Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологические особенности неуспеваемости младших школьников

zagitova_ella 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 54 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.06.2020
Одна из актуальнейших проблем современной школы – проблема повы-шения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоления школьной неуспеваемости.
Введение

Актуальность данного исследования заключается в том, что проблема неуспеваемости младших школьников является одной из важнейших проблем современной школы. Многообразие и различность теоретических разработок исследователей в этой области отражают отсутствие конкретного взгляда на данный аспект. В связи с чем, исследования в этой области должны продол-жаться, имея при этом теоретическое и практическое значение. Успеваемость в процессе обучения школьника любого возраста имеет большое значение по отношению к личности ребенка, так как особенности протекания данного процесса и уровень успеваемости оказывают влияние на внутреннее состояние ученика и его внешнее поведение. Такие характеристики личности, как самооценка, учебная мотивация, показатели тревожности, несомненно, связаны с уровнем успеваемости младшего школьника. Неуспеваемость ребенка рассматривается многими педагогами и психо-логами как результат сложного взаимодействия определенных сторон его личности и тех или иных особенностей познавательных процессов. В психолого-педагогической практике известно понятие «обучаемости», под которым понимается «восприимчивость к усвоению знаний». Детей с низкой восприимчивостью к усвоению знаний принято называть детьми с пониженной обучаемостью и отличать от детей с высокой обучаемостью и умственно-отсталых детей. Нас интересовали последствия неуспеваемости в обучении младшего школьника относительно его личностных характеристик, состояния личности в целом. В связи с этим проблемой нашего исследования стало выявление психо-логических последствий неуспеваемости в обучении младших школьников. Теоретической основой исследования стали труды: Л. С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной, А.К. Марковой, Л.Ф. Обуховой, Ю.З. Гильбуха, А.Ф. Ануфриева и др. Цель курсовой работы – выявить психологические особенности неуспеваемости у младших школьников в процессе обучения, проанализировать пути их преодоления и профилактики. Задачи курсовой работы: - раскрыть содержание понятия «неуспеваемость», как проблемы педаго-гики; - рассмотреть психологические и возрастные особенности неуспеваемо-сти в младшем школьном возрасте в процессе обучения; - рассмотреть психолого – педагогическую типологию неуспевающих школьников; - подобрать диагностические методы для исследования; - исследовать и проанализировать психологические особенности неуспе-ваемости в процессе обучения младших школьников 3-ого класса МБОУ г. Нягань «СОШ № 6» им. А. И. Гордиенко; - рассмотреть и проанализировать пути преодоления и профилактики неуспеваемости в МБОУ г. Нягань «СОШ № 6» им. А. И. Гордиенко. Методы: - теоретический анализ психолого-педагогической литературы; - беседа с педагогом 3 «а» класса МБОУ г. Нягань «СОШ № 6» им. А. И. Гордиенко и наблюдение за учебной деятельностью младших школьников; - Методика «Заучивание 10 слов»; - Методика «Корректурная проба» (Тест Бурдона); - Методика «Графический диктант». Гипотеза: учитель может оказать помощь в преодолении трудностей, возникающих у школьников в учебной деятельности, зная конкретные причины этих трудностей, строя развивающие работы на этой основе. Объект исследования – младшие школьники 3-го класса МБОУ г. Нягань «СОШ № 6» им. А. И. Гордиенко. Предмет исследования – особенности школьной неуспеваемости младших школьников. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Содержание

Введение 3 1. Теоретические аспекты психолого – педагогических исследований неуспеваемости младших школьников в отечественной и зарубежной литературе 5 1.1. Теоретическое исследование содержания понятия «неуспеваемость» школьников, как проблемы педагогической науки, причины ее возникновения 5 1.2. Психолого – педагогическая типология неуспевающих школьников 13 1.3. Подходы и методы направленные на преодоление неуспеваемости у младших школьников 19 2. Эмпирическое изучение психологических особенностей неуспеваемости в процессе обучения младших школьников 3-го класса МБОУ г. Нягань «СОШ № 6» им. А. И. Гордиенко 25 2. 1. Характеристика образовательного учреждения и контингента обучающихся 25 2.2. Описание проведения констатирующего эксперимента, результаты и их интерпретация 30 2.3. Основные пути преодоления и профилактики неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности в МБОУ г. Нягань «СОШ № 6» им. А. И. Гордиенко 42 Заключение 48 Список использованных источников: 50 Приложение 1 54
Список литературы

1. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян // Молодой ученый. — 2014. — №14. — С. 243 - 244. 2. Акушева Н. Г. Причины и пути преодоления неуспеваемости младших школьников / Н. Г. Акушева, О. А. Тузовская // Педагогика и психология: Ак-туальные вопросы теории и практики. – 2016. - № 1 (6). – С. 239 – 241. 3. Бабанский, Ю. К. Об изучении причин неуспеваемости школьников / Ю. К. Бабанский. – М.: Академия, 2012. – 290 с. 4. Бабинский Ю.К. Педагогика: Учебное пособие. — М.: АСТ, 2016. — 340 с. 5. Бударный, А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. Канд. Дис. [Текст] / А.А. Бударный. - М.: Просвещение, 2005. - 521 с. 6. Вавьилов, Ю. П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников / Ю. П. Вавилов // Ярославский педагогический вестник. – 2016. - №2. – С. 19 – 24. 7. Габай, Т. В. Педагогическая психология / Т. В. Габай. - М.: Академия, 2014. – 240 с. 8. Данилов М., Малинин В. Методологические основы построения педагогической теории. // Сов. педагогика. – 1972. – №2. [Цит. по кн.: Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения (Методол. анализ). – М.: Педагогика, 1977] 9. Кондрашов А.А. Влияние психологического климата в коллективе на успеваемость младших школьников / А.А. Кондрашов, М.В. Фалей // Науч-ные исследования: от теории к практике : материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 30 апр. 2015 г.). В 2 т. Т. 1 / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 222-224. – ISBN 978-5-906626-75-2. 10. Костенкова Ю.А. Понятие школьная неуспеваемость в современной https://educ.wikireading.ru/6014 (дата обращениянауке.// Вики Чтение.23.12.18) 11. Коменский Я.А. Великая дидактика / Коменский Я.А. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 321 с. 12. Лаврик, О. В. Учебная мотивация «отличников» и слабоуспевающих школьников / О. В. Лаврик // Наука вчера, сегодня, завтра: сборник статей по материалам XIV международной научно-практической конференции. — № 7 (14). — Новосибирск: изд-во «СибАК», 2014. — 86 с. — С. 40 – 44. 13. Милицына С. К. Преодоление школьной неуспеваемости // Моло-дой ученый. — 2018. — №45. — С. 262-264. — URL https://moluch.ru/archive/231/53444/ (дата обращения: 03.05.2019). 14. Меретукова З. К., Полушина Н. А. Неуспеваемость школьников как проблема педагогической науки и образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2016. No3 URL:https://cyberleninka.ru/article/n/neuspevaemost¬shkolnikov¬kak¬(183). problema¬pedagogicheskoy¬nauki¬i¬obrazovaniya (дата обращения: 13.12.2018). 15. Мирошниченко А.А. Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема / А.А. Мирошниченко, А.А. Филиппова, В.В. Елисеева // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 23 окт. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. – С. 202-203. – ISSN 2411-8117. 16. Мирошничекно А. А., Филиппова А. А. Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема. // Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Москва. 2015. С. 1–4. 17. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для вузов / В. С. Мухина. - М.: Академия, 2012. - 655 с. 18. Непрокина, О. А. Особенности познавательных процессов как при-чина неуспеваемости учащихся / О. А. Непрокина, С. В. Непрокин // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 36 - 38. 19. Осипова, Е. Н. Психолого-педагогические причины неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности и пути их преодоления / Е. Н. Осипова, Е. А. Яковлева // Теория и практика начального общего образования. – 2012. – С. 159 – 162. 20. Рачеева Ю. О. Тревожность и мотивация к учению как факторы школьной неуспеваемости. // Научные исследования и разработки молодых учёных. Новосибирск. № 10, 2016. С. 92–96. 21. Самохин, И. С. Неэффективный интерес к учёбе в школьном воз-расте / И. С. Самохин // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 856 - 859. 22. Сичинава А. В. Методологические вопросы школьной неуспеваемости. // Академический вестник академии социального управления. Москва. № 2 (20), 2016. С. 65–75. 23. Тончева, А. В. Причины неуспеваемости современных школьников / А. В. Тончева // Вестник Чувашского университета. – 2012. - № 1. – С. 181 – 186. 24. Туртулова, Р. В. Формирование положительной учебной мотивации у школьников / Р. В. Туртулова, Э. А. Мырзаканова, Д. А. Аралбекова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 146 - 149. 25. Тюменцева Т.Д. Преодоление неуспеваемости младших школьни-ков как психолого-педагогическая проблема / Т.Д. Тюменцева, П.А. Капустина // Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 28 мая 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 28-31. – ISBN 978-5-9500127-1-6. 26. Чепурная Д. Д. Школьная неуспеваемость и пути её преодоления. // Новая наука: теоретический и практический взгляд. Уфа. № 4–3 (75), 2016. С. 88–90. 27. Чикишева, О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О. В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 90 - 92. 28. Цетлин В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В. С. Цетлин. — М.: Педагогика, 2017. — 120 с 29. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для бакалавров / И. В. Шаповаленко. - М.: Юрайт-М, 2012. - 567 с. 30. Ярославский педагогический Вавилов Ю. П. Проблемы учебной неуспеваемости школьников //URL:No2.вестник.2016. https://cyberleninka.ru/article/n/problemy¬uchebnoy¬neuspevaemosti¬shkolnikov (дата обращения: 13.12.2018).
Отрывок из работы

1. Теоретические аспекты психолого – педагогических исследований неуспеваемости младших школьников в отечественной и зарубежной литературе 1.1. Теоретическое исследование содержания понятия «неуспевае-мость» школьников, как проблемы педагогической науки, причины ее возникновения По проблеме неуспеваемости имеется обширная литература, как в нашей стране, так и за рубежом, накоплен ценный практический опыт, сделан ряд об-щих выводов, уже не нуждающихся в доказательстве. Установлено, в частно-сти, что неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуаль-ными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий 'советская педагогика признает обучение и воспитание детей в школе. Исследование проблемы все более связывают с широким кругом соци-альных вопросов, предполагая использование данных всех наук о человеке, индивиде, личности. На данный момент времени ощущается острая необходи-мость систематизации разнообразных и разноплановых материалов об условиях, порождающих неуспеваемость, и путях ее преодоления. Подобная систематизация с установлением всех существенных связей — дело всей педагогики, и не только педагогики.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 15 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Психология, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Психология, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Психология, 27 страниц
324 руб.
Курсовая работа, Психология, 23 страницы
276 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg