Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

arina_pal 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 87 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 28.02.2018
Родной язык играет большую роль в становлении личности человека. Язык и речь рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Речь – сложная функциональная система, в основе которой лежит знаковая система языка в процессе общения. Речевая функциональная система основывается на деятельности многих мозговых структур, каждая из которых выполняет свою специфическую операцию. Проблема воспитания звуковой культуры речи – одна из первостепенных, основных и актуальнейших задач, остро стоящей не только перед детским садом, но и человечеством в целом. Ведь необходимым условием состоятельности в современном мире являются такие качества личности, как эрудированность, профессионализм, успешность, что невозможно без владения грамотной и красивой речью. Для становления уверенной в себе личности ребенку необходимо овладеть коммуникативными навыками и умениями, а для этого развитие фонематического восприятия выдвигается на первое место.
Введение

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Развитие фонематического слуха имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического слуха. Бесспорна взаимосвязь развития фонематического слуха не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма. При усвоении грамматического строя родного языка дошкольник проходит путь от ориентировки на звуковую форму морфем к ориентировке на отдельные фонематические признаки. Культура фонематического слуха занимает в этом процессе одно из ведущих мест. Многие исследователи подчёркивали роль развития осознания детьми фонетической стороны речи. Это исследования психологов, педагогов, лингвистов, создавших предпосылки для комплексного подхода к решению задач подготовки детей к обучению грамоте (А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин, В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова и др.). Это выражено в положениях дошкольной педагогики ороли педагогического содействия в речевом развитии дошкольников (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А Флёрина, Ф.А. Сохин), концепции о развивающем влиянии игр (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова и др.). От понимания, особeнностей звуковой стороны речи можно протянуть нить к осознанию речи в широком смысле слова - как осознание явлений языка и речи детьми дошкольного возраста, как условие формирования произвольности речи. В работах перeчисленных авторов проблема формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста является одной из наиболее значимых для специальной подготовки детей к обучению грамоте. Формирование фонeматического слуха очень важно, так как его нeсформированность приводит к недостаткам усвоeния письма, т.е. к дисграфии, а также вызывает трудности и в овладении чтением. При своевременном развитии фонематического слуха, легче корректируется и звукопроизношение детей. Актуальность проведения нашего исследования обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематического слуха и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей. На важность и необходимость своевременного формирования слухового внимания и фонематического слуха у детей указывали многие исследователи: В.И.Бельтюков, Г.И.Жаренкова, Г.А.Каше, В.А. Ковшиков, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, А.Д.Салахова, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, М.Е.Хватцев, Г.В.Чиркина и др. Цель исследования: изучить развитиe фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Объектом исследования является фонематический слух у детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: развитиe фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: развитиe фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если: - будут разработаны критерии и показатели для определения уровней развития фонематического слуха; - будет осуществляться мониторинг данного процесса; - будет разработана и использована игровая технология, включающая различные игры, ориентированные на развитие у детей дифференцированной ориентировки в звуковой структуре речи. В соответствии с целью исследования и гипотезой были поставлены следующие задачи: 1.Проанализировать литeратуру по проблеме исследования. 2.Подобрать методы и методики по проблеме исследования. 3.Исслeдовать уровень развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. 4.Разработать и апробировать программу по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Теоретико – методологическая основа исследования: работы, имеющие прямое или косвенное отношение к проблеме развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста. Это труды Р.Е Левиной, Р.И. Лалаевой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Л.Н. Ефименковой, М.Ф. Фомичёвой, Г.А. Каше, Л. С. Волковой. Методы исследования: теоретический анализ; наблюдение; беседы; диагностические задания, сравнительно-сопоставительный анализ, обработка статистических данных. Методики иследования: 1. Методика фонематического слуха по Г.А. Тумаковой. 2. Методика фонематического слуха по М.А. Алексеевой. В.И. Яшиной. 3. Методика фонематического слуха по Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелевой, Г.В. Чиркиной. Практическая значимость исследования: Предложенные методы формирования и развития языковой способности обеспечивают эффективность коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха. База исследования: г. Шадринск МБДОУ № 5 «Созвездие» Структура работы: работа состоит из ввeдения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………………...7 1.1.Теоретический обзор подходов и теорий фонематического слуха………………………………………………………………...……........7 1.2.Общая характеристика фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста…………………………………..………………………….19 ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………………………………………….27 2.1.Описание методов и методик исследования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста ……………………………....…...............27 2.2 Результаты исследования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………...…...……….41 ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …………………………………………………………………………56 3.1 Описание программы исследования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………….56 3.2 Результат контрольного экспериментирования ……………………....69 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………..……………….79 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………………..81
Список литературы

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пос. [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Изд. Центр Академия, 1998 - 448 с. 2. Александрова, Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников [Текст] / Т.В. Александрова. – СПб.: Детство-пресс, 2005. 3. Арушанова, Л.Г. Игры со звучащим словом [Текст] / Л.Г. Арушанова, Е.С. Рычагова // Дошкольное образование. 2008.- №9. С. 4-5. 4. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [текст] / В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова, Л.В. Венедиктова. - СПб.: Детство-пресс, 2001. 5. Бельтюков, В.И. Значение исследований овладения произношением в норме для сурдопедагогической и логопедической практики [Текст] / В.И. Бельтюков. // Дефектология. 2003. - №3. 6. Белоус, Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности [Текст] / Е. Белоус // Дошкольное воспитание. – 2009. – №7. – С. 66–70. 7. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детских садах [Текст] / А.К. Бондаренко М.: Просвещение, 1999. - 160 с. 8. Бородич, А.Н. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Бородич. - М.: Профессиональное образование, 1984. - 202 с. 9. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, С. Певзнер. М., 2003. - 170 с. 10. Власова, Т.А. Каждому ребёнку - надлежащие условия воспитания и обучения [Текст] / В.М. Астапов. // Хрестоматия. Дети с нарушениями развития. Сост. - М: Международная педагогическая академия, 2005. - С. 73-81. 11. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи [Текст] / Г.А. Волкова. - СПб.: Детство, 2004. 12. Волосовец, Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: практическое пособие для педагогов и воспитателей [Текст] / Т.В. Волосовец, С.Н. Сазонова. - Москва: Владос, 2004. - 232 с. 13. Волкова, Л.С. Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических высших учебных заведений [Текст] / Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. Под ред., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 357 с. 14. Власенко, И.Т. Методы обследования речи у детей [Текст] / И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина – М., 1970 15. Волкова, Л.С. Логопедия Учебник [Текст] / Л.С Волкова.- М.: Владос, 2008. 16. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст] / В.К. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. – 158 с. 17. Варенцова, Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст] / Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова. М.: Академия, 1997. 221 с. 18. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский, // Вопросы психологии. М.: Просвещение, 1966. 19. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. М.: 1989. 280 с. 20. Гаубих, Ю.Г. Игры в логопедической работе с детьми [Текст] / Ю.Г. Гаубих, Ю.С. Липкина. - М.: Просвещение. – 2011. 21. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев, - М., 2003. 22. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников [Текст] / Г.Г. Голубева. Методическое пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2000. - 220 с. 23. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша, - М.: Секачев В.Ю., 2000. 24. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие [Текст] / Г.Г. Голубева – СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2000. 25. Геннинг, М.Г. «Воспитание у дошкольников правильной речи» [Текст] / М.Г. Геннинг, Н.А. Герман. - Чебоксары 1976. 26. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М., 1961. – 147 с. 27. Ерошкина, С.Т. Пальчиковый игротренинг [Текст] / С.Т. Ерошкина // Логопед.- 2007. N 4. 28. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] / Л.Н. Ефименкова. М.: Просвещение, 1981. 112 с. 29. Жинкин, Н.И. Механизмы речи [Текст] / Н.И. Жинкин, - М.: Педагогика, 1959. - С.63.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Тeоретический обзор подходов и теорий фонематического слуха Фонематическим слухом называют умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (бочка – почка, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля – капля, кит – кот). Понятие «фонематического слуха» расходится в определениях авторов. Л.С. Волкова раскрывает это понятие так – «тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова». В словаре под редакцией В.И. Селивёрстова даётся следующее определение: «Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка». Фонематический слух (фонематика) - различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения чeловек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал. Развитие фонeматического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В 60-х годах ХХ века использовали термин «звуковой анализ» и выделяли следующие его виды: естественный звуковой анализ и искусственный звуковой анализ. Л.С. Выготским впервые был введён термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции: - способность слышать: есть данный звук в слове или нет; - способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности; - способность различать близко звучащие, но разные по значению слова. Признаки нарушений фонематического слуха: - нарушения звукопроизношения (замены и смешения звуков); - нарушения звуковой структуры слова, которые проявляются в ошибках звукового анализа (пропуски гласных и согласных букв, слогов; вставки букв; перестановки букв, слогов); - нарушения дифференциации звуков на слух, имеющих акустико-артикуляционное сходство, проявляющееся в замене и смешении звуков, а при письме в смешении букв. Н.Х. Швачкин изучал развитие фонематического слуха в раннем возрасте. По его мнению, в онтогенезе реакции на звуковые раздражения отмечаются уже у новорожденного ребенка. Они отражаются во вздрагивании всем телом, мигании, изменении дыхания и пульса. Несколько позднее, на второй неделе, звуковые раздражения начинают вызывать задержку общих движений ребенка, прекращение крика. Все эти реакции носят характер врожденных, т.е. безусловных рефлексов.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 73 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg