Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

zagitova_ella 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 77 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.06.2020
Проведенная нами исследовательская работа состояла из двух частей: теоретического обоснования темы исследования и эмпирического изучения данной проблемы. В первой главе мы представили теоретические обоснование проблемы влияния самооценки на уровень эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Были описаны особенности формирования эмоционального интеллекта и самооценки у детей.
Введение

Дошкольное детство – самый ответственный период психического развития ребенка. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание, включающее в себя образ собственного «Я» (Я-концепция), самооценку и уровень притязаний, мотивационную сферу (потребности, интересы, направленность). Главным элементом самосознания, является самооценка (Н.Н. Чеснокова). Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка, особенно в старшем дошкольном возрасте в связи с переходом к школьному обучению, т. к. в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Старшие дошкольники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания. Самооценка – это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Самооценка является системообразующим ядром индивидуальности личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта. Роль самооценки подчеркивали многие зарубежные и отечественные исследователи – Р.Бернс, К.Роджерс, М.Шебек; Л.И.Божович, Л.Н.Корнеева, Ю.М.Орлов, Д.Б.Эльконин и многие другие. Проблемой диагностики самооценки занимались С.Я.Рубинштейн, В.Г.Щур. Исследованием влияния социального окружения на развитие самооценки занималась О.А. Белобрыкина. Важную роль самооценки в структуре самосознания и Я-концепции отмечали И.С. Кон, Г. Крайг и другие. Формируясь в раннем детстве, самооценка длительное время остается довольно пластичной, что позволяет создать некоторые условия для ее изменения в случае нарушения адекватности и позитивности. Формирование адекватной самооценки непосредственно связано с проблемами воспитания, обучения и развития. Наше исследование посвящено изучению влияния самооценки на эмоциональный интеллект детей старшего дошкольного возраста. Актуальность исследования связана с тем, что дошкольный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи и эффективно строить межличностные отношения. Актуальность исследования взаимосвязи самооценки и степени развитости эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте определяется недостаточной изученностью данного вопроса. Однако отмечается тот факт, что без достаточной развитости эмоционального интеллекта дети не могут адекватно использовать разные способы межличностного взаимодействия для дальнейшего своего развития. Изучением эмоционального интеллекта занимались многие отечественные и зарубежные психологи: Р. Бар-Он, Д. Гоулмен, Дж. Мэйер, Д. Карусо, П. Сэловей, Д.В. Ушаков, Люсин и другие. Они рассматривали эмоциональный интеллект как способность воспринимать, понимать свои и чужие эмоции, управлять своими эмоциями. Осознание собственных эмоций и эмоций других людей детьми рассматривали Г.М. Бреслав, Е.И. Изотова, М.И. Лисина, Я.З. Неверович. Распознавание эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения связей с окружающим миром. Особенно это актуально для детей малообщительных, с заниженной самооценкой, у которых слабо развита способность понимать свои и чужие эмоциональные состояния. Объект исследования: особенности структуры самосознания детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: влияние самооценки на уровень развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим целью нашего исследования является выявление влияния самооценки на уровень развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи исследования: 1) теоретическое обоснование проблемы влияния самооценки на уровень развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста; 2) изучение особенностей самооценки детей старшего дошкольного возраста и уровня развития их эмоционального интеллекта; 4) анализ результатов исследования и установление связи между самооценкой детей и особенностями их эмоционального интеллекта; 5) разработка рекомендаций для воспитателей и родителей по формированию адекватной самооценки у детей и развитию их эмоционального интеллекта. Гипотеза исследования: анализ психолого-педагогической литературы позволил предположить, что уровень развития эмоционального интеллекта в старшем дошкольном возрасте зависит от уровня самооценки: дети с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень эмоционального интеллекта. База исследования: экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ города Москвы «Школа 1357 «На Братиславской». Выборку составили дети старшего дошкольного возраста в количестве 40 человек. Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3 Глава I. Теоретическое обоснование проблемы влияния самооценки на уровень эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………………………….7 1.1. Понятие самооценки и ее особенности в старшем дошкольном возрасте ………………………………………………………………...7 1.2. Понятие эмоционального интеллекта и его исследования в психологической литературе ………………………………………...18 1.3. Особенности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………..25 Выводы по главе I……………………………………………………………….31 Глава II. Экспериментальная работа по выявлению влияния самооценки на уровень эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………………33 2.1. Описание методики эксперимента……………………………………33 2.2. Выявление влияния самооценки на уровень эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста ………………...40 2.3. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по развитию эмоционального интеллекта у старших дошкольников…………….53 Выводы по главе II……………………………………………………………....56 Заключение……………………………………………………………………….59 Список использованных источников…………………………………………...62 Приложения……………………………………………………………………...67 Приложение 1…………………………………………………………………….68 Приложение 2…………………………………………………………………….69 Приложение 3…………………………………………………………………….70 Приложения 4……………………………………………………………………71 Приложение 5…………………………………………………………………….72
Список литературы

1. Андреева, И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева //Вопросы психологии - 2007. - № 5. - С. 57-65. 2. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии - 2006. -№ 3.- С. 187-192. 3. Андреева, И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» / И.Н. Андреева //Вопросы психологии. – 2009. - №5. – С. 83-95. 4. Барабанщиков, В.А. Исследование восприятия эмоционального состояния по выражению лица /В.А. Барабанщиков, Т.Н. Малкова // Проблема общения в психологии. – Москва : Наука, 1981. с. 121-132. 5. Баркан, А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка / А.И. Баркан.— Москва : Аст-Пресс, 1999. 6. Борисова, А.А. Эмоциональный облик человека и психологическая проницательность// Особенности познания и общения в процессе обучения.- Ярославль, 1982. 7. Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – 3-е изд., стер. – Москва : Смысл; Издательский центр «Академия», 2007. 8. Былкина, Н.Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе/ Н.Д. Былкина, Д.В. Люсин // Вопросы психологии -2000, №5. - С.57-63. 9. Васильев, И.А. Место и роль эмоций в психологической системе /И.А. Васильев// Вестник МУ Сер.14 Психология. – 2008. - №2. – с.113-127. 10. Вилюнас, В. Психология эмоций: Хрестоматия /Вилюнас Витис. – Санкт-Петербург : Питер, 2006. 11. Гармаева, Т.В. Диагностика особенностей активизации механизмов произвольного кодирования эмоций //Психолог в детском саду. – 2008. № 3. 12. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях // Собр. Соч. Т.4. - М.,1984. 13. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии/ Т.П.Гаврилова // Вопросы психологии - 1975. № 2. С. 147-156. 14. Гаврилова, Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 1997. 15. Гоулман, Д.Р. Бояцис, Энни Макки. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. – Москва : Альпина Бизнес Букс, 2005. - С.266—269. 16. Ермолаева, М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников: уч. пособие / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – Москва : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. 17. Изард, К.Э. Психология эмоций /К.Э. Изард. – Санкт-Петербург : Питер, 2006. 18. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова - Москва: Академия, 2004. 19. Изотова, Е.И. Эмоциональные представления как фактор психического развития детей дошкольного возраста: автореферат. дисс. канд. психол. наук. – Москва, 1994. 20. Запорожец, А.В. Психическое развитие ребенка. Избранные психологические труды в 2-х тт. Т. 1. – Москва : Педагогика, 1986. 21. Захарова, А.В. Структурно-динамическая модель самооценки / А.В. Захарова // Вопросы психологии. - 1989. - № 1. - С.5-14. 22. Захарова, Е.И. Развитие личности в ходе освоения родительской позиции // Культурно-историческая психология. –2008. –№2. –C. 24-29. 23. Зубова, Л.В. Роль семейной педагогики в становлении личности ребенка // Вестник ОГУ.- 2002. № 7. С. 54-65. 24. Калинина, Р. Программа развития эмоциональной сферы дошкольников //Шк. психолог: Прил. К «ПС» - 2001. - №19. 25. Карпекина, Н. Развитие эмоций у детей старшего дошкольного возраста //Шк. психолог: Пр. к «ПС». – 2002. - №5. 26. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие дошкольника./ С.Н. Каппова, Л.Г. Лысюк. - Москва, 1986. 27. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова - М.,2002. 28. Коломинский, Я.Л., Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько - Москва, 1988. 29. Коноваленко,С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5 – 9 лет. / С.В. Коноваленко. - Москва, 2001. 30. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. / Н.Л. Кряжева. - Ярославль, 1994. 31. Кузьмина, В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье. Автореф. дис... канд. психол. наук. — Нижний Новгород, 1999. 32. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий – Москва : ТЦ «Сфера», 2001. 33. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка. Москва—Воронеж : Ин-т практической психологии, НПО «МОДЭК», 1997. 34. Першина, Л.А. Возрастная психология. – Москва : Академический проспект, 2004. 35. Прусакова, О.А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста /О.А. Прусакова, Е.А. Сергиенко// Вопросы психологии. – 2006. - №4. 36. Психология: Словарь/ под ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского - М.,1990. 37. Практикум по возрастной психологии/под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – Санкт-Петербург : Речь, 2001. 38. Приходько, А.И. Проблема эмоций в зарубежной социальной психологии /А.И. Приходько // Вопросы психологии. – 2009. - №1. – С.141-152. 39. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии, 1996, №6, с.76. 40. Размыслов, П.И. Эмоции младших школьников //Психология младшего школьника. - Москва,1960. 41. Робертс, Р.Д., Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р.Д. Робертс, Дж. Меттоюс, М. Зайднер // Психология. Т 1, №4. С. 3-26 2005. 42. Руководство для воспитателя детского сада / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. — Москва : Просвещение, 1993. С. 42–44. 43. Савонько, Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентация на самооценку и на оценку другими людьми // Изучение мотивации поведения детей и подростков / под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. – Москва : 1972. 44. Сапогова, Е.Е. Культурный социогенез и мир детства. – Москва : Академический проспект, 2004. 45. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - Спб.: ООО «Речь», 2004. 46. Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям /Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. 47. Столяренко, Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону : «Феникс», 2001. 48. Степанова, В.А. Выражение чувств и эмоциональных состояний состояний у детей дошкольного возраста //Журнал прикл. психологии. – 2005. - №5. 49. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / Г.А. Урунтаева – Москва : Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с. 50. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Москва—Воронеж, 1995. 51. Зайцев С.В. Ситуация выбора как средство диагностики учебной мотивации и самооценки у младших школьников// Вопросы психологии. – 2009. - №5. – 182с.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы влияния самооценки на уровень эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста 1.1. Понятие самооценки и ее особенности в старшем дошкольном возрасте Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка – это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе [42]. Системообразующим и интегративным ядром индивидуальности является самооценка личности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека, играет существенную роль в организации взаимоотношений с окружающими людьми. Самооценка обеспечивает не просто приспособление к окружающему миру, а реализацию сознательной активности личности, ее профессиональное и нравственное становление. Иными словами, самооценка во многом определяет успешность социальной адаптации, самореализации и социализации человека в целом [51].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg