Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

zagitova_ella 750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 27.06.2020
Анализ литературных источников позволил нам сделать вывод о том, что социальный интеллект представляет собой способность, сочетающую в себе комплекс интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт. Он включает в себя определенный уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции, обусловливает интерпретацию социальной информации и социального поведения, позволяет прогнозировать развитие межличностных ситуаций; проявлять гибкость к социальному взаимодействию и принятию решений.
Введение

Всестороннее развитие личности ребенка и его способностей является важнейшей задачей развития современного общества. Одним из основных условий решения этой задачи является осуществление дифференцированного подхода к детям в процессе обучения и воспитания, учитывающего их возрастные и индивидуальные особенности, в том числе особенности интеллектуального развития. В настоящее время возросло внимание ученых к проблеме социального интеллекта. Это обусловлено высокой динамичностью современно мира и стремлением к технологизации. Понятие социального интеллекта сравнительно новое для современной психологической науки. Социальный интеллект — способность правильно понимать поведение людей. Эта способность необходима для успешной социальной адаптации и эффективного межличностного взаимодействия. С тех пор как впервые была выдвинута концепция социального интеллекта, интерес к этому понятию изменился. Исследователи стремились понять специфику данного феномена, предлагали различные пути его изучения, выделяли разные формы интеллекта, исследование социального интеллекта периодически выпадало из поля зрения ученых, что обуславливалось неудачами при попытках определить границы данного понятия. Данная проблема нашла свое отражение в исследованиях Г.Ю. Айзенка, В. Штерна, Дж. Гилфорда, Ю.Н. Емельянова, М.И. Бобневой, Н.А. Кудрявцевой, А.Л. Южаниновой и др. Эти авторы едины в том, что социальный интеллект — это способность, обеспечивающая успешное взаимодействие человека с другими людьми, умение прогнозировать их поведение. Таким образом, социальный интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности. Актуальность изучения проблемы развития социального интеллекта личности определяется тем, что одной из основных способностей человека в сфере межличностного взаимодействия является способность понимать, распознавать возникающие в ходе межличностного общения коммуникативные барьеры и эффективно преодолевать их, повышая тем самым, успешность в общении. Особую актуальность проблема развития социального интеллекта приобретает на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Именно в этот возрастной период наиболее интенсивно развиваются не только интеллектуальные способности личности, но и межличностное взаимодействие, представления ребенка о личности и социальном поведении. В настоящее время остается также недостаточно разработанной проблема гендерных различий в формировании социального интеллекта, в том числе и в старшем дошкольном возрасте. Изучение процесса развития и функционирования социального интеллекта с позиции гендерного подхода позволит выяснить особенности становления социального интеллекта у детей разного пола. Объект исследования: особенности социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: различия в особенностях социального интеллекта мальчиков и девочек в период старшего дошкольного возраста. Цель исследования: изучение особенностей социального интеллекта мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста. В исследовании были поставлены следующие задачи: 1) провести теоретический анализ исследований по проблеме особенностей социального интеллекта старших дошкольников в зарубежной и отечественной психологической науке; 2) выявить уровни развития социального интеллекта мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста; 3) провести сравнительный анализ особенностей социального интеллекта мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста; 4) разработать рекомендации для родителей и воспитателей по развитию социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: теоретический анализ проблемы позволил предположить, что существуют различия в социальном интеллекте мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста, которые выражаются в следующих особенностях: 1) девочки, по сравнению с мальчиками, имеют более завышенную самооценку; 2) у девочек доминирует высокий уровень саморегуляции; 3) мальчики уступают девочкам в развитии коммуникативной сферы. В ходе работы были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, тестирование, метод математической статистики. База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ детский сад «Сказка» с. Становое Становлянского района Липецкой области. В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста в количестве 40 человек (20 мальчиков и 20 девочек). Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3 Глава I. Теоретическое обоснование проблемы особенностей социального интеллекта мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста………………………………………………………………. 6 1.1. Понятие «социальный интеллект» и его изучение в зарубежной и отечественной психологии……………………………………………..6 1.2. Особенности социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………. 14 1.3. Особенности развития социального интеллекта мальчиков и девочек в старшем дошкольном возрасте..…………………………………. 22 Выводы по главе I………………………………………………………………. 31 Глава II. Экспериментальная работа по изучению особенностей социального интеллекта мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста……………………………………………………………… 34 2.1. Описание методики эксперимента……………………………………34 2.2. Изучение особенностей проявления социального интеллекта у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста …………….40 2.3. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по развитию социального интеллекта у старших дошкольников…………………48 Выводы по главе II……………………………………………………………....53 Заключение……………………………………………………………………….55 Список использованных источников….…………………………………….....58 Приложения……………………………………………………………………. 63 Приложение 1 Методика «Какой я?» ……………………………………….. 64 Приложение 2 Методика «Лесенка» ………………………………………. 67 Приложение 3 Методика «Изучение саморегуляции» ……………………….71 Приложение 4 Методика «Каков ребёнок во взаимоотношениях с людьми» 74 Приложение 5 Программа «Развитие социального интеллекта детей дошкольного возраста с учётом их гендерных особенностей»………………77
Список литературы

1. Аминов, H.A. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов / Н.А. Аминов, М.В. Молоканов // Психологический журнал. – 1992. - № 5. – С. 104. 2. Бендас, Т.В. Гендерная психология : Учебное пособие / Т.В. Бендас. – Санкт-Петербург : Питер, 2006. – 429 с. 3. Берн, Ш. Гендерная психология. Законы мужского и женского поведения / Ш. Берн. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2008. - 318 с. 4. Бобнева, М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И. Бобнева. – Москва : Наука, 1978. - 309 с. 5. Бодалев, A.A. Личность и общение. Избр. труды / А.А. Бодалев. – Москва : Педагогика, 1983 -271 с. 6. Бодалев, A.A. Об одаренности человека как субъекта общения / А.А. Бодалев // Мир психологии. – 1998. - № 4. - С. 272-275. 7. Велиева, С.В. Практикум по психодиагностике. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста / С.В. Велиева. – Санкт-Петербург : Речь, 2005. 8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – Москва : Педагогика, 1991. 480 с. 9. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры: Избранные психол. труды / Л.С. Выготский. – Москва : Институт практической психологии, Воронеж: МОДЭК, 1996. – 512 с. 10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. / Л.С. Выготский. – Т.6. – Москва : Педагогика. 1984. - с. 5-90. 11. Геранюшкина, Г.П. Социальный интеллект: методики оценки и развития / Г.П. Геранюшкина. – Байкал. гос. ун-т экономики и права, 2003 г. 12. Геранюшкина, Г.П. Социальный интеллект студентов–менеджеров и его развитие в условиях формирующего эксперимента : дис.… канд. псих. наук: 2001 / Г. П. Геранюшкина. — Иркутск, 2001. — 194 с. 13. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / И.В. Дубровина. – Москва : Академия, 1999. – 160 с. 14. Емельянов, Ю.А. Активное социально-психологическое обучение / Ю.А. Емельянов. – Ленинград, 1985. – 312 с. 15. Еремеева, В. Д. Мальчики и девочки. Два разных мира / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. –: Санкт-Петербург : Тускарева, 2000. – 125 с. 16. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. – Москва : Академия, 2009. – 269 с. 17. Запорожец, A.B. Условия и движущие причины психического развития ребенка : учеб. пособие для студентов / А.В. Запорожец // Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна. – Москва : Международная педагогическая академия, 1994. – С. 23-26. 18. Каган, В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет / В.Е. Каган // Вопросы психологии. – Москва, 2000. – № 2. – С. 65-69. 19. Калишенко, В.Д. Современные подходы к воспитанию дошкольников с учетом половых различий / В.Д. Калишенко // Столичное образование : Теоретические подходы к модернизации дошкольного воспитания. – Москва: ПГПУ, 2002. — С. 99-103. 20. Кан-Калик, В.А. Грамматика общения / В.А. Кан-Калик. — Москва : Просвещение, 1995. — 108 с. 21. Кудрявцева, H.A. Единство интеллекта : научный отчет (Грант РФФИ) / Н.А. Кудрявцева. – Санкт-Петербург : СпбГУ, 1995. 22. Куницына, В.Н. Межличностное общение : учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 544 с. 23. Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Н.С. Лейтес. – Москва : Издательский центр «Академия», 1996. - 416 с. 24. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н.С. Лейтес. – Москва : Педагогика, 1971. – 214 с. 25. Лунева, О.В. Социальный интеллект — условие успешной карьеры / О.В. Лунева // Проблема понимания. – 2006. – № 1. – С. 53-58. 26. Люсин, Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования [Текст] / Д.В. Люсина Д.В. Ушакова. – Москва : Институт психологии РАН, 2004. – С. 141-160. 27. Масягина, О.Ю. Критерии оценки развития социального интеллекта старших дошкольников / О.Ю. Масягина // Молодой ученый. — Чита, 2011. — С. 259-261. 28. Масягина, О.Ю. Механизмы развития социального интеллекта в дошкольный период / О.Ю. Масягина // Актуальные вопросы современной психологии: материалы междунар. заоч. науч. конф. / Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 58-60. 29. Михайлова, Е.С. Методика исследования социального интеллекта : Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливана : руководство по использованию. – Санкт-Петербург : Иматон, 1996. – 56 с. 30. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина / Под ред. Л.А. Венгера – Москва : Просвещение, 1985. 31. Некрасов, М.Г. Человек в социальных играх / М.Г. Некрасов. – Тула, 1996. - 78 с. 32. Немов, Р.С. Психология : кн. 3 / Р.С. Немов. – Москва : Просвещение, Владос, 1994. – 576 с. 33. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология учебник / Л.Ф. Обухова. – Москва : Российское педагогическое агентство, 1996. – С. 285 - 304. 34. Обухова, Л.Ф. Детская психология : теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – Москва : Тривола, 1995. - 360 с. 35. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – Москва : ТЦ Сфера, 1996. –240 с. 36. Основы психологии: Практикум / под ред. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005. – 576 с. 37. Практикум по гендерной психологии / под ред. И.С. Клециной. – Санкт-Петербург : Питер, 2003. – 479 с. 38. Практическая психология образования / под редакцией И.В. Дубровиной. – Москва : ТЦ Сфера, 1998. – 528 с. 39. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. – Москва, 1985. 40. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. - Санкт-Петербург : Питер, 2000. - 656 с. 41. Репина, Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек / Т.А. Репина // Дошкольное воспитание. 1984.- №4. С. 62-69. 42. Савенков, А.И. Детская одаренность : развитие средствами искусства / А.И. Савенков. – Москва, 1999 г. – 115 с. 43. Савенков, А.И. Конкурс интеллектуалов для старших дошкольников / А.И. Савенков // Детское творчество, 1998. – № 1.С.12-14. 44. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома : психологические упражнения и коррекционные программы / Н.В. Самоукина. — Москва : Новая школа, 1995. — 144 с. 45. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. – Москва : ООО «Издательство ACT», 2003. - 800 с. 46. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. – 176 с. 47. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников / Л.И. Уманский. – Москва : Просвещение, 1980. - 160 с. 48. Ушаков, Д. В. Интеллект: структурно-динамическая теория / Д.В. Ушаков. – Москва : Изд. «Институт психологии РАН», 2003. - 246 с. 49. Холодная, М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума / М.А. Холодная. – Москва : ПЕР СЭ, 2002. - 304с. 50. Царева, Н.П. Некоторые проблемы социализации девочек и мальчиков в образовательных учреждениях на основе гендерного подхода / Н.П. Царева // Сб. мат. науч. конф. Российские женщины и европейская культура. – Санкт-Петербург, 2002. – С. 41-43. 51. Чистякова, М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова. – Москва : Просвещение, 1995. – 160 с. 52. Шешукова, О.В. Гендерные особенности формирования социального интеллекта младших школьников : автореф.дис...д-pa псих. наук.- Москва, 2008. 53. Штылева, Л.В. Педагогика и гендер / Л.В. Штылева // Сб. мат. науч. конф. Российские женщины и европейская культура. - Санкт-Петербург, 2002. – С. 10-11. 54. Южанинова, A.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности / А.Л. Южанинова // Проблемы оценивания в психологии. – Саратов, Саратовский университет, 1984. – С. 63-67. 55. Яковлева, Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику / Н.Г. Яковлева. – Москва : ТЦ Сфера, 2002. – 112 с.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы особенностей социального интеллекта мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста 1.1. Понятие «социальный интеллект» и его изучение в зарубежной и отечественной психологии С тех пор как в науке впервые была выдвинута концепция социального интеллекта, интерес к этому понятию изменился. Исследователи стремились понять специфику данного феномена, предлагали различные пути его изучения, выделяли разные формы интеллекта, исследование социального интеллекта периодически выпадало из поля зрения ученых, что обуславливалось неудачами при попытках определить границы данного понятия. Изначально концепция социального интеллекта была предложена Э. Торндайком для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Торндайк рассматривал социальный интеллект как познавательную специфическую способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с людьми, основная функция социального интеллекта – прогнозирование поведения [43, 12]. Г. Олпорт связывал социальный интеллект со способностью вызывать быстрые, почти автоматические суждения о людях. Вместе с тем автор указывал, что социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт — социальное приспособление, а не оперирование понятиями.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg