Во всех странах мира люди проводят различия между собой и другими людьми, собой и группами людей. Люди учатся находить связь между этими отличиями с качествами друг друга или же их отношения к какой-либо группе.
В различных культурах существуют определенные отличия в поведении, чувствах людей между собой. Суть этого различия скрывается в индивидуальной роли каждого человека в сравнении с ролью в коллективе.
Значительная часть современного человечества живет в таких обществах, в которых интерес в группе в целом доминирует над интересом к каждой личности.
Отсюда следует, что коллективизм — это тип мировоззрения, согласно которому в формировании решений делается упор на важности коллектива. Он означает заинтересованность людей в крепко сплоченных группах, сообществах.
Коллективная идентичность – важный социально-психологический комплекс человеческой психики, который выражается в соотнесении себя с какой-либо социальной группой. Принцип соотнесения может быть выстроен по этнической, классовой принадлежности и т.п.
На базе коллективной идентичности, где отражено сознание группы, проявляется соотношение, выражаемое в солидарности к «своим» и в разобщенности с «чужими».
Степень влияния коллективизма на личность определяется доброжелательным, заботливым отношением к внутреннему миру индивидуума. Так на основании этого развилась коллективистская концепция педагогического воспитания, целью которого было привить чувство коллективизма еще с детского возраста.
Суть воспитания коллективизма заключается в том, что человек должен быть озадачен, в первую очередь, проблемами общества, коллектива, в котором находится, должен стремиться помочь решить какие-либо проблемы, здесь возникающие. Личность должна научиться мыслить не как отдельный индивидуум, а как неотделимая часть коллектива.
Различают горизонтальный и вертикальный коллективизм. Согласно им, жизнь общества, его интересы и взгляды должны быть на первом месте у каждого человека. А индивидуальность каждой личности, ее отдельные привычки и взгляды в коллективизме не рассматриваются, так как индивидуализм является противоположностью коллективизма. Вот именно это противоречие я и рассмотрела в своей работе! Именно на эту тему я и провела исследование, главной целью которого являлось изучение коллективизма, его роли в современном мире!
Актуальность данной работы заключается в том, что коллективизм характерен для современного российского общества, в котором управленческие решения принимаются руководителем, как правило, единолично. Особенно актуальна эта проблема в профессиональном становлении современной российской молодежи, так как именно молодежь продолжит развитие коллективизма в современном обществе.
Объекты исследования — горизонтальный и вертикальный коллективизм как культурные синдромы.
Предмет исследования — изучение вертикального и горизонтального коллективизма.
Цель исследования — обосновать и определить роль горизонтального и вертикального коллективизма на формирование и развитие современного общества.
Задачи данной работы:
1) Изучить теоретическую и научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2) Раскрыть содержание и сущность основных понятий;
3) Проанализировать основные виды коллективизма;
4) Провести исследование раскрытия роли горизонтального и вертикального коллективизма на формирование и развитие современного общества;
5) Проанализировать полученные результаты исследования;
6) Обобщить психолого-педагогический опыт по проблеме исследования.
Для решения поставленных задач нами были использованы следующие методы:
? теоретические (изучение и анализ психологической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования);
? эмпирические (изучение и анализ статей по данной проблеме, обобщение психолого-педагогического опыта преподавателей).
База исследования — Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
Структура данной работы: курсовая работа состоит из введения, двух основных разделов, заключения и списка использованных источников.
Во введении определяется актуальность темы исследования, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
В первом разделе «Горизонтальный и вертикальный коллективизм» рассматриваются содержание и сущность основных понятий, основные виды коллективизма в современном обществе и их признаки.
Во втором разделе «Измерение вертикальности и горизонтальности в коллективизме» проводится исследование роли вертикального и горизонтального коллективизма на формирование и развитие современного общества на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского».
В заключении приводятся выводы, сделанные в ходе исследования.
Список использованных источников содержит 10 наименований книг, учебной, методической литературы, периодических изданий и Интернет-ресурсов.