Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

irina_k20 2050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.06.2020
Цель исследования: теоретическое обоснование,разработка, апробация и проверка эффективности педагогических условий развития творческих способностей дошкольников. Объект исследования: творческие способности дошкольников. Предмет исследования: педагогические условия развития творческих способностей детей дошкольного возраста в ДОУ. Гипотеза исследования: Внедрение программы, направленной на развитие творческих способностей дошкольников, будет эффективно при следующих педагогических условиях: а) систематичности занятий; б)получения постоянной обратной связи от педагогов и родителей; в)активизации и поощрения творческой деятельности; г) включения детей в самостоятельную творческую деятельность. Цель и гипотеза исследования определили ряд задач. 1. Проанализировать современное состояние проблемы творческих способностей дошкольников. 2. Выявить содержательную сущность понятия «творческие способности», выделить особенности формирования творческих способностей дошкольников. 3. Разработать и апробировать программу, направленную на создание педагогических условий по развитие творческих способностей дошкольников 4. Выявить эффективность разработанной программы. Методологической основой исследования являются: работы Д.Б. Богоявленской, Л.А. Венгера, А.М. Матюшкина, Е.Л. Яковлевой, в которых предложены программы по развитию творческого потенциала личности на разных этапах обучения. Методы исследования: анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы, тестирование, формирующий эксперимент, активные методы обучения, методы статистической обработки данных, качественный анализ данных. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная нами программа развития творческих способностей дошкольников может быть использована психологами и педагогами для развития личности детей дошкольного возраста. База экспериментального исследования:
Введение

В настоящее время проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста становится актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной творчески одаренной личности. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, креативных молодых людей с высоким интеллектом и высокими творческими способностями. Именно творческие, креативные люди делают серьезные научные открытия, способствующие дальнейшему развитию и прогрессу человечества в целом. Происходящий рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности старших дошкольников. Следовательно, приоритетной задачей современных детских садов становится развитие творческого потенциала личности, обеспечение условий для продуктивного развития и самореализации каждого воспитанника. Проблеме развития творческих способностей в дошкольном возрасте посвящено внимание исследователей из самых различных областей научного знания. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире разными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны; уметь, отталкиваясь от отдельного признака строить образ. В отечественной науке исследованию проблемы творчества посвящены труды Выготского Л.С., Давыдова В.В., Кравцовой Е.Е. и др. Как показали исследования Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Е.И. Игнатьева, В.А.Крутецкого, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина творчество выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ. Отличительной особенностью творческих способностей является то, что объект создаваемого образа не существует в действительности, что формируется нечто новое. Творческое мышление проявляется во всех видах искусства, в изобретениях в области науки и техники. Продукт творчества не всегда может быть материализован, т.е. воплощён в виде вещи, но образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку реализовать его на практике невозможно. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. Существенную роль в становлении основ творческой личности в дошкольном возрасте играет педагог, характер его взаимодействия с детьми. Методику развития творческих способностей разработали такие авторы, как Е.М. Гаспарова, Г. Г. Григорьева, Е.В. Зворыгина, Т. Н. Доронова, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова и Н.Н.Палагина. Ими было показано, чтоэффективность развития творческих способностей дошкольников во многом зависит от того какие способы использует педагог в работе с детьми. Приведенные выше обстоятельства обусловливают противоречия между: а) возросшими требованиями современного общества к творчески развитой личности и неготовностью основной массы педагогов компетентно организовать процесс развития творческих способностей детей: б) необходимостью инедостаточной разработанностью педагогических и методических ресурсов, необходимых для развития творческих способностей; в)необходимостью разработки программы развития творческих способностей дошкольников и отсутствием такой программы с доказанной эффективностью. Выделенные противоречия обусловили проблему исследования, каковы эффективные условия реализации программы развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Сущность проблемы определила тему исследования: «Развитие творческих способностей дошкольников в ДОУ».
Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3 1. Теоретические аспекты развития творческих способностей дошкольников……………………………………………………………..7 1.1Психолого-педагогическая характеристика творческих способностей……………………………………………………………………..7 1.2 Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста……………………………………………………………..……………18 1.3 Характеристика основных педагогических условий по формированию творческих способностей детей дошкольного возраста в ДОУ……………………….………………………….30 Выводы по 1 главе……………………………………………………………….44 2.Опытно-экспериментальная апробация программы развития творческих способностей дошкольников 2.1 Диагностика уровня развития творческих способностей детей дошкольного возраста…………………………………………………………46 2.2 Реализация программы развития творческих способностей дошкольников……………………………………………………………………51 2.3 Оценка эффективности разработанной программы развития творческих способностей дошкольников………………………………………………….56 Выводы по 2 главе……………………………………………………………….63 Заключение……………………………………………………………………….64 Список использованных источников…………………………………………..66 Приложение………………………………………………………………………73
Список литературы

1.Адлер, А. Наука о характерах: понять природу человека [Текст]/А. Адлер. Пер. Е.А. Цыпина.-СПб.: Академический проект, 2017.–243 с. 2.Азова Г.М. Условия развития творческих способностей дошкольников / Актуальные вопросы современной наукиМатериалы XXII Международной научно-практической конференции. Научный редактор И. А. Рудакова. 2014. С. 69-71. 3.Акбарова, Р. Т. О Творческое развитие в процессе музыкально-хореографической деятельности детей: дис. канд. пед. наук: 13.00.01/ Мос.гос. пед. ин-т. М., 1988. 4.Анищенко М.А. Условия успешного развития творческих способностей дошкольников / Актуальные вопросы современной наукиМатериалы XXIII Международной научно-практической конференции. Научный редактор И. А. Рудакова. 2014. С. 48-51. 5.Байназарова Т.Б., Сыздыкбаева А.Д. Нетрадиционные техники рисования как путь развития творческих способностей дошкольников // Сибирский педагогический журнал. 2013.№ 3. С. 77-80. 6.Белоусова Л.Н. Педагогические условия развития творческих способностей дошкольников к изобразительной деятельности // Инновации в непрерывном образовании. 2014.№ 8 (8). С. 21-25. 7.Беляева Т.М. Творческие способности дошкольников: проблема оптимальных сроков начала развития / В мире научных открытийМатериалы XI Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. 2014. С. 38-41. 8.Богоявленская Д.Б. Природа творчества без мистики. // Философия творчества.- Издательство “Интелл”, Москва.- 2015,- с. 122-137. 9.Бурлачук Л Ф., Блейхер В.М. Психологическая диагностика интеллекта и личности: учеб. пособие для студ. вузов. - Киев.: Вищашкола, 1978. – 241 с. 10.Бурова Н.А., Пишкун Е.Г. Развитие творческих способностей у дошклников – залог успешного развития личности // Преемственность в образовании. 2018.№ 17(04). С. 139-147. 11.Бурунина В.И., Гильфанова О.А. Условия развития творческих способностей старших дошкольников / Перспективы развития науки и образованиясборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 13 частях. 2015. С. 32-33. 12.Великанова И.К., Белоножко И.Н. Развитие творческих способностей дошкольников / Современное состояние психологии и педагогикиСборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 54-56. 13.Венгер, Н.Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Дошкольное воспитание. –2002.- №11. - С.32-38. 14.Воротникова Е.Н., Кранина А.С. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию творческих способностей дошкольников в игровой деятельности в ДОУ / Сборник научных статей международной молодежной школы-семинара “Ломоносовские чтения на Алтае”, Барнаул, 5-8 ноября, 2013в 6 частях. 2013. С. 119-126. 15.Выготский, Л.С. Психология искусства, Эксмо, 2019. 16.Вышиваная Е.Н. Предметно-развивающая среда как средство развития творческих способностей дошкольников / Актуальные вопросы модернизации российского образованияматериалы XX Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. 2014. С. 88-92. 17.Гилфорд Д. Три стороны интеллекта // Гилфорд Д. Психология мышления. Под. ред. А.М. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. 18.Гусева С., Гончарова О. Развитие творческих способностей дошкольников в музыкальной деятельности // Дошкольное воспитание. 2014.№ 9. С. 54-64. 19.Дубровина И.В. Психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. зав-й. – М.: ИЦ «Академия», 2007. – 464 с. 20.Дружинин В. Н. Психология и психодиагностика общих способностей - [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mexalib.com/view/4548. 21.Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М., 2013. 22.Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества:учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2003. —304 с. 23.Жданова Л.У., Кузбаева Н.Н. Значение игры в системе обучения дошкольников изодеятельности как средство развития творческих способностей // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014.№ 21. С. 125-127. 24.Зайцева А.С. Формирование и развитие творческих способностей дошкольников при взаимодействии родителей с детьми // Наука и образование в современной конкурентной среде. 2015.№ 1 (2). С. 44-48. 25.Закирова К.А. Занятия аппликацией из нетрадиционных материалов как средство развития творчества детей дошкольного возраста //Актуальные проблемы художественно-эстетического развития дошкольниковматериалы межвузовской научно-практической конференции. Отв. редактор С.Б. Шухардина. - 2015. - С. 65-67. 26.Захарова Н.И. Возможности семьи в развитии творческих способностей дошкольников // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2014.№ 2. С. 130. 27.Иванова Н.А. Условия развития творческих способностей старших дошкольников / ДЕТСТВО КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕНМатериалы II Международной научной конференции. 2016. С. 364-370. 28.Казакова Т. Теория и методика развития детского изобразительного творчества : учеб. пособие для студентов вузов / Т. Казакова. - М.: Владос, 2006. 29.Кальной И.И. В.И. Вернадский и его ноосферное мышление – [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://credonew.ru/content/view/694/33/. 30.Карасева О.Ю. Развитие творческих способностей у дошкольников в процессе игры / Инновационное развитие экономики в условиях неопределенностиСборник научных статей Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Составитель Т.В. Лохова; под редакцией Л.С. Андрияновой. 2014. С. 184-191. 31.Кахнович С.В., Щередина Н.И. Технологии когнитивного развития детей дошкольного возраста в художественно-творческой деятельности // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 4 (24). - С. 57-62. 32.Киселева Е.А. Развитие творческих способностей в онтогенезе // Вестник МПГУ. Сер. 5, Психология. - 2006. - № 5. – с. 45-48. 33.Лукина Е.С. Задатки как предпосылки развития творческих способностей дошкольников // Качество дошкольного образования: интеграция науки и практикисборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию научно-практического журнала «Дошкольное воспитание». 2013. С. 273-276. 34.Кондратенко Е.А., Соколец И.А. Реализация технологий развития творческих способностей дошкольников / Образование: традиции и инновацииматериалы XII международной научно-практической конференции. 2016. С. 159-160. 35.Локтева Т.С. Психолого-педагогические особенности развития и формирования творческих способностей у дошкольников / Наука и образование в XXI векеСборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. ООО "АР-Консалт". 2015. С. 65-66. 36.Маслоу А.Мотивация и личность. Питер СП-Б Мастера психологии – 2019 – 540 с. 37.Михайлова М.Д.Творческое развитие дошкольников на комплексных занятиях музыкой и аппликацией /Потенциал художественно-творческой деятельности в развитии личности ребенкаматериалы всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор Н.Г. Куприна. - 2015. - С. 146-147. 38.Моисеева И.С., Добродомова О.С. Развитие творческих способностей у дошкольников в изобразительной деятельности / Проблемы и перспективы развития образованияМатериалы V Международной научной конференции. 2014. С. 79-81. 39.Никашина, Г. А.Детская эвристика как деятельностная форма опережающего развития дошкольника : приемы формирования интеллектуально-творческого развития потенциала ребенка / Г. А. Никашина // Народная асвета. - 2013. -N 7. - С. 16-19. 40.Павлова Н.Н, Руденко Л.Г.Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалом для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. — М.: Генезис, 2008. — 80с. 41.Палагина, Н. Н. Развитие воображения у детей второго года жизни//Дошкольное воспитание. - 1993. - №6. - С. 40-46. 42.Петрова Т.И. О развитии творческих способностей у дошкольников / Проблемы развития науки и образования: теория и практикаСборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. ООО "АР-Консалт". 2015. С. 70-71. 43.Пономарев Я.А. Психология творчества/ Современные исследования интеллекта и творчества. Под редакцией А.Л. Журавлева, Д.В. Ушакова, М.А. Холодной. – Изд-во Институт психологии РАН, М.2015. 44.Попова, О. М. Особенности чувства комического у дошкольников и система его формирования в целях оптимизации эмоциональнонравственного развития : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 Н. Новгород, 2006. 45. Теоретические и методические проблемы создания современной образовательной среды/ Сборник материалов международной научно-практической конференции «Феномен наследия А.С. Макаренко», посвященной 130-й годовщине со дня рождения А.С. Макаренко (22-23 ноября 2018 года, ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)», Москва. - М.: «ВАШ ФОРМАТ». – 2019. – 540 с. 46.Сазоова Н.П., Воротникова Е.Н. Формирование готовности педагогов ДОУ к развитию творчески способностей дошкольников / Инновации в дошкольном и начальном образованииматериалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2015. С. 308-313. 47.Севостьянова И.Н. Психолого-педагогическая наука о развитии творческих способностей дошкольников // Начальная школа плюс До и После. 2014.№ 2. С. 52-55. 48.Селиверстова И.А. Удивительное рядом, или к вопросу о развитии творческих способностей дошкольников / ОБЩЕСТВО НА РУБЕЖЕ ЭПОХ: СОВРЕМЕННОСТЬ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ НАУКМатериалы заочной всероссийской с международным участием научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО Пермский государственный национальный исследовательский университет, ООО «Учебный центр "Информатика"». 2013. С. 85-87. 49.Сёлли. Дж. Очерки психологии детства [Текст] / Дж. Сёлли. / Пер. с англ. – М.: Ком. Книга, 2007. – 456с. 50.Старикова Э.Г. Особенности развития творческих способностей у дошкольников // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2013.№ 6. С. 21-28. 51.Тютюнникова Т.Э. Музыка детства. Издательсво БИНОМ ДЕТСТВа, 2019. 52.Ушинский К. Д. Деловые статейки: их значение // Вестник Московского университета. Сер. 20, Педагогическое образование. 2014. № 3. С. 105-107. 53.Чумакова И.В., Свистунова Е.Г. Развитие творческих способностей дошкольников в художественно-эстетической деятельности // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. 2016.№ 2 (8). С. 241-245. 54.Ярошевский, М.Г. Психология творчества и творчество в психологии / М.Г. Ярошевский // Хрестоматия по психологии художественного творчества / Ред. А.Л. Гройсман. – М.: Магистр, 1996. – 312 с. 54. Педагогика творчества: развитие одаренности в системе дополнительного образования Учебно-методическое пособие /Р.С. Рабаданова, Н.М. Ахмерова, Ф.Н. Зиатдинова, А.Л. Фатыхова // М.: ВАШ ФОРМАТ – 2018. – 180 с. 55. Савенков, А. И. Развитие творческого мышления [Текст] : 6-7 лет / А. И. Савенков. - Самара : Федоров, 2013. - 32 с.
Отрывок из работы

1.Теоретические аспекты развития творческих способностей дошкольников 1.1 Психолого-педагогическая характеристика творческих способностей Существует много определений понятия «творчество», но ни одно из них на данный момент не является точным и общепризнанным. Специалисты испытывают большие трудности с объяснением данного термина. Проблема творчества рассматривалась в работах многих отечественных педагогов и психологов: Д. Б. Богоявленского, Н. Ф. Вишняковой, Л. С. Выготского, К. В. Гаврилова, В. И. Дружинина, В. А. Кан-Калика, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, А. А. Мелик-Пашаева, В. В. Познякова, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и др. Среди зарубежных психологов, рассматривающих проблему соотношения мышления и творчества выделяют Г. Айзенака, Дж. Гилфорда, Д. Векслера, А. Олах, Р. Стернберга, А. Танненбаум и др. Рассмотрим взгляды отечественных авторов на понятие творчества: Д.Б.Богоявленской, В.И.Вернадского, Л.Б.Ермолаевой-Томиной, Я.А Пономарева, А.И Савенкова и других. Ермолаева - Томина Л. Б. пишет, что понятием творчества охватываются все формы создания и появления нового на фоне стандартного, существующего[22]. Первая форма творчества касается создания не существовавших ранее, новых форм материи. Это касается и бесконечных форм живой жизни, и «сотворение мира», человека и его мозга, подключившегося к творчеству природы и способного к созданию новых форм материи, продуктов художественного творчества. Поэтому на основании творчества природы возможно проникнуть в творчество мозга, а проникнув в механизмы создания нового мозгом человека — в тайны сотворения мира, легенды о котором строятся по подобию и образу творчества человеческого разума. Вторая форма творчества направлена на обновление, изменение, совершенствование и преобразование существующего. Это относится и к человеку, который реализует свои безграничные, потенциальные возможности, по мнению ученых, лишь на одну десятую часть. Третья форма творчества направлена на нового и разрушение «старого мира». Это относится главным образом к революциям и социальным перестройкам, а также появлению новых, стремящихся разрушить сложившиеся стереотипы, направлений в искусстве. Проникнуть в сущность любого скрытого явления, в «тайны творчества», можно на основании знания инвариантных, общих законов его протекания, возникновения и проявления в продуктах творчества. Эти знания должны касаться общих законов творчества самой природы, создавших и заставивших работать по своим принципам человеческий мозг. Но эти знания законов надо придумать самому, они не должны быть принятыми на веру, проверить в действии, пропустить через конкретный собственный опыт, в творческих работах, и если они действительно общие, то они должны проявиться. Только в таком случае возможно открыть главные тайны творчества — природу его пробуждения, механизмы его протекания и рождения новых замыслов, идей, открытий [22]. Итак, Л.Б.Ермолаева-Томина рассматривает творчество как процесс рождения разных видов новообразований за счет преобразований, изменений или создания новых форм за счет соединения элементов [22]. А.И. Савенков в пособии «Психология творчества», анализируя объяснения понятия «творчество» разными авторами, выделяет два подхода к определению данного термина. Первый подход дает одно из самых распространенных определений понятия «творчество» — определение по результату или продукту. К творчеству в данном случае относится все, что создает что-то нового [45]. Ермолаева - Томина Л. Б. описывает творчество как процесс преобразования, изменения, соединения разных форм материи характеризуется общим качеством — созданием не существующего ранее, необходимого результата. Человек открывает новые виды деятельности, наряду с созданием объектов предметного мира, и они объединены некоторой «глобальной необходимостью» (например, изобразительная деятельность) [22]. А. Дзикини, итальянский физик, занимающийся психологией научного творчества, дает следующее определение: «Творчество — это способность генерировать что-то такое, что никогда раньше не было известно, не встречалось и не наблюдалось». Это определение можно было бы считать и принять верным, если бы не два обстоятельства: 1) психология изучает внутренний мир личности, а не те предметы и явления, которые появляются в итоге ее активности; 2) непонятно, что считается новым. Поэтому многие авторы убеждены в том, что определение творчества как системы действий, которые приводят к появлению нового продукта, нельзя считать удовлетворительным, правильным [43]. Второй подход основан на оценке и определении творчества не по продукту, а по степени алгоритмизации процесса деятельности. Если деятельности четко структурирована, алгоритмизирована, то творчеству в ней места нет. Объясняется это тем, что такая деятельность приводит к заранее известному результату. Данная точка зрения о том, что творчество начинается в условиях не алгоритмизированной деятельность, можно считать верным, но здесь вновь возникает ряд других трудноразрешимых вопросов. Этот подход в принципе допускает, что уже сам не структурированный процесс должен привести к созданию не существовавшего ранее продукта. Получается, что допускается возможность относить к творчеству всякую не алгоритмизированную деятельность. Например, рисование человекообразных обезьян, деятельность людей с отклонениями в психическом развитии и т.п. Но такая деятельность не требует особых способностей, знаний, природного дара и всего того, чем обычно принято обусловливать человеческое творчество. По определению М.Г. Ярошевского, термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из ее индивидуальной судьбы становятся фактами культуры [54]. Поэтому А.Н. Савенков делает вывод, что ясное, четкое, верное определение творчества отсутствует [45]. Я.А. Пономарев, анализируя определения творчества, данные разными учеными, делает вывод о том, что творчество характерно и неживой, и живой природе. Это необходимое условие развития материи, появления ее новых форм, с образованием которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм [43]. Д. Б. Богоявленская, рассматривая феноменологию творчества разделила ее на три основных вида, выделив тем самым типы творчества: 1) Стимульно-продуктивный тип творчества – деятельность носит продуктивный характер, но всегда определяется воздействием какого-нибудь внешнего стимула. При этом отмечаются высокий уровень развития интеллекта - «общая одарённость»; 2) Эвристический тип творчества – деятельность носит творческий характер. Уже найдя надёжный и верный способ решения задачи, человек продолжает анализировать структуру и сущность своей деятельности, сравнивает между собой различные задачи. Это приводит к открытию новых оригинальных способов решения ситуации. Эта находка переживается самим человеком как важное открытие, творческая находка; 3) Креативный тип творчества – самостоятельно найденный способ решения задачи не используется, а становится новой проблемой. Найденные закономерности подвергаются детальному доказательству. При этом результат решения задачи становится намного шире, чем исходная цель. Творчество начинается там, где перестаёт быть только ответом и только решением задачи, в нём есть нечто «сверх того», и этим и определяется его творческий статус[8]. Дубровина И.В. дает следующее определение понятию творчества: «Творчество - психический процесс создания новых ценностей и как бы продолжение и замена детской игры. Результат этой деятельности - создание новых духовных и материальных ценностей» [19, с. 321]. Творчество, как культурно-историческое явление, имеет и психологический аспект: процессуальный и личностный. Данный аспект понятия предполагает наличие у субъекта мотивов, знаний и умений, способностей, посредством которых создается продукт, отличающийся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью. Исследование данных свойств личности определило большую роль интуиции, воображения, неосознаваемых структур умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в развитии и раскрытии своих созидательных возможностей. Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил определить наиболее точное понятие творчества. «Творчество» - один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (материальные, социальные) и субъективные личностные условия (умения, знания, творческие способности), результат которой обладает оригинальностью и новизной, социальной и личной значимостью, прогрессивностью. В советской психологии (в трудах С. Л. Рубинштейна и Б. М. Теплова) способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности [9]. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществиться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях к рисунку у ребенка, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выполняться работа. Творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество [8]. Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [8]. Это система свойств и особенностей личности, характер, степень их соответствия, требующих определенного вида творческой деятельности и обуславливающий уровень ее результативности. Это умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь. Развитие у учеников творческих способностей – составная часть воспитания. Творческие способности развиваются на основе продуктивного мышления, глубоких знаний в определенной области, практического опыта, интереса к делу. Обычно творческие способности являются результатом обучения творческой деятельности дошкольников. Выделяют следующие компоненты творческих (креативных) способностей дошкольников [9]: · творческое мышление, · творческое воображение, · применение методов организации творческой деятельности. Также творческие способности можно подразделить на три основные группы: 1) способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности); 2) способности, связанные с темпераментом (эмоциональность); 3) умственные способности. Психологи отмечают, что «формирование креативности возможно лишь в специально организованной среде», высказываются против жестких лимитов времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия правильности ответа. По их мнению, для проявления креативности нужна непринужденная, свободная обстановка, обычные жизненные ситуации, когда испытуемый может иметь свободный доступ к дополнительной информации по предмету. Из этого можно сделать вывод, что развитие способностей не зависит от внешней среды полностью [8]. В современных психолого-педагогических исследованиях отсутствует единая трактовка понятия «творческие способности». Многие психологи судят о творческих способностях по отношению детей к творчеству, по наличию у них художественных способностей, по уровню проявления творческих действий и продуктивности деятельности. Так, А. А. Мелик-Пашаев рассматривает детское творчество как результат потребности ребенка в выражении своего внутреннего мира. Условно он выделяет три уровня художественной одаренности: эстетическая позиция личности; творческое воображение; совокупность специальных знаний, умений и навыков [9,с.120]. И.П. Волков, соединяя понятия "творчество" и "способности", говорит о «способности к неординарному мышлению, умению в обычном подмечать необычное, видеть проблемы, анализировать события, явления и находить в них закономерности» [9, с. 55]. Общие творческие способности включают в себя специальные музыкальные, литературные, художественные и т. д. Сделав предметом своего исследования музыкальные способности, Б, М. Теплов выделил основные их составляющие. Это ладовое чувство, способность к слуховому представлению, музыкально-ритмическое чувство. Б. М. Теплов опроверг существовавшее мнение о том, что в массовом музыкальном восприятии творчество не может быть применено, и что лишь одаренные дети способны к нему: «Психологические данные говорят о том, что раннее вовлечение детей в творческую, а не только «воспринимающую» деятельность, очень полезно для общего художественного развития...» [9]. Существует достаточно психологических оснований считать, что потенциал творчества несет в себе каждый ребенок. На практике приходится преодолевать некоторые ограничения. Во-первых, способность к творчеству невозможно передать, «транслировать», как знания или навык ...». Во-вторых, реальное творчество в какой-либо области "создает мощную психологическую доминанту, захватывает человека целиком". По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, логики и интуиции, творческого воображения и способности быстро принимать решения. Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать искренне и непринужденно. Самым важным является в нем субъективное увлечение действующего человека, его сознание, что он делает что-то неповторимое; убеждение в том, что деятельность, хотя таинственная, становится послушной его воображению и воле. Задача - помочь ребенку соприкоснуться с позицией творца [19, с. 65]. В исследованиях Акоф и Вергара выделяются две группы подходов к определению сущности творчества: подходы, ориентированные на поиск источников и подходы, ориентированные на процесс. В первую группу могут быть включены три подхода: 1. Психоаналитический подход Творчество - результат внутриличностных конфликтов. Это экстернализация продуктов воображения путем взаимодействия примитивных и более зрелых типов мышления.Психоаналитическая теория творчества (З. Фрейд, К. Юнг) выделяет два аспекта творчества: бессознательные компоненты творчества и мотивацию. З. Фрейд мотивы творчества связывал с эросом (влечением к жизни), считал их производными от сексуальных влечений. Творчество – перенос сексуальной энергии в творческую созидательную деятельность (десексуализация). Вытесненные стремления и переживания переносятся в продукты творчества (художественного), при этом происходит сублимация памяти фрагментов знания, что приводит к озарению - инсайту [29]. 2. Гуманистическая психология Творчество возникает при отсутствии внутриличностных конфликтов. Творческий процесс - реализация натурального творческого потенциала при устранении внешних препятствий и внутренних барьеров. Представители гуманистической психологии стремились к пониманию сущности, природы и роли творчества. Начало изучению творчества положил А. Адлер. Он считал, что каждый человек при рождении обладает некой творческой силой, посредством которой создается возможность управления собственной жизнью и определяется собственный стиль. Компенсационная теория творчества А. Адлера рассматривает науку, искусство, музыку и другие области культуры как способ компенсации человеком своих недостатков. Творческое «Я» влияет на весь опыт человека и делает его творцом своей личности и собственной жизни [29]. По А. Маслоу, «творчество – форма самовыражения»; способность к творчеству врожденна, заложена в каждом человеке и не требует специальных умений, навыков, талантов, поэтому творческими могут быть и повара, и экономисты, и ученые. Но большинство людей эту способность в процессе «окультуривания» теряют. Этому, кстати, способствует официальное образование [36]. С. Медник в ассоциативной теории творчества определил суть творчества способностью преодолевать стереотипы. По Меднику, творческий процесс – это переформулирование ассоциативных элементов в новые комби - теории, способность к творчеству – не уникальный талант, а природа человека. Творчество – это нормабытия каждого человека. Творческие способности есть у всех и обусловлено генетически, но генетическийкод творчества сам по себе не откроется до тех пор, пока у общества не возникнет потребность и не появитсявозможность реализации у личности. Творчество реализуется как в интеллектуальной, так и в духовной деятельности человека. Интеллект дает по-новому организованную информацию. Духовная деятельность является генератором мыслей. Создается необходимость на стимулировать и организовывать интеллектуальную и духовную деятельность на всех этапах развития личности. Образование не должно исключать специального мастерства.Главное – не развивать способности, а создавать мотивацию на творчество и овладение технологией творческого труда. Самосовершенствование - основной способ развития творческой личности. Роль школы - убеждение личности в естественности творческого процесса, обеспечение личности технологиями творческой работы. В. М. Вильчек определял творчество как особый видом труда. Но право трудиться – это необходимость, проклятие рода, за него человек не борется, а за право на творчество, за свои идеи люди готовы жертвовать, так как мотивация творчества иррациональна и неудовлетворяема [29]. 3. Психометрический подход Д. П. Гилфорд и др. считают, что творческие способности индивида определены генетически и могут быть измерены стандартными тестами. Творческий процесс представляет собой взаимодействие двух противоположных типов мышления: дивергентного и конвергентного.Д. П. Гилфорд выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное. В рамках своей концепции Д. П. Гилфорд считал операцию дивергенции наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности [17]. Исследованиями уровня креативности и зависимости степени проявления креативности от воздействующих факторов занимался Р. Стернберг. Согласно его концепции интеллектуальное поведение по отношению к внешнему миру может выражаться в адаптации, выборе типа внешней среды или ее преобразовании. Если человек реализует третий тип отношений, то при этом он проявит творческое поведение. Свершившееся в середине ХХ в. изобретение ЭВМ, способных решать задачи, которые ранее были доступны только человеческому интеллекту, оказало большое влияние на развитие психологии мышления. Впервые зазвучала идея "искусственного интеллекта", которая нашла отражение в исследованиях А.Ньюэлла и Г. Саймона, М. Минского и Дж. Маккарти. Таким образом, в связи с зарождением информационных технологий исследования творческого мышления стали развиваться также в новом направлении: появился так называемый информационный, или когнитивный, подход. В группу подходов, ориентированных на процесс, можно отнести концепцию представителей ассоциативной психологии. Творчество человека - результат его способности находить отдаленные ассоциации при поиске решения проблемы. Исследователи, представители гештальт – психологии, считают, что творческое мышление — это и не логические действия и не нелогичные отдаленные ассоциации, а более определенное реструктурирование целостной ситуации. Творчество определяется как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию чего-либо нового, то креативность рассматривается как потенциальный внутренний ресурс человека. Креативность - способность человека отойти от стереотипных способов мышления (Д. П. Гилфорд) или способность находить новые способы решения ситуаций [17]. Таким образом, творчество – это деятельность человека по созданию новых духовных и материальных ценностей. Зарубежные исследователи связывают творчество с понятием «креативность». Психологический аспект творчества - процессуальный и личностный - предполагает наличие у человека способностей, знаний и умений, мотивов, посредством которых создается продукт, отличающийся оригинальностью, уникальностью. Существуют различные подходы к объяснению психологии творчества, среди которых психоаналитический подход, гуманистический подход, психометрический подход. Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить наиболее точное понятие творческих способностей, которое будем использовать в работе. «Творческие способности» - способность к деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, прогрессивностью.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 52 страницы
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg