ситуативной тревожности, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной тревожности, являющейся стабильным свойством личности, а также на разработку методов анализа тревожности, как результата взаимодействия личности и ее окружения.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, Психология, 102 страницы
2200 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg