1. Объект и предмет социологии как науки. Место социологии в системе социальных и гуманитарных наук. Социологическое знание и его структура. Социальные и культурные функции.
2. Социальное действие, его структура. Типология социальных действий. Социальное взаимодействие.
3. Общество как социальная система. Социетальная и социальная системы. Теории социальной структуры общества. Основные подходы.
4. Социальные общности и группы. Типологизация социальных групп общностей. Социальные классы. Признаки класса. Классовая структура доиндустриальных, индустриальных и постиндустриальных обществ.
5. Социальное неравенство и социальная стратификация. Показатели социального неравенства. Понятие социального слоя (страты). Типы социальной стратификации (классовые, статусные, элитные). Исторические типы социальной стратификации
6. Понятие социального института, его характеристики и составляющие. Социальный институт как компонент социальной структуры. Типология социальных институтов
7. Социальная мобильность: типы, каналы, механизмы и факторы. Показатели социальной мобильности в различных социальных системах
8. Социальный конфликт, его понятие и структура. Типология конфликтов и их причины. Стадии развития и способы разрешения конфликтов
9. Социальные изменения: понятие и формы проявления. Типология социальных изменений. Управление социальными изменениями
10. Позитивизм в истории социологической мысли XIX в. Основные представители. Соотношение позитивизма и органицизма
11. Структурно-функциональный анализ в социологии. Периодизация и основные представители. Т.Парсонс и его теория структурно-функционального анализа: основные понятия
12. Символический интеракционизм: основные идеи и основные представители. Структура процесса интеракции и теории «зеркального я» Дж.Мида
13. Феноменологическая социология. Основные представители. Социологическая теория А.Шутца: основные понятия
14. Становление и этапы развития Франкфуртской школы. Основные представители и основные идеи
15. Российская социология XIX – начала XX вв. Основные школы и представители русской социологической мысли
16. Понятие методологии в науке. Уровни методологического знания: философский, общенаучный, частнонаучый. Логико-методологическая функция социологической теории. Понятие методологии и методики социологического исследования
17. Исследование парадигмы: принципы и схемы исследовательских процедур. Выбор парадигмы и его обоснование как методологическая проблема
18. Понимание программы социологического исследования, ее функции, этапы разработки и реализации. Построение концептуальной модели и операционализации исходных понятий при разработке программы социологического исследования
19. Способы выборки в социологическом исследовании. Принципы их осуществления
20. Методы сбора социологической информации. Классификация, особенности применения и осуществления
21. Социологические организации как наука. Объект, предмет и основные понятия социологии организации
22. Управленческий труд. Умственный, косвенно производительный труд и работа с людьми. Функциональное, иерархическое, должностное, квалификационное, профессиональное, технологическое разделение управленческого труда
23. Организация как система. Взаимозависимость элементов организации
24. Клиентная среда организации. Организация в современной конкурентной среде
25. Организация как объект управления в трудах Ф.Т.Тейлора, А.Файоля, Т.Форда, Э.Мейо и др.
26. Организация и макросоциальная среда. Миссия организации
27. Теория организации в трудах Э.Дюркгейма, И.Вебера, Т.Парсонса
28. Корпорация. Кодекс корпоративного управления. Корпоративная культура
29. Правовые и экономические основы функционирования организации
30. Функционирование организации на международном рынке. Многонациональные корпорации и особенности построения системы управления
31. Вклад российских ученых в развитие социологии организаций: П.Сорокин, Д.И. Гвишиани, В.Г. Подмарков, А.И.Пригожин
32. Нововведения в организации. Социологическое исследовании сопротивления персонала нововведениям в организации
33. Эволюция человеческих сообществ и организационных систем (община, античный, феодальный, капиталистические (рыночные) и социалистические типы организаций)
34. Управление качеством организации. Ограничения, нормы и стандарты как основания системы управления организацией
35. Современные тенденции развития организаций: рыночные, государственные и некоммерческие организации
36. Социальное программирование. Программирование как метод прикладной социологии. Методологические подходы к исследованию социальной динамики
37. Внутренняя среда организации. Экономическая и социальная подструктура организации. Структурно-функциональный подход к анализу деятельности организации
38. Социальное проектирование и технологии реализации проектов. Системные основания проектирования.
39. Виды организационных структур (линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизионная и матричная). Этапы жизненного цикла организации
40. Социальное прогнозирование. Предмет и объект социологического прогнозирования (цивилизация, общество, социальная группа)
41. Поиск, адаптация и аттестация персонала организации. Построение карьеры работника организации
42. Принятие управленческих решений. Организационные, запрограммированные, интуитивные решения. Этапы принятия управленческих решений
43. Формы организации бизнеса. Индивидуальное предпринимательство, товарищества, общества, кооперативы и д.р.
44. Целеполагание и стратегическое управление. Формации социального управления. Социальная ответственность и этика менеджмента. Планирование, организация, взаимодействие, контроль за исполнением решений
45. Организационная культура. Прагматический и феноменологический подход к анализу оргкультуры
46. Управление социальным развитием предприятия. План социального развития предприятия. Методология и методика социального планирования
47. Нравственные основы организации и социальная ответственность бизнеса
48. Руководство и лидерство. Формальные и неформальные группы. Социальные аспекты власти
49. Менеджмент как наука и искусство. Менеджмент в системе управления
50. Школы научного управления (Ф.У. Тейлор, А.Файоль). Теория человеческих отношений. Хотторнский эксперимент (А.Маслоу, Ф.Херцберг)
51. Теория социального действия. Бюрократия как идеальная и эффективная система управления (М.Вебер)
52. Основы общей теории систем. Предпосылки системного подхода в управлении (Г.Спенсер, А.А.Богданов, Берталанфи, Дж.Миллер)
53. Структурно-функциональный (Э.Дюркгейм, Б.Малиновский) и ситуационный (П.Друкер) подходы в управлении
54. Построение организаций. Проектирование и создание организационных структур
55. Персонал организации. Поиск, собеседование, адаптация и аттестация персонала в организации. Рынок рекрутиногвых услуг.
56. Исследование сопротивления персонала нововведениям в организации: технические причины – отсутствие ресурсов, коммуникаций, разобщенность организации, неопределенность целей и результатов, отсутствие планов; политические причины сопротивления изменениям)
57. Функции руководителя: планирование, организация, координирование, мотивирование, контроль. Различия между менеджером и предпринимателем
58. Влияние внешней среды на стиль и методы руководства. Адаптация организации к реальной внешней среде. «Прозрачный», «серый» и «теневой» стиль ведения дел и предпринимательства
59. Социологическая служба предприятия. Управление социальным развитием предприятия. Исследование отношения персонала к системе управления организацией
60. Стратегическое планирование развития организацию Социальная ответственность бизнеса. Нравственные принципы ведения предпринимательской деятельности
61. Информирование персонала и акционеров о деятельности администрации. Состав и роль совета директоров
62. Неопределенность и риск в разработке управленческих решений. Физическая, аналоговая и математическая модель в процессе разработке управленческих решений
63. Управление проектами. Социолого-маркетинговые исследования и их роль для экспертной оценки проекта
64. Социометрические исследования в организации (Морено). Формальный и неформальный лидер. Ядро сплоченности в неформальной организации. Построение орбиты межличностных отношений
65. Социальные проблемы: понятие и классификация. Значение социальных целей в управлении. Программно-целевое планирование в неформальной в управлении социальными процессами
66. Юридическая и социальная ответственность в деятельности менеджмента организации
67. Корпорация как организация. Кодекс корпоративного поведения. Внедрение кодекса корпоративного поведения в деятельность компании
68. Системно-структурный подход к пониманию корпорации и корпоративного управления (системы «дальнего и ближнего» окружения, внутренняя подсистема корпорации)
69. Взаимодействие корпорации и стейкхолдеров (Г.Саймон). Национальные модели управления корпорацией
70. Управленческое консультирование. Рынок консалтинговых услуг. Основные направления управленческого консультирования организации