Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Эпителиальные ткани человека и их изучение в школьном курсе биологии.

irina_k20 1325 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.06.2020
Цель исследования: провести анализ школьного курса биологии и разработать материал для более глубокого изучения эпителиальной ткани человека Методы исследования: 1) теоретические (анализ литературы, сравнение, анализ, выводы из полученных данных); 2) практические (составление программы элективного курса, написание конспектов уроков, составление методических рекомендаций). Задачи: - рассмотреть классификации эпителиальных тканей - изучить по литературным источникам строение, функции эпителиальных тканей - проанализировать школьный курс биологии на тему «Эпителиальные ткани человека» - разработать элективный курс «Эпителиальные ткани человека» Объект: эпителиальные ткани человека. Предмет: изучение эпителиальных тканей человека в школе
Введение

Организм человека состоит из тканей. Гистология (histos – ткань, logos – учение) – наука, изучающая тканевой уровень организации живого, т.е. микроскопическое строение и жизнедеятельность тканей [7]. Ткань – общность клеток, имеющих сходное строение, форму и жизненный цикл.[5]. В организме человека различают четыре вида тканей: эпителиальную (покровную), соединительную (собственно соединительную, хрящевую, костную, кровь, лимфу), мышечную (гладкую, поперечнополосатую), нервную [8]. Эпителиальные ткани - это пласт тесно расположенных клеток, покрывающий поверхность организма, выстилающий все его полости и выполняющий главным образом защитную, выделительную и всасывающую функции. Из эпителия состоит также большинство желез [5].
Содержание

Введение Глава 1 Виды эпителиальных тканей 1.1 Морфологическая классификация покровных эпителиев 1.2 Генетическая классификация эпителиев (по Н. Г. Хлопину)…………. 1.3 Классификация желез……………………………………………………. Глава 2. Строение и функции ээпителиальных тканей 2.1 Строение эпителиальных тканей 2.1.1. Однослойный эпителий…………………………………………………. 2.1.2. Многослойный эпителий………………………………………………… 2.1.3. Переходный эпителий (уротелий) …………………………………….. 2.2. Функции эпителиальных тканей…………………………………….. Глава 3. Методика изучения эпителиальных тканей человека в школе 3.1. Анализ школьного курса биологии по теме «Эпителиальные ткани человека» 3.2. Конспекты уроков биологии по теме «Эпителиальные ткани человека» 3.3. Элективный курс «Эпителиальные ткани человека» 3.3.1. Пояснительная записка 3.3.2. Содержание курса 3.3.3. Календарно-тематический план Заключение………………………………………………………………………. Список литературы……………………………………………………………… Приложение……………………………………………………………………….
Список литературы

1. Быков В. Л. Гистология и эмбриология органов полости рта человека: Учебное пособие. Издание второе, исправленное» 1998. 2. Барсуков В. Ю. Селезнева Т. Д. Гистология. Полный курс за 3 дня, Эксмо; Москва; 2007 3. Гистология. Под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной, 5-е изд. - М: Медицина, 1999. - 744 с. 5. Гистология учебник . Под ред. Э.Г. Улумбекова, проф. Ю.А. Челышева, 2001. 4. Кузнецов С.Л. Мушкамбаров Н.Н. Гистология, цитология и эмбриология: Учебник для медицинских вузов,. – М. ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. – 600 с. 5. Сапин М. Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков. Учеб. пособие для студ. пед. вузов. 2002. 6. Седов А. Гистология человека. Конспект лекций для вузов. 7. Станков А.Г. Анатомия человека. Государственное издательство медицинской литературы, Медгиз - 1959 – Москва 8. Федюкович Н. Анатомия и физиология человека: Учебное пособие, Изд. «Феникс», 2003. 9. Мансурова С.Е., Шклярова О.А. «Здоровье человека и окружающая среда. Элективный курс». - М., «Методкнига», 2006 10. Пугал Н.А., Козлова Т.А. «Лабораторные и практические занятия по биологии. Человек и его здоровье – 8». - «Владос», 2003 11. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.. 12. Элективный курс «Экология человека». Биология. Рабочая программа// https://drofa-ventana.ru/
Отрывок из работы

Глава 1. Виды эпителиальных тканей Эпителий — пласт клеток, выстилающий поверхность (эпидермис) и полости тела, а также слизистые оболочки внутренних органов, желудочно-кишечного тракта, дыхательной системы, мочеполовые пути. Кроме того, образует большинство желёз организма [7]. В организме человека много разновидностей эпителиальной ткани, которые различаются по происхождению, строению и функциональным особенностям. В зависимости от места расположения и выполняемой функции всего различают два типа эпителиев: покровные и железистые. • покровные эпителии: - покрывает поверхность тела(эпидермис кожи- ее наружный слой)формируют внешние и внутренние покровы; - внутренние поверхности полых органов (желудка, матки, мочевого пузыря и др.) • железистые эпителии - содержат железистые образования (печень, поджелудочную железу, слюнные железы и др.) [6]. 1.1. Морфологическая классификация покровных эпителиев 1. Однослойный: однорядный, многорядный. А. Однорядный • Плоский (эндотелий, мезотелий) - выстилает все сосуды, полости тела человека: плевральную, брюшную, перикардиальную • Кубический (эпителий почечных канальцев) • Призматический Б. Многорядный • Призматический (легочный эпителий) 2. Многослойный • Плоский ороговевающий (эпидермис) • плоский неороговевающий эпителий (ротовая полость, пищевод, влагалище) • переходный эпителий (мочевой пузырь) [7]. 1.2. Генетическая классификация эпителиев (по Н. Г. Хлопину) Источник Тип эпителия Примеры Эктодерма Эпидермальный Эпителий кожи, сальные, потовые, слюнные железы Энтодерма энтеродермальный Эпителий желудка, тонкой и почти всей толстой кишки; паранхема печени и поджелудочной железы Мезодерма целонефродермальный Эпителий серозных оболочек, эпителий канальцев почек Нервная трубка эпендимоглиальный Эпителий полостей мозга Мезенхема ангиодермальный эндотелий сосудов 1.3. Классификация желез Железистый эпителий — разновидность эпителиальной ткани, которая состоит из эпителиальных железистых клеток, которые в процессе эволюции приобрели ведущее свойство вырабатывать и выделять секреты. Такие клетки называются секреторными (железистыми) — гландулоцитами. Классификация желез По числу клеток железы делятся на: • одноклеточные - (например, бокаловидные клетки); • многоклеточные - большинство желез[14]. Морфологическая классификация желез Железы Эндокринные (имеют выводной проток) Экзокринные (не имеют выводного протока и выделяют гормоны в кровь и лимфу. ) Трабекулярного типа (надпочечник, гипофиз) Простые (один проток) Сложные (много протоков) Разветвлённые (ветвится концевой отдел) Неразветвленные (концевой отдел неразветвлен) Разветвлённые (ветвится концевой отдел) Неразветвленные (концевой отдел неразветвлен) Фолликулярного типа (щитовидная железа) Трубчатые Альвеолярные Трубчатые Альвеолярные Альвеолярно-трубчатые По способу выведения секрета: • мерокриновые (большинство желез) • макроапокриновые (молочная железа) • микроапокриновые (хориодное сплетение в 3-м желудочке мозга) • голокриновые — сальные железы[14]. По типу секрета: • белковые (поджелудочная железа); • слизистые (бакаловидная клетка); • белково-слизистые (слюнная железа) • липидные (сальные железы) • кислотные (париетальные клктки собственных желез желудка) Классификация желез по источникам развития: • железы эктодермального происхождения (гипофиз, надпочечники); • железы энтодермального происхождения (щитовидная железа); • железы мезодермального происхождения (предстательная железа). Вывод по 1 главе: рассмотрев классификацию эпителиальных тканей, мы выяснили, что она достаточно емкая и сложная, так как структура каждого эпителия многогранная, а выполняемые функции очень различны и специфичны. Глава 2. Строение и функции эпителиальных тканей 2.1. Строение эпителиальной ткани Эпителиальные ткани – это пограничные ткани, которые расположены на границе с внешней средой, покрывают поверхность организма, выстилающий все его полости, внутреннюю поверхность полых органов пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем, входит в состав большинства желез[1]. Признаками строения эпителия можно выделить: 1. Клетки мелкие, тесно прилегают друг к другу, образуя пласт 2. Мало межклеточного вещества. 3. Гетерополярность - апикальные (верхушка) и базальные части клеток отличаются по строению и по функции; а в многослойном эпителии - отличие в строении и функции слоев. 4. Клетки располагаются на базальной мембране 5. Эпителий участвует в выделении секрета. 6. Клетки обладают способность к восстановлению (регенерации). 7. Ткань лишена кровеносных сосудов. . 8. Между клетками имеются плотные контакты 9. Хорошо иннервирован (много нервных окончаний) [4]. Особенность клеток эпителия - наличие на их поверхности плазматической оболочки. У клеток, участвующих в выделении продуктов обмена, в плазматической оболочке базальной части клеточного тела наблюдается складчатость. Эпителиоциты – это клетки, образующие эпителиальные ткани. По форме их делят на плоские, кубические и столбчатые. В ядре преобладает эухроматин, за счет чего оно имеет светлую окраску. Ядро достаточно крупное, его форма совпадает с формой клетки. Цитоплазма эпителиоцитов, как правило, содержит хорошо развитые органеллы. В клетках железистого эпителия имеется активный синтетический аппарат. Базальная поверхность эпителиоцитов прилежит к базальной мембране, к которой она прикреплена с помощьюполудесмосом- соединений, сходных по строению с половинами десмосом [13]. Базальная мембранасвязывает эпителий и подлежащую соединительную ткань; на светооптическом уровне на препаратах она имеет вид бесструктурной полоски, не окрашивается гематоксилином-эозином, однако выявляется солями серебра и дает интенсивную ШИК-реакцию. На ультраструктурном уровне в ней выявляется два слоя: 1. Светлая пластинка (30 -50 нм): от полудесмосом эпителиоцитов вглубь пластинки отходят якорные филаменты. Светлая пластинка содержит гликопротеины и антиген пузырчатки, способствующие прикреплению базальной части эпителиоцитов, а также протеогликаны. 2. Плотная пластинка (50 -60 нм) — образована фибриллярным компонентом, обращенным в сторону соединительной ткани. Эти слои отличаются содержанием белков, гликопротеинов и протеогликанов. Иногда описывают еще третий слой - ретикулярную пластинку (lamina reticularis),содержащую ретикулярные фибриллы, однако многие авторы рассматривают ее как компонент соединительной ткани, не относя к собственно базальной мембране. Базальная мембрана способствует поддержанию нормальной архитектоники, дифференцировки и поляризации эпителия, обеспечивает его крепкую связь с подлежащей соединительной тканью, осуществляет селективную фильтрацию питательных веществ, поступающих в эпителий[15]. Для эпителиальных тканей характерна полярность. Особенно хорошо выражена полярность однослойных эпителиев, где она проявляется тем, что апикальная (верхушечная) часть клетки и её базальная часть, лежащая на базальной мембране, отличаются друг от друга и структурно и функционально. Выраженная полярность делает возможным расположению ядра в базальной части, над ним находятся митохондрии, комплекс Гольджи и центриоли. В клетках, выполняющих секреторную функцию, особенно хорошо развиты эндоплазматическая сеть и комплекс Гольджи. Эпителий, который испытывает большую механическую нагрузку, в своих клетках имеет систему особых нитей — тонофибрилл, которые создают как бы барьер, призванный защитить клетки от деформации. Некоторые клетки, а точнее их цитоплазма, на поверхности могут образовывать мельчайшие, направленные во внешнюю сторону, выросты — микроворсинки. Самые большие их скопления имеются на апикальной поверхности эпителия в тонком кишечнике и главных отделах извитых канальцев почек. За счет параллельного расположения микроворсинок в кутикулах эпителия кишечника и щеточной кайме почек образуются полоски, которые можно рассмотреть под оптическим микроскопом. Кроме того, микроворсинки в этих местах содержат ряд ферментов [15]. 2.1.1. Однослойный эпителий Однослойный однорядный эпителий (изоморфный) - все ядра эпителиоцитов располагаются на одном уровне, потому что эпителий состоит из одинаковых клеток. Регенерация этого эпителия происходит за счет стволовых (камбиальных) клеток, равномерно разбросанных среди других дифференцированных клеток[15]. а) однослойный плоский - клетки тонкие, уплотненный, содержат мало цитоплазмы, дисковидное ядро находится в центре, край его не ровный. Выстилает кровеносные, лимфатические сосуды, камеры сердца. ? Мезотелий покрывает серозные оболочки (листки плевры, висцеральную и париетальную брюшину, околосердечную сумку и др.). Клетки— мезотелиоциты плоские, имеют полигональную форму и неровные края, некоторые мезотелиоциты содержат не одно, а 2-3 ядра. На свободной поверхности клетки имеются микроворсинки (стоматы). Через мезотелий происходят выделение и всасывание серозной жидкости. При помощи его гладкой поверхности легко осуществляется скольжение внутренних органов. Мезотелий блокирует образование соединительнотканных спаек между органами брюшной и грудной полостей, развитие которых возможно при нарушении его целостности. ? Эндотелий выстилает все сосуды, а также камеры сердца. Он представляет собой пласт плоских клеток — эндотелиоцитов, лежащих в один слой на базальной мембране. Эндотелиоциты отличаются бедностью органелл. А так же в них присутствуют пиноцитозные везикулы в цитоплазме. Эндотелий участвует в обмене веществ и газов (кислород, углекислый газ) между сосудами и другими тканями. При его повреждении может измениться кровоток в сосудах и образовании в их просвете сгустков крови — тромбов. б) однослойный кубический (на срезе у клеток диаметр равен высоте). Имеет клетки с одинаковыми размерами во всех измерениях, напоминающие по форме куб. Ядра находятся в центрне клетки. Такой эпителий встречается в канальцах почек. Эпителий почечных канальцев выполняет функцию обратного всасывания (реабсорбция) некоторых веществ из первичной мочи, протекающей по канальцам, в кровь межканальцевых сосудов. в) однослойный цилиндрический (призматический) (на срезе ширина клеток меньше чем высота). Этот вид эпителия характерен среднего отдела пищеварительной системы. Он выстилает внутреннюю поверхность желудка, тонкой и толстой кишки, желчного пузыря, ряда протоков печени и пожелудочной железы. Эпителиальные клетки тесно связаны между собой с помощью десмосом, щелевых коммуникационных соединений, по типу замка, плотных замыкающих соединений. Благодоря последним в межклеточные щели эпителия не может проникнуть содержимое полости желудка, кишки и других полых органов. Обладает высокой регенерацией. В желудке представлен железистым эпителием В тонком кишечнике, почечных канальцах представлен каемчатым эпителием (образован каемчатыми клетками - энтероцитами) Однослойный призматический железистый, имеется в желудке, в канале шейки матки, необходим для непрерывной выработки слизи; Однослойный призматический каемчатый, выстилает кишечник, на апикальной поверхности клеток имеется множество микроворсинок; специализирован на всасывание. Однослойный призматический реснитчатый (мерцательный), выстилает маточные трубы; на апикальной поверхности эпителиоциты имеют реснички. Однослойный многорядный мерцательный эпителий. - выстилает воздухоносные пути: носовую полость, трахею, бронхи. В выносящих канальцах яичек, в протоках придатков яичек и в яйцеводах представлен двурядным эпителием. Все клетки эпителия располагаются на базальной мембране, но их ядра находятся на разных уровнях Функция: очистка и увлажнение проходящего воздуха[15]. В воздухоносных путях представлен 4 видами клеток: • реснитчатые (мерцательные) клетки - движением их мерцательных ресничек удаляются попавшие вместе с воздухом в дыхательные пути частицы пыли; • слизистые (бокаловидные) клетки выделяют муцины на поверхность эпителия, выполняя защитную функцию; • короткие и длинные вставочные клетки являются стволовыми и камбиальными, способными делиться и превращаться в реснитчатые, • слизистые и эндокринные клетки; эндокринные клетки - выделяют в кровеносные сосуды гормоны. [12]. 2.1.2. Многослойный эпителий Многослойный плоский неороговевающий эпителий. Покрывает снаружи роговицу глаза, выстилает полость рта и пищевода Состоит из 3-х слоев клеток: ? Нижний - базальный слой – клетки призматической формы, расположенные на базальной мембране. Среди них имеются стволовые клетки, способные к митотическому делению. ? Средний -шиповатый слой - клетки неправильной, многогугольной формы, связанных между собой десмосомами. ? Верхний слой – поверхностный – образован плоскими клетками. Заканчивая свой жизненный цикл, отмирают и слущиваются с поверхности эпителия. Функция этого эпителия: механическая защита. Источник развития: эктодерма. Многослойные плоские эпителии обладают полиморфизмом ядер: -ядра базального слоя вытянутые, расположены перпендикулярно к базальной мембране, -ядра промежуточного (шиповатого) слоя - округлые, -ядра поверхностного (зернистого) слоя вытянутые и расположены параллельно базальной мембране [13]. Многослойный плоский ороговевающий – покрывает поверхность кожи, образуя так называемый эпидермис, который имеет несколько десятков слоев клеток. Клетки росткового слоя (глубоко лежащего) непрерывно размножаются и имеют цилиндрическую форму. Чем ближе они располагаются к поверхности, тем более плоскими становятся. В клетках этого эпителия происходит специфический процесс – процесс ороговения – что цитоплазма клеток по мере приближения к поверхности тела становится более плотной, ядро исчезает и клетка умирает. Развивается из эктодермы, выполняет защитную функцию - защита от механических повреждений, лучевого, бактериального и химического воздействия, разграничивает организм от окружающей среды. Выделяют 5 слоев: базальный слой (ростковый, камбиальный, зачатковый) - слой цилиндрических эпителиоцитов, из которых некоторые являются стволовыми. -базальная мембрана отличается резко извилистым ходом ядра клеток базального слоя - овальные и расположены перпендикулярно к базальной мембране. в цитоплазме редкие пучки кератиновых тонофибрилл шиповатый слой - образован клетками полигональной формы с округлыми ядрами -клетки прочно связаны между собой многочисленными десмосомами клетки располагаются в 5-10 слоёв. кератиновых фибрилл становится больше, и они располагаются концентрически вокруг ядра. зернистый слой – образован уплощёнными клетками клетки заполнены гранулами "кератогиалина"- агрегаты кератиновых фибрилл на поверхности гранул белка филагрина. клетки расположены в 3-4 слоя. блестящий слой - образован 3-4 слоями плоских клеток. Эти клетки лишены ядер и почти всех других органелл и имеют толстую оболочку из белка кератолинина - кератиновые тонофибриллы образуют продольные пучки, заполняющие почти всё пространство под оболочкой. роговой слой - состоит из многих слоёв ороговевших безъядерных постклеточных структур - роговых чешуек. В тонкой коже, которая не испытывает нагрузки, отсутствует зернистый и блестящий слой. Базальный и шиповатый слои составляют ростковый слой эпителия, так как клетки этих слоев способны к делению [11]. 2.1.3. Переходный эпителий (уротелий) Ядра всех клеток имеют округлые формы, полиморфизма ядер нет,. Источники развития: эпителий лоханки и мочеточника - из мезонефрального протока (производное сегментных ножек), эпителий мочевого пузыря - из энтодермы аллантоиса и энтодермы клоаки. Функция - защитная. Выстилает мочевыводящие пути - чашечки и лоханки почек, мочеточники, мочевой пузырь. Различают 3 слоя клеток:: ? базальный слой – образован небольшими клетками с овальными ядрами, обеспечивают регенерацию; ? промежуточный слой - образован клетками грушевидной формы, узкой базальной частью, контактирующий с базальной мембраной (стенка не растянута, поэтому эпителий утолщен); когда стенка органа растянута грушевидные клетки уменьшаются по высоте и располагаются среди базальных клеток. ? поверхностный слой - образован очень крупными клетками, могут иметь куполообразную форму; некоторые из них являются двуядерными, при растянутой стенки органа клетки уплощаются; клетки не делятся, постепенно слущиваются. Таким образом, строение переходного эпителия изменяется в зависимости от состояния органа: ? когда стенка не растянута, эпителий утолщен за счет "вытеснения" части клеток из базального слоя в промежуточный слой; ? при растянутой стенки толщина эпителия уменьшается за счет уплощения покровных клеток и перехода части клеток из промежуточного слоя в базальный [13]. 2.2. Функции эпителиальных тканей Важнейшие свойства эпителиальных тканей: плотное прилегание клеток (эпителиоцитов) друг к другу, образующих пласты, наличие хорошо развитых межклеточных соединений, пласт эпителия всегда имеет базальную мембрану и подстилается рыхлой соединительной тканью, минимальное количество межклеточного вещества, лежат на границе внешней и внутренней среды организма, полярность, высокая способность к регенерации [9]. Эпителиальная ткань - одна из основных тканей тела человека. Она выстилает поверхность тела (кожа, волосы, ногти), полости внутренних органов (желудок) и образует железы (слюнные, потовые, печень). [15]. Эпителиальные ткани выполняют в организме человека многочисленные функции. В зависимости от участка тела эпителиальная ткань выполняет разные функции, поэтому ее форма и строение тоже могут быть разными Покровный эпителий (например, эпидермис) выполняет, прежде всего, защитную функцию. Некоторые покровные эпителии (например, эпителий кишок, эпителий брюшины или плевры) обеспечивают усвоение жидкости, т. к. их клетки способны захватывать составные части пищи и другие вещества. Железистый эпителий осуществляет секреторную функцию, т.е. образует и выделяет специфические продукты – секреты, которые используются в процессах, протекающих в организме. К секретам относятся пищеварительный сок, слизь, желчь, гормоны и другие. Железестый эпителий образует железы, большая састь которых представляет собой самостоятельные органы (слюнные железы, поджелудочная железа, надпочечники и т.д.) [3]. Эпителиальная тканьобразована тремя зародышевыми листками. Из эктодермы образуются эпителии кожи, слизистых оболочек, рта, заднепроходного отверстия, преддверия влагалища и т.д. Из энтодермы образуются эпителии пищеварительного тракта, печени,поджелудочной железы, мочевого пузыря, щитовидной железы, внутреннего уха и части мочеиспускательного канала. Из мезодермы образуются эпителии почек, брюшины, половых желез и внутренних стенок кровеносных сосудов [6]. Особенности строения эпителиальной ткани животных и человека во многом продиктованы тем, что ее развитие осуществляется из всех трехзародышевых листков.Данная особенность присуща только этому типу ткани. Эктодерма дает начало эпителию кожи, полости рта, значительной части пищевода, роговице глаза; энтодерма — эпителию желудочно-кишечного тракта; а мезодерма - эпителию мочеполовых органов и серозных оболочек[15]. В эмбриональном развитии начинает образовываться на самых ранних стадиях. Так как в составе плаценты достаточное количество эпителиальной ткани, она является участником обмена веществ между матерью и зародышем[4]. Взаимодействие соседних клеток в пласте возможно благодаря наличию десмосом. Это особые множественные структуры субмикроскопического размера, которые состоят из двух половинок. Каждая из них, утолщаясь в определенных местах, занимает смежные поверхности соседних клеток. В щелевидном промежутке между половинками десмосом находится вещество углеводного происхождения. В случаях, когда межклеточные промежутки широкие, десмосомы располагаются на концах направленных друг к другу выбуханий цитоплазмы на контактирующих клетках. Если рассмотреть пару этих выбуханий под микроскопом, то можно обнаружить, что они имеют вид межклеточного мостика. В тонкой кишке целостность пласта поддерживается благодаря слиянию клеточных оболочек соседних клеток в местах соприкосновения. Такие места часто называют замыкающими пластинками. Есть и другие случаи, когда нет специальных структур, обеспечивающих целостность. Тогда контакт соседних клеток осуществляется за счет соприкосновения ровных или извилистых поверхностей клеток. Края клеток могут черепицеобразно накладываться друг на друга [8]. Во второй главе мы рассматривали общую характеристику эпителиальной ткани. Исходя из рассмотренного материала, можно сделать вывод, что эпителиальная ткань имеет сложное строение и имеет важное значение в строении человека. Глава 3. Методика изучения эпителиальных тканей человека в школе 3.1. Анализ школьного курса по биологии Важным звеном в познании строения тела человека, является изучение основ гистологии, так как ткани представляют собой один из уровней организации живой материи, основу формирования органов. Главной задачей гистологии, как и других биологических наук, является выяснение сущности жизни, структурной организации процессов жизнедеятельности, установление связей между различными явлениями и общих закономерностей Ткань - это система клеток и межклеточного вещества, объединённых общим происхождением, строением и выполняемыми функциями. Одно из важных мест в системе биологического образования занимает изучение тканей человека и животных, закладывая основы научного структурно-функционального подхода в анализе жизнедеятельности организмов. Анализируя рабочие программы по биологии выяснилось, что впервые о тканях живых организмов учащиеся узнают в 5 классе. В 6 классе по авторской линии Н.И. Сонина в курсе «Живой организм» учащиеся должны давать определение понятию ткань; называть типы и функции тканей животных; различать типы тканей животных; рассматривать на готовых препаратах и описывать ткани живых организмов; сравнивать ткани растений и ткани животных и делать выводы на основе сравнения. В 7 классе по авторской линии И.Н. Пономаревой в курсе «Животные» учащиеся должны давать определение термину ткани; называть основные виды тканей; объяснять, почему у животных; характеризовать основные виды тканей. В 8 классе по линиям А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш в курсе «Человек и его здоровье» на изучение тканей человека отводится всего 2 часа, из них один час отводится либо на изучение нервной ткани, либо на проведение крупной лабораторной работы. В этом курсе учащиеся должны давать определение понятию ткань; изучать микроскопическое строение тканей; рассматривать готовые микропрепараты и описывать ткани человека; называть основные группы тканей человека; сравнивать ткани человека и делать выводы на основе их сравнения; устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями. В программах также предусмотрено проведение лабораторных работ по изучению микроскопического строения тканей. Понятия об основных типах тканей применяются затем почти во всех темах курса. Можно сделать вывод, что учащиеся затрагивают лишь маленькую часть основ гистологии. Подробно изучить каждую ткань человека, а именно эпителиальную, в школьном курсе биологии нет возможности. Возможность изучить эпителиальные ткани человека можно с помощью элективных учебных курсов предпрофильной подготовки из компонента общеобразовательного учреждения. 3.2. Разработки конспектов для 8 класса на тему «Ткани человека» Предмет: биология Тип урока: изучение нового материала Цель урока: систематизировать знания о тканях человека Задачи урока Образовательные: Ознакомление с видами тканей и их особенностей. Развивающие: Развитие навыка познавательной деятельности; формулирование своих мыслей кратко и четко. Воспитательные: Формировать культуру умственного труда; бережное отношение к своему здоровью. Планируемые результаты обучения Предметные: учащиеся имеют представление о тканях и выполняемых ими функциях в организме. Метапредметные: развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, умение пользоваться микроскопом, умение анализировать полученные результаты исследования. Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток. Личностные УУД: осмысление; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, структуирование знаний, смысловое чтение, умение правильно строить речевое высказывание, логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определение цели, функции участников, способов взаимодействия оценка работы в парах; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действия партнера. Ресурсы УМК: Биология: 8 класс. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш; компьютер учителя, мультимедийный проектор, презентация учителя, микропрепараты тканей человека.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg