ГЛАВА 1. Теоретические основы управления проектом в дошкольной образовательной среде.
Система дошкольного образования в настоящее время активно развивается. С точки зрения П.И. Третьякова (профессор кафедры управления развитием образовательных систем МИОО, д.п.н., заслуженный учитель РФ, академик МАНПО): «Мы перешли от функциональной модели управления дошкольным образованием на проблемно-ориентированное управление», т.е. на такое управление, которое обеспечивает развитие системы посредством прогнозирования и преодоления проблем. Для этого руководителям системы дошкольного образования и педагогам необходимо знать и ориентироваться в путях повышения эффективности и направлениях совершенствования качества образования в образовательных организациях разных типов и видов. Согласно ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 27Э-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. Исследования в области управления образованием показывают, что повышение качества дошкольного образования зависит, в первую очередь, от системного управления этим процессом. В связи с этим, качество образования в дошкольной организации - это результат взаимодействия участников образовательного процесса, который определяется следующими позициями:
• реализацией ребенком права на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;
• соответствием педагогического процесса в детском саду (программ и технологий, методической литературы, режима) требованиям образовательного стандарта дошкольного образования
• соответствием условий, созданных в ДОУ (предметно-развивающих, материально-технических, кадровых, психолого-педагогических, ориентированных на самоценность дошкольного детства; на создание положительного микроклимата в системе взаимодействия участников образовательных отношений; на профессиональное развитие педагогов и укрепление творческой направленности деятельности коллектива ДОУ и его руководителя; на построение эффективной системы стимулирования качественной работы; удовлетворение образовательных потребностей и запросов семьи; на систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т.д.) требованиям образовательного стандарта дошкольного образования. Образовательная политика любого края строится на основе принципов и идей развития образования в России с учётом специфики социально - экономического и культурного развития края и города.
Успешность решения поставленных задач зависит от позиции администрации и каждого педагога, их возможности включиться в деятельность по формированию принципиально новых профессиональных установок. Это позволит сохранить динамику развития ДОУ как многовариативной, разноуровневой, личностноориентированной образовательной системы. От качества образования, обеспечиваемого дошкольной образовательной организацией, напрямую зависит благополучие её выпускников в жизни, их конкурентоспособность в современном мире. Ключевое значение имеют сегодня в системе работы содержание образования, педагогические технологии, образовательная и воспитательная работа, система внутреннего повышения квалификации педагогов как условие имиджа современного ДО, управление ресурсами, сформированность компетентностной модели выпускника. Учитывая то, что она не носит сегодня какого-то сугубо конкретного характера, то, по праву, может включать в себя такое понятие, «Любознательный, активный», «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками», «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия», «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности».
Используя в работе педагогическое проектирование, планируется в полной мере реализовывать личностно-ориентированный, компетентнос- тный и развивающий подходы к воспитанию, коррекции и преодолению возникновения вторичных нарушений развития у детей дошкольного возраста. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является внедрение ФГОС ДО, а с ним и новых компетенций, технологий. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работы дошкольных образовательных учреждений города и края.
Развитие современных технологий ведёт к стремительному развитию общества и жизни человека. Одни передовые инновации сменяются другими. В таких условиях, развитие образовательной организации представляется как совокупность управляемых дискретных процессов, имеющих признаки: чёткие задачи, конечные цели, ограниченность ресурсов и времени.
Обычно люди разделяют процесс своей деятельности на локальные процессы. Проект – это неповторяющийся процесс изменений, во время которого создаётся уникальный продукт, услуга или результат, для реализации проекта требуются специальные методы управления.
Например, дошкольные учреждения ежегодно выпускают в школу тысячи детей, однако это не является проектом. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов, управление с использованием современных методов и инструментов, перестроение существующей системы обучения, считается проектом. Такой масштабный сложный проект, имеющий важное значение для всей системы образования требует использования системы управления проектами с целью правильного распределения финансовых ресурсов, установления требований к кадровым условиям, достижения целевых ориентиров в образовании.
Чтобы понять основы теоретических аспектов управления проектами, требуется знать значения основных определений, таких как «проект» и «управление проектом». Американский Институт проектного управления, определяет проект следующим образом.
Проект- это временное предприятие, предназначенное для создания уни-кальных продуктов, услуг или результатов .
Реализация проекта- совокупность разнообразных действий, направленных на выполнение целей проекта.
Все проекты имеют три важных компонента.
• Любой проект направлен на достижение конкретной цели. Начало проекта всегда связано с наличием проблемы, требующей определенных действий, либо благоприятная ситуация, требующая усилий. Успешным будет проект, который достиг своих целей при запланированных затратах.
• Конкретные сроки проекта.
• Результат проекта - уникальный продукт или услуга. Этим проектная деятельность отличается от операционной.
Для четкого понимания целей, задач и содержания проекта, его удачной реализации нужно определять структуру работ проекта в системе образования. При этом можно воспользоваться методом декомпозиции работ. То есть распределить всю работу, которую необходимо выполнить для достижения целей проекта на поэтапные действия до такого уровня, на котором эти действия могут быть спланированы, выполнены и оценены. В зависимости от вида проекта разрабатываются и используются различные структурные модели. Рассмотрим две модели представленные В.А. Заренковым и Е.М. Роговой.
Таблица 1 - Структурные модели проекта
Элементы структуры проекта
(В.А. Заренков)
Элементы структуры проекта
(Е.М. Рогова)
1.Дерево целей и результатов (строится в соответствии с основным назначением проекта) 1. Дерево целей
2. Бюджет проекта (строится на основе расчета потребности в финансовых ресурсах). 2. Структура стоимости
3. Матрица распределения работ во времени и по исполнителям (строится в соответствии с директивным временем реализации проекта и набором возможных исполнителей). 3. Дерево работ
4. Сетевая модель проекта (строится на основе логической очередности выполнения работ проекта и алгоритмов разработки сетевых моделей). 4. Сетевая модель
5. Матрица распределения и минимизации рисков (указывает возможные риски и способы их минимизации).
6. График обеспечения ресурсами (структурная модель ресурсов, требуемых для выполнения работ). 5. Структура потребляемых ресурсов
7. График финансирования проекта (указывает сумму средств, необходимых для реализации проекта в определенный промежуток времени). 6. Структура затрат
8. Матрица распределения ответственности (строится на основе матрицы распределения работ по исполнителям). 7. Матрица ответственности
9. Структурная декомпозиция контрактов (строится на основе матрицы распределения работ по исполнителям). 8. Организационная структура исполнителей
10. Структурная модель организации проекта (представляет декомпозицию
организационной структуры проекта). 9. Дерево решений
Анализируя элементы структуры проекта В.А.Заренкова и Е.М. Роговой можно сделать вывод что, при различии в названиях элементов их смысл полностью совпадает по восьми позициям из десяти. В таблице хорошо видно, что структура проекта В.А. Заренкова включает в себя такие отличительные элементы, как матрица распределения и минимизации рисков, которая указывает возможные риски и способы их минимизации и структурная модель организации проекта, которая представляет декомпозицию организационной структуры проекта. Структура проекта Е.М. Роговой не предусматривает эти элементы, но содержит «Дерево решений» - средство поддержки принятия решений при анализе данных и прогнозировании, что позволяет создать работающую модель проекта. Проанализировав эти две структуры можно с уверенностью сказать, что они обе могут применяться в системе образования, и даже в одной и той же организации, так как реализуемых проектов может быть несколько и они могут существенно отличаться друг от друга. Многое зависит от характера конкретного проекта и стиля работы команды проекта или организации. При разработке структуры проекта необходима детализация всех элементов структуры на каждом уровне.
При внедрении проекта на него оказывает влияние среда, в которой он реализуется.
Таблица 2 – Внешняя и внутренняя среда проекта
Внутренняя
среда проекта Микроокружение
проекта Макроокружение
проекта
условия совместного труда руководителя проекта и его команды сферы непосредственного взаимодействия всех участников реализации проекта политические, общеэкономические, правовые и иные условия реализации проекта
Таким образом можно сделать вывод, что управление проектами- этоприменение знаний,навыков,инструментов и методов управления к проектной деятельности для удовлетворения предъявляемых к проекту требований .
1.1 Основные процессы и принципы управления проектами в дошкольной образовательной среде.
Для повышения результативности реализации проекта управление проектами использует нетрадиционные методы и инструменты. Управление проектом достигается путем итеративного применения процессов управления проектами. Процессы управления проектами могут быть разбиты на шесть основных групп, реализующих различныефункцииуправления :
• процессы инициации- принятие решения о начале выполнения проекта;
• процессы планирования- определение целей и критериев успеха проекта и разработка рабочих схем их достижения;
• процессы исполнения- координация людей и других ресурсов для выполнения плана;
• процессы анализа- определение соответствия плана и исполнения проекта поставленным целям и критериям успеха и принятие решений о необходимости применения корректирующих воздействий;
• процессы управления- определение необходимых корректирующих воздействий, их согласование, утверждение и применение;
• процессы завершения- формализация выполнения проекта и подведение его к упорядоченному финалу.
Процессы управления проектами в Образовании применяются вфункциональных областях:
1. Управление содержанием проекта (планирование целей, результатов и критериев оценки успешности проекта).
2. Управление проектом по временным параметрам (распределение всего объёма запланированных работ по временным отрезкам; составление календарного плана проекта, контроль возникающих изменений).
3. Управление стоимостью проекта (расчет необходимых ресурсов для выполнения проекта, учет и контроль расходов, изменений бюджета).
4. Управление качеством (разработка стандартов качества, относящихся к проекту, мероприятия, при помощи которых будет достигаться качество образования, осуществление контроля качества образования)
5. Управление персоналом (определение полномочий, ответственных за внедрение проекта, подбор персонала, проектной команды).
6. Управление коммуникациями (сбор и предоставление информации о ходе реализации проекта).
7. Управление проектными отклонениями:
• · определение факторов, которые могут затруднить внедрение проекта
( предусмотреть возможность изменения результатов внедрения проекта от наступивших ситуаций риска);
• · управление ситуацией риска, её анализ, принятие и исполнение решений, формальное закрытие и мониторинг проблем проекта;
• управление изменениями, выявление изменений ранее согласованных параметров, их анализ, принятие и исполнение решений, формальное закрытие и мониторинг изменений проекта.
8. Управление контрактами — определение требуемых товаров и услуг, потенциальных поставщиков; поддержание формализованных отношений с поставщиками.
К основнымпринципам управленияпроектами относятся:
— целенаправленность — целевая ориентация проекта на обеспечение конечных результатов;
— системность — разработка совокупности мер, необходимых для реализации проекта, во взаимосвязи с концепцией развития страны в целом;
— комплексность — разработка отдельных элементов проектной структуры, направленных на достижение частных целей, должна осуществляться в соответствии с генеральной целью;
— обеспеченность — все мероприятия, предусмотренные проектом, должны быть обеспечены различными видами ресурсов — финансовыми, информационными, материальными, трудовыми;
— приоритетность — система предпочтений, выработанная на основе общей концепции развития;
— экономическая безопасность;
— согласованность федеральных и региональных интересов и задач;
— своевременность, то есть достижение требуемого конечного результата в установленный срок.
Модель оценки уровня зрелости образовательной организациив области управления проектами.
Базовый уровень.Понимание важности применения методов проектного управления и потребности усвоения основных знаний в области управления проектами. При реализации поставленных целей отчасти применяется проектный подход. Вводится учет реализуемых проектов. Осознание руководства необходимости применения методов проектного управления. Проведение обучения отдельных сотрудников по управлению проектами.
Второй уровень. Организация понимает важность нахождения и разработки общих процессов для того, чтобы успех одного проекта мог быть повторен при выполнении других. Осознание ощутимых выгод от использования управления проектами. Поддержка управления проектами на всех уровнях организации. Наличие системы контроля по проектам. Наличие общей методологии управления проектами. Разработка систематического плана по развитию персонала в области управления проектами. Применение национальных и региональных стандартов в области управления проектами.
Главные задачи этого уровня:
- осознать движущие силы, вынуждающие ввести управление проектами;
-осознать выгоды, которые предполагает управление проектами, как краткосрочные, так и долгосрочные;
- разработка методологии управления проектами образовательной организации;
-разработать систематический учебный план для всех работников организации с целью оказания поддержки управлению проектами и улучшения результатов управления.
Третий уровень.Организация осознает важность синергетического эффекта, возникающего при интеграции управления проектами с другими методологиями. Организация интегрирует все процессы, имеющие отношение к проекту, успешность применения которых была продемонстрирована на практике в единую методологию. Поддерживает разделение ответственности.
Четвертый уровень.Понимание того, что необходимо улучшать существующую методологию, посредством анализа опыта управления проектами лучших практик. Осуществление анализа лучших практик сотрудником организации (анализ процессов, методологий и корпоративной культуры). Сравнение как со сходными, так и с отличающимися отраслями.
Пятый уровень.На этом уровне анализируется информация, полученная в ходе анализа лучших практик, и принимается решение о том, будет ли эта информация использоваться при расширении (развитии) методологии организации в области управления проектами. Происходит накопление информации об опыте прошлых проектов. Передача знаний и реализация программы наставничества. Стратегическое планирование в управлении проектами. Улучшение существующих процессов. Улучшение интегрированных процессов.
Таблица 3- Основные различия между управлением проектами и линейно-функциональной системой управления в образовании
Позиции Управление проектами Линейно-функциональная система управления
Ориентация на конечные данные Ориентировано на достижение поставленной цели Ориентировано на текущий процесс, ежедневные события
Удовлетворение интересов Конкретный заказчик, которому важен результат проекта Организация, в которой проводится процесс управления
Главный объект планирования Досконально планируются ресурсы: персонал, временные рамки, затраты на проект Распределяются позиции
Границы Четкие границы во времени, финансировании и других ресурсах Нет четких границ во времени, ресурсах
Анализ результата Корректировка процесса в ходе его реализации Анализ результата после окончания проекта
Используемый персонал Персонал, постоянно занятый в организации
Проектные группы из внешних исполнителей, персонала организации, образованные на конкретный период времени
Деятельность Однообразная Разнообразные виды деятельности, есть риски
Таким образом, рассмотрев теоретические основы управления проектами можно сделать вывод, что современные образовательные организации выдвигают перед управлением проектами новые требования, которых не было еще 10 лет назад. Теория реагирует на эти требования, предлагая усовершенствованные, более интегрированные подходы к управлению проектами, в которых все больше внимания уделяется вопросам менеджмента. Предназначение управления проектами в Образовании заключается в том, что оно является одним из процессов деятельности по организации, планированию, руководству и координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов, направленных на эффективное достижение целей управления путем применения современных его методов, техник и технологий для достижения проектируемых результатов.
1.2 Проблемы управления проектами ДОУ в исследованиях ученых.
Проблемы управления проектами образовательными учреждениями
рассматриваются в исследованиях таких ученых, как А. Н. Дахин, В. С.
Лазарев, О. Е. Лебедев, П. И. Третьяков и многих других.
Авторы пришли к выводам отом, что проектное управление –это тип управления образовательными учреждениями в режиме развития, при котором посредством планирования, организации, руководства и контроля процессов развития и освоения новшеств наращивается образовательный потенциал, повышается уровень егоиспользования и, как следствие, улучшается качество его работы.
На эффективность деятельности учреждения, считают исследователи, при реализации того или иного проекта положительное влияние оказывают не только технологические и экономические составляющие, но и социальные, такие как «человеческий фактор», стили управления, мотивация деятельности, стимулирование и др.
В работах исследователей в области дошкольного образования (С. В.
Кузнецова, Л. Н. Прохорова, Т. П. Колодяжная и др.) были предприняты
отдельные попытки обобщения и рассмотрения таких вопросов, как: роль
проектирования в работе дошкольного образовательного учреждения,
структура проектирования, проектирование программ развития, внедрение
проектов в систему работы с кадрами, проектная деятельность
детей и др.
Вопросам организации проектной системы совместной творческой
деятельности педагогов, детей и родителей посвящены исследования А. И.
Бурениной, Л. И. Колонтаевой. Авторами рассматривается процесс
проектирования интегративной развивающей программы предшкольного образования, состоящей из совокупности творческих проектов, базирующихся
на реализации технологии проектной деятельности. Управление ДОУ в
процессе проектирования - это коллективное творчество педагогов и родителей
при оптимальном взаимодействии общественных советов ДОУ: педагогического, управляющего, родительского, творческой группы и других.
Понятие «проектное управление ДОУ» можно определить следующим
образом: это тип управления совокупностью управленческих и
образовательных проектов, реализуемых через параллельно-последовательное
встраивание в общую систему деятельности учреждения, направленных на
решение конкретных проблем и достижение определённых целей для
стабилизации функционирования учреждения и обновления практики
образования.
Основным инструментом проектного управления детского сада выступает
Программа развития, представляющая совокупность инновационных проектов,
объединённых общей концепцией развития, направленных как на
стабилизацию функционирования учреждения, так и на обновление практики
образования.
1.3 Плюсы и минусы управления проектами в дошкольной образовательной среде.
Управление проектами предполагает подход к любой задаче как к проекту.
В этом качестве может выступать и ремонт группы, и новая методическая
разработка по дополнительному образованию, и переход на новое программное
обеспечение. Главное здесь –уникальность мероприятия, определенная цель и
ограничения во времени, бюджете и кадрах.
Движущая сила проекта –команда, в которой могут оказаться воспитатели
и педагоги всего детского сада.
При очевидных плюсах проектного управления его внедрение на практике
сопровождается рядом сложностей. Две первые – кадры и финансы
–взаимосвязаны. Специалисты должны владеть технологиями проектной
работы, поэтому необходимо дополнительное образование, затраты на обучение.
Также существует проблема адаптации детского сада к новой организационной культуре со стратегическим планированием и управлением.
На руководителя в этом случае возлагается функция контроля, так как
появляется новая модель управления.
Детский сад обращается к проектному управлению для оптимизации
своих процессов. Чтобы быть конкурентоспособным , нужно хорошо понимать
свое место, нужна проработанная стратегия и четкое видение своих целей.
Как правило, проблема управления инновационными проектами связана с
отсутствием управленческого опыта у команды и плохим пониманием того, как
должен строиться инновационный проект.
Алгоритм управления проектом включает следующие шаги:
· Анализ ситуации, проблемы;
· Перевод ситуации в комплекс организационных задач;
. Выработка идей, позволяющих ситуацию изменить;
. Отбор идей, проверка на реализуемость в конкретных условиях;
. Структуризация цели, оптимизация стоимости и времени, качества или
других ключевых показателей проекта;
. Разработка плана по воплощению и реализации идеи;
. Создание проектной группы (команды), являющей ключевым
механизмом развития деятельности детского сада.
· Организация деятельности специалистов внутри проектной группы
(контроль проекта, коррекция, завершение).
Таким образом, запускается универсальный механизм, позволяющий
реализовать идею или разрешить проблему с оптимальным использованием
ресурсов. Проект сопровождается определенными рисками, связанными с
неопределенностями при решении проблем и реализации инновационных идей.
Риска нельзя избежать, но его можно предвидеть. Задача заключается в минимизации рисков, их возможной профилактике.
ГЛАВА 2. Организационно - экономическая характеристика предприятия МБДОУ детского сада № 1 г. Кирово-Чепецка.
2.1 Организационно - правовая форма предприятия МБДОУ детского сада № 1 г. Кирово-Чепецка.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 1 ГОРОДА КИРОВО-ЧЕПЕЦКА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Дата создания МБДОУ детского сада № 1 – 1988 год.
Учредитель — администрация муниципального образования «Город Кирово-Чепецк» Кировской области
Место нахождения МБДОУ детского сада №1 – 613051, Российская Федерация, Кировская область, город Кирово-Чепецк, улица Володарского, дом 4.
Режим работы — 7.00 час -19.00 час.
График работы – учреждение работает 5 дней в неделю (кроме субботы и воскресения).
Группы функционируют в режиме 12- часового дня.
Заведующий МБДОУ детским садом №1 — Овсюкова Наталия Анатольевна.