1 Теоретико-правовые основы института функционального разделения власти
1.1 Возникновение и развитие концепции разделения власти, ее сущность
Теория функционального разделения власти появилась во Франции в середине XVIII века, и прежде всего, ее связывают с борьбой буржуазии с пережитками феодального абсолютизма, который тормозил развитие, как общества, так и государства.
Появление концепции функционального разделения государственной власти связано с именем Шарля Монтескье. В своем фундаментальном научном труде « О духе законов» написанном им в 1748 году, Монтескье привел результаты продолжительного исследования политико-правовых установок ряда государств и пришел к выводу, что «свобода возможно при любой форме правления, если в государстве властвует право, гарантированное от нарушений законности посредством функционального разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, которые взаимно сдерживают друг друга» . Исходя из этого, можно говорить о том, что цель данной теории – создание правого государства и обеспечение политических прав для граждан государства.
Теория функционального разделения власти возникла не на пустом месте, она явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в XVII веке в Великобритании. Теория функционального разделения власти стала частью начинавшей тогда формироваться теории правового государства. В самом начале данной работы была поставлена цель, а именно необходимо было понять, какие меры обязаны предпринимать государственные служащие, чтобы урегулировать и предотвратить наступления конфликта интересов, считаю, что данная цель была достигнута в данной работе. Были описаны основные способы, которые существует для урегулирования конфликта интересов, и какие меры необходимо предпринимать государственному служащему для предотвращения наступления конфликта интересов.
На мой взгляд, принцип функционального разделения власти имеет очень важное значение для правового государства, так как «реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного обеспечить столь необходимое для цивилизованного гражданского общества правление правового закона и непредвзятое правосудие» .
Теперь считаю важным провести анализ положений теории Шарля Монтескье.
Во-первых, существует три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Они должны быть распределены между разными государственными органами, чтобы власть не сконцентрировалась в рамках одного государственного органа, так как это может привести к злоупотреблению властью, а, следовательно, нарушится эффективная работа государственного механизма.
Каждая ветвь власти предназначена для осуществления определенных функций государства. Основное назначение законодательной власти – «выявить право и сформулировать его в виде положительных законов, обязательных для исполнения всех граждан государства» . «Исполнительная власть в свободном государстве предназначена для исполнения законов, устанавливаемых законодательной властью» . «Задача судей в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона. Судебная власть карает преступления и разрешает столкновения интересов частных лиц» .
Однако, согласно Монтескье, когда органы государственной власти действуют самостоятельно, речь идет не об абсолютном обособлении, а лишь об относительной их самостоятельности и одновременном тесном взаимодействии друг с другом, осуществляемом в пределах их полномочий, что, на мой взгляд, полностью отражает современный принцип функционального разделения власти.