Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

arina_pal 690 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 95 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.02.2018
Данное исследование было посвящено изучению особенностей Я-концепции в пожилом возрасте. Теоретическая и эмпирическая работа, проведенная в рамках данного исследования позволяет сделать следующие выводы. Я-концепция играет важную роль в формировании целостной личности, детерминирует активность субъекта, его отношения с окружающими. Я-концепция не просто предоставляет индивиду знание себя, а помогает выработать эффективные поведенческие стратегии. Формирование Я-концепции начинается с раннего детства, и продолжается в течение всей жизни человека.
Введение

Актуальность исследования. В последние годы все большее и большее значение приобретает проблема эффективной самореализации личности в пожилом возрасте. С одной стороны, это связано с увеличением продолжительности жизни (и особенно – профессиональной жизни) в наше время по сравнению со всеми предыдущими эпохами. С другой стороны отмечается постепенное изменение возрастных рамок зрелого возраста - все большее и большее количество специалистов, изучающих данную проблему, отодвигают границы наступления пожилого возраста и старости. Специалисты связывают это с двумя факторами - более поздним окончанием учебы (и, соответственно, более поздним началом трудовой деятельности), а также с улучшением качества жизни современного человека – питания, медицинского обслуживания, жилищных условий и т.п. Проблема исследования. Несмотря на то, что в русле психологической науки есть такая отрасль как геронтопсихология, усилия исследователей в основном сосредоточены на проблемах детей и молодежи, что неудивительно, поскольку традиционно считается, что именно в эти возрастные периоды наиболее высок риск отклонений в развитии. Проблемы пожилых людей, как правило, находятся на периферии фокуса психологической науки, если они, конечно, не принимают патологического характера. Вместе с тем, существует явный недостаток психологических исследований людей зрелого и пожилого возраста с целью повышения качества их жизни. Цель исследования - выявление особенностей Я-концепции личности пожилых людей. Объект исследования - Я-концепция личности Предмет исследования - особенности Я-концепции личности пожилых людей. Гипотеза исследования: предположили, что существуют специфические особенности Я-концепции личности пожилых людей. В частности: ? Я-концепция личности пожилых людей связана со смысложизненными ориентациями и самоотношением личности; ? Я концепции личности пожилых людей различается у лиц с разной готовностью к возрастным изменениям. Задачи исследования состоят в том, чтобы: 1. Теоретически проанализировать основы исследования Я-концепции личности в психологической литературе; 2. Дать подробный анализ основы исследований Я-концепции в онтогенезе; 3. Дать характеристику особенностей Я-концепции личности пожилых людей; 4. Определить взаимосвязь Я-концепции личности пожилых людей со смысложизненными ориентациями, самоотношением и готовностью к возрастным изменениям. 5. Составить практические рекомендации. Методы и методики исследования: Для решения поставленных в исследовании задач нами были использованы методы теоретического анализа литературы по изучаемой проблеме, методы математико-статистической обработки данных, психодиагностические методы, а также следующие методики: А) Опросник «Готовность к возрастным изменениям» Б) Методика изучения Я-концепции С.Будасси В) Опросник cамоотношения ОСО (В.В.Столин, С.Р.Пантилеев) Г) Методика изучения смысложизненных ориентаций - СЖО (Д.А. Леонтьев) Д) Методика «Шкала психологического благополучия К.Рифф» (адаптирована Н.Н. Лепешинским) Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе Пенсионного Фонда РФ, Отделение по Москве и Московской Области. Время проведения исследования – июнь-ноябрь 2016 года. Характеристика выборки: В исследовании приняли участие 60 пожилых людей в возрасте от 60 до 71 года. Среди них – 30 мужчин (ср. возраст = 63,6 г.) и 30 женщин (ср. возраст = 65,3 г.) Новизна исследования. Определение специфических особенностей Я-концепции пожилых людей в их взаимосвязи со смысложизненными ориентациями, самоотношением и готовностью к возрастным изменениям. Практическая значимость работы. Результаты будут доказательством того, что необходимо проводить психопрофилактическую работу по адаптации людей зрелого и пожилого возраста к возрастным изменениям. Структура работы: Работа состоит из двух глав: теоретической и эмпирической. В теоретической раскрываются основные современные научные представления о Я-концепции личности. В эмпирической главе рассматриваются организация и результаты эмпирического исследования Я-концепции пожилых людей. Так же в работе есть 5 приложений, список литературы, состоящий из более чем 80 источников, в том числе и за последние 5 – 10 лет.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 1.1. Исследование Я концепции личности в российской психологии 1.2. Исследование Я концепции личности в зарубежной психологии 1.3. Проблема классификации пожилого возраста в психологии 1.4. Психологические особенности пожилого возраста в связи с изменениями Я концепции личности 1.5. Выводы по первой главе ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 2.1. Обоснование методов и методик исследования 2.2. Анализ результатов исследования Я-концепции пожилых людей 2.3. Практические рекомендации 2.4. Выводы по второй главе ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. М., 2009. с. 138-144. 2. Агапов, B.C. Сущностная характеристика «Я» - концепции / В.С. Агапов. - М.: МОСУ, МГСА, РПО, 2011. - 40 с. 3. Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии / М. Д. Александрова. – Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. – 136 с. 4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Спб.: Питер, 2010. – 451с. 5. Андреас С. Трансформация Я / С. Андреас; пер. с англ. – Прайм-Еврознак, 2004.– 236 с. 6. Антонова, Н.В. Самоопределение как механизм развития идентичности / Н.В. Антонова, В.В. Белоусова // Вестник МГГУ. Педагогика и психология. – 2011. ? № 2. ? С. 79 - 110. 7. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры /Э. Берн. – СПб. ; Москва : Университетская книга: ACT, 1998. – 398 с. 8. Бернс, Р.Б. Что такое «Я» - концепция / Р.Б. Бёрнс. // Психология самосознания: Хрестоматия. / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: БАХРАХ, 2000. - 392 с. 9. Бернс Р. Я-концепция и воспитание / Р. Бернс; пер. с англ. — М.: Прогресс, 1986. — 423 с. 10. Бороздина Л.В. Особенности самооценки в позднем возрасте / Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова // Психология старости и старения: хрестоматия: учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – С. 135-149. 11. Бороздина Л. В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией Вестн. Моск. Ун-та, сер. 14. Психология. 2011. № 1 12. Визгина, А.В. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин / А.В. Визгина, С.Р. Пантелеев // Вопросы психологии. - 2001. - № 3 - С. 91-120. 13. Глуханюк Н. С, Гершкович Т. Б. Поздний возраст и стратегии его освоения. Изд. 2-е, дополненное - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003, 112 с. 14. Гуткина Н. И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий. Психология личности: теория и эксперимент / Н. И. Гуткина. – М.: Перспектива, 1999. – 345 с. 15. Джеймс У. Личность // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 2: Субъект деятельности. Книга 2. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психология»; Генезис, 2001. С. 251- 260. 16. Дмитрова Т.В. Образ "Я" как регулятор межличностных отношений в юношеском возрасте: дисс. кандидата психолог.наук: 19.00. 01. – К., 1993. – 187с. 17. Ермолаева М. В. Практическая психология старости / М. В. Ермолаева. – М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012. – 320 с. 18. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. — Минск, 2010. — 99 с. 19. Захарова А.В., Андрущенко Т.Ю. Исследование самооценки и самооценки качеств личности // Новые исследования в психологии. — 2011. — № 1/24. — С. 43-44. 20. Зоткин Н. В. Психология пожилого возраста в аспекте психологической и социальной работы : метод. рекомендации / Н. В. Зоткин. – Самара : СамГУ, 1996. – 35 с. 21. Ильин Е.П., Липина А.Н. Динамика характеристик эмоциональной сферы и агрессивности на протяжении периода от юности до старости // Вестник практической психологии образования. 2007. №4. – C. 42-46. 22. Козлова Т.З. Самооценка пенсионеров / Татьяна Захаровна Козлова // Социс. Социологические исследования: Научный и общественно-политический журнал . – М. : Наука, 04/2003 . – N4. – С. 58-63 23. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание /И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 151 с. 24. Кон, И.С. Проблема «Я» в психологии /И.С. Кон // Психология самосознания. Хрестоматия / Под ред. Д.Я. Райгородского. - Самара: Бахрах, 2000. – 96 с. 25. Корчуганова И.П. Профессиональное развитие и поддержка педагогов, работающих с детьми группы риска (Методическое пособие). Под науч. Ред. профессора С.А. Лисицына, С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2006. – 172 с. (с. 71-73) 26. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум; Под.ред. Т.В. Прохоренко. – 9-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 940 с. 27. Краснова О. В. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте / О. В. Краснова, Т. Д. Марцинковская // Психология старости и старения : хрестоматия / сост. О. В. Краснова, А. Г. Лидерс. – М. : Академия, 2003. –С. 183–197. 28. Куненкова, С.А. Критерии, показатели и уровни развития самооценки в структуре «Я»-концепции» / С.А. Куненкова. - М.: МОСУ, МАИ, 2004. - 133 с. 29. Лабунская, В.А. Психология самовыражения и проблема формирования «Я» личности /В.А. Лабунская // Прикладная психология. - 1999. - № 5. - С. 52 – 75. 30. Лазарянц О.В. Социально-психологические особенности переживания одиночества в группах пожилых людей // Дисс. канд. психол. наук: Кострома, 2010 – 201 с. 31. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1975. – 352 с. 32. Леонтьев Д. А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии, 2011, №1. - С. 3-27. 33. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации.– 2-е изд. - М.: Смысл, 2010. –18 С. 34. Майерс Д. Социальная психология / перев. с англ. – СПб.: Питер, 1996. – 684 с.; Социальная психология: Хрестоматия. – М.: Аспект, Пресс, 2003. – 475 с. 35. Малкина-Пых И. Г. Кризисы пожилого возраста / И. Г. Малкина-Пых. – М. : Изд-во Эксмо, 2005. – 368 с. 36. Мишуточкин С.Е., Менумеров А.В., Гребнева А.А. Самооценка и стиль управления у руководителей - государственных служащих // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2011. №9. С.102-106.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКЕ 1.1 Исследование Я концепции личности в российской психологии Как научное понятие «Я-концепция» вошла в область специальной литературы во второй половине ХХ века. Однако до сих пор в научной литературе, как в отечественной, так и в зарубежной, нет его единой трактовки. Я-концепция - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов [11]. Представление о себе не возникает сразу, а складывается постепенно в течение жизни индивида под влиянием многочисленных социальных влияний. Существуют различные взгляды относительно изначального момента или критерия появления самосознания в онтогенезе. Начало становления самосознания И.М. Сеченов связывает с тем моментом, когда ребенок выделяет себя из окружающего мира, начинает отличать самоощущение (которые поступают от собственного тела) от ощущений (которые возникают вследствие воздействия на него окружения). Б. Ананьев считал моментом возникновения самосознания тот период, когда индивид выделяет себя как субъекта своих действий. С.Л. Рубинштейн полагал, что это момент, когда ребенок становится самостоятельным субъектом различных действий. Тогда у него формируются первые представления о своем «Я» [45]. Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время склонное к внутренним изменениям и колебаниям психическое новообразование. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости [16; 60]. Первичная зависимость Я-концепции от внешних воздействий бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах: 1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе. 2. Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, так как у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg