1.Теоретические аспекты развития творческих способностей дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика творческих способностей
Существует много определений понятия «творчество», но ни одно из них на данный момент не является точным и общепризнанным. Специалисты испытывают большие трудности с объяснением данного термина.
Проблема творчества рассматривалась в работах многих отечественных педагогов и психологов: Д. Б. Богоявленского, Н. Ф. Вишняковой, Л. С. Выготского, К. В. Гаврилова, В. И. Дружинина, В. А. Кан-Калика, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, А. А. Мелик-Пашаева, В. В. Познякова, Я. А. Пономарева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова и др. Среди зарубежных психологов, рассматривающих проблему соотношения мышления и творчества выделяют Г. Айзенака, Дж. Гилфорда, Д. Векслера, А. Олах, Р. Стернберга, А. Танненбаум и др.
Рассмотрим взгляды отечественных авторов на понятие творчества: Д.Б.Богоявленской, В.И.Вернадского, Л.Б.Ермолаевой-Томиной, Я.А Пономарева, А.И Савенкова и других.
Ермолаева - Томина Л. Б. пишет, что понятием творчества охватываются все формы создания и появления нового на фоне стандартного, существующего[22].
Первая форма творчества касается создания не существовавших ранее, новых форм материи. Это касается и бесконечных форм живой жизни, и «сотворение мира», человека и его мозга, подключившегося к творчеству природы и способного к созданию новых форм материи, продуктов художественного творчества. Поэтому на основании творчества природы возможно проникнуть в творчество мозга, а проникнув в механизмы создания нового мозгом человека — в тайны сотворения мира, легенды о котором строятся по подобию и образу творчества человеческого разума.
Вторая форма творчества направлена на обновление, изменение, совершенствование и преобразование существующего. Это относится и к человеку, который реализует свои безграничные, потенциальные возможности, по мнению ученых, лишь на одну десятую часть.
Третья форма творчества направлена на нового и разрушение «старого мира». Это относится главным образом к революциям и социальным перестройкам, а также появлению новых, стремящихся разрушить сложившиеся стереотипы, направлений в искусстве. Проникнуть в сущность любого скрытого явления, в «тайны творчества», можно на основании знания инвариантных, общих законов его протекания, возникновения и проявления в продуктах творчества. Эти знания должны касаться общих законов творчества самой природы, создавших и заставивших работать по своим принципам человеческий мозг. Но эти знания законов надо придумать самому, они не должны быть принятыми на веру, проверить в действии, пропустить через конкретный собственный опыт, в творческих работах, и если они действительно общие, то они должны проявиться. Только в таком случае возможно открыть главные тайны творчества — природу его пробуждения, механизмы его протекания и рождения новых замыслов, идей, открытий [22].
Итак, Л.Б.Ермолаева-Томина рассматривает творчество как процесс рождения разных видов новообразований за счет преобразований, изменений или создания новых форм за счет соединения элементов [22].
А.И. Савенков в пособии «Психология творчества», анализируя объяснения понятия «творчество» разными авторами, выделяет два подхода к определению данного термина. Первый подход дает одно из самых распространенных определений понятия «творчество» — определение по результату или продукту. К творчеству в данном случае относится все, что создает что-то нового [45].
Ермолаева - Томина Л. Б. описывает творчество как процесс преобразования, изменения, соединения разных форм материи характеризуется общим качеством — созданием не существующего ранее, необходимого результата. Человек открывает новые виды деятельности, наряду с созданием объектов предметного мира, и они объединены некоторой «глобальной необходимостью» (например, изобразительная деятельность) [22].
А. Дзикини, итальянский физик, занимающийся психологией научного творчества, дает следующее определение: «Творчество — это способность генерировать что-то такое, что никогда раньше не было известно, не встречалось и не наблюдалось». Это определение можно было бы считать и принять верным, если бы не два обстоятельства: 1) психология изучает внутренний мир личности, а не те предметы и явления, которые появляются в итоге ее активности; 2) непонятно, что считается новым. Поэтому многие авторы убеждены в том, что определение творчества как системы действий, которые приводят к появлению нового продукта, нельзя считать удовлетворительным, правильным [43].
Второй подход основан на оценке и определении творчества не по продукту, а по степени алгоритмизации процесса деятельности. Если деятельности четко структурирована, алгоритмизирована, то творчеству в ней места нет. Объясняется это тем, что такая деятельность приводит к заранее известному результату. Данная точка зрения о том, что творчество начинается в условиях не алгоритмизированной деятельность, можно считать верным, но здесь вновь возникает ряд других трудноразрешимых вопросов. Этот подход в принципе допускает, что уже сам не структурированный процесс должен привести к созданию не существовавшего ранее продукта. Получается, что допускается возможность относить к творчеству всякую не алгоритмизированную деятельность. Например, рисование человекообразных обезьян, деятельность людей с отклонениями в психическом развитии и т.п. Но такая деятельность не требует особых способностей, знаний, природного дара и всего того, чем обычно принято обусловливать человеческое творчество.
По определению М.Г. Ярошевского, термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из ее индивидуальной судьбы становятся фактами культуры [54].
Поэтому А.Н. Савенков делает вывод, что ясное, четкое, верное определение творчества отсутствует [45].
Я.А. Пономарев, анализируя определения творчества, данные разными учеными, делает вывод о том, что творчество характерно и неживой, и живой природе. Это необходимое условие развития материи, появления ее новых форм, с образованием которых меняются и сами формы творчества. Творчество человека лишь одна из таких форм [43].
Д. Б. Богоявленская, рассматривая феноменологию творчества разделила ее на три основных вида, выделив тем самым типы творчества:
1) Стимульно-продуктивный тип творчества – деятельность носит продуктивный характер, но всегда определяется воздействием какого-нибудь внешнего стимула. При этом отмечаются высокий уровень развития интеллекта - «общая одарённость»;
2) Эвристический тип творчества – деятельность носит творческий характер. Уже найдя надёжный и верный способ решения задачи, человек продолжает анализировать структуру и сущность своей деятельности, сравнивает между собой различные задачи. Это приводит к открытию новых оригинальных способов решения ситуации. Эта находка переживается самим человеком как важное открытие, творческая находка;
3) Креативный тип творчества – самостоятельно найденный способ решения задачи не используется, а становится новой проблемой. Найденные закономерности подвергаются детальному доказательству. При этом результат решения задачи становится намного шире, чем исходная цель. Творчество начинается там, где перестаёт быть только ответом и только решением задачи, в нём есть нечто «сверх того», и этим и определяется его творческий статус[8].
Дубровина И.В. дает следующее определение понятию творчества: «Творчество - психический процесс создания новых ценностей и как бы продолжение и замена детской игры. Результат этой деятельности - создание новых духовных и материальных ценностей» [19, с. 321].
Творчество, как культурно-историческое явление, имеет и психологический аспект: процессуальный и личностный. Данный аспект понятия предполагает наличие у субъекта мотивов, знаний и умений, способностей, посредством которых создается продукт, отличающийся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью. Исследование данных свойств личности определило большую роль интуиции, воображения, неосознаваемых структур умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в развитии и раскрытии своих созидательных возможностей.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил определить наиболее точное понятие творчества. «Творчество» - один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (материальные, социальные) и субъективные личностные условия (умения, знания, творческие способности), результат которой обладает оригинальностью и новизной, социальной и личной значимостью, прогрессивностью.
В советской психологии (в трудах С. Л. Рубинштейна и Б. М.
Теплова) способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит возможность успеха деятельности [9]. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.
Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществиться без наличия этих способностей. Нельзя говорить о способностях к рисунку у ребенка, если его не пытались обучать рисовать, если он не приобрел никаких навыков, необходимых для изобразительной деятельности. Только в процессе специального обучения рисунку и живописи может выполняться работа.
Творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс - это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество [8].
Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность «выхода за пределы ситуации», сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода [8]. Это система свойств и особенностей личности, характер, степень их соответствия, требующих определенного вида творческой деятельности и обуславливающий уровень ее результативности. Это умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить связь. Развитие у учеников творческих способностей – составная часть воспитания. Творческие способности развиваются на основе продуктивного мышления, глубоких знаний в определенной области, практического опыта, интереса к делу.
Обычно творческие способности являются результатом обучения творческой деятельности дошкольников. Выделяют следующие компоненты творческих (креативных) способностей дошкольников [9]:
· творческое мышление,
· творческое воображение,
· применение методов организации творческой деятельности.
Также творческие способности можно подразделить на три основные группы:
1) способности, связанные с мотивацией (интересы и склонности);
2) способности, связанные с темпераментом (эмоциональность);
3) умственные способности.
Психологи отмечают, что «формирование креативности возможно лишь в специально организованной среде», высказываются против жестких лимитов времени, атмосферы соревновательности и единственного критерия правильности ответа. По их мнению, для проявления креативности нужна непринужденная, свободная обстановка, обычные жизненные ситуации, когда испытуемый может иметь свободный доступ к дополнительной информации по предмету. Из этого можно сделать вывод, что развитие способностей не зависит от внешней среды полностью [8].
В современных психолого-педагогических исследованиях отсутствует единая трактовка понятия «творческие способности». Многие психологи судят о творческих способностях по отношению детей к творчеству, по наличию у них художественных способностей, по уровню проявления творческих действий и продуктивности деятельности.
Так, А. А. Мелик-Пашаев рассматривает детское творчество как результат потребности ребенка в выражении своего внутреннего мира. Условно он выделяет три уровня художественной одаренности: эстетическая позиция личности; творческое воображение; совокупность специальных знаний, умений и навыков [9,с.120].
И.П. Волков, соединяя понятия "творчество" и "способности", говорит о «способности к неординарному мышлению, умению в обычном подмечать необычное, видеть проблемы, анализировать события, явления и находить в них закономерности» [9, с. 55]. Общие творческие способности включают в себя специальные музыкальные, литературные, художественные и т. д.
Сделав предметом своего исследования музыкальные способности, Б, М. Теплов выделил основные их составляющие. Это ладовое чувство, способность к слуховому представлению, музыкально-ритмическое чувство. Б. М. Теплов опроверг существовавшее мнение о том, что в массовом музыкальном восприятии творчество не может быть применено, и что лишь одаренные дети способны к нему: «Психологические данные говорят о том, что раннее вовлечение детей в творческую, а не только «воспринимающую» деятельность, очень полезно для общего художественного развития...» [9].
Существует достаточно психологических оснований считать, что потенциал творчества несет в себе каждый ребенок. На практике приходится преодолевать некоторые ограничения. Во-первых, способность к творчеству невозможно передать, «транслировать», как знания или навык ...». Во-вторых, реальное творчество в какой-либо области "создает мощную психологическую доминанту, захватывает человека целиком". По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, логики и интуиции, творческого воображения и способности быстро принимать решения. Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать искренне и непринужденно. Самым важным является в нем субъективное увлечение действующего человека, его сознание, что он делает что-то неповторимое; убеждение в том, что деятельность, хотя таинственная, становится послушной его воображению и воле. Задача - помочь ребенку соприкоснуться с позицией творца [19, с. 65].
В исследованиях Акоф и Вергара выделяются две группы подходов к определению сущности творчества: подходы, ориентированные на поиск источников и подходы, ориентированные на процесс.
В первую группу могут быть включены три подхода:
1. Психоаналитический подход
Творчество - результат внутриличностных конфликтов. Это экстернализация продуктов воображения путем взаимодействия примитивных и более зрелых типов мышления.Психоаналитическая теория творчества (З. Фрейд, К. Юнг) выделяет два аспекта творчества: бессознательные компоненты творчества и мотивацию. З. Фрейд мотивы творчества связывал с эросом (влечением к жизни), считал их производными от сексуальных влечений. Творчество – перенос сексуальной энергии в творческую созидательную деятельность (десексуализация). Вытесненные стремления и переживания переносятся в продукты творчества (художественного), при этом происходит сублимация памяти фрагментов знания, что приводит к озарению - инсайту [29].
2. Гуманистическая психология
Творчество возникает при отсутствии внутриличностных конфликтов. Творческий процесс - реализация натурального творческого потенциала при устранении внешних препятствий и внутренних барьеров. Представители гуманистической психологии стремились к пониманию сущности, природы и роли творчества.
Начало изучению творчества положил А. Адлер. Он считал, что каждый человек при рождении обладает некой творческой силой, посредством которой создается возможность управления собственной жизнью и определяется собственный стиль. Компенсационная теория творчества А. Адлера рассматривает науку, искусство, музыку и другие области культуры как способ компенсации человеком своих недостатков. Творческое «Я» влияет на весь опыт человека и делает его творцом своей личности и собственной жизни [29].
По А. Маслоу, «творчество – форма самовыражения»; способность к творчеству врожденна, заложена в каждом человеке и не требует специальных умений, навыков, талантов, поэтому творческими могут быть и повара, и экономисты, и ученые. Но большинство людей эту способность в процессе «окультуривания» теряют. Этому, кстати, способствует официальное образование [36].
С. Медник в ассоциативной теории творчества определил суть творчества способностью преодолевать стереотипы. По Меднику, творческий процесс – это переформулирование ассоциативных элементов в новые комби - теории, способность к творчеству – не уникальный талант, а природа человека. Творчество – это нормабытия каждого человека. Творческие способности есть у всех и обусловлено генетически, но генетическийкод творчества сам по себе не откроется до тех пор, пока у общества не возникнет потребность и не появитсявозможность реализации у личности.
Творчество реализуется как в интеллектуальной, так и в духовной деятельности человека. Интеллект дает по-новому организованную информацию. Духовная деятельность является генератором мыслей. Создается необходимость на стимулировать и организовывать интеллектуальную и духовную деятельность на всех этапах развития личности. Образование не должно исключать специального мастерства.Главное – не развивать способности, а создавать мотивацию на творчество и овладение технологией творческого труда. Самосовершенствование - основной способ развития творческой личности. Роль школы - убеждение личности в естественности творческого процесса, обеспечение личности технологиями творческой работы.
В. М. Вильчек определял творчество как особый видом труда. Но право трудиться – это необходимость, проклятие рода, за него человек не борется, а за право на творчество, за свои идеи люди готовы жертвовать, так как мотивация творчества иррациональна и неудовлетворяема [29].
3. Психометрический подход
Д. П. Гилфорд и др. считают, что творческие способности индивида определены генетически и могут быть измерены стандартными тестами. Творческий процесс представляет собой взаимодействие двух противоположных типов мышления: дивергентного и конвергентного.Д. П. Гилфорд выделил два типа мышления: конвергентное и дивергентное. В рамках своей концепции Д. П. Гилфорд считал операцию дивергенции наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как общей творческой способности [17]. Исследованиями уровня креативности и зависимости степени проявления креативности от воздействующих факторов занимался Р. Стернберг. Согласно его концепции интеллектуальное поведение по отношению к внешнему миру может выражаться в адаптации, выборе типа внешней среды или ее преобразовании. Если человек реализует третий тип отношений, то при этом он проявит творческое поведение. Свершившееся в середине ХХ в. изобретение ЭВМ, способных решать задачи, которые ранее были доступны только человеческому интеллекту, оказало большое влияние на развитие психологии мышления. Впервые зазвучала идея "искусственного интеллекта", которая нашла отражение в исследованиях А.Ньюэлла и Г. Саймона, М. Минского и Дж. Маккарти. Таким образом, в связи с зарождением информационных технологий исследования творческого мышления стали развиваться также в новом направлении: появился так называемый информационный, или когнитивный, подход.
В группу подходов, ориентированных на процесс, можно отнести концепцию представителей ассоциативной психологии. Творчество человека - результат его способности находить отдаленные ассоциации при поиске решения проблемы. Исследователи, представители гештальт – психологии, считают, что творческое мышление — это и не логические действия и не нелогичные отдаленные ассоциации, а более определенное реструктурирование целостной ситуации. Творчество определяется как процесс, имеющий определенную специфику и приводящий к созданию чего-либо нового, то креативность рассматривается как потенциальный внутренний ресурс человека. Креативность - способность человека отойти от стереотипных способов мышления (Д. П. Гилфорд) или способность находить новые способы решения ситуаций [17].
Таким образом, творчество – это деятельность человека по созданию новых духовных и материальных ценностей. Зарубежные исследователи связывают творчество с понятием «креативность». Психологический аспект творчества - процессуальный и личностный - предполагает наличие у человека способностей, знаний и умений, мотивов, посредством которых создается продукт, отличающийся оригинальностью, уникальностью. Существуют различные подходы к объяснению психологии творчества, среди которых психоаналитический подход, гуманистический подход, психометрический подход. Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить наиболее точное понятие творческих способностей, которое будем использовать в работе. «Творческие способности» - способность к деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, прогрессивностью.