1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИКРОКРЕДИТОВАНИЯ
1.1 Понятие и основные положения теории микрокредитования
Во всем мире развитию микрокредитования при¬дается огромное значение, ему отводится роль одного из ключевых инструментов развития малого бизнеса и вовлечения малоимущих в деятельность, позволяю¬щую повысить уровень их доходов. Эффективность этого инструмента уже давно оценена мировым сооб¬ществом. Подтверждением этому является провоз¬глашение Генеральной Ассамблеей ООН 2005 г. Ме¬ждународным годом микрокредитования (резолюция 53/197 от 15 декабря 1998 г.). Предполагается, что проведение этого года будет использовано, прежде всего, для активизации осуществления программ мик¬рокредитования во всем мире. Ассамблея обратилась ко всем, кто занимается деятельностью, связанной с повышением уровня жизни населения, принять до-полнительные меры с тем, чтобы кредиты и связанные с ними услуги, обеспечивающие занятость и повыше¬ние доходов, могли стать доступными для все боль¬шего числа людей, живущих в условиях бедности.
Микрокредитование как вид социальной помощи, направленной на стимулирование трудовой деятельности широких слоев населения, появилось в начале 70-х годов в странах Южной и Юго-Восточной Азии (Бангладеш, Индонезия, Индия). Оно осуществлялось путем предоставления льготных (по низкой процентной ставке, с длительными сроками погашения) кредитов для создания постоянного источника трудовых доходов. Но так как низкая процентная ставка не покрывала даже инфляционных издержек ссудного капитала, возникал эффект “проедания” ресурсов. Субсидированные процентные ставки, призванные поддержать малоимущие слои населения, негативно влияли на состояние финансового рынка и создавали плодотворную почву для развития коррупции. В связи с этим льготные процентные ставки были заменены кредитами на постоянной и легкодоступной основе, созданием таких кредитных продуктов, которые наиболее полно отвечают потребностям бенефициаров.
На первых порах микрокредитование имело очень узкую задачу и использовалось как инструмент решения проблемы бедности в развивающихся странах. Однако по мере накопления опыта в микрокредитовании сфера его охвата и целевая направленность расширялись, и в настоящее время во многих странах оно используется как инструмент поддержки малообеспеченных семей, предоставления финансово-кредитных услуг микропредприятиям, не имеющим пока доступа к традиционным источникам финансирования, содействия малому бизнесу. Актуальность этих трех задач варьируется в зависимости от целей, преследуемых той или иной страной на конкретном этапе своего социально-экономического развития.
Микрокредитование получило широкое распространение в развивающихся странах. Причем инициатива в его использовании здесь исходила, в основном, не от государственных органов, а от неправительственных организаций, которые продолжают удерживать лидирующее положение в данной сфере.
Исследования результатов осуществления программ микрокредитования демонстрируют в целом успешность деятельности кредитных организаций, оказывающих финансовые услуги малообеспеченнным. В данном случае наблюдается сочетание экономического эффекта, обусловленного финансовыми показателями деятельности микрофинансового института и социального эффекта, связанного с повышением уровня жизни клиентов программы.