Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие речевых способностей детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр.

irina_k20 1700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.06.2020
Цель исследования: разработка программы сюжетно-ролевых игр по формированию навыков речи детей среднего дошкольного возраста. Объект исследования: речевые способности детей. Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра, как средство развития речевых способностей в средней дошкольной группе. Гипотеза исследования: исходя из понимания того, что игра является основным видом деятельности среднего дошкольника, предполагаем, что сюжетно-ролевая игра будет выступать эффективным средством развития речи детей среднего дошкольного возраста при планомерном, целенаправленном, систематическом использовании ее на занятиях. В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования: 1. Проанализировать разработать критерии речевых способностей детей, средней дошкольной группы; 2. Рассмотреть виды и значение сюжетно-ролевых игр как средство развития речи детей дошкольного возраста; 3. Разработать и экспериментально апробировать комплекс мероприятий, направленных на формирование развития речи для детей в средней дошкольной группе; 4. Перспективно-тематическое планирование по формированию лексико-грамматической развития речи детей среднего дошкольного возраста. Методологической основой исследования являются: концепции о связи мышления и речи, о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория речевой деятельности (Мария Монтессори, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сухамлинский, А.Р. Лурия). Для решения поставленных задач, нами использованы следующие методы и методики исследования. Методы и методики исследования: 1. Библиографический (анализ литературы по проблеме исследования). 2. Социологический (тестирование, опрос, наблюдение). 3.Статистический (количественный и качественный анализ результатов). В ходе выполнения экспериментальной части работы использовались методики диагностического исследования, предложенные Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой. База исследования: МАДОУ№29 «Золотой ключик» Ступинского муниципального района. В исследовании принимали участие 20 детей, среднего дошкольного возраста. Структура ВКР. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводы по первой и второй главе, заключения, списка использованных источников (67наименования). Результаты исследования представлены в 4 таблицах и одном рисунке. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 69 страниц.
Введение

Актуальность темы исследования. Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. В современном мире, дети живут в мощном потоке информации. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с нарушениями речи, с задержкой речевого развития остается стабильно высоким. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Речь – это дар великой природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний, средний и дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи, закладывается фундамент для речевого развития ребенка. Да и не только речи, а именно фундамент будущей личности ребенка. В этом заинтересован ребенок, его родители и социум, в лице государства, поэтому все вместе к цели, так как «завтра» будет уже поздно. Одной из таких движущих сил является особая характеристика психики ребенка до 6лет, известная в Монтессоти-педагогике впитывающий ум или впитывающий разум. Другой движущей силой развития ребёнка, идущей рука об руку с впитывающим разумом, являются сензитивные периоды развития. Поэтому среда, в которой находится ребенок, а это взрослые, должны приложить максимум усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно именно своевременно. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками), снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведения, а значит, и на формировании личности в целом. Роль развития речи ребенка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка. По мнению Л.С. Выготского, программа дошкольного обучения должна удовлетворять двум основным требованиям: во-первых, приближать ребенка к обучению по школьной программе, расширяя его кругозор и готовя к предметному обучению, а во-вторых, быть также и программой самого ребенка, т.е. отвечать его интересам и потребностям. Таким образом, в дошкольном возрасте появляются новые виды деятельности ребенка. Однако ведущей и наиболее специфичной для этого периода является сюжетно-ролевая игра, в которой зарождаются и первоначально развиваются все другие формы деятельности дошкольника. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. Сухомлинский В. А., советский педагог, писатель, публицист [43]. Считаю, ролевую игру, можно отнести к основной обучающей игре речевого развития детей, средних дошкольников, так как она в значимой степени описывает выбор языковых средств, способствует развитию речевых навыков и умений, позволяет моделировать общение детей в разных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения навыками и умениями диалогической речи в условиях межличностного общения. Для речевого развития средний дошкольников характерен довольно большой и разнообразный словарный запас, который продолжает расширяться благодаря сюжетно-ролевым играм. Все вышеизложенное обусловило актуальность и выбор темы исследования «Развитие речевых способностей детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр».
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………6 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………....….. 1.1 Психолого-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста…………………………………………………………..11 1.2. Проанализировать разработать критерии речевых способностей детей 4-5 лет……………………………………………….……………………………….19 1.3 Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….24 1.4 Использование сюжетно-ролевых игр, направленных наразвитие речи детей среднего дошкольного возраста…………………………………..31 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ……………………………………………………..…………… 2.1 Организация и методы исследования. Результаты первичного исследования ……………………………………………………………………40 2.2 Перспективно-тематическое планирование по формированию лексико-грамматической развития речи детей среднего дошкольного возраста………………..………………………………………………………….43 2.3 Результаты повторной диагностики. Оценка эффективности работы по формированию лексико-грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры …………………………………………………………………………………….50 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….53 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………………..60 ПРИЛОЖЕНИЕ А.Комплексметодикпоизучениюуровня сформированности лексико-грамматической стороны развития речи дошкольников ПРИЛОЖЕНИЕ В.Программапоформированиюлексико- грамматическойстороныречидошкольниковпосредством сюжетно-ролевой игры
Список литературы

1. Актуальные проблемы организации самостоятельной работы студентов высшей школы. Коллективная монография./Под редакцией С.Е. Шишова - М.: ФГБОУ ВО "МГУТУ им К.Г. Разумовского (ПКУ)", Москва: Типография "Ваш формат", 2015 - 316с. 2. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Е.А. Аркин. – М., 2011. –177с 3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – Москва, 2011. – 402 с. 4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей / учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2011. – 225 с. 5. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студ. пед.Институтов / В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. / под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Просвещение, 2009. – 288 с. 6. Выгодский, Л.С. Психология. – Москва : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2013. – 1008 с. 7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. – Москва, 2011. –36с. 8. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении: Методическое пособие. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. – 288 с. 9. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – Москва : Изд-во ГНОМ и Д, 2010. – 144 с. 10. Дубровина, И.В. Психология / под ред. И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан. – Москва : Издательский центр Академия, 2014. – 461 с. 11. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. – Москва : ЧП Ильин, 2001. – 249с. 12. Запорожец, А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры А.В. Запорожец. – М., 2012. – 200 с. 13. Иванкова, Р.А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста 14. Р.А. Иванкова // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – Москва, 2012. – С. 45-60. 15. Калинина, Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду / Р.Р. Калинина. – Санкт-Петербург : Речь, 2013. – 144 с. 16. Леонтьев АА. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. – Издание 2-е, – Москва, 2013. 17. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М., 2010. – 267с. 18. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – Москва: Психологический институт РАО МоиПН, 2013. – 115 с. 19. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова // Дошкольное воспитание.- 2013.-№4-23-30с. 20. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – Москва : «Просвещение», 2012. – С. 3-58 21. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – Москва Октябрь. – 2012. – 304 с. 22. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. 5-е изд., Стереотип / В.С. Мухина. – Москва : Издательский центр Академия, 2010. – 456 с. 23. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – Кн.3. – Москва: Модерн, 2012. – 421 с. 24. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. – Москва : изд-во ГНОМ и Д, 2010. – 160с. 25. Рубинштейн, Л.С. Речь и мышление / Рубинштейн Л.С. – Москва: Просвещение, 2013. – 432 с. 26. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. – М., 2012. – 203 с. 27. Смирнова, А.А. Психология / А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн. – Москва, 1962. 28. Сохин, Ф.А. Психолого - педагогические проблемы развития речи дошкольника Ф.А. Сохин // Вопросы психологии. –1989. –№ 4.– С.10-23. 29. Спиваковская, АС. Игра – это серьезно / А.С. Спиваковская. – Москва, 2011. – 214 с. 30. Спирова, Л. Ф., Ястребова, А. В «Обследование лексического запаса и грамматического строя языка» / Л.Ф. Спирова, А.В. Ястребова //Методы обследования речи детей / под ред. Г. В. Чиркиной. – Москва: АРКТИ, 2005. – С.35-54. 31. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – Москва: Просвещение, 2014. – 216 с. 32. Усова, А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей / А.П. Усова // Дошкольное воспитание. – 2011. – №7. – 322 с. 33. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / под ред. А.В Запорожца. – Москва: Просвещение, 2006. – 196 с. 34. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебное методич. пособие для воспитателей ДОУ / О.С Ушакова, Е.М. Струнина. – Москва : Владос. – 2014. – 288 с. 35. Ушинский, К.Д. Проблемы педагогики / К.Д. Ушинский. – Москва Изд-во РАО, 1963. 36. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи / С.Н.Цейтлин. – Москва : Владос, 2014. 37. Эльконин, Д.Б. Детская психология: Развитие ребенка от рождения до 7 лет / Д.Б. Эльконин. – Москва : Просвещение, 2012. –328 с. 38. Эльконин, Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка- дошкольника / Д.Б. Эльконин. – Москва : Просвещение, 2011. – 112 с. 39. Эльконин, Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры / Д.Б. Эльконин. – Москва : Просвещение, 2014. – 367 с. 40. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – Москва: Владос, 2013. – 368 с. 41. Федоренко, Л.П. Методика развития речи /Л.П. Федоренко. Москва : Просвещение, 2012. – 240с. 42. Монтессори Мария «Впитывающий разум ребенка» / Монтессори Мария Издательство: Детство-Пресс, 2009 г. 320с. Переводчик: Алексеев К. В. Редактор: Пугачева А. И. 43. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/ В. А. Сухомлинский Изд. 2-ое. Киев: Радянська школа, 1972.-244с. 44. Лурия А.Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е.Д. Хомской - Издательство Московского университета, 1979 – 320с. 45. Шишкова С. Ю. Буквограмма. От 2до 7. Развиваем речь играя.- АСТ, 2019 -253 с. 46. Арбанян, Л.А. Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой, Л.А. Арбанян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. – Москва : Просвещение, 47. Инновации и традиции: современные вызовы развития педагогического образования / Материалы Международной научно-практической конференции (05-06 апреля 2016 года) / Под ред. д-ра пед. наук С.Е. Шишова. – М.: ООО «Ваш формат» – 2016. – 530 c. 48. Исследовательская деятельность: русско-английский словарь. Учебное пособие. /Рабаданова Р.С., Гереева М.Ш.// М.: МГПУ, 2018. – 90 с. 49. Исследовательская деятельность: русско-английский словарь. Учебное пособие для студентов магистрантов и аспирантов высших учебных заведений / авт. – сост. Р.С. Рабаданова, М.Ш. Гереева. – М.: МГПУ – 2018 г. 90 с. 50. Кондратьева О.В., Рабаданова Р.С. Психология и педагогика. Учебное пособие. М.: Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Изд. «Эйдос»), 2015.- 216 с. 51. М.А. Шолохов в современном мире. Сборник материалов Международной научно-практической конференции «М.А. Шолохов в современном мире (к дню рождения писателя)» 31 мая 2019 г. – М.: Издательство РГБ, 2019 г. – 284 с. 52. Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды. Сборник IX Международной научно-методической конференции «Методолого-теоретический и технологический ресурс развития информационно-образовательной среды» (21 марта 2018 г., Москва-Караганда) – М.: «ВАШ ФОРМАТ» – 2018 . –486 с. 53. Основы истории психологии: Учеб. пособие для системы доп. проф. образования; учеб. пособие для студентов вузов/ Бикбулатова В.П., Рабаданова Р.С., Юлина Г.Н.// ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)», М.: «ВАШ ФОРМАТ», 2019 г. – 456 с. 54. Педагогика творчества: развитие одаренности в системе дополнительного образования: Учебно-методическое пособие / Н.М. Ахмерова, Ф.Н. Зиатдинова, Р.С. Рабаданова, А.Л. Фатыхова – М.: «ВАШ ФОРМАТ» – 2018. – 180 с. 55. Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции 05 – 06 апреля 2017 г.; «МГУТУ имени К.Г Разумовского (ПКУ)». – М., 2017. – 550 с. 56. Педагогическое образование на стыке эпох: инновации и традиции в сфере образовательных технологий. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции (05 – 06 апреля 2017 г.; «МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ)»). – М.: «ВАШ ФОРМАТ» – 2017. – 548 с. 57. Перспективные механизмы государственно-общественного управления образованием в процессе синхронизации стратегии и стандартов образования в субъектах российской федерации. /Под ред. Шишова С.Е./ Коллектив авторов: Артемьева С.И., Бакурадзе А.Б., Бычков М.А., Кальней В.А., Положенцева И.В., Рабаданова Р.С., Чернавский М.Ю., Шишов С.Е., Юлина Г.Н. Монография – Калуга: ИП Стрельцов (Издательство «Эйдос»), 2015 – 332 с. 58. Рабаданова Р.С. Стратегическая деятельность высшей школы по организации образовательного процесса. / Бикбулатова В.П., Рабаданова Р.С.// «НИР. Социально-гуманитарные исследования и технологии» № 1(10) - 2015, - С. 14-20. 59. Развитие культурно-образовательной среды как фактор самореализации личности. Сборник научных трудов Международной научно-практической интернет конференции (05 октября 2017 г., Москва-Караганда) – М.: «ВАШ ФОРМАТ» - 2018. – 416 с. 60. Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием «Наука: взгляд молодых». Том 1. – М.: МГУТУ им. К.Г. Разумовского, 2019. 286 с. 61. Сборник материалов научно-практической конференции с международным участием «Наука: взгляд молодых». Том 2. – М.: МГУТУ им. К.Г. Разумовского, 2019. 298 с. 62. Спиваковская, АС. Игра – это серьезно / А.С. Спиваковская. – Москва, 2011. – 214 с. 63. Теоретические и методические проблемы современного образования / Материалы международной научно-практической конференции 20-21 января 2016 г.; /Под ред. Шишова С.Е./ «МГУТУ имени К.Г Разумовского (ПКУ)». – М., 2016. – 360 с. 64. Теоретические и методические проблемы создания современной образовательной среды / Сборник материалов международной научно-практической конференции 19-20 октября 2016 г. / Под ред. д-ра пед. наук, профессора С.Е. ШИШОВА. – М.: МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ) ООО «ВАШ ФОРМАТ» 2016. – 350с. 65. Теоретические и методические проблемы создания современной образовательной среды / Сборник материалов международной научно-методической конференции «Феномен наследия А.С. Макаренко» (22-23 ноября 2018 года, ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)», М.: «ВАШ ФОРМАТ», 2019 г. – 540 с. 66. Теоретические и методические проблемы создания современной образовательной среды/ Сборник материалов международной научно-практической конференции «Феномен наследия А.С. Макаренко», посвященной 130-й годовщине со дня рождения А.С. Макаренко (22-23 ноября 2018 года, ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)», Москва. - М.: «ВАШ ФОРМАТ». – 2019. – 540 с. 67. Шишов С.Е., Юлина Г.Н., Рабаданова Р.С. Организация интерактивного обучения в университете (учебно-практическое пособие для студентов вузов) М.: МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), 2015. – 144 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 1.1. Психолого-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста Готовясь к написанию дипломной работы меня заинтересовал факт, узнать, кто сделал вывод, а потом доказал значимость сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка. Изучая биографии ученых, на чьи труды мне хотелось бы опереться в дипломной работе, это был Д.Б. Эльконина, кто сделал вывод, а потом доказал значимость сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка, методом наблюдения за своими двумя дочерьми. Это говорит, что он прежде всего внимательный отец, а потом он ученый. С точки зрения Д.Б. Эльконина, «Дошкольный возраст – это период ак-тивного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон его речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем» [цит. по: 36, с. 86]. Психологи, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, рассматривают развивающее образование как систему, охватывающую дошкольную ступень, начальную и основную школу, которая реализуется комплексно на программно-методическом, организационно-управленческом, социально-педагогическом и психологическом уровнях [12]. Дошкольная ступень развивающего образования, как считают Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, направлена на обеспечение общего психического развития детей 3-6 лет и творческого освоения основ культуры детьми в разных видах их деятельности: речевой, художественно-эстетической, игровой. В системе дошкольного образования развитие речи, обучение родному языку занимает ведущее место. Проблема развития речи дошкольников в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста. При этом чрезвычайно велика роль эмоционального компонента в развитии личности ребенка-дошкольника [6,12,24]. С.Л. Рубинштейн считает, что речь способствует не только передаче мысли, но и включает эмоциональные характеристики человека, формирует чувства, выражая его. Речь, кроме коммуникативной, регуляционной и информационной функции, выполняет также эмоциональную (быть одним из средств выражения чувств и эмоций). Все эти функции существуют в тесной взаимосвязи. Ребенок усваивает общественно выработанный язык чувств, название и описание эмоциональных состояний в процессе развития речи и речевого общения. Усвоение языка эмоций, способность ребенка к сопереживанию, пониманию своих чувств и чувств другого человека формируется в процессе целенаправленного обучения, развития его творческих способностей и на основе его практического взаимодействия с окружающей действительностью [24]. Развитие речи и речевого общения в значительной мере обусловлено эмоциональной чувствительностью ребенка к взаимодействию с взрослыми и сверстниками: общему тону общения, тембру, интонации обращения к ребенку, силе голоса, темпу речи. Эмоции, включаясь в систему интегрированных эмоциональных и когнитивных процессов, играют важную роль в развитии образного мышления. Владение речью дает возможность ребенку управлять собственными эмоциями, тормозить одни и усиливать другие эмоциональные проявления в той или иной ситуации общения с окружающими. Раскрывая структуру речевого высказывания, А.А. Леонтьев отмечал следующие умения: быструю ориентировку в условиях общения, умение спланировать свою речь, выбрать содержание, для передачи которого необходимо подобрать языковые средства, и обеспечить обратную связь, иначе общение не даст желаемого результата. Эти умения можно рассматривать как составляющие языковой компетентности, так как владение ими дает возможность переносить усвоенные единицы языка на новые, еще не встречавшиеся сочетания [15]. Результаты исследований Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, нашли отражение в программе, в которой реализована идея многоаспектности и полифункциональности речевого развития и речевого воспитания. Так, развитие речи органически связано с умственным воспитанием, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое мышление [27, 33]. Речевое воспитание тесно связано с формированием художественно-речевой деятельности, т.е. с эстетическим воспитанием. Владение выразительными средствами родного языка формируется при ознакомлении с фольклорными и литературными произведениями. Обучение дошкольников родному языку предоставляет возможности и для решения задач нравственного воспитания. Очень важно развитие коммуникативных способностей детей, умение общаться с взрослыми и сверстниками. Речевое воспитание рассматривается в наших исследованиях как взаимодействие педагога и ребенка, овладевающего родным языком. Эта проблема тесно связана с обучением родному языку, т. е. педагогическим процессом, в ходе которого осуществляется формирование у ребенка речевых умений и навыков. На этой основе происходит развитие его речи: понимание смысла слова и обогащение словаря, усвоение системы языковых понятий и закономерностей в области морфологии, словообразования, синтаксиса, овладение звуковой культурой речи, формирование связной речи [24]. Основные задачи развития речи - воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно [33]. Общеизвестно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к языковой действительности, создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. При стихийном речевом развитии лишь немногие из них достигают высокого уровня, поэтому и необходимо целенаправленное обучение речи и речевому общению. Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей может рассматриваться как стержень полноценного формирования личности ребенка дошкольника, который создает большие возможности для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Развитие речи детей традиционно осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также в игровой и художественной деятельности и в повседневной жизни. В данном исследовании наибольший интерес для нас представляет развитие речи детей дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре. Развитие интеллекта - физическое и психическое - проходит следующие возрастные ступени: младенчество, ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский возраст, зрелость. Интеллект появляется на ступени раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом. Но он развивается у человека и совершенствуется только при непременном условии овладения речью. Если взрослые, окружающие ребёнка, начинают правильно учить его говорить уже с младенчества, у него развивается способность представлять, а затем и мыслить, и воображать; с каждой возрастной ступенью эти способности совершенствуются. Параллельно с развитием интеллекта развивается и эмоционально - волевая сфера. Наукой доказано, что без речевого общения, т.е. без социальной (общественной) среды, человеческое существо не может стать полноценным человекам Лурия А.Р.[44]. 1.2 Проанализировать разработать критерии речевых способностей детей, средней дошкольной группы. Возрастные особенности детей средней дошкольной группы. Сензитивные периоды развития: Что это такое? Обучение в благоприятный момент принесет самый большой результат. Когда мы помогаем ребенку учиться ходить, разговаривать, читать, писать, учим его хорошим манерам, и нам, и ребенку будет намного легче, если мы будем действовать заодно с природой, заодно с заложенным ритмом и темпом. Обучение в благоприятный момент принесет самый большой результат. Один и тот же ребенок в одном возрасте будет впитывать, как губка, а в другом – выталкивать из себя знания и умения. Почему? Знакомимся с сензитивными периодами развития. Сензитивный (или сенситивный) означает «чувствительный». Что такое сензитивные периоды развития ребенка?l Это периоды, наиболее благоприятные для воздействия факторов среды. Иными словами, это всплески восприимчивости. Для того, чтобы получить максимально высокий урожай моркови в огороде, мы будем учитывать сроки посева, прореживания и подкормки. Так же и в воспитании ребенка необходимо учитывать границы и особенности сензитивных периодов развития. Лучше не бороться с природой, а действовать с ней заодно, и тогда мы повышаем шанс на наиболее продуктивное развитие малыша. «Никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период» — говорила Мария Монтессори. [42]. Очень важно именно в сензитивный период обучать ребенка тем или иным умениям. Если он останется без влияния внешней среды, то благоприятный для обучения период пройдет без пользы для ребенка. Сензитивные периоды также называются окнами. Окна постепенно закрываются, и после какого-то возраста человеку (и вообще живому организму) практически невозможно овладеть тем или иным умением или психической функцией. Термин принадлежит известному советскому психологу Льву Семеновичу Выготскому. Сензитивный период развития по Выготскому означает, что в этот период «определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития». Вообще сензитивные периоды развития характерны для любого живого организма. Пять периодов развития речи по Выготскому: 1. Пополнение словарного запаса: 1,5-3 года. Этот же период характерен развитием моторики. 2. Знакомство с буквами: 3-4 года. Начало осознанной речи. 3. Интерес к занятиям музыкой, математикой: 4-5 лет. Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма. 4. Развитие социальных навыков, интерес к общению: 5-6 лет. Письмо и чтение. 5. Повторный всплеск языковых способностей: 8-9 лет. Развитие воображения. Восприятие культуры. Таким образом, можно отметить, что сензитивным периодом для способности к чтению является период 5-6 лет. В это время ребенок быстрее всего овладеет умением читать. Понятие сензитивных периодов более глубоко разработано итальянским педагогом Марией Монтессори. Границы сензитивных периодов даны приблизительно, и важно учитывать, что у каждого ребенка они индивидуальны. Периоды не имеют четких границ, а наслаиваются один на другой, при этом некоторые периоды постепенно заканчиваются, а некоторые продолжаются в течение длительного времени. Сензитивный период для развития речи: от 0 до 6 лет. 0-4 месяцев: Ребенок реагирует на речь, поворачивая голову, подражает звукам . 1-1,5 года: Вслушивается в мелодию языка, произносит первые слова. 2-2,5 года: Лавинообразное накопление словарного запаса. Выражение желаний и эмоций. Начало освоения грамматических норм родного языка. 2,5-3 года: Ребенок думает вслух, эгоцентрическая речь. Проговаривает свои мысли. 3,5-4 года: Осознанное употребление речи. 4-4,5 года: Ребенок использует речь для решения своих проблем. 5 лет: Интерес к буквам, работа с подвижным алфавитом. Спонтанное письмо – выражение собственных мыслей. Ребенок учится читать – т.е. понимать чужие мысли. Критерии особенности детей 4-5 лет. Возраст 4 - 5 лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. - Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности – заявление о своих правах, потребностях, попытки установить свои правила в своем близком окружении. - Этические представления. Ребенок начинает понимать чувства других людей и сопереживать. Начинают формироваться основные этические понятия, которые ребенок воспринимает не через то, что ему говорят взрослые, а исходя из того, как они поступают. - Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, мечтаний, где он получает возможность стать главным героем, добиться недостающего признания и т.п. - Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи. - Интерес к ровесникам. От внутри семейных отношений ребенок переходит к более широким отношениям со сверстниками. Совместные игры становятся сложнее с сюжетно – ролевым наполнением (игры в магазин, в войну, разыгрывание сказок и т.д.). Дети дружат, ссорятся, мирятся, помогают друг другу, обижаются, ревнуют. Все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников. - Активная любознательность заставляет детей задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить и обсуждать различные вопросы. Их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре. - Эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, особенно если походят на них внешне, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери. Ребенок 4 – 5 лет должен знать: - Свое имя и фамилию, возраст - Домашний адрес - Имя отчество родителей и где они работают - Основные цвета и некоторые оттенки - 5 геометрических форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) - Сравнивает по величине 5 – 7 предметов - Выполняет поручение взрослого (из 2 – 3 последовательных действий) - Может решать задачи по простой схеме - Занимается деятельностью в течение 15 – 20 минут, играет до 30 мин. - Может продолжить сказку несколькими предложениями или придумать окончание. - Имеет представление о нормах и правилах поведения. Математика Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь: 1. Ребенок может уметь, определять расположение предметов: справа, слева, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди. 2. Ребенок может знать основные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник) 3. Ребенок может знать все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9). Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой. 4. Ребенок может уметь расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке. 5. Ребенок может уметь сравнивать количество предметов, понимать значение: больше - меньше, поровну. Делать равными неравные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов. 6. Ребенок знакомится с графическим образом числа, учится правильно писать цифры. Логическое мышление - Развитие Мышления, Памяти, Внимания Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь: 1. Ребенок может уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками). 2. Ребенок может уметь складывать по образцу постройки из конструктора. 3. Ребенок может уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей. 4. Ребенок может уметь не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание. 5. Ребенок может уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи. 6. Ребенок может уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок. 7. Ребенок может уметь называть обобщающим словом группу предметов (корова, лошадь, коза-домашние животные; зима, лето, весна- времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету. 8. Ребенок может уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д. 9. Ребенок может уметь подбирать противоположные слова: стакан полный - стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д. 10. Ребенок может уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д. 11. Ребенок может уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему. Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. Развитие Речи. Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь: 1. Ребенок может использовать тысячу слов, строить фразы из 6-8 слов. Понимать ребенка должны даже посторонние люди, а не только родители. 2. Ребенок может понимать, чем отличается строение человека от строения животных, называть их части тела (руки - лапы, ногти - когти, волосы - шерсть). 3. Ребенок может уметь правильно ставить существительные в форму множественного числа (цветок - цветы, девочка - девочки). 4. Ребенок может уметь находить предмет по описанию (яблоко - круглое, сладкое, желтое). Уметь самостоятельно составлять описание предмета. 5. Ребенок может понимать значение предлогов (в, на, под, за, между, перед, около и т. д.). 6. Ребенок может знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди этих профессий. 7. Ребенок может уметь поддерживать беседу: уметь отвечать на вопросы и правильно их задавать. 8. Ребенок может уметь пересказывать содержание услышанной сказки, рассказа. Рассказать наизусть несколько стихов, потешек. 9. Ребенок может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город, в котором живет. 10. Ребенок может уметь отвечать вопросы, касательно недавно произошедших событий: Где ты был сегодня? Кого встретил по дороге? Что мама купила в магазине? Что было на тебе одето? Окружающий мир. Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь: 1. Ребенок может уметь различать овощи, фрукты и ягоды, знать какими они бывают, когда созревают. 2. Ребенок может знать названия насекомых, уметь рассказывать о том, как они передвигаются (бабочка летает, улитка ползет, кузнечик прыгает) 3. Ребенок может знать всех домашних животных и их детенышей. 4. Ребенок может уметь угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них. Навыки обихода. Ребенок в возрасте от 4 до 5 лет может уметь: 1. Ребенок уже отлично застегивает пуговки, молнии и развязывает шнурки, его хорошо слушаются ложка и вилка. 2. Ребенок может уметь нанизывать крупные пуговицы или бусины на нитку. 3. Ребенок может уметь точно проводить линии не отрывая карандаш от бумаги. 4. Ребенок может уметь заштриховывать фигуры ровными прямыми линиями, не выходя за контуры рисунка. 5. Ребенок может уметь обводить и раскрашивать картинки, не выходя за края. 6. Ребенок может уметь проводить линии по середине дорожки, не выходя за её края. 7. Ребенок может различать правую и левую руку. Ребенок 4 – 5 лет должен знать: - Свое имя и фамилию, возраст; - Домашний адрес; - Имя отчество родителей и где они работают; - Основные цвета и некоторые оттенки; - 5 геометрических форм (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник); - Сравнивает по величине 5 – 7 предметов; - Выполняет поручение взрослого (из 2 – 3 последовательных действий); - Может решать задачи по простой схеме; - Занимается деятельностью в течение 15 – 20 минут, играет до 30 мин; - Может продолжить сказку несколькими предложениями или придумать окончание; - Имеет представление о нормах и правилах поведения. Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера, а сюжетно-ролевая игра обучает и воспитывает. Развитие речи детей традиционно осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, обучению грамоте, на всех остальных занятиях, а также в игровой и художественной деятельности и в повседневной жизни. В данном исследовании наибольший интерес для нас представляет развитие речи детей дошкольного возраста в сюжетно – ролевой игре. 1.3 Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста Дошкольное детство – совершенно особенный период развития ребенка и поэтому особое место в жизни детей занимает сюжетно-ролевая игра. В этом возрасте перестраиваются вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Все эти важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста – сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра обладает уникальными возможностями для развития речи в дошкольном возрасте. Через игру можно побуждать детей к общению друг с другом. Сюжетно-ролевая игра способствует: - закреплению навыков пользования инициативной речью, - совершенствованию разговорной речи,о - богащению словаря, - -формированию грамматического строя языка и т. д. [16]. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений. Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. [1]. Таким образом, если в качестве цели воспитатель выбирает развитие речи через сюжетно-ролевую игру, то он должен таким образом строить сюжет игры, чтобы в нее были включены элементы и игры-драматизации, хороводной и дидактической игры. Некоторые дети – неуступчивы, не могут играть коллективно, им требуется значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности. Интерес к игре у них неустойчив. Поэтому в процессе игры воспитателю необходимо много разговаривать с такими детьми, в результате чего у ребенка возникает потребность в речевом общении. Ребенок захочет попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей [19]. Кроме того, в сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их действия и отношение между ними. При этом нужно педагогу стремиться, чтобы дети комментировали свои действия: «Мама наливает чай»; «Шофер едет на машине», «Мама одевает дочку на прогулку» и т.п. Действующие лица в игре появляются путем ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребенка, игрушки или окружающих детей и взрослых. «Я буду мама, а ты моя дочка», – говорит девочка, определяя свою роль и роль подруги. «Это у нас шофер», – решает ребенок, усаживая куклу в автомобиль. Первоначально игровая деятельность детей носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих. Обучение детей сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия и обязательно проговариваем: «Уложим куклу спать»; «Напоим куклу чаем», «Кукла Катя заболела, ее надо полечить»… Усвоив эти действия, ребенок в состоянии играть самостоятельно. Как уже было сказано, развитие речи через сюжетно-ролевую игру необходимо сопровождать рассказом о содержании самих действий: «Эта кукла Катя. Катя хочет спать. Куда положим Катю? Спать надо на кровати?». Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование игрушками или предметами-заместителями самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Воспитатель показывая, как надо играть, все действия обозначает словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а воспитатель сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка: «Я качаю Катю. Оля качает Катю. Юля качает Катеньку» и т.д. Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель дает качественную оценку действию («Я легко глажу волосы»; «Кукла прыгает высоко»), обращает внимание детей на порядок выполнения («Развязываю пояс на платье, расстегиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати»).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 47 страниц
1175 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg