Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

Совершенствование управления конкурентоспособностью компании (на примере АО «Нижегородского масложирового комбината»)

irina_k20 1075 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 43 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.06.2020
Цель работы – на основе аналитических данных исследования, разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности на предприятии АО «НМЖК». Объект работы – конкурентоспособность компании АО «НМЖК». Предмет – процесс управления конкурентоспособностью компании АО «НМЖК». Задачи работы: 1. Рассмотреть теоретические основы управления конкурентоспособностью на предприятиях в современных условиях. 2. Провести анализ управления конкурентоспособностью на примере АО «НМЖК». 3. Разработать мероприятия по развитию управления конкурентоспособностью. Теоретической и методологической базой исследования выступают труды Г. Мэнкью, Р.Б. Ноздрева, В.Ю. Гречкова, М. Портера, В.Д. Секерина и других. Методы исследования: анализ, обобщение, систематизация, графо-аналитический анализ, статистический анализ. Структурно работа состоит из трех глав. В первой главе рассмотрены теоретические основы управления конкурентоспособностью, вторая глава содержит анализ управления конкурентоспособностью АО «НМЖК», в третьей главе разработаны мероприятия по развитию управления конкурентоспособностью.
Введение

Проблемы обеспечения конкурентоспособности различных хозяйствующих субъектов приобретают все большую актуальность в контексте современных изменений в национальной и международной экономической политики России. Интеграция всех глобальных экономических процессов меняет характер конкуренции, дополняя процесс противопоставления экономических интересов отдельных хозяйствующих субъектов элементами взаимозависимости и партнерства. Поэтому, независимо от физической природы и выполняемых функций, вся продукция, а также производственные системы, производящие и использующие ее, могут рассматриваться в контексте конкурентоспособности. Современная конкурентная среда - это сложная многофакторная и динамично меняющаяся система, которая требует постоянного совершенствования методов и способов управления конкурентоспособностью организаций. В этих условиях возникает необходимость поиска и разработки эффективных путей управления конкурентоспособностью в связи с обострением борьбы за долю рынка, слияниями, поглощениями и банкротством организаций. Отечественные и зарубежные ученые внесли существенный вклад в разработку теории конкуренции и конкурентоспособности. Теория конкуренции, впервые обобщенная А. Смитом, была впоследствии развита Д. Риккардо, Ф. Эджоуртом, Э. Чемберлином, Г. Л. Азоевым, А. Ю. Юдановым и другими. М. Портер, И. Ансофф, Р. Уотерман, А. Стрикленд, В. Д. Андрианов, П. С. Завьялов, Р. А. Фатхутдинов исследовали не только природу конкуренции и конкурентоспособности, но и проблемы обеспечения конкурентоспособности.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ……………………………………....... 5 1.1. Сущность понятия «конкурентоспособность предприятия» ……… 5 1.2. Методы анализа конкурентоспособности предприятия …………….. 9 1.3. Подходы к управлению конкурентоспособностью …………………. 13 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ АО «НМЖК» ……………………. 18 2.1. Характеристика АО «НМЖК»……………………………………… 18 2.2. Оценка конкурентоспособности АО «НМЖК»…………………….. 22 2.3 Проблемы конкурентоспособности АО «НМЖК» ……………………25 ГЛАВА 3. Разработка мероприятий по развитию управления конкурентоспособностью ………………………………………………. 28 3.1 Программа мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия …………………………………………………………………28 3.2 Обоснование предлагаемых к внедрению мероприятий ……………..30 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………. 33 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………… . 37 ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….. 38
Список литературы

1. Березин, Артем Инновационно-инструментальный механизм повышения конкурентоспособности / Артем Березин. - М.: LАР Lаmbеrt Асаdеmiс Рublishing, 2015. - 156 с. 2. Головачев, А. С. Конкурентоспособность организации / А.С. Головачев. - М.: Вышэйшая школа, 2016. - 728 с. 3. Квасникова, В. В. Конкурентоспособность товаров и организаций. Практикум / В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич. - М.: Инфра-М, Новое знание, 2016. 4. Кислинская, М.В. Роль систем управления и их оценивания в повышении конкурентоспоосбности предприятия / М.В. Кислинская // Экономические науки. – 2017. – № 12. – С. 189-194. 5. Коваленко, А. И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. - 2016. - № 6 (42). - С. 65-79. 6. Ковтуненко, А. В. Систематика подходов к управлению конкурентоспособностью организаций [Электронный ресурс]. – Режим доступа: httрs://суbеrlеninkа.ru (дата обращения: 23.10.2018). 7. Конина, Н.Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире / Н.Ю. Конина. - М.: Проспект, 2017. - 210 с. 8. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем. - Москва: РГГУ, 2015. - 126 с. 9. Кузьминич, Г. Г. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предпринимательских структур Маркетинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: httр://соm-nаukа.isеа.ru (дата обращения: 23.10.2018). 10. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг. Учебное пособие / И.М. Лифиц. - М.: Юрайт, 2015. - 438 с. 11. Мансуров, Р.Е. Об экономической сущности понятий «конкурентоспособность предприятия» и «управление конкурентоспособностью предприятия» Маркетинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: httр://rеfеrеnt.mubint.ru (дата обращения: 23.10.2018). 12. Мэнкью, Г. Принципы макроэкономики: учебник. – М.: Питер, 18. 13. Ноздрева, Р.Б., Гречков, В.Ю. Маркетинг: Учебник. Практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу. – М.: Юристъ, 2018. -568 с. 14. Овчинникова, Т.И., Попов М.В. Модель управления конкурентоспособностью предприятий и регионов // Менеджмент в России и за рубежом. -2018. - №2. 15. Петрова, М.А. Конкурентоспособность компании как ее жизнеспособность / М.А. Петрова // Российское предпринимательство. - 2016.- № 5. Ч. 1. - С. 29 16. Портер, М. Конкуренция: пер. с англ.: уч. пос. / М. Портер. – М.: Прогресс, 2015 17. Савтюгин, А. Конкурентные преимущества в стратегии компании Маркетинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: httр://www.4р.ru (дата обращения: 23.10.2018). 18. Сахарова, Е. Моделирование алгоритма эффективного выбора маркетингового инструментария для развития конкурентных преимуществ компании на рынке / Е. Сахарова // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2017. - №2. – С. 8-13. 19. Секерин, В.Д. Практический маркетинг в России / В.Д. Секерин : учебно-практическое пособие. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез». – 2017. - 240 с. 20. Система маркетинга на предприятии Маркетинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: httр://www.аdmе.ru. 21. Смольянова , Е.Л. К вопросу о классификации факторов и резервов обеспечения конкурентоспособности предприятия / Е.Л. Смольянова // Вестник ТГУ, выпуск 2 (70), 2016. – С. 336 22. Тащиян, Г. Мониторинг конкурентоспособности продукции / Г. Тащиян // Маркетинг. – 2018. - №2. – С. 24-26. 23. Философова, Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность / Т.Г. Философова, В.А. Быков. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 296 с. 24. Шалдюшов С. Н. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества организации / С. Н. Шалдюшов. [Электронный ресурс]: URL: httр: //www.срrsоb. m/_ld/0/29_3Hс.dос. (дата обращения: 23.10.2018). 25. Щетинин И.В. Системный подход к управлению конкурентоспособностью предприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: httрs://суbеrlеninkа.ru (дата обращения: 23.10.2018).
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью 1.1 Сущность понятия «конкурентоспособность предприятия» Понятие конкурентоспособности достаточно широкое. Существует много подходов к его определению, так как разные ученые отдают предпочтение разным факторам, формирующим конкурентоспособность. Чтобы раскрыть экономическую сущность этого понятия, проанализируем литературные источники. Основные определения конкурентоспособности предприятия представлены в табл. 1.1 [3, С.28]. Таблица 1.1 Основные определения конкурентоспособности предприятия Определение Автор Реальная и потенциальная способность предприятия в соответствующих условиях проектировать, производить и реализовывать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам является в комплексе более привлекательной для потребителей, чем продукция конкурентов. Европейский форум по проблемам управления Свойство субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с конкурирующими субъектами рыночных отношений присутствует. М. Портер Совокупность свойств и характеристик маркетинговых, производственно-технологических, финансово-экономических и организационных бизнес-процессов для обеспечения эффективности деятельности предприятия на рынках товаров, капитала и труда при различных изменениях внешней и внутренней среды. Ю.Я. Еленева Многомерная концепция, характеризующая динамичное, контролируемое имущество предприятия, определяется совокупностью конкурентных преимуществ и недостатков, в том числе сформированных факторами внешней экономической среды и выраженных на внешнем и внутреннем рынках товаров, капитала и рабочей силы в рассматриваемый период. Н.А. Савельева В обобщающая характеристика деятельности предприятия, отражающая уровень эффективности использования экономических ресурсов относительно эффективности использования экономических ресурсов конкурентами Д.С. Воронов Все определения говорят об одном — у субъекта должна быть некая отличительная черта, которая является превосходством этого субъекта над аналогичными. Тогда есть большая вероятность того, что потребители предпочтут именно этот субъект (товар, услугу, предприятие). Мнения авторов расходятся в одном — лишь часть говорит о том, что конкурентоспособный товар должен приносить прибыль. Остальные, по всей видимости, имели в виду престижность конкурируюшего субъекта. В приложении 1 приведены определения авторов и указаны их положительные и отрицательные моменты. Конкурентоспособность предприятия — это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности [7, С. 44]. Исходя из представленных определений, можно сделать следующие выводы о сути понятия конкурентоспособности: 1. Конкурентоспособность проявляется на рынке. 2. Понятие «конкурентоспособность» обладает свойством универсальности и распространяется как на объект рыночных отношений (товар, услуга), так и на субъект (организация, отрасль, страна). 3. Конкурентоспособность обладает многоуровневостью (товарный, микроуровень, мезоуровень, макроуровень). 4. Конкурентоспособность объектов и субъектов хозяйственной деятельности находится в динамичном и неустойчивом состоянии в результате постоянных изменений конкурентной среды. 5. Конкурентоспособность – относительная величина, базой для сравнения выступают аналогичные показатели конкурентов. 6. Конкурентоспособность продукции и предприятия соотносятся как часть и целое. На основе проведенного исследования было сформулировано следующее определение: конкурентоспособность предприятия-это способность предприятия бороться за рынок (увеличивать, уменьшать или поддерживать занимаемой доли рынка в зависимости от стратегии предприятия). Это достигается за счет внедрения инновационного оборудования и технологий (дающих экологический, социальный и экономический эффект), максимально эффективного использования резервов компании, достижения высокого уровня инвестиционной привлекательности, что в совокупности обеспечивает выпуск конкурентоспособной продукции. В условиях открытой экономики это понятие может быть также определено как эффективное управление способностью предприятия противостоять конкуренции (рис. 1) [17, С.12]. Рис.1. Виды, цели, подходы конкурентоспособности предприятия В самом общем виде конкурентоспособность может пониматься как способность конкурировать с аналогичными объектами на конкретном рынке, используя конкурентные преимущества для достижения поставленных целей. Уровень конкурентоспособности предприятия определяется результатом создания, эффективного использования и удержания конкурентных преимуществ предприятия [16, С.24]. Цели оценки конкурентоспособности в зависимости от объекта и субъекта оценки представлены в таблице 1.2. ? Таблица 1.2 Цели оценки конкурентоспособности в зависимости от объекта и субъекта оценки Объекты оценки Субъекты оценки Цель Продукция (товар, услуги) Организации-производители Оценка возможности продать продукцию Потребители Выбор товара, в большей степени удовлетворяющего потребителей по цене и потребительским свойствам Предприятие Организации, производящие схожую продукцию Оценка своих слабых и сильных сторон, сопоставление с конкурентами Предприятия — потребители (переработчики сырья) Оценка привлекательности партнерства с предприятием Инвесторы Оценка привлекательности инвестирования предприятия Региональные власти Поиск точек экономического роста Отрасль Инвесторы Оценка привлекательности инвестирования отрасли Региональные власти Поиск точек экономического роста (с точки зрения региона) Федеральные власти Поиск точек экономического роста (с точки зрения экономики в целом) Уровни конкурентоспособности представлены в табл. 1.3 [11, С.12]. Таблица 1.3 Характеристика уровней конкурентоспособности Уровень Объект или субъект Факторы 1 2 3 Товарный Товары (работы, услуги) Качество товара Цена Соответствие спросу Микроуровень Товаропроизводитель (организация, фирма) Сравнительная конкурентоспособность продукции Эффективность производственной деятельности Финансовые показатели деятельности Эффективность организации и сбыта Продолжение таблицы 1.3 1 2 3 Мезоуровень Объединение предприятий, отрасль Внутренняя структура отрасли Влияние внешней среды Конкурентоспособность отдельных элементов Взаимодействие между элементами системы Макроуровень Страна, регион Инвестиционный климат Научно-технический уровень Конкурентоспособность промышленности и отраслей народного хозяйства Если обобщить существующие точки зрения на этот вопрос, то конкурентоспособность тех хозяйствующих субъектов, которые эффективно работают и обеспечивают потребителей конкурентоспособными товарами и услугами. Взаимосвязь между понятиями конкурентоспособности товаров и конкурентоспособностью предприятия можно определить как соотношение части и целого. Предприятие, выпускающее конкурентоспособную продукцию, может иметь низкий уровень конкурентоспособности, если производственные затраты возмещаются исключительно за счет выручки от продаж. Такая ситуация возникает при реализации продукции по демпинговым ценам. 1.2 Методы анализа конкурентоспособности предприятия Теоретические аспекты сущности конкуренции и конкурентоспособности давно изучены и обсуждены экономистами, но проблема практической оценки конкурентоспособности стоит еще острее в силу ее практического применения. Поскольку нет единства в понимании конкурентоспособности, вернее, есть уверенность в том, что это сложная и многогранная ценность, на которую влияют многие факторы, вполне естественно, что существует множество методов оценки конкурентоспособности. В то же время не существует единой методологии оценки (что, вероятно, просто невозможно из-за сложности характеристик и огромного количества признаков в различных отраслях), но нет единого подхода к оценке. Кроме того, российский (или, скажем, советский) подход к оценке конкурентоспособности предприятия существенно отличается от зарубежного – наши специалисты стремятся дать точную количественную оценку с использованием различных подходов, в то время как экономисты международного уровня фактически не используют такие величины, очень часто прибегая к матричным методам оценки. В связи с тем, что зарубежные эксперты в большей степени ориентированы на оценку конкурентоспособности предприятия, а также в связи с большим количеством различных методов оценки, и, что самое главное, подходов к оценке компетентности предприятия, а также в связи с большим количеством различных методов оценки российских специалистов, отсутствует классификация методов оценки. Кто-то выделяет две группы методов (графические и аналитические), кто-то-четыре (матричные, основанные на оценке конкурентоспособности продукции, основанные на методе эффективной и комплексной конкуренции). Конкурентная среда – это среда существования предприятия, а также система показателей, относительно которых выявляется конкурентоспособность предприятия [17, С.27]. Уровень активности конкурентной среды является определяющим моментом в построении маркетинговой политики предприятия, в выборе средств и методов ведения конкурентной борьбы. Для проведения анализа конкурентной среды применяются следующие методические подходы [14, С.13]: 1) Структурный подход - это подход, предполагающий получение информации о каналах приобретения и реализации товаров; числе продавцов, посредников и конечных покупателей; их доле на рынке; положение предприятия с поставками сырья; политику выпуска и сбыта продукции предприятием; распределение продаж между внутренним рынком и экспортом; географию хозяйственных; барьеры для входа на рынок; возможную вертикальную интеграцию и вертикальные ограничения. Сбор информации возможен следующими методами: анкетирование и опросы, сегментация рынка, кластерный анализ, факторный анализ, микро - и макросегментация потребительского рынка, анализ конкурентов, конкурентная разведка - бенчмаркинг, стратегический анализ и стратегическое планирование, SWОT - анализ, реst-анализ, модель М. Портера, сценарное планирование. 2) Ценовой подход-это подход, который предполагает изучение ценовой политики предприятий, региональной дифференциации и динамики цен на рынке. Методы подхода: ценовой мониторинг конкурентной среды-конкурентов и поставщиков, построение индексов цен, ценовой анализ проводится в сопоставимой валюте и единицах измерения. 3) Экономический подход - это подход, который означает анализ влияния государственной политики на рынке, выявление различных форм контрактов на рынке и различных форм расчетов. Методы подхода: квазиэкспериментальный анализ, экспериментальный анализ, анализ общего воздействия, качественный анализ. 4) Статистический подход - это подход, означающий анализ конкурентной среды путем наблюдений и обработки данных с применением методов сбора, контроля, редактирования, сводки и группировки первичных статистических данных, а также оценки точности официальной статистической информации и ее систематизации. Методы подхода: расчет коэффициентов концентрации рынка (СR), индекс Херфиндаля-Хиршмана (HHI). 5) Сравнительный подход - это подход, основанный на сравнении субъектов конкурентной среды по четко заданному набору параметров (в основном на основе первичной информации, когда выбираются параметры сравнения конкурентов и выясняются мнения потребителей, продавцов, поставщиков относительно этих параметров, затем информация сводится в удобную форму - матрицу или таблицу). 6) Ситуационный подход - зависимости от ситуации на предприятии (отрасли), рекомендуется производить выбор информации, необходимой для анализа конкурентного положения. Каждый из представленных подходов имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их в таблице 1.4 [19, С.65]. Таблица 1.4 Достоинства и недостатки методических подходов анализа конкурентной среды Подход Достоинства Недостатки Структурный Быстрота ответа на интересующие вопросы, простота последующего сведения первичной информации в нужную форму, представление мнения о деятельности конкурента Субъективность, неполнота, сложность доступа и дороговизна (в случае со специальными аналитическими службами) сбора и обработки информации Ценовой Выявление последних цен альтернативных поставщиков на интересующие товарные позиции. Отслеживание временной динамики цен на товары. Сравнение во времени ценовой политики конкурентов по определенному товару. Нерегулярность подачи информации, отсутствие контроля за достоверностью информации, использование информации невозможно из-за ее индивидуальных особенностей (единицы измерения, номенклатура). Экономический Выявление роли и степени влияния государственного регулирования процессов конкурентной среды Сложность сбора информации, наличие временного лага при введении государственных преобразований и отражением данных преобразований на конкурентной среде. Статистический Обеспечение сводной информацией, позволяющей лучше оценить эффект, произведенных изменений в конкурентной среде, отсутствие субъективного мнения. Дороговизна получения исходных данных, трудоемкость процесса исследования. Сравнительный Быстрота и относительная дешевизна. Опасность субъективности и неточности мнений Ситуационный Возможность приобретения готового отчета хорошо зарекомендовавшей себя маркетинговой или консалтинговой компании, позволяющий держать контроль над конкурентами и наиболее эффективно реагировать на изменения рынка Вероятна недостаточность данных для полноценного анализа Поэтому можно сделать вывод, что комплексный подход исследования и анализа конкурентной среды организации должен быть оптимальным с учетом поставленных целей. Подходы во многих отношениях дополняют друг друга, что приводит к более тщательному анализу. Ограничений по комбинированию нет. 1.3 Подходы к управлению конкурентоспособностью Любая самоуправляемая система представляет собой единство двух подсистем: объекта управления и субъекта управления, осуществляющего сознательное воздействие на объект для достижения этой цели. В процессе управления происходит взаимодействие объекта управления и подсистемы управления, заключающееся в обмене информацией, энергетическими и финансовыми потоками между собой, внутренней и внешней средой. Система управления конкурентоспособностью является обеспечение формирования и развития устойчивых конкурентных преимуществ высокого уровня, в том числе производства высококонкурентных товаров или услуг под влиянием высокой степенью неопределенности и изменчивости окружающей среды, оказывая управляющие воздействия на формирование и поддержание факторов и показателей конкурентоспособности предприятия. Системное управление конкурентоспособностью предполагает [18,С.8]: - установление целевой ориентации системы и рамок ее функционирования; - определение конкретных целей, объектов, критериев функционирования системы; - разработку системы базовых показателей функционирования системы; - формирование состава задач системы; - разработку функциональной структуры системы; - установление регламентов принятия управленческих решений при изменении показателей деятельности системы; - определение регламентов развития и совершенствования системы. Целью системы управления конкурентоспособностью является повышение эффективности деятельности организации на основе разработки механизма комплексной оценки и обоснованности всех принимаемых управленческих решений с точки зрения их влияния на конкурентоспособность предприятия как экономической системы. Система управления конкурентоспособностью представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, функционирующих во времени в целом, при решении основной задачи - обеспечить достижение запланированных стратегических целей развития предприятия путем наилучшего удовлетворения потребностей всех заинтересованных хозяйствующих субъектов. Современной наукой сформулированы следующие подходы к управлению конкурентоспособностью организации [2, С.77]: - системный подход, который рассматривает объекты как многокомпонентные системы, представляющие совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, влияющие на результат функционирования и использования объекта, при этом свойства системы не тождественны сумме свойств каждого из элементов, поскольку существует синергетический эффект. На рис. 2 показано место управления конкурентоспособностью в общем управлении организацией в рамках системного подхода. Рис.2. Структурная схема управления конкурентоспособностью организации В представленном контексте управление конкурентоспособностью – это совокупность субъектсубъектных и объект-субъектных отношений, направленных на формирование таких свойств системы, которые позволят организации получить экономические преимущества перед конкурентами. Вход системы управления – это ресурсы, которые могут быть аккумулированы организацией для осуществления своей основной деятельности. Выход системы – это конечный результат деятельности предприятия. Поскольку управление экономическим объектом имеет своей целью осуществление целенаправленной деятельности согласовано и с максимальной степенью эффективности, а конкурентоспособность предприятия – это инструмент, который позволяет достичь такой эффективности, следовательно, целесообразна организация управления конкурентоспособностью как особого элемента общей системы управления; - инновационный подход предполагает ориентацию развития производства на активизацию инновационной деятельности в области базовых наукоемких технологий; - комплексный (междисциплинарный) подход должен учитывать технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические аспекты управления и их взаимосвязи; - глобальный подход может быть реализован через развитие новых информационных технологий, которые позволяют значительно упростить международную интеграцию и кооперацию; - маркетинговый подход предполагает ориентацию на потребителя управляющей подсистемы при решении любых задач. В рамках данного подхода основными критериями становятся: - повышение качества объекта в соответствии с потребностями клиентов; - экономия ресурсов потребителя за счет повышения качества продукции, сервиса и других факторов; экономики ресурсов в процессе производства за счет реализации эффекта масштаба, НТП и совершенствованию системы менеджмента. - эксклюзивный подход к управлению конкурентоспособностью заключается в приобретении субъектом управления исключительного права на пользование по своему усмотрению новшеством в любой области деятельности или конкурентным преимуществом. - процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные, объединяющие принятие управленческих решений в единый непрерывный процесс; - структурный подход заключается в определении значимости приоритетов среди факторов конкурентоспособности с целью установления рациональности соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов; - ситуационный подход предполагает, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией; - поведенческий подход основан на оказании помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, способностей на основе применения концепций поведенческих наук. Основной целью такого подхода является повышение эффективности человеческих ресурсов. Таким образом, анализ конкурентоспособности предприятия играет важную роль в его деятельности, способствует выработке стратегии развития и контролю внешних факторов, помогает выявить потенциальные угрозы и новые возможности, что в результате позволяет использовать эффективные методы конкурентной политики. Конкурентоспособность предприятия-обусловлена экономическими, социальными, политическими факторами стабильного положения предприятия на внутреннем и внешнем рынках. В открытой экономике эту концепцию также можно определить как эффективное управление способностью предприятия противостоять конкуренции. В настоящее время единой методологии оценки конкурентоспособности не существует. Российские эксперты склонны давать точную количественную оценку, используя различные подходы, в то время как международные экономисты прибегают к матричным методам оценки. Повышению конкурентоспособности предприятия способствует инновационная деятельность, когда осуществляется непрерывное внедрение в производство новой, более совершенной продукции; происходит устойчивое снижение всех видов издержек производства; производится увеличение качественных и потребительских характеристик при снижении цен на продукцию. Роль менеджмента в повышении конкурентоспособности предприятия заключается в том, что совершенствование управления приводит к повышению конкурентоспособности организации. ? Глава 2. Анализ управления конкурентоспособностью АО «НМЖК» 2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности АО «НМЖК» Приоритетными направлениями развития Общества являются: - Увеличение производства и реализации продукции, - Повышение конкурентоспособности продукции за счет: повышения качества продукции, эффективного управления имеющимися ресурсами. «Нижегородский масложировой комбинат» является одним из ведущих участников Масложирового союза (МЖС) - организации, созданной для выработки общих внутриотраслевых правил и отстаивания общих интересов отрасли в органах государственной власти. Председателем Совета МЖС в 2003 г. во второй раз избран председатель Совета директоров ГК «НМЖК» Н. Н. Нестеров. «НМЖК» – один из основных акционеров АО «Созмаргаринпром», которое создано для информационно-аналитического, технологического и методического обслуживания предприятий отрасли по различным вопросам их деятельности, внедрения научно-технических достижений, повышения качества, безопасности и конкурентоспособности продукции. Управлением конкурентоспособностью предприятия занимается отдел маркетинга, который является самостоятельным структурным подразделением АО «НМЖК», подчиняется заместителю директора по маркетингу и возглавляется начальником отдела, который назначается и освобождается от должности директором предприятия по представлению заместителя директора по маркетингу. Согласно «Положению об отделе маркетинга АО «НМЖК» основная его функция состоит в управлении конкурентоспособностью предприятия и выпускаемой им продукции. В соответствии с этим же положением координация работ по управлению конкурентоспособностью возложена на «Аналитическую службу управления конкурентоспособностью продукции и предприятия» и включает решение следующих основных задач: - разработка тактических и стратегических программ маркетингового управления предприятием, его конкурентоспособностью и конкурентоспособностью выпускаемой продукции; - исследование потребительских свойств производимой продукции и предъявляемых к ней требований покупателями; - исследование факторов, определяющих конъюнктуру рынка, структуру и динамику потребительского спроса на продукцию АО «НМЖК» и конкурентов; - ориентация разработчиков продукции и производства на выполнение требований потребителей к выпускаемой продукции; - сегментация рынков и расширение зон стратегического хозяйствования; - изучение мероприятий конкурентов по совершенствованию аналогичных товаров, повышению адаптации и конкурентных преимуществ; - разработка нормативов конкурентоспособности предприятия и контроль над их выполнением; - внедрение методик количественной оценки уровней конкурентоспособности продукции и предприятия; - прогнозирование уровня конкурентоспособности предприятия и выпускаемой продукции; - анализ стратегического потенциала, ресурсов, результатов хозяйственной деятельности, требований рынка и степени их удовлетворения; - оценка и анализ конкурентоспособности предприятия и продукции, а также координация работ по формированию и реализации организационно-экономических мероприятий ее повышения; - мониторинг в режиме реального времени внешних и внутренних факторов конкурентоспособности предприятия; - формирование краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных маркетинговых стратегий управления конкурентоспособностью предприятия и продукции на основе прогнозирования различных сценариев развития внутренней и внешней среды предприятия; - анализ и прогнозирование рыночной цены; - осуществление эффективной рекламной деятельности предприятия и –стимулирование сбыта продукции. В настоящее время основные цели предприятия состоят в получении конкурентных преимуществ по следующим направлениям: диверсификация основного производства и обновление номенклатуры выпускаемой продукции; снижение себестоимости выпускаемой продукции; дифференциация продукции.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Экономика предприятия, 67 страниц
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg