Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИНАНСЫ

Проблемы управления муниципальными финансами в Российской Федерации и повышения его качества

irina_k20 2550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 102 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.06.2020
Целью выпускной квалификационной работы выявить проблемы управления муниципальными финансами в РФ и определить направления повышение его качества. В соответствии с данной целью в рамках подготовки выпускной квалификационной работы поставлены следующие задачи: - Изучить теоретические аспекты управления муниципальными финансами; - Сформулировать и рассмотреть методику особенности мониторинга качество управления муниципальными финансами; - Произвести анализ состояния муниципального бюджета; - Выявить проблемы в эффективности управления местных бюджетов; - Найти пути решения и разработать мероприятия по совершенствованию управления финансами муниципального района. Объектом исследования является бюджетная система муниципального образования и механизм управления ею. Предметом исследования являются показатели доходной и расходной части бюджета муниципального района и его взаимодействие с другими публично- правовыми образованиями. Теоретической базой послужили нормативно-правовые документы, законодательные и подзаконные акты РФ и Алтайского края, материалы периодических изданий, информация, размещенная на официальных сайтах РФ, Алтайского края и Смоленского муниципального района, научные труды таких авторов, как Бабич А.М., Подъяблонская Л.М., Мацкуляк И.Д., и др. Информационной базой послужили: научная литература, учебники, статьи, практический материал. При написании ВКР применялись следующие методы научного исследования: дедукция, индукция, сравнение, сопоставление, группировка, анализ (вертикальный, горизонтальный, трендовый), метод формализации, графический метод и др.
Введение

Первостепенную роль в осуществлении всего комплекса социально- экономических преобразований в России играет бюджетно – финансовая система, охватывающая все сферы деятельности государства. Стабильность данной системы является залогом эффективности данных реформ, так как именно сбалансированный бюджет выступает основным фактором обеспечения макроэкономического равновесия. Управление финансами представляет собой действия государства, которые связаны с проведением общей финансовой политики, координацией финансовых ресурсов, разработкой финансового законодательства, и выступает ключевым инструментом урегулирования социальных и экономических задач, устранения кризисных ситуаций, обеспечения стабильности, стимулирования экономического роста. Наличие эффективного и качественного управление государственными финансами имеет фундаментальное значение для обеспечения стабильности и финансовой независимости, выражающихся в макроэкономической сбалансированности, уменьшении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов общества и государства в целом. Тема ВКР является актуальной, поскольку в современной действительности существует множество проблем при управлении финансами муниципального образования, которые находятся в фокусе обсуждения органов власти и принятия соответствующих управленческих решений. Муниципальные образования представляют собой базовую институциональную структуру, в которой пересекаются местные, региональные и государственные интересы. Органы власти муниципального образования обязаны осуществлять полномочия, установленные Федеральным законом от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации»
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 1 Теоретико-правовые аспекты управления муниципальными финансами 6 1.1 Государственные и муниципальные финансы: содержание, принципы организации и регламентация 6 1.2 Организация местного самоуправления и роль местных бюджетов в реализации финансовой политики муниципального образования 13 1.3 Система органов управления муниципальными финансами и их полномочия. Участие граждан в бюджетном процессе 23 1.4 Методические аспекты оценки качества муниципального финансового менеджмента 31 2. Анализ действующей практики управления муниципальными финансами (на материалах Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Смоленского района Алтайского края) 41 2.1 Основы организации и вовлечение населения в бюджетный процесс муниципального района 41 2.2 Анализ состояния местного бюджета за период 2016 – 2018 гг. 46 2.3 Оценка качества управления финансами в муниципальном образовании 60 3 Совершенствование системы управления муниципальными финансами 65 3.1 Анализ общих тенденций управления муниципальными финансами в РФ 65 3.2 Проблемы п?овышения эффективности у?правления м?естными бюджетами 69 3.3 Меры п?о о?беспечению с?балансированности м?естных бюджетов и? п?овышению качества у?правления м?униципальными финансами 77 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88 ПРИЛОЖЕНИЕ А 94 ПРИЛОЖЕНИЕ Б 95 ПРИЛОЖЕНИЕ В 96 ПРИЛОЖЕНИЕ Г 97 ПРИЛОЖЕНИЕ Д 98
Список литературы

1) Конституция РФ// Консультант плюс – Режим доступа: http://www.consultant.ru/. - (Дата обращения 16.10.2019). 2)Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/. - (Дата обращения 17.10.2019). 3) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/. - (Дата обращения 20.10.2019). 4) Постановление Правительства РФ от 18.05.2016 № 445 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» 5) Приказ Минфина России от 16.08.2010 № 552 «О Порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами» // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/. - (Дата обращения 20.10.2019). 6) Решение Смоленского районного Собрания депутатов от 16.12.2016 № 57года № 5 «Об утверждении Положения о комитете администрации района по финансам, налоговой и кредитной политике» 7) Саак, А.Э. Информационные технологии управления: учебник для вузов. / А.Э.Саак. – СПб.: Питер, 2015. – 378 с 8) Василенко Г.Н. Правовые основы финансового контроля в России и Европейском Союзе: учебное пособие/Г.Н. Василенко - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. 9) Рагулина Ю.В. Экономика муниципальных образований: учебник / Ю.В. Рогулина, Т.В. Бутова, А.В. Боговиз. – М.: КНОРУС, 2016. – 230 с. 3. 10) Подъяблонская Л.М Актуальные проблемы государственных и муниципальных финансов.: Учебник для студентов вузов/ Подъяблонская Л.М., Подъяблонская Е.П., - ЮНИТИ-ДАНА. 2017 - 235-241 с. 11) Друри К. Управленческий и производственный учет. Вводный курс. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 735 с. - С. 401-410, 422-423. 12) Архипова А.И. и др. Финансы: Учебник / Под ред. А.И. Архиповой, И.А. Погосова. М.: Проспект, 2019 - 640 с. 13) Рагулина Ю.В. Экономика муниципальных образований: учебник / Ю.В. Рагулина, Т.В. Бутова, А.В. Боговиз. – М.: КНОРУС, 2016. – 230 с. 14) Шульга Е. И. Инициативное бюджетирование. Российский опыт в области участия граждан в решении вопросов местного значения. - М. : Алекс, 2017. - 124с. 15) Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. — М.: Изд-во РАГС, 2016. — 640 с. 16) Данилин, В.И. Финансовый менеджмент: категории, задачи, тесты, ситуации: учебное пособие. 2-е изд., пер. и доп. / В.И. Данилин. - М.: Проспект, 2015. - 376 c. 17) Грязнова, А. Г. Финансы: Учебник / А. Г. Грязнова, Е. В. Маркина. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 576 с 18) Павлова Л.Г. Государственные и муниципальные финансы: учебник. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2016. – 426 с. 19) Мальцев В. А. Финансовое право : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / В.А.Мальцев. - 13-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2016. - 237 с. 20) Кангро М.В. Государственные и муниципальные финансы : учебное пособие / М. В. Кангро. - Ульяновск : УлГТУ, 2015. - 152 с 21) Мильшин, Ю. Н. Муниципальное право России / Ю.Н. Мильшин, С.Е. Чаннов. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 404 c. 22) Вахрушина, М.А. Анализ финансовой отчетности: учебник. – 4-е изд. / Под общ. ред. М.А. Вахрушиной. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016. – 431 с. 23) Федулова С.Ф. Финансы: учебное пособие. 4-е издание, переработанное и дополненное / С.Ф. Федулова. – Ижевск, Изд-во Институт экономики и управления, ФГБОУ ВПО «УдГУ», 2016. - 425 с. 24) Жаромская Н.И. О бюджетной классификации Российской Федерации доходов и расходов в РФ// Налоговый вестник. - №10,2017. 47 с. 25) Малых Е.М. Роль Федерального Казначейства в управлении государственными и муниципальными финансами/ Е.М. Малых // Финансовая экономика - №4, 2019. 1140-1143с. 26) Мельникова А.Н. Проблемы реформирования муниципальных финансов / А.Н.Мельникова // Региональная экономика и управление: Киров: ООО "Международный центр научно-исследовательских проектов", - №2 (10). 2017. 15 – 24 с. 27) Пронина Л.И. Местные финансы: проблемы и пути решения // Финансы. - № 12,2016. 17 – 25 с. 28) Шалаев И.А. Значимость государственного финансового контроля в системе управления государственными и муниципальными финансами/ Шалаев И.А, Мулюкина В.Д., Воробьева.В.А.// инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования, - №4 (22), 2017.280-283с. 29) Заернюк В.М. Функции финансовой системы и показатели ее развития // Сервис plus. - № 32017. 92 – 100 с. 30) Блохина И.М. Бюджетный процесс как инструмент управления государственными и муниципальными финансами/ И.М. Блохина, А.А. Гайворонская // Экономика и бизнес: теория и практика - № 5,2017. 48-50 с. 31) Шмиголь Н.С. Современные представления о финансовой системе в экономической литературе // Финансы и кредит. - № 43 (427). 2016.54-59 с. 32) Васюнина М. Л. Особенности формирования местных бюджетов в условиях экономической нестабильности // Муниципальная академия. -№ 1. 2016. 56–62 с. 33) Никритина М.А. Особенности структуры доходов и расходов местного бюджета МО Усть-Лабинский район / М.А. Никритина, И.М. Блохина // Современные научные исследования и разработки.- № 6 (14). 2017. 184-186 с. 34) Шаталова О.И. Совершенствование управления региональными и муниципальными финансами / О.И. Шаталова, О.А. Мухорьянова, Д.С. Богданов, Е.А. Величенко, С.Ш. Мурадова// Вестник СевКавГТИ - №3,2018. 44-47 с. 35) Марченко C.B. К вопросу о финансовой самостоятельности муниципальных образований // Актуальные вопросы экономических наук. - №37,2014.188-192 с. 36) Усков И.В. Система оценки эффективности управления финансами местных органов власти // Экономика, предпринимательство и право.- № 6,2017. 23-29 с. 37) Сергиенко Н. С., Суслякова О. Н. Инициативное бюджетирование в бюджетном процессе на местном уровне // В мире научных открытий. - № 7,2016. 373 с. 38) Малых Е.М. Роль Федерального Казначейства в управлении государственными и муниципальными финансами/ Е.М. Малых // Финансовая экономика - №4, 2019. 1140-1143с. 39) Сёмкина, О.С. Государственное и муниципальное управление: вызовы и приоритеты: материалы международной научно-практической конференции. том 2. / О.С. Сёмкина. - М.: Русайнс, 2019. - 189 c. 40) Черникин О.С Оценка качества управления муниципальными финансами / О.С. Черникин // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - №2, 2019. 71-77с. 41) Мохнаткина, Л.Б. Интегрирование методологии оценки результативности деятельности органов власти в систему оценки экономической безопасности государства / Л.Б. Мохнаткина, В.В. Малышев // Вестник ОГУ. –№ 14. 2016. 301-307 с. 42) Ильина В.С. Повышение эффективности системы управления государственными и муниципальными финансами РФ / В.С. Ильина // Международный научный журнал «Синергия наук» - №4, 2017. 1-7 с. 43) Колоскова Н.В. Оценка качества управления муниципальными финансами / Н.В. Колоскова // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - № 6-7 (68), 2017. 11-18 с. 44) Осипян Ю.Н. Совершенствование информационных технологий поддержки принятия решения для контроля и диагностики финансов в области муниципального управления/ Ю.Н.Осипян, Б.Б. Зайковский// Экономика и предпринимательство, - (№ 6), 2018.950-955с. 45) Гомонова А.В. Влияние внутреннего финансового контроля на качество управления муниципальными финансами/ А.В. Гомонова// Государственный аудит, право, экономика – (№3) ,2016. 23-30 с. 46) Гаврилова Н.В. Концепция обучения государственных служащих разного уровня власти инструментам вовлечения граждан в бюджетные инициативы // Профессиональное образование в России и за рубежом. - № 1 (21),2016. 33-40 с. 47) Паздникова Н.П. Вопросы участия граждан в управлении муниципальными финансами региона / Н.П. Паздникова// УДК 316.32 – 2017. 65-71 с. 48) Белостоцкий А.А. Управление финансами муниципальных образований на основе бюджетных данных в рамках публичных слушаний / А.А. Белостоцкий, А.А. Зайченко // Дельта науки. - №2, 2018. 14-17 с. 49) Комиссаров, М.А. Методологические подходы к управлению муниципальными финансами / М.А.Комиссаров, А.М.Кабешева // Студенческий вестник: научный журнал. – № 4(54), 2019. -Часть 2. 35-37 с. 50)Илкина А.А.. Методика оценки качества управления муниципальными финансами/ А.А. Илкина // ШАГ В НАУКУ - №4,2017. 3-9 с. 51) Закревская Г.С. Финансовый мониторинг в системе управления государственными и муниципальными финансами / Г.С Закревская/ Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России.- (№ 3) 2018. 53с. 52) Глубокий М.И. Проблемы управления муниципальными финансами / М.И. Глубокий // Экономика, педагогика и право. - № 2,2017.8 с. 53) Официальный сайт Министерства финансов РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru/. - (Дата обращения: 29.11.2019). 54) Официальный сайт Администрации Смоленского района Алтайского края [Электронный ресурс]. URL: /administraciya.html/. - (Дата обращения 20.10.2019). 55) Местный бюджет в ред. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ. [Электронный ресурс]/ Консультант плюс – Режим доступа: http://www.consultant.ru/online, свободный.
Отрывок из работы

1 Теоретико-правовые аспекты управления муниципальными финансами 1.1 Государственные и муниципальные финансы: содержание, принципы организации и регламентация В формировании и развитии экономической, социальной и политической, структуры государства фундаментальную роль составляет финансовая система государства, одним из элементов системы является бюджет, через который осуществляется целенаправленное воздействие на формирование и расходование денежных ресурсов. Финансовая система - это совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, при помощи которых реализовывается формирование, распределение и использование фондов денежных средств [18, с. 86]. Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. С помощью бюджетных средств государственные органы и органы местного самоуправления получают материальные ресурсы на содержание аппарата власти, органов обороны и безопасности, решение экономических задач и реализацию социальных мероприятий, т. е. на исполнение своих функций через органы власти. Путём распределения денежных средств через бюджетную систему, государство финансирует выполнение публичных функций. Из чего можно заключить, что бюджет неразделим с звеньями финансовой системы, и именно через него осуществляется финансовая политика государства[12, с.123]. Каждое звено финансовой системы обслуживает определенную сферу распределения и перераспреде¬ления национального дохода посредством применения специфи¬ческих форм и методов аккумулирования и использования фондов денежных средств государства и муниципальных образова¬ний. Эти особенности разграничивают отдельные звенья и финансовые отношения. Каждое из структурных единиц финансовой системы определенным образом влияет на пуб¬личную финансовую деятельность и имеют свои функции. Государственные и муниципальные финансы являются важным и неотъемлемым звеном финансовой системы. Посредством публичных финансов органы государственной власти и местного самоуправления могут автономно регулировать различные аспекты социального характера, что оказывает прямое влияние на многочисленные сектора экономики. Несмотря на отсутствие четко определенного понятия «государственные и муниципальные финансы» в правовых документах РФ, определение данного понятие выделяется в научной среде. В таблице 1.1 приведены следующие трактовки данного термина различных авторов. Таблица 1.1 – Трактовки понятия «государственные и муниципальные финансы» Ф.И.О. автора Трактовка категории Поляк Г.Б. ГМФ- экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования реализации государственных и муниципальных функций. Их функционирование направленно на достижение общих целей развития общества Мацкуляк И.Д. Бабич А.М., Государственные финансы – инструмент мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики Павлова Л.Н. ГМФ – это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов Мысляева И.Н. ГМФ – часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций Грязнова А.Г., Маркина Е.В. ГМФ – это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворение социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований Таким образом государственные и муниципальные финансы представляют собой определенные финансовые средства, которые необходимы для качественного контроля, распределения, использования, формирования бесперебойной работы экономических секторов государственных и местных образований [15, c. 320]. В научной и учебно-методической литературе существуют разные подходы к определению понятия «Государственные и муниципальные финансы» Так, с позиции Грязнова А.Г., Маркина Е.В: Государственные и муниципальные финансы — это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их использованием на регулирование экономики, удовлетворение социальных потребностей граждан, финансирование правоохранительной деятельности и национальной обороны, управления и других расходов государства и муниципальных образований [17, c. 56]. Предназначение государственных и муниципальных финансов – это обеспечение финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления, необходимыми для выполнения ими возложенных на них полномочий в целях удовлетворения общественных потребностей. Органы государственной власти и местного самоуправления с помощью государственных и муниципальных финансов оказывают влияние на развитие приоритетных отраслей экономики, осуществляют регулирование социальных процессов, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития страны и др. [18, с. 172]. Состояние государственных и муниципальных финансов — один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр. Государственные финансы - это система сбора и использования денежных средств на нужды государства. Государственные финансы как совокупность денежных отношений обслуживают, как правило, интересы общества в целом, в первую очередь те потребности, которые свойственны обществу, понимаемому как единая сложная система. Государственные финансы в РФ включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 85). Главным элементом в структуре государственных финансов выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней. Это обусловлено неравномерностью развития территорий страны и недостаточностью финансовых средств региональных и местных бюджетов [20, с. 96]. В соответствии с статьей 10 БК РФ рисунок 1.2 структура бюджетной системы следующая: Рисунок 1.2 – Структура бюджетной системы РФ Муниципальные образования представляют собой базовую институциональную структуру, в которой пересекаются местные, региональные и государственные интересы. Органы власти муниципального образования обязаны осуществлять полномочия, установленные Федеральным законом от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ». Муниципальные финансы необходимо рассматривать как отдельный, самостоятельный субъект, поскольку органы самоуправления занимают отдельную сферу в общей системе государственных органов власти. Вследствие этого, муниципальные финансы являются неотъемлемой частью социально-экономических отношений, возникающих в процессе планирования и реализации денежного бюджета при решении основных задач местного назначения. Муниципальные финансы составляют экономическую основу местного самоуправления наряду с муниципальной собственностью, имущество, находящимся в государственной собственности и переданным в управление органам местного самоуправления, другой собственностью, служащей удовлетворению потребностей населения муниципального образования. Муниципальные финансы - это система экономических (денеж¬ных) отношений, связанных с аккумулированием части стоимости совокупного общественного продукта посредством ее перераспреде¬ления и использования денежных средств в соответствии с функция¬ми возложенными на местные органы власти и управления [27, с. 20]. Муниципальные финансы образуются из трех основных источников: - государственных средств, передаваемых органам местного самоуправления органами государственной власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством; - собственных средств муниципального образования, создаваемых за счет деятельности органов местного самоуправления (доходы от использования муниципальной собственности, плата за услуги и т.д.); - заемных средств или муниципального кредита. Самостоятельность местных финансов зависит в значительной степени от самой финансовой деятельности органов местного самоуправления. Таким образом, мы видим, что государственные и муниципальные финансы создают условия стабилизации и экономического роста, позволяют управлять бюджетными потоками, способствуют реализации финансовой политики. Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муни¬ципальных финансов, позволяющее выявить направления воздейст¬вия финансов на развитие государственного и муниципального сек¬торов экономики, выработать критерии их функционирования [32, с.57]. Поляк Г.Б. считает, что принципами организации ГМФ являются: – единство законодательной и нормативной базы; – открытость и прозрачность; – разграничение полномочий и предметов ведения; – целевая ориентация; – научный подход к реализации намеченных целей; – экономичность и рациональность; – управляемость финансовыми потоками на централизованной основе. Все вышеперечисленные принципы находят своё отражение и закрепление в отраслевом законодательстве, регулирующем разные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, согласно законодательно закрепленной компетенции [30, с. 49]. Процесс регулирования и организации финансовой системы всегда реализовывается государством в лице уполномоченных финансовых органов, что составляет ключевую роль финансовой системы государства. Основным законом, закрепляющим основы управления финансами в стране, является Конституция РФ, в которой основывается федеративное государственное устройство, что обуславливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем РФ трех самостоятельных уровней и влияет на принципы их построения. С учетом Конституции РФ был принят БК РФ. В нем зафиксированы общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, порядок регулирования межбюджетных отношений, правовые положения субъектов бюджетных правоотношений, а также определены основы бюджетного процесса. БК РФ законодательно установил полномочия и компетенцию органов власти всех уровней бюджетной сферы, т.е. бюджетные права всех субъектов управления государственными и муниципальными финансами [35, с.71-73]. Правовая форма бюджетов РФ принята законодательством РФ в зависимости от бюджетного уровня. Правовую форму бюджетов каждого уровня закрепляет статья 11 БК РФ [9, с. 130]. В сфере государственных и муниципальных финансов правовой основой управления финансовыми отношениями являются федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты (решения) представительных органов местного самоуправления, регулирующие бюджетные правоотношения соответственно на территории РФ, субъекта РФ или муниципального образования. нормативно-правовые акты федерального значения: 1. Конституция РФ: Конституция РФ определяет самостоятельность органов местного самоуправления в вопросах формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также установления ими местных налогов и сборов (ст. 132, п. 1). Обязывает передавать органам местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые для осуществления ими отдельных государственных полномочий (ст. 132, п. 2) и компенсировать им дополнительные расходы, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 133). 2. Бюджетный кодекс РФ, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений. 3. Налоговый кодекс РФ предусматривает перечень местных налогов и полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов. 4. Федеральный закон № 131 от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления». Этот закон не только конкретизирует положения Конституции, но учреждает ряд дополнительных прав и полномочий, таких как право на муниципальный заказ, внешнеэкономическую деятельность, самостоятельное распоряжение средствами, возникшими вследствие профицита и свободными переходящими остатками местных бюджетов, формирование целевых внебюджетных фондов. Несомненно, эффективность управления финансами во многом зависит от качества действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства [2]. Таким образом, государственные и муниципальные финансы имеют огромное многообразие видов бюджетно-финансовых отношений со всеми звеньями финансов, которые постоянно усложняются под воздействием процессов реформирования сектора общественных услуг, глобализации финансовых рынков, усиления стабилизирующей роли государства в экономике. Эффективность функционирования государственных и муниципальных финансов обеспечивает поступательное развитие всех отраслей и сфер хозяйственной деятельности, а также стабильность и достаточность системы социальной защиты и социального обеспечения населения, устойчивость денежного обращения и платежеспособность государства. 1.2 Организация местного самоуправления и роль местных бюджетов в реализации финансовой политики муниципального образования Местное самоуправление представляет важнейший элемент демократического государственного устройства и призвано обеспечить сочетание государственных интересов и интересов каждого отдельно взятого города, района, поселка, деревни. Органы местного самоуправления призваны решать вопросы местного значения, создавать необходимые условия для обеспечения повседневных потребностей общества. Местное самоуправление является помощником государственной власти [21, с.326]. Местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ , самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций [2]. Муниципальное образование составляет одну из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории сраны. Правовую основу местного самоуправления составляют: - Конституция Российской Федерации; - Европейская хартия местного самоуправления; - общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации; - федеральные конституционные законы; - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с федеральными законами иные нормативные правовые акты РФ (указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти); - конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; - уставы муниципальных образований; - решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан; - иные муниципальные правовые акты. Местное самоуправление обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством [35, c. 190]. Согласно Конституции РФ (ст. 12) органы местного самоуправления «не входят в систему органов государственной власти». В этом смысле можно говорить о самостоятельности местного самоуправления в рамках его полномочий. Органы государственной власти создают правовые рамки для деятельности местного самоуправления, но осуществлять его не вправе. Они обеспечивают государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав физических и юридических лиц, а также их защиту [1]. Следовательно, самостоятельность муниципального образования имеет пределы, устанавливаемые Конституцией РФ и федеральными законами, а само местное самоуправление интегрировано в общую систему управления задачами общества и государства. Обеспечение социально – экономического развития муниципального образования связано с решением вопросов распределения местных финансов. Таким образом, местное самоуправление необходимо рассматривать как институт государственного устройства, наделенный частью публичной власти государства, целью которого является обеспечение эффективного демократического решения вопросов, связанных с жизнедеятельностью местных территориальных субъектов, в границах их проживания. Достижение этой цели обеспечивается управленческой деятельностью, осуществляемой субъектами местного самоуправления. Финансовую основу муниципального самоуправления составляют местные финансы, т.е. совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ к местным бюджетам относятся бюджеты муниципальных образований. Каждое муниципальное образование согласно статье 15 БК РФ, ст. 52 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» имеет собственный бюджет. БК РФ относит местные бюджеты к третьему уровню [1] , входящему в бюджетную систему РФ. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ для осуществления отдельных государственных полномочий [2]. В соответствии со ст. 14 БК РФ местный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования [55]. Традиционно к многообразию видов муниципальных образований в РФ позволяет выделять финансы городских и сельских поселений, городских округов, муниципальных районов и внутригородских муниципальных образований городов федерального значения. Местные бюджеты осуществляют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений. Основными задачами местного бюджета является: - формирование денежных доходов, которые являются определенным финансовым обеспечением бесперебойной деятельности местных органов власти; соразмерное распределение финансовых средств фондов между разными отраслями народного хозяйства на территории местного самоуправления: - четкий контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью учреждений, предприятий, и организаций, которые подведомственны местным органам власти. Бюджет муниципального образования и свод бюджетов сельских поселений (без учета межбюджетных трансферт) образуют консолидированный бюджет, предназначенный для планирования и анализа бюджетных ресурсов. Все муниципальные образования обладают бюджетными полномочиями, установленные Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующие бюджетные правоотношения, права и обязанности местного самоуправления, и иных участников бюджетного процесса. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований [39, c. 132]. Функции местного бюджета: 1. Формирование денежных фондов, составляющих финансовую основу обеспечения деятельности местных органов власти. 2. Распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства. 3. Контроль за финансово – хозяйственной деятельностью предприятий и организаций, подведомственных этим органам власти. Социально- экономическая роль местных бюджетов: 1. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным органам власти иметь финансовую базу для осуществления всех своих полномочий в соответствии ст.130 Конституции РФ «Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью» [1]. Таким образом, главная роль местных бюджетов – создание финансовой базы. 2. Формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность муниципалитетам в полной мере проявлять финансово-хозяйственную самостоятельность в расходовании средств на социально-экономическое развитие района. Местные бюджеты позволяют органам муниципальной власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда, и дорожного хозяйства. 3. С помощью местных бюджетов идет выравнивание уровней социального и экономического развития территорий. Для этого формируются и создаются региональные программы по благоустройству территорий с привлечением в необходимом случае межбюджетные трансферты. Роль местных бюджетов в социально экономическом развитии регионов, напрямую зависит от экономики всей страны. Так, например, инфляция или растроеность финансовой системы – не даст местному бюджету проявить себя в полной мере. Роль местного бюджета будет возрастать в связи со стабилизацией экономики и расширении полномочий органов муниципального образования по формированию доходов и расходов бюджета [13, c.146]. Согласно Конституции РФ, неотъемлемым признаком, местного самоуправления является самостоятельное формирование местных бюджетов. Бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы РФ, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Законодательство РФ устанавливает единую для всех уровней бюджета классификацию доходов и расходов, что гарантирует соразмерность их показателей. Данная классификация обуславливается принципом единства бюджетной системы в РФ [24, c. 47]. Под доходами местного бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в бюджеты органов местного самоуправления. Доходы местных бюджетов также, как и бюджеты других уровней бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов. Налоговые доходы: К ним относятся доходы от предусмотренных законодательством России о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним. В таблице 1.2 указаны налоговые доходы с процентом начисления в местные бюджет. Таблица 1.2 – Налоговые доходы местных бюджетов Наименование Местные бюджеты Городской округ Муниципальный район Сельское поселение Городское поселение 1.НДФЛ 15% 10% 15% 13% - 5% - 2.Единый с/х 100% 70% 30% 50% 3. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 100% 100% - 100% 4. Земельный налог 100% 100% 100% 100% 5. Налог на имущество физических лиц 100% 100% 100% 100% 6. Государственная пошлина 100% 100% 100% 100% К неналоговым доходам относятся: 1) Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов; 2) Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в муниципальной собственности, за исключением движимого имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов; 3) Доходы от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями; - части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, определяемых в порядке, установленном муниципальными правовыми актами; - платы за использование лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, - по нормативу 100 процентов;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Финансы, 74 страницы
2500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg