Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Сущность и содержание административного надзора в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности

irina_k20 480 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 40 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.06.2020
Актуальность рассматриваемых в данной работе проблем, предопределили и следующие обстоятельства. Во-первых, на фоне существующих различных взглядов на административный надзор особую актуальность приобретает задача по формулированию понятия административного надзора и отличию его от контроля. Во-вторых, деятельность органов, реализующих административный надзор, по своему назначению и содержанию является правоохранительной, в особой регламентации нуждаются надзорные отношения, в которые вступают эти органы. Есть потребность и в определении правового статуса этих органов, как специальных субъектов надзорной деятельности. Следующим образом, исследование административного надзора в государственном управлении вообще и в сфере общественного порядка в частности вызывается социально-экономическими и правовыми потребностями. Применительно к деятельности полиции эта проблема приобретает еще более четкие выраженные очертания. Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в административно-надзорной деятельности полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Предметом исследования выступает организация и правовое регулирование административно-надзорной деятельности полиции в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.Целью данной работы является исследование организационно-правовых вопросов административно-надзорной деятельности полиции в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. В дипломной работе надзорная деятельность рассматривается через призму ее задач и целей. Именно это, наряду с другими особенностями надзора, позволяет определять надзорную деятельность, как самостоятельный вид административной деятельности полиции. Содержание и сущность административного надзора выявляются, если анализировать его внутренние и внешние взаимосвязи, которые отличаются своей сложностью.
Введение

Задача охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на территории Российской Федерации, которая возложена на полицию, объективно предопределила необходимость поиска новых форм и методов работы её органов в современных условиях. К одной из таких форм деятельности полиции относится и административный надзор, который осуществляют органы полиции. Существуют различные точки зрения на административный надзор, которые в основном различаются смешением понятий контроля и надзора.
Содержание

Введение.…………………………………………………………….…………….. 2 Глава 1. Сущность и содержание административного надзора в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.……...... 4 1.1. Понятие и назначение административного надзора в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности 1.2. Административный надзор как функция полиции Глава 2. Организация административно-надзорной деятельности полиции в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности 2.1.Субъекты административно-надзорной деятельности и надзорные полномочия служб полиции 2.2.Формы и методы административного надзора полиции в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности Заключение Список использованной литературы Приложение
Список литературы

Отрывок из работы

Глава 1. Сущность и содержание административного надзора в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности 1.1. Понятие и назначение административного надзора в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности В соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ (ред. От 01.10.2019) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор - это наблюдение, которое осуществляют органы внутренних дел, за соблюдением лицом, которое освобождено из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом. Административным надзором и контролем всегда ставился знак тождества. Даже при первоначальном анализе сущности контроля и административного надзора можно заметить существующие между ними различия. Надзор и контроль — два универсальных средства обеспечения законности в государственном управлении. Контроль представляет собой систему наблюдения над деятельностью и корректировки поведения подконтрольных объектов с целью соответствия их деятельности установленным нормам права и целям осуществляемой деятельности. Надзор заключается в создании системы проверки соблюдения закона в процессе осуществления различных видов деятельности для инициирования процедуры привлечения к юридической ответственности за нарушение законодательства. Но все же контроль и надзор отличаются друг от друга своими специфическими особенностями. При контроле присутствуют: 1) наличие или отсутствие отношений ведомственной подчиненности; 2) возможность вмешательства в деятельность подконтрольного субъекта; 3) возможность отмены правовых актов и применение мер дисциплинарной ответственности в процессе осуществления соответствующих процедур; 4) возможность проверки целесообразности и эффективности осуществленных мероприятий; 5) плановость проверочных мероприятий. 6) К особенностям административного надзора можно отнести ярко выраженный надведомственный характер административного надзора и невмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорного объекта, что для контроля не характерно. Обратим внимание, что между контролем и административным надзором заметно проявляются различия при рассмотрении сущности контроля и административного надзора. Сущность контроля заключается в наблюдении за соответствием деятельности подконтрольного объекта предписанием, получившим от контролирующего органа. Сущность административного надзора выглядит по другому, она определяется тем, что процесс надзора имеет иную цель, заключающуюся в удержании поднадзорного объекта в заданном правовом режиме, иными словами административный надзор не изменяет общественный порядок, а только поддерживает его в должном виде. Понимание сущности административного надзора еще не дает достаточных оснований для формулирования его понятия. В этих целях нужно выяснить ряд других вопросов, которые характеризуют его основные черты. При рассмотрении классификации административного надзора они наиболее заметны. Если рассматривать административный надзор по форме надзорной деятельности, то он подразделяется на гласный и негласный. Гласный административный надзор - это надзор, который доступен для ознакомления с ним любым гражданином, т.е. визуально заметный, как для поднадзорных объектов, так и для третьих лиц. Негласный административный надзор - это надзор, который не подлежит огласке. Он заключается в тайном наблюдении специально уполномоченных органов за лицами и организациями, осуществляющими в пределах их полномочий и на законной основе для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Основной целью надзора является предупреждение и пресечение правонарушений и других антиобщественных проявлений. Осуществление административного надзора позволяет запрещать совершение действий, которые могут повлечь общественно опасные последствия, фиксировать факты правонарушений, обеспечивать привлечение нарушителей к ответственности. Сформулированное выше позволяет подойти к решению вопроса о назначении административного надзора в сфере охраны общественного порядка. А так как назначение надзора - это определение его целей и задач, далее необходимо рассмотреть цели и задачи административного надзора. Цели административного надзора: -предупреждение правонарушений; -пресечение правонарушений; -привлечение к ответственности виновных лиц; Задачей административного надзора полиции в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности является обеспечение точного, единообразного соблюдения специальных норм и общеобязательных правил, т.е. обеспечение законности в управлении. Чтобы понять специфику административного надзора за соблюдением общественного порядка нужно раскрыть особенности самого понятия "общественный порядок". Общественный порядок представляет собой комплексную совокупность установленных государством норм жизни и поведения граждан за пределами сферы их трудовой деятельности: в общественных местах, по месту жительства, по месту пребывания в семье, у родственников, знакомых. Правила общественного порядка также распространяются и на рабочие помещения, если там совершаются противоправные действия, не связанные с трудовой и служебной деятельностью, но нарушающие общественный порядок. Охрана общественного порядка - это осуществление государственными органами и общественными формированиями конкретных мероприятий по поддержанию должного общественного порядка, который заключается в спокойствии в общественных местах, нормальной работе предприятий, организаций и учреждений. Основными органами защиты и охраны общественного порядка выступают многочисленные органы, подразделения и службы системы МВД России. Административный надзор как функция полиции Для того чтобы наиболее полно уяснить сущность административного надзора, необходимо рассмотреть, какое место он занимает в структуре функций полиции. Функции полиции во многой литературе трактуется по-разному. Например, С.А.Капитонов дает более сжатую характеристику основных функций полиции: 1.Административная деятельность – регулируется нормами административного права и осуществляется службами и подразделениями полиции общественной безопасности: - патрульно-постовой службой; - службой участковых инспекторов; - ГИБДД; - Росгвардии; - паспортно-визовой службой; - лицензионно-разрешительной службой. 2.Оперативно-розыскная – регулируется в рамках нормами административного права, уголовного права, уголовно-процессуального права, и ряда других отраслей. Эту деятельность осуществляют различные службы криминальной полиции: - уголовный розыск, борьбы с экономическими преступлениями; - уголовный розыск, борьбы с организованной преступностью; - с оперативно-технической и другими. 3.Уголовно-процессуальная – регламентируется уголовно- процессуальным кодексом и осуществляется различными службами и подразделениями криминальной полиции и полицией общественной безопасности (дознание по уголовным делам и другими). Как правовое явление, административный надзор выполняет следующие функции: 1) общесоциальные (экономическую, политическую, воспитательную, коммуникативную) 2) специально-юридические, а именно: a) регулятивную: нормы Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ (ред. От 01.10.2019) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» направлены на урегулирование поведения как поднадзорных лиц, так и органов внутренних дел, путем установления их прав, обязанностей и ответственности. b) охранительную: нарушение поднадзорным лицом установленных обязанностей или ограничений влечет юридическую ответственность. Это функция проявляется и в том, что институт административного надзора – это элемент механизма борьбы с преступностью, которая по определению является противоправным явлением. Рассмотрим подробнее административный надзор как функцию государственного управления, отметив при этом следующие моменты: во-первых, административный надзор осуществляется только в отношении специальных объектов и только по специальному кругу вопросов; во-вторых, административный надзор есть деятельность только уполномоченных на то органов, наделенных специальной компетенцией. Административный надзор является преимуществом специальных, а не всех, как в случае контроля, субъектов управления, обладающих известной организационной обособленностью в системе органов управления. Следовательно, надзорная деятельность имеет значительно более узкий круг субъектов, решающих специализированные задачи в системе управления. Например, задачи по обеспечению безопасности основного вида работ в транспортной системе страны являются общими для управления транспортом в РФ. Надзор за безопасным движением транспортных средств, как источника повышенной опасности, и есть по сути одна из указанных общих задач, порученных системой управления своему специализированному звену. И в этом смысле задачи административного надзора представляют собой задачи управления, а надзорная деятельность есть разновидность управленческой деятельности. Кроме того, необходимо добавить еще один важный момент, характеризующий самостоятельность административного надзора в функциональной структуре управления. Наличие специальных объектов надзора, существенно отличающихся от объектов контроля, не только подчеркивает обособленность надзорной деятельности, но и предопределяет в процессе ее осуществления применение специальных форм и методов. В качестве отправного момента в рассуждения об административном надзоре как функции государственного управления, на мой взгляд, следовало бы поддержать мысль Ю.М.Козлова о том, что составная часть управленческой деятельности есть функция, а процесс управления - практическое осуществление различного рода взаимосвязанных управленческих функций. Итак, подведем некоторые итоги рассмотрения признаков функций применительно к административному надзору. Обособленный, самостоятельный характер данной деятельности можно объяснить наличием специальных задач в сфере управления, отличных от иной управленческой деятельности; объективной необходимостью надзора, направленного на обеспечение законности в процессе взаимодействия системы управления с субъектами управления. В пользу того, что надзорная деятельность однородна по содержанию, говорит и тот факт, что независимо от организационного уровня своего проявления, функция надзора в известной мере постоянна в своих параметрах, как и основные формы и методы ее реализации. Об особой целенаправленности надзора говорят задачи этой деятельности, решение которых, в конечном итоге, обеспечивает охрану объектов от любых посягательств, выходящих за пределы, установленные соответствующими нормативными актами. Возможно, ли через условия создания органов управления получить представление об административном надзоре как об объективной функции? Видимо, да, ибо связь функций и органов, их осуществляющих, установлена. Тот факт, что какая-либо функция пронизывает всю систему органов управления, может служить основанием для ее отнесения к числу объективных, но не может отрицать статус "объективности" для функции, реализация которой протекает лишь в рамках сравнительно ограниченного числа органов. Примером тому - административный надзор. Выше уже отмечалось, что надзор осуществляется только специальными, а, следовательно, ограниченными по числу субъектами. Однако объективная необходимость надзора обусловливается самим содержанием принципа законности государственного управления. Нетрудно заметить, что любой вид надзорной деятельности проистекает из содержания принципа законности. В его гранях, на наш взгляд, и заложены объективно обусловленные функции, среди которых определенно просматривается общий надзор прокуратуры, государственный и общественный контроль, административный надзор. Все изложенное выше дает основание для формулирования вывода о том, что административный надзор есть объективно необходимая функция, обусловленная требованиями законности и эффективности управления и реализуемая в процессе деятельности специальной системой органов. Для полного уяснения проблемы уточним понимание административного надзора и определение места, которое занимает данная деятельность в государственном управлении. В настоящее время речь идет о двух основных видах - управленческо-отраслевом и межотраслевом. Уточнение понимания административного надзора может быть осуществлено по двум основаниям. Во-первых, в связи с характеристикой субъектов, в отношении которых ведется надзор. Орган надзора не связан системой подчиненности ни с одним из субъектов-представителей с другой стороны. Следовательно, административный надзор, как функция, реализуется только в отношении субъектов, организационно принадлежащих различным отраслевым системам, а значит и не подчиненным органу надзора. И с этих позиций исследуемой функции присуще черты межотраслевого управления. То обстоятельство, что в качестве другой стороны правоотношении в связи с надзором выступают и граждане, подтверждает надведомственный характер функции надзора. Во-вторых, в связи с тем, что надведомственный характер административно-надзорной деятельности тождественен ее содержанию, ибо особенности поднадзорных объектов заключаются в том, что они представляют собой сложную систему специальным образом урегулированных общественных отношений, складывающихся практически во всех сферах государственного управления. Также как и субъекты правоотношений, возникающих в связи с надзором, поднадзорные объекты являют собой внешнюю среду органов надзора и не объединяются с ними организационно. В заключение хотелось бы подчеркнуть значимость административного надзора в структуре функций полиции. Административному надзору в структуре милиции отводится важная роль. Это происходит потому, что одной из основных функций милиции является административная деятельность, а она, в свою очередь, подразделяется на основные виды: - охрану общественного порядка; - контроль за соблюдением правил паспортной системы; - контроль за правилами пребывания в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства и транзитного проезда через территорию России: - осуществление разрешительной системы; - обеспечение безопасности дорожного движения; - охрану собственности по договорам. И во всех перечисленных видах, административный надзор, является, очень важным средством, осуществления данной деятельности (особенно при обеспечении безопасности дорожного движения, охране общественного порядка и т.д.). Глава 2. Организация административно-надзорной деятельности полиции в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности 2.1.Субъекты административно-надзорной деятельности и надзорные полномочия служб полиции В целях выяснения характеристики субъектов надзора в системе органов внутренних дел рассмотрим вопрос об организационной структуре отрасли. Рассмотрение организационной структуры органов внутренних дел в рамках данного исследования имеет несколько причин: 1. Организационная структура органов внутренних дел, как и всех иных органов управления, должна соответствовать их функциональному содержанию. Достигнуть этого можно путем организационного разделения внутри отрасли и оснащением каждого элемента структуры соответствующей компетенцией. Следовательно, подвергая анализу организационную структуру органов внутренних дел, можно выяснить те ее элементы, которые по своему целевому назначению и характеру деятельности являются субъектами административного надзора. 2. Организационная структура органов внутренних дел и выделение из нее надзорных звеньев позволит судить об удельном весе административного надзора в рамках административной деятельности. Этот подход дает возможность судить об органах внутренних дел как о системе, в которой наиболее заметна концентрация надзорных полномочий. Для одних элементов системы они являются основными в компетенции, для других осуществляются наряду с полномочиями иного характера. 3. Организационное обособление в структуре органов внутренних дел звеньев административного надзора дает возможность обоснованного подхода к оценке соотносимости объекта управления в области внутренних дел и объектов надзорной деятельности. 4. Выделение в организационной структуре органов внутренних дел интересующие нас элементы структуры дает возможность оценить уровень специализации данного звена государственного аппарата, а, следовательно, и наметить возможные и целесообразные пути его организационного совершенствования. Органы внутренних дел, как отдельно взятая система, представляет собой совокупность составных частей, каждая из которых имеет свои задачи, силы и средства, обеспечивающие их выполнение. Специфика этих задач, формы и методы деятельности послужили с одной стороны размежеванию направлений деятельности, с другой - объединению внутри системы тех ее звеньев, задачи которых близки по своему содержанию, либо их деятельность имеет общий объект воздействия. Полиция является основной частью органов внутренних дел, через которую государство осуществляет управление общественным порядком. С этой позиции общественный порядок выступает как объект деятельности полиции. Однако полиция представляет собой достаточно сложную по своему организационному и функциональному построению часть органов внутренних дел. Полиция подразделяется на криминальную полицию и полицию общественной безопасности, а по объектам полицейского обеспечения и обслуживания также на территориальную и транспортную полицию. В криминальную полицию входят подразделения: уголовного розыска; по борьбе с экономическими преступлениями; по борьбе с незаконным оборотом наркотиков; по борьбе с организованной преступностью, в том числе специальные отряды (отделы) быстрого реагирования; оперативно-поисковые подразделения; подразделения специальных технических мероприятий; собственной безопасности; отряды полиции специального назначения. Не все подразделения полиции непосредственно связаны с охраной общественного порядка. К этим подразделениям относится вся криминальная полиция. Основными задачами криминальной полиции являются: 1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; 2) организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц. Криминальная полиция является органом дознания. Полиция общественной безопасности имеет аналогичные с криминальной полицией задачи. Основными задачами полиции общественной безопасности являются: 1) обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, 2) охрана собственности, общественного порядка; 3) выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; 4) розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции полиции общественной безопасности. Полиция общественной безопасности оказывает содействие криминальной полиции в исполнении возложенных на нее обязанностей и также является органом дознания. В полицию общественной безопасности входят: 1) Дежурные части, являющиеся одновременно дежурными частями соответствующего органа внутренних дел; 2) Участковые уполномоченные полиции; 3) Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ; 4) Изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых; 5) Специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке;6) Приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество (до создания центров реабилитации для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество); 6) Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей; 7) Отряды полиции особого назначения; 8) Полицейские подразделения: а) росгвардии; б) дознания; в) патрульно-постовой службы полиции; г) лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; д) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых; е) по делам несовершеннолетних; ж) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства; з) по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств. Особое место в составе полиции занимают служба обеспечения общественного порядка. Её деятельность следует оценить как административно-надзорную, а органы, ее осуществляющие, как субъекты административного надзора. Какие есть для этого основания? В составе полиции общественной безопасности служба обеспечения общественного порядка имеет специальные задачи, характеризующие ее деятельность как надзорную, во всех установленных законом правовых формах и осуществляемую соответствующими методами. Что же из себя представляет механизм надзорной деятельности службы охраны общественного порядка? Как и всякая иная деятельность, административный надзор в сфере охраны общественного порядка слагается из нескольких этапов: 1. Подготовительный (организационный), где сама служба выступает как объект управления, осуществляемого соответствующими органами внутренних дел. Он включает в себя различные организационные мероприятия, например, начиная с инструктажа и кончая постановкой конкретных задач каждому исполнителю. Этот этап очень важен тем, что для того чтобы работа была эффективна, необходима хорошая организация и подготовка. 2.Систематическое наблюдение за состоянием общественного порядка в целях выяснения и пресечения противоправных посягательств на него. Этот этап по существу и характеризует содержание охранной деятельности, т.е. смысл и назначение административного надзора. В процессе наблюдения за общественным порядком не только выявляются факты правонарушений, но и принимаются меры к прекращению противоправных действий, восстановлению должного порядка в общественных местах, созданию условий спокойствия и безопасности людей, сохранности материальных ценностей, также выясняются обстоятельства способствующие совершению правонарушений и многое другое. На первый взгляд может показаться, что применение, например, мер по восстановлению должного общественного порядка, в случае его нарушения, есть деятельность, находящаяся за пределами административного надзора. Однако дело обстоит не так. Наблюдение за состоянием охраны общественного порядка, пресечение любых попыток нарушить его, а также осуществление различных мероприятий по наведению должного порядка в общественных местах, соответствующего его правовому режиму - есть единый процесс, характеризующий административный надзор в сфере государственного управления в области охраны общественного порядка, как динамичную функцию органов управления. 3. Применение санкций к нарушителям иных мер административного принуждения. Особенностью здесь является то, что личный состав службы обеспечения общественного порядка, непосредственно осуществляющий наблюдение за состоянием объекта, лишь задерживает правонарушителей (например, в случае совершения ими мелкого хулиганства или другого правонарушения) и доставляет их в дежурную часть. Здесь составляются необходимые документы (рапорт, объяснение, протокол), на основании которых начальник органа внутренних дел, рассматривает дело об административном правонарушении и налагает административное взыскание, либо направляет материалы проверки судье для рассмотрения и принятия решения, либо направляет в тот орган или тому должностному лицу, который способен налагать административное взыскание за данное правонарушение. Таким образом, служба обеспечения общественного порядка, выступая в качестве субъекта административного надзора, в своем арсенале мер административного принуждения имеет в основном те, которые связаны с прекращением противоправных действий, восстановлением должного порядка, задержанием правонарушителей, а в необходимых случаях и применением физической силы, специальных средств и оружия.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
556 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
1000 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 25 страниц
300 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Право и юриспруденция, 32 страницы
384 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg