Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Антимонопольные действия органов власти и управления.

irina_k20 324 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 27 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.06.2020
Целью курсовой работы является изучение антимонопольной политики в России. В соответствии с целью курсовой работы мной были выдвинуты задачи: - изучить теоретические основы антимонопольной политики; - определить понятие и сущность монополии; - проанализировать антимонопольную политику в современной России; - выявить проблемы и установить путь усовершенствования антимонопольной политики России на современном этапе. Объектом курсовой работы является антимонопольная политика. Предмет исследования – проблемы антимонопольной политики и перспективы ее развития в России на современном этапе. Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. В первой главе рассмотрены теоретические основы монополии, ее сущность, виды и особенности. Во второй главе рассмотрена современная антимонопольная политика Правительства РФ и направления ее совершенствования. При написании курсовой работы были использованы следующие методы: анализ литературных источников, сравнительно-сопоставительный метод, обобщения, описания и другие методы научного познания. Информационной базой работы послужила современная научная литература в области государственного регулирования экономики и антимонопольной политики.
Введение

Актуальность данной курсовой работы состоит в том, что большое значение отдается роли государства в поддержке конкуренции, которая немыслима без интенсивной антимонопольной политики, содействующей развитию и функционированию экономики. Проблемы монополизации хозяйственной жизни населения, конкурентная борьба на рынках товаров и услуг привлекают в настоящее время пристальное внимание не только специалистов этой сферы, но и широких слоев населения. С развитием монополий стало ясно, что они оказывают не только положительное, но и отрицательное влияние на экономику страны. Исходя из этого, можно сказать, что антимонопольное законодательство и антимонопольная политика являются важнейшими основами структурной реорганизации в разных сферах экономики государства. Успех таких структурных преобразований в большей мере находится в зависимости от взвешенной, выверенной концепции регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений. Антимонопольная политика непосредственно влияет на социально-экономическое развитие государства: количество произведенной продукции, производительность труда, цены, прибыли компаний и их налоговые отчисления, объемы капиталовложений, рост экономики, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на мировых рынках.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКА……………………………………………………………………………5 1.1 Сущность монополии, виды и механизм функционирования………………5 1.2 Основные формы монополий………………………………………………...9 1.3 Особенности современных монополий……………………………………..12 ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ………………………………………………………..17 2.1 Проблемы антимонопольной политики РФ и пути их решения………….17 2.2 Перспективы развития антимонопольной политики РФ…………………..20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...24 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….26
Список литературы

1. Авдашева, С.Б. Экономические основы антимонопольной политики: российская практика в контексте мирового опыта / С.Б. Авдашева, А.Е. Шаститко, Е.Н. Калмычкова // Экономический журнал ВШЭ. - 2018. - № 4. - 381 с. 2. Авдашева, С.Б. Конкурентная политика / С.Б. Авдашева, А.Е. Шаститко // Современная конкуренция. - 2016. - №3. – 180 с. 3. Антосик, Л.В. Формы проявления монопольной власти на региональных рынках / Л.В. Антосик // Региональная экономика. – 2017 – 266 с. 4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория М: ЮРИСТ, 2001 Воронеж: издательство Борисова, 2018 – 118 с. 5. Князева И.В. Антимонопольная политика России: учебное пособие/И.В. Князева – 4-е издание, испр. – М.: Издательство «Омега-Л», 2018 с. – 299 с.. 6. Мигитко, О. Цели, задачи и проблемы антимонопольного регулирования / О. Мигитко // Правила для бизнеса. – 2016. – 293 с. 7. Розанова Н.М. Эволюция взглядов на конкуренцию и практика антимонопольного регулирования: опыт стран с развитой рыночной экономикой / Н.М. Розанова // Экономический журнал. – 2016 г. – 150 с. 8. Современное антимонопольное регулирование: достижения и перспективы (Татаринова, С.С.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». 9. Тамбовцев, В.Л. Теории государственного регулирования экономики. Учебное пособие. ? М.: Инфра-М, 2017. – 182 с. 10. Федеральный закон РФ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 11. Хацович А.А. Антимонопольное законодательство в современной России: актуальные проблемы и пути их решений. «С-ПРО», Санкт-Петербург, 2018 г. – 305 с. 12. Циров С.Р. Антимонопольная политика: цели и задачи. М.: Москва, 2019 г. – 200 с. 13. Шершеневич О.Н. Антимонопольная политика России: учебник для вузов. г. Тверь, 2017 год – 198 с. 14. Цели, задачи и проблемы антимонопольного законодательства. Учебник для бакалавров. Ростов-на-Дону, 2016 г. – 255 с. 15. Яковлев И.А. Вопросы антимонопольного регулирования – практикум для вузов. 2017 г. – 179 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНОПОЛИЗАЦИИ РЫНКА 1.1 Сущность монополии, виды и механизм функционирования На каждом этапе развития рыночных отношений существовали монополистические образования в том или ином своем виде. Монополии стали образовываться в хозяйстве отдельных стран в конце XIX- начале XX столетия. Наиболее точное толкование монополии заключается в том, что это такой тип строения рынка, при котором существует один и только один продавец определенного товара. [3, с. 15] Будучи единственным поставщиком, предприятие-монополист (его также часто называют монополией) сталкивается с совокупным спросом всех потенциальных покупателей товара в пределах данного рынка, и в этом смысле оно тождественно отрасли. Причины возникновения монополий: - крупные научно-технические открытия; - усиление процессов концентрации и централизации капиталов в результате развития производительных сил общества. - появление новых форм собственности, особенно акционерных. Монополии играют в хозяйстве страны противоречивую роль. С одной стороны, монополии могут ограничивать выпуск продукции и устанавливать более высокие цены на нее. Это может вызвать нерациональное распределение ресурсов в хозяйстве страны. Монополии могут усиливать неравенства в доходах. Не всегда крупные фирмы используют свои возможности в развитии НТП (научно-технический прогресс), они могут влиять на снижение уровня жизни населения, они ограничивают конкуренцию на рынке, могут осуществлять диктат производителя надо потребителем. С другой стороны, продукция монополий отличается высоким качеством. Крупная фирма может осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. У монополий есть возможности для снижения издержек производства. Есть возможность экономить материальные и финансовые ресурсы. Сущность монополии характеризуется следующими моментами: - монополия возникает из господства в производстве; - господствуя в производстве, монополия господствует на рынке; - благодаря монопольным ценам монополия получает монопольно высокую прибыль. В современной экономической теории употребляют понятие чистой монополии, под которой понимают конкурентную рыночную обстановку, имеющую следующие особенности: - на рынке товаров и услуг существует одна компания, которая производит данный продукт, поэтому поведение фирмы-монополистa aналогично поведению всей области в общем; - отсутствуют абсолютные заменители - предприятие имеет возможность выпускать однородную и дифференцируемую продукцию, для которой, исходя из убеждений потребителей, нет заменителей; - фирма-монополист воздействует на цену. Монополист устанавливает ту цену, которая принесет ему максимальную прибыль; - вход на рынок ограничен жесткими барьерами. Главной целью всякого монополиста является получение максимальной прибыли. Чтобы получить максимальную прибыль, монополист использует неценовые факторы воздействия на рыночный спрос, такие, как реклама, улучшение качества товара и его внешнего вида, расширение диапазона предлагаемых услуг и дифференциацию. Возможность получения монопольных прибылей вследствие особого рыночного положения неизбежно привлекает в отрасль новых производителей, а это предполагает жесткую конкурентную борьбу между монополией и аутсайдерами. Эффективным институтом в современной экономике признают конкурентный рынок. Однако функционирование ряда рынков на конкурентных основах невозможно или неэффективно, и для них естественен высокий уровень монополизации. Это естественные монополии, существующие тогда, когда эффекты масштаба настолько велики, что одна компания может обеспечивать товарами весь рынок, имея более низкие затраты, чем имели бы конкурирующие фирмы. Монопольную организацию данных рынков вызывают технологические особенности. Различают три вида монополии, изображенных на рисунке 1. Рисунок 1 – Основные виды монополий [3] – закрытая монополия, которая защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав; – открытая монополия - одна компания, как минимум на конкретное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкурентной борьбы. В подобном положении часто находятся фирмы, в первый раз вышедшие на рынок с новейшей продукцией; – естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает рынок целиком. Механизмы функционирования монополии, как правило, рассматривают с двух сторон. В первую очередь, монополизм трактуют как случайный и не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой позиции, то монополистические образования определяют, как закономерные. Один из последователей данных взглядов английский экономист А. Пигу. [4, с.118] Он уверен в том, что монополистическая власть не возникает случайно, она выступает логическим завершением стратегий предприятия. Иным механизмом действий предпринимателей в данном направлении выступает закон концентрации производства и капитала. Как известно, действие этого закона наблюдают на всех этапах развития рыночных отношений. Его двигателем выступает конкурентная борьба. Причем из средних и малых предприятий выделяют несколько наиболее крупных. Когда это происходит, у крупнейших предпринимателей появляется альтернатива: или продолжить убыточную конкурентную борьбу, или заключить соглашение относительно масштаба производства, цен, рынков сбыта и т.п. Как правило, они предпочитают второй вариант, приводящий к возникновению сговоров между ними, что является одним из главных признаков монополизации экономики. Таким образом, следует вывод, что появление предприятий-монополистов объясняется прогрессом производительных сил, реализацией преимущества крупной компании над малой Следует отметить, что монопольное положение желанно для любого предпринимателя, поскольку оно позволяет, во-первых, избегать конкурентных рисков; во-вторых, занимать привилегированное место на рынке, концентрируя в своих руках определенную власть. И, наконец, у монополистов есть возможность с позиций силы воздействовать на других участников рынка, навязывать им свои условия. 1.2 Основные формы монополий Эволюция форм монополий отражает рост обобществления производства. Существует много форм монополистических объединений, ряд из них относится к простейшим формам монополистических объединений: - пулы; - ринги; - конвенции. Существует еще и другие, более современные формы монополистического объединения. По сравнению с простейшими они имеют более устойчивую форму организации, изображенную на рисунке 2. Рисунок 2 - Формы монополистических объединений [3] Картель – это объединение, в котором участники этого объединения не теряют ни производственной, ни коммерческой самостоятельности. Родина картелей – Германия. Объединение происходит для реализации целей картеля: - установление на продукцию единой цены; - оговариваются единые условия найма рабочих; - устанавливаются квоты на производство продукции; - договариваются о разделе рынков сбыта. Синдикат – форма объединения предприятий одной отрасли промышленности по контролю над сбытом продукции и закупке сырья с целью получения монопольных прибылей. Родина синдикатов Франция, и до 1917 года – Россия. Отличительной особенностью картеля и синдиката является сохранение производственной и юридической самостоятельности, но при этом утрачивается коммерческая самостоятельность. Вся произведенная продукция участниками синдиката реализуется через посредство синдикатских контор. Часто синдикатские конторы закупают сырье для участников синдиката, если его можно купить по льготным ценам. Когда процесс монополизации распространяется конкретно и на сферу производства, появляются формы монополистических объединений, являющихся наиболее сложными. На этой основе имеют место наиболее высочайшие формы монополии - трест и концерн. Трест – монополистическое объедение ряда предприятий одной или нескольких отраслей с полной ликвидацией их производственной и коммерческой самостоятельности, включающее объедение производства и сбыта, финансов и управления. Другими словами, трест - это акционерное общество. Родина треста - США. Участники теряют и коммерческую, и производственную самостоятельность. Оно образуется на основе слияния нескольких капиталов (различных собственников) с помощью выпуска ценных бумаг (акций и облигаций), причем эти ценные бумаги распространяются не только между учредителями, но и свободно могут продаваться на рынке фондовых бумаг или других учреждениях. Тем самым привлекается еще и капитал широких слоев населения. Концерн – монополистическое объединение предприятий различных отраслей, находящихся под единым финансовым контролем. Причиной возникновения концерна является межотраслевая конкуренция. Родина – Япония. Объединение предприятий осуществляется при этом на основе финансовой зависимости при помощи скупки акций крупнейшими компаниями. Типичными современными концернами считаются холдинговые компании, финансово-промышленные группы, интегрированные бизнес-группы. Конгломераты- монополистические объединения, образованные путем поглощения прибылей разно-отраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства. Конгломерат менее устойчив, чем концерн, потому что в конгломерат входят предприятия, которые не имеют единой технологической цепочки. Быстро возникают, но и так же быстро распадаются. Разница между концерном и конгломератом, с точки зрения самостоятельности принятия важных управленческих решений, заключается в том, что в концерне только наиболее крупные предприниматели имеют право на участие в общем финансовом контроле, который осуществляется главной фирмой или банком. В конгломерате право на участие в общем управлении в сравнении с концерном имеет еще более ограниченный круг участников. Кроме различных форм монополий, существуют их отдельные типы. Существует три основных типа монополий: монополия отдельного предприятия; монополия как договоренность, или соглашение; монополия, основанная на дифференциации продукта над ценой. Более распространенным является второй тип монополии — как договоренности или соглашения (гласного или негласного) нескольких крупных фирм, дающего им возможность быстро занять господствующее положение на рынке и получать высокие прибыли. [2, с.15] Такую ситуацию в производстве и на рынке называют олигополией. В олигополии всегда таится опасность перерастания в монополию, так как ей свойственны некоторые черты монополий, например, осуществление единой ценовой политики. Олигополию иначе называют групповой монополией. Если монополия осуществляется только со стороны продавца, а не производителя товаров, то возникает монопсония. Более распространенной в этой сфере деятельности является олигопсония — наличие небольшой группы покупателей определенного товара или услуги. Третий тип монополии связан с дифференциацией продуктов, наличием у них специфических свойств, благодаря чему покупатели отдают предпочтение тому или иному товару. Такими монополиями могут стать и малые предприятия. 1.3 Особенности современных монополий Монополистические тенденции в народном хозяйстве на сегодняшний день выделяются рядом факторов. К ним относится, прежде всего, научно-техническая революция (НТР), которая начала разворачиваться в странах с развитой промышленностью с середины 50-х годов. [11, с.182] Совершенствуя всю систему производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение масштабов высокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Названные процессы привели к тому, что в разряд высокоэффективных рентабельных предприятий стали попадать не только монополистические объединения, но и средние и часть малых предприятий. НТР также усиливает конкуренцию, поскольку создает условия для ухудшения положения той или другой монополии путем появления на рынке нового продукта вместо традиционного. Поток научных открытий и нововведений подрывает стабильность позиций отдельных монополистических объединений. Особенностью современной монополизации народного хозяйства является ее межнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций, особенно - межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных концернов создается своеобразный «управленческий холдинг», который передает хозяйственное управление производством, реализацию продукции своим подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность. Одной из особенностей современной монополизации является также ее скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности, в начале 80-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизации рискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в сфере промышленности, но и за ее пределами - в розничном товарообращении, общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий, обмен патентами, научно-технической информацией и т.д. Еще одна особенность современной монополизации - усиление централизации капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил, то есть к структурным изменениям в экономике. Характерно, что такие процессы происходят прежде всего на межотраслевом уровне.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 32 страницы
280 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 27 страниц
90 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 27 страниц
324 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Государственное и муниципальное управление, 26 страниц
290 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg