Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Проблемы психологической готовности ребенка и обучению в школе

suhodoeva.alena 300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 32 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 26.06.2020
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы основные компоненты готовности. Это объясняется как непониманием большинством родителей все важности этой проблемы, так и отсутствием конкретных и понятных неспециалистам рекомендаций по данному вопросу. Данна курсовая работа состоит из теоретической и практической части. Защити проходила в апреле 2019 года и прошла на отлично.
Введение

Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 – 40 % детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы основные компоненты готовности. Это объясняется как непониманием большинством родителей все важности этой проблемы, так и отсутствием конкретных и понятных неспециалистам рекомендаций по данному вопросу. Каждый поступающий в школу ребенок, прежде всего, должен хорошо овладеть грамотой, то есть научиться читать и писать правильные и достаточно беглое чтение, равно как и грамотное письмо, являются необходимыми условиями для усвоения учеником всех других школьных предметов, а значит и для успешности его обучения в целом. Ребенок до обучения в школе должен достичь определенного физиологического и умственного уровня, а также эмоционально-волевого развития. Обучение в школе требует достаточного запаса знаний о мире и сформированных элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, обобщать и различать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свои действия и контролировать себя. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости». Цель исследования – выявить особенности психологической готовности дошкольников к школе. Объект исследования – психологическая готовность детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования – особенности психологической готовности дошкольника. Задачи исследования: 1. Теоретический анализ литературных источников по теме исследования. 2. Раскрыть понятие психологической готовности в психологической науке. 3. Рассмотреть возрастные особенности детей дошкольного возраста. 4. Выявить гендерный аспект развития дошкольников. 5. Организовать, провести эмпирическое исследование, сформулировать выводы исследования. Методы исследования – анализ литературы по теме исследования.
Содержание

1.1 . Понятие «психологической готовности» к школе Проблема готовности ребенка к школе является одной из наиболее актуальных в психологии. Психологическая готовность к школьному обучению – необходимое условие для освоения школьной учебной программы ребенок. Она формируется в общении ребенка со взрослыми и сверстниками, в игре, посильном труде и дошкольном обучении. Психологическая подготовка ребенка к обучению в школе является важным шагом в воспитании и обучении. Требования к ребенку заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний. Психологическая готовность к школе включает в себя не только сформированные качества, но и предпосылки к их дальнейшему усвоению. Задача выявления содержания психологической готовности к школе – это и есть задача установления предпосылок собственно «школьных» психологических качеств, которые могут и должны быть сформированы у ребенка к моменту поступления в школу. Существует несколько подходов к критериям готовности детей к школе. Так, достижение определенной степени морфологического развития (например, смены молочных зубов), умственное развитие детей, определенный уровень мотивационо-личностного развития являются критериями готовности детей к обучению в школе. Как показывают исследования в данной области, готовность ребенка определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием, т.е. здесь имеет значение весь комплекс факторов. В работах отечественных психологов содержится глубокая теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школе, идущая своими корнями из трудов Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина. Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Есть точка зрения, что слабое развитие произвольности – главный камень преткновения психологической готовности к школе.
Список литературы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1 Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям. Изд-во: Ин-т практической психологии, 2016. 2 Асеев В.Г. Возрастная психология: учебное пособие. – Иркутск, 2001. 3 Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. – М – 2016. 4 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 2008. 5 Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. М., 1956 6 Гуревич К.М. Что такое психодиагностика. ? М., 1985. 7 Мухина В.С. Детская психология. – М., 2016. 8 Немов Р.С. Психология. Книга 2. – М., 2019. 9 Общая психодиагностика / под ред. Д.А.Бодалева, В.В.Столина. – М., 2012. 10 Орлов Р.Б. Методы современной возрастной и педагогической психлогии. – М., 2016. 11 Практикум по возрастной психологии / Под. ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. – Санкт-Петербург. – 2012. 12 Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект. – М., 2010. 13 Проскура Е.В. Развитие познавательных способностей дошкольника. – Киев, 2015. 14 Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольников. – М., 2016. 15 Усова А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избранное. Челябинск: ЧГПУ, 2016
Отрывок из работы

2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 2.1. Диагностика психического развития дошкольников Диагностика сформированности предпосылок учебной деятельности направлена на определение готовности школьника к новой для него деятельности – учебной. В отличие от игровой учебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность. Большая часть учебных заданий, с которыми сталкивается первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец. Именно эти умения относятся к так называемым предпосылкам учебной деятельности, то есть к тем, которые еще не являются в полной мере учебными действиями, но необходимы для начала ее усвоения. Для диагностики предпосылок учебной деятельности можно использовать комплекс методик, состоящий из диагностики умения ориентироваться на систему требований – методика «Бусы», умения ориентироваться на образец – методика «Домик», умения действовать по правилу – методика «Узор», уровня развития произвольности – методика «Графический диктант». Методика «Бусы» Цель: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух. Оборудование: не менее шести фломастеров или карандашей разного цвета, лист с рисунком кривой, изображающей нитку. Работа состоит из двух частей: 1 часть (основная) ? выполнение задания (рисование бус), 2 часть ? проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус. 1 часть: на изображенной нитке нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя. 2 часть: повтор задания для самостоятельной проверки рисунков детьми. В случае ошибки рядом создается рисунок. Оценка выполнения задания: отличный уровень ? задание выполнено правильно, учтены все пять условий: положение бусин на нитке, форма бусин, их количество, использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины; хороший уровень ? при выполнении задания учтены 3-4 условия; средний уровень ? при выполнении задания учтено 2 условия; низкий уровень ? при выполнении задания учтено не более одного условия. Методика «Домик» Цель: выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия. Содержание: как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы проверить, все ли верно. Неточности можно исправить. Точное воспроизведение оценивается 0 баллов, за каждую допущенную ошибку начисляется 1 балл. Ошибками являются: а) неправильно изображенный элемент; правая и левая части забора оцениваются отдельно; б) замена одного элемента другим или отсутствие элемента; в) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены; г) сильный перекос рисунка. Оценка методики: отличный уровень – 0 ошибок; хороший уровень – 1 ошибка; средний уровень – 2-3 ошибки; низкий уровень – 4-5 ошибок. Методика «Узор» Цель: проверить умение действовать по правилу. Содержание: слушая задание, соединять треугольники и квадраты, чтобы получился узор. Три правила: а) два треугольника, два квадрата или квадрат с треугольником можно соединять только через кружок; б) линия нашего узора должна идти только вперед; в) каждое новое соединение надо начинать с той фигурки, на которой остановилась линия, тогда линия будет непрерывной и в узоре не получится промежутков. Далее предлагается стимульный материал для выполнения методики «Узор» и начинается диктант. Содержание диктанта: соедините треугольник с квадратом, квадрат с треугольником, два треугольника, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, треугольник с квадратом, два квадрата, квадрат с треугольником, два треугольника, два треугольника, треугольник с квадратом. Оценка результатов. Каждое правильное соединение засчитывается за два очка. Правильными являются соединения, соответствующие диктанту. Штрафные очки (по одному) начисляются: 1) за лишние соединения, не предусмотренные диктантом (кроме находящихся в конце и в начале узора, то есть предваряющих диктант и следующих за ним); 2) за «разрывы» ? пропуски «зон» соединения – между правильными соединениями. Все остальные возможные виды ошибок не учитываются вовсе, так как их наличие автоматически снижает количество начисляемых очков. Окончательное количество набранных баллов вычисляется за счет разницы между количеством правильно набранных очков и количеством штрафных очков (из первых вычитают вторые). Максимально возможное количество очков в каждой серии – 24 (0 штрафных очков). Максимально возможное количество очков за выполнение всего задания ? 72. Интерпретация полученных результатов: отличный уровень – 60-72 очка - достаточно высокий уровень умения действовать по правилу. Может одновременно учитывать несколько правил в работе; хороший уровень – 48-59 очков ? умение действовать по правилу сформировано недостаточно. Может удерживать при работе ориентацию только на одно правило; средний уровень – 36-47 очков ? низкий уровень умения действовать по правилу. Постоянно сбивается и нарушает правило, хотя и старается на него ориентироваться; низкий уровень – менее 36 очков ? умение действовать по правилу не сформировано.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 29 страниц
290 руб.
Курсовая работа, Психология, 31 страница
320 руб.
Курсовая работа, Психология, 20 страниц
240 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg