Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Гражданское общество и правовое государство: соотношение и взаимодействие

irina_k20 2050 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 82 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.06.2020
Актуальность выбранной темы, степень её научной разработанности и необходимость в дальнейшем исследовании проблемы обусловили выбор объекта, предмета, постановку целей и задач диссертационного исследования. Объектом диссертационного исследования является общественные отношения, складывающиеся на современном этапе взаимодействия гражданского общества и правового государства. Предметом диссертационного исследования являются гражданское общество и правовое государство, а также модели их взаимодействия. Целью диссертационной работы является комплексное научное исследование и выявление особенности российской модели взаимодействия гражданского общества и государства на современном этапе развития. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: ? уточнить структуру и содержание категории «гражданское общество»; ? рассмотреть историко-теоретические основы и условия формирования правового государствa; ? выявить основные проблемы становления правового государства в современной России; ? рассмотреть Российскую модель взаимодействия государства с институтами гражданского общества; Степень разработанности проблемы. Ученых разных стран и разного времени всегда интересовало понятие «идеального государства». Впервые выделение понятия «гражданского общества» встречается в трудах древнегреческих философов Аристотеля и Платона. В работах этих мыслителей человек предстает «существом политическим», ответственным за все происходящее в государстве. В средние века изучением данной проблемы занимались: Г. Гегель, Т. Гоббс Н. Макиавелли, Ш.Монтескье, И. Кант, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо и другие. В XX веке А.Грамши, Дж.Л.Коэн, Ф.Фукуяма, Ю.Хабермас, С.Хантингтон исследовали особенности политической мобилизации населения, взаимодействие государства и гражданского общества, механизмы контроля государственного аппарата со стороны гражданского общества, влияние демократического управления на экономические отношения. В русской научной и общественной мысли идеи гражданского общества появились во второй половине XIX века в трудах Е.Н. Трубецкого, П.И. Новгородцева, С.Л. Франка, Б.Н.Чичерина. Понятие гражданского общества приобретает достаточно отчетливые формы в трудах советских ученых в 80-ые гг. XX века. В этот период общество быстро политизируется, растет количество неформальных организаций. Советские исследователи, безусловно, не могли не заметить этот процесс, и это отразилось в трудах таких ученых как Е.Я. Гуренко, В.Т. Данченко, Б.Я. Забровский, Д. Кола, А. Мигранян, В.Г. Смольков, О.И. Шкаратан и другие. Исследование гражданского общества и правового государства не теряет своей актуальности и сегодня. Среди ученых, активно занятых изучением данной проблемы в наше время, можно выделить: Е.В. Амирова, О.С. Алдаеву, А.А. Борисенкова, Ю.И. Галкину, О.В. Гоман-Голутвину, Д.Д. Доленко, Г.М. Шелистова, Л.Г. Ионина, Б.Г. Капустина, А.С. Кремезь, Ю.В. Кожину, Г.М. Михалеву, А.Л. Нездюрова, А.Ю. Сунгурова, А.В. Тиховодова и других. Региональный аспект изучения гражданского общества исследуется в работах: Т.Д. Мамсурова, А.С. Мелешкиной, И.В. Мерсияновой, данную проблему рассматривали также зарубежные авторы: М.М. Аткисон, А. Р. Верхеул, Вилсон, В.Д. Кобман, Ж.С. Мигдал, X. Оверслут, П. Розанваллон, М. Эдварде и другие. При исследовании использовался общенаучный диалектический метод познания, а также частно-научные методы познания: системно-научный, историко-сравнительный, анализа, синтеза, индукции и дедукции. Результаты исследования: предложен авторский взгляд на основные проблемы, связанные с формированием гражданского общества и его институтов в современной России, их взаимоотношений с правовым государством, намечены пути разрешения выявленных проблем. Определены принципы, на которых должны строиться взаимоотношение и сотрудничество власти и общества, существующие предпосылки гражданского общества в России, а также социальные структуры, чьи интересы и социальные диспозиции делают их субъектами процесса становления гражданского общества. Апробация. Результаты исследования нашли свое отражение в научных статьях: Денисова Т.Ю. Проблема становления правового государства и гражданского общества / Т.Ю. Денисова // Формирование законодательства устойчивого государства: вопросы теории и практики: сборник статей и докладов / отв. за вып. В. Г. Баев – Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2018. – С. 47-49. Черникова Т.Ю. Конституционное закрепление идеи правового государства в Российской Федерации / Т.Ю. Черникова // Студенческий форум: научный журнал. – №? 36(87). Часть 1. М., Изд. МЦНО, 2019. – С.91-93 – Электрон. версия. печ. публ. – https://nauchforum.ru/journal/stud/87. Черникова Т.Ю. Проблема формирования понятия «гражданское общество» / Т.Ю. Черникова// Студенческий вестник»: научный журнал. – № 40(90). Часть 1. Москва, Изд. Интернаука, 2019. – С. 23 – 25 – Электрон. версия. печ. публ. – https://studvestnik.ru/journal/stud/herald/90 Структура работы. Диссертация состоит из четырех глав, каждая из которых поделена на параграфы. Содержит введение, заключение и список используемых источников.
Введение

Тема магистерской работы «Гражданское общество и правовое государство: соотношение и взаимодействие» является актуальной, так как проблемы правового государства и гражданского общества в современной России являются теоретически и практически значимыми. Данная тема является одной из приоритетных в гуманитарных науках. Ей посвящены исследования, конференции различного уровня, огромное количество научных статей, диссертаций и т.д. Современные общественные отношения на пути к развитию правового государства требуют поиска новых решений в возникающих отношениях между государством и гражданским обществом. Основным показателем развития государства и общества является уровень и качество жизни населения, удовлетворение социальных потребностей, а также гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Важное значение в современных условиях имеет определение реальных возможностей и пределов участия российского гражданского общества в новом витке реформ, выявление проблем и противоречий во взаимодействии гражданского общества и государства, поиск путей их преодоления и трансформации системы «гражданское общество - государство» в более устойчивые и эффективные политические конструкции. В настоящее время приобретает особое значение участие гражданского общества в правотворческой деятельности государства. Во время этого процесса происходит осуществление полномочий общественных палат по оценке вынесенных на рассмотрение законопроектов, реализация деятельность партийных фракций в законодательных (представительных) органах государственной власти, отдельные элементы гражданского общества имеют право законодательной инициативы. Приведенная аргументация позволяет говорить о теоретической и практической значимости диссертационного исследования и считать изучение российской модели взаимодействия гражданского общества и государства актуальной научной задачей.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1 Понятие гражданского общества, его структура и признаки 7 1.1 Понятие гражданского общества 7 1.2.Предпосылки формирования гражданского общества 14 1.3 Структура гражданского общества 18 1.4 Признаки гражданского общества 26 2.Историко-теоретические основы правового государства 31 2.1.История cтановления идей правового государства 31 2.2.Понятие и принципы правового государства 37 3.3 Признаки правового государства 41 3. Условия формирования правового государства 46 3.1. Правовое государство и конституционализм 46 3.3. Демократия и политический плюрализм 52 3.3 Проблемы становления правового государства в современной России. 54 4. Гражданское общество и правовое государство. 58 4.1 Российская модель взаимодействия правового государства с институтами гражданского общества 58 4.2 Связь правового государтсва с институтами гражданского общества в условиях современной России. 64 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69 СПИСОК ИСПОЛЬЗУМЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
Список литературы

1 Нормативные правовые акты и иные официальные документы 1. Конституция Роccийской Федерации (принятa всенародным голосованием 12.12.1993) (c учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6–ФКЗ, от 30.12.2008 № 7–ФКЗ, от 05.02.2014 № 2–ФКЗ, от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – ст. 16; Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 45 – ст. 6143. 2. Гражданский кодекс Роccийской Федерации (чacть первая) от 30.11.1994 № 51–ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301. 3. О судебной cистеме Роccийской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) // Cобрание законодательствa РФ. – 1997. – № 1. – Ст. 1. 4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Роccийской Федерации в чacти регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агентa: Федеральный закон от 20 июля 2012. № 121-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 30. – Ст. 4172. 5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Роccийской Федерации: Федеральный закон от 23 мая 2015 г. № 129-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 21. – Ст. 2981. 6. О внесении изменений в Закон Роccийской Федерации «О средствах мaccовой информации»: Федеральный закон от 14 октября 2014 г. № 305-ФЗ // Собрание законодательства РФ.– 2014. –№ 42.– Ст. 5613. 2 Научная и учебная литература 7. Абражеева Д.В., Музыкин А.А. Гражданское общество современной России // Актуальные проблемы права: материалы VI междунар. науч. конф. (Москва, декабрь 2017 г.) – М., 2017.– С. 3-4. 8. Адвокатура и гражданское общество: учебное пособие / под ред. д.ю.н., проф. В.В. Гребенникова. – М.ЮРКОМПАНИ, 2016. – 280 с. 9. Актуальные проблемы правовой теории государствa [Электронный ресурc]: учебное пособие для cтудентов вузов, обучающихся по cпециальности «Юриспруденция» / C. В. Зыковаи др.; под ред. В. П. Малахова, A.И. Клименко. – М.: ЮНИТИ-ДАНA, 2013. – C.156. –– URL: http://www.iprbookshop.ru/20946.html 10. Алексеев C.C. Теория правa: учебник. – М: Бек, 2010. – 380 с. 11. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. М: Спарк, 2007. – 197 с. 12. Вилков А. А. Политическое управление и гражданское общество в современной России / А.А.Вилков // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. – 2017. – Т. 10, Вып. 4. – С. 62-68. 13. Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Конституционное право в российской правовой системе / В.В. Бойцова, Л.В. Бойцова // Общественные науки и современность. М.: Наука, 1993. – Серия 6. – 350 с. 14. Владленова И.В. Гражданское общество и факторы его развития / И.В.Владленова // Вісник Національного університету «Юридична академія України імені Ярослава Мудрого». Серія: Філософія, філософія права, політологія, соціологія. – 2019. № 1 (40). [электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskoe-obschestvo-i-faktory-ego-razvitiya (дата обращения: 06.01.2020). 15. Вестов Ф.A. Формирование идеи правового государствa в Роccи / Ф.А. Вестовв // Изв. Caрат. ун-тa Нов. cер. Сер. Экономикa. Управление. Право. – 2008. – № 2. [электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-idei-pravovogo-gosudarstva-v-rossi (датa обращения: 01.05.2019). 16. Волкова Н. С. Сущность правового государства [электронный ресурс] / Н.С. Волкова // Молодой ученый. – 2019. – № 47. – С. 274-276. – URL https://moluch.ru/archive/285/64293/ (дата обращения: 02.01.2020). 17. Высочайше утвержденные Основные государственные законы 23 aпреля 1906 годa. [электронный ресурс] выверено по изданию: Полное Собрание Законов Роccийской Империи. – Собрание третье. – Том XXV. – 1905. – Отделение I. № 27805. – URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/apr1906.htm (дата обращения: 05.10.2019). 18. Галиев Ф.Х., Комаров С.А. Правовое государство и правовая культурa: взаимосвязь и взаимообусловленность / Ф.Х. Галиев, С.А. Комаров // Юридическая наукa. – 2016. – № 6. [электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-gosudarstvo-i-pravovaya-kultura-vzaimosvyaz-i-vzaimoobuslovlennost (датa обращения: 02.05.2019). 19. Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации: В ГД заявили о необходимости юридического определения традиционных ценностей [Электронный ресурс]. – URL: http://duma.gov.ru/news/46687/ (датa обращения: 02.05.2019). 20. Горощук С.О. Гражданское общество и государство: современные проблемы взаимодействия / С.О. Горощук, П.А. Зеленский // Вестник ПАГ. – 2018. – № 4. [электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskoe-obschestvo-i-gosudarstvo-sovremennye-problemy-vzaimodeystviya (дата обращения: 12.01.2019). 21. Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования / под ред. Г.Н. Манова. М., 1981. – 200 с. 22. Грудцына Л., Дмитриев Ю. Особенности формирования и развития институтов гражданского общества в полицейском государстве (опыт России) / Л. Грудцына, Ю. Дмитриев //Право и жизнь. – 2010 – № 8. – С. 15-20. 23. Голенкова З.Т. Гражданское общество в России // Социс. – 1991. – № 3. – С. 34-40. 24. Дарендорф Р. После 1989. Мораль, революция и гражданское общество. М., 1998. – 109 с. 25. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества / Ю, А. Дмитриев // Государство и право. – 1994. – № 7. – С. 20-31. 26. Дубровин Ю.Д. Что есть правовое государство / Ю.Д. Дубровин // Правовое государство и правосудие. Проблемы теории и практики: материалы VIII международной научно-практической конференции. 15-19 aпреля 2013 годa/ В.В. Ершов и др.; отв. ред. В.М. Cырых, В.Н. Влacенко. – М.: РАП. – 2014. – C. 269-275. 27. Дятлов А.В., Сажин П.В. Гражданское общество / А.В. Дятлов, П.В. Сажин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 3-1. [электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskoe-obschestvo-1 (дата обращения: 06.01.2020). 28. Еремин А.Р., Беспалов М.С. Гражданское общество и его роль в развитии правового государства / А.Р. Еремин, М.С. Беспалов // Контентус. 2019. № 6 (83). [электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskoe-obschestvo-i-ego-rol-v-razvitii-pravovogo-gosudarstva (дата обращения: 07.01.2020). 29. Изергина Н.И., Логинов А.В. Социальная политика Республики Мордовия как стабилизирующий фактор регионального процесса и становление социального государства / Н.И. Изергина, А.В.Логинов // Истор., филос., полит. и юрид. науки, культурология и искусствоведение. Вопр. теории и практики. – 2014. – № 4. – Ч. 2. – С. 65—69. [электронный ресурс] – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21259901 (дата обращения: 22.08.2019). 30. Кагерманов А.С. Современное состояние соотношения государства и гражданского общества / А.С. Кагерманов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 9. – С. 120-122. 31. Козловa Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право Роccии. Учебник. М.: Проспект, 2013. – 189 с. 32. Коваленко А.И. Правовое государство: замысел и реальность. М: Эксмо, 2011. – 240 с. 33. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Деловой двор, 2009. – 240 с. 34. Кондрашев А.А. Идея правового государства в Роccии: конституционная мифология и правовая реальность. Lex Russica. Закон руccкий. 2017;(3):74-88. [электронный ресурс]. – URL https://doi.org/10.17803/1729-5920.2017.124.3.074-088 (датa обращения: 14.05.2019). 35. Комментарий к Конституции Российской Федерации / под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, 2010. – 210 с. 36. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). - 10-е изд., испр. и доп. - Издательство Юрайт, 2016. – 190 с. 37. Сиясат М.Г. Проблемы построения правового государства в Российской Федерации / М.Г. Сиясат // Закон и право. – 2019. – № 7. [электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-postroeniya-pravovogo-gosudarstva-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 15.12.2019). 38. Косорукова О. А. Существует ли гражданское общество в Роccии? / О.А. Косорукова // Социально-политические науки. – 2013. – № 1. – С. 116-118. 39. Курс лекций по теории государства и права / под ред. С.Ю. Грозин, Е.В. Грозина: Учеб. пособие. Иркутск. 2010. – 290 с. 40. Ледяев В.Г. Демократия // Большая Роccийская энциклопедия. Электронная версия (2016); [электронный ресурс]. – URL https://bigenc.ru/sociology/text/1947138 (датa обращения: 14.05.2019). 41. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. М.: Юрист, 2011. – 450 с. 42. Марченко М. Н. Соотношение гражданского общества и государства: вопросы теории / М.Н. Марченко // Журнал российского права. – 2008. – № 10 (142). [электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-grazhdanskogo-obschestva-i-gosudarstva-voprosy-teorii (дата обращения: 12.01.2019). 43. Матвиенко В. Правовая cистемa cтраны должнa опираться нa национальные традиции и ценности / В.Матвиенко // Парламентская газетa. – 2016. – С. 11-13. 44. Матузов М.И. Общая теория государства и права: учебник. М.: Инфра-М, 2009. – 389 с. 45. Малфлит К. Можно ли cчитать cовременную Роccию правовым государством? / К.Малфит // Неприкосновенный запac. – 2008. – № 5 (61). – C. 6-8. 46. Манифест об усовершенствовании государственного порядкa 17 октября 1905 г. [Электронный ресурс]выверено по изданию: Роccийское законодательство X-XX вв.: в 9 т. – Т.9. – Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. отв. ред. О.И.Чистяков. М., Юридическая литературa. – 1994. – C. 41. – URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/oct1905.htm (датa обращения: 14.05.2019). 47. Мамут Л.С. Гражданское общество и государство: проблема соотношения / Л.С. Мамут // Общественные науки и современность. – 2002. – № 5. – С. 96-99. 48. Медушевский A.Н. Основы конституционного cтроя Роccии: двадцать лет развития. М., 2013. – 198 с. 49. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1996. – 212 с. 50. Мирзоев Г.Б. Предисловие к книге В.И. Сергеева «Адвокат и адвокатура». М.: Юнити, 2003. – 114 с. 51. Миронов Д.Н. Правовое государство: происхождение идеи и признаки правового государствa / Д.Н. Миронов // Вестник БГУ. – 2015. – № 2. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-gosudarstvo-proishozhdenie-idei-i-priznaki-pravovogo-gosudarstva (датa обращения: 01.05.2019). 52. Научно-практическая конференция «Социальные реформы в современной России: роль общественных движений» (10-11 октября 2005 г., Москва). М.: Юристъ, 2005. – 123 с. 53. Нерсесянц В.C. Философия правa. М., 1997. – 210 с. 54. Нижников C.A. Проблемы современной демократии и гражданское общество // Электронное научное издание Aльманах Пространство и Время. – 2014. – № 1. – C. 28-31. 55. Никитина Е.Е. Институциализация гражданского общества в России: историко-теоретический аспект // Журнал российского права. – № 2. – 2017. – С.47-53. 56. Никитина Е.Е.Система институтов гражданского общества в России: конституционно-правовой аспект // Журнал российского права. – № 6. – 2017. – С.107-111. 57. Общая теория государства и права/ под ред. М.Н. Марченко: Учеб. пособие. М.: Зерцало, 2008. – 252 с. 58. Общая теория государствa и правa. Т.1 / под ред. М.Н. Марченко. М., 2006. – 368 с. 59. Орлова В. А. Особенности становления гражданского общества в Роccии // PolitBook. – 2012. – № 2. – С.16-19. 60. Основы теории государства и права / под ред. В.В. Лазарева: Учеб. пособие. – М: Юристъ, 2009. – 448 с. 61. Петухов А.В., Демьянов Е.А. Гражданское общество: российская модель взаимодействия государства и социума // Регионология. – 2016. – № 3 (96). [электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskoe-obschestvo-rossiyskaya-model-vzaimodeystviya-gosudarstva-i-sotsiuma (дата обращения: 15.12.2019). 62. Правовое государство и гражданское общество: точки соприкосновения// Право и политика. 2000. – № 2 – С.41 -48. 63. Правовое государство: пути его возникновения и становления// Государство и право, 2013. – № 18 – С. 19-21. 64. Правовое государство и правосудие. Проблемы теории и практики [Электронный ресурс]: материалы VIII международной научно-практической конференции. 15–19 апреля 2013 года / В. В. Ершов, В. В. Лазарев, А. Б. Лисюткин и др.; под ред. В. М. Сырых, В. Н. Влacенко. – Электрон. текстовые данные. – М.: Роccийский государственный университет правосудия, 2014. – С. 267 [электронный ресурс] – URL: http://www.iprbookshop.ru/22387.html (дата обращения: 12.01.2019). 65. Признаки гражданского общества: проблемы целостного подхода// Государство и право. – 2009. – № 8 – С. 13-15. 66. Раянов Ф.М. Правовое государство и современный мир [Электронный ресурс] / Ф. М. Раянов. – Электрон. текстовые данные. – СПб.: Юридический центр Преcc, 2012. – С.6. – URL: http://www.iprbookshop.ru/18034.html (дата обращения: 12.01.2019). 67. Рогожевский Е.И. Соотношение государства и гражданского общества / Е.И. Рогожевский // Известия ОГАУ. – 2015. – № 3 (53). [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-gosudarstva-i-grazhdanskogo-obschestva (дата обращения: 12.01.2019). 68. Руccкий конституционализм: от caмодержавия к конституционно-парламентской монархии. М., 2001. – 159 с. 69. Раянов Ф.М. Матрица правового государства и наша юридическая наука / Ф.М. Раянов // Государство и право. – 2006. – № 8. – С. 43-47. 70. Раянов Ф.М. Теория правового государствa: проблемы модернизации. Уфа: Гилем, 2010. – 160 с. 71. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). – 10-е изд., испр. и доп. – Издательство Юрайт, 2016. – 250 с. 72. Сиясат М.Г. Проблемы построения правового государства в Российской Федерации / М.Г. Сиясат // Закон и право. – 2019. – № 7. [электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-postroeniya-pravovogo-gosudarstva-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 15.12.2019). 73. Серебров Г.В., Слепцов В.А. Теория «правового государства» как основа конституционного строя Российской Федерации // Фундаментальные и прикладные исследования гуманитарных и естественных наук: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные аспекты: Матер. Междунар. науч.-практ. конф.: В 3-х ч. / отв. ред. H.H. Понарина, С.С. Чернов. Новосибирск, – 2018. – С. 79-84. 74. Теория государства и права/ под ред. Р.Т. Жегутов: Учеб. пособие. М: Новый Юрист, 2010. – 204 с. 75. Тресков А.П. Правовое государство и гражданское общество: проблемы взаимодействия и функционирования / А.П. Тресков // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. – 2014. – № 4 (182). – [электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-gosudarstvo-i-grazhdanskoe-obschestvo-problemy-vzaimodeystviya-i-funktsionirovaniya (дата обращения: 02.01.2020). 76. Ударцев С.Ф. Правовое государство: смысловые грани доктрины (из истории философии права) / С.Ф. Ударцев // Науч. тр. Адилет (Алматы). – 2001. – № 1 (9). – С. 15-30. 77. Факторы развития гражданского общества и механизмы его взаимодействия с государством / под ред. Л. И. Якобсона. М.: Вершина, 2008. –159 с. 78. Федоренко Д.В. Политико-правовые механизмы взаимодействия институтов гражданского общества и государства в современной России: Дисс. ... канд. юрид. наук.: Ростов-на-Дону, – 2007. – С. 98-147. 79. Фоменко Е.И. Проблемы построения правового государства в современной России / Е.И. Фоменко // Право и государство: история и современность, перспективы развития: Сб. матер. I Всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е.С. Косых. Уфа. – 2017. – С. 200-211. 80. Хансвярова А.Ф. Проблемы построения и перспективы развития правового государства в Российской Федерации / А.Ф. Хансвярова // Политические институты, процессы и технологии в XXI веке: анализ в молодежной проекции: Сб. науч. ст. под ред. О.Е.Гришина и др. М. – 2017. – С. 87-100. 81. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1999. – 240 с. 82. Черникова Т.Ю. Конституционное закрепление идеи правового государства в Российской Федерации / Т.Ю. Черникова // Студенческий вестник: электрон. научн. журн. – 2019. – № 40(90). – URL: https://studvestnik.ru/journal/stud/herald/90 (дата обращения: 08.01.2020). 83. Черникова Т.Ю. Проблема формирования понятия «гражданское общество» / Т.Ю. Черникова // Студенческий форум: электрон. научн. журн. – 2019. – № 36(87). – URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/87/60875 (дата обращения: 30.11.2019). 84. Шахрай C. М., Клишac A. A. Конституционное право Роccийской Федерации. М., 2010. 190 с. 85. Шевердяев С.Н. Перспективные направления развития категории гражданского общества / С.Н. Шевердяев // Конституционное и муниципальное право. – 2007. – № 16. – С. 15-19. 86. Юрова К.И., Овчинникова Д.К. Перспективы и пути формирования правового государства в России / К.И. Юрова, Д.К. Овчнникова // Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сб. ст. победителей V Междунар. науч.-практ. конф. – Ч. 2. – Пенза. – 2017. – С. 74-77. 87. Яковлева М.А. Правовой acпект взаимодействия гражданского общества и государства / М.А. Яковлева // Наука и школа. – 2015. – № 4. – С. 7-
Отрывок из работы

1 Понятие гражданского общества, его структура и признаки 1.1 Понятие гражданского общества Гражданское общество – необходимый стимул развития и процветания государства. С одной стороны, гражданское общество является относительно автономным образованием и не зависит от политической системы, с другой - оно влияет на политическую деятельность, на принятие административных решений, активно участвует в различных общественных дискуссиях . Создание и поддержание здорового гражданского общества чрезвычайно важно для успешного развития и функционирования демократических политических систем. Несмотря на то, что гражданское общество существует относительно автономно от государства, его рост и возможности зависимы от тех условий, которые создаются этим государством, например от возможности выражать свои мысли, публиковаться и участвовать в социальных и политических процессах, не опасаясь последствий. Без такой свободы гражданское общество не может полноценно развиваться. Теоретические основы понятия «гражданское общество» были заложены Аристотелем, согласно которому лучшее государство то, которое управляется средним классом, потому что он с большей вероятностью будет умерен в своих индивидуальных устремлениях и с большей вероятностью будет стремиться к равенству, чем богатые или бедные. Люди должны иметь возможность участвовать в управлении государством, занимая определенные государственные должности. Законы должны быть результатом общественного обсуждения среди граждан, а не экспертов, поскольку люди через дискурс усиливают свою коллективную волю и обеспечивают оптимальное удовлетворение различных интересов. Это свойство людей отличает их от остальных живых существ: только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т. п. А совокупность всего этого, по Аристотелю, создает основу семьи и государства. Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения. Подчиняясь правильно составленным законам, люди в состоянии жить по своему усмотрению, без вмешательства со стороны государства. Первым гражданское общество пытался определить Аристотель, в Новое время данный термин разрабатывал Гегель, определяя его как «систему всесторонней зависимости», как «дифференциацию, которая выступает между семьей и государством». Он полагал, что гражданское общество создано впервые в современном ему мире и содержит в себе три компанента: систему потребностей, которая удовлетворяется посредством труда; правосудие как форму защиты собственности; полицию и корпорации как «заботу о предотвращении остающейся в этих системах случайности». Гегель в своих трудах подчеркивал, что развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства. Государство как единство различных лиц уже представляет собой гражданское общество, но только по определению, а не по понятию. «Гегель заметил, что в гражданском обществе «средства к существованию и благо единичного и его правовое наличное бытие переплетены со средствами существования, благом и правом всех, основаны на этом и только в этой связи действительны и обеспечены». Субъектом гражданского общества является «гражданин вообще (в качестве bourgeois)», т. е. для Гегеля полноценным гражданином может быть только собственник» . Термин «гражданское общество» приобрел актуальность в России в 80-е годы XX в., когда заговорили о необходимости реформ, и был, выдвинут тезис о необходимости сужения сферы вмешательства государства в экономическую и общественную жизнь и о развитии гражданского общества, как относительно свободной от государственного принуждения сферы жизни. Концепция «гражданского общества», таким образом, возникла как демократическая альтернатива авторитарному социализму. Попытки формирования гражданского общества в России предпринимались как «снизу», так и «сверху». При этом последнее имело доминирующий характер. В качестве примера формирования гражданского общества «сверху» можно назвать создание Общественной палаты РФ. «Поэтому именно автократическая тенденция длительное время определяла содержание и характер развития всей политико-правовой жизни России: тип власти, образ жизни, традиции, менталитет. Эта тенденция во многом предопределила слабое развитие демократических институтов в России, а также ограничивала конструктивное участие граждан в политической жизни страны» . Существует две концепции определения гражданского общества. Первая концепция определяет гражданское общество социальной универсалией, говоря о том, что это исторический комплекс общественных отношений, противопоставленных государству в любой его форме. То есть, что гражданское общество – это то, что не есть собственно государство, власть, администрация. Вторая концепция основана на том, что гражданского общества это форма существования рыночно-демократичного общества. Существует так же точка зрения, связывающая возникновение гражданского общества с возникновением гражданина, наделённого определёнными правами и обязанностями. Термин «гражданское общество» является условным и происходит от слова «гражданин», хотя состав участников гражданского общества не исчисляется только гражданами конкретного государства. Возникновение этого термина часто связывают с противопоставлением слов «гражданин» и «подданный». Отношения гражданина и государства - это отношения равных субъектов, в отличие от этого отношения государства и подданного – это отношения власти и подчинения, причем власти почти абсолютной. Здесь государство имеет по отношению к подданному только права, а подданный по отношению к государству - лишь обязанности. Гражданское общество возникает там и тогда, где и когда подданные становятся гражданами, когда они осознают свой реальный статус и особенности своих отношений с государством, наличие неотъемлемых прав и свобод, которое государство обязано соблюдать и охранять, наличие не только обязанностей, но и прав гражданина перед государством и государства перед гражданином. «Например, В.Е. Чиркин считает неудачным термин «гражданское общество», в качестве одного из основных аргументов своего суждения приводя примеры отсутствия этого понятия в современных конституциях» . Вместе с тем, как отмечают В.В. Бойцова и Л.В. Бойцова, вряд ли этот аргумент можно признать бесспорным, поскольку» создатели современных конституций могут быть привержены традиционным представлениям и юридической (конституционно-правовой) терминологии» . Как верно отмечает Калашников С.В., несмотря на различные концепции и подходы к пониманию гражданского общества и раскрытию его сущности, в их теориях наблюдаются некоторые общие критерии, выражающиеся в отождествлении государства и гражданского общества, необходимости заключения общественного договора между людьми в целях установления порядка и развития цивилизованного общества. «Многие ученые-философы считают его важнейшим условием формирования гражданского общества. Между понятиями «общество» и «гражданское общество» нельзя ставить знак равенства: второе значительно уже первого и «моложе» на много сотен лет» . «Грудцына Л. и Дмитриев Ю. в статье «Особенности формирования и развития институтов гражданского общества в полицейском государстве (опыт России)» говорят о том, что гражданское общество - это неполитическая сфера общественной жизни граждан, где они формулируют свои коллективные требования к государству и частной жизни граждан, задачей которой является воздействие на государство с целью реализации сформулированных в ее рамках идей» . Не существует всестороннего определения гражданского общества. Гражданское общество изучается в рамках политологии, культурологии, политической философии, философии права и т. д. Анализ литературы по проблеме гражданского общества свидетельствует о том, что должного исследовательского внимания она еще не получила. Возможно, это связано с тем, что заявленная идея не имела надлежащего концептуального оформления, а значит, не сложился уровень метатеории, принимаемый в юриспруденции как аксиома. До сих пор отсутствует онтологический статус гражданского общества. Гражданское общество является открытым социальным образованием. В нем обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, доступ к различного рода информации, гласность, право свободного въезда и выезда, широкий и постоянный обмен информационными, образовательными технологиями с другими странами, культурное и научное сотрудничество с зарубежными государственными и общественными организациями, содействие деятельности международных и иностранных объединений в соответствии с принципами и нормами международного права. Гражданское общество открыто для взаимодействия с аналогичными образованиями в планетарном масштабе. Гражданское общество – это самоуправляемая и саморазвивающаяся система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои интересы, обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества. Гражданское общество – это правовое демократическое общество, где одним из важных элиментов выступает признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования. Гражданское общество нередко определяют как сферу жизнедеятельности людей, организованную и внутренне упорядоченную, свободную от непосредственного влияния со стороны государства и его должностных лиц. В гражданском обществе и посредством его люди реализуют свои частные интересы, объединяются в группы и организации. Если в государственной системе управления преобладают иерархические, вертикальные связи, то в гражданском обществе – горизонтальные, координационные. Для развития гражданского общества необходима активная позиция россиян. К.С. Гаджиев по этому поводу заметил: «...о возникновении гражданского общества можно говорить, когда появился гражданин как самостоятельный, сознающий себя таким, индивидуальный член общества, наделенный правами и несущий ответственность». «Свидетельством реально существующего гражданского общества будет действительная выборность представителей власти, информационная прозрачность расходования бюджетных средств, а также сокращение числа государственных служащих и ослабление их роли в управлении страной, в том числе передача их функций общественным организациям. А.Г. Троегубов видит в гражданском обществе структурированную систему межличностных отношений и порожденных ими частных интересов» . Другие ученые полагают, что «гражданское общество - это сумма инициатив, которые выступают в качестве не только проблем, но и вариантов их разрешения» . Гражданское общество представляют как способ устранения проблем путем использования инициатив, талантов, возможностей людей - в индивидуальном смысле или в виде сообществ, предприятий, общественных организаций. «Общество становится гражданским лишь тогда, когда в нем признается самоценность гражданина, личности, а государство становится средством всестороннего развития человека» . В субъектах РФ категория «гражданское общество» используется в преамбулах к уставам восьми субъектов Федерации, в том числе и в уставе Тамбовской области, данный термин активно используется, особенно в связи с регулированием вопросов государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций и организации работы по противодействию коррупции, экстремизма, в стратегиях и программах социально-экономического развития регионов . Однако в научной юридической литературе, как и в нормативных актах, нет единого определения понятию «гражданское общество». Мнений и взглядов на определение гражданского общества конечно достаточно много, но анализируя, различные источники можно дать такое определение: Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.). 1.2 Предпосылки формирования гражданского общества К предпосылкам формирования гражданского общества относят исчезновение сословных привилегий и повышение роли человека, который превращается из подданного в гражданина с равными со всеми другими гражданами юридическими правами. «В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая и законные интересы других людей» . В гражданском обществе воплощаются идеи права как высшей справедливости, основанной на недопустимости произвола. Возрастает роль общеобязательных требований, которые складываются и реализуются в гражданском обществе независимо от их государственного признания и закрепления в законах. Но, как верно указывает Б.А. Исаев, «следование им со стороны государства является залогом того, что закон в таком обществе и государстве приобретает правовой характер» . Основания возникновения гражданского общества в России условно разделяют на исторические и современные. Исторические предпосылки связывают с возникновением и особенностями развития в России крестьянской общины и православной идеологии. Сторонники данного подхода требуют восстановления соборности, общинности и других присущих только славянам черт дооктябрьского прошлого. Современные предпосылки еще называют конституционно-правовыми, они возникли с принятием Конституции РФ 1993 г., которая провозгласила права и свободы человека высшей ценностью (ст. 2). Сторонники данного подхода считают, что гражданского общества в пространствах Российской империи и СССР не существовало и его нужно создавать впервые, опираясь при этом на положительный опыт Европейскх стран. Дятлов А. В. и Сажин П.В. в статье Гражданское общество выделяют следующие этапы формирования и развития гражданского общества. Первый этап относится к середине XVIII века, когда термин «гражданское общество» использовался, чтобы описать определенный тип политического сообщества, которое ставит всех своих членов под юрисдикцию закона. Таким образом, обеспечивает мир между людьми и соответствующий порядок в управлении. В Новое время гражданское общество и государство являлись синомимичными (взаимозаменяемыми) терминами. Будучи членом гражданского общества, равносильно быть членом государства, что влечет обязанность соблюдать законы и не нанасить ущерб другим. Эта терминология взаимозаменяемости гражданского общества и государства отражает реалии добуржуазного сообщества, в котором неразрывны соединение политической и экономической власти или собственности и власти . Развитие капитализма становится предпосылкой для второй стадии идеи гражданского общества, когда оно начинает чем-то отличаться от государства. Для разграничения гражданского общества и государства, как самостоятельной реальности, необходимы процессы разделения экономики и политики, определенной независимости человека в сфере его прав, возможностей, обязанностей в политической сфере и в соответствующей государственной организации. Это влияет и на соответствующие изменения в терминах и понятиях в XVIII-XIX веках. В теории общественного договора мыслителей Локка и Руссо гражданское общество начинает рассматриваться как промежуточная стадия развития, находящаяся между естественным состоянием людей и проявлением государства. На этом этапе появляются деньги и частная собственность, которые ведут к конфликтам, и создают необходимость государства. Гражданское общество – сфера свободы и частной собственности, но неограниченная ничем свобода собственников приводит к разногласиям между ними, требующим появление государства, которое будет сдерживать эти разногласия, хотя несколько ограничит и свободу. В классическом либеральном мышлении будет складываться оппозиция между гражданским обществом и государством, получившее особенно сильное выражение у Томаса Пейна, согласно которому, гражданское общество рассматривается как нечто позитивное, в то время как государство – это «необходимое зло». Поэтому власть в государстве должна быть ограничена за счет гражданского общества, то есть частными владельцами. В гражданском обществе все формально равны перед законом, там люди, как граждане, обладают некоторыми неотчуждаемыми правами, которые должно гарантировать государство. В «Философии права» Гегель резюмирует понимание гражданского общества как «буржуазного общества», как сферы социально-экономических отношений, в которой взаимодействуют друг с другом граждане в качестве собственников, производителей, потребителей, продавцов и покупателей товаров, где все формально равны перед законом. Гегель обнаружил, что люди в гражданском обществе находятся в антагонистических противоречиях друг с другом, так как каждый преследует свои эгоистичные интересы, которые вступают в столкновение с интересами других. Эти противоречия не могут быть устранены, но их деструктивные последствия могут быть преодолены за счет более высокой общественной организационной формы, такой как государство, которое подчиняет себе гражданское общество. Социальное государство в развитых странах в прошлом веке действительно пытались сделать именно так. Поэтому с середины XIX века проблема гражданского общества как нечто иного, чем буржуазное общество, исчезает из социальной теории и политического языка. Третий этап в развитии гражданского общества начался в 70-х годах XX века, когда оно начинает пониматься, как нечто иное, отличное не только от государства, от экономики, от социально-экономических отношений, рыночной логики и реальности, а также связываться с самоорганизацией граждан. Гражданское общество начинает восприниматься как промежуточная структура между государством и экономической сферой. Как таковое оно используется оппозиционными силами существующих режимов, и в первую очередь западными и восточными неомарксистами, которые хотят реформировать социализм в Восточной Европе. В конце XX века большая часть ученых начинает его воспринимать через совокупность противоположных смыслов, не включающих ни государство, ни рынок, а как арену проявления групповых интересов. Постепенно идея гражданского общества распространилась в XX веке в различных странах. Она стала в 80-х и 90-х годах одним из центров консенсуса между либеральными, консервативными и социально-демократическими политическими силами в развитых западных странах, несмотря на то, что в их представлениях о содержании, взаимодействии в гражданском обществе есть нюансы. Если после Второй мировой войны «большой консенсус» между либеральными, консервативными и социал-демократическими партиями в Западной Европе и США был связан с необходимостью социального государства, то теперь он относится к необходимости гражданского общества . Становление гражданского общества тесно взаимосвязано с демократией, чем более развито гражданское общество, тем демократичнее государство. Предпосылками развития гражданского общества являются появление у граждан экономической самостоятельности при многообразии форм собственности и возрастание статуса человеческой личности. Политической основой гражданского общества является правовое государство и демократия, которые необходимы для обеспечения всех прав и свобод личности, развития общества в целях создания в нем обстановки стабильности, безопасности, справедливости и сотрудничества. Экономической основой гражданского общества являются - различные формы собственности и суверенитет индивидуальных собственников, которым обеспечены законодательные гарантии равного признания и защиты. Важным фактором существования гражданского общества является гластность. Принцип гласности реализуется через независимые средства массовой информации. Институты гражданского общества и государства должны сущестовать как разные, но взаимозависимые части в общей системе. Отношения между властью и гражданским обществом построены на основе публичного соглашения, а их взаимодействие направлено на достижение компромисса. Граждане демократического государства пользуются правом индивидуальной свободы, но вместе с другими государственными институтами они разделяют ответственность за построение будущего. В научной литературе существует мнение о том, что гражданское общество – это способ социального сосуществования людей, который основан на разуме, свободе, праве и демократии. «В условиях верховенства права гражданское общество создает реальные возможности для самореализации личности, В правовых рамках гражданского общества возможен переход от жестких форм осуществления власти к действенному общественному договору между личностью, обществом и государством» . 1.3 Структура гражданского общества Гражданское общество имеет свою структуру, элементами которой являются общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу. Системообразующим началом гражданского общества является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Помимо этого элементами структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые отношения между ними. Структура современного гражданского общества соостоит из социальной, экономической, политической, духовно-культурной и информационной системы. Социальная система – это совокупность общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем. В нее входят институты семьи и отношений, обусловленные ее существованием, обеспечивающие соединение биологического и социального начал в обществе. Также сюда входят конкретные отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах и опосредованные отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами, нациями, расами). Президент РФ В.В. Путин в ежегодном послании Федеральному собранию подчеркнул, что «для нашего общества, для многонационального народа именно семья, рождение детей, продолжение рода, уважение к старшим поколениям были и остаются мощным нравственным каркасом. Мы делали и будем делать все для укрепления семейных ценностей. Это вопрос нашего будущего. Общая задача для государства, для гражданского общества, для религиозных организаций, политических партий и средств массовой информации» . Духовная сфера гражданского общества призвана обеспечить свободу мысли, слова, реальную возможность публично высказать свое мнение, самостоятельность и независимость творческих объединений. Она тесно связана с образом жизни людей, их нравственностью, творчеством, духовным совершенствованием. В этой сфере существуют общественные объединения деятелей культуры, образовательные, творческие союзы, объединения по интересам, религиозные организации. Председатель Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов отметил важность закрепления в российском законодательстве понятия традиционных ценностей, пояснил, что «свобода совести и свобода слова не только гарантируют гражданам право исповедовать и распространять свою веру, но иногда оборачиваются используемой недобросовестными личностями и даже внешними силами возможностью реализовывать эти права и свободы в ущерб интересам других граждан и общества в целом». Парламентарий отметил целесообразность формирования системы правовой защиты традиционных ценностей, юридической легитимизации особой социальной роли традиционных российских конфессий и создания правовых механизмов противодействия деструктивным религиозным движениям и иным субкультурам, повышения защищенности личности, семьи и общества от указанных угроз. По мнению заместителя Председателя Государственной Думы Петра Толстого, проблемой России является отсутствие идеологии.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 54 страницы
1350 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
725 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 29 страниц
348 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 69 страниц
1725 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg