Актуальность темы исследования. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги основная форма доходов государства.История налогообложения в России – сложное переплетение и взаимодействие нескольких основных тенденций, характерных в большей или меньшей мере и для других стран. В значительной мере они сохранены и в современной России.
Первая тенденция – периодическое постепенное разрастание числа налоговых платежей и податей, заканчивающееся налоговой реформой, целью которой является упрощение податной системы и сокращение общего числа налогов. Спустя некоторое время после завершения реформы число налогов вновь начинает возрастать, давая начало следующему циклу реформирования.
Вторая тенденция – постоянное противопоставление прямых и косвенных налогов, попытки увеличить долю прямого обложения, которые, в конечном счете, приводили к обратному результату – росту косвенного обложения.
Третья тенденция – постоянные колебания от акцизного обложения алкогольной продукции и винно-водочных изделий к государственной монополии на эту группу товаров (винные откупа, казенная монополия). Еще одной, не столько тенденцией, сколько характерной чертой системы налогообложения на протяжении всего исторического развития можно считать существенные различия в режимах налогообложения, типах налогов и способах их исчисления на разных территориях нашего государства.
Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнениясвоих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержаться структуры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.
Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Так же, с помощью налогообложения государство может вести экономическую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, по отношению к отдельным отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные меры, противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в бюджет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста цен. Налоговый механизм выполняет также функцию перераспределения доходов граждан, социальной защиты низших слоев общества, выступает регулятором личных доходов населения страны.
Построение налоговой системы, отвечающей интересам государства в целом и его отдельных территорий, возможно лишь при условии, что налогообложение будет способствовать экономическому развитию. Действующая налоговая система Российской Федерации никак не учитывает региональных различий в образовании налоговой базы, в законодательстве отсутствует дифференциация условий налогообложения по регионам. Это проявляется, например, в том, что большинство налоговых льгот носит отраслевой характер и лишь затем «накладывается на отдельные территории в зависимости от размещения на них групп налогоплательщиков». Таким образом, налоговая система изначально создаёт предпосылки для горизонтального неравенства фискальных возможностей субъектов Российской Федерации. Представляется, что формирование модели налоговой системы федеративного государства должно основываться на научно обоснованных положениях о структурном взаимодействии различных компонентов налогообложения и компонентов государственного устройства.
Проблемы налогообложения широко представлены в научной и специальной литературе. Основы современной теории налогов, построения налоговой системы и налогового механизма заложены в трудах таких экономистов, как Л. А. Дробозина, С. В. Барулин, А. Ю. Казак, Л. П. Павлова, В. Г. Пансков, М. В. Романовский, Б. М. Сабанти, Р. Г. Самоев, Т. Ф. Юткина и др. Вопросы налогового реформирования на субфедеральном уровне, в дополнение к уже названным экономистам, рассматривались в работах С. С. Артемьевой, Т. М. Ковалевой, Н. М. Сабитовой, В. И. Самарухи и др. Проблемы налогового контроля поднимаются в трудах А. В. Макрушина, Д. С. Черника, других ученых и налоговиков-практиков.
Цель работы – проанализировать развитие налоговой системы России в 18-20 веках.
Задачи:
- Рассмотреть исторические этапы возникновения налогообложения;
- Охарактеризовать эволюцию налоговой системы в РФ;
- Охарактеризовать концепцию формирования системы прямого налогообложения в условиях модернизирующейся экономики России.
Объект – налоговая система России.
Предмет – развитие налоговой системы России в 18-20 веках.
Методы:
Дипломная работа состоит из введения, основноя части, включающей в себя 3 главы, заключения и списка литературы.