Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Внедрение социальных технологий как фактор повышения эффективности работы предприятия ЖКХ на примере ООО «Народная управляющая компания домоуправление № 1 г. Калининград

irina_k20 1800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.06.2020
Актуальность применения социальных технологий в управлении предприятием жилищно-коммунального хозяйства позволяет определить цель исследования. Цель исследования состоит в разработке социальной технологии для повышения эффективности управления предприятием жилищно-коммунального хозяйства - ООО «Народная управляющая компания Домоуправление № 1 г. Калининград». Для достижения поставленной цели в работе были поставлены следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие социальных технологий. 2. Изучить структуру, состав и особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства. 3. Определить направления использования социальных технологий в практике управления организацией. 4. Привести организационно-экономическую характеристику ООО «Народная управляющая компания Домоуправление № 1 г. Калининград». 5. Проанализировать деятельность ООО «Народная управляющая компания Домоуправление № 1 г. Калининград». 6. Выявить проблемы в деятельности ООО «Народная управляющая компания Домоуправление № 1 г. Калининград». 7. Предложить внедрение социальных технологий на примере создания «Службы одного окна». 8. Предложить социальную технологию для развития взаимодействия управляющей компании с населением. 9. Оценить эффективность предлагаемых мероприятий. Объектом исследования является предприятие сферы ЖКХ – ООО «Народная управляющая компания Домоуправление № 1 г. Калининград». Предметом исследования является система управления функционированием и взаимодействием предприятия сферы ЖКХ с потребителями, поставщиками ресурсов, исполнителями услуг и работ, контрагентами, контролирующими и надзорными органами, органами власти и направление повышения эффективности этой деятельности. Степень разработанности проблемы. Анализируемая проблема представляется недостаточно разработанной в литературе. Значительное количество работ посвящено теоретическим исследованиям, при этом в литературе практически не встречаются практические приемы использования социальных технологий. Отсутствуют единая модель внедрения социальных технологий в деятельность предприятий ЖКХ. Методологические подходы и методы, использованные в ВКР: общенаучные; специальные; анализ и синтез, дедукция и индукция, методы аналитического и эмпирического научного обобщения, метод социологического опроса; системный анализ, структурно-функциональный анализ, SWOT-анализ. Апробация работы. Основные результаты магистерской диссертации были представлены на V Межвузовской конференции обучающихся в магистратуре и аспирантуре «Современные проблемы финансов, экономики и менеджмента» (18.11.2017 г.), VI Национальной научно-практической конференции обучающихся в магистратуре и аспирантуре «Современные проблемы финансов, экономики и менеджмента» (11-12.05.2018 г.) и VII Национальной научно-практической конференции обучающихся в магистратуре и аспирантуре «Современные проблемы отраслевой экономики и управления» (24.11.2018 г.). По теме магистерской диссертации опубликованы две статьи в сборниках материалов по итогам VII и VIII Национальных научно-практических конференций.
Введение

Актуальность темы исследования. Обеспечение эффективного функционирования сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) в современных условиях предусматривает реализацию масштабных программ реформирования. Реформирование сферы жилищно-коммунального хозяйства является важнейшим направлением экономики, результатом которой ожидается значительное улучшение состояния жилищного фонда, инженерных систем и качества предоставляемых услуг. В условиях преобразований в сфере ЖКХ возникают проблемы поиска новых управленческих технологий, позволяющих повысить эффективность управления. В рамках социальных изменений в сфере ЖКХ и ее преобразования, тема использования социальных технологий является актуальной и требующей исследования. Применение устаревших управленческих технологий в ЖКХ не дает эффективного результата реформирования, развития и управления жилищно-коммунальным хозяйством. Новые экономические отношения и задачи не могут сочетаться со старыми. На сегодняшний день одним из приоритетных направлений реформы в сфере ЖКХ становится совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве, переход на договорные отношения, а также предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг. То есть, жилищно-коммунальная реформа становится не просто реформой ЖКХ как отрасли, но и социальной реформой, меняющей систему жилищных отношений в обществе и требующей современных представлений о социальном управлении.
Содержание

Введение……………………..………………………………………………...…..3 Раздел 1. Теоретические аспекты использования социальных технологий в сфере ЖКХ ………………………………………………………………………..6 1.1 Понятие социальных технологий……………………………………………6 1.2 Структура, состав и особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства……………………………………………………….12 1.3 Направления использования социальных технологий в практике управления организацией……………………………………………………….19 Раздел 2. Анализ эффективности работы ООО «Народная управляющая компания Домоуправление № 1 г. Калининград»…………………………......23 2.1 Организационно-экономическая характеристика………………………....23 2.2 Анализ деятельности………………………………………………………...31 2.3 Проблемы в деятельности…………………………………………………...39 Раздел 3. Совершенствование деятельности ООО «Народная управляющая компания Домоуправление № 1 г. Калининград» через использование социальных технологий…………………………………………………………48 3.1 Внедрение социальных технологий на примере создания «Службы одного окна» ……………………………………………………………………………...48 3.2 Развитие взаимодействия управляющей компании с населением………..49 3.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий…………………...…55 Заключение……………………………………………………………………….60 Список использованных источников…………………………………………...64 Приложение А……………………………………………………………………69 Приложение Б……………………………………………………………………71
Список литературы

1. Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». - М: Норматика, 2019. – 32 с. 2. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» // Вестник ценообразования и сметного нормирования, 2004 г., выпуск 5. 3. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 30 мая 2011 г. N 22 ст. 3168. 4. Постановление Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами». - С-Пб: Издательство «Просвещение», 2015. – 12 с. 5. ГОСТ Р 56038 – 2014. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги управления многоквартирными домами. Общие требования. – Калининград, Издательство «Страж Балтики», 2016. – 68 с. 6. Белецкая, Ю.А. Благоустройство территории // Налог на прибыль: учет доходов и расходов. – 2016. – № 12. – С. 51 – 61. 7. Бутова, Т.В., Свиридова, Е.С. Особенности управления благоустройством территории муниципального образования // Сборник научных трудов по материалам Международной научно–практической конференции. 2014. – С. 98–100. 8. Васильев, С.В. Эффективность работы организаций государственного и муниципального управления и их служащих / С.В. Васильев, А.И. Жуковский, К. Цуркер – Великий Новгород: ИВЦ, 2014. – 336 с. 9. Горбатова, В.И., Теодоронский, В.С. Озеленение населенных пунктов с основами градостроительства. Учебник. М: Академия, 2016. – 328 с. 10. Горемыкин, В.А., Богомолов, А.Ю. Планирование районной деятельности по благоустройству и развитию инфраструктуры. – М: Дело, 2016. – 224 с. 11. Горный, М.Б. Муниципальная политика и местное самоуправление в России: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. — М.: Юрайт, 2019. – 478 с. 12. Дмитриева, Н.В. Анализ современного состояния сферы ЖКХ // АПРОБАЦИЯ, 2018, – № 2 (48). – С. 76 13. Дмитрова, И.И. Социальные технологии. М: Макспресс, 2016. – 255 c. 14. Дорман, В.Н. Экономика организации. Ресурсы коммерческой организации: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.Н. Дорман; под научной редакцией Н.Р. Кельчевской. — М.: Юрайт, 2019. — 134 с. 15. ЖКХ как фактор социального благополучия граждан: сборник материалов МНПК. – Уфа: БИСТ – 2017. – С. 117. 16. Инфраструктура муниципальных образований. Учебное пособие под ред. Кухтина П.В. – М: Кнорус, 2016. – 352 с. 17. Игнатов, В.Г. Экономика социальной сферы / Игнатов В.Г., Батурин Л.А., Бутов В.И. и др. – Р-н/Дону: Март, 2015 – 528 с. 18. Ильин, С.И. Российский комплекс ЖКХ: проблемы и решения// Мир ЖКХ, 2019, – № 4. – С. 58. 19. Кобилев, А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве. – Р–н/Д: Феникс. 2014. – 608 с. 20. Ковязин, В.Ф. Инженерное обустройство территорий: учебное пособие / Под ред. У.А. Косякова. – Лань, 2015. – 267 с. 21. Конева, В.В., Хижняк, С.А. Разработка мероприятий по благоустройству территории муниципального образования // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. 2016. – № 12. – С. 43–49. 22. Косовских, А. Пути эффективного управления жилищным фондом // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ, 2019. – № 6. – С. 50. 23. Курицина, Т., Ермолович, Е., Авксентьева, Е. Озеленение и благоустройство различных территорий. Учебник. – М: Академия, 2017. – 376 с. 24. Лаврентьева, О.В. Основные проблемы реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере благоустройства// Проблемы современной юридической науки: актуальные вопросы/ Сборник научных трудов по итогам международной научно–практической конференции. № 2. г. Красноярск, 2015. – С. 25 25. Марков, М. Технология и эффективность социального управления. – М.: Прогресс, 2012. – 219 c. 26. Миронова, Е.М. Благоустройство территории муниципального образования: проблемы и перспективы развития // Bестник РГСУ, 2015. – № 2. – С. 83 27. Николаевская, И.А. Благоустройство территорий / И.А. Николаевская. – М.: Академия, 2014. – 129 с. 28. Оганян, К. М. Социальные технологии: учебник и практикум для академического бакалавриата / К. М. Оганян. — М: Юрайт, 2019. – 252 с. 29. Одинцов, Б.Е. Информационные системы управления эффективностью бизнеса: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Б. Е. Одинцов. — М.: Юрайт, 2019. — 206 с. 30. О ситуации в жилищно–коммунальной сфере // Информационно–аналитический бюллетень Бюро экономического анализа, 2019. – № 35. – С. 40. 31. Парахина, В.Н. Муниципальное управление. – М: Кнорус. 2015. – 498 с. 32. Плотников, М.В. Социальные технологии менеджмента. hi–tech в управлении: модели, методы, практики. Учебно–методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2015. – 271 c. 33. Поршнев, А.Г. Управление организацией / А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина, Кибанова. - М., ДАФНА, 2016. – 453 с. 34. Пурлик, В.М. Управление эффективностью деятельности организации: учебник для вузов / В. М. Пурлик. — М.: Юрайт, 2020. — 207 с. 35. Реформа жилищно–коммунального комплекса. Научно– аналитическое пособие под ред. Смирнова С. – М: Кнорус, 2018. – 189 с. 36. Социальные технологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / И.Б. Орлова [и др.]; под редакцией И.Б. Орловой. — М: Юрайт, 2019. – 174 с. 37. Староверова, К.О. Менеджмент. Эффективность управления: учебное пособие для академического бакалавриата / К.О. Староверова. — М.: Юрайт, 2019. — 269 с. 38. Теодоронский, В.С. Строительство и содержание объектов ландшафтной архитектуры : учебник для академического бакалавриата под ред. В.С. Теодоронского. — М.: Юрайт, 2019. – 510 с. 39. Управление в городском хозяйстве под ред. Р.Ж. Сираждинова. – М: Кнорус, 2014. – 440 с. 40. Фролова Е.В., Носов А.Н. Благоустройство городов: основные проблемы и тенденции // Вестник РГСУ, 2016. – № 1. – С. 61. 41. Экономика предприятия: учебник для среднего профессионального образования / С.П. Кирильчук [и др.]. — М.: Юрайт, 2019. — 416 с. 42. Кадровая отчетность ООО «НУК Домоуправление № 1 г. Калининград» за 2018–2019 гг. 43. Результаты опроса населения, 2019 г. 44. Финансовая отчетность ООО «НУК Домоуправление № 1 г. Калининград» за 2018–2019 гг. 45. Устав ООО «НУК Домоуправление №1 г. Калининград», 2017 г.
Отрывок из работы

1 Теоретические аспекты использования социальных технологий в сфере ЖКХ 1.1 Понятие социальных технологий В условиях сегодняшней России, осуществляющей сложнейший и неизвестный до сих пор в мировой практике переход от жестко планируемой организации общественной жизни к обществу, основанному на экономической и политической свободе, инициативе и ответственности человека, особую значимость имеют социальные технологии. Требуется продуманная технология создания условий для того, чтобы общество развивалось без ущемления прав и свобод отдельных личностей и социальных групп. Для решения этой общегосударственной проблемы необходима выработка и претворение в жизнь различных региональных и локальных программ, то есть социальных технологий на мезоуровне и микроуровне. Новые экономические рыночные отношения неизбежно порождают естественный отбор тех, кто способен правильно понять, оценить и адаптироваться к новой социальной реальности. Сегодня не все граждане нашего общества готовы к этому. Отсюда потребность в технологиях, во-первых, направленных на социальную защиту той части населения, которая в силу объективных причин не может приспособиться к новым условиям; во-вторых, в технологиях самоорганизации, позволяющих гражданам саморазвиваться и самосовершенствоваться. Понятие «социальная технология» в настоящее время не является строгим. Частота использования его в различных контекстах размывает его границы. В литературе имеет огромное количество определений. Рассмотрим некоторые из них. По мнению И.Б. Орловой социальные технологии в широком смысле – это особый вид социальной теории, которая после осмысления вопросов и качественной и количественной определенности изучаемого общественного явления ставит и обосновывает вопрос о том, как, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности [36, c. 23]. К.М. Оганян приводит следующее определение социальной технологии, определяя ее как «социальное знание, трансформированное в конкретные модели практических действий для достижения заранее определенных целей» [28, c. 55]. У М. Маркова определение выглядит следующим образом: «социальные технологии – способ реализации конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему исследовательских взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно» [25, c. 74]. М.А. Плотников называет социальные технологии «совокупностью знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достигать поставленной цели» [32, c. 92]. Исходя из приведенных трактовок, под социальными технологиями понимают деятельность, в результате которой достигается поставленная цель путем использования скрытых потенциальных возможностей системы для получения социального результата. Среди типов социальных технологий выделяют три уровня: макро-технологии, мезо-технологии и микро-технологии (рис. 1.1). Рисунок 1.1 – Типы социальных технологий [28, c. 63] Виды социальных технологий можно классифицировать по многочисленным признакам: - по сферам общественной жизни: экономические, политические, экологические, духовно-нравственные, социальные, управленческие, социокультурные; - по уровням управления: глобальные, континентальные, национальные, региональные, местные; - по назначению: учебные, ресурсосберегающие, информационные, правоохранительные; - по методам: прогнозирование, моделирование, социодиагностика, планирование, социальный контроль, проектирование; - по характеру действия: тактические, стратегические, оперативные; - по времени действия: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные; - по направленности: созидательные, разрушительные, инновационные, традиционные [28, c. 71]. Социальные технологии являются деятельностью людей, реализация их социальной энергии, интеллекта, выражения способностей, умений и даже желания делать что-либо определенным образом. Социальные действия осуществляются в конкретных социальных условиях, реализация – через специфические социальные институты и социальные организации. Здесь социальные технологии выступают как разновидность социального менеджмента, форма выражения социального управления. Социальные технологии становятся подлинно социальными, потому что они моделируют не отдельные социальные процессы, а социальную жизнь в целом. Они становятся реальной альтернативой всякой иной форме общественных измерений: социальной эволюции и социальной революции, социальных реформ и социальных трансформаций, ибо все эти указанные процессы вольно или невольно подчиняются воздействию того или иного идеологического фетиша. Социальная технология является продуктом человеческой деятельности. Но одновременно социальная технология служит и ее предпосылкой, поскольку выступает формой, способом и условием организации деятельности и взаимодействия. В широком смысле социальные технологии выступают как деятельность по организации, изменению другой деятельности. Для этого разрабатывается комплекс методов процедур, правил, предлагаемых конкретным людям с целью улучшения их труда. В результате применения социальных технологий достигается поставленная цель и изменяется объект деятельности. Как и любая социальная деятельность, социальная технология многообразна по своему конкретному воплощению, целевым функциям, своему характеру и результатам. Технологизация социального взаимодействия — это цивилизованный путь решения социальных проблем общества и человека или группы [32, c. 99]. Он обусловливается целым рядом факторов: 1. Отсутствие социальных технологий модернизации общественных отношений неизбежно ведет к нарушениям социального функционирования человека в обществе и социальным проблемам. 2. Все более утверждающиеся в мировом общественном сознании идеи гуманизма обязывают каждое государство решать социальные проблемы человека в соответствии с принятым международным правом. 3. Социальная помощь, поддержка, содействие человеку в формировании его способности и готовности к самостоятельному взаимодействию с окружающим его миром становятся объективной необходимостью и определяющими факторами преуспевающего экономического и социального самосовершенствования страны [32, c. 101]. Необходимость обеспечения достойного уровня материального и духовного благосостояния каждого человека выдвигает требования стандартизации социальных услуг, разработки специальных методик, форм, приемов и способов взаимодействия с ним. 4. Технологии в социальной сфере в принципе не отличаются от технологий в области материального производства, поскольку возможность технологизации любого социального процесса заключена в структуре человеческой деятельности и придает социальному действию динамичный, целенаправленный, конструктивно созидательный характер. 5. Становление рыночных отношений предполагает организацию и самоорганизацию жизни людей, практическое освоение ими правил взаимодействия друг с другом, природой, овладение стандартами отношений с органами власти, людьми иного круга и статуса и т.д. Решение этих задач возможно лишь путем социализации, обучения и подражания образцам, освоения операций тех или иных жизненно необходимых алгоритмов действия в рамках дозволенного обществом, то есть предсказуемыми средствами в определенной жизненной среде. Многообразие является законом развития общества, поэтому говорить о какой-либо пользе от упорядоченной деятельности в различных социальных сферах возможно только тогда, когда для определенной социальной деятельности создается специальная технология. В этом случае не существует какой-либо универсальной технологии, имеются множество технологий, каждая из которых связана с конкретной спецификой деятельности, с целями, стоящими перед социальным субъектом. В социальных технологиях однозначность проявляется в общих требованиях к процессу. Для реализации социальной технологии необходимо наличие определенных условий, перечисленных ниже: 1. Сам процесс должен быть такой степени сложности, которая позволит и требует его разделения на относительно обособленные части. 2. Поиск таких средств, которые позволят систематизировать действия субъекта для получения максимального эффекта при минимальных усилиях [13, c. 112]. Любая новая социальная технология является ответом на некоторую назревшую потребность. При возникновении такой потребности неизбежно будет сформирована и соответствующая деятельность, в итоге которой будет достигнута поставленная цель и произойдет изменение объекта деятельности. Поэтому появление новых социальных технологий является объективно обусловленным и закономерным процессом. Многими исследователями технологии делятся на: научно-разработанные и созданные эволюционным путем. Научно разработанными технологиями являются систематизированные и определенным образом интегрированные формы и способы реального взаимодействия людей. Последовательность подобного взаимодействия оформляется в четкие правила, цель которых состоит в упорядочении тех или иных явлений либо социальных процессов. Наиболее удобные, понятные и полезные, проверенные на прочность становятся алгоритмами и отбираются с учетом перспектив деятельности. Созданные в процессе эволюции технологии рождаются и отбираются на протяжении всего исторического процесса. В их основе – практический опыт использования конкретных средств поддержания стабильности жизни, порядка, духовности, укрепления устоев труда и быта, духовности. Преимущество этого типа социальных технологий состоит в том, что они опробованы и отобраны несколькими поколениями людей, просты и удобны в использовании, адаптивны, кроме того они имеют компенсационные резервы. Человек осуществляет функционирование в обществе и удовлетворяет потребности через использование социальных технологий. Следовательно, социальные технологии отличают по их основным признакам: 1) они направлены на удовлетворение потребностей человека; 2) рождаются из повседневной жизни или создаются специально; 3) являются инструментом управления и имеют правовое регулирование и т.д.; 4) могут быть четко алгоритмизированы (законом, инструкцией) или носить творческий характер; 5) направлены на преобразование проблем человека путем влияния на его сознание и подсознание или процессов и явлений общества в целом [13, c. 114]. Главное назначение социальных технологий – регулирование социальных процессов общества с помощью специфических социальных средств. Многообразие социальных процессов, а, следовательно, и технологий их регулирования обусловлено широким спектром социальной деятельности человека [36, c. 67]. Для каждого вида социальной деятельности создается особая технология. Вполне обоснованно поэтому определять и создавать социальные технологии для различных областей социальной сферы: медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, социального страхования, системы образования и социального обслуживания и т.д. Именно поэтому представляется, что речь не может идти о какой-то универсальной социальной технологии. Социальных технологий много. Каждая из них сообразуется со спецификой конкретной деятельности, с целями, которые социальный субъект поставил перед собой и которых он стремится достичь. 1.2 Структура, состав и особенности функционирования жилищно-коммунального хозяйства Сфера жилищно-коммунальных услуг является одной из важнейших сфер жизнедеятельности человека, вместе с тем, долгие годы она же вызывает массу негативных эмоций, недовольства среди населения и требует использования современных технологий, в том числе социальных. Жилищно-коммунальный комплекс является совокупностью предприятий, служб и хозяйств, работающих на обслуживании населения населенных пунктов; в городах же жилищно-коммунальное хозяйство является составляющей городского хозяйства (рис. 1.2). Рисунок 1.2 – Жилищно-коммунальный комплекс [35, c. 41] Достаточно часто предприятия коммунального хозяйства в городах и поселках обслуживают кроме населения и промышленные предприятия, обеспечивая их водой, теплом, газом, электроэнергией. Но в зависимости от сложившихся местных условий, предприятия промышленности могут иметь собственные водопроводы, канализацию, а также прочие сооружения коммунального назначения. Уровень развития, а также объемы деятельности жилищно-коммунального хозяйства оказывают непосредственное влияние на благосостояние населения, сложившиеся бытовые условия, чистота водного и воздушного бассейнов, санитарно-гигиенические условия, уровень производительности труда. В структуре коммунального хозяйства выделяют: 1. Санитарно-технические предприятия, обслуживающие водопроводы, канализации, осуществляющие уборку территорий населенных мест и санитарную очистку домовладений, бани, прачечные, купально-плавательные предприятия. 2. Транспортные предприятия, обслуживающие городской общественный пассажирский транспорт (трамваи, троллейбусы, метро, автобусы, такси, канатные дороги), а также водный транспорт местного значения. 3. Энергетические предприятия, к которым относятся газовые, электрические, теплофикационные сети распределения, котельные отопления, ТЭЦ и электростанции, газовые производства, обслуживающие населенные пункты [35, c. 54]. К предприятиям внешнего благоустройства населенных мест, входящих в коммунальное хозяйство входят дороги, мосты и тротуары, путепроводы, а также наземные и подземные пешеходные переходы, эстакады, транспортные сооружения и сети ливневой канализации, гидротехнические сооружения, которые предназначены для предотвращения затопления территорий и оползней, для их осушения, укрепления берегов, уличное освещение и зеленые насаждения общего пользования и др. В последние годы в сфере ЖКХ произошли значительные изменения. Монопольное положение муниципальных жилищ¬ных предприятий, которым муниципальное образование обеспечивает постоянное финансирование, не побуждает эти предприятия и их структурные под-разделения, которыми являются жилищно-эксплуатационные участки (ЖЭУ), лучше работать. Рыночные отношения внесли преобразования во все сферы жизнедеятельности, в частности, в отрасль жилищно-коммунального хозяйства. По мнению специалистов, до реформы сфера ЖКХ охватывала 30% всех основных фондов страны и работала под строгим государственным контролем всех жилищно-коммунальных отношений с преобладающей государственной формой собственности на все основные фонды ЖКХ. В жилищно-коммунальном хозяйстве страны функционирует более 52000 предприятий, на которых работает 4,2 млн человек, обслуживающих 1092 города и 1872 поселка. Отрасль, основу которой составляет жилищный фонд страны (почти 2,9 млрд кв.м), имеет очень высокий удельный вес в основных фондах всей экономики. Доля ЖКХ в основных фондах народного хозяйства составляет 24%. Это третий показатель, лишь немного уступающий транспорту (29,5%) и промышленности (27,4%) [12, c. 76]. От степени благоустройства жилищного фонда зависит его удобство и техническая общедоступность коммунальных услуг для потребителей. В среднем по России процент благоустроенного жилья в совокупном аспекте (оснащенного параллельно водопроводом, горячим водоснабжением, водоотведением, отоплением, газоснабжением, напольными электроплитами) составляет 63,4%. Удельный вес ветхого жилищного фонда в России – 2,0%, а аварийного - 0,7%. Существенную долю жилищного фонда образуют дома 40 и более лет постройки с высоким (свыше 30%) процентом износа. Решение задачи ветхого жилья осуществляется при проведении его капитального ремонта и реконструкции. Основные проблемы отрасли ЖКХ обусловлены его неудовлетворительным финансовым положением, отсут¬ствием стимулов снижения издержек, нераз¬витостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов и т.д. Заложником сложной финансовой ситуации в этих условиях является местный бюд¬жет. Практика показала, что там, где сохранилась трестовская система управления, сохраняется достаточно низкий уровень платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ). А сфера жилищно-коммунального хозяйства традиционно считается отраслью административных отношений. Со стороны руководства городом администра¬тивное управление жилищно-коммунальными организациями практически становится отраслью бюджетного финансирования [18, c. 58]. Там же, где функции управления и обслуживания разделены, созданы службы заказчика, значительно выше остается уровень платежей граждан, где он не превышает, в среднем по совокупности ЖКУ, 70-90%. Между двумя указанными фактами прямую аналогию, конечно же, проводить нельзя, но причинно-следственная связь имеется. Отметим, что после 2002 года эта тенденция стала менее заметной. Довольно часто финансовый орган муниципального образования утверждает сметы доходов и расходов муниципальных предприятий жилищно-коммунального комплекса, определяя подобным образом штатную численность. Более того, финансовый орган запрашивает у предприятий справки о фактической численности персонала, которая является основой для финансирования их работы. Результатом является финансирование содержания «численности», а не объемов выполняемых работ. Расходы бюджета в этом случае увеличиваются, одновременно способствуя снижению качества выполняемых работ. Современный рынок услуг сферы жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) характеризует наличие конкурентных, монопольных секторов. Наиболее сложная ситуация складывается в сфере ресурсоснабжения отрасли (тепло-, электро -, газо-, водоснабжении и водоотведении). Конкуренция в этом секторе ограничена, так как потребитель указанных услуг подсоединен к конкретным инженерным сетям. Границы указанных систем представляют собой географические границы рынка данных услуг, поскольку потребитель, подсоединенный к одной из систем сетей, не может пользоваться услугами от другой системы. Проводимые мероприятия по реформированию действующих ресурсоснабжающих предприятий отрасли через выделение самостоятельных предприятий для производства и передачи услуг потребителям разными предприятиями по технологической цепочке (сетевое хозяйство, транспортное обслуживание и т.д.) могут приводить к дезорганизации работы отраслевых предприятий и снижению качества обслуживания потребителя. Так, к примеру, в сфере водопроводно-канализационного хозяйства процедура производства и передачи материальных носителей услуги, чаще всего, производится в рамках одного предприятия, что обусловлено особенностями технологии и является организационно и экономически оправданным. В некоторых городах предоставление услуг по водоснабжению и водоотведению осуществляют разные предприятия, что, однако, не ведет к формированию конкурентной среды, а лишь констатирует о наличие на территории двух отдельных субъектов монополии. То есть, разукрупнение предприятий сферы водопроводно-канализационного хозяйства ЖКХ для формирования конкурентоспособности не может быть оправдано с точки зрения демонополизации. Подобный подход может быть распространен и на прочие ресурсоснабжающие организации сферы ЖКХ [30, c. 40]. В силу своего положения рассматриваемые выше хозяйствующие субъекты имеют возможность для определения характера хозяйственных взаимоотношений, навязывания «правил игры» своим экономически более слабым контрагентам. Все перечисленные обстоятельства требует специального регулирования этих товарных рынков. Необходимо отметить наличие недостаточной комплексности в проведения реформы ЖКХ. В ней основное внимание уделяется реформированию жилищного хозяйства, и очень недостаточными являются меры по реформированию коммунального сектора. Недостаточно отработаны вопросы регулирования сферы капитального ремонта жилищного фонда. Недостаточно полно и четко описаны организационно-экономические основы, а также возможности проведения капитальных ремонтов и реконструкции жилищного фонда городов в современных условиях хозяйствования. В большинстве населенных пунктов конкурентная среда сферы ЖКХ до сих пор не создана. Необходимо отметить также неготовность экономических служб жилищных организаций к работе в современных условиях хозяйствования, к ведению самостоятельной экономической политики, к формированию новой системы менеджмента и маркетинга, изучению профильных рынков и поиску новых источников финансирования. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: 1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; 2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; 3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; 4) стимулируют жилищное строительство; 5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; 6) обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; 7) обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства [22, c. 50]. 1.3 Направления использования социальных технологий в практике управления организацией В условиях реформы ЖКХ актуализируются проблемы поиска социальных управленческих технологий, направленных на повышение эффективности управленческого воздействия, повышающих адаптационные возможности отрасли. В этой связи важным представляется осмысление сущности социальных технологий, их роли в контексте социальных изменений и развития ЖКХ. Применение устаревших управленческих технологий в ЖКХ не дает эффективного результата реформирования, развития и управления жилищно-коммунальным хозяйством. Новые экономические отношения и задачи не могут сочетаться со старыми. Например, невозможно совместить свободную рыночную конкуренцию с жестким регулированием тарифов на ЖКУ, поскольку это элементы различных экономико-управленческих технологий. В современной теории социологии управления широко применяются категории, базирующиеся на понятиях, ранее применявшихся в основном в инженерных дисциплинах: «технологии», «механизмы», «современные социальные технологии», «механизмы управления». Но при этом важно отметить различные подходы к определению сущности социальных технологий и их типологии. В условиях рыночной экономики обеспечение нормального функционирования жилищно-коммунального хозяйства, необходимого уровня, качества услуг и обслуживания населения и других потребителей, должны предопределяться четким разграничением функций управления, форм прав собственности, системой договорных отношений, объективным сочетанием экономических и административных методов воздействия. Однако их несовершенство и противоречивость приводит к закреплению недостатков, которыми отмечен ход преобразований в жилищно-коммунальной сфере. Поэтому на сегодняшний день одним из приоритетных направлений реформы становится совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве, переход на договорные отношения, а также предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг [15, c. 117]. Жилищно-коммунальная реформа становится не просто реформой ЖКХ как отрасли, но и социальной реформой, меняющей систему жилищных отношений в обществе и требующей современных представлений о социальном управлении. ЖКХ представляет собой сложный социально-экономический комплекс, предназначенный для удовлетворения определенных потребностей населения. С социальной точки зрения, ЖКХ – важнейшая сфера жизнедеятельности и жизнеобеспечения человека, с экономической – особый рынок по производству товаров и услуг, связанный с жильем и коммунальной сферой. Сегодня предприятия, функционирующие в сфере ЖКХ, работают в сложных условиях, которые обусловлены ограниченными финансами, нарастающей конкуренцией, невозможностью использования современных технических и информационных средств. Из-за хронической нехватки финансов муниципальным унитарным предприятиям сферы ЖКХ сложно конкурировать с коммерческими структурами по уровню заработной платы, что определяет дефицит квалифицированных кадров. То есть сегодня для использования социальных технологий в деятельности предприятий, работающих в сфере ЖКХ, могут использоваться социальные технологии во многих направлениях: - организация работы с населением путем создания эффективных коммуникационных технологий, к которым относятся технологии «Службы одного окна»; использование интернет-технологий путем работы с личными кабинетами плательщиков; - совершенствование управления персоналом предприятий через внедрение современных технологий обучения, для использования современных технологий, оборудования;
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социология, 86 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Социология, 62 страницы
1550 руб.
Дипломная работа, Социология, 64 страницы
1600 руб.
Дипломная работа, Социология, 48 страниц
490 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg