Глава 1 Проблемы изучения безопасности у сотрудников силовых структур
1. 1 Общее представление о безопасности
В академическом словаре русского безопасность определяется, — это положение, при котором кому-либо или чему-либо не угрожает опасность. Следовательно, можно предположить, что безопасность предметна и не существует без объекта угроз. В 1994 году Организация Объединенных Наций предложила новое понимание безопасности для XXI века. Согласно ее трактовке: «Безопасность человека: [1]
• это не просто безопасность страны, это безопасность народа;
• это не просто безопасность, достигнутая в результате обла¬дания оружием, это безопасность, достигнутая в результате развития;
• это не просто безопасность государств, это безопасность каждого человека в своем доме и на своем рабочем месте;
• это не просто защита от конфликтов между государствами, это защита от конфликтов между народами».
Дословно безопасность означает отсутствие опасности. Подобное пред-ставление еще называют безопасностью в узком значении слова. В практиче-ском плане такое значение имеет условный характер, так как в реальной жизни ситуации с полным отсутствием угроз встречаются крайне редко [1].
Более жизненным является широкое значение безопасности, вытекающее из фактического взаимодействия индивидов и социальных объектов с много-численными обстоятельствами и факторами, оказывающими на них отрица-тельное и разрушительное воздействие. Предупреждение, сведение к миниму-му, устранение этих воздействий, наносящих ущерб существованию, благопо-лучию, нормальному функционированию людей, социальных объектов, а также поддержание их жизнедеятельности на уровне не ниже предельно допустимых значений и дает представление о безопасности в более широком плане. На ряду с указанными имеются и другие лексические значения безопасности как социального явления. Прежде всего люди испытывают нужду в таких условиях существования, когда их жизни, собственности, благополучию не угрожают какие-либо губительные факторы. Данная потребность имеет объективный характер, поскольку все люди беззащитны, независимо от их физических данных, степени богатства и власти, других ресурсов. Потребность в безопасности осуществляется как на индивидуальном, так и на коллективном, общественном уровнях.
В законе Российской Федерации «О безопасности» дается следующее определение угрозы:
«Угроза безопасности – это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства».
Ключевыми в этом определении являются слова: «условие», «фактор», «опасность»:
«Условие – то, от чего зависит нечто другое. Чаще всего условия рассматрива-ются как нечто внешнее для явления, в отличие от более широкого понятия причины, включающие как внешние, так и внутренние факторы» [2].
«Фактор – причина, движущая сила какого – либо процесса, явления, опреде-ляющая его характер или отдельные его черты»[2].
«Опасность – способность причинить какой – либо вред, несчастье; возмож-ность какого – либо опасного, какого – нибудь несчастья, вреда» [2].
Мы прекрасно понимаем, что в отличие от многих других потребностей, необходимость в безопасности просто невозможно полностью удовлетворить. Она присутствует всегда и требует постоянного к себе внимания, поскольку в различных ситуациях нас поджидают самые разные опасности. Одно из древнегреческих значений безопасности переводится как владение ситуацией. Личное понимание потребности находит выражение в форме интереса, активизирующего и направляющего деятельность людей. Интересы многоплановые, многоуровневые и отражают разные потребности. В том числе потребность в безопасности, относящуюся к базисным, первостепенным стремлениям людей и социальных общностей. За исключением непосредственных интересов безопасности (личности, общества, государства), взаимосвязанных с наличием различных угроз выживанию и существованию данных субъектов. Существуют жизненно важные интересы индивидов, социальных общностей, народов, наций, ущемляемые противоположными им субъектами и нуждающиеся в защите. Реализация и неуязвимость создает необходимые условия для полноценного существования и успешного развития индивидов и социальных субъектов, что отвечает в том числе потребностям их безопасности. В отдельную группу выделяются интересы обеспечения безопасности, относящиеся к специализированным органам и силам, осуществляющим соответствующие функции, а также к применяемым средствам и мерам безопасности. Людям свойственно чувствовать свою безопасность или небезопасность на основе тревожных сигналов и восприятий органов чувств, инстинктивных реакций организма, интуиции. Безопасность (небезопасность) в этом плане имеет значение субъективного представления индивидов об отсутствии (наличии) угроз своему существованию. Оно помогает изменить линию своего поведения и избегать опасностей. «Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, — указывал по этому поводу римский император Марк Аврелий (121-180), — и ты будешь от них в безопасности». Правда, ощущение безопасности может быть обманчивым, она может не отражать истинного положения вещей. Дело в том, что не все угрозы непосредственно действуют на органы чувств человека, особенно исходящие от других людей, скрывающих и маскирующих свои истинные намерения. Стоит прислушиваться к своими ощущениями, а не игнорировать их. Возможность жить, не подвергая себя различным рискам и опасностям, высоко ценится в нашем обществе. Это означает, что безопасность приобретает форму внутренней ценности и реализует себя в индивидуальном и общественном сознании. Характерно, что эта ценность имеет многофункциональный характер и признается в качестве основной всеми людьми, вне зависимости от их расы, национальности, пола, возраста, социального положения. Существует много гипотез, относительно предпочтений различных категорий людей. Часто они обусловливаются влиянием какой - либо ситуации. В мирных условиях, в достатке, в размеренной и спокойной жизни ценность безопасности отходит на второй план и не так актуальна. Социальные потрясения, бедствия, войны, террористические акты – значение безопасности выводят в первостепенную категорию, наиболее востребованную людьми и обществом [3].
К. Макс отмечал «Этот мир полон опасностей именно потому, что он является не миром какого – либо единственного интереса, а миром многие интересов».
Весьма характерно, что события 11 сентября 2001 году буквально пере-вернули общественное сознание в США. Для американцев ценность безопасности — личной и национальной — оказалась выше ценности свободы, имевшей наивысший статус. В России, вся история которой была бесконечной чередой войн и других тяжелых испытаний для народа, ценность национальной безопасности всегда относилась к числу первостепенных. Сохраняет свое значение она и в настоящее время. В то же время на корпоративном уровне среди большинства российских предприятий безопасность не утвердилась еще в качестве важнейшей коллективной (групповой) ценности. Она недостаточно культивируется среди сотрудников фирм, которые в массе своей полагают, что безопасность — забота исключительно владельцев и руководителей [8].
Безопасность как социальное отношение, довольно распространенным является значение безопасности как определенного социального отношения, характеризуемого взаимным доверием, отсутствием у сторон агрессивных и злонамеренных устремлений. В действиях людей, которые стремятся к миру, как отмечал Марк Тулий Цицерон (106-43 до н. э.), наиболее полно отражаются отношения, характеризующие безопасность в человеческом обществе. Чтобы закрепить отношения безопасности, гарантировать себя от их нарушения, между людьми, народами, государствами устанавливаются нормы и принципы безопасных взаимоотношений, заключаются договоры о мире, ненападении, коллективной безопасности. Отношения безопасности могут иметь и субъект - объектный характер, т.е. выражать требования людей к безопасности различных объектов собственности, военного, государственного и иного назначения. Следует иметь в виду, что людям свойственно ставить. Всегда, в любых условиях и обстоятельствах. Безопасность как социальная функция применительно к государству и его определенным органам безопасность проявляется в виде соответствующей функции или полномочий, прав и обязанностей осуществлять специальные действия и меры по защите членов общества, их собственности, природных и социальных объектов от различных опасностей. Томас Гоббс (1588-1679) писал, что «безопасность народа - занятие государства». Вследствие царящих в обществе вражды и взаимного недоверия людей «нет более разумного для человека способа обеспечить свою жизнь, чем принятие предупредительных мер, т.е. силой или хитростью держать в узде всех, кого он может, до тех пор, пока не убедится, что нет другой силы, достаточно внушительной, чтобы быть для него опасной». И в современных условиях «основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей». В системе исполнительной власти нашей страны главным органом, реализующим функции безопасности, является Федеральная служба безопасности РФ. Вместе с тем нельзя не прийти к выводу о непроработанности и недифференцированности сил и средств обеспечения национальной безопасности России, с точки зрения распределения между ними функций и задач безопасности. Тезис о «необходимости усиления роли государства» красной нитью проходит через всю Концепцию национальной безопасности России, но, по сути, является расхожей общей фразой. Если взять орган федеральной исполнительной власти, как Министерство экономического развития и торговли РФ, то из 42 отнесенных к его компе-тенции вопросов в прямой постановке нет ни одного, посвященного задачам экономической безопасности страны, не говоря уже об экономической безопасности бизнеса и личности граждан! Отсутствие четкого распределения сил и средств по видам национальной безопасности, закрепления за ними конкретных функций и полномочий, персональной ответственности за обеспечение безопасности в порученной сфере — главная причина неэффективности так называемой «системы обеспечения национальной безопасности России». Безопасность как система с точки зрения мер противодействия угрозам многим социальным объектам безопасность демонстрирует сложный, многокомпонентный состав и предполагает системную организацию. Применительно к российскому обществу, «систему безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности». Так же обща характеризуется она в концепции национальной безопасности РФ: «Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства». Отсутствует даже перечень этих органов, сил и средств. Нет ни какой конкретизации этих органов, сил и средств, а также увязки их функций с угрозами национальной безопасности, синхронизации с направлениями и задачами обеспечения определенных видов безопасности. Если с военными угрозами более менее все ясно, и их противодействию служат Вооруженные Силы и другие войска, силы и средства военной организации государства, то в отношении других угроз такой ясности нет. Многое надо домысливать, предполагать, угадывать. Какие силы и средства, например, задействуются государством и обществом для обеспечения экономической безопасности страны и отечественного бизнеса? Концепция национальной безопасности по этому поводу ничего определенного не говорит. А это — ключевая сфера безопасности! Системы безопасности создаются и в рамках отдельных организаций, предприятий, фирм. Система безопасности фирмы представляет собой «организованную совокупность специальных структур, средств, методов и мероприятий, обеспечивающих безопасность предпринимательской деятельности от внутренних и внешних угроз». На наш взгляд, из системы нельзя исключать руководителей фирмы и персонал, реализующих функции, полномочия и обязанности обеспечения безопасности. Кроме того, любая система строится и функционирует на определенной нормативно-правовой основе, придающей ей целостный характер. Следует обратить внимание на то, что существует мнение о разделении понятий «система безопасности» и «система обеспечения безопасности». Но оно недостаточно аргументировано и неубедительно. Данные понятия в главном своем содержании тождественны. [8]
Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации создается и развивается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, федеральными программами в этой области.
Основу системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.
Полномочия органов и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, их состав, принципы и порядок действий определяются соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
В формировании и реализации политики обеспечения национальной без-опасности Российской Федерации принимают участие:
Президент Российской Федерации – руководит в пределах своих консти-туционных полномочий органами и силами обеспечения национальной без-опасности Российской Федерации; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; в соответствии с законодательством Российской Федерации формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с посланиями, обра-щениями и директивами по проблемам национальной безопасности, в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации, определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны.
Федеральное Собрание Российской Федерации – на основе Конституции Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации – в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области.
Совет Безопасности Российской Федерации создан весной 1992 году В состав Совета Безопасности Российской Федерации входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета Безопасности. Председателем Совета Безопасности является по должности Президент Российской Федерации. В зависимости от содержания рассматриваемого вопроса Совет Безопасности Российской Федерации может привлекать к участию в заседаниях на правах консультантов и других лиц.
Совет Безопасности проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации, оперативно готовит для Президента Российской Федерации проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также предложения по уточнению отдельных положений Концепции национальной безопасности Российской Федерации, координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности, контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений в этой области.
Заседания Совета Безопасности Российской Федерации проводятся не реже одного раза в месяц. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета. Постоянные члены Совета Безопасности Российской Федерации обладают равными правами при принятии решений. Члены Совета Безопасности принимают участие в его работе с правом совещательного голоса. Решения Совета Безопасности Российской Федерации принимаются на его заседании постоянными членами Совета Безопасности простым большинством голосов от их общего количества и вступают в силу после утверждения председателем Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности по вопросам обеспечения безопасности оформляются указами Президента Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти – обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации; в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации – взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности Российской Федерации, а также федеральных программ, планов и директив, издаваемых Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, в области военной безопасности Российской Федерации; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем национальной безопасности согласно законодательству Российской Федерации; вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
1.2. История рассмотрения феномена безопасности в социальных науках
Неоднородность психологического знания во многом способствует тому, что в рамках психологии факт безопасности понимают многообразно. Большое количество психологических теорий в той или иной степени затрагивают проблему безопасности, намереваясь ответить на вопросы о том, какова природа безопасности, что представляет собой опасность для человека, каковы особенности поведения человека в ситуации риска.
При всем многообразии ответов на данные вопросы все же можно найти сходство во взглядах.
Во-первых, многие авторы наблюдают безопасность как динамический процесс. В каждый новый момент времени мы имеем дело с новым видом опасности, в результате чего психологическая безопасность все время создается заново. Кроме того, восприятие и оценивание собственной безопасности подвергается постоянной трансформации, так как меняются не только параметры среды, но и установки, мотивы и представления личности.
Во-вторых, следует отметить латентный характер безопасности. Человек стремится к ней только тогда, когда появляется явная угроза жизни, здоровью или благополучию. В фундаментальном обществе вопрос о безопасности, как правило, не поднимается.
В-третьих, одним из базовых ощущений человека является чувство без-опасности. Все аспекты поведения человека во всех сферах жизни могут быть истолкованы в контексте безопасности, а в основе большинства наших поступ-ков и действий лежит потребность в безопасности.
Практически все направления в психологии в той или иной степени зани-маются вопросами безопасности как личности, так и общества и вносят свой вклад в создание данного направления. Представители каждой точки зрения задают свой вопрос и постигают интересующее их понятие феномена безопасности, раскрывая тем самым определенные типы, уровни и представления о ней.
Первым автором в психологической науке, в теории которого присутствует понятие опасности, является 3игмунд Фрейд. Ученый считал, что на каждом этапе развития человека существует определенное условие появления и возникновения страха и ситуации опасности, адекватной ему. При этом многие опасные ситуации, с которыми сталкивался человек ранее, могут перейти в настоящее, перерасти в различные фобии [8].
Будучи аффективным состоянием, страх, с одной стороны, воспроизводит уже прошедшее опасное событие, с другой — может явиться сигналом новой опасности. Так, пережив опасность, человек будет реагировать на любую ситуацию, как на опасную, если она будет напоминать события прошлого. Человек, переживший пожар, будет испытывать панику при запахе дыма от костра. Таким образом, страх — сигнал опасности.
Американские ученые-психологи смогли назвать причины появления страха. Выяснилось, что страх — это реакция на повышение углекислого газа в крови. Тело человека начинает работать на грани в экстремальных ситуациях, поэтому естественно, что для этого нужен кислород. Когда количество углекислого газа в крови начинает превышать норму, в головной мозг отправляется «сигнал опасности», активирующий состояние страха и желание бежать. Ученым удалось подтвердить эту теорию в результате экспериментов над мышами, в крови которых искусственно повышалась концентрация углекислого газа, что влияло на миндалину головного мозга, отвечающую за чувство страха. Ученые-психологи определили, что именно после того, как искусственно повышалась концентрация углекислого газа, специальные сенсоры в миндалине регистрировали вызванное падение pH и мыши начинали подавать сигналы тревоги. Для подтверждения своей теории ученые наблюдали за мышами с различной концентрацией углекислого газа в крови. При 5%-й концентрации животные занимали открытые площади, при повышении до 10% мыши цепенели, замирали, забивались в угол (у многих животных это показатель серьезного испуга). Таким образом ученые доказали, что причиной появления страха является резкое повышение углекислого газа в крови, которое может быть вызвано различными факторами: от активных физических действий в результате нападения, до умственных усилий в результате психического штурма [1].
Большое внимание представители психоаналитического подхода уделяли психологическим защитам. Понятие «защита» пришло в психологию из военной терминологии. Фрейд признавал, что адаптивные процессы служат задачам обеспечения собственной безопасности личности и избегания повторения травмирующего опыта. Цель психологической защиты заключается в преодолении различных жизненных препятствий. Психологическая защита — это способ избегания или ухода от психологических проблем, а также от необходимости их разрешения. По мнению 3игмунда Фрейда, защита — компромисс, который устраняет противоречия между требованиями инстинктов и обществом. Психо-логическая защита очень весома, поскольку конфликты существуют всегда и все поведение является защитным, т.е. для восприятия себя находящимся в безопасности человек использует психологические защиты, которые помогают избежать угрожающего чувства и сохранить самоуважение. Защитные процессы обеспечивают успешное функционирование основного смысла жизни. Важным признаком нарушения защиты является испытываемое человеком чувство вины и тревоги. Человек не может долго находится в таком состоянии и при этом держать под контролем значимые события в своей жизни. Результатом этого будут ощущение катастрофы и душевное расстройство. Таким образом, защитные механизмы, согласно теории Фрейда, носят врожденный характер, начинают работать в стрессовых, экстремальных ситуациях и выполняют функцию снижения напряжения, разрешения внутреннего конфликта. Для формирования психологической безопасности личности существуют различные методы работы с психологическими защитами [2].
Механизмы психологической защиты активно исследовались дочерью 3игмунда Фрейда Анной. Она выделяет такие виды защит, как вытеснение, ре-грессия, отрицание, проекция, идентификация, интеллектуализация, компенса-ция, изоляция, уничтожение содеянного и сублимация. Данные защитные механизмы приобретаются в процессе столкновения и являются специфичными для каждого человека [3].
Также Анна большое внимание уделяла изучению детского поведения в экстремальных ситуациях во время военных действий. В 1942 году в книге «Маленькие дети в военное время: год работы в детдоме» она вместе с Дороти Барлингем опубликовала отчет о первых результатах работы возглавляемого ими Хэмпстедского детского дома. Анализируя поведение детей, Анна Фрейд отмечала как их равнодушие, так и крайнюю агрессивность к окружающим. У этих детей не было тех эмоций, которые обязательно присутствуют в семье: ревность, чувство соперничества, зависть.