Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие познавательной активности дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности

irina_k20 2000 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 80 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.06.2020
Объект исследования: познавательная активность детей дошкольного возраста. Предмет исследования: влияние занятий по художественно-эстетической деятельности на развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Гипотеза: развитие познавательной активности ребенка в процессе художественно-эстетической деятельности будет проходить эффективнее если: ? использовать новые педагогические технологии; ? проводить работу систематически; ? использовать коллективные формы организации художественно-эстетической деятельности; ? уделять особое внимание развитию детского изобразительного замысла и способности к его реализации; ? использовать флористику как перспективный вид изобразительной деятельности; ? при подведении итогов занятия воспитатель будет оценивать не только успехи детей в их работе, но и реализацию самостоятельной познавательной активности. Цель исследования - выявление роли эффективной методики занятий по изобразительной деятельности в развитии познавательной активности детей. Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи: ? провести анализ и систематизировать имеющиеся в методической литературе материалы о развитии познавательной активности детей; ? выявить особенности развития познавательной активности средствами художественно-эстетической деятельности дошкольников; ? охарактеризовать зависимость творческих способностей от обучения; ? изучить методы и приемы, способствующие развитию познавательной активности; ? рассмотреть возможность использования занятий флористикой в развитии познавательных интересов; ? разработать методические рекомендации для воспитателей. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы: теоретического исследования: междисциплинарный анализ и синтез методологической, педагогической, психологической литературы по теме исследования; обобщение, сравнение, прогнозирование; изучение директивных, нормативных и программно-методических материалов об образовании; эмпирического исследования: опросы, анкетирование; статистические методы обработки результатов: качественный и количественный анализ результатов анкетирования и опросов. Теоретико-методологической основой исследования являются: психолого-педагогическая теория развития личности (Л.С. Выготский (9), А.Н. Леонтьев (36), Д.Б. Эльконин (60) и др.); развитие детей дошкольного возраста (Н.А. Ветлугина (8), И.Е. Емельянова, Л.В. Коломийченко, Л.И. Савва, Л.В. Трубайчук, З.И. Тюмасева (44) и др.); научные основы воспитания детей дошкольного возраста (Н.Е. Веракса (16), М. Монтессори (41), Ф. Фребель, А.В. Хуторской и др.); идеи полихудожественного подхода (Ф. Бэкон, И. Кант, Л.А. Клыкова, Е.Ю. Никитина, К.М. Никонов и др.), гендерного подхода (С.Г. Айвазова, О.А. Воронина, Н.А. Загайнов, А.В. Мудрик и др.), идеи художественно-эстетического развития детей (А.А. Адаскина, С.Ю. Бубнова, М. В. Грибанова, Е.Ю. Волчегорская, Е.А. Флерина и др.), культура инновационной деятельности (В.И. Долгова, Н.Д. Кондратьев, Б. Санто и др.) В исследованиях поднимаются и рассматриваются вопросы использования синтеза искусств как одного из уровней интеграции, как средства художественно-творческого развития ребенка, как способа эстетического освоения мира (Ю.Б. Борев, А.Я. Зись, М.С. Каган, Р.М.Чумичева, Б.П. Юсов и др.). Практическая значимость исследованияопределяется тем, что основные выводы и методические рекомендации внедрены в творческий процесс дошкольной организации. Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 22», п. Пересвет, Сергиево-Посадского района, Московской области, подготовительная к школе группа в количестве 15 человек. Объем и структура выпускной квалификационной работы. Структура ВКР разработана в соответствии с поставленной целью и основными задачами и состоит из введения, двух глав, в первой главе 4 параграфа, во второй – 3, заключения, списка использованных источников и приложения.
Введение

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической науки и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Проблема познавательной активности – одна из наиболее трудных в педагогике, так как, являясь индивидуально-психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических и социальных условий развития. Проблеме познавательной активности, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л.И. Божович (3) , А.А. Вербицкого (7), Л.С. Выготского (9), П.И. Гальперина (10), В.С. Ильина (25), А.Н. Леонтьева (36), А.М. Матюшкина (40) , Д.Б. Эльконина (60). Особенности развития познавательной активности в дошкольном возрасте, условия и методы ее формирования в различных видах деятельности изучены в работах Е.Э. Кригер (35) , М.И. Лисиной (37) ,Ветлугина Н.А (8) и др.. Однако вопросы развития познавательной активности старших дошкольников в процессе проведения занятий в дошкольном учреждении требуют дальнейшей разработки. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должна стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывает сильное влияние на его развитие. Общепризнана возможность творческого развития детей во всех видах деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника. В развитии познавательной активности дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности дошкольников значительная роль принадлежит воспитателю, родителям. Актуальность исследования состоит в том, что, несмотря на большое число теоретических работ, признающих влияние художественной деятельности на познавательную активность дошкольников, остаётся открытым вопрос, как именно воздействует художественно –эстетическая деятельность на процесс познавательного развития детей дошкольного возраста. В рамках данного исследования нам предстоит решить следующую проблему: могут ли занятия по художественно-эстетической деятельности оказать влияние на развитие познавательной активности дошкольников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...................3 ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования познавательной активности старших дошкольников………………....6 1.1.Развитие познавательной активности у дошкольников………...….6 1.2 Особенности развития познавательной сферы в дошкольном возрасте……………………………………………………………….......14 1.3 Изобразительная деятельность как фактор развития познавательной активности ……………………………………….........18 1.4. Методы повышения познавательной активности………….…....32 ГЛАВА II. Программа исследования познавательной активности дошкольников средствами художественно-эстетической деятельности 2.1. Организация и методы исследования…………………………......46 2.2 Результаты исследования и их анализ……………………………..46 2.3. Методические рекомендации развития познавательной активности дошкольников……………………………………………..62 ВЫВОДЫ………………………………………………………………..68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….…...70 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…..........72 ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………….….
Список литературы

1. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 195 с. 2. Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 150 с. 3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 398 с. 4. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования : учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 218 с. 5. Бочарова, Н. И. Педагогика досуга. Организация досуга детей в семье : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. И. Бочарова, О. Г. Тихонова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 218 с. 6. Бубенина Г.В., Гославская Т.П.. Самоделки из природного материала. испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт 2016. — 350с 7. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции [Электронный ресурс]/ Вербицкий А.А., Ларионова О.Г.— Москва: Логос, 2017.— 335 c. 8. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. Монография. М.: Издательство Юрайт 2016. — 288с 9. Выготский Л. С. Мышление и речь —— 5-е изд., испр. и доп. — Издательство «Питер», 2017—355 с 10. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014 —133 с 11. Гризик Т. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] /Т. Гризик// Дошкольное воспитание.- 2014 г.- № 10. 12. Гриник Н.В. Развитие познавательных способностей старших дошкольников средствами изобразительной деятельности: [Электронный ресурс. Электронный научно-педагогический журнал http://1.emissia.peterhost.ru/offline/2008/1271.htm] 13. Гусакова М.А. Аппликация. Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. М.: Издательство Юрайт, 2014 .-146 с. 14. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала. — М. : Издательство Юрайт 2016— 200 с 15. Зацепина, М. Б. Организация досуговой деятельности в дошкольном образовательном учреждении : учеб. пособие для СПО / М. Б. Зацепина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 149 с. 16. Веракса Н.Е Познавательное развитие в дошкольном детстве : Учебное пособие/Н.Е Веракса, А.Н Веракса –М.: Мозаика-Синтез, 2012-336с 17. Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1. Младшая и средняя группы : практ. пособие для академического бакалавриата / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 396 с. 18. Ворошнина, Л. В. Методика развития речи и общения детей, не посещающих доу : практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 158 с. 19. Ворошнина, Л. В. Теория и методика развития речи у детей в 2 ч. Часть 2. Старшая и подготовительная группы доу : практ. пособие для СПО / Л. В. Ворошнина. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 302 с 20. Габова, М. А. Теоретические основы дошкольного образования: развитие пространственного мышления и графических умений : учеб. пособие для СПО / М. А. Габова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 151 с. 21. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с. 22. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для СПО / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 425 с 23. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла : учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 111 с. 24. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессионального учебного цикла (мдк. 01. 02, 02. 04, 02. 05, 03. 02, 03. 04, 03. 05) : учеб. пособие для СПО / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 111 с. 25. Ильин В.С Познавательная активность дошкольников: сущность, уровни проявления. 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2012. — 125 с. 26. Казакова Т. Сказочный образ в изобразительном творчестве, или «Оживи сказку» // Дошкольное воспитание. —2014 г, № 2. 27. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 125 с. 28. Козина, Е. Ф. Теория и методика экологического воспитания дошкольников : учебник для СПО / Е. Ф. Козина. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 454 с. 29. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста : учебник и практикум для СПО / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 202 с. 30. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М.: Издательство Юрайт, 2015 .-345 с. 31. Комарова Т.С. Детское изобразительное творчество: что под этим понимать? // Дошкольное воспитание, 2016 г, № 2. 32. Коробкина О.Г. Развитие познавательной и исследовательской активности у старших дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр: [Электронный ресурс. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/312778/] 33. Котова Т.Н. Творческие задания как средство развития креативного воображения школьников в учебном процессе: [Электронный ресурс: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4342/Itemi d,118/] 34. Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации: учеб. пособие для академического бакалавриата / О. В. Крежевских. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 165 с. 35. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Э. Кригер. - Барнаул, 2009 г — 259 с. 36. Леонтьев А.Н. Воспросы психологии ребенка дошкольного возраста: сб. ст/ А.Н. Леонтьев, А.В.Запорожец; под ред. Леонтьева А.Н. —М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж,1995— 245 с 37. Лисина М.И Развитие познавательной активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 233с. 38. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. М.: Издательство Юрайт, 2016.- 152 с. 39. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. М.: Издательство Юрайт ,2015.-210 с. 40. Матюшкин А.М.Мышление,обучение,творчество. Москва — Воронеж 2003. ... МЗЗМышление,обучение,творчество. —М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 720 с 41. Монтессори М. Метод научной педагогики, применимый к детскому воспитанию в Домах ребёнка / М. Монтессори. - М.: ТОО «Монтессори-центр», 1993.-535с 42. Новопавловская, Ю.А. Сущность познавательной активности и педагогическое руководство формированием познавательного интереса детей дошкольного возраста / Ю.А. Новопавловская// Дошкольная педагогика. – 2014 г. - №8. 43. Рындан В.Г., Москвина А.В. Личность. Творчество. Развитие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 117 с. . 44. . Тюмасева З.И., Аменд А.Ф. Экологическое строительство детской души: Учебное пособие. Челябинск, ЧГПИ, 1994. - С. 55-144. 45. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: концептуальный аспект. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 285 с. 46. Поливанова К.В. Поливанова К. Такие разные шестилетки (индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция). – М.: Издательство Юрайт, 2017. — 236 с. 47. Попова, Н.В. Педагогическая система стимулирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. … канд. пед. наук / Н.В. Попова. — 2-е изд М. : Издательство Юрайт, 2016. — 165 с. 48. Прокофьева Т.В. Формирование познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста на интегрированных занятиях по развитию изобразительного творчества. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 185 с. 49. Психология дошкольного возраста в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / Е. И. Изотова [и др.] ; под ред. Е. И. Изотовой. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 222 с. 50. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания : учебник для СПО / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; под общ. ред. О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебник для академического бакалавриата / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; под общ. ред. О. П. Радыновой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 293 с. 51. Сорокоумова, Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения : учеб. пособие для СПО / Е. А. Сорокоумова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 216 с. 52. Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 155 с. 53. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология : учебник для СПО / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева ; под ред. О. В. Хухлаевой. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с. 54. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для СПО / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 575 с. 55. Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 367 с 56. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.— 3-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. — 432 с 57. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы. Развитие речи. — 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. — 280 с 58. Юревич, С. Н. Взаимодействие дошкольной образовательной организации и семьи : учеб. пособие для академического бакалавриата / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 181 с. 59. Юревич, С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) : учеб. пособие для СПО / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина ; под ред. С. Н. Юревич. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 181 с 60. ЭльконинД.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2011 г— 385 с
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования познавательной активности старших дошкольников 1.1. Развитие познавательной активности у дошкольников Сегодня понятие «познавательная активность» широко используется в различных направлениях психолого-педагогического поиска: проблем отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формирования общих учебных умений (В.К. Котырло, Т.В. Дуткевич, З.Ф. Чехлова), оптимизации познавательной деятельности учащихся (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, Л.П. Аристова, Т.И. Шамова, В.И. Лозовая), взаимоотношений детей со сверстниками и учителем (Т.А. Борисова, Н.П. Щербо); роли педагога и личностных факторов в развитии познавательной активности учащихся (А.А. Андреев, Т.Н. Разуваева, Ю.И. Щербаков, Ю.Н. Кулюткин, Л.П. Хитяева. Е.А. Сорокоумова, Л.К. Гребёнкина). Однако среди авторов нет единого мнения по поводу значения понятия «познавательная активность», которое трактуется по-разному: как разновидность или качество умственной деятельности (М.А. Данилов, А.А. Люблинская, В.К. Буряк, Т.И. Шамова), как естественное стремление ребенка к познанию (Д.Б. Годовикова, Е.И. Щербакова), как состояние готовности к познавательной деятельности (П.Т. Джамбазка, Т.М. Землянухина, М.И. Лисина, Н.А. Половникова), как свойство или качество личности (Т.А. Ильина, А.И. Раев, Г.Ц. Молонов, А.З. Иоголевич, Т.Д. Сарториус, З.Ф. Чехяова, Г.И. Щукина). Опираясь на приведённые точки зрения, а также на работы М.И. Лисиной, A.M. Матюшкина и Т.Д. Сарториус, убедительно доказывающие, что познавательная активность является формируемым качеством личности, мы определяем познавательную активность как прижизненно развивающееся сложное личностное образование, обусловливающее качественные характеристики познавательной деятельности . Несмотря на значительное внимание, уделяемое проблеме исследователями, на сегодняшний день нет общепризнанного понимания структуры познавательной активности, отсутствует единая, удобная система выделения показателей, критериев познавательной активности. Анализ литературы показал, что наиболее аргументировано выделение авторами следующих компонентов структуры познавательной активности: эмоциональный, волевой, мотивационный, содержательно - процессуальный и компонент социальной ориентации. Учитывая всю трудность фиксации такого сложного феномена, как познавательная активность, и предвидя возможность неравномерного развития отдельных ее компонентов, мы избрали подход поэлементного изучения. В каждом структурном компоненте нами обозначены эмпирические элементы поддающиеся наблюдению, фиксированию и теоретическому анализу. Каждый внешний признак элемента структуры познавательной активности может быть отражен в определенных критериях, которые характеризуют уровень проявления данного элемента. Система внешних признаков позволяет фиксировать качественное состояние компонентов познавательной активности, а выделенные уровни проявления данных признаков отражают степень сформированное компонентов с количественных позиций. Учитывая, что развитие эмоционального, волевого и мотивационного компонентов во многом обусловлено протеканием внутренних психических процессов, мы относим данные компоненты к внутренней сфере познавательной активности, а содержательно-операциональный и компонент социальной ориентации - к сфере внешней . Выделенные компоненты познавательной активности могут находиться на различных уровнях развития, но при этом они, как части системы, находятся в сложных отношениях взаимовлияния и взаимозависимости. На современном этаперазвитияв нашем обществе произошли большие изменения. Быстрыми темпами в нашу жизнь внедряется информационная технология. Степень жизни человека, его качество во многом зависят от скорости их освоения, от желания получать новые знания, глубиныпознания. С изменениями условийразвитиякаждого субъекта изменяются и сами субъекты. На сегодняшний день удетей дошкольного возраставысокая необходимость к восприятию информации, отмечается настойчивость и требовательность в поведении, многие дети отказываются выполнять бесполезные действия. Но преградоюпознаниявыступает повышенная эмоциональность, высокая утомляемость, выраженная тревожность,гиперреактивность. Поэтому необходимо поддержать детское стремление кпознанию нового, помочь им справиться с трудностями и быть инициативными,познавательно активными, интересующимися миром. С позициипсихологической науки активность рассматривается, как «способность изменить окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями» . Проблеме познавательной активностиуделялось внимание в зарубежной и отечественнойпсихологии и педагогике. Нами были изучены работы Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Н. С. Лейтеса и т. д. В качестве одного из видов активности ученые выделяют активность познавательную(исследования Д. Б. Годовиковой, М. И. Лисиной, С. Ю. Мещеряковой, Г. И. Щукиной). В первую очередь ученые рассматривают понятие «познавательная активность», в чем ее сущность. На наш взгляд, большое значение для определения сущности данного понятия имеют работы М. И. Лисиной. В ее работахпознавательная активностьрассматривается в связи спознавательной деятельностью. М. И. Лисина определяетпознавательную активность как положение готовности кпознавательной деятельности, как состояние, которое предшествует деятельности и порождает ее. Коэффициент готовности кпознавательной активности, по мнению исследователя,выступают: признаки интереса, внимания, сигналы о настройке на начало работы . Исследования М. И. Лисиной свидетельствуют о том, что междупознавательной активностьюи деятельностью наблюдается тесная связь. При этомпознавательная активностьвыступает одним из компонентов в структуре деятельности и выражается в процессах взаимодействия личности с окружающей действительностью. Известный педагог -психолог А. М. Матюшинактивностьсвязывал с деятельностью, а в составе деятельности с такой ее частью, как потребность. В его исследованиях потребность выступает как«внутренний источникактивности». Тесная связьактивности с потребностями подразумевает их неразрывную связь . Исследованиепознавательнойпотребности провел В. С. Юркевич. Она рассмотрела этот феномен как«потребность в деятельности, направленная на получение новых знаний». В. С. Юркевич было выделено две формыпознавательной потребности: 1) потребность впознанииможет выражаться в форме усвоения уже готовых знаний (потребность в усвоении впечатлений, интеграции, систематизации их, и наконец, в накоплении знаний); 2) потребность в исследовательской деятельности, с целью получения новых знаний. Вторая форма болееактивна и на прямую направлена на получение новых знаний . Ряд исследователей, занимающихся изучениемпроблемы познавательной активности личности, обращаются к понятию«познавательный интерес». Так, Г. И. Щукина, рассматривая в своих работах понятия«познавательный интерес»и«познавательная активность», устанавливает между ними тесную взаимосвязь, а также указывает на обусловленностьпознавательной активности не чем иным, какпознавательным интересом, характерными чертами которого, по ее мнению, являются стремление к его удовлетворению и определенный эмоциональный подъем. Исходя из этих характеристик, Г. И. Щукина выделяет следующие тесно взаимосвязанные компонентыпознавательного интереса: – интеллектуальный компонент, выражающийся в интеллектуальной деятельности, проявляющийся вактивном поиске разрешения проблемы, в исследовательском подходе, в готовности к решениюпознавательных задач; – эмоциональный компонент, проявляющийся в эмоциях удивления, в чувстве ожидания нового, в чувстве интеллектуальной радости, успеха; – регулятивный(волевой)компонент.Познавательныйакт представляет собой своеобразное поэтапное движение, сопровождаемое волевой направленностью, преодолением различных трудностей, препятствий в процессе разрешениямыслительной, интеллектуальной задачи . Таким образом, осуществленный нами анализ исследований попроблеме познавательной активностиличности позволяет сделать вывод о том, что между понятиями«познавательная активность»,«познавательная деятельность»,«познавательная потребность»и«познавательный интерес»существует теснейшая взаимосвязь. Нами изучены работы современных авторов Э. И. Бахтеевой, Е. А. Меньшиковой, Д. А. Моловичко, В. В. Щетинининой, В. С. Юркевич. В них подразумеваются модели развития познавательной активности в настоящее время. Они рассматриваютактивность в рамках различных видов детской деятельности (В. В. Щетинина в поисковой деятельности, Н. В. Кудикина в игре, Д. А. Моловичко в учебной деятельности). В отечественнойпсихологии в понимании активностиможно выделить дваподхода: –активность как деятельность(П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Е. В. Коротаева, Т. И. Шамова); –активность как черта личности(Б. Г. Ананьев, Е. В. Шорохова, Т. И. Шамова). Ученые полагаются на оба подхода при определениипознавательной активности, так как они дополняют друг друга. Анализируя имеющиеся определения, ученые, согласились с В. В. Щетининой. Они считают, чтопознавательная активность – это«интегративное качество личности, которое порождается потребностью впознании, предполагает устойчивый интерес к поиску новых знаний, проявляется в готовности к деятельности (поисковой, в стремлении к самостоятельности и выражается в интенсивном изучении действительности для последующей творческой реализации приобретенных знаний и умений» . Выделяют социальную (П. Н. Мальковская, В. Г. Маралов, познавательную(Н. А. Половникова, трудовую (Е. А. Ануфриев)и другие видыактивности, в зависимости от того, характеристикой какой деятельности выступает самаактивность. Впсихолого-педагогической литературеуказаны такие движущие силыразвития познавательной активности,как: – противоречия междупознавательнымизапросами ребенка и его реальным уровнемразвития; – между сформировавшимися способами получения знаний и потребностью в более сложных формахпознания и др.(А. Г. Асмолов, Е. А. Меньшикова); – потребности человека(Н. Ф. Добрынин, И. Л. Баскакова, М. В. Гамезо). Выделяют задачи образования и воспитаниядетей, способствующиеразвитию познавательной активности: – потребность включения ребенка в деятельность (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, В. А. Сухомлинский); – возможностиразвиватьумственную деятельность(А. И. Крупнов, В. Д. Мозговой); – формировать интеллектуальнуюдеятельность: учить обобщению, умению находить разные решения, необходиморазвивать и совершенствовать способы и приемы умственной деятельности,развиватьлюбовь к интеллектуальной деятельности(В. С. Юркевич); – обучать самоанализу, само мотивации, само регуляции, самоорганизации, самоконтролю, самооценке. Политика государства и ориентировка на единую многоступенчатую систему образования переводитдошкольноеобразование на новые стандарты. В системе образования будет осуществляться плавный переход с одной ступени образования на другую. Главными принципамидошкольного образования, обеспечивающимиразвитие познавательной активности, согласно ФГОСдошкольного образования,являются: 1) создание образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, нацелено на интересы и возможности каждого ребенка и предусматривающую социальную ситуацию егоразвития; 2) в специфических видах детской деятельности поддержка инициативы и самостоятельностидетей; 3) вероятность выбора детьми материалов, видовактивности, участников совместной деятельности и общения; 4) поддержка индивидуальности и инициативыдетей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для самостоятельного принятия детьми решений, выражая свои мысли и чувства; поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, экспериментально-исследовательской, проектной,познавательной и т. д.) . Функция педагога, для успешного всестороннеразвитого ребенка, состоит в создании условий дляпознания, помощи впознавательнойдеятельности и проявлении инициативы. Современный педагог вызывает интерес, преподноситпознавательныйматериал в отличной нетрадиционной форме. Условием формированияпознавательной активностиявляется наличие общей культуры личности. Изучая положение попроблеме развития познавательной активностиможно сделать следующие выводы.Познавательная активность старшего дошкольника– это качество личности, которое выражает инициативное, действенное отношениедошкольников к познавательной деятельности. Каждая личность проявляет интерес, самостоятельность и исполнительность, волевые усилия в процессепознания. Допустимо развиватьтакие качество в процессепознавательнойдеятельности приусловиях: умственноеразвитиедолжно соответствовать желанию и стремлению ребенкомпознавать; познавательнаядеятельность должна осуществляться по схеме от заинтересованности кразвитиюустойчивых интересов; эмоциональность должна быть в тесной связи с предлагаемой информацией. Только тогдадошкольник будет увлеченным, интересующимся, будет владетьпознавательными знаниями, иметь желание, эмоциональный настрой на деятельность,познавательную мотивацию, индивидуальный подход к деятельности . Таким образом,проблема формирования познавательной активностинаходит свое отражение на различных уровнях – на уровне государства, науки,дошкольныхобразовательных учреждений. При этомпознавательной активность связывают с познавательныминтересом в деятельности, проявлением самостоятельности, инициативы. При формулировке понятияпознавательной активности авторы опираются на деятельностный и личностные подходы. Достижения старшего дошкольникасоответствуют его возможности повысить уровень своейпознавательной активности. Накопление сведений о мире требуют от ребенка определенных умений упорядочивать накопленные и поступающие сведения. Ребенку помогают взрослые, которые направят процесспознания детей на: установление причинно-следственных взаимосвязей нашего мира, содержательное упорядочивание информации. Понимание причинно-следственных связей, способность их выделять в потоке событий и явлений,развиваютребенка в нескольких направлениях, а именно формирование и обогащениепознавательнойсферы невозможно без умения анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать, делать элементарные умозаключения, умения планировать свои и чужие действия,развития памяти, внимания, воображения, различных форм мышления. Развитие познавательной активности дошкольниковявляется одним из основных направлений в процессе становления личности ребенка, так как невозможно переоценить рольпознавательного активности в жизни ребенка. Необходимость ееразвитияне вызывает сомнений и имеет социальное, педагогическое ипсихологическое значение. Развитие познавательной активности дошкольников– это сложнейший путь, который мы – взрослые должны открыть ребенку. Он содержит всебе: накапливание информации об окружающем мире, упорядочивание и систематизацию представлений о мире. 1.2 Особенности развития познавательной сферы в дошкольном возрасте. Рассмотрим, какими возможностями познания себя и окружающей действительности оперируют дети дошкольного возраста. В краткой характеристике познавательной сферы дошкольника перечислим главные средства. Познавательные процессы Психические процессы, с помощью которых человек получает информацию и оперирует приобретенным материалом, не зря называют познавательными. Благодаря этим процессам осваивается действительность, формируется понимание всего того, что окружает личность. В дошкольном возрасте все они интенсивно развиваются: восприятие, воображение, память, мышление. Проводником в формировании каждого их перечисленных процессов выступает внимание. Именно внимание выделяет объект из окружающего мира, благодаря чему информация о нем поступает в мозговой центр ребенка. Все познавательные процессыработают в тесной взаимосвязи. Дошкольник активно задействует органы восприятия – смотрит, слушает, исследует предметы и явления, осознает пространство и время. Еговосприятиестановится все более целостным и структурным, с выстраиванием отношений между предметами. Особенно активно в дошкольном возрасте развивается воображение. Ребенок представляет образы, слушая истории и сказки. Приступая к рисованию, он имеет некоторый план, что ему хочется изобразить. Дошкольник легко наделяет новыми качествами уже известных ему героев, охотно фантазирует. Познавательная функция воображения заключается и в активной проработке информации и в применении материала в новых условиях. В дошкольном возрастном периоде преобладает наглядно образное мышление. Но также многое ребенок пытается понять, используя действия. Практически любой мальчишка, чтобы прояснить, как устроена машинка, разберет ее по частям. К 6-7 годам уровень развития мышления достигает такого уровня, что дошкольник в состоянии вернуть исходную целостную форму этой разобранной игрушке. Формированию умений способствуют такие мыслительные операции как анализ и синтез – ведущие в мышлении дошкольника. Они же подтягивают развитие более сложных операций – сравнение, классификация, обобщение. Особая роль в развитии познавательной сферы детей отводится памяти. На протяжении всего дошкольного детства преобладает непроизвольная память, но с возрастом развиваются умения и навыки длительного запоминания. Таким образом, краткосрочное удерживание информации дополняется долговременной памятью. В сравнении с младшим дошкольным возрастом, ребенок на пороге школы отличается значительно большим объемом памяти, что крайне важно для усвоения учебного материала. Познавательные способности К способностям ребенка, позволяющим познавать мир, прежде всего, следует отнести наблюдательность, умение задавать вопросы и слушать ответы на них, восприятие информации и ее осмысление. Такая детская заинтересованность станет фундаментом для развития когнитивных способностей и интеллекта. Если дошкольник задает вопрос за вопросом, не дожидаясь ответа и отвлекаясь уже через секунду на другой заинтересовавший его объект, то о способности к познанию в подобных случаях говорить не стоит. Интерес Устойчивый интерес служит эффективным средством обогащения познавательной сферы ребенка. Пытливый ум выясняет свойства и назначение ранее неизвестных им предметов, проявляет интерес к счету и чтению, к новым сведениям, замечает своеобразие явлений. Заинтересовавшись формой и особенностями конструкций, дети дошкольного возраста способны провести анализ, при необходимости задать уточняющие вопросы и самостоятельно реализовать свою задумку. Старшие дошкольники в состоянии гораздо дольше заниматься делом, если оно им интересно. Познавательная активность На интерес ребенка опирается еще одна важная составляющая –познавательная активность. Дошкольник может проявлять заинтересованность различными способами и в разных направлениях. Его может увлечь постижение какого-то содержания (например, такая цепочка: почему лампочка светится, что такое электрический ток, как он вызывает свечение в лампочке и пр.). Ребенок может настойчиво искать новые способы решения знакомой для него задачи (могу ехать на велосипеде, сев спиной к рулю…). У дошкольника часто проявляется стремление поделиться новыми знаниями с родителями или сверстниками. Новообразования дошкольного возраста Развитие познавательной сферы приводит дошкольника к новым образованиям, которые выводятличностьна новый уровень. Новообразования – важнейшие критерии, отделяющие один возрастной период от другого и раскрывающие его сущность. В старшем дошкольном возрасте содержательным приобретением является мировоззрение и произвольность. Формирование мировоззрения Постепенно в сознании ребенка устанавливаются связи между всем, о чем он уже знает. Следовательно, складывается первичное мировоззрение. Важны и такие психологические аспекты как развитие самосознания и понимания системы отношений между людьми. Детский мозг в состоянии выявлять некоторые закономерности. Старший дошкольник уже отлично понимает, что действия и поступки приводят к определенным последствиям, и морально-этическим, в том числе. Формирование мировоззрения как психического новообразования дошкольного детства еще довольно схематично. Своего рода, это канва, которая начнет активно наполняться, как только ребенок пойдет в школу. Формирование произвольности Главным достижением дошкольного возраста считают формирование произвольности. Это также новообразование, которое стимулирует развитие познавательной сферы. Если младший дошкольник воспринимает, обращает внимание, мыслит непроизвольно – что его больше привлекает, на то и направлено его познание, — то встаршем дошкольном возрасте, хотя бы частично, этим процессом можно управлять. Произвольное восприятие Произвольность обеспечивает восприятие той информации, которую ребенку преподносит взрослый. Произвольное внимание позволяет дошкольнику видеть и слушать не только то, что хочется, но и то, что необходимо. Поэтому произвольность – важнейшее «приобретение» для познавательной сферы в дошкольном периоде. 1.3. Изобразительная деятельность, как фактор развития познавательной активности . Процесс познания осуществляется на протяжении всей жизни человека. Однако периоду дошкольного детства в нем отводится особое место. В этом возрасте формируются фундаментальные представления о мире; появляются новые способы познания и познавательные интересы; происходит эмоционально–чувственное постижение окружающей действительности. Цель познавательного развития – развивать познавательные интересы, потребности и способности детей, их самостоятельную поисковую деятельность на базе обогащенного сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта. Каждому ребенку присуща любознательность. Это качество выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. О наличии любознательности свидетельствуют и многочисленные вопросы. Воспитатель должен поддерживать любознательность дошкольников, организуя наблюдения, стараясь вовремя ответить на возникающие у них вопросы, направляя их мысль на самостоятельный поиск ответа. Задача умственного воспитания – развивать детскую любознательность, пытливость ума и формировать на их основе устойчивые познавательные интересы. Ребенка, у которого развиты познавательные интересы, можно охарактеризовать так: он задает вопросы и ищет решения. Его привлекают новизна и сложность проблемы. Спросите у него, какие занятия ему нравятся, трудные или легкие, и он наверняка ответит: «Трудные, когда можно голову поломать». Эти дети склонны к экспериментированию, к активной поисковой деятельности. Они могут длительно сосредоточиваться на интересующей их проблеме: изучать жизнь муравейника, экспериментировать – какие предметы плавают, а какие тонут, придумывать новые конструкции. При усвоении новых знаний они задают взрослому много вопросов, пытаются самостоятельно найти связь их с личным опытом, высказывают оригинальные догадки, предположения, иными словами, проявляют творческое отношение к объекту и процессу познания. Возможность узнавать новое становится у таких детей главным мотивом учебы в школе. Необходимость воспитания у детей познавательных интересов убедительно доказывается результатами исследований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с детьми младшего школьного возраста. Если обратиться, например, к анализу причин неуспеваемости и недисциплинированности учащихся младших классов, то определенную категорию среди таких учеников составляют "интеллектуально пассивные" дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной, мыслительной деятельности. Причиной "интеллектуальной пассивности" этих детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес (Л.С.Савина). Задачу развития познавательной активности детей, творческого подхода к познанию и деятельности можно с полным основанием назвать важнейшей в подготовке к школе. Таким образом, познавательный интерес является сложным психическим образованием, содержащим в своей структуре: мышление, память, внимание, речь, эмоции. Ядром познавательного интереса является мыслительные процессы. Благодаря познавательному интересу человек оказывается способен к длительному волевому усилию при решении различных умственных или практических задач. Познавательные интересы создают у человека уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску.4 Анализ практики обучения детей на занятиях в детском саду показывает, что, к сожалению, далеко не всегда воспитатели поддерживают необходимую познавательную активность детей. Имеются данные, что до 70% вопросов, с которыми воспитатели обращаются к детям, требуют от них лишь простого воспроизведения фактов. Многие занятия проводятся при сниженном эмоционально-познавательном фоне, нередко по одной и той же схеме.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 52 страницы
550 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg